Машина обмывочно нейтрализационная 8т311м
Спецсредство советских инженерно-техничсеких войск – обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 на базе автомобиля ЗиЛ-157
Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 – представляет собой многоцелевое передвижное специальное инженерно-техническое средство. Основная сфера использования и применения – проведение обмывочных работ с военной и гражданской техникой, путем нейтрализации негативного воздействия агрессивных сред и жидкостей, используемых в процессе эксплуатации военных и гражданских объектов.
Разработка машины и серийное производство
Необходимость в подобной спецтехнике возникла, когда советские инженерные войска стали привлекаться к осуществляемым ракетным пускам, к участию в производственном цикле ракетостроительной отрасли. Высокая токсичность компонентов ракетного топлива, присутствие агрессивных химических средств и жидкостей в технологическом процессе требовала присутствия в войсках специальной обмывочной техники. С такой задачей должна была успешно справляться, созданная в начале 60-х годов специальная инженерно-техническая техника, – обмывочно – нейтрализационная машина 8Т311.
Советские военные инженеры решили установить комплекс необходимого оборудования на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157. После проведения тестирования, военные признали машину крайне эффективной и рекомендовали ее к серийному производству.
Серийный выпуск осуществлялся на заводе «Пожарная спецтехника» в городе Торжок Тверской области. Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 на базе автомобиля ЗИЛ-157 выпускалась в течение 10 лет, с 1959 года по 1969 год, после чего было решено переоборудовать установку на шасси автомобиля ЗИЛ-131.
Технические параметры и характеристики обмывочной машины 8Т311 на базе автомобиля ЗИЛ-157
Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 использовалась в инженерных частях Советской Армии, обслуживающих стартовые ракетные комплексы на Байконуре и в Плесецке. Некоторое количество подобной специальной техники было привлечено в апреле 1986 года к ликвидации последствий аварии на АЭС в Чернобыле.
Парк «Патриот», г.Энгельс. 8Т311М на базе ЗиЛ-131
Среди экспонатов энгельсского Парка Патриот, помимо «привычных» танков-самолётов и прочего такого, хватает не слишком часто встречающейся военной спецтехники.
Про машину с занятно звучащим названием «авторазливочная станция» мы уже говорили. Недавно к ней присоединилась машина, называемая не менее забавно – обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311М на базе ЗиЛ-131.
В общем, уже разлито, пора это дело обмывать.
На изрядной части местных экспонатов либо нанесено полное название, либо просто приклеена бумажечка с номером этой воинской части. Впрочем, находящееся там же грозное предупреждение «Собственность Министерства Обороны Российской Федерации» некоторых нехороших посетителей не останавливает. К примеру, в кабине именно этой машины свили себе гнёздышко местные детишки. Дверцы кабины, кстати, изначально были прихвачены сваркой, но что такое сварка? Она от взрослых-то не защитит, от детей – тем более.
Наличие такой «химзащитной» машины в зенитном подразделении не удивительно. Где зенитные ракеты, там и топливо с окислителем. А, как известно, как не герметизируй токсичные и агрессивные компоненты, их всё равно кто-нибудь, да разольёт.
Основная емкость на 1,9 кубометра воды, бак для щёлочи на 150 литров и бак для пенообразователя на 100 литров. Водичку внутри цистерны можно согреть. И можно не только токсичные компоненты нейтрализовывать, но и людей помыть. А можно пожар тушить. Или полить самолёт антиобледенительной жидкостью. В общем, многоцелевая машина.
Видок у машины изрядно помятый и обшарпанный. То ли её так интенсивно эксплуатировали, то ли так плохо хранили. А может и то, и другое. Главное, чтобы тут, в Парке, её не доломали.
Машина обмывочно нейтрализационная 8т311м
Машины войск химической защиты
8Т311М (1967 – 1990 гг.) – серийная обмывочно-нейтрализационная машина многоцелевого назначения на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-131Н с лебедками или без них. Являлась модернизированным вариантом первой модели 8Т311 на базе ЗИЛ-157 и выпускалась заводом «Пожтехника» из Торжка. Использовалась для проведения обмывочных операций при работе с высокоагрессивными жидкостями, нейтрализации различных машин и вооружения от остатков окислителя и пенного тушения мелких возгораний. В ее состав входили цистерна на 1900 л воды и баки для щелочи и пенообразователя вместимостью 150 и 100 л соответственно. Вариант 8Т311МЭ снабжался электрическим розжигом форсунок. Полная масса машины – 10 159 кг, расчет – три человека. В 1990-е годы ее оборудование монтировалась на шасси ЗИЛ-4334.
ДДА-3 – дезинфекционно-душевая установка на шасси автомобиля ЗИЛ-131 со специальным кузовом и двухосным прицепом-шасси СМЗ-8326. Принята на вооружение в апреле 1980 года. Изготовитель – пермское ПО «Автомедтехника». Конструктивно являлась развитием станций ДДА-2 и ДДА-66 и применялась для дезинфекции и дезинсекции обмундирования личного состава и помывки в полевых условиях в любое время года. Машина позволяла развернуть палаточный пункт обработки с помывочным отделением на 18 душевых сеток, двумя дезинфекционными камерами объемом по 2,4 м 3 и парогенератором, работавшим на жидком топливе. В летнее время ее пропускная способность по помывке достигала 144 человек, зимой – 96 человек. Длина автопоезда в походном положении – 12,8 м, полная масса – 14 275 кг.
Многоцелевая обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311М на шасси ЗИЛ-131. 1967 год.
АРС-14 – авторазливочная станция на шасси серии ЗИЛ-131 без лебедки. Использовалась для транспортировки, временного хранения, перекачивания и распределения по поверхности воды, различных составов и химических растворов. Главное назначение станции – дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и военной техники, а также дегазация и дезинфекция отдельных участков местности и дорог при движении с рабочей скоростью 3 – 4 км/ч. Станция использовалась также для тушения мелких пожаров и поливки улиц. Снабжалась эллиптической цистерной вместимостью 2700 л, баками для спецсоставов, горизонтальным винтовым насосом 2,5ВС-3А с приводом от коробки отбора мощности, обеспечивавшим подачу 18 м 3 жидкостей в час на высоту до 20 м, комплектом рукавов и приборов. Дополнительный ручной насос БКФ-4 имел подачу 1,2 м 3 /ч. На одной заправке цистерны за 8 – 10 минут можно было обработать полосу шириной 5 м и длиной 250 м. Время заполнения цистерны с использованием механического насоса – 8 – 12 минут, ручного – 45 мин. Полная масса станции с расчетом из трех человек – 10 200 кг. Ее модернизированный вариант базировался на автомобиле КамАЗ-4310.
Авторазливочная станция АРС-14 для дегазации и дезактивации вооружения и техники.
На автомобиле ЗИЛ-131 с фургоном К-131 и на прицепе-шасси СМЗ-8326 с кузовом КП-2 базировалась также автомобильная радиометрическая и химическая лаборатория АЛ-4М для определения степени зараженности машин и местности ядовитыми и радиоактивными веществами.
Машины войск химической защиты
Машины войск химической защиты
8Т311М (1967 – 1990 гг.) – серийная обмывочно-нейтрализационная машина многоцелевого назначения на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-131Н с лебедками или без них. Являлась модернизированным вариантом первой модели 8Т311 на базе ЗИЛ-157 и выпускалась заводом «Пожтехника» из Торжка. Использовалась для проведения обмывочных операций при работе с высокоагрессивными жидкостями, нейтрализации различных машин и вооружения от остатков окислителя и пенного тушения мелких возгораний. В ее состав входили цистерна на 1900 л воды и баки для щелочи и пенообразователя вместимостью 150 и 100 л соответственно. Вариант 8Т311МЭ снабжался электрическим розжигом форсунок. Полная масса машины – 10 159 кг, расчет – три человека. В 1990-е годы ее оборудование монтировалась на шасси ЗИЛ-4334.
ДДА-3 – дезинфекционно-душевая установка на шасси автомобиля ЗИЛ-131 со специальным кузовом и двухосным прицепом-шасси СМЗ-8326. Принята на вооружение в апреле 1980 года. Изготовитель – пермское ПО «Автомедтехника». Конструктивно являлась развитием станций ДДА-2 и ДДА-66 и применялась для дезинфекции и дезинсекции обмундирования личного состава и помывки в полевых условиях в любое время года. Машина позволяла развернуть палаточный пункт обработки с помывочным отделением на 18 душевых сеток, двумя дезинфекционными камерами объемом по 2,4 м 3 и парогенератором, работавшим на жидком топливе. В летнее время ее пропускная способность по помывке достигала 144 человек, зимой – 96 человек. Длина автопоезда в походном положении – 12,8 м, полная масса – 14 275 кг.
Многоцелевая обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311М на шасси ЗИЛ-131. 1967 год.
АРС-14 – авторазливочная станция на шасси серии ЗИЛ-131 без лебедки. Использовалась для транспортировки, временного хранения, перекачивания и распределения по поверхности воды, различных составов и химических растворов. Главное назначение станции – дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и военной техники, а также дегазация и дезинфекция отдельных участков местности и дорог при движении с рабочей скоростью 3 – 4 км/ч. Станция использовалась также для тушения мелких пожаров и поливки улиц. Снабжалась эллиптической цистерной вместимостью 2700 л, баками для спецсоставов, горизонтальным винтовым насосом 2,5ВС-3А с приводом от коробки отбора мощности, обеспечивавшим подачу 18 м 3 жидкостей в час на высоту до 20 м, комплектом рукавов и приборов. Дополнительный ручной насос БКФ-4 имел подачу 1,2 м 3 /ч. На одной заправке цистерны за 8 – 10 минут можно было обработать полосу шириной 5 м и длиной 250 м. Время заполнения цистерны с использованием механического насоса – 8 – 12 минут, ручного – 45 мин. Полная масса станции с расчетом из трех человек – 10 200 кг. Ее модернизированный вариант базировался на автомобиле КамАЗ-4310.
Авторазливочная станция АРС-14 для дегазации и дезактивации вооружения и техники.
На автомобиле ЗИЛ-131 с фургоном К-131 и на прицепе-шасси СМЗ-8326 с кузовом КП-2 базировалась также автомобильная радиометрическая и химическая лаборатория АЛ-4М для определения степени зараженности машин и местности ядовитыми и радиоактивными веществами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Машины химических войск
Машины химических войск В начале 1950-х годов на вооружение частей химической защиты поступила компактная пароэлеваторная дезинфекционно-душевая установка ДДА-53А на шасси ГАЗ-63, предназначенная для санитарной обработки личного состава в полевых условиях, дезинфекции и
Машины химических войск
Машины химических войск Вскоре после войны на шасси ЗИС-151 появилась мощная авторазливочная станция АРС-12 с основной эллиптической стальной цистерной для доставки до 2700 л средств дегазации и дезинфекции вооружения и техники. В 1948 году на вооружение была принята новая
Машины войск химической защиты
Машины войск химической защиты С 1959 года на автомобилях 157-й серии торжокский завод «Пожтехника» серийно выпускал первую и наиболее распространенную обмывочно-нейтрализационную машину 8Т311, которая впоследствии монтировалась на шасси ЗИЛ-131 и ЗИЛ-4334. Авторазливочная
Машины войск химической защиты
Машины войск химической защиты С началом производства грузовика ГАЗ-66 на его шасси устанавливалось несущественно модернизированное химическое оборудование, разработанное еще для ГАЗ-51, ГАЗ-63 и ЗИЛ-164. К нему относилась доработанная компактная пароэлеваторная
Машины войск химической защиты
Машины войск химической защиты ДДА-66П – армейская дезинфекционно-душевая установка на шасси ЗИЛ-130 со специальным сварным цельнометаллическим кузовом. Идентична одноименной установке, которая обычно монтировалась на шасси ГАЗ-66, а затем – на ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308.
Машины войск химической защиты
Машины войск химической защиты 8Т311М (1967 – 1990 гг.) – серийная обмывочно-нейтрализационная машина многоцелевого назначения на шасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-131Н с лебедками или без них. Являлась модернизированным вариантом первой модели 8Т311 на базе ЗИЛ-157 и выпускалась заводом
Машины войск химической защиты
Машины войск химической защиты На автомобиле КамАЗ-4310 выпускалась модернизированная многоцелевая авторазливочная станция АРС-14К с двумя цистернами емкостью 2700 и 1040 л, предназначенная для проведения широкого комплекса очистных операций – дегазации, дезинфекции и
Машины аэродромных служб и химической защиты
Машины аэродромных служб и химической защиты На шасси 43203 базировались как прежние аэродромные пусковые агрегаты АПА-5, так и модернизированные машины для одиночного или группового электростартерного запуска авиационных двигателей и питания бортовой
Приложение 2 АКТ[14] об установке химической ловушки
Приложение 2 АКТ[14] об установке химической ловушки
Приложение 3 КАРТОЧКА[15] на объект, заблокированный химической ловушкой
Приложение 3 КАРТОЧКА[15] на объект, заблокированный химической ловушкой Наименование объекта, адрес Дата установки Ф.И.О., должность установившего ловушку Виды и количество ловушек Марка красителя Цвет красителя в сухом и увлажненном виде (при естественном освещении, в
ГОРЮЧЕЕ ДЛЯ ВОЙСК: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ
ГОРЮЧЕЕ ДЛЯ ВОЙСК: ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ Инженер-полковник А. ЧОЧИАСкорости двадцатого века… За какие-нибудь полстолетия человечество прошло путь от первых автомобилей, с трудом одолевавших за час десяток километров, до сверхзвуковых самолетов и космических кораблей. В
Оружие опасное для своих войск
Оружие опасное для своих войск В 1453 году турки осадили Константинополь. К стенам города подвезли орудия.Началась осада.Вот работает старая, известная уже с седьмого века метательная машина – фрондибола. Иначе ее зовут «машина с противовесом» (рис. 8).Она похожа на журавль
Защита войск на марше
Защита войск на марше На войне войскам приходится производить самые различные боевые действия: наступать, обороняться, вести разведку, охранять свой отдых, передвигаться, преследовать отходящего противника, а иногда и отходить под натиском врага.И во всех этих
Снаряды для защиты
Мастер, химик, заправщик, ракетчик и не только: бесконечные военные профессии грузовика ЗИЛ-131
С появлением армейского грузовика ЗИЛ-131 на нём началось создание обширного семейства военной автотехники и всевозможных надстроек, количество которых исчислялось несколькими сотнями. С учётом же модернизации прежних систем, создания прототипов и их сборки в других странах это число достигало тысячи различных версий.
Не считая войсковых кузовов и радиотехнических систем, о которых мы успели сообщить, в состав специальной техники на шасси ЗИЛ-131/131Н входили различные мастерские, автоцистерны, аэродромные, химические и инженерные, средства перевозки ракет, боевые «Катюши» и даже машины для доставки хлеба.
Средства технического обслуживания и ремонта
Основу мобильных ремонтных средств Советской армии составляли комплексы подвижных мастерских ПАРМ с кузовами К-131 и КМ-131 для работы в полевых условиях. Из них в семейство машин технического обслуживания МТО вошли контрольные стенды, лёгкое слесарное, сверлильное, шлифовальное, сварочное и электротехническое оборудование, а также генераторы и 1,5-тонные краны.
Мастерская МТО-80 на базе ЗИЛ-131Н с кузовом КМ-131 для обслуживания автобронетехники (фото автора)
На ремонте автомобилей специализировались мастерские МРС, выполнявшие полный цикл от слесарных работ до зарядки аккумуляторных батарей. С середины 60-х выпускались ремонтно-механические мастерские МРМ с тяжёлым станочным парком для проведения работ по текущему и среднему ремонту практически всех видов автотранспорта.
Авторемонтная мастерская МРС-АТ с кузовом К-131 из комплекта ПАРМ-1М. 1978 год (фото автора)
Тяжёлый токарный станок в кузове КМ-151 комплекта ремонтно-механической мастерской МРМ-М2 (фото автора)
Автомобили топливной службы
В небольшое семейство автоцистерн на базе ЗИЛ-131 входили как простые многоцелевые заправочные средства двойного назначения, так и унифицированные специализированные топливозаправщики со стальными или алюминиевыми ёмкостями вместимостью 4,0-4,4 тысяч литров, собственными насосными станциями, боковыми или задними блоками управления.
Войсковой топливозаправщик АТЗ-4-131 ёмкостью 4000 литров с боковыми отсеками для хранения рукавов. 1976 год
Автомобильная техника аэродромных служб
Участие грузовиков ЗИЛ-131/131Н в выпуске аэродромного оборудования началось с его перестановки с автомобиля ЗИЛ-157, но в 70-е годы на нём были созданы новые конструкции мелкосерийного изготовления.
К наиболее востребованным относился малый аэродромный пусковой агрегат АПА-50М со вспомогательным двигателем в 200 сил для привода четырёх электрогенераторов суммарной мощностью 70 киловатт, обеспечивавших запуск авиационных двигателей и питание бортовых систем.
Серийная машина АПА-50М для электрического запуска авиационных двигателей
Более мощный агрегат АПА-80 с двумя консольными поворотными телескопическими стрелами был оборудован 210-сильным дизелем и генераторами, вырабатывавшими одно- или трёхфазный переменный ток разного напряжения.
Пусковой агрегат АПА-80 для одиночного или группового электростартерного запуска авиационных моторов
Кроме них в аэродромной службе трудились моторные подогреватели, кислородные станции, авиационные кондиционеры и тепловые машины для удаления наледи с самолётов.
Средства обеспечения ракетных комплексов
В этой области главным предназначением ЗИЛа-131 были многочисленные заправщики ракетным топливом, окислителем, кислородом и сжатым воздухом, оборудованные специальными кузовами, цистернами, компрессорами и средствами обеспечения безопасности при работе с токсичными компонентами.
Компрессорная станция УКС-400В для подачи сжатого воздуха
Машина 9Г22 для заправки кислородом ракет комплекса «Круг»
Вторыми по значимости были автоматизированные контрольно-испытательные станции для регламентной проверки состояния, обслуживания и мелкого ремонта элементов мобильных ракетных комплексов, которые обычно производились в кузовах КМ-131 с домкратами для их вывешивания при работе.
Испытательная установка 9В819 с откидной рампой и ложементом для крепления ракеты комплекса «Точка»
Для нейтрализации компонентов ракетного топлива и токсичных отходов методом сжигания применялись особые фургоны со стальными кузовами, в которых находились камера дожига паров, форсунки для впрыска жидкого топлива, воздушный нагнетатель и вихревая камера сгорания с широкой дымоходной трубой.
Специальный фургон МДП-2 на шасси ЗИЛ-131 с пультом управления процессом сжигания опасных отходов
Особые машины-хранилища с подогревом кузовов применялись при транспортировке и сборке ядерных боеголовок, комплектации ракет и их испытаний. Для перевозки такелажного имущества применяли технологические автомобили с бортовыми кузовами и гидроманипуляторами.
Бортовой автомобиль 5Ю81М с гидрокраном для перегрузки имущества комплекса С-200 в финской армии
Машины войск химической защиты
Для проведения обмывочных и нейтрализационных операций с ракетными системами применялась специальная машина 8Т311М, изначально созданная для ЗИСа-151 и выпускавшаяся заводом «Пожтехника» из Торжка.
Машина 8Т311М на шасси ЗИЛ-131Н для нейтрализации автотехники и вооружения от остатков окислителя. 1987 год
Новая авторазливочная станция АРС-14 служила для транспортировки, перекачивания и распределения по поверхностям различных территорий и помещений воды или химических растворов, обеспечивавших дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию военной техники, строений, участков местности и дорог.
Дегазационно-дезактивационная станция АРС-14 с цистерной вместимостью 2700 литров на базе ЗИЛ-131Н. 1987 год (фото автора)
Дезинфекционно-душевая установка ДДА-3 снабжалась двумя паровыми котлами, работавшими на твёрдом или жидком топливе, электрогенератором, дезинфекционными камерами и душевым отделением на 18 сеток, размещавшимся в трёх выносных палатках для работы под открытым небом.
Дезинфекционно-душевая установка ДДА-3 со специальным металлическим кузовом. 1980 год
Передвижная химическая машина ПРХМ-Д для ремонта приборов и средств бактериологической защиты (фото автора)
Инженерная автотехника
На ЗИЛ-131 пришёлся расцвет советской инженерной автотехники для строительства наземных сооружений и мостов, поиска и опреснения воды, создания буровых станций, средств самоокапывания грузовиков, ускоренного минирования и уникальных полунаплавных мостов.
Модернизированная мачтовая буровая установка ПБУ-50М применялась для устройства временных или постоянных скважин и шахтных колодцев, а также поиска и добычи воды. По сравнению с моделью ПБУ-50 на ней стоял водяной насос, который использовался при подъёме воды из пробуренных скважин.
Модернизированная система инженерных войск ПБУ-50М в рабочем состоянии. 1980 год (фото автора)
Войсковая фильтровальная станция ВФС-10 для очистки воды от примесей и загрязнений, обеззараживания, обезвреживания и дезактивации базировалась в кузове К-131 автомобиля ЗИЛ-131 и двухосном прицепе с насосом и набором специальных реагентов и фильтров.
Войсковая фильтровальная станция ВФС-10 производительностью десять кубометров чистой воды в час
Съёмный минный заградитель УМЗ для дистанционного минирования местности помещался в кузове рядового грузовика ЗИЛ-131 с тентом и состоял из набора полноповоротных пусковых контейнеров с минами разных калибров.
Дистанционный минный заградитель УМЗ в кузове ЗИЛ-131Н с шестью пусковыми контейнерами. 1983 год
Сваебойный паром комплекса КМС с двумя копрами и четырьмя дизель-молотами. 1976 год
Идея секретного моста «Пролет» заключалась в возможности его наведения на поверхности воды или погружения на небольшую глубину (30-50 см) при помощи особых свай (анкеров), завинчивавшихся в донный грунт. Колейные понтоны перевозили на 42 грузовиках ЗИЛ-131 с лебёдками, сварными фермами и гидравлическими механизмами ввинчивания свай. В конце 60-х головной образец моста испытывался в инженерных войсках.
Мобильный мост уникального полунаплавного сооружения «Пролет» с механизмом завинчивания свай. 1970 год
Седельный тягач ЗИЛ-131НВ и полуприцеп с понтоном железнодорожного наплавного моста НЖМ-56
Боевая техника
На грузовиках ЗИЛ-131 базировалась третья и последняя модернизация советских «Катюш» военного времени – несущественно доработанная система залпового огня БМ-13НММ, почти целиком поступавшая на экспорт.
Модернизированная установка залпового огня БМ-13НММ в вооруженных силах Финляндии. 1987 год
Пусковая установка 9П138 реактивных снарядов комплекса «Град-1» в транспортном положении (фото А. Гуляева)
Средства транспортировки и заряжания ракет
С рождением зенитно-ракетных и тактических комплексов важную роль сыграли грузовики ЗИЛ-131 и тягачи ЗИЛ-131В с прежними и новыми перегрузочными и транспортно-заряжающими машинами (ТЗМ). Первой из них по наследству от ЗИЛа-157 на новый ЗИЛ переставили установку ПР-14А, которая была модернизирована и вошла в комплекс С-125М «Нева-М». Это были обновленные ТЗМ ПР-14М и 14МА для работы с предыдущими и новыми видами ракет, поражавших цели на дальности до 17 километров.
Модернизированная транспортно-заряжающая машина ПР-14МА комплекса С-125М «Нева-М». 1970 год (архив 21 НИИЦ)
Установка ПР-14МА с мишенями «Пищаль» для испытания ракетных и радиолокационных систем. 1979 год
Седельные тягачи ЗИЛ-131В с прежними полуприцепными транспортно-установочными машинами ПР-3М3, сменившими автомобили ЗИЛ-157КВ, продолжали нести службу в системе противоракетной обороны Москвы.
На военном параде на Красной площади тягачи ЗИЛ-131В с установками ПР-3М3 комплекса С-25М. 9 мая 1985 года
Прежние полуприцепные ТЗМ ПР-11АМ с тягачами ЗИЛ-157КВ сменили автомобили ЗИЛ-131В с заряжающими машинами ПР-11ДА, оснащённые обогревом ядерных боеголовок и защитно-маскировочными чехлами. Они входили в три унифицированных варианта ракетных комплексов С-75 с дальностью поражения 56 километров.
Полуприцепная заряжающая установка ПР-11ДА зенитно-ракетного комплекса С-75М4 «Волхов». 1978 год
На одиночных ЗИЛах-131 продолжался монтаж прежних ТЗМ 2Т7 с тремя ракетами и кормовыми перегрузочными гидрокранами. Для перевозки и перегрузки тактических ракет с обогреваемыми ядерными боеголовками комплекса 9К72 служила модернизированная грунтовая тележка 2Т3М1 с тягачами ЗИЛ-131В и лебёдками.
Тягач ЗИЛ-131НВ с одноосной грунтовой транспортной тележкой 2Т3М1 комплекса 9К72 образца 1968 года
Автомобили продовольственной службы
В Советской армии крупные партии горячего хлеба и хлебобулочных изделий доставляли специальные автофургоны АФХО на шасси ЗИЛ-131/131Н с теплоизолированными кузовами на деревометаллическом каркасе и обшивкой из листовой стали.
Вместительный войсковой автофургон АФХО-131 для одновременной доставки двух тонн хлеба. 1974 год
Модернизированные войсковые столовые СА-32М для питания 64 человек, обычно работавшие в паре с полевыми кухнями ПАК-200М, размещались в раскладных фургонах КР-131 с откидными боковинами и раздвижной крышей. Внутри находилась складная мебель, шкафы с посудой, ёмкости для воды, холодильник и отопительная установка.
Передвижная столовая СА-32М в раскладном кузове КР-131 на шасси ЗИЛ-131Н. 1985 год
На заглавной фотографии – дистанционный минный заградитель УМЗ в кузове ЗИЛ-131Н с шестью пусковыми контейнерами. 1983 год.