Машина непрерывного действия предназначенная для перемещения разнообразных грузов
Словари
108 конвейер
1. Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одной операции к другой или для транспортировки грузов.
2. Последовательно совершаемые действия, операции, связанные с уборкой, заготовкой, производством чего-либо.
Непрерывный ряд каких-либо явлений, событий и т.п.
КОНВЕ́ЙЕР, конвейра, муж. (англ. conveyer) (тех.). Непрерывно движущаяся бесконечная лента (из металла, дерева, резины и т.п.), служащая средством транспорта грузов или для передвижения обрабатываемого материала от одного рабочего к другому. Непрерывное движение конвейера.
Механизм, предназначенный для непрерывного перемещения обрабатываемых изделий на производстве, а также для транспортировки различных предметов;
Стоять у конвейера целый день надоедало. Но он, правда, и не работал целый день: то ленту заест, то помидоры запоздают (А. Прист.).
1. Машина непрерывного действия для передвижения обрабатываемых изделий от одного рабочего к другому или для транспортировки грузов; транспортёр. Работать на конвейере. Запустить к. Остановить к.
2. Ряд, вереница людей, предметов, обычно включённых в осуществление какого-л. действия. Передать по конвейеру. Стать в к. Поставить на к. (наладить непрерывность производства чего-л.).
Конвейеры с несущими и ведущими цепями, в отличие от других типов конвейеров, не имеют грузонесущего органа и применяются главным образом в поточных линиях при конвейерной сборке. На конвейерах с несущими цепями грузы устанавливаются непосредственно на тяговые цепи, скользящие в неподвижных направляющих. На конвейерах с ведущими цепями грузы передвигаются по неподвижным опорным путям, непосредственно по полу цеха или имеют собственный колесный или гусеничный ход. В массовом и серийном производстве на сборочных работах применяют так называемые тележечные конвейеры. Они представляют собой тележки, соединенные тяговой цепью и движущиеся по замкнутой трассе. На тележках выполняют основные процессы литейного производства (формовку, заливку, охлаждение) или сборку машин и узлов.
Винтовые конвейеры служат для перемещения пылевидных и мелкокусковых грузов в горизонтальной или наклонной (до 20°) плоскостях, реже в вертикальной плоскости (конвейеры с быстро вращающимися винтами). Конвейер имеет металлический закрытый желоб, внутри которого вращается вал с лопастями, расположенными по винтовой линии. Лопасти могут быть сплошными (для легкосыпучих грузов), ленточными (для влажных и кусковых грузов) и в виде отдельно укрепленных на валу лопаток (для липких и слеживающихся грузов). При вращении винта лопасти проталкивают груз вдоль желоба. Винтовые конвейеры просты по конструкции, удобны в эксплуатации, особенно при транспортировке пылящих грузов. Однако лопасти и желоб сравнительно быстро изнашиваются, груз измельчается и истирается, кроме того, требуется повышенный расход энергии.
Роликовые конвейеры служат для перемещения штучных грузов с плоской, ребристой или цилиндрической поверхностью. На неподвижных осях рамы конвейеров в подшипниках вращаются ролики. Длина ролика должна быть несколько больше ширины или диаметра груза, а расстояние между роликами несколько меньше половины длины груза. Мелкие грузы со сложной конфигурацией перемещают на таком конвейере в ящиках или на поддонах. Роликовые конвейеры бывают двух типов: гравитационные и приводные. В гравитационных конвейерах, устанавливаемых с уклоном в 2-5°, ролики свободно вращаются под действием силы тяжести перемещаемого груза. В приводных конвейерах ролики имеют групповой привод от двигателя. Такие конвейеры применяют, когда нужно обеспечить постоянную скорость движения грузов, перемещать их в строго горизонтальной плоскости или поднимать под некоторым углом.
В простейшем качающемся конвейере желоб находится на упругих стойках, жестко закрепленных на опорной раме под некоторым углом к вертикали. Кривошипный механизм с приводом от электродвигателя сообщает желобу переменные по направлению движения. Желоб при движении вперед немного поднимается, а при движении назад опускается (качается). При этом меняется давление груза на желоб. При движении желоба назад груз скользит по нему вперед, продвигаясь на некоторое расстояние.
На вибрационном конвейере грузу сообщаются несимметричные колебания. В результате плавного движения трубы конвейера вверх и резкого движения вниз происходит отрыв частиц груза от поверхности трубы и перемещение их вдоль нее. Специальные типы вибрационных конвейеров применяют также для перемещения грузов вверх (см. Вибрационный транспорт (см. ВИБРАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ)).
Конвейеры используются людьми с древнейших времен, их прототипы существовали в Индии, Китае, Месопотамии и Египте за несколько тысячелетий до н.э. Систематическое использование конвейеров началось в конце 18 века, и постепенно, благодаря простоте и производительности, конвейеры стали использоваться практически во всех областях промышленности. С 1880-х изготовление конвейеров в промышленно развитых странах постепенно выделялось в отдельную область машиностроения. В современных типах конвейеров сохранились основные конструктивные элементы, которые совершенствовались в соответствии с достижениями науки и техники (замена ременного привода электрическим, использование вибрационной техники, применение энергии сжатого воздуха и т.д.).
Классификация машин непрерывного транспорта.
Лекция 3.
Общие сведения о транспортирующих устройствах непрерывного действия
Назначение машин непрерывного транспорта (МНТ)
Транспортирующие машины применяют в качестве транспортных средств на заводах, фабриках, в горнодобывающей промышленности, строительстве, сельскохозяйственном производстве и других отраслях для перемещения различных насыпных (уголь, руда, агломерат, цемент, песок, щебень, гравий, грунт, зерно и т. п.) и штучных (кирпич, пиломатериалы, бревна, трубы, прокатные балки, слитки, детали машин и др.) грузов по заданной трассе.
Высокая производительность машин непрерывного транспорта обеспечивается:
— непрерывностью процесса перемещения;
— отсутствием остановок для загрузки или разгрузки;
— совмещением рабочего и обратного движений грузонесущего элемента.
Например, современный ленточный конвейер на открытых разработках угля может транспортировать до 30000 т/ч груза и заполнить десять вагонов за одну минуту.
Одновременно с перемещением грузов МНТ могут распределять их по заданным пунктам, складировать, накапливать в определенных местах, перемещать по технологическим операциям. Следовательно, конвейерный транспорт является составной и неотъемлемой частью современного технологического процесса – он устанавливает и регулирует темп производства, обеспечивает его ритмичность. Это обусловливает высокую ответственность МНТ и накладывает высочайшие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации оборудования. Нужно также иметь в виду, что МНТ по транспортно-технологическому назначению не имеют дублеров.
Особую группу транспортирующих машин и установок составляют работающие совместно с ними вспомогательные устройства: питатели, весы, погрузочные машины, бункера, затворы, дозаторы и др.
Выбор средства межцехового транспортирования определяется масштабом и типом производства. Рациональным решением является объединение межцехового и внутрицехового транспортирования, исключая промежуточные перегрузкиВыбор типа транспортирующей машины зависит от характера груза, требуемой производительности, схемы и размеров трассы транспортирования, допустимых габаритов машин, ее массы и стоимости.
Широкое распространение получили ленточные, пластинчатые, ковшовые, подвесные конвейеры. Эти конвейеры состоят из тягового и несущего органов с поддерживающими и направляющими элементами, ведущего (приводного) и ведомого барабанов или звездочек, натяжного устройства, загрузочного и перегрузочного устройств, рамы. В ленточном конвейере тяговый орган выполняет также функции несущего органа. Привод наиболее часто осуществляется от электродвигателя через редуктор. При необходимости в приводе имеется и тормозное устройство (тормоз или останов).
Тесная связь конвейеров с общим технологическим процессом предъявляет к ним высокие требования: надежность, прочность, долговечность, удобство в эксплуатации, способность работать в автоматическом режиме.
Конвейеры применяются во всех областях народного хозяйства благодаря высокой производительности, непрерывности перемещения и высокой степени автоматизации. Конструкции конвейеров очень разнообразны. Почти каждый из указанных типов машин имеет конструктивные разновидности, которые мы далее и рассмотрим.
К основным направлениям развития МНТ можно отнести следующее:
— создание конвейеров для бесперегрузочного транспортирования грузов по трассам большой протяженности;
— повышение производительности конвейерного транспорта;
— повышение надежности и упрощение обслуживания;
— автоматизацию управления, в том числе с применением микропроцессорных систем со специализированным программным обеспечением;
— снижение металлоемкости, массы и уменьшение габаритных размеров;
— улучшение условий труда обслуживающего персонала;
— унификацию и нормализацию оборудования.
Классификация машин непрерывного транспорта.
Рис. 1. Классификация транспортирующих машин непрерывного действия
Существуют следующие способы перемещения грузов:
— на непрерывно движущемся несущем элементе в виде сплошной ленты или настила (ленточные, пластинчатые, цепенесущие конвейеры);
— в непрерывно движущихся рабочих элементах в виде ковшей, коробов, подвесок, тележек и т.д. (ковшовые, подвесные, тележечные, люлечные конвейеры, эскалаторы, элеваторы);
— волочением по неподвижному желобу или трубе непрерывно движущимися скребками (скребковые конвейеры);
— волочением (проталкиванием) по неподвижному желобу вращающимися винтовыми лопастями (винтовые конвейеры);
— пересыпанием и продольным перемещением во вращающейся трубе – гладкой или с винтовыми лопастями (транспортные трубы);
— скольжением под действием сил инерции или перемещением микробросками по колеблющемуся желобу или трубе (качающиеся инерционные и вибрационные конвейеры);
— на колесах или на тележках по путям, уложенным на полу помещения вне конструкции конвейера (грузоведущие конвейеры);
— поступательный перенос на отдельные фиксированные участки по длине (шагающие конвейеры);
— в закрытой трубе непрерывным потоком во взвешенном состоянии в струе движущегося воздуха или отдельными порциями под действием струи воздуха (установки пневматического транспорта, пневмопочта, пневмоконтейнеры);
— в желобе или трубе под действием струи воды (установки гидравлического транспорта);
— перемещением ферромагнитных грузов в трубе или желобе под действием бегущего магнитного поля (соленоидные конвейеры).
Рис. 2. Схемы трасс перемещения грузов транспортирующими машинами:
а – вертикально замкнутая; б – горизонтально замкнутая; в – пространственная
Машины непрерывного действия
Транспортирующие машины непрерывного действия перемещают грузы непрерывным потоком. К ним относятся конвейеры (транспортеры) с гибким тяговым органом и без такового. В общественном питании находят применение конвейерные системы с гибким тяговым органом (конвейеры ленточные и цепные).
Ленточные конвейеры предназначены для перемещения в горизонтальном и наклонном направлениях сыпучих и упакованных грузов. Конструктивно ленточные транспортеры подразделяются на передвижные и стационарные. Стационарные применяются в линиях сортировки овощей на заготовочных и овощеперерабатывающих предприятиях (рис. 9.3).
По конструкции опорных элементов, поддерживающих ленту, транспортеры могут быть роликовые и безроликовые. В первом случае рабочая ветвь ленты, несущая груз, опирается по всей длине на роликовые опоры; во втором — на неподвижную гладкую поверхность «стола». По форме поперечного сечения рабочей ветви ленты транспортеры могут быть с плоской и желобообразной лентой. В роликовых транспортерах форма ленты обеспечивается конструкцией роликовых опор, а в без- роликовых — конфигурацией опорной поверхности «стола».
Рис. 9.3. Ленточный транспортер стационарного типа:
На раме 1 ленточных конвейеров монтируются следующие общие узлы: приводной (ведущий) 3 и ведомый (натяжной) барабаны, приводное устройство 2, состоящее из электродвигателя и редуктора, ролики, поддерживающие рабочую и холостую (ненагруженную — нижнюю) ветви ленты 4.
Лента является тяговым и одновременно несущим элементом. Она изготавливается шириной 300,400,500,650,800,1000, 1200, 1400, 1600 мм и толщиной до 12 мм. Наибольшее распространение получили ленты из прорезиненных хлопчатобумажных, капроновых, лавсановых и алкидных тканей. В тяжелогруженых конвейерах используются конвейерные ленты, усиленные стальными тросами.
Ведущий и ведомый барабаны ленточных конвейеров представляют собой полые металлические цилиндры из чугуна, стальной трубы или сваренные из стального листа. У стационарных ленточных конвейеров длиной 20 м и более для предотвращения перекосов ленты барабаны имеют бочкообразную форму. Чтобы предотвратить соскальзывание ленты, барабаны изготавливаются на 50—100 мм шире ленты. Скорость ленты имеет установленные практикой допустимые пределы 0,5—1,6 м/с.
Цепные конвейеры по сравнению с ленточными предназначены для перемещения более тяжелых грузов. Они также могут использоваться в случаях, когда требуются сложные траектории перемещения грузов или контакт тягового органа с агрессивной средой. Конструктивно такие конвейеры могут быть выполнены с горизонтальными и наклонными (вплоть до вертикальных) участками. Тяговым органом в них являются одна или две замкнутые цепи (металлические или пластмассовые), движущиеся параллельно. На тяговом органе могут быть закреплены пластины (пластинчатые конвейеры), скребки (скребковые), лотки (лотковые), толкатели и другие элементы, обеспечивающие перемещение различных грузов.
Пластинчатые транспортеры находят применение в составе посудомоечных машин непрерывного действия (например, ММУ-1000 и ММУ-2000) для перемещения посуды через технологические зоны мытья и ополаскивания.
Презентация на тему «Транспортирующие машины непрерывного действия» для обучающихся СПО, НПО
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Транспортирующие машины непрерывного действия
Преподаватель: Абрамова Наталья Николаевна
Описание слайда:
Основной характеристикой этих машин является производительность
Они подразделяются в две группы:
с гибким тяговым элементом;
без гибкого тягового элемента
Описание слайда:
Транспортирующие машины с гибким тяговым элементом
К этой группе относятся ленточные и цепные конвейеры для транспортирования грузов по горизонтальным и наклонным трассам и элеваторы для транспортирования грузов в вертикальном направлении и по круто наклонным трассам.
Описание слайда:
Ленточные конвейеры
Эти конвейеры являются наиболее распространенными транспортирующими машинами непрерывного действия.
Описание слайда:
Описание слайда:
Лента может быть:
Резинотросовая;
Резинотканевая;
стальная
Лента должна обладать:
высокой прочностью;
высокой эластичностью;
Износостойкостью;
не должна расслаиваться
Описание слайда:
Разновидности цепных конвейеров
Ковшовые цепные конвейеры
На две тяговые цепи шарнирно подвешивают ковши с центром тяжести ниже оси подвеса, что обеспечивает устойчивость ковша при движении и автоматическое возвращение его в исходное положение при опрокидывании при разгрузке.
Они применяются для перемещения грузов по горизонтальным и вертикальным направлениям.
Недостатки:
— большая масса ходовой части;
— высокая стоимость;
— небольшие скорости движения
Описание слайда:
Могут быть плоские без бортов и с бортами для увеличения производительности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Цепи этих конвейеров соединяют с тележками, перемещающимися по рельсам на катках
Применяются на сборочных конвейерах
Описание слайда:
Подвесные цепные конвейеры.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Транспортирующие машины без тягового элемента
К этой группе относятся:
— гравитационные устройства,
— вибрационные конвейеры;
— транспортирующие трубы;
— винтовые конвейеры;
— пневматические;
— гидравлические устройства и т.п.
Описание слайда:
Гравитационные устройства
Груз под собственной силой тяжести скатывается по наклонному желобу, трубе.
Угол наклона составляет не менее 5.. 10 градусов.
Скорость движения зависит от угла наклона.
Часто на поверхности желоба крепят катки для увеличения скорости движения груза и повышения производительности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Вибрационные конвейеры
Применяются для транспортирования всех видов сыпучих грузов, кроме липких, на небольшие расстояния.
Состоит из желоба, подвешенного при помощи упругих элементов к неподвижной раме.
Под действием специального вибратора желоб совершает колебания, подбрасывая и перемещая груз.
При перемещении груза вверх имеет низкую производительность.
Описание слайда:
Описание слайда:
Винтовые конвейеры
Перемещение груза осуществляется вращающимся валом с лопастями, расположенными по спирали.
Применяются для перемещения пылящихся грузов (торф, мел, уголь, соль) по наклонным и вертикальным направлениям. Длина конвейера до 40 м.Производительность в два раза больше ленточного (2. 150 м3/час) Изготавливают в виде сварной конструкции из листовой стали толщиной 2. 8 мм
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация используется при объяснении материала обучающимся СПО, НПО по направлению «Машиностроение»
Общая информация
Похожие материалы
Краткий курс лекций на тему «Подъемно-транспортное оборудование» (для обучающихся СПО)
Презентация, на тему: «Профессия горничная»
Новые аспекты взаимодействия семьи и ДОУ.
Новые аспекты взаимодействия семьи и ДОУ.
Занятие на тему » Огонь не игрушка» 5 класс
Пьесы для постановки в детском театральном коллективе весенней тематики
Презентация по ОДНКНР на тему «Сотворение человека»
Тема: «Посвящение в первоклассники».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5338757 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Машины и механизмы непрерывного действия
ЛЕКЦИИ И ВОПРОСЫ ПО ТГС.
Машины и механизмы непрерывного действия
Назначение и классификация конвейеров
Конвейераминазывают машины непрерывного действия, рабочие органы которых позволяют перемещать сыпучие и кусковые грузы непрерывным потоком или штучные грузы с определенными интервалами. Конвейеры чаще всего используются как транспортное средство, перемещающее груз от одной перегрузочной операции к другой. Кроме того, они могут выполнять и штабелирующие операции. В конструкциях многих погрузочно-разгрузочных машин непрерывного действия конвейеры — важнейший составной элемент, транспортирующий груз от захватного органа (приемного бункера) до места погрузки в вагоны, автомобили, бункера или на участки склада.
Конвейеры по роду привода подразделяют на три группы: механические, пневматические и гидравлические. Механические конвейеры бывают с гибким и без гибкого тягового органа. У первых тяговым органом служит лента, канат или цепь, вторые — это винтовые, приводные роликовые и инерционные конвейеры. В отдельную группу выделены самотечные гравитационные конвейеры, перемещающие груз по наклонным плоскостям за счет составляющей силы тяжести груза. К ним относятся также простые роликовые и винтовые спуски.
По конструктивным признакам, конвейеры подразделяются на ленточные, ка-натно-ленточные, цепные, пластинчатые, лотковые, скребковые, винтовые, инерционные, вибрационные и гравитационные.
Ленточные конвейеры
В ленточных конвейерах лента является и тяговым, и грузонесущим органом. Эти конвейеры бывают стационарные и передвижение. Ленточные конвейеры используются для перемещения сыпучих, кусковых и штучных грузов на значительные расстояния.
Производительностьленточных конвейеров колеблется в широких пределах и достигает 1000 т/ч и более, зависит от ширины и скорости движения ленты. Ширина ее (ГОСТ 20—76) колеблется от 300 до 2000 мм, а рекомендуемые скорости 0,8—4 м/с.
Ленточными конвейерами грузы можно транспортировать и под углом к горизонту, значения которого зависят от свойств перемещаемого груза и конструкции используемой ленты.
Стационарные ленточные конвейеры предназначены для горизонтального и наклонного перемещений сыпучих, кусковых, тарных и штучных грузов. Производительность их зависит от ширины и скорости движения ленты. Ширина ее (ГОСТ 20-62) колеблется от 300 до 2000 мм, а рекомендуемые скорости от 0,8 до 4,0 м/с. Длина одной секции конвейера до 4,5 км, а конвейерных линий 12 км и более. Производительность стационарных ленточных конвейеров до 20 тыс. т/ч.
Стационарный ленточный конвейер приведен на рис. 1.1.
1- натяжной барабан;
2- загрузочное устройство;
5- приводной барабан;
6- металлическая рама;
7- промежуточные направляющие барабаны.
Рис. 1.1. Схема ленточного конвейера.
Стационарные ленточные конвейеры можно устанавливать горизонтально или паклонно. Угол подъема (максимальный) зависит от свойств перемещаемого груза (угла естественного откоса, коэффициента внутреннего трения): песок сухой, гравий —15°; руда крупная — 16°; уголь сортовой, антрацит, кокс — 17°; уголь рядовой, камень дробленый несортированный — 19°; уголь мелкий — 20°; земля формовочная — 24°. Скорость движения ленты зависит от рода перемещаемого груза и ширины ленты. Для сильно пылящих материалов, например сухого антрацитного штыба, а также при оборудовании конвейеров плужковыми сбрасывателями скорость не должна превышать 1,6 м/с. При установке сбрасывающих тележек барабанного типа скорость конвейера должна быть на 15—20% ниже обычной.
Передвижные ленточные конвейеры (рис. 5.33) служат для перемещения сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов на другие транспортирующие устройства и в отвал как в горизонтальной, так и в наклонной плоскостях. Конвейер монтируют на двухколесном шасси. Привод его состоит из электродвигателя, редуктора и цепной передачи. Загрузка происходит через бункер, установленный над натяжным барабаном, а разгрузка обеспечена непосредственно с лепты, огибающей приводной барабан. Передвигают конвейер вручную.
Ленточные конвейеры подвесной лентой для транспортирования насыпных и штучных грузов (конструкция ЗАОНПО «ТРАНСМАШ». г. Брянск). Основным, наиболее дорогим и быстроизнашиваемым элементом ленточных конвейеров типовой роликовой конструкции является лента, стоимость которой составляет 65-75% стоимости всего конвейера, а срок службы редко превышает 1,0-1,5 года, в результате чего этот, казалось бы перспективный вид транспорта, на практике оказывается нерентабельным и в ряде случаев закономерно вытесняется железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и другими видами транспорта. Преждевременный выход из строя конвейерной ленты обусловлен ее боковыми смещениями (что вызывает износ легкоранимых бортов ленты) и периодическими подъемами и опусканиями участков ленты и лежащего на ней груза, что приводит к появлению динамических нагрузок, еще большему снижению срока службы ленты и роликов, а также к многократному возрастанию энергоемкости процесса транспортирования.
Определение производительности конвейеров. При перемещении штучных грузов техническая производительность ленточных, пластинчатых и скребковых конвейеров определяется по формуле (1.1).
Для сыпучих и кусковых грузов производительность ленточных конвейеров с плоской лентой (т/ч)
(1.1)
ного поля у бортов во избежание просыпания груза, м;
— скорость движения конвейерной ленты, м/с;
— угол естественного откоса груза в движении, град (0,4—0,6 угла
естественного откоса в покое).
Техническая производительность конвейера с желобчатой лентой (т/ч).
, (1.2)
где — коэффициент, зависящий от формы сечения груза на полотне
При угле естественного откоса груза в движении и угле наклона трехроликовой опоры 20°, 30° и 36° значения коэффициента соответственно равны 470-550, 550-625 и 585-655.
Техническая производительность наклонных ленточных конвейеров по сравнению с горизонтальными уменьшается в зависимости от угла наклона ленты к горизонту:
У гол наклона лет очного конвейера, град 10 15 20 25 30
Уменьшение производительное га по
отношению к производительности
горизонтального конвейера, % 5 10 17 23 43
Элеваторы
Элеваторами называют машины непрерывного действия, предназначенные для вертикального или близкого к нему наклонного перемещения штучных, кусковых или сыпучих грузов. По типу тягового органа они разделяются на ленточные и цепные.
В зависимости от вида захватных приспособлений элеваторы бывают ковшовые (нории) для сыпучих грузов, люлечные или с жесткими захватами для штучных грузов.
Промышленность выпускает ленточные элеваторы ЭЛ с глубокими ковшами для транспортирования сухих легкосыпучих материалов, с мелкими ковшами для влажных и слежавшихся материалов (модификации ЭЛГ и ЭЛМ), а также ковшовые элеваторы одноцепные (ЭЦГ, ЭЦМ, ЭЦО) и двухцепные (Э2ЦО). На тихоходных цепных элеваторах устанавливают ковши с направляющими бортами на тыльной стороне., что облегчает их разгрузку. Они бывают с остроугольным (О — индекс в обозначении конвейеров) для сухих зерновых и мелкокусковых материалов, скругленным и с плоским днищем. Ковши располагают на тяговом элементе без интервалов.
В элеваторах тяговые элементы с ковшами заключены в металлический кожух, который изолирует рабочий орган о г внешней среды и препятствует просыпанию материала и запылению. В верхней части элеватора (головке), снабженной разгрузочным наклонным носком, расположена приводная станция, в нижней част (башмаке) —- натяжная станция и загрузочный носок. Предотвращают раскачивание тягового органа направляющие щиты (дефлекторы), установленные внутри кожуха элеватора.
Производительность ковшовых элеваторов до 600 м 3 /ч, высота подъема до 60 м. Конструкции элеваторов для штучных грузов аналогичны ковшовым, только вместо ковшей к цепям прикреплены захваты, соответствующие роду и форме груза.
Для цилиндрических грузов (бочек, рулонов) захваты выполнены в виде крючьев, для ящичных я мешковых — в виде полок или люлек. Элеваторы такого типа часто самозахватывающие и самосбрасывающие груз. Скорость движения цепей элеваторов для штучных грузов не превышает 0,5 м/с, а расстояние между захватами 1,5-1,8 м.
К элеваторам для штучных грузов относятся также бревиопогрузчики и гита-белеры для досок. Элеватор-бревнопогрузчикЭЖД-3 представляет собой самоходную платформу на железнодорожном ходу (колея 1520 мм). На ней смонтированы цепные элеваторы с захватами-крючьями. Со склада к элеватору бревна подтаскивают лебедкой, установленной на платформе погрузчика. Бревна подхватываются крючьями приемного элеватора, движущимися со скоростью 0,25 м/с, и передаются на подъемный элеватор. Скорость движения захватов подъемного элеватора 0,36 м/с. Это позволяет, не снимая бревен с приемной части, поднимать их вверх. У верхних звездочек бревно по наклонной плоскости скатывается в формируемый пакет (штабель). Производительность элеватора ЭЖД-З—50м 3 /ч.
Специальный подвижной элеватор—штабелер для досок. Вертикальная рама 2 его высотой 9,2 м укреплена на низкой самоходной тележке 1. В верхней и нижней частях рамы находятся две пары звездочек б, которые огибаются тяговыми цепями 3. К ним прикреплены двусторонние (симметричные) захваты 4 с шагом 1,4 м. Приведенные в движение, они поднимают доски к верхней паре звездочек. С верхним ведущим валом соединены два шарнирных параллелограмма 5 с полками, которые снимают доску с захвата и переносят ее на противоположную сторону элеватора, укладывая на тот же захват, обогнувший к этому времени ведущие звездочки. Опускаемая доска встречает на своем пути спуски 7, по которым направляется в штабель. Приводом штабелера служит электродвигатель мощностью около 7 кВт. Скорость движения цепей — 18-20 м/мин, скорость передвижения штабелера — 20-30 м/мин, производительность — 12м з /ч.
Определение производительности элеватора. Техническая производительность ковшовых элеваторов (т/ч)
, (1.7)
где — вместимость ковша, л;
— скорость тягового элемента, м/с;
— коэффициент заполнения ковша, принимаемый для порошкообразных
грузов и продуктов размола 0,8—-1,0; для зерновых 0,75—0,9;
кусковых грузов средних размеров 0,6—0,7; тяжелых крупно-кусковых
Техническая производительность элеваторов для штучных грузов определяется по формуле.
Механические погрузчики непрерывного действия
Погрузчики непрерывного действия выполняются обычно самоходными и служат для погрузки из штабелей в вагон и автомобили, а также для перегрузки из отвалов в штабеля сыпучих и кусковых грузов. У погрузчиков данного типа черпание, перемещение и разгрузка грузов совмещены в непрерывный процесс. Каждый погрузчик имеет зачерпывающий орган (питатель), основной конвейер или элеватор, отвальный или разгрузочный конвейер, ходовую часть, силовые установки и трансмиссии.
На рис.1.7. показан многоковшовый погрузчик Д-452 на пневмоколесном ходу с питателем, состоящим из двух винтовых конвейеров, расположенных с обеихсторон элеватора.
При напорном надвигании питателя на штабель груза винты подгребают материал к ковшовому элеватору, который зачерпывает ковшами груз и перемещает его на подъемно-поворотный ленточный конвейер для отсыпки груза в отвал или в подвижной состав. Производительность погрузчика 130 м 3 /ч.
Рис. 1.7. Погрузчики с винтовым питателем.
Для погрузки угля, бокситов, руды, минерально-строительных грузов в подвижной состав используют роторно-ковшовые погрузчики. У роторно-ковшового колеса 3 может быть 6-12 ковшей, с помощью которых оно забирает груз из штабеля и передает его на приемный ленточный конвейер 2 и далее на отгрузочный конвейер 1. Производительность таких погрузчиков 200-1000 м/ч и более.
Погрузчики с конвейерно-скребковыми пита гелями широко применяют для погрузки зерновых грузов. Погрузочная машина с подгребающими лапами предназначена для погрузки угля, породы, минерально-строительных и других грузов в различные транспортные средства. Производительность этого погрузчика 50 м 3 /ч.
Вагоноопрокидыватели
Машины, с помощью которых вагоны разгружаются поворотом в положение, обеспечивающее высыпание груза, называют вагоноопрокидывателями. В зависимости от способа опрокидывания различают следующие типы вагоноопроки-дывателей:
торцовые — с поворотом вагона относительно поперечной оси на угол 50—70 ° и высыпанием груза через откидную торцовую стенку вагона;
роторные — с опрокидыванием вагона на угол 160—175° относительно продольной оси, проходящей внутри контура вагона, и высыпанием груза по боковой стенке вниз;
боковые — с опрокидыванием вагона на угол 160—180° вокруг продольной оси, проходящей вне его контура, сбоку и значительно выше уровня пути вагона, и с выгрузкой груза по боковой стенке вниз;,
По принципу обслуживания грузового фронта все вагоноопрокидыватели, кроме комбинированных, бывают передвижные и стационарные, а комбинированные — только стационарные.
Торцовый вагоноопрокидыватель представляет собой шарнирно закрепленную платформу, в передней части которой расположен торцовый упор, удерживающий вагон на платформе при ее наклоне. При включении механизма привода платформа вместе с вагоном поворачивается относительно шарнира, расположенного в передней части платформы. Торцовая стенка вагона откидывается, и груз высыпается на решетку приемного бункера. Производительность торцовых опрокидывателей составляет 10—15 вагонов в 1 ч. Торцовые вагоноо-прокидыватели могут применяться лишь для разгрузки вагонов европейских дорог, имеющих откидные наружу торцовые стенки.
Стационарный роторный вагоноопрокидыв отель ВРС-125 (рис. 5.49) предназначен для выгрузки угля, руды и других насыпных грузов из полувагонов грузоподъемностью до 125 т. Производительность опрокидывателя до 30 вагонов в 1 ч. У стационарных роторных опрокидывателей глубокая подземная часть, предназначенная для приема огромной массы груза при интенсивно работающем ва-гоноопрокидывателе. Глубина фундамента для этих сооружений от головки разгрузочного рельса часто превышает 15-17 м. Указанный недостаток частично устранен в передвижных роторны: с опрокидывателях, базой которых служит передвижной мост, где находится ротор с рельсовой колеёй. Вагон накатывается в ротор по наклонному въезду.
Рис. 2.1. Автоматизированный комплекс для разгрузки полувагонов.
Боковой стационарный вагоноопрокидывателъ (рис. 5.50) предназначен для выгрузки угля из четырех- и шестиосных полувагонов. Разгружаемый вагон располагается ниже оси вращения ротора, на специальных люльках. Поэтому при повороте ротора на 170—175° вагон разгружается на высоте свыше 7 м над уровнем земли, при этом нет необходимости низко зш’лубля1ъ приемные устройства. Высота бункеров над уровнем головок рельсового пути около 4 м. Это упрощает строительные сооружения и транспортные устройства, но увеличивает массу ва-гоноопрокидывателя до 148 т, а следовательно, и его стоимость. Производительность вагоноопрокидывателя 20 вагонов в 1 ч.
Передвижной боковой вагоноопрокидывателъ располагается на специальной платформе, перемещающей его вдоль фронта разгрузки. Вагоны подают в люльку вагоноопрокилывателя и убирают по специальным накатам.
Лесоматериалы
Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия
Застропку круглого леса следует выполнять так, чтобы стропы не соскальзывали, поэтому их располагают не ближе чем 0,5 м от конца бревна. Для предохранения штабелей от развала их укладывают на горизонтальных площадках, обязательно устанавливают предохранительные столбики. Прежде чем начать погрузку лесоматериалов в подвижной состав, мастер производственного участка обязан лично осмотреть каждый штабель. Если при осмотре будет обнаружен перекос штабеля, излом стоек и др., мастер должен определить безопасный способ погрузки.
При формировании пакетов лесоматериалов необходима плотная затяжка полужестких строп. Пакеты с неплотно затянутыми стропами необходимо перетянуть. Особо тщательно проверяют плотность пакетов, укладываемых во второй ярус, а также «шапок». Крепление последних к стропам нижележащих пакетов должно быть надежным. Для крепления пользуются переносными лестницами длиной 3,75—4 м с крючками вверху для зацепления за борт полувагона. Не разрешается обвязывать пакеты стропами с дефектами (трещинами, нарушениями сварки, значительными деформациями и др.).
При выгрузке лесоматериалов необходимо следить, чтобы вылет стрелы соответствовал массе поднимаемого груза, застропку бревен «шапки» производить только с лестниц, в полувагонах и на платформах установить и закрепить предохранительные стойки.
Запрещается при подъеме и опускании груза стропальщикам и другим лицам находиться в полувагонах и на автомашинах. При открывании бортов платформ, срезке увязочной проволоки, снятии стоек не допускается нахождение рабочих в зоне возможного падения груза.
Металлы и металлопродукция
Сыпучие и навалочные грузы
Характеристика грузов
Навалочныминазывают массовые сыпучие грузы, принимаемые к перевозке без счета мест и, как правило, без упаковки: уголь, руда, торф, строительные материалы и др. Основные физико-механические свойства навалочных грузов, учитываемые при перевозке, хранении, перегрузке: размер и форма, частиц, гранулометрический состав или кусковатость, насыпная плотность, влажность, угол естественного откоса, абразивность (истирающая способность), коррозионность, липкость, ядовитость, взрывоопасность, способность самовозгораться, слеживаться и смерзаться.
По крупности частиц (гранулометрическому составу) навалочные грузы разделяют на следующие группы:
особо крупные (камни, валуны) — размер частиц более 320мм;
крупные (руда) — 161-320 мм;
средние (уголь) — 61-160 мм;
мелкие (щебень) — 10-60 мм;
зернистые (гравий) — 0,5-9 мм;
порошкообразные (цемент) — 0,05-0,49 мм;
пылевидные (цемент) — до 0,05мм.
Кусковатостьрядовых (несортированных) грузов определяет наибольший размер частиц, а сортированных — средний размер кусков.
По насыпной плотности грузы делятся на легкие — до 0,6 т/м 3 (торф, древесные опилки), средние— 0,6—1,1 т/м 3 (каменный уголь, шлак), тяжелые— 1,1—2,0 т/м 3 (песок, гравий), очень тяжелые—более 2,0 т/м 3 (руда, камень).
L — длина повышенного пути или эстакады, м;
k — коэффициент, учитывающий неравномерное заполнение отвала и нали-
чие в нем стоек эстакады (0,8—0,85);
Длина эстакады или повышенного пути.
(5.2)
где I — длина вагона по осям автосцепок, м;
nв— максимальное число вагонов, одновременно выведенных на эстакаду
или повышенный путь под разгрузку;
а — величина, учитывающая неточность установки всей поданной группы
вагонов на грузовом фронте (1—3 вагона).
Для погрузки на автотранспорт и уборки навалочных грузов из отвалов используются наиболее эффективно одноковшовые погрузчики, а также механические погрузчики непрерывного действия, экскаваторы, грейферные краны и автопогрузчики, оборудованные ковшами. Схема комплексной механизации перегрузки сыпучих грузов с использованием повышенного пути и тракторного по-] грузчика.
Наиболее эффективной при поступлении под выгрузку 20-и и более вагонов в сутки является комплексная унифицированная установка, состоящая из козлового крана перекрывающего повышенный путь. Козловой кран соединяется с мостом-фермой,котором расположены площадки для открывания и закрывания люков полувагонов, где устанавливаются люкоподъемники. Кран оснащен моторным грейфером и вибратором конструкции ВНИИЖТа.
На ряде станций применяются разгрузчики ТР-2А (С-492) с конусным штабе-лированием угля по маркам, а минерально-строительных материалов — по роду материала и гранулометрическому составу.
Минеральные строительные материалы (гравий, щебень, песок, камень) хранят, на открытых складах эстакадно-штабельно-тоннельных, штабельно-тоннельных и с радиальным штабелирующим конвейером. На эстакадно-штабельно-тоннельном складе ленточные конвейеры, расположенные на эстакаде, отсыпают в отдельные штабеля разные фракции материала. Чтобы фракции не смешивались, между штабелями устанавливают стены высотой 2—4 м. Под штабелями расположен тоннельный конвейер, который подает материал на выдвижной конвейер, ведущий в бункер. Материал из штабеля на тоннельный конвейер поступает по лотковым питателям. Производительность конвейеров 400—500 т/ч. Вагоны загружаются из бункеров самотеком. У штабельно-тоннельных складов нет эстакады. Штабелируют груз консольно-поворотные конвейеры с переменной высотой сброса.
Требования техники безопасности
При погрузке и выгрузке цемента, извести, суперфосфата, селитры, хлорной извести, минеральных удобрений и других едких и пылящих грузов необходимо принимать все меры против образования пыли. Выгружать едкие пылящие грузы и минеральные удобрения следует только механизированным способом. Рабочие, обслуживающие механизмы, обязаны работать в спецодежде, респираторах и противопыльных очках, выдаваемых в индивидуальное пользование. Фильтр респиратора меняют по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену. Рекомендуется выносить пульты управления машинами и механизмами из запыленных зон.
При переработке химических грузов рабочие обязаны пользоваться противогазами, индивидуальными средствами защиты. Для защиты кожных покровов следует применять защитные мази, пасты, эмульсии. Не рекомендуется принимать пищу и курить на рабочих местах. Перед едой, курением необходимо тщательно мыть руки и полоскать рот. После работы спецодежду и спецобувь обеспыливают и обезвреживают, рабочие принимают горячий душ.
Штабеля сыпучих грузов с крутизной больше угла естественного откоса необходимо ограждать прочными подпорными стенками. Чтобы избежать обвала, не следует выбирать сыпучие грузы, слежавшиеся и смерзшиеся. При выгрузке навалочных грузов должен соблюдаться габарит.
Наливные грузы
Склады нефтепродуктов
Для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов служит комплекс сооружений, называемый нефтебазой.
Все нефтебазы в зависимости от их вместимости можно разделить на пять категорий: I — свыше 100 тыс. т; I I — от 30 до 100 тыс. т, III — от 2,5 до 30 тыс. т, IV — от 0,5 до 2,5 тыс. т, V — менее 500 т.
Территория нефтебазы делится на зоны:
слива и налива нефтепродуктов — резервуары сливно-наливных эстакад, насосные установки, пеноаккумуляторные и пенореактивные станции (пена необходима для тушения пожаров);
оперативную, на территории которой выдают нефтепродукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры, бочки, бидоны;
вспомогательные технические сооружения — электростанция или трансформаторная подстанция, котельная, насосная-, механические мастерские, материальный склад и др.;
очистные сооружения —для очистки ливневых вод и сбора пролитых нефтепродуктов.
Нефтехранилища бывают наземными, полуподземными и подземными, по форме — цилиндрические (вертикальные и горизонтальные) и сфероидальные. У наземных. нефтехранилищ днище находится на уровне земли или выше поверхности окружающей территории. Днище полуподземных нефтехранилищ заглублено не менее чем на половину высоты резервуара. При этом максимальный уровень нефтепродуктов в нем должен быть не выше 2 м над землей. Подземными хранилищами считают такие, у которых наивысшая точка покрытия резервуара находится на глубине 0,2 м и ниже.
Светлые нефтепродукты, как правило, хранят в железобетонных резервуарах, а масла — в металлических. Резервуары нефтехранилищ размещают поодиночке или группами, при этом общая вместимость группы не должна превышать 40 тыс. м., расстояние между группами не менее 50 м, считая от стен крайних резервуаров. Расстояние между двумя рядом стоящими резервуарами должно быть не менее 50 м. Резервуар с нефтепродуктами ограждают земляным валом высотой не менее 1,2 м. Между внешними границами валов, ограждающих группы резервуаров, устраивают пожарный проезд шириной не менее 3,5 м.
Допускается хранить нефтепродукты в таре на открытых площадках и под навесами. На одной площадке размещают не более шести штабелей длиной 25 м и шириной 15м. Площадку ограждают земляным валом и несгораемой стеной высотой 0,5 м.
Налив и слив груза
Налив и слив грузов, перевозимых в цистернах и в бункерных полувагонах, происходят на местах не общего пользования (преимущественно на подъездных путях) и лишь в исключительных случаях, с разрешения начальника отделения дороги, на местах общего пользования; при этом место слива или налива согласовывается с пожарной охраной и Госгортехнадзором.
Налив и слив жидких грузов при перевозках в цистернах производится под давлением центробежных (поршневых) насосов или благодаря разности уровней расположения хранилищ и цистерн.
При наличии самого низкого уровня жидкости в резервуарах хранилища выше верхней отметки наливного устройства (наливных стояков, эстакады) налив в цистерны осуществляется самотеком. При расположении резервуаров ниже указанного уровня налив груза в цистерны производится принудительно при помощи насосов. Такой способ дает возможность иметь значительно меньшую производительность насосной установки и ускоряет процесс налива.
Жидкие грузы (нефтепродукты, кислоты и др.) сливают из цистерн через люки (колпаки) в том случае, если цистерны не имеют нижних сливных приборов. При наличии у цистерн сливных приборов слив обеспечивается через верхний колпак и сливные приборы. Применяют слив самотечный и принудительный при помощи сифонов и насосов.
Открытый самотечный слив жидких грузов из цистерн происходит через нижние сливные приборы, переносные лотки, желоб, проходящий вдоль всех цистерн, обычно между рельсами пути, на который подаются цистерны, отводную трубу. Жидкость самотеком поступает в сливной резервуар, из которого ее откачивают насосом в резервуарный парк хранилища. Самотечный открытый слив недопустим для масел, керосина и других грузов, которые нельзя подвергать обводнению или загрязнению механическими примесями (пылью, песком и др.). Поэтому для таких грузов рекомендуется закрытый самотечный слив, когда к нижним сливным приборам цистерн присоединяют гибкие шланги или телескопические трубы, смонтированные на патрубках сливного коллектора. Сливные коллектор и желоб прокладывают в грунте с уклоном 1 /200 к отводной трубе, по которой нефтегрузы стекают в приемный резервуар. При закрытом самотечном сливе сгущающихся жидких грузов возможно применение желобов и труб с так называемой паровой «рубашкой».
Применение промежуточного сливного резервуара делает работу перекаченного насоса независимой от режима слива цистерн и значительно уменьшает его потребную производительность и мощность привода. Для полного слива цистерн переключают основной коллектор на зачистной коллектор меньшего диаметра. Налив, слив и перекачка кислот осуществляются аналогично, но наливные и пе-рекачечные установки выполняются из кислотоупорных материалов и оборудованы устройствами для нейтрализации кислоты и промывки линий.
Для самотечного и принудительного налива и слива большого количества нефтепродуктов служат эстакады. Пункты налива оборудованы эстакадами галерей-ного и стоякового типов. Нефтепродукты подают в наливной коллектор эстакады самотеком или насосами. Для налива используют насосы центробежные производительностью 150—720 м 3 /ч и поршневые 100—350 м 3 /ч.
Заливают светлые и темные нефтепродукты через стояки как в одиночные цистерны, так и в их группы в зависимости от вместимости фронта подачи.
Существуют эстакады с одним или несколькими коллекторами (распределительными трубопроводами). При наличии на эстакаде н