Место под пожарную машину во дворе
Площадка для пожарных машин
Требования пожарной безопасности регламентируют строительство жилых, коммерческих и производственных зданий, стандарты, которым должны соответствовать объекты и прилегающие территории. Среди таких требований – наличие пожарных подъездов, выездов и площадок для разворота пожарных машин. От соблюдения всех условий зависит, сможет ли спецтехника в случае нештатной ситуации добраться до места назначения и оперативно ликвидировать возгорание.
Законодательная база
Требования к разворотным площадкам пожарной машины, беспрепятственным въездам и выездам регламентируются следующими законодательными и нормативными документами:
Размеры площадки для пожарных машин
В соответствии с действующими правилами, все тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для пожарных машин. Размеры разворотных площадок проектируются с учетом габаритов техники и радиуса разворота, но должны быть не менее 15 х 15 м. Максимальная длина тупикового проезда – 150 м.
Удаленность мест для разворота техники от зданий и сооружений – не меньше 5 м и не больше 15 м.
Подъезды к водоемам для гашения возгораний также оборудуются пожарными площадками. Их размеры – 12 х 12 м.
Покрытие
Площадка и тупиковый проезд должны иметь покрытие, пригодное для движения спецтехники в любое время года. Само покрытие должно обладать достаточной прочностью, выдерживать нагрузку полностью снаряженного автомобиля, а это – 46 тонн и нагрузка на каждую ось – до 15,5 тонн.
Мягкий грунт затрудняет движение и разворот техники. Если развороты оборудуются на участках с песчаными или глинистыми почвами, рекомендуется укреплять их шлаком, щебнем, другими подручными строительными материалами.
Небольшой уклон также необходим. Он формируется так, чтобы вода, образующаяся после дождей или обильных снегопадов, могла стекать самотеком, и не превышает 6 градусов.
Контур разворотных платформ обрабатывается антисептическим составом, после чего оснащается водосборниками и сточными отверстиями. На участках с закруглениями дополнительно устанавливаются криволинейные бортовые камни.
Что можно, а что – нельзя?
В Своде правил 4.13130.2013 сказано, что в габариты разворотных площадок допускается включать:
Таким образом, законодатель позволяет спецтехнике подъезжать к жилым домам и другим объектам по газонам, если их покрытие выдержит грузовой автомобиль в полном снаряжении.
В указанной зоне не должно быть:
Односторонние и двухсторонние подъездные пути
Пожарный проезд – это сквозной участок дороги, обеспечивающий беспрепятственное прибытие специальной техники к месту возгорания. В соответствии с действующими правилами, проезд должен обеспечиваться:
Ширина подъездных путей
Ширина зависит от высоты объекта и составляет:
Если речь идет о ширине основного подъездного пути, то тротуар в нее не включается.
Максимальное расстояние от зданий до подъездных путей регламентируется пунктом 8.6 СП 4.13130.2013 и составляет:
Соблюдение этих параметров необходимо, чтобы струя воды доставала до источника огня беспрепятственно. На территории, отделяющей стену жилого или коммерческого здания от подъездного пути, как и на разворотных площадках, не должно быть деревьев, кустарников, линий электропередач.
В загородных поселках, дачных кооперативах, частном секторе в черте города минимальная ширина улицы составляет 7 м, а проезда для спецтехники – 3,5 м.
Арочные проемы
В многоподъездных домах и дворах с плотной застройкой часто оборудуют арочные проемы для сквозного проезда транспорта. Действующими правилами пожарной безопасности определены их параметры:
Арки должны находиться друг от друга на расстоянии не более 180 м в новых кварталах. В старой застройке это расстояние почти вдвое большее – 300 м.
Исключения из правил
Не всегда проезды и разворотные площадки удается оборудовать в строгом соответствии с правилами, особенно, когда речь идет о старой застройке, представляющей архитектурную и историческую ценность, признанную памятником архитектуры и не подлежащую конструктивным изменениям.
В таких ситуациях допускаются отступления от правил. В частности, если два соседних дома классифицируются как строения 1-го или 2-го класса огнестойкости, ширина проезда может быть уменьшена на 20%.
При проектировании новых кварталов и объектов также учитывается огнеупорность строительных материалов и сейсмическая активность в конкретном районе. Если материалы, из которых строится объект, обладают низкой огнеупорностью, то ширину пожарных проездов рекомендуется увеличить на 25%.
В районах с сейсмической активностью и риском 9-балльных землетрясений ширину проездов также необходимо увеличить на 20%. То же правило действует для соседних двухэтажных строений, фасадные материалы которых классифицируются как легко воспламеняющиеся.
Для вспомогательных хозяйственных построек четкий регламент расстояний не установлен. Существует технический стандарт, по которому можно определить степень огнестойкости строительных материалов и с ее учетом рассчитать размеры пожарных проездов.
Разметка для пожарной техники во дворах — ГОСТ
Все дворы жилых домов должны быть обустроены так, чтобы туда беспрепятственно могли въехать спецтехника и транспорт экстренных служб. Одна из самых габаритных и самых важных — пожарная машина. Для этой техники существует особенная разметка, которая наносится на участки вблизи жилых домов.
Площадка для пожарных машин
Площадка для пожарной техники легко узнаваема: это большой красно-белый прямоугольник, окрашенный по принципу зебры. Кроме того, в середине может быть прописан номер «01». Площадка нужна для того, чтобы во время пожара машина могла беспрепятственно подъехать максимально близко к дому.
Горизонтальная разметка может сопровождаться вертикальной (на блоках). Блоки с горизонтальной красно-белой разметкой могут обозначать границы площадки или проезда, а также препятствовать парковке личного автотранспорта. В таких зонах часто устанавливают дорожный знак, запрещающий парковку.
Требования регулируются актами:
Обязательные нормативы
Площадка должна иметь покрытие, движение по которому возможно в любое время года, а видимость безупречна в любое время суток. Также, покрытие должно обладать высокой прочностью, выдерживать нагрузку полностью снаряженного автомобиля, а это – 46 тонн и нагрузка на каждую ось – до 15,5 тонн. Мягкий грунт должен укрепляться щебнем или другим твердым материалом.
На площадке должен быть естественный или искусственно созданный уклон. Он служит для того, чтобы на участке не скапливалась вода послей дождей. Максимальный уклон – 6 градусов. Контур разворотных платформ оборудуется водоотводной системой, в том числе водосборниками.
Как и где должна располагаться
Все тупиковые заезды во дворы и внутренние проезды с тупиками должны заканчиваться пожарной разметкой. Максимальная длина тупикового проезда составляет 150 метров.
Разметка может располагаться вблизи естественных и искусственных водоемов, а также других источников воды для гашения возгораний.
В зоне пожарной разметки не должно быть:
Какие должны быть соблюдены размеры
Площадки не могут быть сделаны по произвольному проекту, так как существуют единые стандарты и требования. Согласно ГОСТ, при нанесении и утверждении разметки должны быть соблюдены следующие размеры:
В габариты разворотных площадок разрешено включать пожарный подъезд, примыкающие тротуары (по обе стороны), расстояние от внутреннего края подъездного пути до стены дома.
Ширина подъездных путей зависит от высоты дома.
Тротуар на включается в ширину основных подъездных путей.
Максимальное расстояние от зданий до подъездных путей составляет:
Если во дворе имеются арочные проемы, то они должны быть не ниже 4,5 метров и не уже 3,5 метров. Это минимальные размеры для проезда спецтехники.
Старые дворы могут не соответствовать требованиям пожарной безопасности, но и сносить дома из-за этого никто не будет. Поэтому, существуют исключения из правил. Если придомовая территория не оборудована спецплощадкой для пожарной службы, то жильцы должны ответственно относиться к парковке личных автомобилей, чтобы в случае возгорания пожарный транспорт смог беспрепятственно проникнуть во двор.
Предусмотренные штрафы за парковку на пожарной площадке
Очевидно, что никому, кроме техники служб спасения нельзя занимать эту площадку. За парковку на пожарной разметке автовладелец будет привлечен к административной ответственности.
В Москве и Санкт-Петербурге штрафы, как правило, в два раза выше, чем в регионах РФ. Это обусловлено более высокой плотностью населения и большим количеством транспорта.
Во избежание недоразумений, пожарная разметка должная сопровождаться знаком «Стоянка запрещена». Этот знак подтверждает основание для запрета на парковку, поскольку в ПДД не указано, что стоянка автомобиля на разметке без соответствующего запрещающего знака является правонарушением.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Несмотря на строгие требования к пожарной площадке во дворах домов, расположение разметки не всегда удобно для самих сотрудников МЧС или пожарных. Поэтому они могут припарковать свой транспорт там, где им будет удобнее, то есть в месте, доступ из которого упростит помощь нуждающимся. Жильцы многоквартирных домов обязаны следить за тем, чтобы их двор и въезд в него были свободны для деятельности спасательных служб.
Во дворах домов запретили ставить машины. Жильцы квартир в панике!
На днях нас забросали вопросами по поводу запрета парковок во дворах многоквартирных домов. Поводом стало определение Верховного суда, в котором вроде бы так было написано. В чатах жильцов начались волнения: как это нельзя ставить машины? Что теперь будет? А куда их девать? Кто это проверит и могут ли выписать штраф?
Управляющие компании под шумок начали навязывать платные подземные паркинги и пугать штрафами.
Мы не привыкли паниковать, поэтому прочитали документы. Вот как на самом деле обстоит дело с парковками во дворах и что сказал про это Верховный суд.
Что за история с парковками?
Одному гражданину надоело видеть в своем дворе припаркованные машины соседей. Они мешали детям, мамам с колясками и просто жильцам, которые не хотели слушать шум двигателей. Гражданин решил разобраться, на каком основании вообще жильцы ставят во дворе свои машины. И нашел санитарные правила.
Требования к планировке территории возле дома
Разрешены | Запрещены |
---|---|
Детская площадка | Магазин |
Место для игр и отдыха | Павильон, киоск |
Спортивные сооружения | Мини-рынок |
Хозпостройки | Летнее кафе |
Зелень | Ремонт обуви и техники |
Гостевая парковка | Постоянная автостоянка |
Получается, что возле дома без соблюдения каких-то требований по расстоянию от детской площадки, окон и подъездов можно оборудовать места для гостевых парковок. Постоянную автостоянку нельзя, а гостевую можно. То есть условный гость может поставить машину вблизи от места, где играют дети. Такая машина может перегородить выезд маме с коляской и прогревать двигатель прямо у открытой форточки астматика. И это по санпину.
Гражданин не согласился с таким раскладом и пошел в Верховный суд оспаривать санитарные правила организации парковок во дворе. Он хотел, чтобы пункты санпина о гостевых парковках признали незаконными и нарушающими права людей на охрану жизни, здоровья и благоприятную среду обитания. Другими словами, он требовал, чтобы все парковки во дворах запретили или перенесли подальше от дома.
Что сказал Верховный суд?
Верховный суд дважды рассматривал дело и оба раза отказал борцу за свободу от машин во дворах. Вот аргументы судебной коллегии:
Итог. Во дворе дома точно может быть гостевая парковка. Гражданин не смог отменить эти пункты санпина, они по-прежнему действуют. А вот использовать эту парковку, чтобы надолго ставить там свои машины, по санпину нельзя. Это как бы нарушение.
Значит, во дворе все-таки нельзя ставить машины?
Ставить машины во дворе можно. При условии, что их там оставляют не постоянно на хранение, а паркуют на время. И если есть специально оборудованное место для машин. То есть возле многоквартирного дома может быть вполне законное место для парковки — даже близко к дому или рядом с детской площадкой. Для гостевых парковок нет требований по удаленности.
Если управляющая компания говорит вам, что теперь машину во дворе ставить вообще нельзя и парковки здесь никогда не будет, потому что это запретил Верховный суд, — это неправда.
Пункты 2.3 и 2.10 санпина никто не отменил.
А если жильцы хотят ставить машины вcе время?
Во дворе можно разместить и постоянную парковку. Главное, чтобы соблюдалось расстояние от окон и фасада. Оно зависит от количества машин: например, если стоянка рассчитана на 50 автомобилей, ее нужно оборудовать в 15 метрах от стен дома с окнами. Если на стене нет окон, хватит и 10 метров. Чем больше вместимость стоянки, тем дальше нужно ее размещать от дома. Эти требования — в таблице 7.1.1 отдельного санпина 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Если площадь придомовой территории позволяет и жильцы не против, во дворе вполне можно оборудовать постоянную парковку для машин. А платной она будет или бесплатной — это уже как договорятся собственники и управляющая компания.
Если места для постоянной стоянки нет, то может быть гостевая. А вот как понять, кто и насколько там поставил машину, в законе не написано. Тут можно замучаться, пытаясь что-то доказать.
Что будет, если возле дома постоянная парковка?
Если парковка организована по правилам, с учетом расстояния от дома, за это ничего не будет. Это законно. Если кто-то из жильцов не согласен, ему придется смириться или поменять квартиру. Сам факт наличия машин во дворе при соблюдении нормативов не нарушает ничьи права и никакие законы. Даже если кому-то кажется, что нарушен закон, — например, Роспотребнадзору, в который пожаловались соседи, — это еще нужно доказать.
Если стоянка слишком близко к дому или она самовольная, это повод для штрафа. В первую очередь придут в ТСЖ или управляющую компанию. Их могут оштрафовать на 10—20 тысяч рублей. Но только если есть доказательства, что стоянку и правда оборудовали слишком близко к дому, хотя была возможность сделать это без нарушений. И что УК не пыталась запретить жильцам ставить там свои машины. Штраф для людей, которые нарушают санпин и постоянно ставят машину на детской площадке или под окнами соседей, — максимум 1000 рублей. Если нарушение зафиксируют, докажут и так решит суд.
Но если кто-то из соседей очень захочет, добиться наказания реально. Хотя получается не всегда.
Вот вам пример из жизни. Летом 2018 года житель одного из московских домов пожаловался, что у него во дворе парковка. Контролирующие органы пришли, обследовали: ну есть парковка сбоку от дома, но ничего не нарушено. И никому ничего за это не было, а гражданину в двух инстанциях отказали.
В другой истории прокурор пытался признать придомовую парковку на 150 машин возле детской площадки нарушением, но суд посчитал, что нарушения тут нет.
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с Изменением N 1)
8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
8.1 Подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
— оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
— при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;*
— при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
Примечание. Под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств. Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ. Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.
При наличии отступлений от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения пожарно-спасательных мероприятий, возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.
8.4 К зданиям с площадью застройки более 10000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
8.7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8 Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:
Указанные расстояния для производственных, складских зданий и сооружений, в том числе на территориях производственных объектов следует принимать в соответствии с требованиями раздела 6 и [2].
8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей.
В каком случае можно не бояться штрафа за стоянку на «пожарной» разметке
Каждую весну на проезжей части в городских дворах и возле учреждений начинается традиционная суета: местные дворники приступают к обновлению краски на асфальте в так называемых «местах стоянки спецтехники». По идее, это площадки, где в случае пожара должна размещаться прибывшая по вызову машина МЧС с огнеборцами на борту. По этой причине автовладельцам строго на строго запрещается занимать такие прямоугольники под парковку своего личного транспорта.
Но как показывает практика, если к дому прибывают по вызову пожарные, они ставят свои машины где им действительно удобно, а не там, где проявили тягу к прекрасному местные дворники-гастарбайтеры. И надо сказать, сотрудники МЧС совершенно правы, не обращая внимания на эту разметку.
В принципе, точно так же могут поступать и вообще все автомобилисты, не опасаясь никаких штрафов за, так сказать, «нарушение пожарных границ». Дело в том, что с юридической точки зрения красно-белые полоски на дворовом асфальте имеют для автомобилиста не большее значение, чем детский рисунок мелками. А все потому, что все типы разметки, предназначенные для регулирования дорожного движения, четко и исчерпывающе перечислены в ПДД.
Красно-белых чередующихся полосок горизонтальной разметки в Правилах не предусмотрено. Поэтому для водителя ее, по большому счету, не существует, а значит никаких указаний в смысле ограничения парковки она не дает. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что пожарной технике никаких преференций в жилой зоне не полагается. Это не так. На самом деле места для ее стоянки тут предусмотрены.
Только для их точного определения автомобилисту следует ориентироваться не на разноцветный асфальт перед подъездом дома, а на дорожные знаки. Место, отведенное для пожарных расчетов, обычно отмечается знаком 3.27 — «Стоянка запрещена».
Причем под самим знаком должна быть прикреплена табличка, указывающая его зону действия — обычно это 10 метров. Таким образом, автомобилисту нельзя парковаться не на «рисунке на асфальте», а в зоне действия знака. За нарушение, согласно ст. 12.19 КоАП ФФ — штраф 500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 2500 рублей. Но если знак запрета остановки отсутствует, за парковку на «пожарной» разметке во дворе никто вас оштрафовать не в праве.