Мотоциклы для мотокросса с коляской
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Мотокросс на мотоциклах с коляской
Мотокросс представляет собой довольно эффектную гонку на спортивных мотоциклах, проводимую на пересечённой местности по замкнутой трассе как с естественными, так и с искусственными препятствиями в виде крутых подъёмов, спусков, поворотов, канав с водой, песка, мостов и трамплинов. Но гораздо интереснее мотокросс выглядит с человеком в прицепленной к мотоциклу коляске!
Мотокросс на мотоциклах с коляской является одной из дисциплин мотоциклетного спорта. Одной из особенностей этой дисциплины является наличие двух спортсменов на одном мотоцикле, где второй гонщик, находящийся в коляске, активно противодействует опрокидыванию мотоцикла, смещаясь в сторону центра поворота.
Для шоссейно-кольцевых гонок под названием «мотоциклов с коляской» делают трёхколёсные мотоциклы с единым корпусом обтекаемой формы, в которых отдельной коляски как таковой нет; по конструкции они сильно отличаются от обычных мотоциклов.
В некоторых случаях (например, при рекордных заездах) мотоцикл управляется одним гонщиком, а в коляске размещается балласт установленной правилами массы.
Мотоциклы для мотокросса с коляской
10.1. СОВРЕМЕННЫЕ МОТОЦИКЛЫ С КОЛЯСКОЙ ДЛЯ КРОССА И ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫХ ГОНОК
Ирбитский мотоциклетный завод серийно изготавливает по заказу ЦК ДOСААФ СССР спортивные кроссовые мотоциклы «Кросс» ИМЗ-8.201. Эти мотоциклы выпускаются на базе серийных моделей и пригодны для соревнований ранга чемпионата области, зоны или республики.
Двигатель имеет повышенную мощность за счет применения поршня со сферическим днищем и увеличения степени сжатия до 8,5, что требует применения высокооктанового бензина АИ-93. Смазочная система выполнена без полнопоточного масляного фильтра. Зажигание осуществляется от магнето, что позволило отказаться от аккумуляторных батарей, снизить массу мотоцикла и получить стабильную подачу искры и неприхотливую в целом систему зажигания.
Многолетний опыт эксплуатации показал, что двигатель кроссового мотоцикла обеспечивает достаточно высокие параметры при оптимальной надежности. Мотоцикл ИМЗ-8.201 имеет специальную кроссовую коляску, которая обеспечивает оптимальные условия для работы колясочника во время соревнований. Ход передней вилки, задней подвески и колеса коляски не отличается от аналогичных параметров серийного дорожного мотоцикла.
Мотоцикл «Кросс» ИМЗ-8.201
Мотоцикл «Кросс» ИМЗ-8.201
Ирбитским мотоциклетным заводом в разное время разработаны модели мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок (рис. 10.1-10.3).
Рис. 10.1. Мотоцикл для шоссейноткольцевых гонок с традиционной компоновкой двигателя (OHV)
В настоящее время в соревнованиях по шоссейно-кольцевым гонкам мотоциклы с двухтактными двигателями почти полностью вытеснили мотоциклы с четырехтактными двигателями. В связи с этим, а также ввиду отсутствия вблизи завода трасс для шоссейно-кольцевых гонок, необходимых для испытаний и доводки мотоциклов, завод в настоящее время прекратил работу над мотоциклами для шоссейно-кольцевых гонок.
Рис. 10.2. Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок; двигатель с двумя верхними распределительными валами (ДOНС)
В мотокроссе же на мотоциклах с колясками в СССР и на международной арене мотоциклы с четырехтактными двигателями занимают доминирующее положение, поэтому усилия конструкторов и рабочих завода направлены на создание кроссовых мотоциклов.
Рис 10.3. Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок конца 70-х годов (двигатель с водяным охлаждением)
Мотоцикл «Кросс-1000» предназначен для гонщиков высокого класса, выступающих в чемпионатах СССР и на международных соревнованиях. Такие мотоциклы выпускаются небольшими партиями и имеют Высокую стоимость.
Мотоцикл ‘Кросс-1000’
Рис. 10.5. Передняя вилка
Рис. 10.6. Задняя подвеска
Рис. 10.7. Подвеска колеса коляски
3 «>
Рис. 10.4. Кроссоянй мотоцикл класса 650 см 3
Значительно улучшает динамические качества мотоцикла применение коробки передач со сближенными передаточными отношениями, которую можно получить на базе серийной, изготовив первичный вал и зубчатые колеса II и IV передач согласно рис. 10.8-10.10. Первая передача остается без изменений. Для третьей передачи используется зубчатое колесо второй передачи вторичного вала серийной коробки передач.
Рис. 10.8. Вал первичный
Рис. 10.9. Зубчатое колесо II передачи вторичного вала
Рис. 10.10. Зубчатое колесо IV передачи вторичного вала
SIDECAR MOTOCROSS: САМЫЙ НЕДОПУСТИМОЙ МОТОРСПОРТ В МИРЕ
К сожалению, чемпионат мира FIM с коляской в 2020 году был отменен из-за блокирования коронавируса в Европе, но команда по разрушению MXA решила приложить все усилия, чтобы дать поклонникам коляски возможность развлечься.
ДЭРИЛ ЭККЛУНД
Вы читатель разума? Можете ли вы предсказать действия и решения людей? Если вы можете, скорее всего, вы были бы хороши в мотокроссе гонки коляски. Да, вы можете устроить свое собственное менталистское сценическое шоу в Лас-Вегасе и заработать миллионы, или использовать свои телепатические способности, чтобы спасти мир от зла, но вы не получите столько удовольствия, как гоночные коляски.
Поверь мне на слово. Я не читаю мысли, как вы узнаете позже; Тем не менее, я научился работать в тесном контакте с моим другом и товарищем МХА гонщик Джош Мосиман, благодаря уникальной возможности прокатиться вокруг Глена Хелена на коляске Гран При. Подумайте еще, возьмите концерт в Вегасе, потому что вам понадобится куча денег, чтобы позволить себе гонку на коляске в качестве хобби.
«РАЛЬФ НЕ МОГ НАЙТИ ЛУЧШИХ ПОСЛОВ ДЛЯ SIDECAR RACING ЧЕМ ПЕТР И ГЕРТ. БОЛЬШОЙ ЖЕРВЬЮ ДЛЯ ИХ БЫЛИ ГЛАВНЫМИ ХАРАКТЕРАМИ GLEN HELEN, ПОТОМУ ЧТО ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО SIDECAR ПО МОТОКРОССУ СОСТОЯЛСЯ НА ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛОСКИХ ДОРОГАХ »
Дэрил Эклунд из MXA (водитель) и Джош Мосиман (пассажир) должны были доверять друг другу.
Джоди был единственным человеком, которого мы с Джошем знали, кто когда-либо участвовал в гонках с коляской, а Питер и Герт, молодые голландские асы с коляской, которые пришли, чтобы помочь нам освоить канаты, были должным образом впечатлены тем, что Джоди ездил с чемпионом мира по мотокроссу с коляской 1981 года Тоном. Ван Хейгтен в парке Сэддлбэк в 1980-х годах.
Джоди мчалась на колясках еще в 1980-х годах и научилась делать это по указанию покойного Тон Ван Хейгтена. Питер и Герт были впечатлены тем, что Джоди знал Тона, так как он все еще герой мотокроссовых гонок.
Главной их ничьей были большие холмы Глена Хелена, потому что по большей части чемпионат мира по мотокроссу с коляской 2020 года проводится на относительно ровных трассах Голландии, Бельгии, Латвии, Германии, Эстонии, Словении, Чехии и Франции. Мы были рады, что они приехали в США, потому что они ускорили нашу кривую обучения в десять раз. Без них, стоящих у дороги, чтобы дать нам указатели и практические инструкции, мы с Джошем Мосиманом ударили бы в большее, чем мы уже сделали.
«ВЕС ТАКЖЕ ПРИЧИНА SIDECAR КОМАНДЫ РАБОТАЮТ В ВЕДУЩИХ ВИЛКАХ ВМЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ ВИНОГРАДОВ. ГЕРТ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ЛЮБИЛ ЧУВСТВО РЕГУЛЯРНЫХ ВИЛ; ОДНАКО, ОБЫКНОВЕННЫЕ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ВИЛКИ ПЕРЕРЫВАЮТСЯ И УТЕЧИТЕ ВСЕ ВРЕМЯ
Согласно правилам FIM, командам чемпионата мира по мотокроссу с коляской разрешается иметь размеры двигателя от 500 куб. См до 1000 куб. См для четырехтактных двигателей и от 500 куб. См до 750 куб. См для двухтактных двигателей. Было время, когда двухтактные двигатели мощностью 80 лошадиных сил царили в мире колясок, но, как и в одиночном мотокроссе, производители делают более легкие и мощные четырехтактные двигатели, которые могут конкурировать со специально построенным двухцилиндровым двигателем Zabel объемом 700 куб. тактные двигатели.
Я знаю, что вы думаете: «Почему они не участвуют в гонках с четырехтактным двигателем объемом 1000 куб. См, если могут?» Герт и Питер уже слышали этот вопрос и сообщили нам, что вес силовой установки 1000 куб. См слишком велик. Хотя хромированная рама WSP невероятно прочна, вес маленького двигателя ТМ, двух гонщиков и шасси уже слишком тяжелый. Герт Ван Вервен (Gert Van Werven) сказал, что команда начинает сезон GP с четырьмя идентичными буровыми установками на базе TM, и к концу серии GP рамы начинают трескаться и растягиваться.
Вес также является причиной того, что команды колясок используют вилки с ведущим звеном вместо традиционных вилок для мотокросса. Герт объяснил, что ему больше нравится ощущение от обычных вилок; однако обычные телескопические вилы все время ломаются и протекают. Было слишком дорого идти по этому пути, когда бюджет на гонку серии Гран-при с 12 гонками превышает 100,000 20,000 долларов. Этот ценник включает в себя все, за исключением машины стоимостью XNUMX XNUMX долларов: проезд, гоночные сборы, гостиницы, техническое обслуживание и запчасти.
Мотокросс с коляской очень популярен в Европе, особенно в Голландии, Бельгии и странах бывшего Восточного блока; но, как и в гонках AMA Pro, он платит не очень хорошо, за исключением двух или трех лучших команд. Большинство гонщиков и пассажиров Гран При работают в течение недели и зависят от спонсоров, чтобы свести концы с концами. Это не спорт, которым занимаются гонщики, чтобы заработать деньги. По правде говоря, во многих случаях деньги поступают прямо из карманов гонщиков. Представьте себе, что вы работаете с понедельника по четверг, используя все свое отпускное время, чтобы освободить время для гонки, уезжаете в четверг вечером после работы, чтобы поехать в Эстонию, Францию или Швейцарию, а затем (после дня гонок) ехать домой в надежде вернуться работа в понедельник. Эти гонщики делают это ради любви к спорту, а на гонках они как одна большая семья. Это стиль жизни.
Все изготовлено на заказ на коляске и включает в себя скучающий четырехтактный двигатель 660 куб.
Коляски полностью изготовлены на заказ. Несмотря на то, что коляска Герта выглядит как ТМ, это только потому, что изготовитель шасси по индивидуальному заказу изготавливает фитинги и крепления для пластмасс и двигателя ТМ. Когда мы спросили: «Почему ТМ?» У Герта было две ключевые причины. Первым была долговечность. Четырехтактный двигатель TM 450cc перестроен, что означает, что стенки цилиндра, головки и корпуса намного толще, чем на KTM, Honda, Yamaha или Kawasaki. Более толстый материал означает, что производитель двигателя может расточить цилиндр до большего смещения без ущерба для надежности.
Вторая причина, по которой они выбирают двигатель ТМ, заключается в том, что он не меняется много год за годом. Использование двигателя, который меняется каждые пару лет, означает необходимость сборки или значительной модификации существующей установки каждые пару лет, а шасси коляски очень дороги в изготовлении и модификации. Двигатель TM 450MX сохранил те же точки крепления в течение последних семи лет.
«КОГДА ОНИ СКАЗАЛИ ДЖОШУ НЕ ВЫПАДАТЬ, Я хихикнул, ТОЛЬКО для того, чтобы они повернулись ко мне и сказали:« ЕСЛИ ОН ВЫПАДЕТ, ТЫ НА ПУТИ К БОЛЬШОМУ АВАРИИ, КОГДА ПОЙДЕШЬ НА СЛЕДУЮЩИЙ УГОЛ ».
Я должен был уделять больше внимания тому, что Герт и Питер сказали на брифинге, потому что я думал, что Джош просто едет вместе, пока я пробираюсь вокруг Глена Хелен. Это был не тот случай. Возможно, я держал руль и думал, что контролирую, куда движется коляска, но коляска не обращала никакого внимания на мой дроссель и рулевое управление, если только Джош этого не сделал.
Роскошные номера для вечеринки двоих.
Когда мы взорвали стартовую линию и направились к крутому первому повороту Талладеги, я вспомнил первоначальный совет Герта Ван Вервена, когда спросил, как его обойти на большой трассе Глен Хелен. Он сказал: «Просто прикрепите это!» Когда он сказал это, мои глаза загорелись, и я посмотрел на Джоша с широкой улыбкой на лице. Итак, я с трудом попал в первый поворот Талладеги, и услышал, как Джош крикнул: «Помедленнее!» Я проигнорировал его и держал дроссель привязанным. Когда мы взорвали банк, я повернул руль как можно дальше вправо, но коляска продолжала идти прямо. Я думал, что мы собираемся пролететь над краем 70-миль в час банка Talladega. Незадолго до того, как мы улетели с трассы, Джош спас нас обоих, откинувшись на край велосипеда, чтобы распределить вес и повернуть его. Мы оба начали истерически смеяться. Это было частично от острых ощущений и частично от страха. К счастью, мы все еще были в целости и сохранности.
«С этого момента я знал, что мне нужен Джош, а Джош знал, что ему нужно, чтобы я проехал по треку, не кончая вверх ногами, под 400 фунтами сайдкара».
С этого момента я знал, что мне нужен Джош, и Джош знал, что ему нужно, чтобы я обошел трассу, не переворачивая вверх ногами меньше 400 фунтов коляски. Мы ударялись о стены, уходили с трассы и почти не раз переворачивались, но каждая ошибка ускоряла нашу кривую обучения.
На установках коляски установлены ведущие вилки, потому что обычные телескопические вилки будут сгибаться или ломаться под весом коляски и двух человек.
Эластичный шнур привязывает водителя к выключателю. Если он отваливается, большой четырехтактный двигатель останавливается.
С каждым кругом мы становились лучше, работая как один. Изучение того, что собирался делать другой, было первостепенным для того, чтобы оставаться на верном пути. Я должен был начать кричать, если я собирался что-то изменить. Мы с подозрением относились к прыжкам, когда услышали, как несколько человек в ямах предсказывают, что наши колеса никогда не оторвутся от земли. Лучшая часть этого была у Джоша не было выбора на прыжках, которые мы собирались сделать. Я не сказал ему или предупредил его; Я просто пошел на это.
Первый прыжок, который мы совершили, был длиной 5 футов. Я мог бы совершить этот прыжок на PW 50 во сне, но PW 50 не имеет трех колес, весит 750 фунтов и наклоняется под безумными углами без предупреждения. Прыжки на мотокроссе с коляской похожи на прыжки с «Кадиллака Эльдорадо». Когда мы были в воздухе, мы начинали идти боком, когда Джош не двигался в правильном направлении. Но мы становились лучше с каждым кругом (и с каждым посещением трассы с Гертом и Питером).
«Мы хотели прыгнуть на что-нибудь большое. МЫ СКАЗАЛИ НАШИМ ГОЛЛАНДСКИМ НАСТАВНИКАМ, ЧТО МЫ СОБИРАЕМСЯ СКАЧАТЬ ПЛАНШЕТ GLEN HELEN’S FINISH-LINE. ОНИ НЕ ПЫТАЛИСЬ РАЗГОВАРИВАТЬ С НАМИ, НО ВМЕСТЕ СКОРПИЛИСЬ ПО ТРАССЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШИЙ ВИД ».
Большие двойники, вдвое больше проблем. Герт и Питер держали шасси WSP прямо и ровно.
Мы хотели прыгнуть что-то большое. Мы сказали нашим голландским наставникам, что собираемся запрыгнуть на стол финиша Глена Хелена. Они не пытались отговорить нас от этого, но вместо этого поспешили вниз по дорожке, чтобы получить хороший обзор. Смущенные тем, было ли это ободрением или они пытались сбиться с пути разрушения, мы прогнали последний угол и сделали прыжок так же быстро, как осмелились пойти. Мотоцикл поднялся в воздух, что казалось медленным движением. И он начал идти в сторону в ультра-медленном движении. Я мог сказать, что у нас были высота и скорость, чтобы очистить столешницу, но не был уверен, что произойдет на площадке. Мы приземлились все пересечено, но коляска сломалась прямо. Герт и Питер были впечатлены, мягко говоря. Мы чувствовали себя героями колясок.
К счастью, Питер Бунк согласился быть пассажиром Джоша, чтобы Джош мог по-настоящему почувствовать, что такое гонка с коляской. Ненавижу это говорить, но они были великолепны вместе. Плавные движения Питера из стороны в сторону позволили Джошу сосредоточиться на быстром движении. Тогда я понял, что это я был единственным, кто был на прогулке; пассажир был ответственным за это.
Примечание: К сожалению, чемпионат мира по мотокроссу с коляской 2020 года был отменен FIM из-за проблем с коронавирусом.
ПОСМОТРЕТЬ ЭТО, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ SIDECAR MOTOCROSS
Внедорожные мотоциклы
Поиск по статьям
Кроссовые мотоциклы
Наиболее популярный и широко известный вид внедорожных мотоциклов – «классические» кроссовые мотоциклы. Достаточно легкие и мощные байки с максимально упрощенной конструкцией, предназначенные для спортивной езды по специализированным трекам для мотокросса.
Кроссовые мотоциклы не оснащаются дополнительным оборудованием вроде светотехники, приборной панели, стоп-сигналов и фар, измерительной аппаратуры, откидной подставки, багажника и т.д. Конструкция максимально облегчена для комфортного прохождения сложных трасс, изобилующих различными препятствиями и трамплинами, на высоких скоростях. Стихия кроссовых мотоциклов – это гонки, высокая скорость, затяжные и весьма зрелищные прыжки.
Лидирующими производителями кроссовых мотоциклов являются японские концерны Kawasaki, Yamaha, Honda и Suzuki. Из европейских производителей наибольшей популярностью пользуется бренд KTM и куда меньше в широких кругах известны такие марки, как Husqvarna, Husaberg, Gas-Gas и т.д.
Из «отечественных» производителей кроссовую технику выпускает лишь белорусский бренд «M1NSK», который предлагает покупателям две модели 4-тактовых кроссовых мотоциклов RX 250 и RX450 с рабочими объемами двигателей 250 и 450 куб. см соответственно. Однако, после полевых испытаний опытными спортсменами, выяснилось, что данные модели во многом уступают спортивным кроссовым мотоциклам от ведущих производителей и подходят лишь для базовых тренировок начинающих спортсменов или же простого «любительского» катания.
Также, помимо известных брендов и вышеупомянутого «Минска», на рынке присутствуют аналоги от китайских производителей (например, BSE, KAYO, Stels, Motoland, Racer и т.д.). Но, к сожалению, данные мотоциклы вовсе не способны состязаться с байками из Японии или Европы, они подходят лишь для любительской езды по пересеченной местности в «прогулочном» режиме и не более того, с другой стороны – их розничная стоимость ниже, относительно байков известных брендов.
Кроссовые мотоциклы с коляской
Кроме того, получаемые спортсменами нагрузки при прохождении кроссовых треков на мотоциклах с колясками настолько велики, что вполне способны привести к серьезным травмам (растяжениям, разрывам связок, мышечному переутомлению и т.д.), даже при отсутствии аварийных ситуаций и падений, если спортсмены допускают малейшие технические ошибки в управлении.
Поэтому мотокросс с коляской не столь популярен, как классический кросс и прочие дисциплины внедорожного мотоспорта, однако является достаточно зрелищным дополнением различных крупных соревнований и чемпионатов.
Мотоциклы для хард-эндуро
В первую очередь байки для хард-эндуро отличаются от кроссовых своим назначением: стихия таких мотоциклов – это бездорожье, лесные чащи, непроходимые горные рельефы, устья рек, песчаные карьеры.
В связи с этим основные отличия касаются работы двигателя и его ресурса (увеличенного по сравнению с кроссовыми мотоциклами), настроек подвески (для эндуро используются более мягкие и чувствительные к «мелочам» рельефа режимы работы амортизатора и «вилки»), а также наличия дополнительного оборудования – фары, защиты рук, заднего стоп-сигнала, электростартера и боковой откидной подставки. Встречаются различные модификации, как с «классическим» 19-ти дюймовым диаметром заднего колеса, как у кроссовых мотоциклов, так и с уменьшенным 18-ти дюймовым колесом для повышения прочности диска и общей проходимости мотоцикла при езде по сложному естественному рельефу.
Обладая относительно небольшим весом, байки для хард-эндуро позволяют райдерам совершать прыжки через различные рукотворные и естественные препятствия, аналогично кроссовым мотоциклам. Однако из-за более мягкой подвески хард-эндуро мотоциклы не рассчитаны на затяжные амплитудные прыжки с жестким приземлением, что учитывается организаторами соревнований при постройке трасс для данной дисциплины.
Как и кроссовые мотоциклы, байки для хард-эндуро не оснащаются приборной панелью и дополнительной светотехникой, поэтому они не могут быть зарегистрированы в органах ГИБДД, как транспортное средство и обладают статусом «спортивного инвентаря». Езда на такой технике официально разрешена в пределах специализированных трасс и на пересеченной местности, вне дорог общего пользования.
Мотоциклы для эндуро
Эндуро-мотоциклы адаптированы для езды по дорогам, и они могут быть поставлены на учет в ГИБДД и зарегистрированы, как транспортные средства.
Мотоциклы для супермото и стант-райдинга – мотарды
За основу этих байков чаще всего берутся серийные модели для эндуро или хард-эндуро, реже – для мотокросса, которые дорабатываются с целью максимальной адаптации для езды по асфальтированному покрытию. В линейках многих производителей присутствуют такие модели обозначенные приставкой «мотард», чаще всего они конструктивно не отличаются от серийных моделей для внедорожной езды, хотя встречаются исключения с дополнительными особенностями, например, усиленной рамой типа «клетка».
Основное отличие касается используемых покрышек и диаметра колес.
На мотарды устанавливаются широкие колеса уменьшенного диаметра с резиной типа «полуслики» (со слабо выраженным рисунком протектора) или «полные слики» (гладкая резина, вовсе лишенная протектора).
Также существуют специальные модификации для конкретных целей, например байки с индивидуальными настройками двигателя и подвески, а также мотоциклы, оснащаемые специальной рамой в хвостовой части – «бугелем», которые используются для езды в дисциплине стант-райдинг, подразумевающей выполнение различных трюков, чаще всего совмещенных с ездой на заднем колесе.
Мотоциклы для триала
Максимально легкие и не имеющие аналогов узкоспециализированные мотоциклы для триала невозможно спутать с другими внедорожными байками. Стихия таких мотоциклов – это неспешное преодоление невероятных препятствий, как рукотворных, так и естественных, например, моментальное запрыгивание на высокие стены или верхушки отвесных скал, балансирование на стволах поваленных деревьев или гранях огромных покрышек от самосвалов и т.д.
Байки для триала имеют уникальную конструкцию, несравнимую с другими внедорожными мотоциклами.
Мотоциклы для ралли
Узкоспециализированные мотоциклы для ралли чаще всего встречаются на серии международных гонок «Дакар», не имеют массового распространения и не пользуются высокой популярностью среди любителей, как внедорожные байки для других дисциплин мотоспорта.
Построенные на базе выносливых эндуро-мотоциклов, байки для ралли обладают рядом конструктивных особенностей, максимально повышающих надежность таких мотоциклов при эксплуатации в условиях экстремально продолжительных раллийных заездов по сложному естественному рельефу.
Основные отличия касаются повышенного рабочего ресурса двигателей, настроек подвески, смещения выхлопной системы в район маятника задней подвески, наличия массивной защиты картера, бака увеличенного объема, а также наличия фронтального защитного пластика и дополнительной измерительной аппаратуры на приборной панели.
Байки для ралли обладают внушительным весом, и основная задача таких мотоциклов – пройти большую дистанцию по сложному естественному рельефу на максимальной скорости без преодоления сложных препятствий (например, трамплинов, как в мотокроссе).
Однако в практике серии ралли «Дакар» случались и весьма зрелищные прыжки, выполненные спортсменами на тяжелых раллийных мотоциклах, что лишний раз подтверждает высокий уровень мастерства профессиональных пилотов.
Данные байки относятся к узкоспециализированной внедорожной мототехнике для профессиональных спортсменов, в связи с чем не имеют массовой популярности среди любителей мотоспорта, как прочие виды внедорожных мотоциклов.
Питбайки
Эти бюджетные «резвые малыши» с каждым годом завоевывают все большую популярность среди любителей внедорожной езды. Вырвавшись из статуса «транспортного средства для механиков» из команд поддержки профессиональных кроссовых гонщиков, питбайки превратились в самостоятельные спортивные снаряды, появление которых образовало сразу несколько различных дисциплин «мини» мотоспорта.
Изначально питбайки разрабатывались, как уменьшенные (но все же адаптированные для взрослых райдеров) версии кроссовых мотоциклов, но в данный момент существует большое количество модификаций питбайков, «заточенных» не только для кросса, но также для эндуро, стант-райдинга, супермото и даже фристайла.
Основная конструктивная особенность питбайков, помимо уменьшенных размеров всей конструкции, заключается в горизонтальном расположении двигателя.
Наиболее распространенные кубатуры ДВС питбайков от 110 до 190 куб. см. Также питбайки различаются по диаметру колес, от самых маленьких с диаметром в 10 дюймов до относительно больших модификаций с колесами 17/14 дюймов (переднее/заднее). Некоторые производители предлагают модели с колесами 19/17 дюймов, но все же «классическим» решением считаются байки с диаметрами колес 14/12 дюймов. На рынке представлены как совсем «простые» бюджетные питбайки начального уровня, так и мотоциклы с весьма серьезным навесным оборудованием «профессионального» уровня для участия в различных соревнованиях.
Питбайки отлично подходят для любительской езды, мото-прогулок, обучения основам мотокросса или эндуро (причем как для детей, так и для взрослых спортсменов) и даже для участия в специализированных соревнованиях по «мини-кроссу» и «мини-эндуро».