Машины скрытого патрулирования гибдд
Незримое око — скрытый патруль ГИБДД: насколько законны их методы работы?
В России ежегодно происходит огромное количество ДТП. Неудивительно, что дорожная полиция ищет способы предупредить их. Одним из методов профилактики стало возвращение на дороги «гаишников в кустах», то есть скрытых патрулей ГИБДД. Не все считают такой контроль эффективным и имеющим право на существование. Но патрули уже осуществляют профилактику нарушений ПДД.
Законно ли нахождение скрытого патруля ГИБДД
Недовольные тем, что теперь за любым углом может сидеть дорожный полицейский и видеть нарушение, жалуясь, ссылаются на «Административный регламент МВД РФ», в статье 41 которого сказано:
А на спецтранспорте должна быть соответствующая цветографическая схема, световые приспособления и устройство для подачи звуковых сигналов.
Скрытое патрулирование ведется на машине, которая не имеет этих знаков. И приближающийся к ней автомобилист не заметит, что за ним уже наблюдают. Но использование подобной техники и сама мера скрытого контроля дорожного движения вполне законны. Они регламентируются пунктом 12.2 «Наставления по работе ДПС»:
Тем более что явно вмешиваться в происходящее на дороге сотрудники «в штатском» могут лишь в исключительных случаях. Например, если стали свидетелями аварии или видят за рулем пьяного человека. Они также могут оставить без внимания мелкие правонарушения, не угрожающие жизни и здоровью участников движения.
Цели «игры в прятки»
Скрытый патруль нужен не для того, чтобы штрафовать автомобилистов или выполнять план по нарушителям. С этим в большинстве регионов проблем и так нет. Скрытая форма контроля дорожного движения используется с целью:
Иногда скрытый патруль работает только по конкретным нарушениям, например, ищет любителей прокатиться по встречной полосе или нетрезвых водителей. Практика показала, что даже такой узкий подход позволяет сократить и количество аварий, и число пострадавших в них.
Правила работы инспекторов ГИБДД
Скрытый патруль работает по определенной схеме. Сотрудники на обычной машине едут или останавливаются на разрешенном участке дороги и наблюдают за движением. Из спецсредств, положенных инспекторам, у них есть только рация и видеокамера. Сотрудники патруля должны быть одетыми не в форму, но иметь при себе нагрудный знак.
Заметив нарушение, один из них передает информацию на ближайший пост ДПС вместе со сведениями о том, кто совершил проступок. Открыто работающий инспектор останавливает проштрафившегося автомобилиста, объясняет ему ситуацию и составляет протокол.
Водители в таких случаях очень редко признают вину, чаще протестуют и требуют доказательств. Но по закону сотруднику скрытого патруля достаточно лишь написать рапорт об увиденном им нарушении.
Подкреплять его доказательствами нет необходимости, если водителю не вменяют превышение скорости. Но чисто технические нарушения, например, слишком темную тонировку стекол авто, запрещенный ксенон в фарах легко подтвердить.
Если автомобилист не желает признавать совершенный им проступок, сотрудник скрытого патруля может приехать на пост и продемонстрировать ему видеозапись этого момента. Обычно она всегда есть.
Сотрудники скрытого патруля не имеют права:
Если водитель уверен, что его подставили, а он не нарушал ПДД, можно подать жалобу на действия сотрудников инспекции вышестоящему руководству или в суд. Заявление отправляется в течение 10 дней после инцидента.
О том, что входит в обязанности скрытого патруля ДПС, смотрите в этом видео:
Новшество и его последствия – День скрытого патруля
Эксперименты с неявным контролем дорожного движения проводились во многих регионах. Это позволило, например, в Мурманске:
Итоги подведены за целый год, а цифры сравнивались с прошлым отчетным периодом. Такой эффект вызван прежде всего тем, что автомобилисты, зная о скрытом патруле, стараются соблюдать ПДД не только вблизи постов, но и на всем пути следования.
В Москве, где движение очень плотное, а дороги проблемные, игнорирующих правила водителей огромное количество. Соответственно, много и аварий с фатальным исходом.
Поэтому в столице скрытые патрули действуют уже на постоянной основе. Город поделен на сектора, за каждым закреплено несколько экипажей ГИБДД на машинах без опознавательных знаков службы. Их присутствие позволяет выявить автомобилистов, лишенных прав, нетрезвых, использующих незарегистрированные машины, даже находящихся в федеральном розыске.
Скрытое патрулирование сделало более безопасной и эффективной работу постовых сотрудников службы. Им не нужно бежать через дорогу с шестью полосами движения, стремясь остановить нарушителя. Инспектор теперь заранее знает, в каком ряду едет нарушитель, и может ждать его там.
Эффект, который дало использование патрулей, привел к тому, что эта форма контроля находит применение во всех регионах страны. В большинстве они пока работают в определенные дни месяца.
Руководство МВД собирается дать скрытым патрулям больше полномочий, чем они имеют сейчас. Но сначала машины оснастят необходимой техникой. В будущем скрытые патрули смогут трудиться самостоятельно, то есть останавливать нарушителей, оформлять протокол и т.д. Но для этого требуется внести изменения в Административный регламент МВД, касающийся дорожной безопасности.
А здесь подробнее о регистрации багажника.
Автомобилистам неприятно сознавать, что за ними следит всевидящее око ГИБДД в виде скрытых патрулей. Но, возможно, это научит их ездить по правилам не только около постов и камер видеофиксации, а всюду. Тогда дорога станет более безопасной, а надобность в скрытом патрулировании отпадет.
Полезное видео
О том, как ведется скрытое патрулирование, смотрите в этом видео:
В ГИБДД начали скрытое патрулирование: к чему готовиться водителям
О планах чаще выезжать на дороги в патрульных автомобилях без специальных опознавательных знаков рассказали в подразделениях ГИБДД разных регионов. Патрули в служебных машинах без мигалок, синих полос по бокам и других характерных признаков, по которым можно узнать автомобиль ГИБДД, будут дежурить рядом с аварийными местами. Например, там, где водители часто выезжают на встречную полосу под запрещающие знаки. В обычной ситуации автомобилисты могут отказаться от необдуманного маневра, увидев машину ГИБДД, или же могут предупредить других водителей, помигав фарами. Но гражданский автомобиль столько внимания не привлечет.
О такой работе, в частности, рассказали в ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области. «Инспекторы ГИБДД на регулярной основе осуществляют «скрытое патрулирование», которое дает возможность осуществлять более полный контроль за дорожным движением. Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие «скрытого патруля» бывает достаточно сложно», — рассказали в пресс-службе ведомства.
Передвигаясь на автомобиле без цветографической окраски, инспекторы снимают нарушение на видео и направляют записи ближайшему экипажу ДПС. Те, в свою очередь, задерживают нарушителей и оформляют протоколы. Частое нарушение, которое можно выявить с помощью «скрытого патруля», является выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения. Ответственность за выезд «встречку» предусматривает лишение права управления на срок до 6 месяцев или штраф 5000 рублей. Важно, что штраф выпишут только при автоматической фиксации. Это связано с тем, что в таком случае нельзя быть точно уверенным, кто был за рулем — собственник или другой человек. Но если протокол составит инспектор суд имеет право лишить нарушителя прав.
В Красноярское сотрудники ГИБДД также проводят рейды «Встречная полоса» на автомобилях гражданского исполнения. Как рассказали в ведомстве, с наступлением тепла горожане массово выезжают на загородные трассы с многочисленными затяжными подъемами и спусками, а также поворотами с ограниченной видимостью. Для обеспечения безопасности автолюбителей полицейские патрулируют аварийно-опасные участки на служебном автомобиле гражданского исполнения и фиксируют факты выезда на полосу встречного движения.
На опубликованной ГИБДД видеозаписи видно, что инспекторы наблюдают за автомобилистами из обычных автомобилей ВАЗ 2112.
Импровизированный пост обычно обустраивают прямо перед знаком «Обгон запрещен», а дорожную ситуацию снимают на закрепленный на лобовом стекле мобильный телефон. Как только в объектив попадает машина, водитель которой не успел вернуться в свой ряд до знака, об этом узнают патрули по пути следования потока. Водителям, которые сомневаются в своем нарушении, демонстрируют записи. При этом некоторые экипажи ездят на Lada Granta, а в салоне у них установлены полноценные комплексы фото-видеофиксации.
Как объясняют в ГИБДД, к патрульным автомобилям могут относиться машины без специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Соответственно и дежурство с их использованием законно.
Съемка происходящего при помощи записывающих устройств также прописана в Административном регламенте МВД.
Документ, во-первых, рекомендует при наличии возможности работать в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. А если инспектор ГИБДД использует специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, например, с их помощью фиксирует скорость движения автомобилей, такие устройства должны быть сертифицированы и иметь свидетельство о метрологической поверке.
Что касается проезда по встречной полосе, обочине и т.п., согласно текущему законодательству поверка устройств для фиксации такого нарушения не обязательна, объяснил глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин. По его словам, автоматически на основании снятых материалов выписать штраф нельзя: их можно только использовать как доказательства. И для начала следует опросить водителя и составить протокол.
«Ст. 26.2 КоАП «Доказательства» позволяет в виде доказательств по делу использовать любые фактические данные, на основании которых судья может принять решение о виновности или невиновности водителя. «Снятый материал на видеорегистратор или на видеокамеру можно использовать как доказательство, но для этого использование техники и сам факт приложения таких материалов к делу должно быть правильно оформлено, — объяснил Шапарин. — Если этого не сделать, полученные таким способом штрафы можно будет оспорить со ссылкой на то, что материалы получены с нарушением закона».
Качество и достоверность непроверенных видеозаписей Шапарина ставит под вопрос. По его словам, суды иногда могут даже принимать записи со следами монтажа и не соглашаться на проведение технической экспертизы.
«С выездами на встречную полосу конечно нужно бороться. Но ситуация, когда инспектор демонстрирует нарушителю видеоматериалы с мобильного телефона, который не является поверенным средством измерения, ненормальна. В телефонах есть программы для коррекции видео, которые позволяют в ряде случаев исказить ситуацию. Кроме того, подобные скрытые патрули в связке с сотрудниками ГИБДД на автомобиле с цветографической схемой могут работать не для повышения безопасности дорожного движения, а для собственной коррупционной выгоды. Подобные видео служат рычагом давления на автовладельцев, у которых могут вымогать деньги», — считает Шапарин.
Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков считает неправильным подобные дежурства под запрещающими знаками. Он уверен: инспекторы ГИБДД должны профилактировать нарушение. То есть, предупреждать автомобилистов, что впереди сложный или непонятный участок, а не ждать, когда водители нарушат. Также Гришаков считает, что прятаться в машинах без опознавательных знаков инспекторам не следует.
«Патрулирование нужно для профилактики, зачем здесь конспирация, — рассуждает Гришаков в беседе с Autonews.ru. — Так, есть отдельные оперативно-розыскные подразделения, которые соблюдают принцип конспирации. Например, так работают оперативники, которые выявляют подготовку преступлений. А наружные службы МВД, такие как ДПС, ППС обязаны работать в форменном обмундировании и в автомобилях, которые и обозначают их принадлежность к оперативным службам».
По словам Гришакова, наличие патрулей на дороге помогает спрофилактировать, то есть предотвратить сам факт нарушения. «Зачем еще на дорогах ставят картонные макеты машин с мигалками — чтобы водители снизили скорость, пристегнулись. А тут получается, что инспекторы как провокаторы стоят и встречают водителей, чтобы набрать нужные «палки» и выполнить показатели. Именно чтобы избежать такого поведения им в свое время запретили прятаться в кустах и обязали по ночам вкачать маяки», — считает юрист, который ранее работал в ГИБДД.
Юрист отмечает: установка дорожной камеры вместе с предупреждающим знаком о фиксации сразу же снижает количество нарушений в проблемных местах. «Поэтому инспекторам не надо стоять и ждать, когда же человек нарушит, достаточно установить камеру. Другое дело, если сотрудники дежурят в патрульной машине, которая хорошо обозначена: если водитель игнорирует и такое предупреждение, его можно назвать нарушителем, который игнорирует предупреждения. Но скрытое патрулирование — это работа на результат», — уверен представитель московского профсоюза полиции.
Также эксперт обратил внимание: если инспекторам известно место, где водители часто нарушают, это повод проверить правильность организации дорожного движения. Если же в момент дежурства на таком месте произойдет ДТП, то, как уверен Гришаков, нести за это ответственность обязаны будут в том числе инспекторы, которые халатно не предотвратили аварию на вверенном им участке.
Разъяснение ГИБДД о правомерности осуществления скрытого патрулирования
Недовольные проведением данных мероприятий граждане ссылаются на ст.41 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: «При выполнении сотрудниками ГАИ действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящимся к патрульным автомобилям, не допускается».
В данном Административном регламенте существует разъяснение относительно ст.35, о том, что к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, автобус, мотоцикл), на наружной поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, средставми связи и другими оперативно-техническими средствами. К патрульным также относятся транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски и стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов, используемые при осуществлении скрытого контроля, — разъясняет врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области Алексей Азовцев.
Кроме того, в соответствии с Наставлением ДПС, одной из форм несения службы нарядами ДПС является скрытый контроль. Так, в соответствии с п.96 Наставления «Контроль за дорожным движением с использованием патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым. Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля».
Во время проведения скрытого патрулирования в 2012 году 752 водителя, нарушившие правила, связанные с выездом на встречную полосу, были лишены права управления автомобилями. Это те водители, которые рискуют не только своей жизнью, но и жизнью своих пассажиров, в том числе и детей.
Приказом УМВД России по Мурманской области о проведении мероприятия «Встречная полоса» утвержден алгоритм действий сотрудников полиции при применении тактики использования скрытых форм контроля, в котором четко указано, что сотрудники полиции, ведущие скрытое патрулирование, передвигаются на патрульном автомобиле со скоростью, не провоцирующей водителей движущихся транспортных средств нарушать ПДД.
Ни один факт обращений от граждан о неправомерности действий сотрудников ГИБДД, а такие поступали в адрес Управления в прошлом году, в суде и при проведении служебных проверок, не нашел своего подтверждения.
Госавтоинспекция рекомендует водителям с пониманием отнестись к подобным мерам профилактики, быть законопослушными на дороге. Помните, что каждое третье лобовое столкновение заканчивается смертью!
УГИБДД УМВД России по Мурманской области
Больше 1,5 тысяч нарушений уже выявил с начала своей работы скрытый автопатруль
В белоснежном седане бизнес-класса ожидаешь увидеть кого угодно, только не сотрудника ДПС при исполнении. Не то чтобы на это был расчет, говорят инспекторы, но эффект неожиданности скрытого патруля налицо.
На дежурство скрытый патруль выходит каждый день. В общем потоке такая машина — боец невидимого фронта. Считанные минуты, и нарушитель под боком. Сами сотрудники, которые работают в скрытом патруле, не оформляют протокол, а только передают информацию ближайшему экипажу ДПС. Поэтому водитель в реальности может и не узнать, кто зафиксировал его нарушение.
Через пару километров уже машина ДПС со спецокраской, коллеги и протокол. То, что для одних «нормально ездить», для остальных — автохамство, агрессия и опасность на дороге. И дня не проходит, чтобы в интернете не появился очередной ролик с названием «неадекват за рулем». Против таких водителей дорожные камеры бессильны.
«Водители оснащены навигаторами, которые подсказывают, где камеры установлены, полгорода пронеслись на скорости, видят камеру, притормозил и понесся дальше», — поясняет инспектор ДПС Василий Мусин.
И на обычной патрульной машине, которую видно издалека, этих нарушителей не поймать.
«Менее агрессивными становятся, более следят дорогой, когда видят патрульную машину. А когда эта машина обычная белая, не выделяется из потока, все ведут себя естественно, в хорошем смысле», — рассказывает старший инспектор ДПС Сергей Барабанщиков.
Скрытый патруль за 1,5 месяца помог остановить 44 пьяных водителя, 31 раз фиксировал выезд на встречную полосу, 18 протоколов за не пристегнутые ремни безопасности, но больше всего случаев — проезд на красный свет, нечитаемые или неправильно установленные госномера, а также чрезмерная тонировка, 725 протоколов. Всего удалось выявить больше 1600 нарушений.
Скрытое патрулирование давно есть в США, неприметные машины с записывающей аппаратурой работают и в Германии. В Москве пытались перенять опыт несколько лет назад, но тогда были жалобы на отсутствие фото- и видеодоказательств.
Сейчас машины оснастили регистраторами, но автоюристы все же советуют изучать протокол: он отличается от обычной схемы, ведь свидетелем нарушения является инспектор скрытого патруля.
«В графе «свидетель» должен быть указан тот инспектор, который зафиксировал данное правонарушение. Доказательная база должна быть достоверной, в полном объеме. Чтобы водитель мог точно убедиться, что это его автомобиль, что это он запечатлен, дата, время, где водитель действительно проезжал», — поясняет автоюрист Константин Юрков.
Автоэксперты и простые водители сошлись во мнении: скрытый патруль должен бороться со злостными нарушителями и предотвращать опасные ситуации.
«Я полностью поддерживаю, это хорошая система — бороться с пьяными людьми, аварийностью, смертностью, много ситуаций бывает», — говорит водитель.
«Должен быть какой-то регламент понятный и, соответственно, прописано: чтобы это было постоянно, чтобы это было профессионально, чтобы это было в тех местах, где действительно есть опасность ДТП, а не там, где есть необходимость заработать денег», — отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто.
В МВД разработали проект приказа, по которому скрытый патруль будет фиксировать случаи опасного вождения, разговоры по мобильному за рулем, и делать это сможет сотрудник в штатском, также передав информацию другому наряду. Пока же жалоб на работу невидимых экипажей не поступало.
Один день со скрытым патрулем ДПС
Любите позажигать на дорогах, пока гаишников нет рядом? Объехать пробку по выделенке, проскочить на красный… Доиграетесь! Скрытые патрули ДПС уже вышли на охоту за лихачами
— Совсем оборзели! Что я сделал?! Не имеете права! — водитель фуры, проехавший на красный свет, вопит на всю улицу. Инспектор ДПС пытается урезонить пылкого дальнобойщика, но даже убедительный благодаря «калашу» вид не помогает. Показываю скандалисту видео, где нарушение прекрасно видно — номера автомобиля и сам маневр от начала до конца на фоне запрещающего сигнала светофора.
Водитель не унимается и, наконец, приводит самый лучший в мире аргумент. «Ну и что? Ну и что?!» — повторяет он в исступлении. И только штраф в 1000 рублей понизил градус страстей.
Это — крайняя стадия недовольной реакции водителей на скрытый патруль ДПС. Ярость! Одна мысль о том, что теперь из любого соседнего автомобиля за дорогой может наблюдать гаишник, приводит в бешенство некоторых любителей отступать от правил.
Скрытые патрули ДПС начали работу в Москве в ежедневном режиме 13 ноября. И в одном только Восточном округе с их помощью засекли 482 нарушения за первые три недели, то есть примерно по 25 в день. Причем статистика ведется лишь по значительным проступкам. К примеру, она не учитывает случаи, когда водители не пропустили пешеходов. Цифры говорят сами за себя. А чтобы лично оценить нововведение, мы провели один день в скрытом экипаже на обычном сером Ford Focus.
Долго ждать не пришлось. Слева бодро обходит наглухо тонированный Hyundai Tiburon. Наш клиент! Инспектор пристраивается сзади и передает по рации данные: «17-й, в твою сторону движется в левой полосе Tiburon, цвет серый, номера нечитаемые, тонировка». Переваливаем через мост, утыкаемся в пробку и издалека замечаем, как в сторону нарушителя быстро подходит инспектор. Наметанным глазом он уже распознал нужный автомобиль в потоке.
За рулем девушка. Ситуация явно привела ее в замешательство.
— Вы знаете, что вас остановили с помощью скрытого патруля ДПС? — спрашиваем, пока гаишник выписывает штраф.
— Да, мне уже сказали, — судя по выражению лица, девушка все еще в шоке, и в глазах по-прежнему читается вопрос «как?!».
— И как вы к этому относитесь?
— Ну, вообще, это правильно! А я законопослушный водитель и ничего не нарушаю, — очень растерянно и неуверенно заметила девушка.
Отпираться от очевидного она не стала, добровольно решив снять тонировку и даже не потребовав провести замер уровня светопропускания стекол.
Пока мы вновь выдвигаемся на маршрут, инспекторы делятся подробностями «тайной» работы. Перед началом смены каждый знает, где и какой экипаж будет дежурить. Поэтому в любой точке скрытый патруль быстро ориентируется, кому удобнее перехватить нарушителя. Если тот покинет территорию округа, данные автомобиля через дежурную часть передают коллегам-соседям.
Теоретически остаться безнаказанным, конечно, можно. Нарушать правила гаишники на гражданской машине не станут, а экипажами все улицы Москвы не закроешь. Такую ситуацию мы и увидели. Водитель кроссовера, видимо, очень торопился, поэтому объехал пробку по выделенной полосе для общественного транспорта и скрылся на одной из прилегающих улиц. А в том районе остановить нарушителя было некому…
— Все никак не могу привыкнуть, что я на обычной машине без спецсигналов, — признается инспектор Алексей, рефлекторно потянувшийся к отсутствующему пульту включения мигалок. — Иногда так и тянет догнать нарушителя, прижать к обочине…
Но — нельзя. У скрытого патруля другая функция, наблюдательная. Увидеть и передать. Они выявляют «чертей в тихом омуте», которые именно при виде машины со спецсигналами превращаются в порядочных и законопослушных. Впрочем, это не значит, что «тайный инспектор» всегда будет бездействовать.
— По закону «О полиции» мы имеем право остановить лихача и из скрытого патруля, — объясняет Алексей. — Но есть распоряжение, которое позволяет сделать это только в случае реальной угрозы для других водителей. Например, если видим за рулем явно нетрезвого человека. А когда заметили аварию, мы обязаны остановиться, вызвать наряд ДПС, оградить место происшествия, оказать помощь раненым. Если машины мешают проезду — убрать их к обочине, зафиксировав обстоятельства аварии.
Будто в подтверждение слов об отсутствии угрозы — следующая попытка остановить нарушителя. Вот мы поймали в объектив камеры беззаботного водителя «Опеля Астры», который увлеченно разговаривает по телефону. Но… инспектор просто не успел перейти на другую сторону шоссе. Необходимости создавать аварийную ситуацию и устраивать погоню нет, поэтому болтливый нарушитель на этот раз скрылся за горизонтом.
Какие ваши доказательства?
Максимально эффективно скрытый патруль работает в связке с конкретным дежурным экипажем. Наш «гражданский» Ford Focus занимает позицию неподалеку от опасного пешеходного перехода на Щелковском шоссе. Восемь полос, скорости высокие, а светофора нет. Конечно, сам факт, что на загруженной многополосной дороге в Москве до сих пор остались такие переходы, уже заставляет негодовать. Причем как водителей, так и пешеходов. Но здесь, отмечают инспекторы, они бессильны. Полномочий у гаишников с каждым годом все меньше, и даже знаки на дорогах столицы — и те устанавливает ЦОДД.
Водители на широкой прямой дороге, ничего не подозревая, проносятся мимо пешеходов. Хотя инспекторы обязаны и в гражданской машине находиться в форме, кто же их в движении разглядит? Информация сразу поступает гаишникам, дежурящим в километре от нас.
Оказалось, шок и ярость — это не самая распространенная реакция автомобилистов на нововведение. Чаще всего — отрицание вперемешку с негодованием. Практически все, кто не пропустил пешеходов, потребовали доказательств. В таких случаях инспектор из скрытого патруля подъезжает к месту оформления штрафа и подтверждает факт нарушения.
— По закону предъявлять видеозапись нарушителю требуется только в случае, когда речь идет о превышении скорости, — объясняет заместитель командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по Восточному округу Москвы, майор полиции Антон Овчинников. — При работе скрытого патруля ГИБДД достаточно того, что инспектор ДПС определил нарушение визуально. Административное дело возбуждается на основании его рапорта, в котором указывается место и время. Если водитель не согласен, то в течение десяти дней он вправе обжаловать решение.
Но водитель «Ларгуса» не в курсе. Он вышел из себя и на повышенных тонах начал объяснять инспектору, что из видеотехники должно быть в служебной машине и как надо правильно фиксировать нарушения. Выглядело весьма забавно. Это как если на судебном заседании обвиняемый скажет, что у судьи неправильный молоток, поэтому решение несправедливое. Даже после демонстрации фото от позиции «я не я и лошадь не моя» упрямец так и не отступился.
Вторая нарушительница тоже поначалу ушла в глухую оборону и громко рассказывала про своего ребенка-инвалида. А то, что число инвалидов в стране могло только прибавиться, видимо, ее не волновало. Кадр с нарушением все-таки убедил — отпираться бесполезно.
Таких случаев, признаются инспекторы, сотни. Люди, услышав краем уха «из телевизора» о неких законах или правилах, демонстрируют липовые знания. Про то, что для постановления требуется лишь показание гаишника, они не слышали.
— Яркий пример плохой осведомленности водителей — случай с эвакуацией, — продолжает инспектор Алексей. — Они услышали, что забирать машину теперь можно только, если есть табличка «Работает эвакуатор». На самом деле это касается лишь территории под знаком «Остановка запрещена». Припаркованных на тротуаре или инвалидных местах по-прежнему законно эвакуируют без каких-либо дополнительных табличек. Водители же начинают спорить, говорят, по телевизору рассказывали иначе. Показываешь им правила — все равно не верят!
Это, на наш взгляд, не менее важная задача инспекторов ГИБДД — разъяснять водителям тонкости российского законодательства, а не только штрафовать за нарушения. За несколько часов нашей работы в команде со скрытым патрулем «попались» десять человек. Общение показало — водители, привыкшие ездить как попало, воспринимают нововведение в штыки. Еще бы! Ну как теперь быть уверенным, что за тобой не следят из соседней машины? Придется ездить по правилам. И уж, как минимум, выучить их и разобраться в законах.