можно ли говорить пациентка

пациентка

Смотреть что такое «пациентка» в других словарях:

ПАЦИЕНТКА — ПАЦИЕНТКА, пациентки. женск. к пациент. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

пациентка — сущ., кол во синонимов: 1 • больная (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пациентка — ж. жен. к сущ. пациент Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пациентка — пациентка, пациентки, пациентки, пациенток, пациентке, пациенткам, пациентку, пациенток, пациенткой, пациенткою, пациентками, пациентке, пациентках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

пациентка — паци ентка, и, род. п. мн. ч. ток … Русский орфографический словарь

пациентка — см. пациент; и; мн. род. ток, дат. ткам; ж … Словарь многих выражений

пациентка — пациент/к/а … Морфемно-орфографический словарь

Гипербарическая оксигенация — Пациентка в барокамере в одном из канадских госпиталей Гипербарическая оксигенация (ГБО) это метод применения кислорода под высоким давлением в лечебных целях. Проводится в гипербарических барокамерах … Википедия

Баротерапия — Пациентка в барокамере при проведении гипербарической оксигенации. Баротерапия физиотерапия, заключающаяся в действии на организм повышенного или пониженного атмосферного давления … Википедия

Родилка — пациентка палаты интенсивной терапии, которая имеет осложнение, связанное с родами … Толковый словарь медицинского сленга

Источник

ПАЦИЕНТКА

Смотреть что такое «ПАЦИЕНТКА» в других словарях:

пациентка — ПА ИЕНТ [энт], а, м. Больной, лечащийся у врача. Приём пациентов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

пациентка — сущ., кол во синонимов: 1 • больная (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пациентка — ж. жен. к сущ. пациент Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пациентка — пациентка, пациентки, пациентки, пациенток, пациентке, пациенткам, пациентку, пациенток, пациенткой, пациенткою, пациентками, пациентке, пациентках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

пациентка — паци ентка, и, род. п. мн. ч. ток … Русский орфографический словарь

пациентка — см. пациент; и; мн. род. ток, дат. ткам; ж … Словарь многих выражений

пациентка — пациент/к/а … Морфемно-орфографический словарь

Гипербарическая оксигенация — Пациентка в барокамере в одном из канадских госпиталей Гипербарическая оксигенация (ГБО) это метод применения кислорода под высоким давлением в лечебных целях. Проводится в гипербарических барокамерах … Википедия

Баротерапия — Пациентка в барокамере при проведении гипербарической оксигенации. Баротерапия физиотерапия, заключающаяся в действии на организм повышенного или пониженного атмосферного давления … Википедия

Родилка — пациентка палаты интенсивной терапии, которая имеет осложнение, связанное с родами … Толковый словарь медицинского сленга

Источник

Пациенты хамят врачам, а врачи — пациентам. Как с этим бороться?

В больнице со мной произошел неприятный случай. Одна из пациенток требовала к себе повышенного внимания, оскорбляла медиков, пыталась попасть на прием к врачу, ссылаясь на какие-то льготы и заслуги. Другие пациенты ей не возражали: вроде как их это не касается.

Но когда я попала на прием, то врач уже тоже была на нервах. Нагрубила, разговаривала на повышенных тонах, осмотр провела, на мой взгляд, поверхностно.

Что делать в такой ситуации? Чего можно требовать от врача и хамящего пациента? И как на это смотрит закон?

Ситуация объективно сложная: одно правонарушение влечет за собой другое. Пациент нахамил врачу, а тот, в свою очередь, — следующему пациенту. Цепочка может продолжаться и дальше, но ее можно прервать в самом начале. Иногда для этого достаточно просто указать человеку на то, что он нарушает общественный порядок.

Бывает, что на грубияна, оскорбляющего окружающих, слова не действуют. В этом случае его можно привлечь к административной ответственности. А если сорвался врач, ответственность будет дисциплинарной. Врача в этом случае накажут по трудовому кодексу, например выговором или увольнением. Сам врач тоже может защититься от грубияна.

Дам алгоритм действий для всех — и для пациентов, и для врачей.

Если хамит пациент

Конфликты в поликлиниках случаются каждый день. Сценарий типичный: человек требует от окружающих повышенного внимания, оскорбляет медиков. Все это, как правило, ради того, чтобы получить какую-то медицинскую услугу без очереди или побыстрее. Этому может быть объяснение: в государственных медицинских учреждениях порядка иногда не хватает. Вот и восстанавливают его пациенты с помощью криков и скандала.

Казалось бы, это проблемы медицинских работников. Их же оскорбляют — пусть сами себя и защищают. Но в реальности на любые пререкания с проблемным пациентом, возражения ему и попытки успокоить уходит время, которое можно было посвятить другим больным. Рабочий день закончится, и медики пойдут домой. В проигрыше останутся пациенты.

Бывает, что нецензурные слова адресованы не конкретному человеку, а всем в целом. Любое лечебное учреждение — это общественное место, а значит, в этом случае придется отвечать за мелкое хулиганство. Санкция за него — штраф от 500 до 1000 Р или до 15 суток ареста.

В таких ситуациях люди предпочитают не вызывать полицию. Пока сотрудники прибудут на место происшествия, пройдет много времени, нарушитель успеет уйти, и установить его личность не получится. Обычно так и бывает. Но в лечебном учреждении пациент-скандалист почти всегда приходит к конкретному специалисту. Ему и карточку в регистратуре получить нужно, и врачу ее показать, чтобы тот мог сделать назначение. А заодно медики фиксируют, кто именно обратился и в какое время, в своей документации.

Хотите наказать пациента, нарушающего общественный порядок, — зафиксируйте этот факт. Замечательно, если будет видеозапись с телефона. Если нет, хватит и свидетельских показаний тех, кто присутствовал при инциденте. Это могут быть посетители, другие пациенты или медицинский персонал. Полицию можно вызвать даже после того, как нарушитель порядка покинет лечебное учреждение. Главное — написать заявление, приложить к нему видеозапись или указать данные свидетелей.

А можно обойтись и без полиции. И врачам, и пациентам, которых оскорбили в больнице, я рекомендую следующий алгоритм действий:

Именно прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях по статье 5.61 КоАП РФ. Прокуратура сама направит материалы в мировой суд — он и будет решать, как наказать нарушителя.

Способ, когда нарушителя не задерживают на месте, а наказывают уже позже на основании видеозаписи, может показаться нерабочим, но он вполне законен. Вот один из примеров его удачного использования.

Гнева со стороны правонарушителя можно не бояться. Большинство скандалистов в поликлиниках — обычные люди, которых штраф приводит в чувство. А для тех, кто из мести готов, например, порезать колесо на машине врача, предусмотрена уже уголовная ответственность. То, что человек ранее привлекался к административной ответственности за оскорбление и испортил имущество, суд тоже учтет.

Если оскорбляет врач

Бывает и так, что медик прямо оскорбляет пациента и делает это в нецензурной форме. В этом случае его тоже можно привлечь к административной ответственности по статье 5.61 КоАП РФ. Алгоритм действий такой же, как и с пациентами: видео- или аудиозапись, свидетели, обращение в прокуратуру или полицию. И отвечать в этом случае медику придется точно так же, как рядовому пациенту, — заплатить штраф.

Но для медика административная ответственность не исключает дисциплинарной. На грубого доктора, медсестру или санитарку можно пожаловаться главврачу. Он, как руководитель медучреждения, может наказывать подчиненных дисциплинарно, например выговором. Если главврач не реагирует, жалуйтесь в Росздравнадзор или Минздрав, а можно и сразу в оба ведомства. О том, как направлять жалобы, мы рассказывали в статье «Как правильно подать жалобу в любое ведомство».

В результате медицинскому работнику сделают выговор, если это произошло в первый раз, или даже уволят, если нарушения со стороны врача происходят систематически. В каждом случае вопрос решается индивидуально, так что после жалобы ожидать немедленных репрессий не стоит. Но о том, наказан виновный или нет, вы узнаете в любом случае: на каждое обращение чиновники обязаны давать письменный ответ в течение 30 дней.

Можно ли получить компенсацию от обидчика

Получатель штрафа — это всегда государство. Но человек, которому напрямую были адресованы оскорбления, имеет право дополнительно потребовать от обидчика компенсации морального ущерба.

Для этого, после того как виновника инцидента оштрафуют, потерпевший может снова обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда от оскорбления. Сам факт оскорбления при этом будет считаться уже доказанным, раз суд принял решение об административном штрафе.

О том, как женщина взыскала 24 000 Р с человека, который ее оскорбил, мы рассказывали в статье «Сколько можно взыскать за оскорбление. Случай из Верховного суда».

Если в поликлинике просто бардак

Такую ситуацию тоже можно попробовать исправить. За организацию работы в любом медицинском учреждении отвечает его руководство. На него тоже можно воздействовать, например с помощью жалоб в Минздрав. В этом случае к жалобе желательно прикрепить доказательства: видеозаписи или фотографии. Форма подачи обращения позволяет это делать.

Если факты подтвердятся, к дисциплинарной ответственности привлекут руководство поликлиники. Обычно для главврача выговор — хороший стимул, чтобы лучше контролировать подчиненных.

Что в итоге

В любой организации одно нарушение ведет к другому. Оскорбил пациент — оскорбит и врач. Лучше прервать эту цепочку в самом начале, призвав участников конфликта вести себя цивилизованно.

За оскорбление и для врачей, и для пациентов предусмотрена административная ответственность. Вдобавок врачу за грубость могут сделать выговор или даже уволить, если он систематически ввязывается в скандалы.

Если никто никого не оскорбляет, но в лечебном учреждении бардак, можно жаловаться в Минздрав на руководство поликлиники.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

chitatel, согласен с вами. Сам врач, поэтому могу подтвердить существование отстроенной (не случайно самоорганизовавшейся) системы отрицательного отбора (на Москву и остальные овермиллиники примеряем с поправочным коэффициентом).

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

Про бардак в медучреждения.
У меня несколько нет назад случилось большое горе. Умер новорождённый ребёнок. Умер он в больнице. Через некоторое время начались звонки с детской поликлиники почему не привожу ребёнка на прививки.
Я обратилась с жалобой в местный минздрав. Через две недели мне пришел ответ с извинениями и сообщением что виновные были дисциплинарно наказаны. Звонки действительно прекратились.

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

Наталья, трагическая ситуация и бездушный совершенно бардак. Сочувствую и надеюсь, что время лечит.

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

Да это культура у нас такая. Хамство повсюду же. А по телеку добавляют дров: обвиняют рвачей во всех грехах и рассказывают, как власть старается и выделяет триллиарды на льготы, бесплатные лекарства и т. д. Считаю, что хамящих посетителей медучреждений надо выкидывать за шкирку с лестницы. Выпроваживать.

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

к великому сожалению, ничего хорошего про эту тему не сказать.
реально надо уповать на Бога и возможности платить большие и очень большие деньги за своё здоровье.
ищите причины не во врачах. а в тех, кто ими командует. а командуют ими обычно люди которым хахахаахахха на 100% всё равно что там у вас и какие там у вас проблемы.

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

попробовать сменить поликлинику на платную.
может, поможет

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

Источник

Есть ли ответственность за нарушение врачебной тайны

Когда у врача рискуешь не только здоровьем, но и своей репутацией

Получая диплом, медики, помимо прочего, клянутся хранить врачебную тайну. Но иногда они нарушают эту клятву.

Виновных можно привлечь к ответственности, но сделать это не всегда просто. Я расскажу, какие сведения охраняются врачебной тайной и что грозит врачу, если он раскрыл ее.

Что такое врачебная тайна

Врачебная тайна — это запрет разглашать сведения, которые врач получил, когда обследовал или лечил пациента.

Мы привыкли проходить осмотр в присутствии постороннего, отвечать на вопросы врача при приоткрытой двери кабинета или слушать, как врач просит медсестру записать диагноз предыдущего пациента. Персонал скорой помощи может рассказать коллегам упавшего в обморок пациента, что у него проблемы с давлением. Но во всех этих случаях нарушается врачебная тайна. Пациент может требовать прекратить такое нарушение, а при отказе — привлечь врача к ответственности.

Иногда нарушения содержатся напрямую в медицинских инструкциях. Например, самарский Минздрав приказал врачам ставить на обложке медкарт пациентов, больных ВИЧ, пометки Z21. Министерство думало, что карты хранятся в закрытом от чужих глаз помещении и что пациенты не знают значения медицинских кодов.

В действительности же карты часто небрежно разбросаны на столе врачей и их могут увидеть другие пациенты, а коды уже давно опубликованы в интернете. Правозащитники написали жалобу в прокуратуру, которая предписала региональному Минздраву отменить этот приказ.

Что говорит законодательство о врачебной тайне

В законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» есть понятие врачебной тайны — это сведения о факте обращения за медпомощью, о состоянии здоровья и диагнозе и иные сведения, которые стали известны при медицинском обследовании и лечении.

Еще запрет распространения врачебной тайны содержится в законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В этом законе написано то же самое, что и в законе об основах охраны здоровья, но есть уточнение: сведения о состоянии психического здоровья также охраняются врачебной тайной.

В законе о предупреждении туберкулеза указано, что лица, которые наблюдаются в диспансере с диагнозом «туберкулез», имеют право на сохранение врачебной тайны. Но это не распространяется на сведения, которые связаны с оказанием противотуберкулезной помощи больному туберкулезом и с противоэпидемическими мероприятиями.

Это означает, что, несмотря на врачебную тайну, медицинская организация вправе обследовать всю среду обитания больного, в том числе и на работе.

При определенных условиях могут прийти и обработать рабочее место, где сидел больной, а также его жилье. И даже если вслух фамилия не будет произнесена, коллеги вполне могут догадаться о заболевании отсутствующего.

Врачебная тайна распространяется даже на близких людей. Так, мало кто знает, что перед вступлением в брак жених и невеста могут пройти бесплатное медицинское обследование, включая консультирование по медико-генетическим вопросам. Результаты такого обследования тоже попадают под врачебную тайну. Будущие супруги могут узнать результаты друг друга, только если дадут согласие на это.

Почему стоит с осторожностью уведомлять родственников о состоянии здоровья пациента

В советских онкологических учреждениях после обследования составляли три выписки: одна оставалась в карте отделения, вторая — для онкодиспансера, а третью в конверте отдавали на руки. Причем зачастую даже не пациенту, а его родственникам. Это делалось из благих побуждений: близкие могут деликатнее сообщить больному тяжелую информацию. Случаи, когда информация о состоянии здоровья могла повредить пациенту, были редкостью.

Сейчас ситуация изменилась, и информация о том, что у руководителя компании или просто влиятельного человека онкология, может на многое повлиять. Медицинские сведения стали строго конфиденциальными.

Онкологическая информация — это только часть айсберга. Например, когда на прием к гинекологу приходит девушка младше 15 лет, по закону мы обязаны осматривать ее в присутствии мамы, а также сообщать маме всю информацию о состоянии здоровья ее ребенка.

Если девочка старше, у нее могут быть свои тайны, но при этом она также может прийти на прием с мамой. Как гинеколог, я обязательно задаю вопросы о количестве половых партнеров и беременностей, о перенесенных половых инфекциях. Для мамы многое из этого может оказаться сюрпризом. И бывает так, что я прошу маму выйти подождать в коридоре. Тогда информация, которую сообщает мне пациентка, может кардинально поменяться.

Ровно та же ситуация может случиться, если на прием приходит семейная пара. Я всегда уточняю, разрешает ли пациентка сообщать всю информацию партнеру. Если она отвечает утвердительно, то формально этого достаточно. Но, опять же, есть риск, что на ряд вопросов я получу неточные ответы, потому что прием происходит в присутствии другого человека. Поэтому любые беседы пациенту и врачу лучше вести с глазу на глаз.

Была и такая история: муж пациентки попросил предоставить ему информацию, какие препараты использовались для анестезии при операции у его жены. Это несекретная информация, и пациентка имеет право получить ее в виде копии медицинских документов. Для этого достаточно написать заявление на имя руководителя больницы.

Мы отказались предоставлять информацию, опираясь на закон. Как впоследствии выяснилось, пара разводилась и был риск, что такую информацию муж мог использовать во вред супруге, как именно — мы так и не узнали. Возможно, наш отказ уберег от проблем и нас, и пациентку.

Какие сведения охраняются врачебной тайной

Врачебной тайной охраняются следующие сведения:

То есть охраняется не только диагноз пациента, но и вообще любые сведения о его обращении за медицинской помощью.

Например, в Кемеровской области следователь возбудила уголовное дело против одного врача за неоказание помощи больному. Когда самому следователю однажды стало плохо — случился приступ болезни, — она вызвала скорую помощь и к ней приехал тот самый доктор. Врач добросовестно оказал медицинскую помощь, но после этого известил руководство следователя о вызове скорой и о том, что следователь страдает болезнью, которая мешает ей выполнять свою работу. Руководство проверило информацию и провело служебную проверку. Через какое-то время женщину сократили.

Давайте представим более жизненный пример.

Медсестра кожно-венерологического диспансера рассказала своей подруге, что видела на приеме ее мужа. Кажется, что медсестра не раскрыла конкретики — диагнозов или источника болезни. Можно понять и женскую солидарность. Но если этот факт обнаружится, то медсестру могут привлечь к ответственности за разглашение врачебной тайны.

Кроме этого, нельзя разглашать и иные сведения, которые стали известны при медицинском обследовании и лечении. Все, что мы говорим в кабинете у врача, конфиденциально, даже если эти сведения не относятся к здоровью.

Допустим, на приеме врач спросил пациента, с кем он вступал в интимные отношения за последний месяц. При некоторых заболеваниях это требуется, чтобы установить потенциально зараженных лиц. Пациент честно назвал не только жену, но и любовницу. Оказалось, что врач знал любовницу и по секрету рассказал о ее романе своему знакомому, который разнес слух по всему поселку. Хоть врач и не рассказал ничего о диагнозе женщины, он все равно нарушил врачебную тайну, поскольку разгласил сведения, полученные при медицинском обследовании.

Разумеется, не надо и уходить в крайности. Например, врач с пациентом оказались на дне рождения. Чтобы поддержать разговор, врач рассказал о попугайчике пациента, о котором узнал случайно на приеме. Пациент возмутился: врач раскрыл врачебную тайну. Но вряд ли его накажут за разглашение таких сведений. Хотя врачу надо быть осторожней — вдруг попугай живет не дома у пациента, а у его второй тайной семьи. В таком случае невинный рассказ может стать причиной развода и повлечь наказание.

Врачебной тайной охраняются не только сведения о лечении, но и о любых медицинских процедурах, например осмотре.

Так, в Республике Тыва врача назначили в комиссию по освидетельствованию водителей. Ей это не понравилось, поэтому она написала жалобу в прокуратуру. К ней она приложила список граждан, которые уже проходили водительскую комиссию за определенный период. Видимо, она пыталась продемонстрировать, как возрастет у нее нагрузка. Узнав об этом, главврач объявил врачу выговор за разглашение врачебной тайны. Суд признал выговор соответствующим закону.

Кому запрещено разглашать медицинскую тайну

Словосочетание «врачебная тайна» может навести на мысль, что такую тайну должны хранить только врачи. Но это не так: медицинскую тайну запрещено разглашать не только врачам, но и другому медицинскому персоналу, а также всем, кто узнал о ней, когда исполнял должностные обязанности. Еще нельзя разглашать врачебную тайну лицам, которым она стала известна при обучении.

Вот примерный перечень лиц, которые должны хранить врачебную тайну: доктор, фельдшер, медсестра или медбрат, санитар, водитель скорой помощи, лаборант, ординатор или студент-практикант, работник регистратуры, системный администратор, секретарь, курьер или другие сотрудники администрации медицинского учреждения.

Не могут разглашать врачебную тайну и чиновники.

В Пензе три человека обратились в местный Минздрав с заявлениями, что их родственникам не выдают нужные медикаменты. В ответе начальник отдела лекарственного обеспечения сообщил название, дозировку и количество препаратов, которые назначили указанным людям. Но такая информация относится к врачебной тайне, и ее нельзя разглашать. За это чиновника привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 4 тысячи рублей.

А еще врачебная тайна может стать известна сотрудникам других органов и организаций. Таким сотрудникам тоже запрещается разглашать сведения, которые они узнали. Например, проверяя работу больницы, прокурор может узнать о болезнях конкретных людей. В таком случае врачебная тайна будет распространяться и на прокурора.

Без разрешения пациента сведения о его здоровье нельзя использовать при обучении или для публикаций в научных изданиях. Поэтому практикующие врачи-блогеры или ученые также не могут публиковать сведения о здоровье конкретного пациента. Врач может написать, что у него была сложная и необычная операция на аппендицит, но при этом никто не должен понять, о каком конкретно человеке идет речь.

Но бывает, что человек узнал врачебную тайну случайно. Например, коллега оставил на столе документы и его сослуживец увидел диагноз. Если такой случайный свидетель разгласит врачебную тайну, он не будет нести никакой ответственности. По закону хранить врачебную тайну обязаны только те, кто узнал о ней, когда выполнял профессиональные обязанности.

Иногда врачи прикрывают свои нарушения врачебной тайной. Например, даже после смерти пациента врачебная тайна продолжает действовать и врачи могут отказываться предоставлять родственникам медицинскую документацию со ссылкой на врачебную тайну. Поэтому закон допускает некоторые исключения.

Источник

Как общаться с пациентами. Советы медсестрам

Время чтения: 6 мин.

можно ли говорить пациентка. Смотреть фото можно ли говорить пациентка. Смотреть картинку можно ли говорить пациентка. Картинка про можно ли говорить пациентка. Фото можно ли говорить пациентка

Ирина Прокопенко. Фото из личного архива

Каждый из нас, столкнувшись с тяжелой болезнью, нуждается в особом отношении. Мы волнуемся — что с нами будет? Как будут лечить и будет ли больно? Иногда мы спрашиваем не только для того, чтобы прояснить ситуацию, но пытаемся таким образом справиться с тревогой.

Большая часть этих вопросов сыпется на медсестер. Но кроме общения с пациентами, которое часто бывает сложным и энергозатратным, у них еще миллион забот и обязанностей. На разговоры времени обычно не хватает, а ведь именно простое человеческое общение может сильно облегчить жизнь и пациентам, и медикам.

Я много раз была «по обе стороны баррикад». В этой статье я хочу поделиться с вами мыслями о том, почему так тяжело бывает общаться с пациентами, чего нам, медсестрам, недостает, чтобы уверенно говорить с любым человеком и какие навыки помогут найти общий язык даже с трудным пациентом.

Как было раньше?

Во времена работы в реанимации самым важным для меня, когда я приходила на работу, были звуки. По ним я безошибочно понимала, как прошла смена, на слух могла отличить предупреждающие звуки разных аппаратов. Даже сейчас сигнал аппарата, в котором кончилась вода в увлажнителе, я определяю автоматически.

Тогда в моей работе почти не было общения с пациентами. Чаще всего, они молча лежали под мониторами, а мы контролировали множество функций их организма. Нам казалось, что это и есть самое главное. Как и мои коллеги, на первое место в работе я ставила лечение и медицинские манипуляции. О том, что с пациентами нужно как-то по-особенному разговаривать, я даже не думала — правильной коммуникации в колледже не учили.

Только приобретя первый опыт, я заметила, что те пациенты, с кем мы хотя бы немного разговаривали, переставали тревожиться, успокаивались, у них улучшались показатели давления. Люди становились нашими союзниками в борьбе с болезнью.

И хотя бывали сложные пациенты, с которыми по разным причинам было трудно говорить, в большинстве случаев простое человеческое общение «работало».

Почему правильно общаться так сложно?

Я очень хорошо помню эту пациентку — женщину с визгливым голосом, которая была недовольна всем и всегда. Ее оскорбления и красочные эпитеты, которыми она описывала нашу никчемную работу, лились на всех медсестер рекой.

Работать с ней было сложно, если не сказать невыносимо. Медсестры с трудом договаривались между собой, кто в этот раз пойдет с ней разговаривать.

Эта доля выпадала мне чуть чаще, чем остальным — я часто была старшей в смене, поэтому и ответственности приходилось брать на себя больше.

В тот раз я подошла к ней не затем, чтобы сделать назначения или проверить состояние. Она даже не звала дежурную медсестру, будучи традиционно недовольной ее работой. Мне просто хотелось понять, как можно с ней договориться. Я была очень уставшая. Мой голос звучал спокойно не потому, что я сама была спокойна — у меня просто не было сил выражать эмоции.

«Ольга Ивановна, как вы себя чувствуете? У вас что-нибудь болит?»

Я знала, что сейчас она обрушит на меня поток негодования и жалоб, но решила, что дам ей высказаться и выслушаю. Без недовольства, без осуждения, без оправданий.

Она подняла на меня глаза, и начав было ворчать, вдруг замолчала. А потом заплакала.

Я стояла и ждала, пока она справится с эмоциями, протянула ей салфетку и слушала. Про то, что все болит, что невестка не хочет за ней ухаживать, а дома ее никто не ждет. Про то, как ей здесь плохо лежать, потому что свет никто не выключает, и она не может спать. Но самое ужасное — про кошмарный стыд, который она каждый раз чувствует, когда приходится ходить в туалет на судно.

Выслушав, я сказала, что мне жаль, что ей так трудно находиться у нас в отделении и спросила, от чего она страдает больше всего? Она ответила, что это свет, который ей мешает спать.

Я сделала ей самодельную маску для сна, напоила чаем и предложила обсудить ее состояние через пару часов, когда она поспит. Она с радостью согласилась.

Так началось наше общение. Оно было совсем не таким как раньше. Коллеги не понимали, что я сделала, чтобы пациентка прониклась ко мне и перестала обвинять. А я с этого момента решила разобраться, как правильно общаться с пациентами.

Оказалось, что сочувствия, участия и контакта мало для того, чтобы наладить правильную коммуникацию. Ведь наши пациенты находятся в очень уязвимом состоянии и у них особенные эмоциональные и коммуникативные потребности. Именно поэтому с ними может быть очень трудно общаться.

В ситуации тяжелой болезни очень трудно сохранять концентрацию, коротко и четко отвечать на вопросы врача и медсестры, не задавать глупых вопросов, не переспрашивать по несколько раз, не раздражаться и не показывать свои эмоции. Чаще всего реакции наши спонтанны и медсестрам приходится выслушивать поток сознания, вычленяя ответы на заданные вопросы.

Не просто общение, а эмоциональный труд

Медсестра, как и психолог, работает не только руками и головой, она работает «личностью». Имеет значение все – как она воспринимает мир, как относится к людям, что думает о вредном старике, который каждые двадцать минут нажимает на кнопку вызова, и о скандальной девице, с привычно недовольным выражением лица.

Контролировать свои эмоции нам помогает «маска профессионала» — состояние, которое отделяет нас от пациентов, когда мы заходим в отделение. Профессионал не рассматривает пациента как проблему. Он видит в нем человека, который имеет право на гнев и капризы, потому что болен или горюет. Как правило, пациенты капризничают не от того, что хотят досадить медикам, а потому что им страшно. Больной человек пугается ощущения, что больше не контролирует свою жизнь, и пытается контролировать того, кто ему помогает.

Иногда эмоции пациентов провоцируют нас, медсестер, стараться им угодить. И здесь проходит тонкая грань между профессионализмом и услужливостью. Пациент с большим доверием отнесется к медсестре, которая уверена в себе, по поведению которой понятно, что ее не испугают слезы и сумбурные вопросы.

Пациент не верит в профессионализм медсестры, которая боится или заискивает! Ведь если медсестре страшно с ним общаться, то никто не гарантирует, что ей не будет страшно, когда с ним будет происходить что-то плохое!

В момент, когда нам страшно, очень хочется, чтобы рядом был кто-то сильный и спокойный. Тот, кто знает, что делать. Мы хотим, чтобы было как в детстве, когда знаешь, что мама или папа обязательно придут на помощь.

Что можно сделать?

Обсуждая с медсестрами коммуникации с пациентами и их родственниками, я в основном слышу упоминание двух проблем: отсутствие времени и отсутствие навыков. Время играет серьезную роль в работе медсестры, но отсутствие навыков общения, полностью перечеркивает наше стремление улучшить коммуникацию, даже если время внезапно нашлось.

Вот несколько рекомендаций:

По результатам опроса медсестер, которые проходили тренинги по коммуникации и конфликтам в нашем учебном центре, многие рассказали, что справляются со стрессами на работе в основном с помощью сна, шоппинга или рутинными делами в семье.

Это прекрасные занятия, но они не дают возможности «вылить» ваши негативные эмоции, которые возникают после тяжелого дежурства. Найдите себе хобби, спортивные занятия, активности, которые позволят вам испытать сильные эмоции, где можно дать волю вашим чувствам. Кто-то идет учиться играть на барабанах и других музыкальных инструментах — совместное музицирование вызывает огромное количество эмоций. Отлично подойдут пение, танцы, фитнес. Пару часов в неделю можно «спустить пар» в компьютерной игре.

Поездки по новым маршрутам, на велосипеде или пешком, путешествие в красивые места с фотоаппаратом или просто с телефоном. Старайтесь выбирать занятия, которые дадут возможность ощутить новые переживания и эмоции.

Это поможет сохранить профессиональную позицию, спокойствие и уверенность в работе, придаст сил в вашем нелегком эмоциональном труде.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *