Машины одного типоразмерного ряда различаются
Машины одного типоразмерного ряда различаются
Под типажом понимают систему типоразмерных рядов машин, необходимых для комплексной механизации работ. Основа типажа— экономически оправданный и максимально сжатый типоразмер ный ряд машин, подобранных по наиболее характерному главному параметру, принятому на основе предпочтительных чисел. Например, типоразмерный ряд одноковшовых погрузчиков составлен по грузоподъемности (т), скреперов — по емкости ковша (м3), грейдеров-элеваторов — по производительности (м3/ч), автогрейдеров — по массе, отнесенной к мощности (т/л. с), тягачей и тракторов — по классам и тяговому усилию (тс) и т. д. Помимо главного параметра, типаж включает некоторые основные параметры, характеризующие производственные качества машины: производительность, универсальность (наличие сменного рабочего оборудования) и др., а также показатели, определяющие унификацию машин между собой в одном ряду (внутри-типовую) и по рядам смежных типов машин (межтиповую): мощность двигателя, вид ходовой части, тип привода, способ управления и др.
Необходимость в типаже вызвана тем, что многие дорожные машины имели очень близкие, параметры другие же, часто необходимые, не выпускали совсем или выпускали одного типоразмера, и они не всегда являлись наиболее экономичными. Одинаковые узлы и детали машин отличались конструкцией, что затрудняло их обслуживание и ремонт.
Внедрение типажа создало благоприятные условия для унификации машин, широкого использования нормализованных узлов, что является основой метода агрегатной сборки машин и осуществления широкой кооперации в машиностроении и специализации предприятий. Благодаря унификации созданы условия для повышения серийности, резкого сокращения издержек при подготовке и оснащении производства, улучшения качества продукции, повышения долговечности машин и значительного снижения их себестоимости. Унификация обеспечивает взаимозаменяемость узлов и деталей, что облегчает также техническое обслуживание и ремонт машин.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Типаж служит основой для создания базовых моделей — машин конкретного конструктивного исполнения определенного типоразмера, являющихся базой для создания всего или части размерного ряда данного типа или различных унифицированных исполнений — модификаций. Наличие базовых моделей с широкой унификацией и применением нормализованных узлов и деталей значительно сокращает сроки проектирования и промышленного освоения машин различного назначения. Типаж дорожно-строи-тельных машин увязан с типажами смежных отраслей машиностроения. Так, типаж машин для подготовительных и земляных работ (кусторезов, корчевателей, бульдозеров, скреперов и др.) увязан с типажом тракторов, типаж колесных машин (автогрейдеров, погрузчиков) — с типажом двигателей внутреннего сгорания, типаж автомобильного оборудования (снегоочистителей, битумовозов, цементовозов и др.) — с типажом грузовых автомобилей и т. п.
На основе типажа дорожных машин создаются государственные стандарты на типоразмеры машин.
§ 2. ПОНЯТИЕ О ТИПАЖЕ МАШИН
Основой технического прогресса в машиностроении является плановое развитие конструкций машин на базе перспективного типажа. В типаже предусматривается создание высокопроизводительных и эффективных машин, потребных народному хозяйству на ближайшие 5—7 лет и далее.Перспективный типаж разрабатывается с учетом современных достижений науки и техники, прогрессивной технологии и наиболее передовых методов изготовления и эксплуатации машин.
Типаж базируется на максимальной унификации и использовании узлов, агрегатов, механизмов и оборудования массового производства, а также на нормализации и стандартизации потребных частей и деталей. Это позволяет наиболее рационально осуществлять специализацию машиностроительных заводов, в короткие сроки налаживать серийный выпуск машин и снижать их стоимость.
В перспективном типаже строительных и дорожных машин большое значение придается развитию универсальных самоходных машин, состоящих из базовой машины (трактора, автомобиля, колесного тягача и самоходного шасси) и сменного навесного или прицепного рабочего оборудования.
В целях увеличения выпуска, а также улучшения обслуживания и ремонта машин, их номенклатура при разработке типажа ограничивается минимально необходимым типоразмерным рядом. Введение такого ряда предопределяет возможность постепенного перехода от создания отдельных машин для данного вида работ к организации серийного выпуска семейств машин — модификаций на основе базовой машины с широкой унификацией узлов и деталей (до 75—98%).
Типоразмерный ряд машин может быть разделен на отдельные группы по назначению, мощности и т. п. При этом весь ряд или машины данной группы должны иметь подобные или близко стоящие конструктивные формы, что является признаком отработанности конструкций машин данного ряда.
Система создания семейства машин из унифицированных узлов связана с организацией массового или серийного производства унифицированных узлов на агрегатных заводах и характеризует наиболее высокий технический уровень данной отрасли машиностроения.
В развитии строительного и дорожного машиностроения весьма перспективными для увеличения выпуска самоходных колесных машин являются базовые машины в виде одноосных и двухосных тягачей нормального исполнения, а также специальные самоходные агрегатные шасси.
В типаже самоходных колесных строительных и дорожных машин для каждого их вида обычно предусматривается только главный параметр, остальные параметры утверждаются отдельно.
Типажами устанавливаются параметрические ряды, главные и основные параметры машин.
Каждый тип машин подразделяется на типоразмеры (модели), различающиеся между собой технич. параметрами (производительностью, размерами.
По типу базовых машин универсальные строительные машины можно разделить на следующие группы (): 1) на базе
В последнее время все чаще делаются попытки создания машин с гидравлическими трансмиссиями, ряд положительных качеств.
Разработка рационального типажа универсальных машин является в этой связи первоочередной задачей.
На их базе создан ряд универсальных строительных машин, которые используются в различ ных отраслях строительства и получили.
Корректированный уровень звука машин не должен превышать следующих значений: 72 дБА — для машин типа СМ; 75 дБА — для машин типа СМР; 70 дБА — для машин типа САШ и СМА.
Глава I РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МАШИН. 4. новые типы машин-двигателей.
При этом Лаваль решил ряд важных задач не только турбиностроения, но и машиностроения в целом.
Машины одного типоразмерного ряда различаются
Параметрические (типоразмерные) ряды ряды машин одного вида, различающиеся значением главного параметра, устанавливаются для сокращения выпуска типоразмеров машин, возможности унификации, создания модификаций на базовых машинах, упрощения их эксплуатации. Ряды машин строятся на основе предпочтительных чисел, рядов главных параметров.
Параметрические ряды основных строительных машин:
бульдозеры: класс тяги, т — 6; 10; 15; 25; 35; 50; 75;
краны башенные: грузовой момент, т- м — 100; 160; 250; 400; 630; 1000;
Но разработаны и осваиваются стреловые краны, грузоподъемность которых отличается от грузоподъемности типового ряда, например, автомобильный кран КС-3577 грузоподъемностью 12,5 т; автомобильный кран КС-4562 грузоподъемностью 20 т; краны на специальном пневмотягаче МАЗ-547А-КС-7571 и КС-8571 грузоподъемностью 80 и 125 т.
Регламентированы также ряды: номинальных скоростей для грузоподъемных машин с гибким канатным подъемным органом; номинальных частот вращения поворотной части; номинальных высот подъема; максимальных вылетов крюка.
Типажи. Разработка новых машин производится с учетом перспективных типажей.
Пример типажа стреловых кранов грузоподъемностью до 25 т, разработанный ПО «Автокран», приведен в табл. 2.1.
Стандарты строительных машин. Все строительные машины разрабатываются и изготовляются в полном соответствии со стандартами.
По сфере действия различают: стандарты государственные (ГОСТ); стандарты отраслевые (ОСТ); стандарты предприятий и объединений (СТП); международные стандарты.
Основным типом ГОСТ являются «Технические условия». На отдельные машины сохранились стандарты «Основные параметры» и «Технические требования».
Помимо указанных типов действуют стандарты «Общие технические требования» (ОТТ), являющиеся перспективными научно-техническими документами.
Типовой состав ГОСТ «Технические условия» следующий: область его распространения, основные параметры, технические требования безопасности, комплектность поставки, правила приемки, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, указания по эксплуатации, гарантии изготовителя.
В ГОСТе «Общие технические требования» приведено ограниченное число основных параметров и показателей.
Для каждой группы строительных машин предусмотрены показатели их технического уровня и качества, дифференцированные по двум ступеням, которые различаются началом срока действия стандарта с момента выпуска машин.
Машины одного типоразмерного ряда различаются
Регламентированы также ряды: номинальных скоростей для грузоподъемных машин с гибким канатным подъемным органом; номинальных частот вращения поворотной части; номинальных высот подъема; максимальных вылетов крюка.
Типажи. Разработка новых машин производится с учетом перспективных типажей.
Пример типажа стреловых кранов грузоподъемностью до 25 т, разработанный ПО «Автокран», приведен в табл. 1.1.
Стандарты строительных машин. Все строительные машины разрабатываются и изготовляются в полном соответствии со стандартами.
По сфере действия различают: стандарты государственные (ГОСТ); стандарты отраслевые (ОСТ); стандарты предприятий и объединений (СТП); международные стандарты.
Основным типом ГОСТ являются «Технические условия». На отдельные машины сохранились стандарты «Основные параметры» и «Технические требования».
Помимо указанных типов действуют стандарты «Общие технические требования» (ОТТ), являющиеся перспективными научно-техническими документами.
Типовой состав ГОСТ «Технические условия» следующий: область его распространения, основные параметры, технические требования безопасности, комплектность поставки, правила приемки, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, указания по эксплуатации, гарантии изготовителя.
В ГОСТе «Общие технические требования» приведено ограниченное число основных параметров и показателей.
Для каждой группы строительных машин предусмотрены показатели их технического уровня и качества, дифференцированные по двум ступеням, которые различаются началом срока действия стандарта с момента выпуска машин.
Каждой системой охватывается различное количество стандартов. В свою очередь, каждый стандарт объединяет группу строительных машин. Как правило, стандарт действует в течение 5 лет, при этом указываются даты начала и окончания его применения.
Помимо стандартов на строительную технику существуют стандарты, регламентирующие отдельно показатели и положения, связанные с работой машин.
Для строительных машин, поставляемых на экспорт, к ГОСТ «Технические условия» разрабатываются специальные экспортные дополнения.
Среди стандартов на строительную технику имеются стандарты на подготовку машинистов и ремонтных рабочих.
При совместном выпуске строительных машин нами и зарубежными фирмами в эксплуатационной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации) делаются ссылки на основные технические нормы, правила технадзора, наши стандарты и страны, фирмы которой участвуют в изготовлении данной машины.
Перечень действующих стандартов ежегодно публикуется в «Указателе государственных стандартов».
По мере накопления изменений, обозначаемых номерами (1, 2, 3, …) Госстандарт принимает решение о разработке нового стандарта.
СИСТЕМЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН, ТИПОРАЗМЕРНЫЕ РЯДЫ, ТИПАЖИ, КОМПЛЕКСЫ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Параметрические (типоразмерные) ряды — ряды машин одного вида, различающиеся значением главного параметра, устанавливаются для сокращения выпуска типоразмеров машин, возможности унификации, создания модификаций на базовых машинах, упрощения их эксплуатации. Ряды машин строятся на основе предпочтительных чисел, рядов главных параметров.
Параметрические ряды основных строительных машин приняты следующими: – экскаваторы одноковшовые: вместимость ковша, м3—0,15; 0,25; 0,4; 0,63; 1; 1,6; 2,5; – бульдозеры: класс тяги, т — 6; 10; 15; 25; 35; 50; 75; – краны башенные: грузовой момент, т-м — 100; 160; 250; 400; 630; 1000; – краны стреловые самоходные: грузоподъемность, т — 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100; 160; 250; 400; 630; 1000.
Типаж представляет собой систему типоразмерных рядов машин, необходимых для комплексной механизации определенного вида работ. Основа типажа — экономически оправданный и максимально сжатый типоразмерный ряд машин, подобранный по наиболее характерным (одному или двум) главным параметрам, принятым на основе предпочтительных чисел Например, типоразмерный ряд одноковшовых погрузчиков и скреперов составлен по емкости ковша и грузоподъемности, автогрейдеров — по мощности и сцепному весу, дорожных катков статического действия — по массе и давлению, тягачей — по тяговому усилию и т. д. Помимо главного параметра типаж включает некоторые основные параметры, характеризующие эксплуатационные качества машины: производительность, универсальность (наличие сменного рабочего оборудования) и др., а также показатели, определяющие унификацию машин между собой в одном ряду (внутритиповую) и по рядам смежных типов машин (межтиповую): мощность двигателя, вид ходовой части, тип привода, способ управления и др.
Комплекс подъемно-транспортных и строительных машин представляет собой совокупность согласованно работающих и взаимно увязанных по главному и основным параметрам средств механизации, подобранных для выполнения технологически связанных операций, процессов и видов работ, технологических комплексов в целом. Сложные комплекты машин, в свою очередь, состоят из нескольких входящих в них более простых (специализированных) комплектов, предназначенных для выполнения отдельных операций и процессов. Простым комплектом, например, является необходимый набор (нормокомплект) средств механизации, расчитанный на определенный численно-квалификационный состав бригады, выполняющей соответствующий вид работ на объекте.
6.ТЕХНИЧЕСКИЕ, ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЭКСКАВАТОРОВ.
Эксплуатационные свойства СДМ можно разделить на три группы: технологические, технико-экономические, эргономические.
Технологические свойства характеризуют приспособленность машины к выполнению технологических требований строительства. К ним относятся: производственная эффективность рабочего органа, проходимость, маневренность и плавность хода.
Производственная эффективность рабочего органа определяет целесообразность и эффективность применения машины для выполнения данного рабочего процесса и характеризуется в основном главным параметром (вместимостью ковша для экскаватора и скрепера, размерами отвала для бульдозера и автогрейдера, объемом камеры дробления для камнедробилки и др.).
Проходимость характеризует способность машин, имеющих ходовое устройство, перемещаться в трудных дорожных условиях. Ее показателями являются: габаритные размеры, максимальный и сцепной вес, дорожный просвет, удельное давление на грунт, совпадение следов передних и задних колес, радиус поворота, углы въезда, тип движителя, тяговое усилие на низшей передаче. Проходимость машины тесно связана с ее маневренностью и плавностью хода. Маневренность определяет радиус и время поворота, а плавность хода характеризует вертикальное отклонение режущих поверхностей рабочего органа и обеспечивает постоянную глубину резания и чистоту планировки.
К важнейшим технико-экономическим показателям СДМ относятся: надежность, тягово-скоростные свойства, топливная экономичность.
Надежность — один из важнейших показателей качества машин. Оценивают надежность сочетанием свойств (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), характеризуемых определенной группой показателей. Для более полной оценки надежности используют комплексные показатели, позволяющие одновременно оценивать несколько важнейших свойств. К этим показателям относятся коэффициент готовности (Кг) и коэффициент технического использования.
Топливная экономичность относится к числу актуальных проблем экономии ресурсов. Стоимость ТСМ составляет 25-30%, а в отдельных случаях — до 50% затрат на эксплуатацию машинного парка. Показателями топливной экономичности являются часовой и удельный расходы топлива на единицу эффективной мощности и на единицу выпущенной продукции.
Эргономические свойства машин определяются факторами, оказывающими влияние на функциональное состояние, работоспособность и безопасность человека.
Длительная работа машины с полной производительностью обеспечивается только тогда, когда не будут превышены возможности человека, управляющего этой машиной.
Оценить удобство и легкость управления машиной можно на основании следующих эргономических комплексных показателей: физиологических (силовые и скоростные возможности человека), психофизиологических (слух и зрение), антропометрических (компоновка рабочего места водителя), гигиенических (условия жизнедеятельности и работоспособности человека в кабине).
Различают четыре вида производительности: конструктивную (теоретическую), техническую, эксплуатационную и нормативную.
Конструктивная или теоретическая – производительность за час непрерывной работы в расчетных условиях:
где: g – геометрическая вместимость ковша, м3;
n –число циклов в единицу времени (минуту) при расчетных условиях.
Техническая производительность – должна соответствовать конкретным условиям работы в забое:
где: g – объем ковша м3; kH – коэффициент наполнения ковша; kp – коэффициент разрыхления грунта; n – число циклов в минуту в конкретных условиях забоя;
Все величины входящие в уравнение кроме геометрической вместимости ковша переменные, зависящие от грунтовых условий формы забоя, квалификации машиниста.
Эксплуатационной производительностью – называется средняя фактическая производительность (м3/ч) экскаватора при работе в конкретных условиях с учетом неизбежных простоев:
Пэ = Пт · kв = 60 · g · kн kв n/Кр
где: kB – коэффициент использования рабочего времени машины,представляющий собой отношение времени чистой работы ко всему затраченному;
kH – коэффициент наполнения 0,8 – 1,5 в зависимости от вида грунта,влажности, рабочего оборудования;
kp – коэффициент разрыхления 1,1 – 1,3;
kВ – коэффициент использования рабочего времени 0,75 – 0,85.
где: tц – продолжительность одного цикла, с.
tц = tk + tn + tв + tn
где: tk – продолжительность копания (10 – 20сек)
tn – продолжительность поворота на выгрузку (4 – 6сек)
tв – продолжительность выгрузки (3 – 5сек)
tn – продолжительность поворота в забой (2 – 3сек)
Нормативная производительность – это объем работ, который должен быть выполнен с помощью машины за единицу времени. По своей сути она соответствует эксплуатационной. Число циклов и в единицу времени (минуту) зависит от конструктивных особенностей экскаватора, грунтовых условий, формы забоя