можно ли говорить о существовании отдельной ветви государственной власти президентской власти
Президент в системе разделения властей
У меня к Вам такой вопрос, в связи тем, что есть различные мнения и варианты:
Где находится Президент РФ в системе разделения властей (Сверху, снизу, на ровне с другими ветвями власти)? И почему?
Президент России не является органом исполнительной, законодательной власти или судебной.
Он занимает особое положение в системе разделения властей оказывая существенное влияние на каждую из ветвей власти.
С одной стороны президент предлагает кандидатуру председателя правительства и утверждает кандидатуры на министерские должности (исполнительная власть), с другой стороны Президент обладает правом законодательной инициативы, подписания законов, право вето на законодательные акты (законодательная власть). Кроме того Президент имеет полномочия в отношении судебной власти, так как именно он назначает судей на должность (судебная власть).
Согласно статье 80 Конституции РФ,
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Вывод:
Президент России не относится к какой-то одной ветви власти, а занимает особое положение в государственном механизме обеспечивая взаимодействие всех ветвей власти и оказывает существенное влияние на каждую из них.
Место президента РФ в структуре власти согласно конституции РФ.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации [5] государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
[b]Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, обеспечивает согласованное ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
[/b]
В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.[6].
Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.
Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов.
Действительно, у Президента России весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента России вне обозначенных в Конституции России ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.
Согласно третьей точке зрения Президент России, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.
Обязанности премьер-министра совсем не понятны. [url=https://vk.com/doc-58505008_437480827]Власть в РФ[/url]
Вот что гласит документ [b]Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный)[/b] (под ред. Ю.А. Дмитриева). Система ГАРАНТ: [url=http://base.garant.ru/5697462/1/#ixzz4844UIt4s]http://base.garant.ru/5697462/1/#ixzz4844UIt4s[/url]
Указаний на то, что Президент входит в какую-либо ветвь государственной власти, статьи гл. 4 Конституции «Президент Российской Федерации» не содержат. Это означает, что Президент Российской Федерации выполняет функции органа, [b]координирующего действия всех ветвей государственной власти[/b], а сама Россия относится к числу республик смешанного типа (подробнее см. комментарий к ст. 80-93).
Можно ли говорить о существовании отдельной ветви государственной власти президентской власти
Аннотация на русском языке: Работа написана на актуальную тему. На мой взгляд, знакомое всем понятие о теории разделения властей Ш.Л. Монтескье на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти уже устарело, и на практике носит лишь формальный характер. В работе за основу использованы мнения специалистов, а также научная и публицистическая литература, взгляды видных теоретиков права, что позволяет проанализировать данную проблему и обозначить пути решения. Так же в работе предложено выделить Президента РФ, как самостоятельную ветвь власти, указаны объективные причины, почему это необходимо.
The summary in English: The work is written on the actual topic. In my opinion, the familiar concept of the theory of separation of powers Sh.L. Montesquieu for the legislative, executive and judicial branches of power is already outdated, and in practice is only a formal one. The work is based on the opinions of specialists, as well as scientific and journalistic literature, the views of prominent law theorists, which allows us to analyze this problem and identify solutions. Also in the work it is proposed to allocate the President of the Russian Federation as an independent branch of power, there are objective reasons why it is necessary.
Ключевые слова: теория разделения властей; формальный характер; устаревшее понятие; Президент РФ, как отдельная ветвь власти.
Вопрос №2: Правовой статус Президента РФ
Правовой статус Президента России. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства.
Глава государства — это должностное лицо, занимающее особое место в системе органов государства.
В мире существуют три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:
1)президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во времена политических кризисов (например, в ФРГ);
2)президент, являясь главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства (например, в США);
3)президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.
Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего вида. Президент России, обладая реальными и широкими полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место.
При последовательном проведении принципа разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.
Такому положению Президента в России есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.
Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии^ Конституцией РФ и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента.
В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:
1)ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);
2)всенародные прямые выборы;
3)альтернативный характер выборов;
4)недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;
5)возможность отрешения его от должности;
6)возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда РФ.
Функции Президента России. Они связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст. 80 Конституции РФ).
Президент— гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам. 2.
Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного или чрезвычайного положения и т. п.). 3.
Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями. 4.
Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой кандидат в президенты идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию РФ, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства. 5.
Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Компетенция Президента России. Она довольно обширна. Все полномочия Президента можно классифицировать следующим образом.
1. Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Важно заметить, что Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их из предложенных Президентом кандидатур. Президент РФ:
а) назначает Председателя Правительства;
б) назначает заместителей Председателя Правительства;
в) назначает министров;
г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
д) принимает решения об отставке Правительства;
е) представляет кандидатуры для назначения на должности судей (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ);
ж) представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ;
з) представляет кандидатуру Председателя Центрального банка РФ;
и) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
к) формирует Администрацию Президента РФ;
л) назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах, палатах парламента и т. д.;
м) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
н) назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации. 2.
Полномочия по отношению к законодательной власти:
а) назначает выборы Государственной Думы и референдум;
б) распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией;
в) вносит законопроекты в Государственную Думу;
г) подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;
д) обращается с запросами в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании. 3.
Полномочия в военной области. Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявлять и о введении чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях.
Полномочия во внешнеполитической области. Помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Полномочия по отношению к гражданам:
а) решает вопросы гражданства; б) предоставляет политическое убежище;
в) награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
г) осуществляет помилование.
Правотворческие полномочия. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после опубликования. Гарантией конституционности актов Президента выступает Конституционный Суд.
Порядок выборов Президента России. Он определяется ст. 81 Конституции, а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».
Выборы Президента проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы должны носить альтернативный характер. Президент должен обладать необходимым жизненным опытом, поэтому установлено, что на эту должность может претендовать человек не моложе 35 лет. Конституция в отличие от ранее действовавшей сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт зарубежных стран, и в весьма зрелом возрасте человек может сохранять достаточно высокий уровень здоровья, энергии, интеллектуальных способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт (например, Р. Рейган, Ф. Миттеран и др.). Кандидат в президенты должен быть гражданином России, хорошо знать страну и ситуацию, в которой она находится. Вот почему непременным условием занятия должности Президента является проживание в Российской Федерации не менее 10 лет.
Выдвигать кандидата в президенты вправе избирательные объединения. Допускается и самовыдвижение. Для поддержки кандидата в этом случае образуется инициативная группа в количестве не менее 500 человек. Субъекты, вьщвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее 2 млн подписей избирателей.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не избран, назначается второй тур голосования.
Прекращение полномочий Президента России. Таковое предусмотрено ст. 92 Конституции. Существует два варианта прекращения полномочий Президента.
Нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в случаях:
а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;
б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
в) отрешения от должности. Основанием для возбуждения данной процедуры может быть только обвинение в государственной измене или совершении иного умышленного тяжкого преступления.
Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции (ст. 93), очень сложна. Да это и понятно: речь идет о главе государства, который является лицом страны. Помимо этого смена главы государства — это всегда политическое потрясение для всей страны
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ
Полезное
Смотреть что такое «ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ» в других словарях:
власть — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? власти, чем? власти, (вижу) что? власть, чем? властью, о чём? о власти; мн. что? власти, (нет) чего? властей, чему? властям, (вижу) что? власти, чем? властями, о чём? о властях управление 1.… … Толковый словарь Дмитриева
власть — и; ж. см. тж. властный 1) только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская власть. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий) Это не в моей власти (от меня не зависит) … Словарь многих выражений
власть — и; ж. 1. только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская в. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий). Это не в моей власти (от меня не зависит). Терять в. над собой (терять… … Энциклопедический словарь
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, разновидность республиканской (см. РЕСПУБЛИКА (форма правления)) формы правления, при которой избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.… … Энциклопедический словарь
Президентская республика — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия
Власть народа — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия … Википедия
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Для П.р. характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Парламентско-президентская республика — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия Ди … Википедия
Законодательная власть (законодательный орган) — (legislature), нац. собрание, гл. или единств, задача к рого принятие или изменение закона. Органы З.в., как правило (но не всегда), являются выборными и носят разные назв.: палата депутатов, конгресс, парламент, законодат. собрание, законодат.… … Народы и культуры