Машина на ходу начала дергаться и заглохла причины
Автомобиль, двигатель которого остановился во время движения, может создать довольно опасную аварийную ситуацию, и не имеет значения в городе вы находитесь или на трассе.
Что делать, машина заглохла на ходу и не заводится:
7 причин почему заглохла машина на ходу
Ниже приведены 7 самых распространённых причин остановки двигателя, как диагностировать проблему и решить ее, прежде чем вызвать эвакуатор.
Наиболее распространенные причины, по которым ваша машина заглохла на ходу:
Причина №1: Низкий уровень топлива или утечка в топливной системе
Конечно, первое, что вы должны проверить после остановки двигателя, это указатель уровня топлива.
Причина №2: Проблемы с аккумулятором
Плохая батарея является одной из самых распространенных причин, по которым автомобиль может заглохнуть. Большинство людей думают, что севший аккумулятор является причиной остановки двигателя. Но это не совсем так, на самом деле, если ваша батарея разряжена, автомобиль будет работать, но с высоким шансом появления неисправностей. Когда ваша батарея не выдает достаточное количество энергии, генератор берет на себя большую нагрузку, чтобы поддерживать работу двигателя. Когда генератор перегружен, он, соответственно, нагружает двигатель автомобиля. Именно нагрузка на двигатель вашего автомобиля на самом деле приводит к его остановке, так что это эффект домино.
Проверьте насколько заряжен ваш аккумулятор. Это можно сделать, используя цифровой вольтметр.
Сначала выключите двигатель автомобиля, и включите ближний свет. Далее откройте крышку капота, и подключите вольтметр к соответствующим выводам с вольтметра к плюсу и минусу на аккумуляторе.
Автомобильные аккумуляторы в исправном состоянии выдают 12,66 вольт. Если показания вольтметра ниже 12,45 В, аккумулятор необходимо перезарядить.
Причина №3: Неисправность топливного насоса (ТНВД)
К сожалению, обычно автомобиль не имеет предупреждения на панели приборов о неисправности топливного насоса. Поэтому впервые вы обнаружите эту проблему после того, как машина заглохнет.
Во время работы ТНВД издает слабый жужжащий звук. Если при включении зажигания вы не слышите характерного шума с задней части автомобиля, то скорее всего, имеет место неисправность ТНВД. Поскольку вы не можете завести свой автомобиль, единственным вариантом будет его буксировка в автосервис.
Причина №4: Топливо с избытком влаги
Причина №5: Проблемы с электропроводкой
Если вы исключили приведенные выше причины, виновата плохая проводка.
Чтобы выяснить, не повреждена ли проводка, проверьте систему управления холостым ходом. Вы должны убедиться, что провода подключены верно. Вы также должны убедиться, что провода не начинают искрить при включении зажигания. Если вы заметили коррозию, самое время заменить провода.
Причина №6: Проблемы с давлением топлива
Если ваш автомобиль останавливается только при движении вверх или вниз по склону, причиной является низкое давление топлива. Без достаточного давления топлива ваш автомобиль будет работать ненадежно.
Если у вас низкое давление топлива, ваш автомобиль может нормально работать на ровной поверхности, но как только вы поднимитесь в гору, ваш автомобиль, вероятно, заглохнет без достаточного давления. К счастью, это одна из самых простых проблем. Решается она путем добавления очистителя топливной системы в бензобак.
Причина №7: Проблемы с распределителем зажигания
Распределитель зажигания играет жизненно важную роль в здоровье вашего двигателя. Он подает напряжение на свечи зажигания. Если проводка плохая или роторы забиты, это может привести к сбою синхронизации. Свеча зажигания будет пропускать зажигание на своем такте, если она сработает в неправильное время. Эти пропуски зажигания приводят к остановке работы двигателя.
Визуально проверьте распределитель зажигания и убедитесь, что он чистый и не имеет следов коррозии.
Если вы не уверены, где находится распределитель зажигания. Лучшим решением в данном случае является буксировка автомобиля в ближайший автосервис.
Решить проблему можно самостоятельно, следуя списку выше, или можете обратиться к специалистам. Помните, что нужно действовать быстро, чтобы не попасть в аварию и не лишиться автомобиля.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Почему машина дергается, троит и глохнет — наиболее частые причины
Если машина дергается, троит и глохнет по причине любых действий водителя или вообще без видимого повода, то источником проблемы всегда является один из цилиндров.
Владельцы старых, а нередко и новых автомобилей хотя бы раз встречались с нестабильной работой силового агрегата, о которой опытные водители говорят «двигатель троит». Причина, почему машина троит и глохнет, всегда связана с техническим состоянием мотора или его систем. Поэтому нестабильная дерганая работа двигателя является серьезным поводом для глубокой проверки «сердца» авто.
Если двигатель троит, значит, внутри него что-то неисправно или не настроено
Что означает термин «троит»
На легковые и грузовые автомобили устанавливают четырехтактные моторы внутреннего сгорания, об устройстве и работе которых, а также наиболее частых неисправностях и их причинах, мы рассказывали в этих статьях:
Термин «троит» появился в эпоху четырехцилиндровых моторов, когда еще не было силовых агрегатов с шестью или больше цилиндрами. И означал он, что один из цилиндров перестал работать, функционируют всего три. В результате меняется звук, который издает двигатель: вместо ровного урчания появляется какой-то диссонанс.
Помимо этого, резко падают мощность силового агрегата и стабильность его работы, а расход топлива, наоборот, заметно возрастает. Нередко такой силовой агрегат глохнет при работе на различных режимах, в том числе, когда водитель плавно или резко нажимает педаль газа. Еще одним проявлением этого дефекта является сильная вибрация с рваным ритмом.
Не важно, какой пробег и в каком состоянии находится ДВС, эта проблема все равно может возникнуть.
Помните, если машина дергается, троит и глохнет по причине любых действий водителя или вообще без видимого повода, то источником проблемы всегда является один из цилиндров, который не работает штатным образом. Чтобы убедиться, что двигатель функционирует с перебоями, а также найти дефектный цилиндр, сделайте следующее:
Троение мотора всегда сопровождается вибрацией, которую можно ощутить руками или даже увидеть
Почему двигатель троит
Чтобы понять, почему машина троит и глохнет, необходимо рассмотреть, какие детали или системы могут повлиять на работу только одного цилиндра. Проблема в том, что причин у такого поведения чаще всего несколько. К примеру, забитый воздушный фильтр снижает подачу воздуха, но для большинства камер сгорания его хватает, однако одна из них либо создает меньшую компрессию, либо испытывает проблемы с розжигом смеси. Тем не менее, основными причинами, по которым машина заводится, троит и глохнет, являются следующие проблемы одного из цилиндров:
Низкая компрессия
Все камеры сгорания одного силового агрегата изготовлены из одинаковых материалов: падение компрессии происходит с равной скоростью. Даже когда западают поршневые кольца, разница создаваемого давления не превышает 1–2 атм и не может стать причиной того, что машина дергается троит и глохнет. Ведь для этого падение компрессии должно быть гораздо больше. При компрессии 6 атм для бензиновых и 20 для дизельных силовых агрегатов двигатель плохо, но работает, а вот дальнейшее снижение приводит к остановке. Поэтому нижней границей компрессии является значение 5 атм для бензинового и 18 для дизельного силового агрегата.
Замер компрессии двигателя
Чаще всего причинами такого падения давления являются:
Помните: только пробой прокладки ГБЦ происходит без появления предварительных симптомов и за очень короткий промежуток времени (несколько минут), остальные же неисправности развиваются постепенно. Кроме того, все эти дефекты являются следствием неправильной эксплуатации или плохого технического состояния мотора. К неправильной эксплуатации можно отнести:
Берегите свое транспортное средство и используйте его аккуратно, это защитит мотор от сильного падения компрессии в одном из цилиндров. К технической неисправности силового агрегата можно отнести:
Чтобы избежать ситуаций, когда машина иногда троит и глохнет из-за этих дефектов, проводите диагностику мотора два раза в год или чаще. Причем чем старше транспортное средство, тем меньше должны быть перерывы между проверками.
С помощью такого инструмента измеряют компрессию двигателя
Неисправный бронепровод
Чаще всего неисправностью бронепровода, из-за которых машина троит, глохнет и плохо заводится, является плохой контакт со свечой или клеммой катушки зажигания. Можно попробовать разжать контакты со стороны катушки, ведь бронепровод вставляется в нее и наоборот, сжать наконечник со стороны свечи, потому что его надевают на эту деталь. Если вы не знаете, как сделать такой ремонт или он не дал результата, замените его. Для этого переставьте соседние бронепровода местами, затем снимите сменный провод. Дальнейшее ухудшение работы двигателя подтвердит неисправность бронепровода, если же работа мотора не изменится, то ищите другую причину.
Неисправна свеча зажигания
Если замена бронепровода не дала результата, ведь машина троит и глохнет, выкрутите и осмотрите свечу. Любые ее дефекты могут быть следствием как заводского брака, так и технической неисправности силового агрегата, например, плохой работы одной из форсунок. Чтобы определить причину, установите новую свечу и проверьте ее состояние через несколько сотен км. Если она чистая и не обгорела, то проблема в заводском браке, однако черный налет или другие дефекты подтверждают плохое техническое состояние движка.
Неисправность трамблера
На карбюраторных моторах трамблер вместе с бегунком распределителя зажигания раздает высоковольтные скачки напряжения по свечам каждого цилиндра. Если один из контактов трамблера подгорел или покрыт грязью, то сила искры соответствующего цилиндра будет меньше, что нередко приводит к тому, что машина троит и глохнет при нажатии педали газа или на других режимах. Иногда повреждение контакта не заметно при визуальном осмотре детали: учитывая ее невысокую стоимость, мы рекомендуем менять ее на новую.
Так выглядит трамблер карбюраторного мотора
Неисправность одной из катушек зажигания или одного из контактов
Инжекторные двигатели оснащают несколькими катушками зажигания, ведь это позволяет избавиться от архаичного трамблера и регулировать раздачу высоковольтных импульсов по свечам зажигания с помощью электронного блока управления (ЭБУ) двигателем. Если машина дергается троит глохнет по причине неисправности одной из катушек, то проверить их можно с помощью тестера, переведя его в режим изменения сопротивления. Для первичной обмотки нормальным является сопротивление в 0,5–2 Ом, для вторичной 5–10 кОм, однако более точные данные нужно искать в технической документации к вашему автомобилю.
Если сопротивление любой из обмоток отличается от указанного в технической документации, то катушка неисправна и ее необходимо заменить. Помните – если сопротивление сильно ниже стандартного, значит, какие-то витки обмотки замкнулись между собой, это представляет серьезную угрозу для ЭБУ, ведь может сжечь ключевые транзисторы. Если же сопротивление любой обмотки заметно выше стандартного, значит, между клеммой и намотанным проводом есть какое-то препятствие, например, непропаянный контакт. Это не представляет угрозы для ЭБУ, но деталь все равно нужно заменить.
Неисправна одна из форсунок
Если при нажатии газа инжекторная или дизельная машина троит и глохнет, то возможной причиной является неисправная форсунка. Вот наиболее частые дефекты этих деталей:
Определить неисправность форсунки в домашних условиях почти невозможно, ведь для этого необходим специальный стенд, поэтому мы рекомендуем обратиться к хорошему топливщику, у которого есть все нужное оборудование.
Если одна из форсунок неисправна, мотор будет троить
Что делать, если мотор начал троить
Для большинства автовладельцев, не имеющих профильного технического образования, причина, почему машина троит и глохнет, кажется странной и непонятной. Однако даже начинающий автомеханик знает – это лишь внешнее проявление дефектов двигателя. Поэтому при первых признаках троения проводите диагностику, если же вы не умеете этого делать, или у вас нет требуемого оборудования, обратитесь в ближайший, а лучше в проверенный автосервис. Опытный механик определит причину за 5–10 минут, после чего предложит варианты решения проблемы.
Обращайте внимание, когда появляется троение. Если это происходит с холодным мотором, а после прогрева нормальная работа восстанавливается, то есть шанс обойтись «малой кровью», то есть незначительным и недорогим ремонтом. Такая же ситуация возникает при нестабильной работе на холостом ходу, зачастую достаточно отрегулировать мотор и его системы, после чего троение исчезнет.
Когда дефект появляется после прогрева, то есть троит горячий силовой агрегат, без серьезного ремонта не обойтись. Ведь помимо зажатых клапанов, которые незначительно снижают компрессию после прогрева, есть и другие причины, совместное воздействие которых выключает один цилиндр из общей работы двигателя.
Заключение
Причина, почему машина троит и глохнет, всегда связана с техническим состоянием двигателя и его дополнительных систем (зажигания и подготовки топливовоздушной смеси). Поэтому лучшей защитой от таких неисправностей служит регулярная диагностика силового агрегата и оперативное устранение даже мелких неполадок.
Машина дергается на ходу
Калькулятор перевода давления в барах на МПа, кгс и psi
Онлайн конвертер чтоб перевести давление в мегапаскалях (мПа) на килограммы (кгс см2), бар, фунт силы (psi) и атмосферы
Рывки автомобиля при езде в большинстве случаев являются признаком неполадок в системе питания двигателя, зажигания или трансмиссии. Перед продолжением эксплуатации в такой ситуации лучше выяснить, почему начинает дергаться машина на ходу. Некоторые неисправности, приводящие к таким симптомам, могут угрожать безопасности или спровоцировать более серьезные поломки.
В этой статье расскажем о том, что делать, если машина дергается на ходу, как найти виновника проблемы и устранить неисправность.
Причины, по которым может дергаться на ходу машина
В этом разделе перечислены все наиболее распространенные причины, по которым машина троит и дергается на ходу. Для удобства потенциальные неисправности разделены в зависимости от используемого топлива и системы смесеобразования. Это позволит быстро определить, почему во время движения дергается авто с карбюратором, инжектором, дизельным двигателем, оснащенная ГБО или по крайней мере исключить возможные неполадки.
Почему машина дергается на ходу: причины для разных типов ДВС
Причины | Почему дергается на ходу | |||
---|---|---|---|---|
Инжектор | Карбюратор | На газе | Дизель | |
Неисправность или засор карбюратора | ✘ | ✔ | ✘ | ✘ |
Засор воздушного или топливного фильтра | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Засор газового фильтра | ✘ | ✘ | ✔ | ✘ |
Засор или износ форсунок | ✔ | ✘ | ✔ | ✔ |
Проблемы со свечами зажигания, катушками или ВВ проводами | ✔ | ✔ | ✔ | ✘ |
Подсос воздуха во впускной коллектор | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Неисправность ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки) или привода дросселя*** | ✔ | ✘ | ✔ | ✘ |
Неисправность датчиков: акселератора, РХХ (регулятора холостого хода), ДМРВ (датчика массового расхода воздуха), ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости), ДАД (датчика абсолютного давления) | ✔ | ✘ | ✔ | ✔* |
Неисправность или плохой контакт ДПКВ (датчика коленчатого вала) | ✔ | ✘/✔**** | ✔ | ✔* |
Неисправность бензонасоса | ✔ | ✔ | ✘ | ✘ |
Неисправность ТНВД (топливного насоса высокого давления) | ✘/✔** | ✘ | ✘/✔** | ✔ |
Неисправен газовый редуктор | ✘ | ✘ | ✔/✘** | ✘ |
Обмерзание редуктора или магистралей | ✘ | ✘ | ✔ | ✘ |
Износ или неверная настройка сцепления | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Некорректная работа КПП | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Износ ЦПГ, неисправности клапанов и гидрокомпенсаторов | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
Низкокачественное или неподходящее топливо | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ |
* актуально только для дизельных двигателей с системой впрыска Common Rail и аналогичными
** актуально только для авто с прямым впрыском и для систем ГБО 6 поколения под них, впрыскивающих жидкий газ
*** актуально для инжекторных авто с электронной педалью (e-газ)
**** актуально для карбюраторных авто с электронной (бесконтактной, микропроцессорной) системой зажигания
Выяснить, почему дергается на ходу автомобиль с карбюратором, можно только путем осмотра и проверки потенциальных мест локализации неполадки.
Основные причины почему машина дергается при движении: видео
В авто, работающих на газовом или дизельном топливе, многое зависит от поколения и особенностей системы подачи.
Помимо типа топлива и системы питания, проблематика неисправности зависит от условий, при которых автомобиль начинает дергаться:
Почему автомобиль дергается при езде в разных режимах
Некоторые неисправности, приводящие к появлению рывков, проявляются только на определенных режимах езды, к ним относятся:
Новый и поломанный датчик положения коленвала
Датчик положения дроссельной заслонки выходит из строя когда стираются контакты
Проверка датчика охлаждающей жидкости мультиметром
Диагностика датчика ДПДЗ: видео
Проверка датчика массового расхода воздуха с помощью мультиметра
Датчик абсолютного давления нуждается в периодической чистке
Ниже детально рассмотрим причины, почему дергается машина на ходу, отчего возникает тряска на холостых оборотах, а что может быть причиной рывков при медленном движении.
Почему дергается машина на холостом ходу
Если машина дергается при движении на холостом ходу, но нормально ведет себя при нажатии педали, проблемы с системой подачи топлива можно исключить. Они обычно проявляются как раз когда горючего нужно больше. Наиболее распространенными неисправностями, вызывающими рывки на ХХ, являются:
Машина дергается на холостом ходу, поиск и решение проблемы: видео
Если проблем на холостых нет, но машина дергается на ходу, понять в чем причина, помогут следующие разделы.
Дергается машина при движении на малых оборотах
Если автомобиль трогается рывками или машина на ходу начала дергаться на невысоких оборотах, причины могут быть следующими:
В чем причина когда автомобиль дергается в движении на малых оборотах: видео
При движении задним ходом машина дергается
Если машину дергает при включении задней передачи, в основном это связано с неполадками коробки передач, и из них можно выделить четыре основных причины :
Характерный износ шестерни заднего хода в МКПП
Дергается машина при движении при наборе скорости
При разгоне машина дергается преимущественно по нижеследующим причинам:
Подключение манометра к топливной рампе для измерения давления в топливной системе
Как найти причину и что делать
На авто с инжектором выяснять, почему начинает дергаться машина на ходу, нужно путем диагностики и чтения ошибок. Если имеется БК, отображающий их коды – дополнительное оборудование не нужно, в противном случае необходим OBD II сканер и ПО для него. Распространенные коды ошибок говорят о проблемах таких узлов:
Диагностика почему машина дергается: видео
Без компьютерной диагностики проверять, почему машина начала дергаться на ходу, придется путем поочередного осмотра узлов. Общая последовательность действий указана ниже.
Поиск причины рывков автомобиля при движении
Чтобы в полевых условиях выяснить причину, от чего машина дергается на ходу, действовать нужно в таком порядке:
Причины когда автомобиль дергается в движении, диагностика зажигания: видео
Сложнее всего проверять систему подачи топлива. При наличии прозрачных фильтров (как на карбюраторных моделях) можно визуально оценить подачу бензина, но без оборудования сделать замеры давления не выйдет. То же самое касается и форсунок.
Осторожно двигаться своим ходом к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности, можно при следующих неполадках:
Чтобы не навредить мотору сильнее, лучше воспользоваться автоэвакуатором
Большинство других проблем или просто не позволяет нормально передвигаться, даже тихим ходом, или опасны для мотора. Например, АКПП при дефиците масла быстро выходит из строя, ощутимый подсос воздуха чреват перегревом клапанов, пропуски зажигания на инжекторных моторах ускоряют износ катализатора, могут вызывать хлопки во впуске и другие проблемы. Поэтому, чтобы не усугубить проблему, лучше добраться до сервиса на эвакуаторе или на буксире (для авто с АКПП не далее чем на 50 км).
15 возможных причин почему машина начала дергаться
В большинстве случаев искать причину – почему машина начала дергаться – гораздо сложнее, чем когда двигатель отказал полностью или троит на холостых оборотах. Главным образом потому, что проблема проявляется только в движении. Еще куда более сложнее вычислить причину, если дерганье проявляется периодически, а не постоянно. Именно поэтому, если ваша машина начала дергаться, есть все шансы искать причину очень долго.
СОДЕРЖАНИЕ
Чтобы немного облегчить поиски неисправности, нужно, в первую очередь, понять общие причины, из-за которых автомобиль вообще может подергиваться. Также не лишним будет определить, при каких именно условиях проявляется дефект. Далее следует вооружиться списком из 20 возможных причин дерганья, отбросить заведомо невероятные, и поэтапно проверять каждый пункт. Хотя иногда, если есть опыт, поиски удается завершить успешно всего за два-три шага.
Алгоритм поиска причины зависит также от комплектации вашего автомобиля – бензин, дизель, газ, карбюратор, инжектор, механика или автомат и так далее. Понимание этого позволяет с ходу отбросить заведомо невероятные причины, почему машина начала дергаться.
Как именно машина начинает дергаться
Зачем нужно давать ответ на этот вопрос? Дело в том, что по характеру дерганья и условиях, при которых оно проявляется, можно сразу отбросить несколько причин, чтобы не копать в заведомо ложных направлениях. Например, если автомобиль подергивается только тогда, когда вы резко отпускаете педаль акселератора, то вам придется перебрать всего две причины из двадцати описанных ниже. Убедительно?
Эта часть статьи рассчитана, по большому счету, на начинающих водителей. Если вы ас со столетним опытом вождения, смело переходите к следующей части.
Если после прочитанного вы остались уверенными в том, что причина дерганья машины – не ваш стиль езды, продолжаем погружаться в тему.
Общие причины дерганья
Что такое вообще это дерганье? Какова его природа? Рассмотрим сей дефект, абстрагировавшись от сложного устройства автомобиля. То есть, как бы, по-простому попытаемся накинуть варианты, с чем может быть связано дерганье машины. Таких вариантов навскидку можно привести сразу пять:
С природой явления более или менее разобрались. Переходим к возможным причинам.
20 возможных причин дерганья
Не следует думать, что этот список – исчерпывающий. На самом деле возможных причин, почему машина начала дергаться – раза в три больше. Но, поскольку, многие из них очевидные, а также отсеялись в рассмотренных выше пунктах, осталось только 20.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раннее зажигание. 2. Свечи. 3. Высоковольтные провода. 4. Модуль зажигания. 5. Неравномерная компрессия. 6. Пропускающие клапана. 7. Подсос воздуха. 8. Форсунки. 9. Плохое топливо. 10. Бензонасос. 11. Фильтры. 12. Масло в камере сгорания. 13. Бортовой компьютер. 14. КХХ. 15. ДПДЗ. 16. ДПРВ. 17. ДМРВ. 18. Проводка. 19. Трансмиссия. 20. Провисший ремень ГРМ.
Если вы хорошо ориентируетесь в устройстве и принципе работы автомобиля, дальше можно не читать. Берите этот список, и пошагово прорабатывайте его в гараже. Для тех же, кто желает узнать больше, кратко опишем, как машина может дергаться по той или иной причине.
Раннее зажигание
Если у вас машина с дизельным мотором или бензиновым, но инжекторным, этой причины у себя вы не найдете. Попускайте. Если же двигатель карбюраторный, то эта причина является одной из самых часто встречающихся.
Суть вот в чем. Если момент опережения зажигания выставлено неправильно, то воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах может происходить слишком рано. То есть, поршень еще двигается вверх, а на него уже начинают давить расширяющиеся газы. В итоге, мотор, как бы, сам себе сопротивляется.
Немногим лучшая возникает ситуация, когда зажигание позднее. Топливовоздушная смесь воспламеняется уже тогда, когда поршень пошел вниз, и в результате ему передается далеко не вся энергия, которая могла бы быть передана. Более того, топливо может даже не успевать как следует прогореть, и часть его вылетит в трубу.
Свечи
Это «любимая тема» всех механиков, если дело касается нестабильной работы мотора. Проблема здесь простая, но вычислить ее не всегда просто. Заключается она в том, что какая-то из свечей зажигания срабатывает через раз, либо дает слабую искру. В результате топливовоздушная смесь либо не воспламеняется вообще (пропуск зажигания), либо начинает делать это с задержкой.
Свечи в бензиновом двигателе – это и вправду один из лучших индикаторов работы двигателя. По одному их внешнему виду можно многое сказать про мотор, и про то, чем он «болеет». Поэтому к свечам мы еще вернемся пару раз. Они помогут нам уточнить некоторые причины, по которым машина начала дергаться.
Как правило, если «виновата» какая-либо свеча зажигания, то машина дергается не в каком-то одном режиме езды, а сразу в нескольких. Выявить или же, наоборот, исключить эту причину из вероятных, можно только одним способом – заменой всего комплекта. Причем, устанавливать вовсе не обязательно новые свечи. Можно проверить стабильность работы двигателя и на заведомо исправных бывших в употреблении свечах.
Работоспособность свечей зажигания довольно сильно зависит от температурных режимов эксплуатации двигателя. Поэтому, заменив весь комплект на новый или заведомо рабочий, не спешите радоваться, если машина сразу же перестала дергаться. Проехать стоит несколько километров, хорошенько прогрев и нагрузив двигатель в разных режимах. Очень часто проблема с дерганьем возвращается, что означает непричастность свечей к проблеме.
Высоковольтные провода
Высоковольтные провода (броне провода в народе) – это те провода, через которые подаются импульсы от системы зажигания непосредственно к свечам. Чаще всего выходят они из строя при пробоях, выявить которые можно невооруженным глазом, посмотрев на них при работающем двигателе в полной темноте. К сожалению, как и многие детали автомобиля, броне провода ремонту или восстановлению не подлежат. Исключить их из списка потенциальных причин дерганья машины можно только заменой.
Опять же, не спешите радоваться, если после замены высоковольтных проводов проблема исчезла. Выводы об успешном ремонте стоит делать только после продолжительного заезда в разных режимах.
Иногда пробитый броне провод удается вычислить по тем же свечам. Поскольку из-за него присутствуют пропуски зажигания, на «его» свече будут видны следы в виде черного налета. Такой налет (если это не слой сажи, о чем будет сказано позже) свидетельствует о несгорающем топливе. Следует иметь в виду, что черная свеча – далеко не всегда «филонит» из-за высоковольтного провода или сама по себе. Такая же картина может иметь место в случае подачи в цилиндр слишком обогащенной топливовоздушной смеси.
Модуль зажигания
Отвечает за искрообразование в целом. Как правило, выходит из строя полностью, и чаще подвергается замене, когда двигатель либо не запускается вовсе, либо глохнет ни с того ни с сего. Хотя иногда из-за этого модуля машина может и дергаться. В некоторых отечественных моделях (конкретизировать не будем, так как владельцы и так знают об этом наверняка) модуль зажигания изначально «слабое звено» автомобиля. Потому, если сказанное относится к вам, в первую очередь, стоит копать именно в этом направлении.
Неравномерная компрессия
Во всех цилиндрах двигателя принципиально не может быть идеально одинаковой компрессии. Однако, даже если есть небольшой разброс, который можно увидеть при помощи обычного дешевого манометра (компрессометра), то это редко становится причиной того, что машина начала дергаться. Дефект более явным становится только в тех случаях, когда в каком-либо из цилиндров компрессия «упала» очень значительно.
Причина, по которой машина начала дергаться из-за компрессии, должна быть уже понятна даже начинающему автомобилисту. В таких ситуациях происходит неполноценная отработка рабочих тактов одним цилиндром, что приводит к нестабильной работе мотора даже под малейшими нагрузками.
К счастью, проверить и исключить из нашего списка компрессию просто даже в гаражных условиях. Компрессометр стоит копейки, а чтобы воспользоваться им, институт заканчивать необязательно. Нужен только помощник, который будет включать зажигание в салоне, пока вы будете измерять компрессию в цилиндрах.
Пропускающие клапана
Хоть и нечасто, но, все же, встречаются случаи, когда в дерганье машины виновата именно компрессия. Вернее, ее разброс, который компрессометром не определяется. В таких ситуациях «собака зарыта» оказывается в клапанах, которые во время рабочего такта двигателя должны прижиматься пружинами к своим седлам, и, соответственно, не выпускать создаваемое в камере сгорания давление от расширяющихся газов.
Если же пружины ослаблены, изношены и так далее, в ходе рабочего такта какой-то из клапанов может не выдерживать напора, и приоткрываться, что называется, в самый что ни на есть неподходящий момент. В результате часть расширяющихся газов, которые должны полностью передавать свою энергию поршню, вырываются либо обратно в топливный, либо в выпускной коллектор, и полезную работу, естественно, не выполняют.
Понятно, что никакими замерами компрессии такого дефекта заметить невозможно. Но и спешить вскрывать клапанную крышку тоже не стоит. Если машина начала дергаться, то сначала есть смысл проработать и отбросить более простые в диагностике и ремонте причины. Когда уж ничего не помогает, то деваться некуда – придется лезть «под крышечку». Тем более, что под ней может скрываться не только эта причина дерганья машины.
Подсос воздуха
Если в системе питания двигателя имеется подсос воздуха на общем для всех цилиндров участке, то машина, скорее, не дергается, а просто плохо тянет, либо наблюдаются так называемые плавающие обороты. Когда же подсос воздуха происходит там, где воздух или топливо (или все вместе в случае с карбюратором) уже идет на «свой» конкретный цилиндр, автомобиль начинает дергаться.
Суть проблемы крайне простая. В том цилиндре, на подходе к которому есть подсос воздуха, смесь получается обедненной. В результате поршень этого цилиндра передает на коленвал меньше энергии, чем остальные, а машина начинает дергаться. Если причина именно в этом, то неисправность проявляется себя при разгоне или при езде на малом газу под нагрузкой.
Искать то место, в котором топливная система подсасывает воздух непосредственно перед цилиндрами, крайне сложно. Увидеть этот дефект нельзя, услышать при работающем моторе – тоже. Остается только внимательно осматривать все возможные места подсоса, менять там прокладки, либо подтягивать ослабленные крепежи.
Форсунки
Форсунок нету только в карбюраторных моторах. В инжекторных бензиновых, а также в дизелях они присутствуют, и очень часто оказываются причиной дерганья машины. Происходить такое может по нескольким причинам. Самая банальная из них – это засор форсунки из-за некачественного топлива или несвоевременно заменяемого топливного фильтра. Устранить такую поломку бывает получается весьма несложно даже в гаражных условиях. Достаточно применить какой-либо проверенный очиститель, и засорившиеся форсунки очищаются сами по себе.
Другое дело, если форсунки износились или вовсе вышли из строя, что нередко бывает в современных автомобилях. К примеру, в новых дизелях топливная система устроена таким образом, что каждая форсунка представляет собой весьма сложную деталь, управляемую электроникой. Сломаться или износиться там есть чему, что, собственно говоря, и становится причиной дерганья машины. В какой-то из цилиндров просто подается недостаточно (или много) топлива, поршень не отрабатывает то, чего от него «требует» электроника, и в результате начинаются перебои в целом.
Плохое топливо
Эта причина относится к почти очевидным, но довольно часто ее упускают из виду, надеясь на стабильное качество бензина, газа или солярки, заправляемых в одном и том же, проверенном месте. Тем не менее, даже если вы заправляете свою машину на одной и той же АЗС, вероятность однажды залить там некачественную горючку есть всегда.
Если же вы не из тех, кто пользуется услугами одной-двух АЗС, некачественное топливо должно быть первым в вашем «списке подозреваемых». Сложность определения этой причины в том, что далеко не всегда машина начинает дергаться сразу же после посещения незнакомой заправочной станции. Плохое топливо вполне может смешаться с остатками прошлой заправки, и «проявить» себя уже тогда, когда вы и подумать на АЗС не сможете. Например, довольно часто некачественный бензин «любит» проявить себя вообще на следующее утро. Плохая солярка тоже может вас «подставить» с утра пораньше, особенно, если на улице зима.
Кстати, о зиме. Наверняка все, кто ездит на дизеле, знаком с проблемой этой технологии, которая проявляется с первыми сильными морозами. Если солярка некачественная или вообще летняя, она очень легко может «заставить» вашу машину дергаться прямо в пути, причем в абсолютно любых режимах, и даже без какой-либо нагрузки.
Бензонасос
На практике бензонасос чаще всего приводит к тому, что машина дергается, во время интенсивных разгонов или при езде на высоких оборотах. Это те режимы эксплуатации автомобиля, при которых он «жрет» больше всего топлива, а бензонасос может банально не справляться с его подачей в систему питания в достаточном объеме. Соответственно, во время размеренного движения на малых и средних оборотах без особых нагрузок проблема может не проявляться вовсе. Кроме того, бензонасос может быть исправным, но начинает барахлить в результате перегрева. Поэтому, если вы эксплуатируете автомобиль с постоянно смотрящей вниз стрелкой уровня топлива (топлива в баке на донышке), стоит обратить внимание на этот фактор.
В некоторых случаях сам насос может быть абсолютно исправным, но давление в топливной системе, все равно, не хватает. При таких раскладах виноватым, как правило, оказывается фильтр насоса. Обычно это металлическая сеточка, которая довольно легко засоряется ржавчиной из бака и другим мусором, в результате чего пропускная способность ее стремится к нулю.
Фильтры
Топливные и воздушный. Если засорился один из топливных фильтров, то системе питания будет недостаточно бензина или солярки, чтобы приготовить оптимальную топливовоздушную смесь. Если загрязнен воздушный фильтр, то, соответственно, система питания будет подавать в цилиндры обогащенную смесь, что тоже не есть гуд.
Как правило, замена фильтров практически никогда не помогает устранить проблему с дергающейся машиной. Но обращать внимание на этот момент, все равно, стоит не в последнюю очередь. В любом случае, двигатель вам только «спасибо скажет» за то, что вы наконец-то поменяли фильтры.
Масло в камере сгорания
Попадание моторного масла в какую-либо из камер сгорания является лишь первопричиной того, что машина начала дергаться. Сразу же отметим, что относится этот пункт, по большому счету, только к бензиновым двигателям. А все потому, что происходит в них следующее. Моторное масло, проникающее в камеры сгорания из-за износа маслосъемных колец или сальников клапанов, откладывается в виде сажи на электродах свечей зажигания. В результате какая-то одна свеча обрастает этим налетом настолько сильно, что искра между ее электродами сначала пролетает с пропусками, а потом и вовсе не может пробиться через слой сажи.
Итог этой ситуации понятен – появляются пропуски зажигания, в которых сама система зажигания, в общем-то, и не виновата вовсе. К счастью, определить цилиндр, в который пошло моторное масло, весьма несложно. Для этого надо вывернуть все свечи зажигания, и внимательно осмотреть их. Сгорающее в камерах сгорания масло хорошо проявляет себя на электродах свечей в виде черной сажи.
Этот дефект следует научиться отличать от проблемы с переобогащенным топливом. Если смесь обогащенная (как и сама свеча неисправная), то электроды будут просто темного цвета. Если же есть видимый невооруженным глазом налет – это сажа от сгоревшего масла.
Бортовой компьютер и датчики
Даже если ваша машина не очень современная (например, ей около 30 лет), но это иномарка, то, скорее всего, приготовлением топливовоздушной смеси и ее розжигом «занимается» электроника. Состоит она из блока управления и «миллиона» различных датчиков, которые «следят» за работой систем двигателя.
Так вот. Если с блоком управления случается какая-то беда, он начинает «чудить», а машина начинает дергаться, тупить, глохнуть, заводиться не с пол тычка и так далее. То же самое с датчиками. Если хоть какой-то из них вышел из строя – то блок управления сразу же оказывается «введенным в заблуждение», и начинаются пляски.
В современном автомобиле очень много датчиков и других устройств, которые предоставляют блоку управления оперативную информацию о работе мотора. Все мы их рассматривать здесь не будем. Но вот с основными, из-за которых чаще всего машина начинает дергаться, жрать топливо сверх меры, тупить, троить и так далее, бегло познакомимся (список):
Проводка
Имеется в виду вся проводка бортовой сети автомобиля, а не только та, которая непосредственно относится к системе зажигания. Поверьте, из-за плохой массы, окислившейся клеммы, переломившегося внутри изоляции провода машина очень даже может начать дергаться. Причем самым противным образом – периодически, независимо от режима езды и прочих условий, когда вычислять причину сложнее всего.
Поэтому, если ничего не помогает, стоит «просканировать» проводку на предмет плохого или нестабильного контакта. Причем делать это желательно в похожих условиях, при которых провода находятся во время движения (учитывать надо вибрации, перепады температуры, влажности и прочие факторы).
Трансмиссия
Про подклинивание коробки передач, сцепления, редуктора, угловых передач, ступичных подшипников и тормозных дисков уже упоминалось выше. Дополнительно стоит отметить только автоматические коробки передач, которые могут приводить к дерганью машины даже из-за того, что вы своевременно не заменили в трансмиссии масло. Либо же сэкономили, и залили в автомат не то, что положено. В таких случаях срабатывает момент с тем, что «машину что-то придерживает». И это что-то – как раз и есть неправильно обслуживаемая АКПП.
Ремень ГРМ
Отвечает, в первую очередь, за то, в какой момент времени будет открываться тот или иной клапан газораспределительного механизма. Чтобы эта работа выполнялась корректно, мало правильно установить ремень ГРМ по меткам и прочему. Очень важно, чтобы он был достаточно натянутым. В случае ослабления газораспределительный механизм может начать работать, что называется, не в такт с остальными системами мотора, и машина обязательно начнет дергаться.
Итоги
Как видите, поиск причины, почему машина начала дергаться, является весьма непростой задачей. У этого «недуга» бывает около полусотни возможных причин, найти которую не всегда получается даже у опытных механиков-мотористов. Ну а если вы решили искать самостоятельно, да еще и без опыта, то вам должно крупно подфартить, чтобы поиски закончились успешным ремонтом только на основании всего вышесказанного.