Машины с большой решеткой спереди
В России появилась Toyota Land Cruiser 300 GR Sport
Серию, названную в честь отделения Toyota Gazoo Racing, отличает новая решётка радиатора с крупными многоугольными ячейками и контрастной надписью Toyota вместо значка марки.
Внедорожник Toyota Land Cruiser 300 вышел на российский рынок в июле с бензиновым турбомотором V6 3.5 (415 л.с., 650 Н•м), а в августе пополнил гамму двигателей турбодизелем V6 3.3 (299 л.с., 700 Н•м). Теперь в ассортимент «трёхсотки» на нашем рынке вошла специальная серия Land Cruiser 300 GR Sport. Она отличается внешним декором, особенно во фронтальной части, а также отделкой салона. Land Cruiser 300 GR Sport с дизелем стоит от 7 620 000 рублей, с бензиновым двигателем – от 7 684 000 рублей. Обычные Ленд Круизеры начинаются с 5 557 000 (дизель) и с 5 613 000 рублей (бензин).
Автомобиль получил двухцветный логотип GR на решётке радиатора, передних дверях и пятой двери. Знак серии GR Sport виден на подголовниках, руле, ключе и зажигается на центральном дисплее при запуске мотора. Поскольку GR Sport считается топовой комплектацией Ленд Круизера, здесь есть центральный дисплей на 12,3 дюйма с навигацией и картами на русском (Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор), аудиосистема JBL с поддержкой CD/MP3/WMA/DVD и 14 динамиками, система подавления кренов E-KDSS с настройками GR Sport, постоянный полный привод с блокировками всех трёх дифференциалов, система выбора режимов движения Multi-Terrain Select, светодиодные противотуманки (но без подсветки поворотов), люк с электроприводом, вентиляция как передних, так и задних сидений.
10 современных автомобилей с самыми большими решетками радиатора
Некоторые детали внешнего вида машин обусловлены их техническими особенностями. Иногда необходимые элементы по непонятным причинам искусственно делают ещё больше.
BMW X7
Зарубежные и отечественные автоблогеры уже в открытую высмеивают огромные «ноздри» новых BMW. В частности, речь идет о кузове с маркировкой G07.
Примечательно, что дополнительного охлаждения радиатору декоративный элемент не приносит. Палитра предлагаемых двигателей премиального кроссовера не содержит новых агрегатов, что в очередной раз ставит под вопрос спорное дизайнерское решение.
Audi A8
Разработчики флагманского седана, который в народе называют «Авоська», очевидно, подглядели «изюминку» у другой немецкой компании. Решетка радиатора серии с каждым разом становится все больше.
Справедливости ради стоит отметить интересную боковую полосу штамповки кузова, которую Audi называют «линией торнадо». Она частично отвлекает внимание от непомерного «гриля».
VW Touareg
Концерн, входящий в состав VAG-группы, также решил поддержать модное течение касательно габаритов решетки. Начиная с первого поколения внедорожника Volkswagen продолжает наращивать размеры этой детали экстерьера.
Удивительно, но даже раллийная версия Touareg имеет более скромную лицевую часть, нежели серийные модификации.
Lexus LC
Идею с Западной Европы быстро подхватили коллеги из Японии. Им настолько понравилась задумка большой решетки, что они даже немного перестарались.
Справедливости ради стоит заметить, что в случае с LC конструктивная особенность частично носит практическую пользу — огромная сетка облегчает доступ воздуха к системе охлаждения битурбированного двигателя с компоновкой V8 и объёмом 4 литра.
Lexus LM
Минивэн по сравнению со спорткаром еще больше поражает дизайнерскими решениями. Построенный на базе Toyota Alphard микроавтобус однозначно выделяется на фоне потока других машин.
Вместе с тем внимания заслуживают задние фонари, которые буквально «обнимают» стекла и дополнительная пара клыков на переднем бампере. Японцы знают, как удивить потребителей.
Cadillac Escalade
Типичный представитель американской роскоши тоже полюбил большие решетки радиаторов. Совсем скоро производитель покажет новую генерацию полноразмерного внедорожника. К сожалению, достоверных фото пока не представлено, но инсайдеры уже выделяют неординарную лицевую часть автомобиля.
GMC Yukon XL
Визуальный эффект и без того внушительного «гриля» усиливается за счет необычной структуры элемента декора.
Примечательно, что модель Yukon выпускается на территории Соединенных Штатов с 1935 года. Текущая генерация может похвастаться 6,2-литровым двигателем EcoTec3, который трудится в паре с шестиступенчатой автоматической коробкой передач.
Bentley Flying Spur
Решетка радиатора представительского Flying Spur не заканчивается там, где привыкли это видеть автолюбители. Технический элемент продолжает распространяться даже на область переднего бампера.
Rolls-Royce Phantom
Жемчужина британского автомобилестроения также решила уйти от традиций в пользу модернового внешнего вида. В последнем поколении флагманского седана заметным изменениям подверглось лишь головное освещение, а также декоративная решетка.
Aurus Senat
Тенденция исполинских «грилей» добралась и до отечественного консервативного автопрома. Скорее всего, за основу модели российские инженеры взяли культовый Phantom от RR. Но с решеткой радиатора специалисты явно перестарались.
Интересно, какая деталь экстерьера станет следующим трендом в мире автомобильного дизайна.
15 удачных и неудачных решеток радиатора в автомобилях
10 решеток радиатора, дизайн которых подходит автомобилям (и 5 – нет)
Знаете ли вы, для чего изначально предназначались радиаторные решетки? Нет, они не просто часть дизайна, они играют гораздо более важную роль: забирают воздушный поток, направляя его на радиатор и охлаждая этим двигатель, а также попутно защищая этот самый радиатор от камней и других посторонних предметов стремящихся, его проткнуть.
Но уже давно человек олицетворяет автомобиль не как механизм, машину, а как живое существо. Поэтому некоторые автовладельцы дают своим авто ласковые имена, а другие, и их большинство, видят в передних частях автомобилей вполне конкретные лики, где фары – это глаза, а радиаторная фальшрешетка – конечно же, условный рот.
Как это выглядит? По-разному, да вы и сами наверняка видели подобные новые модели автомобилей на улицах. Некоторые из них выглядят величественно, спору нет, другие в то же время получили такую внешность, что тушите свет! В нашем Топ-15 представляем 10 красоток и 5 автомобилей с внешностью, мягко говоря, так себе.
Мнение, которое мы озвучим, будет, безусловно, сугубо личное, редакционно-коллегиальное. Поэтому не стесняйтесь комментировать и выбирать свои варианты лучших и худших представителей тренда больших решеток. Для чего закрепляем голосовалку внизу обзора. Или скидывайте свои варианты крутых решеток в комментариях.
Вне рейтинга также публикуем три отечественные модели с самыми красивыми фальшрешетками. Оцените. Как, согласны с нами?
15. BMW X7
Когда BMW X7 впервые блеснул на публике, все были в шоке от его огромных «ноздрей». Шок был вызван явно недобрыми мыслями. Фу! Что это за ерунда такая?! Но, как видно, автомобиль прошел проверку временем, теперь решетка внедорожника выглядит очень даже ничего.
14. Aston Martin DBS GT Zagato
Еще одна круто выглядящая новинка – Aston Martin DBS GT Zagato, безусловно, оставит неизгладимое впечатление, где бы вы его ни встретили. Дизайн отдает дань уважения культовому Aston Martin DB4, только с огроменной фальшрешеткой. Еще этот монстр оснащен двигателем с двойным турбонаддувом, способным выдавать величественные 760 лошадиных сил. Ну и машина!
13. Bentley Bentayga
12. Chevrolet Camaro ZL1
Выглядит хищно и мощно. Никаких сомнений нет, что модель Camaro ZL1 подправили в лучшую сторону с 2019 модельного года. Теперь она выглядит словно акула, разинувшая пасть. Как и подобает мощному-хищному купе.
11. Rolls-Royce Phantom VIII
Phantom VIII давно является носителем фирменной гигантской фальшрешетки. Она – одна из самых ярких черт дизайна. Все рассчитано и целостно, как и положено автомобилю стоимостью 450 000 долларов США.
10. Toyota Avalon
Авалон – чрезвычайно популярный автомобиль в Соединенных Штатах, доказывающий, что большие решетки сегодня пользуются спросом. Некоторые могут подумать, что решетка уродлива, но цифры продаж в США говорят сами за себя. К сожалению, это самый дорогой седан, предлагаемый японскими автопроизводителями, и он стоит дороже многих своих конкурентов. В России вообще недоступен к покупке, но изредка встречается, правда, не в новом кузове.
9. Toyota Yaris
Маленький и аккуратный. Но даже его небольшая по сравнению с другими моделями из списка решеточка выглядит просто огромной!
8. Opel Vivaro
Фургоны тоже могут быть стильными? Вопрос риторический. Посмотрите на этого прыткого наглеца и все поймете сразу же.
7. Ford EcoSport
6. GMC Sierra HD
Она огромна и массивна. Но уродлива ли она? На наш взгляд, точно нет! Терминатор в своей железной плоти.
Пятерка антитоп
5. Lincoln MKT
Некоторые американские автопроизводители, видимо, заигрались в стиль, и получилась безвкусица! Lincoln только до конца 90-х был стильным производителем, потом скатился в дизайнерскую яму. А попробовав поиграть в стильного парня, совсем промахнулся.
4. Lexus LX
Здесь спорно. 50/50. С одной стороны, кажется, что такой стиль этому «японцу» к лицу. С другой – как-то перебор. Смотря с какого ракурса посмотреть. Но все же большинству в основном не нравится. Поэтому поместили его в низшую касту.
3. Toyota Corolla
Мы не единственные, кто жалуется на новую решетку радиатора Corolla, поскольку даже многие поклонники Toyota быстренько раскритиковали ее. Бренд явно пытается обновить свой имидж, используя решетки от Lexus и пытаясь перейти к более стильному, живому дизайну. Но не со всеми моделями такое донорство играет хорошую шутку.
2. Bentley Mulsanne
Если это стиль и красота – то мы в них не разбираемся вовсе! На наш взгляд, ощущение, что это очень удивленный кит, а не престижнейший седан. Аж рассмеяться хочется. Такого быть не должно!
1. Toyota Passo
Просто провал! Выглядит как китайский ширпотреб! Ну зачем такое нужно было производить?! Да еще и эту решетку ей лепить.
Бонус: кто скажет, что Lada 2105 не было в тренде больших радиаторных фальшрешеток, пусть первым бросит в меня камень:
Решетка реально занимала большую часть передней части авто.
Как выбрать решетку радиатора
Решетка радиатора – один из тех элементов транспортного средства, который многие автолюбители считают чисто декоративным элементом. Отчасти это так: красивые хромированные решетки устанавливают на автомобиль хотя бы для того, чтобы привнести что-то новое в экстерьер. Но в первейшую очередь решетка нужна для защиты весьма хрупкого радиатора от ряда внешних воздействий. Так, например, она серьезно повышает защищенность радиатора от механических воздействий. Что также важно, решетка может оптимизировать обдув радиатора, тем самым защищая его от переохлаждения. Эксперты Avto.pro расскажут, какие бывают решетки радиаторов, а также как их выбирать.
Для чего это нужно
Как и было сказано выше, решетка радиатора выполняет несколько функций. Автолюбитель вправе выбирать, какой из функций отдать предпочтение. К этому мы еще вернемся. Пока давайте разберемся с этими самыми функциями:
— Защитная. Во-первых, решетка не дает средним и крупным камням на скорости влететь в радиатор. Как показывает статистика, огромное число поломок радиатора связаны именно с ними – камни, летящие из-под колес едущих спереди автомобилей оставляют следы на ЛКП, ломают фары, радиатор и т.д. Во-вторых, решетка дает относительно неплохую защиту от насекомых, тополиного пуха и всего того, что, попадая на радиатор, оставляет после себя своеобразную теплоизоляцию. Недаром автолюбителям рекомендуют производить чистку радиатора – если он покрывается слоем пуха, то проблем с отводом тепла не избежать;
— Декоративная. Здесь все зависит от предпочтений владельца автомобиля. Многие покупают хромированные решетки, которые солидно смотрятся на новых иномарках. На автомобилях с агрессивным дизайном (те же Mitsubishi и Mazda) отлично смотря решетки в спортивном стиле.
Более того, многие автолюбители тюнингуют решетки. Тюнинг направлен на стилизацию, а не на улучшение аэродинамических свойств решеток. В самом дорогом тюнинге задействованы алюминиевые элементы, а в более доступном в ценовом отношении – пластиковые (ABS-пластик). Как правило, дополнительные элементы помогают дольше сохранять внешний вид детали. В продаже можно найти детали для тюнинга верхней, внутренней и даже нижней части решетки, если эти секции в ней есть.
В целом, не играет роли то, какой материал был использован при изготовлении решетки. Все они имеют свои плюсы и минусы. С точки зрения защиты радиатора лучшими являются карбоновые и металлические решетки, так как они служат очень долго и не теряют своих свойств даже спустя несколько лет эксплуатации. А вот решетки из ABS-пластика условно можно назвать расходником – со временем пластик изнашивается и становится более хрупким.
Самостоятельный тюнинг решеток
Привнести что-то свое в дизайн автомобиля можно и самому. Большинство автолюбителей ограничиваются покупкой молдингов, но некоторые простых путей не выбирают. Хорошей идеей будет тюнинговать решетку радиатора. Для этого нужно следующее:
— Стекловолокно (поксилол или же смола);
— Краска подходящего цвета;
— Сетка для решетки;
— Ножовка;
— Шпатлевка.
Конечно, такое решение придется по душе тем, кто умеет работать с вышеуказанными материалами. Основной элемент – решетка – стоит немалых денег, так что на покупку новой детали пойдут лишь те автолюбители, что твердо намерены поэкспериментировать и отточить свои навыки. Впрочем, в установке сетки нет особой сложности. Что касается окрашивания решетки, то для начала стоит найти похожие цветовые решения в сети или даже воспользоваться сервисами 3D-тюнинга и прикинуть, впишутся ли они в дизайн автомобиля. Как показывает практика, многие автолюбители отдают предпочтение черному цвету – так решетка смотрится солидно и ненавязчиво.
Как выбрать решетку радиатора
В поиске новой решетки нет никакой сложности. Если вы подбираете этот элемент для нового автомобиля, то перед вами встанет выбор: взять обычную решетку или же спортивную. Все зависит от вкусовых предпочтений. И та и другая деталь прекрасно справляется со своими основными задачами. Искать можно по:
— VIN-коду. Поиск по номеру транспортного средства дает очень надежный результат. Вероятность купить не ту запчасть сведена к нулю. Поиск аналогов по ВИНу не всегда дает хороший результат;
— Данным авто. Здесь все просто: нужно указать марку, модель автомобиля и год выпуска. Так очень удобно искать в электронных каталогах. В самых продвинутых каталогах система автоматически «подтягивает» к перечню продающихся оригиналов и аналоги;
— Коду. Как правило, автолюбитель не знает код решетки радиатора. Найти его сложно, но в этом помогут те же электронные каталоги. Заметьте: сегодня поиск нужного кода фактически является поиском по данным автомобиля в том же электронном каталоге. Код стоит записать – в будущем он может пригодиться. А по ходу движения по каталогу автолюбитель и так найдет то, что ему нужно купить.
В поиске автолюбитель может найти уже упомянутые спортивные решетки радиаторов. Ставить такую решетку или нет – дело вкуса. Так, например, особой популярностью пользуются детали в стиле Bentley Style, которые привлекают автолюбителей лаконичным дизайном со множеством черных или хромированных элементов. Стиль Grill полностью оправдывает свое название – это решетка из множества тонких аккуратных горизонтальных полос, которые пересекает пара вертикальных усиливающих элементов (иногда их может и не быть, как на решетках для автомобилей марки BMW). Как правило, решетки в спортивном исполнении самые дорогие. В данном случае владелец транспортного средства переплачивает за более интересный дизайн детали. Также в продаже встречаются решетки под датчики парковки.
После покупки новой решетки радиатора неплохо бы установить ее самостоятельно. Это с легкостью сделает и мастер, но особо смысла платить за такую работу нет – ее может сделать владелец автомобиля прямо в гараже. Вот как может крепиться решетка радиатора:
— При помощи саморезов. Владельцам отечественной классики это знакомо. Чтобы демонтировать решетку, нужно просто выкрутить саморезы и снять деталь с ее посадочного места. Монтаж новой детали производится в обратном порядке;
— При помощи фиксаторов. В этом случае решетка держится не только саморезами, но и специальными фиксаторами. Здесь все просто: нужно добраться до фиксаторов, рассоединить их, выкрутить саморезы и снять решетку.
Заметьте, что для монтажа дополнительной защитной сетки придется снимать и решетку радиатора. Как правило, для установки сетки нужны дополнительные саморезы, маркер и ножницы по металлу (если сетку придется «подравнять»). Владельцу автомобиля нужно будет внести мелкие поправки в бампер, проделав в нем отверстия под саморезы. Выбирать нужно то место на теле бампера, в котором можно будет полностью утопить саморезы – они не должны выходить с обратной стороны.
Экскурс по брендам
Покупка решетки радиатора – как раз тот случай, когда ассортимент настолько широк, что в нем легко запутаться. Здесь правило простое: если бюджет не поджимает, стоит брать самую качественную, а значит и самую дорогую, решетку радиатора. Она прослужит дольше аналога из низших ценовых категорий, а значит в перспективе длительной эксплуатации автомобиля это выгодно. К тому, именно среди дорогостоящих решеток встречаются очень интересные с дизайнерской точки зрения решения. Это и хромированные, и карбоновые решетки. Если это уместно, их можно тюнинговать – смотреться будет еще лучше. Обращайте в первую очередь на продукцию под именами следующих компаний:
Единственным недостатком этих решеток, а скорее даже недостатком самих производителей и дистрибьюторов, является не самая большая номенклатура запчастей, которые еще и очень трудно найти. Исключение: Bodyparts. Решетку от Nakamoto почти со стопроцентной вероятностью придется заказывать, а сам заказ ожидать очень долго. Более широкий ассортимент запчастей предлагают следующие фирмы:
По качеству они серьезно уступают оригиналам и аналогам из более высоких ценовых категорий. Плюсы: доступные по цене, широко распространены. Особенно радуют украинские фирмы Elit и FPS, которые ориентируются на производство запчастей для самых массовых и популярных автомобили. Цены на их продукцию крайне демократичны.
Подобрать решетку радиатора для своего автомобиля очень просто. Более того, у автолюбителя всегда есть выбор. К примеру, он может взять бюджетную решетку и продолжать езду, часто не задумываясь о том, в целостности ли радиатор. А может взять дорогостоящую хромированную деталь, которая точно будет притягивать к себе взгляды пешеходов и других водителей. В широком понимании решетка радиатора сегодня – декоративный элемент. Все решетки изготавливают с учетом того, что они должны выдерживать прямое попадание мелкого камня и длительное воздействие времени. Известные производители творчески подходят к задаче разработки интересного дизайна. Вот лишь краткий перечень стилей, которые наверняка придутся по душе автолюбителям: Bentley Style (черная или хром), Discovery, Grill, Autobiography. Помните: замена одной лишь решетки может кардинально изменить дизайн автомобиля.
Популярно про автодизайн
Дизайн автомобилей тесно связан с вопросами компоновки, расположения узлов и агрегатов, особенностей кузова и конструкции.
Можно разбирать каждый аспект, историю, особенности современного стиля…
Но речь сейчас не о том.
Моей целью является очерчивание границ того, что принято называть «дизайн», а также понятий «плохой» и «хороший дизайн».
Сразу оговорюсь: я не говорю о красоте. Тут свои понятия у каждого. Но есть некоторые нюансы, которые не зависят от субъективного восприятия.
Общие обводы
Это, скажем так, абрис автомобиля в целом. Для 50-х были характерны округлые линии, для 60-х – прямоугольные, для 70-х были характерны горизонтальные линии, со слегка зализанной для обтекаемости верхней частью, 80-е отличились пирамидальной формой, 90-е – закруглением деталей кузова, 2000-е – «геометрическим дизайном», зализанными округлыми формами, вроде растёкшейся капли…
Это если в общем, не вдаваясь в нюансы и детали.
Обводы корпуса составляются из линии капота, линии лобового, крыши и заднего скоса автомобиля. Общие обводы дополняются линией дверей и стёкол, выштамповками на корпусе, а также общей геометрией фар, расположением ручек и т.п.
Конструктивные решения
Необходимые элементы автомобиля, такие как решётка радиатора, колёсные арки, боковые зеркала, воздухозаборники или вентилляционные отверстия, конкретный тип дверных ручек, расположение светотехники и т.п.
Кроме того, сюда же можно отнести всякие оригинальности вроде типа кузова, компоновки автомобиля и прочих особенностей конструкции, влияющих на внешний вид.
Имеет смысл обращать на конструктивные особенности, только если они какие-то неординарные, то есть речь идёт не о переднемоторной компоновке, несущем кузове для корпусов седан, хэтчбэк (лифтбек сюда же), купе, универсал, а также кроссоверов, или раме для джипов и пикапов. Соответственно, всякие излюбоны вроде средне- и заднемоторной компоновки, а также корпуса кабриолет, родстер, тарга и прочее – само по себе уже является оригинальным конструктивным решением, а значит, ведёт к необычности дизайна.
Маркетинговые ходы вроде называния седана четырёхдверным купе (БМВ, «Фольксваген», привет!) а хэтчбэка седаном («Шкода», здравствуй!) или фастбэком («Ауди», хай!) к дизайну отношения не имеют.
Элементы дизайна
Элементы дизайна – это всякие мелкие детали, которых, условно говоря, могло бы и не быть. Скажем, форма отражателей фар может быть просто круглой, но почти все автопроизводители обыгрывают данный элемент в каком-то стиле. Строго говоря, отсутствие стиля – это тоже стиль, отсутствие дизайна – тоже дизайнерское решение.
Сюда относится то, как обыграна светотехника, решётка радиатора, «жабры» воздухозаборников и вентиляции, выштамповки на корпусе (те, что не относятся к обводам и не повторяют общий абрис автомобиля), то, как обыгран значок марки и прочее в том же духе.
Обычно именно этот момент и является признаком качества дизайна, да и вообще его наличия. Когда говорят, что у японских автомобилей до 10-х годов не было дизайна – речь как раз об отсутствии мелких деталей, характерных для европейских автомобилей.
Материалы/цвет
Речь здесь пойдёт не столько о самом факте использования разных материалов, сколько об их цветовом решении: хром или некрашеный пластик, глянцевый лак или матовая обработка. Конечно, речь в первую очередь о стоковом исполнении, заводских решениях по оформлению автомобиля. Сюда идут всяческие накладки, покраска каких-то деталей в цвет кузова или, наоборот, оставление их без покраски и т.п.
Сюда же идёт разноцветная покраска, если она является стандартом для какого-то исполнения конкретной модели (скажем, двуцветный капот у «Роллс-Ройса»).
Ну, думаю, про правило трёх цветов все знают и без меня. Тем не менее, поясню, чтобы не было непоняток: в дизайне (одежды, помещений, автомобилей), нормальным является использование 2-3 основных цветов (используемые в пределах мелких элементов, например, значков или рисунка ткани, цвета не в счёт). Более – это уже пестрота, адекватная для арлекинов, цыган и прочих участников карнавала, но никак не для повседневной жизни и нормального, взвешенного внешнего вида.
Поддержка
Основное понятие, определяющее качество дизайна автомобиля – поддержка. Каждое дизайнерское решение должно иметь поддержку, то есть перекликаться с каким-то другим решением, причём эта поддержка должна присутствовать как в рамках конкретно взятой проекции автомобиля (лобовой, задней, боковой), так и относительно других проекций. То есть, по идее, не должно быть так, чтобы морда была сделана из рубленых линий с обилием хрома, а багажник при этом округлый и без хромированных деталей.
Сложность
Собственно, это и есть мерило наличия дизайна, если говорить упрощённо. Чем сложнее дизайн, тем больше в него вложено сил и средств. Впрочем, это не значит, что простой дизайн априори менее привлекателен, чем сложный. Лично мне, например, очень нравится фирменный дизайн «Порше», при этом эта марка имеет один из самых простых автомобильных дизайнов (округлые формы, никакой мелкой детализации, выштамповок на корпусе, вычурных элементов и т.п.).
Простыми формами являются четырёхугольники (квадраты, прямоугольники) и окружности. Чем больше изгибов, углов и прочего в каждом элементе или в дизайне в общем — тем дизайн сложнее.
Понятие простоты и сложности может быть применимо как к дизайну автомобиля в целом, так и к отдельным его элементам. Скажем, дизайн «Рено» «Дастер» – простой, дизайн фонарей был простым (прямоугольники, окружности, ничего сложного):
После рестайлинга дизайн фонарей был усложнён (ломаная габаритка, псевдосимметрично делящая фонарь, разной формы поворотник, стоп и задний ход):
Агрессивность
Этот нюанс дизайна автомобиля не относится к объективным характеристикам качества (кому-то нравится агрессия, кому-то – нет), но имеет отношение к стилю в целом, и потому, думаю, имеет смысл сказать пару слов о нём.
Агрессивный дизайн – это резкий, рубленый, с протяжёнными элементами дизайна, острыми углами, узкой светотехникой и ярко выраженной решёткой радиатора. Наиболее часто агрессивность автомобильного дизайна определяется по фарам, и здесь есть небольшой нюанс: верхняя часть фар должна быть менее протяжённой, чем нижняя. Проще говоря, если взять круглые фары и срезать верхнюю часть прямой линией, это сразу добавляет немного агрессии.
С другой стороны, если срез идёт сверху, но плоская часть направлена в стороны, а не к центральной оси автомобиля, это придаёт фарам печальный вид, что точно не может ассоциироваться с агрессией.
Если же срез снизу, то дизайн приобретает легкомысленный вид, совершенно не ассоциирующийся с агрессией.
Обычно для акцентирования агрессии используется смещение основной части фонаря к центру. То есть внешняя часть фонаря обычно ýже, чем внутренняя.
Впрочем, основой агрессивного стиля всё же является более ровный срез верхней части фонаря.
Стиль
Не думаю, что для кого-то будет новостью или откровением, требующим доказательства утверждение, что дизайн автомобиля должен быть гармоничным. Отдельные элементы дизайна должны иметь поддержку и быть в чём-то похожими друг на друга, общие обводы корпуса согласовываться с линиями выштамповок на корпусе и расположением деталей, конструктивные решения должны быть каким-то образом «обыграны», чтобы укладываться в общую картину.
Это всё составляет стиль.
Стильный автомобиль – это такой, который имеет значительное количество элементов дизайна, связанных в некую единую концепцию.
«Стильный» – не значит «красивый», и уж тем более, он не обязан нравиться всем. Скажем, «Fiat Multipla» – вполне стильный, но тем не менее чудовищно страшный автомобиль.
Впрочем, я не о «Фиате» хотел бы поговорить.
Написать весь вышеуказанный текст меня подвигли два момента.
1) Парадоксальное убеждение, что «Шевроле» «Авео» имеет плохой дизайн, а вот «Круз», особенно седан – это дааа! О нём я ниже и поговорю, потому что «Круз» является прекраснейшим примером убогого дизайна.
2) Куда менее спорное и парадоксальное заявление, что в японском автопроме нет дизайна, а вот в европейском (например, немецкие машины) – да-а-а! Парадокс, который явился последней каплей, склонившей меня к написанию данной статьи, явилось то, что я услышал это безапелляционное заявление от Евгения Кулешова, который сам имеет «Фольксваген» «Пассат ЦЦ». О чём ниже.
Итак, для начала для сравнения мною были выбран «Круз» и нейтральный (не европейский, не японский) «Хёндэ» и30.
Для начала и эталона рассмотрим корейку.
Общие обводы – плавные, округлые, с заметным сужением передней части. Машина словно приглажена назад и вверх.
В профиль это заметно по форме фар (верхняя часть заметно вытянута назад, тогда как передняя — округлая, заметно более широкая), стёкол (передняя дверь несколько завалена назад, у задних дверей сделан дополнительный треугольник, поднимающий нижнюю часть линии стёкол вверх), «козырьком» над задним стеклом, а также выштамповкой по низу дверей, переходящей в заднюю колёсную арку.
Кстати, обратите внимание на две выштамповки, идущие вдоль всего корпуса: нижнюю, повыше нижнего среза дверей и в продолжение по верхней стороне дверей, между ручками и стеклом.
Спереди общие обводы также приподнятые: все линии идут от центра к краям вверх (линия выштамповок на бампере, форма ПТФ, расширение решётки радиатора снизу вверх, крашенные линии решётки радиатора, расширяющиеся от центра к краям и направленные наверх, форма фар, сужающихся к центру и книзу, выштамповка на капоте, переходящая на бампер, оставляющая совсем узкую линию у решётки радиатора, расширяющуюся к стойкам лобового, т.е. кверху и к бокам).
Сзади ситуация аналогичная, за исключением фар: рисунок бампера опять же поднят от центра к краям, ниша для номерного знака расширяется кверху, форма багажника — расширяется кверху.
Помните, говорил запомнить две линии выштамповок по боку машины? Обратите внимание: на задней части машины также сделано две выштамповки, идущие по центру автомобиля и по нижней стороне багажника.
Ещё прошу обратить внимание на такой момент: хотя в машине используются достаточно острые углы (в основном, в фарах), они все закруглены.
В общем, стиль машины однородный, целостный, каждый элемент имеет поддержку, используется 3 основных цвета.
Теперь опишем «Круз».
В профиль общие обводы автомобиля – округлые, неагрессивные, линия стёкол – так вообще полукруг, отсылающий нас к таким милашкам, как «Фольксваген» «Жук» и «Ниссан» «Микра». Фары имеют явно выраженный острый угол в верхней части, снизу линия прямая, остальные — вогнутые. Задние фонари имеют заметно закруглённый угол, переходящий в плавную выштамповку выше дверных ручек. Форма корпуса, не считая линии салона — расширяется к задней части, тогда как салон — ровный полукруг, без заметного акцента к задней части.
Если смотреть переднюю часть автомобиля, она явно сделана с намёком на агрессию: рубленные формы фар, вытянутые кверху и в стороны, «горбинка» на капоте и по центру бампера, явный акцент на уровне номерного знакая (сужение всех элементов к этой точке, особенно видно на воздуховодах и форме решётки радиатора). Линия капота имеет разрыв, акцентирующий внимание на центральной линии между фарами, равной толщины, на которой расположен золотистый шильдик. Радиаторная решётка обведена тонкой хромовой линией. Форма лобового и вообще салона во фронтальной проекции — явная трапеция.
Сзади первое, что лично мне бросается в глаза — скопипащенные у «Хонды» «Сивик» фонари.
Но будем непредвзяты, опишем дизайн поэтапно и без каких-либо аналогий.
Фонари имеют явную неагрессивную форму с прямыми или выгнутыми линиями и закруглёнными тупыми углами. Массивный прямоугольный с закруглёнными краями бампер, характеризующийся параллельными линиями, словно подводит багажник выступом, приподнимающимся к краям. Над номерным знаком – широкая хромированная планка, выше которой – золотистый шильдик.
Итого получается, что машина состоит из трёх концепций, не имеющих друг с другом никакой связи.
Профиль представляет нам простую, неагрессивную машинку, безо всякого намёка на агрессию и сложный стиль.
Лобовая проекция имеет ярко выраженную «американскую» направленность: характерное для «Шеви» разделение решётки радиатора, массивный значок марки, тонкие хромовые окантовки, горбинка капота, причём эти элементы не имеют поддержки на других проекциях.
Задняя часть автомобиля и вовсе напоминает копипасту «Хонды», при этом имеет прямоугольные массивные, слегка закруглённые общие обводы, широкую хромированную планку (не имеющую никакой поддержки), золотой шильдик среднего размера.
Проще говоря, «Хёндэ» ай30 может кому-то нравиться или не нравиться, но имеет цельный, законченный, взвешенный дизайн с поддержкой каждого элемента, продуманным использованием линий, форм, цветов и материалов.
«Шевроле» «Круз» является примером отсутствия дизайна, или же некачественного дизайна, так как его дизайн не является цельным, многие дизайнерские решения не имеют поддержки, отдельные проекции машины выполнены в разном стиле, и потому общего стиля автомобиль просто не имеет. Опять же, он может нравиться (если у Вас нет вкуса, конечно), и может не нравиться — сейчас не о том речь.
Теперь вспомним про японцев и немцев.
И тут возникает интересный нюанс. Если мы говорим о «Фольксвагене», то у него очень бедный и скучный дизайн, отдельные решения применяются на многих машинах, причём даже под другими марками («Ауди», «Шкода»), отдельные автомобили внешне трудноотличимы друг от друга.
Впрочем, нельзя их упрекнуть в плохом дизайне — просто такая корпоративная политика, что у них Das Auto, а не художественный шедевр из галереи современного искусства. С другой стороны, есть шикарные с точки зрения разнообразия «Мерседесы» и очень стильные БМВ.
И в Японии фигня такая же: если говорить о «Ниссане» и «Тоёте», то да, дизайн там и правда весьма условный. «Теана» и «Камри» – это вообще концепция «прощай, молодость». Но ведь есть ещё крайне агрессивная в плане дизайна «Хонда» и тем более её премиальная версия «Акура», есть оригинальные «Мицубиси», да есть просто вычурный «Лексус», наконец, который — та же «Тоёта» по сути, но не по форме. И тут оказывается, что в Европе столь смелых и разнообразных по дизайну машин практически нет в среднем сегменте («Ламборгини» не в счёт).
В общем, к чему это я. Утверждение об отсутствии у японского автопрома в целом дизайна было верно для 80-90-х годов, но сейчас, с развитием «Акуры» и «Лексуса» говорить об этом не приходится. То, что «Тоёта» всё равно продаёт убогие мыльницы компенсируется попытками хоть как-то сделать их поинтересней: новая «Камри» хотя бы пыталась, у новой «Короллы» действительно заметный дизайн, новый «Ленд Крузер», наконец, отказался от фонарей в стиле «деревенская дискотека 80-х».
Верно и обратное: законодатель мод в автодизайне 90-х годов, «Фольксваген», сейчас остаётся законодателем, но пошёл по пути упрощения, и потому стиль, яркость, сложность и оригинальность практически полностью ушли из европейских авто.
Новый «Ситроэн» Ц4 – это тот же «Фольксваген» «Джетта», который, в свою очередь, суть упрощение «Ауди» А4.
Мне видится, что эти нюансы нужно понимать.
PS: разумеется, данное мыслеизлияние является просто размышлением на тему, я не лез в тонкости профессионального дизайна, терминологически был неточен в некоторых вопросах, но моей целью не являлся академический курс дизайна, это, можно сказать, пятиминутный ликбез для всех желающих, с конкретным примером.