Машины на базе бмп
От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1
Российская армия располагает многочисленным и развитым парком боевых машин пехоты разных типов. Самым старым его представителем является техника семейства БМП-1 – как линейные бронемашины, так и изделия на их базе. Они отличаются большим возрастом и морально устарели. Для продолжения эксплуатации такой техники требуется ремонт и глубокая модернизация. Однако до недавнего времени этот вопрос не имел решения.
Образец из прошлого
БМП-1 была принята на вооружение в 1966 г. и тогда же пошла в серию. Производство этой техники запустили на нескольких отечественных предприятиях. Строительство первой модели БМП продолжалось в нашей стране до 1983 г., после чего ее полностью вытеснило производство более новой БМП-2. К этому времени успели выпустить более 20 тыс. бронемашин. Основным получателем техники стала советская армия; часть продукции передали дружественным странам. Кроме того, в нескольких государствах при советской поддержке было организовано лицензионное производство.
Согласно справочнику IISS The Military Balance 1991-1992, в начале девяностых годов парк БМП советской / российской армии включал 16,5 тыс. ед., и значительную его часть составляли машины первой модели. Также имелся большой запас техники на базах хранения. В дальнейшем количество БМП в строевых частях и в резерве сокращалось, в основном за счет более старых образцов.
The Military Balance за текущий год показывает, как к настоящему времени изменился парк БМП. По данным IISS, сейчас в строевых частях остается всего 500 БМП-1 и еще ок. 7 тыс. машин находится на хранении. При этом БМП-1 давно утратила лидерство по численности в строю. Причины этого очевидны, и главная из них – морально и физическое устаревание.
Проблема обновления
Те или иные варианты обновления и доработки БМП-1 разрабатывались с семидесятых годов. К примеру, в 1979 г. на вооружение поступила модификация БМП-1П с новым ракетным комплексом 9К111 «Фагот» и дымовыми гранатометами. Через несколько лет появилась версия БМП-1Д с усиленной защитой, но без ракет и возможности плавания – она предназначалась для применения в Афганистане.
В девяностых годах начались новые попытки модернизации устаревающей бронемашины. Ряд организаций предлагал свои варианты обновления БМП-1 с заменой тех или иных агрегатов. В основном такие проекты предназначались для повышения боевых характеристик и предусматривали замену штатного вооружения.
Так, проект БМП-1-30 «Разбежка» предусматривал установку башни от машины десанта БМД-2. Вместе с ней машина пехоты получала 30-мм автоматическую пушку 2А42, пулемет ПКТ и ракетный комплекс «Фагот» / «Конкурс». Также рассматривалась возможность установки башни от БМП-2 с аналогичным вооружением. Предполагалось, что после такой модернизации БМП-1 избавится от характерных недостатков орудия 2А28 «Гром».
Предлагалось несколько проектов с общим индексом БМП-1М. В варианте от тульского КБ приборостроения он предусматривал установку боевого модуля ТКБ-799 «Кливер» с 30-мм пушкой 2А72, пулеметом и четырьмя ракетами ПТРК 9К135 «Корнет». Одноименный проект от предприятия «Муромтепловоз» предлагал замену оригинальной башни на боевые модули МБ2-03 или МБ2-05. При такой модернизации БМП-1 получала пушку 2А42, пулемет ПКТМ и гранатомет АГС-17 либо ракеты «Конкурс».
Все варианты модернизации БМП-1 демонстрировались на выставках и предлагались потенциальному заказчику в лице министерства обороны. Однако заказов не последовало, и проекты не продвинулись дальше сборки и испытаний опытной техники. На тот момент армия еще не определилась с необходимостью массовой модернизации БМП-1, а кроме того, не имела достаточных средств.
БМП + БТР
В рамках модернизации «Басурманин» получает двигатель модификации УТД-20С1 производства завода «Барнаултрансмаш»; трансмиссия и ходовая часть проходят ремонт и восстановление. Используются новые водоизмещающие крылья, улучшающие характеристики на воде.
Штатное боевое отделение БМП-1 в проекте «АМ» заменяется башенной пушечно-пулеметной установкой от бронетранспортера БТР-82А. Она несет 30-пушку 2А72, пулемет ПКТМ, ПТРК 9К115 «Метис» и дымовые гранатометы. Для наведения используется комбинированный прицел ТКН-4ГА-01. Старая радиостанция Р-123М демонтируется и заменяется современной Р-168-25У-2, обеспечивающей включение в современные системы управления войсками.
«Басурмане» идут
Первый показ машины БМП-1АМ состоялся на «Армии-2018». Тогда же в прессе появились сообщения о старте серийной модернизации в 2019-м, но подробности не последовали.
В июне прошлого года руководство Минобороны раскрыло планы по производству новой бронетехники и модернизации наличных машин. До конца 2019 г. планировалось поставить в войска 400 бронемашин разных типов, в т.ч. БМП-1АМ после модернизации. В каком количестве и куда должна была поступить такая техника, не уточнялось.
Прошлогодняя новость прямо указывала на запуск серийной модернизации имеющихся боевых машин пехоты. Однако о принятии на вооружении модификации «АМ» не сообщалось. Более того, информация такого рода отсутствует до сих пор.
В конце июня этого года на профильных ресурсах появились любопытные фотографии. Рядом с Барнаулом был замечен эшелон с «Басурманами» на платформах в количестве 15-20 ед. Скорее всего, это были машины серийной модернизации, направляющиеся к месту службы. Таким образом, факт сборки БМП-1АМ получает подтверждение, и счет эти машинам уже идет на десятки. При этом следует учитывать, что «барнаульская» партия бронемашин может быть не первой.
Устаревшие и перспективные
В настоящее время в строевых частях остается ок. 500 БМП-1. Эта техника давно морально устарела, но ее пока не собираются списывать. Следствием этого становится проект модернизации БМП-1АМ «Басурманин». Его реализация уже стартовала, и первые обновленные машины к настоящему времени могли попасть в части.
Нетрудно заметить, что проект «Басурманин», при всех своих преимуществах, предусматривает ограниченную доработку исходной конструкции. По сути, заменяется только боевое отделение, тогда как силовая установка в целом, бронекорпус и т.д. остаются прежними и сохраняют исходные характеристики. Вследствие этого часть параметров и возможностей улучшается, но в остальном это остается старая БМП-1. При всем этом, модернизация не требует больших затрат.
Проект БМП-1АМ имеет как плюсы, так и минусы. Однако он является вынужденной и временной мерой, и его главная цель – поддержание работоспособности и пригодности устаревшей техники. Продление ресурса и замена вооружений позволит обновленным боевым машинам оставаться в строю еще 10-12 лет. А к моменту списания «Басурман» армия успеет получить достаточное количество БМП нового поколения и провести полноценное переоснащение со всеми желаемыми результатами.
Очень и не очень боевые машины пехоты
В Советском Союзе применительно к этим требованиям научно-техническим комитетом ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск в конце 1950-х годов и было разработано техническое задание на перспективную боевую машину.
1) проходимость и маневренность не ниже, чем у перспективных средних танков;
2) броневую защиту, противостоящую осколкам мин и снарядов, стрелковому оружию и автоматическим пушкам на дальностях до 600–800 метров, а также защиту от ОМП;
3) вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
4) возможность десанту вести огневой бой с машины под прикрытием брони и быстро спешиваться при необходимости;
5) радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь как с командиром своего подразделения, так и с танками;
6) средства маскировки;
7) приборы наблюдения, аналогичные или подобные средствам наблюдения из танков.
Победу в конкурсе одержало челябинское КБ под руководством Павла Павловича Исакова. Однако следует отметить, что многие принципиальные технические решения, предложенные на конкурсе специалистами из Кургана и Волгограда, тоже вошли в окончательную конструкцию машины, доработанный проект получил обозначение «объект 765».
Наши войска получили тогда мощную боевую машину, во многом опередившую развитие подобных машин в армиях других государств.
Только АМХ-10Р стала во Франции специально созданной БМП, первый прототип которой был разработан в 1968 году, а само производство начато в 1972, позднее, чем в СССР.
На фото AMX-VCI M-56 и АМХ-10Р:
Серийное производство БМД-1 было начато на Волгоградском тракторном заводе в 1968 году, ещё до официального принятия на вооружение нашей армии.
Обе машины, БМП и БМД, были вооружены 73-мм орудиями 2А28 «Гром» и спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ, к ним ПТУР 9М14М. Кроме этого, БМД-1 получила ещё два курсовых пулемёта ПКТ.
Позднее в иностранных армиях БМП также начинали поступать на вооружение и развиваться, но ничего подобного нашей БМД не было создано.
Даже БМД-1 до сих пор вне конкуренции (исключение у НОАК), тем более БМД-4М.
Единственное решение для десантников в НАТО оказалось в армии ФРГ, это «Wiesel», первая машина, фактически танкетка, была собрана только в 1989 году.
База машины «Wiesel» послужила платформой для её использования в различных вариантах (например, санитарная машина, самоходный миномёт, ЗРК).
Здесь сразу надо подчеркнуть, что БМП и БМД в нашей стране изначально создавались как универсальные боевые машины. Такой класс БМП, который начали определять, как тяжёлая БМП, у нас отсутствовал.
Какие нам нужны боевые машины? Об этом и хочется поговорить.
Откуда и почему советские БМП вдруг получили растиражированное в СМИ прозвище «братская могила пехоты», насколько это заслуженно?
Замелькавшие после распада Советского Союза снимки наших войсковых колонн, где пехота сидит поверх брони БМП/БМД, стали дополнительным «аргументом» для шельмования советской техники.
Во многом критика всей советской школы танкостроения началась в эпоху реформ под полюсом капитализма, когда менялась сама военная доктрина.
Так, допускалась маловероятность, даже невозможность большой войны при дружбе с США и при сотрудничестве с НАТО. Выделялись главным образом локальные конфликты и антитеррористические операции, для которых предполагалась небольшая контрактная армия с техникой против боевиков и террористов.
Надо отметить, что ещё на войне в Афганистане Советской Армии пришлось вести борьбу с противником, не имеющим родов войск, присущих полноценным армиям, фактически вся афганская война и была борьбой с боевиками, во многом применявшими партизанскую тактику.
Естественно, что армейская техника, в частности, наши БМП и БМД, для этого подходили меньше, чем специальная полицейская техника (будь она у нас тогда), использующая технологию MRAP (mine resistant ambush protected, то есть защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий, засадозащищённый).
Но в любом случае, на горном серпантине Афганистана уязвимы были бы как британская БМП «Уорриор» или американская «Бредли», так и многие более современные боевые машины, что могли получить под днище более мощный фугас или поражение прямо в крышу корпуса при огне с горных склонов.
К сожалению, многим бесполезно объяснять, что, кроме брони, была ещё важна хорошая работа разведки и сапёров, прикрытие с воздуха, общая слаженность прохождения колонны, в которой могли быть и бортовые машины, и автокраны, автоцистерны, другая уязвимая техника и грузы.
Но однозначно в атаку никто бы верхом на БМП или БМД не двинулся. Не БМП и БМД были плохие, просто, техника для той войны была нужна несколько иная.
Вот здесь и вернёмся к главному вопросу. Какие БМП сейчас нужны нашей армии и нужны ли они вообще?
Выросло поколение, которое не служило в армии совсем или отслужило кое-как один год, массово появились знатоки по «World of Tanks», большие специалисты по «прокачиванию» техники, когда самым магическим образом в игре усиливают вооружение, броню, подвижность.
Наверное, такие «ветераны», не раз «горевшие» в сетевых танках, больше всего и должны ратовать за комфорт компьютерного кресла и безопасность бомбоубежища.
Никто не против удобств и усиления защиты, но не всё так просто и однозначно.
К чему этот пассаж? К тому, что если говорить про такое явление, как «тяжёлая БМП», то темы маневренности, веса, габаритов и вооружения будут очень важными и взаимосвязанными.
Нельзя что-либо добавить, усилить, не убавив, не ослабив других качеств. В противном случае получим новый «Маус», а в идеале подземный бункер, с кондиционером под банку пива.
Если мы говорим о БМП, то сразу же нужно выделить её принципиальное отличие от БТР, а это добавление к транспортной функции усиленного вооружения, огневой составляющей.
В этом изначально БМП более универсальна, а БТР более специализирован. Нет смысла спорить о плюсах и минусах специализации или универсальности, но следует отметить, что универсальная техника будет уступать специализированной в конкретной задаче, но превосходить её в комплексном решении.
После спешивания пехоты БМП перестаёт выполнять транспортную функцию и может применить своё усиленное вооружение.
Правда, пока данная модель проходит испытания и выступает в роли парадного реквизита, очень напоминая в этой роли мощный образ советского пятибашенного танка Т-35.
Для сравнения: экипаж Т-35 был 11 человек, масса 58 тонн, ширина 3,2 метра, длина 9,72 метра, высота 3,43 метра.
Сразу не соглашусь с лукавыми утверждениями, что для современных управляемых и самонаводящихся ракет размер не имеет значения.
Имеет, поразить крупногабаритную цель в любом случае будет легче, тем более что, кроме ракет, есть наводчики танковых орудий и стрелки с РПГ.
Но не это главное, габариты неизбежно увеличивают площадь, которую нужно защищать бронёй, а это вес, ухудшение проходимости, нагрузка на двигатель (снижение моторесурса и повышение расхода топлива), общее увеличение стоимости производства, проблемы при железнодорожных перевозках.
Насколько вообще реальная защита у тяжёлой БМП выше?
Первое: использовать КАЗ будет проблемно из-за риска поражения активными элементами собственной пехоты рядом.
Во-вторых, при неспешенном десанте поражение БМП, выдвинься она рядом с танками, как раз и может сделать эту крупноразмерную цель «братской могилой».
Нет вообще неуязвимой брони, а защита — такое комплексное понятие, в которое входит не только бронирование, но и маневренность, заметность, проходимость.
Здесь можно спросить: а почему не сделать сразу «бронеавтобус» на 20-30 человек, в который бы комфортно поместился полностью взвод?
Ведь БМП не бортовая машина, даже не БТР, тем более что транспортная функция сочетается с необходимостью установить башню с усиленным вооружением и боекомплектом, а это дополнительный вес и объём.
Пусть боевых машин потребуется больше, но они останутся компактнее, маневреннее, их легче по площади прикрыть бронёй, наконец, поражение такой машины с десантом минимизирует потери.
Поэтому вряд ли большие размеры БМП как защищённого транспортного средства себя оправдывают.
Теперь вторая ипостась тяжёлой БМП, её специализированная огневая поддержка. Здесь тяжёлая БМП будет намного слабее специализированной машины, такой, как БМПТ. Причём тяжёлая БМП проиграет БМПТ по всем показателям, как по вооружению, боекомплекту, так и по броне.
БМПТ не надо ждать спешивания пехоты: имея танковую защиту, такие машины могут сразу выдвигаться при необходимости рядом или впереди своих танков, иметь различные боевые модули.
Кроме того, такие машины будут дешевле, для их производства можно использовать базу существующих танков Т-72/Т-90, в том числе и в качестве переделок из существующих запасов.
В качестве машины специализированной огневой поддержки лучше использовать БМПТ, а не тяжёлую БМП.
В качестве высокозащищённого транспортного средства тяжёлая БМП уступает тяжёлому БТР, который, экономя вес и объём на вооружении, может быть компактнее и лучше защищён.
Напрашивается «тандемное» решение, где задачи тяжёлой БМП будут выполняться специализированными машинами на танковой базе, огневые БМПТ, транспортные – тяжёлыми БТР во второй линии.
Для примера можно вспомнить израильский «Ахзарит», где использовались трофейные танки Т-54/Т-55, или отечественный БТР-Т.
Говорят, мужики стали крупнее, амуниции больше, вроде как тесно в малом объёме.
Можно создать тяжёлый БТР и как вариант — от БМО-Т.
Как пример к БМО-Т вариант под модуль вооружения на фото ниже.
Поведём итог. Благодаря Советскому Союзу, советской танковой школе у нас пока одни из лучших бронетанковых вооружений.
Вся беда в понимании, организации и «медных лбах» под старые уставы, или торгашах с предателями, породивших свои гарнитурные «платформы», словно платформы без них не существовали в СССР.
Тогда платформы не назначались, ими не рождалась техника, а становилась на хорошо себя зарекомендовавшей и технологичной базе, будучи уже освоенной промышленностью. Это ни к чему понимать, когда важны только деньги.
Не сделаю открытия, если скажу, что как бывают разные виды боя (одни из самых сложных в городе и горах), так бывает и разная война, под это и нужна своя тактика и желательно соответствующая техника.
Когда везде сейчас вставляют про «сирийский опыт», хочется напомнить и про афганский, чеченский. Это специфическая географическая среда, действия против боевиков, а не против регулярной армии, тем более альянса армий, угрожающих России со всех сторон.
Следовательно, такие машины, как БМД-4М и БМП-3 (БМП-3Ф), очень нужны для обороны России, случись большая война, крупный военный конфликт.
Сама концепция БМП подразумевает маневренность и универсальность, тяжёлая БМП эту универсальность теряет уже в том, что перестаёт плавать.
Поэтому представляется разумным использовать для поддержки танков специализированные БМПТ и тяжёлые БТР, а не тяжёлую БМП.
Говоря о антитеррористических операциях, борьбе с боевиками, использующими партизанскую тактику, нужно говорить и о необходимости иметь машины, которые для этого стали наконец появляться.
Что до упомянутой выше БМП Т-15, наверное, и этот мастодонт где-либо сойдёт в качестве «полицейского танка», если эту машину всё же доведут до ума, примут на вооружение после затраченных на ОКР и НИОКР миллиардов.
Лично мне более разумным представлялось бы использовать дорогую и сложную базу Т-15 в качестве тяжёлой противотанковой САУ, а не БМП, уничтожающей с безопасного расстояния из 152-мм пушки вражеские танки.
Если техника будет подходить как под разные боевые задачи, так и под виды боевых действий, будь это глобальная война, локальный конфликт или антитеррористическая операция, то это и будет нужная техника.
В противном случае уж лучше с армейской техникой воевать против боевиков и террористов, чем на полицейской технике пытаться защищать свою страну от агрессора, имеющего все виды вооружённых сил.
БМП-1, модификации, машины на её базе, служба и боевое применение. Критика.
Модификации
БМП-1К
БМП-1Д
Создана в 1982 году специально для боёв в Афганистане. Главные отличия: усилена броня, оборудованы стальные экраны на корпусе. Из-за чего возросла масса машины, и она перестала быть плавающей. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м. Так же с машины был снят комплекс противотанкового вооружения «Малютка».
БМП-1П
БМП-1ПК
БМП-1ПГ
Модифицированная БМП-1П, дополнительно вооружённая автоматическим гранатомётом АГС-17 «Пламя».
БМП-1-30
Вариант модернизации, с боевым отделением БМД-2, также известен под названием «Разбежка».
БМП-1М
Вариант модернизации, с комплексом вооружения ТКБ-799 «Кливер». В состав боевого модуля входят 30-мм автоматическая пушка 2А72, спаренный с нею 7,62-мм пулемёт ПКТМ, а также 4 ПТРК «Корнет». Прицельные приспособления — тепловизор и прибор лазерного наведения 1К13-2.
БМП-1М
Вариант модернизации от Муромтепловоза с боевыми модулями МБ2-03 или МБ2-05. Модули включают в себя 30-мм пушку 2А42, ПКТМ, АГС-17 (только в МБ2-03), ПТУР «Конкурс» (только в МБ2-05), прицел ТКН-4ГА, электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения, систему 902В.
БМП-1У «Шквал»
Украинская модификация БМП-1 с боевым модулем «Шквал». В состав боевого модуля входят 30-мм автоматическая пушка КБА-2, сдвоенная ПУ ПТРК «Комбат», 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя». Также на БМП-1У оборудовали водоизмещающие крылья-поплавки, гусеницы и ведущее колесо от БМП-2. Количество десанта уменьшено до 6 человек.
Чехословацкая модификация БМП-1, выпускавшаяся по лицензии в 1970—1989 в Детве и Дубнице-над-Вагом.
Кобра-С
Pbv-501
Чешская модификация БМП-1 создана для шведской армии. Снята ПУ 9М14М «Малютка», оборудована новая противопожарная система, заменена часть материалов и оборудования под стандарты НАТО.
BMP-1A1 Ost
Bосточногерманская модификация БМП-1П. После объединения Германии, проданы в Грецию, где вооружались дополнительно пулемётом M2 Browinig и модифицированным люком башни, либо оборудовались зенитные установки ЗУ-23-2 вместо башни.
BMP-M1 CZ
BMP-M2 CZ
BVP-M2 SKCZ
Польская модификация БМП-1, выпускавшаяся по лицензии.
BWP-40
Польская опытная модификация BWP-1, где башня была заменена на башню шведской БМП Strf 9040.
MLI-84
Румынская модификация БМП-1, выпускавшаяся по лицензии. Внешне отличается чуть большими размерами и смонтированным на турели на крыше десантного отделения по левому борту 12,7-мм пулемётом ДШКМ. Установлен двигатель Continental 8V-1240-DT-S мощностью 360 л.с. Масса 16,6 тонн.
MLI-84M
Машины на базе
Бронированная медицинская машина (медицинский транспортёр для розыска, сбора и вывоза раненых с поля боя или очагов массовых санитарных потерь, оказания раненым первой помощи)
Бронированная медицинская машина (медицинский пункт подразделения для оказания первой и доврачебной помощи, эвакуации раненых)
Бронированная медицинская машина (подвижная перевязочная для оказания раненым первой врачебной помощи по неотложным показателям и эвакуации раненых)
БМП-1КШ
Командно-штабная машина, вооружения не имеет, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оборудована радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, ТПУ Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.
БРМ-1К
Боевая разведывательная машина
БРЭМ-2
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
Объект 680
Объект 768
Подвижный разведывательный пункт
ПРП-4М
Подвижный разведывательный пункт
ПРП-4МУ
Подвижный разведывательный пункт
Российский бронированный топливозаправщик
Российская ремонтная гусеничная машина
Белорусская лесопожарная машина
Березина 1
Березина 1М
Березина 1ТЛП
Березина-2
Белорусская аварийно-транспортная машина
ShM vz.85 PRАM-S
Чехословацкий 120-мм самоходный миномёт, сконструированный на базе BVP-1 и выпускавшийся в 1980—1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.
Чехословацкая бронированная медицинская машина.
Чехословацкая командно-штабная машина.
Чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
Чехословацкий командный пункт BEСVA.
Чехословацкий бронетранспортёр, сконструирован на базе BVP-1, оборудована башня от OT-64-2A, вооружённая 14,5-мм пулемётом КПВТ.
Чехословацкий командный пункт помощи.
DTP-90
Чехословацкая мастерская технической помощи.
MGC-14,5
Чешский бронетранспортёр, собран на базе BVP-1. С башни снята ПУ 9М14М «Малютка», 73-мм пушка 2А28 «Гром» заменена на 14,5-мм пулемёт КПВТ. Обновлённая башня получила обозначение MGC-14,5.
MGC-M1
MGC-14,5 с дополнительной пассивной (уровень защиты от мин 2, от снарядов 4 по STANAG 4569) и активной защитой, решетчатыми защитными экранам, динамической защитой ERA, или NXRA на башне.
Румынская самоходная артиллерийская установка. Сконструирована на шасси MLI-84, был полностью изменён корпус, оборудована башня от САУ 2С1 «Гвоздика», вооружена 122-мм гаубицей Д-32.
На Рубцовском машиностроительном заводе на базе узлов и агрегатов БМП-1 сконструированы и поставлены на серийное производство гусеничные машины для народного хозяйства:
Модернизированный гусеничный транспортёр-тягач;
ГПЛ-520
Гусеничная путеремонтная летучка;
изделие 521
Универсальное гусеничное шасси;
ЛПА-521
МГШ-521М1
Многоцелевое гусеничное шасси;
МГП-522
Машина гусеничная пассажирская;
СКБМ-523
Специальная краново-бурильная машина;
ПГБМ-528
Гусеничная буровая машина;
МГТ-529
Страны эксплуатанты
Россия:
-Сухопутные войска России — около 500 БМП-1 на 2015 год (>7000 на хранении). Практически не стоят на вооружения, а в большинстве своём применяются для обучения механиков-водителей для БМП-2.
-Внутренние войска МВД России — 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
Азербайджан:
-Национальная армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2012 год
-Государственная пограничная служба Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
Алжир
685 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Ангола
250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
Армения:
-Вооружённые силы Армении — 80 БМП-1, 7 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
-МВД Армении — 44 БМП-1, 1 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
-Пограничные войска Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Афганистан
Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
Белоруссия
109 БМП-1, по состоянию на 2010 год
Болгария
80 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Венгрия
Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
Вьетнам
300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
Греция
401 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Грузия
25 БМП-1 из них 8 на хранении, по состоянию на 2012 год
Демократическая Республика Конго
20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Египет
220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2012 год
Индия
Более 350 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Йемен
420 БМП-1, по состоянию на 2005 год
210 БМП-1, по состоянию на 2012 год
100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Йемен
100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Казахстан
730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Камбоджа
70 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Киргизия
230 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
Кот-д’Ивуар
10 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
Около 50 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Ливия
Некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
Мозамбик
40 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Монголия
310 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Польша
1297 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Сирия
До 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2012 год
Словакия
162 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Судан
75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в 1993 году
Таджикистан
8 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Туркмения
930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
Украина
994 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Уругвай
18 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Финляндия
10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
83 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Чехия
166 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Швеция
350 Pbv 501 (куплены в ФРГ, из состава бывшей ГДР, модернизированы в Чехии)
Шри-Ланка
13 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Экваториальная Гвинея
20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Эритрея
15 БМП-1, по состоянию на 2012 год
Южная Осетия
80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год
Служба и боевое применение
1. Операция «Дунай»
Первое применение БМП-1. Конкретных данных о боевом применении нет, однако отмечено, что машина хорошо себя показала.
2. Пограничный конфликт на острове Даманский
Использовались советскими пограничниками. Во время конфликта была выявлена низкая эффективность основного вооружения.
3. Война Судного дня
Использовалась войсками египетской армии. В основном применение было неудачным. Главной причиной стал отказ материальной части из-за слабой обученности экипажей, а также отсутствие навыков ведения боя не спешиваясь у египетской пехоты. При этом во время боёв вокруг Кантары БМП-1 произвела сильное впечатление на израильтян, где лёгкие БМП-1 смогли пересечь солончаки и расстреляли увязшие израильские танки.
4. Гражданская война в Анголе
5. Ливанская война (1982)
Использовалась сирийскими войсками. По сведениям сирийских экипажей БМП-1, во время боёв из орудия 2А28 был подбит один израильский танк M60A1, а из ПТУР «Малютка» уничтожен танк «Меркава»
6. Чадско-ливийский конфликт: война «тойот»
7. Афганская война (1979—1989)
Использовалась советскими войсками. В ходе боёв был обнаружен ряд недостатков. Например, низкая эффективность при борьбе с живой силой противника, слабое бронирование и низкая защищённость от противотанковых мин.
8. Ирано-иракская война
Эксплуатировалась войсками Ирака и Ирана.
9. Война в Персидском заливе
10. Первая чеченская война
Из-за низкой эффективности и ограниченных углов возвышения орудия 2А28, БМП-1 во время первой чеченской кампании использовалась главным образом как средства снабжения боеприпасами штурмовых групп, а также для усиления блокпостов.
11. Гражданская война на Шри-Ланке
12. Вторая чеченская война
13. Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Использовалась российской армией. По информации от независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, было потеряно 9 БМП-1.
14. Гражданская война в Ливии
15. Гражданская война в Сирии
16. Вооружённый конфликт на востоке Украины.
Критика
На протяжении длительного периода использования БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20х139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лоб с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке M242 «Бушмастер» основной БМП США M2 «Брэдли», принятой в 1982 году, создавались из расчёта поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60 град./1500 м.
Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в борт машины, а попадание противотанковой гранаты РПГ, как правило, вызывало воспламенение машины с последующей детонацией боекомплекта.
Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведённых в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) M791 25-мм пушки M242 «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищённости за прошедшие десятилетия так и не последовало.