Машины на базе бтр мдм
«Маршрутка» для десантника: БТР-МДМ «Ракушка»
Выпуски программы
Цифры и факты, проекты и исследования: как и над чем работает Институт военной истории 0+
Правда о прошлом ради будущего: Институту военной истории 55 лет 0+
Современная техника в руках профессионалов: на полях учебных боев 0+
Эпизоды совместного учения «Запад-2021» 0+
Виртуальная реальность для реальных боевых задач: тренажеры на форуме «Армия-2021» 0+
Все для мирного и безопасного неба: авиационный кластер форума «Армия-2021» 0+
«Армия-2021»: проблемы искусственного интеллекта 0+
Военно-технический форум «Армия-2021» 0+
Управление «В» ЦСН ФСБ: группа «Вымпел» 0+
40 лет в строю: группа «Вымпел» вчера и сегодня 0+
Праздник летного мастерства для развития авиации: полеты авиасалона МАКС-2021 0+
Деловая площадка и праздник авиации: 15-й авиасалон МАКС 16+
Музей-заповедник «Прохоровское поле» 0+
На пороге выпускного: первый последний звонок в Тульском суворовском училище 0+
Накануне первого выпуска. Тульские суворовцы: 5 лет в строю 16+
Нарушитель будет задержан: как охраняют государственную границу в Крыму 0+
Молодая граница древней Тавриды: пограничники Крыма 0+
Умнее, точнее, надежнее: зенитно-ракетный комплекс «Тор» 0+
Противовоздушная броня России: «Ижевский электромеханический завод «Купол»» 0+
Длинная рука корабельных ударных групп: вертолеты работают с палубы 0+
100 лет на страже мира: облеты и учения морской авиации Черноморского флота 0+
От летающих этажерок к сверхзвуковым ракетоносцам: морская авиация Черноморского флота 16+
Когда творчество преодолевает все трудности: ансамбль РВСН «Красная звезда» 16+
Ансамбль стратегического назначения: «Красная звезда» — творческий коллектив РВСН 16+
5 лет в борьбе за мир и порядок 0+
Богатырская сила из Мурома: гвардейская инженерно-саперная бригада 0+
Уникальный турнир на уникальной площадке: чемпионат по тактической стрельбе и университет спецназа 0+
Лекарство от терроризма: выполнение упражнения «Штурм» на чемпионате по тактической стрельбе 0+
Каждое упражнение — учебный бой. Итоги чемпионата по тактической стрельбе 0+
Чтоб меткость и сноровку иметь в бою: Открытый чемпионат по тактической стрельбе 0+
Суворовцы из Твери: отдых в развитии 0+
Все для жизни — все для учебы: суворовцы из Твери в своем новом доме 0+
Новый дом старейшего училища: новоселье тверских суворовцев 0+
Будущие стражи глобального паритета: как готовят офицеров РВСН 0+
Ракетно-ядерная кузница кадров: Военной академии РВСН — 200 лет 0+
Финал испытаний на краповый берет и трагическая гибель линкора «Новороссийск» 0+
Кузница элиты спецназа Росгвардии. Испытания в Грозном 0+
Небо и земля форума «Армия-2020» и учения миротворцев в Белоруссии 0+
Международный военно-технический форум «Армия-2020» 0+
Воздушные навигаторы, разведчики и снайперы: конкурс «Авиадартс — 2020» 16+
Высокие технологии: новые российские беспилотники 0+
Лучшие из лучших: Триатлон специального назначения — 2020 0+
Земная гавань небесных стратегов: авиабаза Шайковка 0+
Те, кто не позволил вбомбить в каменный век: герои войны в корейском небе 0+
Битва лучших из лучших и встреча коллег и друзей: Армейские международные игры 0+
Победители невидимой смерти: конкурс экипажей химической разведки «Безопасная среда» 0+
Боевые задачи в тайге и в горах: служба сибирского спецназа Росгвардии 0+
Жаркие тренировки ради мирного лета: сборы спецназа Росгвардии в Крыму 0+
Репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ «Ракушка»
Ноябрьский номер журнала «За рулем» публикует статью Вадима Клочкова «Без башни», которая представляет собой репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ «Ракушка». Наш блог приводит текст данного материала.
Боевая машина по имени Ракушка дебютировала на майском параде Победы, но затерялась на фоне танков и ракетных комплексов. Обидно! Новейшая разработка нашей оборонки в нынешнем году начала поступать в воздушно-десантные войска.
Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.
В Ракушке есть система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Что немаловажно, в салон не просачивается дым собственного дизеля. Моторно-трансмиссионное отделение хорошо изолировано от обитаемых отсеков.
Летающий бронированный автобус: тест-драйв БТР-МДМ «Ракушка»
Этот новый десантный «бэтээр» принят на вооружение чуть больше двух лет назад. Мы изучили его на полигоне, подивились бортовому компьютеру и нашли определенные сходства со старыми Citroen и современным Porsche Macan.
Как уже наверняка знает мужская часть нашей аудитории, особенностью применения «крылатой пехоты» является возможность действий в тылу врага, без поддержки и вдали от основных сил. Эти войска в основном используют второстепенные трассы, а часто и вовсе обходятся без дорог. Поэтому требования к такой технике вполне прозрачны: хорошая проходимость, вместительность, но при этом – компактность, чтобы помещаться в грузовом отсеке самолета. Все это – про нашу «Ракушку».
Знакомство
Машина “стандартно” оснащена четырьмя установками отстрела дымовых гранат “Туча” и ощетинилась всего двумя пулеметами ПКТ-М: один внутри корпуса, а второй в башенке на крыше. Этой машине не нужно много вооружения, да и бронирование противопульное: бронетранспортер должен с максимальной скоростью доставить в нужную точку десантников или эвакуировать раненых. Там же, на крыше, 3 люка для экипажа и 2 люка с просторной “дверью” на корме для спешивания десантников.
В силовом отделении интересно скомпонованы двигатель и трансмиссия: дизель в одном блоке с механизмом, обеспечивающим поворот и переключение передач. Блок включает в себя гидромеханическую двухвальную реверсивную коробку передач с отбором мощности для водометов…
Что внутри?
Большего внутреннего объема я не видел ни в одном экземпляре бронетехники, которые приходилось тестировать, – даже в новейшем Тайфуне-К не так просторно. В десантном отделении по три ряда двухместных сидений на каждом борту, плюс одно по центру отделения и ещё одно – справа от механика-водителя: итого 14 десантников и 2 члена экипажа в машине, в которой стоишь в полный рост. Летающий бронированный автобус!
По бортам – крепления для носилок, а сидения закреплены так, что передают на тело минимум разрушительной энергии при подрыве машины на фугасе или мине. На случай, если десантироваться придется в зону газовой атаки или, скажем, пыльной бури, имеется система очистки забортного воздуха. Может, еще и туалет есть?
Нет, туалета нет, но есть. чайник! Можно выпить чашку чая, пока десантируешься с Ил-76 на парашютах внутри бронетранспортера. Только нужно правильно разместиться на сидении: затянуть ремень привязной системы, голову опереть на заголовник кресла (да-да, «заголовник», а не подголовник), а ступни ног поставить на подножку и ждать касания земли.
Место механика-водителя находится как будто где-то на стыке времен и пространств. Очень странные ощущения. Подчеркнуто спартанская рубленая передняя панель с рядами кнопок и световых индикаторов. Непонятные, на первый взгляд, надписи вроде «ТНПО ВСЕ» или «СБРОС КОНД.». При этом часть из них почему-то продублирована на иностранном языке, а кресло имеет регулировку по высоте и подогрев. Ну а слева – вполне современный ЖК-дисплей бортового компьютера, который отражает все необходимые параметры от температуры антифриза до радиационного фона снаружи. Кстати, химическая и радиационная защита у машины тоже имеется.
Как едет?
К тест-драйву я поначалу приступил с видом знатока. Еще бы, я же ведь ездил на БМП-3, уже все знаю. Выставил ручной газ, жму кнопку стартера и запуска. Сзади взревел барнаульский дизельный V10 УТД-29. Он родом из 80-х, но по-прежнему актуален. И не спешите морщиться! Думается, что если бы не соображения экологии и экономии, то и на обычных гражданских машинах по-прежнему стояли бы старые, проверенные временем моторищи, сделанные по принципу no replacement for displacement.
Машина резво набирает паспортные 70 км/ч: последовательное переключение передач не сопровождается пинками или ударами. Не думал, что скажу это про военную технику, но управляемость – неожиданно острая. БТР моментально следует за отклонениями штурвала! Попробую провести доступные аналогии. Пересесть на «Ракушку» после все того же БМП-3 или, скажем, ракетного тягача БАЗ – это как поменять Chevrolet Tahoe на Porsche Macan.
Если бы на бронетехнике проводились гонки, соперникам БТР-МДМ пришлось бы туго. Впрочем, это актуально только для кольцевых трасс со связками поворотов – на прямом дрэг-стрипе у «Ракушки» немного шансов – она очень бодро, как мы поняли, стартует, но свыше тех самых 70 км/ч уже практически не разгоняется.
А как же тормоза? А они не нужны! Низкооборотистый дизель прекрасно замедляется под сборс газа, а если замедления недостаточно, можно «скинуть» передачу вниз. На тормоз быстро привыкаешь давить только для полной остановки машины.
Что в итоге?
Знакомство с «Ракушкой» было не очень долгим и не очень близким. Никакого плавания, никакого бездорожья и. минимум технической информации. Впрочем, военных понять можно: техника совсем новая, и афишировать в СМИ ее данные во всех подробностях – не лучшая идея. Что ж, значит есть повод встретиться с БТР-МДМ или с какой-нибудь из его интересных модификаций в будущем.
Летающий бронетранспортер: БТР-МДМ «Ракушка»
Российские десантники уже начали получать серийные бронемашины новой модели
Среди новых бронированных машин, продемонстрированных широкой публике на Параде Победы в Москве в 2015 году, были и небольшие, непривычно «безбашенные» транспортеры с эмблемой ВДВ на нижнем переднем броневом листе. Эти малютки — а на фоне новых танков и БМП на платформе «Армата» или тех же БМП и БТР на платформе «Курганец-25» они действительно смотрятся как младшие братья — носят официальное название БТР-МД «Ракушка». И это первый в истории постсоветской России гусеничный бронетранспортер, поступающий на вооружение крылатой пехоты. Именно поступающий: первая партия из 12 бронетранспортеров была передана ВДВ за два месяца до парада — в марте 2015 года. А всего до конца года в войска поступят 62 новые машины этой модели.
Затянувшееся рождение
Как и у многих современных образцов вооружения, поступающих или готовящихся к принятию на вооружение в последний десяток лет, у БТР «Ракушка» очень долгая и непростая история. Впрочем, с учетом того, какие проблемы переживал отечественный ВПК в 90-е, удивляться следует не давности этой истории, а тому, что машина все-таки была доведена до серии, при этом серьезно изменившись, чтобы соответствовать требованиям времени.
Как нетрудно догадаться, работы над созданием бронетранспортера по этому заданию сильно затянулись. Патент на БТР-МД, то есть бронетранспортер многоцелевой десантируемый, был выдан 15 марта 2007 года. Основой для него послужила недавно созданная и планировавшаяся к принятию на вооружение БМД-4. А уже через год командование ВДВ выдало новое техническое задание — на создание авиадесантируемого БТР на базе новой БМД-4М, фактически сильно модернизированной БМД-3: военным требовались унифицированные по многим узлам машины. Эта модель, созданная в Специальном КБ машиностроения при Курганском машиностроительном заводе, получила наименование БТР-МДМ, то есть модифицированная. Новая модель впервые была представлена широкой публике в 2013 году на российской выставке вооружений Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Незадолго до этого первые две машины этой модели поступили в войска на испытания, а уже после выставки к ним прибавились еще десять.
Традиционно в советской, а потом и российской армии бронетранспортеры, предназначенные для перевозки личного состава, делались колесными, а боевые машины пехоты — гусеничными, поскольку фактически это были легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Исключением были только ВДВ: колесные БТР семейств БТР-60 можно было десантировать только посадочным способом или на специальной платформе. Поэтому и был создан гусеничный БТР-Д на базе БМД-1. Однако основное различие между БМП и БТР сохранилось и тут: за счет облегчения вооружения на машине, которая должна была прежде всего транспортировать личный состав, а не поддерживать его в наступлении, увеличивалось десантное отделение.
Такой подход сохранился и применительно к проектированию БТР и БМП/БМД для современной российской армии. А поскольку одним из основных требований современных вооруженных сил является многофункциональность каждого вида бронемашин, конструкторы пошли по пути унификации, а то и создания единых бронированных платформ. Классическим примером второго варианта являются платформы типа «Армата» и «Курганец-25». А первого — выбор БМД-4М, которая становится основной для российских ВДВ, в качестве платформы для БТР-МДМ.
От своей «старшей сестры» бронетранспортер отличается прежде всего более легким вооружением. БМД-4М вооружена боевым модулем «Бахча-У» с двумя пушками калибра 100 мм и 30 мм и пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Правда, за счет размещения модуля пришлось сократить число десантников на борту: всего пятеро, плюс трое членов экипажа. В новом БТР-МДМ все наоборот: он вооружен только двумя пулеметами ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов на каждый (один установлен в дистанционно управляемой установке над креслом командира, второй, курсовой — в лобовом броневом листе справа, почти у самого борта). За счет такого облегчения вооружения БТР-МДМ обслуживается всего двумя членами экипажа и берет в 2,5 раза больше десантников — 13 человек.
БТР-МДМ «Ракушка» на 10-й международной выставке вооружений Russia Arms Expo — 2015 на территории Нижнетагильского государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники
БТР-МДМ «Ракушка» на 10-й международной выставке вооружений Russia Arms Expo — 2015 на территории Нижнетагильского государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники.
Одна машина — пять вариантов
Неопытному человеку, пожалуй, не отличить волгоградский БТР-МД от курганского БТР-МДМ. Численность экипажа и десанта у них одинаковые, общая компоновка и конструкция машин тоже не отличаются: спереди — отделение управления, в середине — десантный отсек, сзади — моторно-трансмиссионное отделение. Обе машины имеют одинаковый изменяемый клиренс от 100 мм (минимальный) до 500 мм (максимальный); при этом рабочий клиренс составляет 420 мм. Сходны и показатели движения: скорость по шоссе — 70 км/ч, по пересеченной местности — 45–50 км/ч, по воде (бронетранспортер имеет два водометных движителя) — 10 км/ч.
А вот характеристики двигателя и гусеничного движителя наделяют их разными возможностями. Волгоградский БТР-МД имеет ходовую часть от БМД-4 и такой же двигатель мощностью 450 л.с., а курганский БТР-МДМ — стоящий на БМД-4М двигатель мощностью 500 «лошадок», что наделяет его большей удельной мощностью: 34 л.с. на тонну массы против 30 у БТР-МД. И хотя скорость у обеих машин одинаковая, курганский бронетранспортер способен, например, резче стартовать и резче разворачиваться, что в боевых условиях может иметь важное значение. Подвеска и гусеницы у БТР-МДМ тоже более надежны, чем у варианта МД. Есть и еще одно преимущество у машины производства Курганского машиностроительного завода: гораздо более существенная противоминная защита, что в последние несколько лет является решающим фактором.
Как говорят представители ВДВ, в общей сложности за ближайшие десять лет они должны получить не менее 250 БТР-МДМ различных модификаций. И далеко не все из них будут именно бронетранспортерами, предназначенными для перевозки личного состава. БТР-МДМ изначально разрабатывался как машина, на базе которой быстро и без особых хлопот можно оборудовать бронетранспортеры различного назначения. Уже сейчас известно, что, кроме собственно БТР-МДМ, воздушно-десантные войска получат также бронированный санитарный транспортер БММ-Д1, бронированную машину медицинского взвода БММ-Д2 и перевязочную медицинскую машину БММ-Д3 на удлиненном семикатковом шасси. Кроме того, на базе БТР-МД может быть смонтирован модуль разведки и управления (десантируемый вариант получил индекс МРУ-Д) из состава комплекта средств автоматизации ПВО тактического звена «Барнаул-Т».
Машины на базе бтр мдм
МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР (ДЕСАНТНЫЙ) БТР-МД «РАКУШКА» (ОБЪЕКТ 955) И БТР-МДМ (ОБЪЕКТ 955М). MULTIPURPOSE ARMORED PERSONNEL CARRIER (LANDING) BTR-MD (OBJECT 955) AND BTR-MDM (OBJECT 955M)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР (ДЕСАНТНЫЙ) БТР-МД (ОБЪЕКТ 955) «РАКУШКА» И БТР-МДМ «РАКУШКА-М» (ОБЪЕКТ 955М) MULTIPURPOSE ARMORED PERSONNEL CARRIER (LANDING) BTR-MD (OBJECT 955) RAKUSHKA AND BTR-MDM RAKUSHKA-M (OBJECT 955M) 17 января 2020 года на территории десантно-штурмового полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии в Пскове под руководством заместителя командующего ВДВ генерал-майора Анатолия Концевого состоялся торжественный ритуал передачи новейших образцов военной техники. МНОГОЦЕЛЕВОЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР (ДЕСАНТНЫЙ) Новый авиадесантируемый многоцелевой бронетранспортёр БТР-МД «объект 955» создавался в КБ Волгоградского тракторного завода по теме «Ракушка» на базе шасси БМД-3. В различных источниках имеет неофициальные обозначения: БТР-Д-3,БТРД-3 или БТР-МД. В перспективе этот бронетранспортер должен заменить собой БТР-Д. Создан в 2003 г. Серийное изготовление предполагалось на ООО Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ». Планировалась закупка 499 ед. до 2015 года. Представляет собой многоцелевую быстроходную бронированную плавающую авиадесантируемую и авиатранспортируемую гусеничную машину для решения транспортных задач подразделений и частей воздушно-десантных войск и морского десанта. Он имеет повышенную эффективность и эксплуатационные характеристики, а конструкция отвечает всем современным требованиям по авиатранспортабельности, авиадесантированию и десантированию с десантных кораблей ВМФ, а также быстрому преодолению больших водных преград. Габариты корпуса по длине и ширине выбраны с возможностью обеспечения характеристик машины по высокой подвижности и проходимости, а также транспортабельности, а по высоте с возможностью обеспечения требований по максимальному запасу плавучести и необходимой грузоподъемности. ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Масса, не более, т. | 13,2 |
Экипаж, чел. | 2 (командир и механик-водитель) |
Грузоподъемность, т | 2 |
Количество посадочных мест, шт. | 13 |
Удельная мощность, кВт/т (л.с./т) | 22,3 (30,3) |
Максимальная мощность двигателя, Скорости движения, км/ч: | |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге | 45-50 |
Максимальная скорость: | |
по шоссе, не менее | 71 |
на плаву, не менее | 10 |
самолеты, тип | ИЛ-76(М, МД), АН-124 |
вертолет, тип | МИ-26 (на внешней подвеске) |
ВООРУЖЕНИЕ:
Основное | 7.62 мм пулемет ПКТМ размещенный в башенной установке командира Боекомплект — 8 х 250 патронов |
Вспомогательное | 7.62 мм пулемет ПКТМ установлен в левой передней части корпуса с прицельным прибором ТНП3ВЭ01-01 Боекомплект — 2 х 1000 патронов с общим трактом питания |
Дымовое | На лобовом листе корпуса установлено 4 дымовых гранатомета |
ВАРИАНТЫ ЗАГРУЗКИ ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
ПЕРЕВОЗКА ЛИЧНОГО СОСТАВА:
Раненые
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ:
Горюче-смазочные жидкости