Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Актуальные темы

Требования к микроклимату в кабинах легковых и грузовых автомобилей, автобусах

В холодный, а так же переходный периоды года нередко появляются жалобы граждан (как устные, так и письменные) на неблагоприятный микроклимат в салонах пассажирских автобусов. А именно на низкую температуру воздуха в салоне, повышенную влажность и т.д.

В соответствии с требованиями санитарных правил СП № 4616-88 от 05.05.1988 года санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) в кабине автомобиля и в салоне пассажирских автобусов должны обеспечивать поддержание оптимальных или допустимых параметров микроклимата не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Оптимальными параметрами микроклимата для грузовых автомобилей и автобусов в холодный и переходный периоды года являются:

Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя, а так же салоне пассажирского автобуса обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями СП № 4616-88 от 05.05.1988.

Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.

Концентрации вредных веществ не должны превышать величин, указанных в «Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденных Минздравом РФ.

Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.

Ведущий специалист-эксперт ОНГТ И.В. Стахеева

Источник

Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Микроклимат в салоне автомобиля имеет большое значение как с точки зрения безопасности (чистые стёкла повышают обзорность с места водителя, оптимальные влажность и температура позволяют водителю дольше сохранять работоспособность), так и с точки зрения комфорта, ведь большинство автомобилистов проводят за рулём достаточно длительное время в течение дня.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Микроклиматом вообще, и микроклиматом в автомобиле в частности, стали интересоваться сравнительно недавно. Хотя отопители использовались всегда. Например, на Руси, в зимних царских каретах посередине салона устанавливалась печка, по виду напоминавшая буржуйку, только более изящная. Топили такую печку древесным углем. Естественно, что поездки в такой карете зимой были достаточно комфортными.

Итак, о микроклимате. Дело в том, что с изменением характера деятельности человека, изменилось и место его постоянного пребывания во время работы и на отдыхе.

Если когда-то давно рабочее место человека располагалось на «свежем воздухе», то теперь практически всегда большинство из нас находятся, либо в помещении, либо в транспорте.

Поэтому требования к микроклимату выросли в значительной степени. Особенно это касается водителей, которые управляют средствами повышенной опасности. Усталость, невнимательность, раздражительность или апатия – всё это отрицательно сказывается на работоспособности водителя и на безопасности движения.

Какие основные составляющие микроклимата являются наиболее важными? Этих параметров всего несколько.

Безусловно, важным параметром является поступление кислорода. Пониженное содержание кислорода приводит к сонливости и апатии, быстрее наступает утомление.

Первое время обходились просто. Для вентиляции достаточно было приоткрыть лобовое стекло или опустить боковые стекла.

Затем появились боковые поворотные стекла, часто треугольной формы, которые устанавливались в передних (иногда и в задних) дверях. Эти поворотные стекла или форточки («ветровички»), долгое время присутствовали на большинстве автомобилей. Недостатком подобных «ветровичков» несомненно, были сквозняки от притока холодного (неподогретого) воздуха, кроме того, влажный воздух из салона удалялся медленно.

Для решения задачи достаточного поступления кислорода и удаления влажного воздуха конструкторы автомобилей изменили схему вентиляции с приточной на проточную. При внедрении проточной системы вентиляции была ликвидирована проблема сквозняков. Были убраны поворотные форточки («ветровички»), что положительно сказалось на вентиляции и на обзорности с места водителя.

Другой важной составляющей микроклимата является температура внутри салона автомобиля. При недостаточно высокой температуре водитель и пассажиры мёрзнут, а при повышенной температуре быстрее утомляются, особенно зимой в тёплой одежде.

Для решения задачи поддержания заданной температуры в салоне автомобиля в тёплое время года стали использовать воздушные кондиционеры. Однако без системы автоматики воздушный кондиционер может излишне охлаждать воздух в салоне автомобиля.

Ещё один очень важный параметр микроклимата в автомобиле – это влажность. Влажность не только влияет на общий комфорт поездки, но и сказывается на «запотевании» стёкол автомобиля. Если в автомобиле влажно, то стёкла, особенно боковые и заднее быстро запотеют (а зимой покроются инеем), при этом обдув стёкол помогает сравнительно мало. Те места стекла, куда обдув попадает непосредственно, очищаются, а соседние (слабо обдуваемые) остаются запотевшими. До внедрения на автомобилях климатических установок была тенденция обдувать все необходимые стёкла. Автолюбители ставили вентиляторы для обдува заднего стекла. По этому пути некоторое время шли и автозаводы.

И, наконец, важным параметром микроклимата в автомобиле является загазованность салона. Для борьбы с загазованностью ставят салонные угольные фильтры и газовые анализаторы, которые оперативно переключают климатическую установку в режим рециркуляции при повышенной концентрации вредных веществ за бортом автомобиля.

Итак, климатическая установка современного автомобиля обеспечивает:

постоянный приток свежего воздуха и удаление влажного воздуха из салона автомобиля (полный обмен воздуха в салоне автомобиля обычно происходит не реже одного раза в четыре минуты);

очистку поступающего воздуха от дорожной пыли и вредных газов;

поддерживает оптимальную температуру в салоне автомобиля +22°C;

поддерживает оптимальную влажность воздуха в салоне автомобиля 60%, тем самым, предупреждая запотевание или замерзание стёкол, причём не только переднего, но и боковых и заднего.

Обычно на автомобиль устанавливается простая климатическая установка, более продвинутые автомобили комплектуются двух-, трёх- и четырёх зонными климатическими установками, а так же автономными (стояночными) отопителями или обогревателями.

Автономный отопитель салона автомобиля может быть запущен несколькими способами. Его можно включить/выключить непосредственно с панели приборов автомобиля, можно запрограммировать таймер включения/выключения автономного отопителя. Кроме того, многие отопители можно включать/выключать с помощью отдельного пульта дистанционного управления. Расстояние, с которого можно запустить автономный обогреватель салона при помощи пульта дистанционного управления колеблется от нескольких сотен метров до полукилометра и более.

Источник

Правильно пользуемся современными климат-системами

Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.

Правильный микроклимат в салоне автомобиля ― это не только вопрос комфорта. Если температура в кокпите повышается с 25 С° до 35, время реакции водителя увеличивается примерно на 20%. Например, фирма SEAT считает, что «перегретый» водитель опасен в той же степени, что и пьяный с содержанием алкоголя в крови 0,5 промилле. Кроме того, климатические системы помогают держать чистыми окна. Всё это вопрос не только уюта, но и безопасности.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.

Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.

Цифры, задаваемые вами на автоматическом климат-контроле, ― всего лишь некий условный индекс уюта, а не точная температура в градусах Цельсия. В разных частях света у людей свои привычки и представления о комфорте, и автопроизводители это учитывают. Одна и та же фактическая температура в салоне может соответствовать 20–22 «градусам», выставленным на пульте европейского автомобиля и 22–24 «градусам» ― в машине азиатского бренда. Поэтому пересев из Фольксвагена в Nissan, не удивляйтесь, что будете замерзать при привычной цифре «22» на дисплее.

Ручное управление направлением обдува ― тоже в некотором роде иллюзия. Даже если речь идёт об автомобиле с прямым механическим управлением «печкой», например, перевод рукоятки в положение «в ноги» означает лишь то, что вниз пойдёт основной поток. Десять-двадцать процентов воздуха всё равно будет подаваться на лобовое и боковые стёкла, чтобы они не запотевали, а разница температур между верхними и нижними слоями не стала дискомфортной. Сейчас почти все «печки» и «кондеи» достаточно мощны, а разница между плохими и хорошими системами заключена именно в нюансах подобных тонких настроек.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.

«Лицо» климат-контроля ― его пульт управления. Мы считаем, что он должен быть организован логично и рассчитан на руки в перчатках. Хорошо, когда даже в автоматическом режиме на дисплее показывается, куда и как дует климатическая система, а не просто горит Auto ― это спасает от лишних манипуляций. Для России особенно важно, чтобы легко было на ощупь включить рециркуляцию воздуха ― вероятность «упереться» на шоссе в дымящий КамАЗ или карбюраторный пазик, не имея возможности обогнать их на протяжении нескольких километров, очень велика. Спасение от сажи и вони в салоне ― только в закрытии заслонки рециркуляции.

Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.

Поэтому самый важный совет: не мешай машине работать! Выставить комфортный индекс температуры, нажать кнопку Auto и ничего не трогать. Но сначала надо позволить автоматике работать максимально эффективно ― открыть все дефлекторы, не заслонять датчики и не открывать окна и люк. Правда, если нежарко и нет опасности запотевания стёкол, можно вручную отключить кондиционер. Многие современные компрессоры регулируются по производительности плавно и не увеличивают расход топлива так драматически, как было лет 20 назад. Однако физику не обманешь: несколько процентов роста расхода всё равно «кондей» даёт.

Современные блоки HVAC (Heating, Ventilation, Air conditioning) ― то есть собственно «комбайны», готовящие и поставляющие воздух в салон, ― рассчитаны на постоянное использование кондиционера. Понятие «кран печки» фактически ушло в прошлое ― на большинстве машин охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе отопителя и зимой, и летом. Порой отопитель последовательно «врезан» в малый круг системы охлаждения, через него проходит вся жидкость, и на морозе «печка» начинает греть раньше и сильнее. Так сделано даже на вазовских машинах. Но летом раскалённый радиатор, пусть и перекрытый заслонками, тоже частично подогревает забортный воздух ― и рука тянется к кнопке A/C.

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Это вовсе не спиральные ТЭНы, как у бабушки на даче, а так называемые PTC-резисторы, где PTC переводится с английского как «позитивный температурный коэффициент». Нагревательный элемент изготавливается из легированной поликристаллической керамики на основе титаната бария, а смысл в том, что его производительность сама меняется в зависимости от температуры. Работают они при температуре около 270 С°, а КПД может превышать 90%! Обычно в легковушках применяются PTC-догреватели мощностью около одного-полутора киловатт.

Чисто конструктивно блоки HVAC почти не меняются, но совершенствуются в мелочах. Например, работают всё тише и эффективнее ― благодаря бесщёточным электродвигателям вентилятора, установленным на мягких опорах, а также специальному покрытию дефлекторов. Системы старт-стоп вынуждают применять испарители кондиционера с термоаккумуляторами ― запаянными трубками с жидкостью, встроенными в соты: чтобы прохлада была доступна и какое-то время после выключения двигателя. Всё чаще используются дефлекторы, в которых можно менять не только направление и интенсивность потока, но и его «фокусировку».

Новые подходы появляются разве что в связи с распространением электромобилей. Здесь от климатики требуется экономичность. Пяти минут работы шестикиловаттного отопителя автомобиля Tesla Model S достаточно, чтобы «украсть» примерно три километра запаса хода. Вместо традиционных систем есть смысл использовать «тепловые насосы», то есть «кондиционер наоборот».

Экономить начинают даже в мелочах: автоматика активнее использует режим рециркуляции, чтобы не тратить энергию на приведение «в должный вид» воздуха с улицы. Есть системы, отключающие воздухообмен в тех или иных зонах кузова, если там никто не сидит. В целом ― хорошо, когда важные системы автоматизируются и забирают у водителя часть рутины. Проблема только в том, что полностью адекватные климатические установки встречаются разве что в премиальных сегментах. И дело не только в числе датчиков или мощности РТС-догревателя ― но и в настройках, и в опыте автопроизводителя. Поэтому нажимая кнопку Auto, не теряем бдительности.

Источник

Микроклимат в салоне автомобиля определяется

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА

Технические требования и методы испытаний

Vehicles. System of microclimate. Technical requirements and test methods

Дата введения 2010-09-15

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 156-ст

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М и М в отношении их общей конструкции

ГОСТ Р 50746-2000 Совместимость технических средств электромагнитная. Технические средства для атомных станций. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50779.30-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества

ГОСТ Р ИСО/ТО 8550-1-2007 Статистические методы. Руководство по выбору и применению систем статистического приемочного контроля дискретных единиц продукции в партиях. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования

ГОСТ 8711-93 (МЭК 51-2-84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 2. Особые требования к амперметрам и вольтметрам

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 28261-89 (ИСО 4130-78, ИСО 6549-80) Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки Н и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 климатическая установка: Устройство, в котором объединены системы отопления, кондиционирования (охлаждения) и вентиляции.

3.2 система отопления: Устройства, обеспечивающие регулируемый нагрев воздуха в кабине и пассажирском помещении АТС и обогрев ветровых стекол.

3.3 система кондиционирования воздуха (СКВ): Система, состоящая из функциональных элементов и обеспечивающая регулируемое охлаждение и влажность воздуха в заданном объеме кабины и пассажирского помещения АТС.

3.4 система вентиляции: Элементы фургона и климатической установки, обеспечивающие воздухообмен между наружным воздухом и внутренним помещением АТС, с удалением избытков тепла.

4 Технические требования

4.1 Общие положения

4.2 Климатические системы АТС должны работать на наружном и рециркуляционном воздухе, в которых применены воздушные фильтры для очистки подаваемого воздуха от пыли и твердых частиц от отработавших газов двигателей АТС с коэффициентом очистки не более 1% при перепаде давления не более 1,0 кПа.

4.3 Заборные отверстия для подачи наружного воздуха должны располагаться не ниже 50 мм подоконного пояса АТС.

4.4 Конструкция климатической системы должна обеспечивать предельно допустимое содержание вредных веществ в кузове (кабине), не более:

4.5 На АТС, предназначенных для работы при температурах наружного воздуха ниже минус 30 °С, должна применяться резервная (аварийная) система отопления, не связанная с системой охлаждения двигателя или отключающаяся от нее, которую возможно применять для предвыездного прогрева кабины (пассажирского помещения) АТС.

4.6 Климатические системы должны обеспечивать очистку от запотевания и обмерзания ветрового стекла на площади очистки очистителями и боковых стекол для обзора зеркал заднего вида. Для автомобилей исполнения УХЛ и ХЛ возможно применение ветровых стекол с электроподогревом.

4.7 Элементы и агрегаты климатических систем должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов и иметь ресурс работы в соответствии с конструкторской документацией (КД), утвержденной в установленном порядке.

4.8 При работе климатических систем уровень шума не должен превышать (78±2) дБ, вибрации 9·10 м/с, инфразвука 100 дБ и соответствовать ГОСТ Р 51616.

4.9 Температура поверхностей ограждений фургона и распределительных устройств климатических систем, с которыми возможно соприкосновение водителя и пассажиров, должна быть не ниже 5 °С и не выше 50 °С.

4.10 Конструкция кабины (пассажирских помещений) должна обеспечивать теплозащиту:

— средний коэффициент теплопередачи Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется2,5 Вт/(м ·К);

— темп охлаждения не более 0,4 °С/м;

4.11 Система электропитания АТС должна обеспечивать положительный баланс при работе на всех режимах систем микроклимата.

4.12 Система отопления

4.12.1 Система отопления должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине и пассажирском помещении:

— для АТС исполнения У в соответствии с таблицей 1 через 15 мин с начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;

— для АТС исполнения У, УХЛ и ХЛ в соответствии с таблицей 2 через 30 мин с начала движения при температуре окружающей среды от минус 25 °С до минус 60 °С.

Источник

Правильно пользуемся современными климат-системами

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Правильный микроклимат в салоне автомобиля ― это не только вопрос комфорта. Если температура в кокпите повышается с 25 С° до 35, время реакции водителя увеличивается примерно на 20%. Например, фирма SEAT считает, что «перегретый» водитель опасен в той же степени, что и пьяный с содержанием алкоголя в крови 0,5 промилле. Кроме того, климатические системы помогают держать чистыми окна. Всё это вопрос не только уюта, но и безопасности.

Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Цифры, задаваемые вами на автоматическом климат-контроле, ― всего лишь некий условный индекс уюта, а не точная температура в градусах Цельсия. В разных частях света у людей свои привычки и представления о комфорте, и автопроизводители это учитывают. Одна и та же фактическая температура в салоне может соответствовать 20–22 «градусам», выставленным на пульте европейского автомобиля и 22–24 «градусам» ― в машине азиатского бренда. Поэтому пересев из Фольксвагена в Nissan, не удивляйтесь, что будете замерзать при привычной цифре «22» на дисплее.

Ручное управление направлением обдува ― тоже в некотором роде иллюзия. Даже если речь идёт об автомобиле с прямым механическим управлением «печкой», например, перевод рукоятки в положение «в ноги» означает лишь то, что вниз пойдёт основной поток. Десять-двадцать процентов воздуха всё равно будет подаваться на лобовое и боковые стёкла, чтобы они не запотевали, а разница температур между верхними и нижними слоями не стала дискомфортной. Сейчас почти все «печки» и «кондеи» достаточно мощны, а разница между плохими и хорошими системами заключена именно в нюансах подобных тонких настроек.

Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

«Лицо» климат-контроля ― его пульт управления. Мы считаем, что он должен быть организован логично и рассчитан на руки в перчатках. Хорошо, когда даже в автоматическом режиме на дисплее показывается, куда и как дует климатическая система, а не просто горит Auto ― это спасает от лишних манипуляций. Для России особенно важно, чтобы легко было на ощупь включить рециркуляцию воздуха ― вероятность «упереться» на шоссе в дымящий КамАЗ или карбюраторный пазик, не имея возможности обогнать их на протяжении нескольких километров, очень велика. Спасение от сажи и вони в салоне ― только в закрытии заслонки рециркуляции.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Поэтому самый важный совет: не мешай машине работать! Выставить комфортный индекс температуры, нажать кнопку Auto и ничего не трогать. Но сначала надо позволить автоматике работать максимально эффективно ― открыть все дефлекторы, не заслонять датчики и не открывать окна и люк. Правда, если нежарко и нет опасности запотевания стёкол, можно вручную отключить кондиционер. Многие современные компрессоры регулируются по производительности плавно и не увеличивают расход топлива так драматически, как было лет 20 назад. Однако физику не обманешь: несколько процентов роста расхода всё равно «кондей» даёт.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Современные блоки HVAC (Heating, Ventilation, Air conditioning) ― то есть собственно «комбайны», готовящие и поставляющие воздух в салон, ― рассчитаны на постоянное использование кондиционера. Понятие «кран печки» фактически ушло в прошлое ― на большинстве машин охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе отопителя и зимой, и летом. Порой отопитель последовательно «врезан» в малый круг системы охлаждения, через него проходит вся жидкость, и на морозе «печка» начинает греть раньше и сильнее. Так сделано даже на вазовских машинах. Но летом раскалённый радиатор, пусть и перекрытый заслонками, тоже частично подогревает забортный воздух ― и рука тянется к кнопке A/C.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Это вовсе не спиральные ТЭНы, как у бабушки на даче, а так называемые PTC-резисторы, где PTC переводится с английского как «позитивный температурный коэффициент». Нагревательный элемент изготавливается из легированной поликристаллической керамики на основе титаната бария, а смысл в том, что его производительность сама меняется в зависимости от температуры. Работают они при температуре около 270 С°, а КПД может превышать 90%! Обычно в легковушках применяются PTC-догреватели мощностью около одного-полутора киловатт.

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Чисто конструктивно блоки HVAC почти не меняются, но совершенствуются в мелочах. Например, работают всё тише и эффективнее ― благодаря бесщёточным электродвигателям вентилятора, установленным на мягких опорах, а также специальному покрытию дефлекторов. Системы старт-стоп вынуждают применять испарители кондиционера с термоаккумуляторами ― запаянными трубками с жидкостью, встроенными в соты: чтобы прохлада была доступна и какое-то время после выключения двигателя. Всё чаще используются дефлекторы, в которых можно менять не только направление и интенсивность потока, но и его «фокусировку».

Новые подходы появляются разве что в связи с распространением электромобилей. Здесь от климатики требуется экономичность. Пяти минут работы шестикиловаттного отопителя автомобиля Tesla Model S достаточно, чтобы «украсть» примерно три километра запаса хода. Вместо традиционных систем есть смысл использовать «тепловые насосы», то есть «кондиционер наоборот».

Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Смотреть картинку Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Картинка про Микроклимат в салоне автомобиля определяется. Фото Микроклимат в салоне автомобиля определяется

Экономить начинают даже в мелочах: автоматика активнее использует режим рециркуляции, чтобы не тратить энергию на приведение «в должный вид» воздуха с улицы. Есть системы, отключающие воздухообмен в тех или иных зонах кузова, если там никто не сидит. В целом ― хорошо, когда важные системы автоматизируются и забирают у водителя часть рутины. Проблема только в том, что полностью адекватные климатические установки встречаются разве что в премиальных сегментах. И дело не только в числе датчиков или мощности РТС-догревателя ― но и в настройках, и в опыте автопроизводителя. Поэтому нажимая кнопку Auto, не теряем бдительности.

Никита Гудков, 6 мая 2020 в 11:56. Фото фирм-производителей и из открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *