Можно ли оставлять авто на морозе
Почему нельзя надолго оставлять машины без движения?
Зимняя погода непостоянна. Сначала светит солнце, а на следующий день на города обрушиваются метели. Некоторые автомобили стоят по две-три недели без движения, пока хозяева с лопатами не разгребут снег. Чем опасны подобные простои для техники? Давайте разбираться!
Критичным для автомобиля становится простой, который длится больше недели. За это время машина успевает основательно проморозиться, и новый запуск становится для нее шоком, в особенности, если автомобиль не новый, а уже успел накатать по российским дорогам 150 — 200 тысяч километров. Реанимация такой техники проходит всегда болезненно. Неожиданно могут выявиться такие проблемы, о которых владелец даже не задумывался.
Разряд батареи
При длительном бездействии автомобиля страдает электрика. Если на машине есть охранная система, причем не штатная, а от стороннего производителя, то велики шансы, что она заберет энергию из батареи. Сигнализация постоянно сканирует автомобиль и тратит энергию на выполнение ненужной работы. Если батарея не новая и уже трудится года три-четыре, то она быстро теряет заряд. Машина полностью обесточивается. Ее уже не завести без принудительной подзарядки. Придется снимать аккумулятор и нести домой, чтобы подключить к специальному зарядному устройству на ночь.
Если же автомобиль продолжает стоять без внимания две-три недели, то с ним может произойти еще одна неприятность. Пустой аккумулятор может замерзнуть. Электролит без заряда статичен и способен превращаться в лед. Если ударят крепкие морозы, то лед расширит батарею и пластмассовый короб может лопнуть. Дальше наступает оттепель, электролит размораживается и вытекает на детали моторного отсека. Раствор кислоты с дистиллированной водой попадает на шланги, и прочее навесное оборудование, что угрожает замыканием или выходом из строя датчиков.
Отстой масла
При длительном простое масло стекает в картер, а то, что остается сверху начинает подсыхать. Через несколько недель масляная пленка на трущихся деталях становится тонкой, и при запуске мотора рабочие поверхности испытывают повышенный износ. Кроме того, обнажаются прокладки и уплотнители, которые вне масленой пленки вступают в химические реакции с кислородом и постепенно разрушаются. На морозе они теряют эластичность, могут покрыться микротрещинами, которые становятся затем очагами дальнейшего разрушения. В итоге такие сальники дают течь (Запчасти для вашего авто смотрите тут)
Поэтому при первом запуске машины после долгого простоя, ни в коем случае нельзя сразу нагружать двигатель. Необходимо дождаться, пока масло разойдется по системе смазки, а мотор немного прогреется. На это уходит примерно 5-10 минут при температурах воздуха выше 5 градусов мороза.
Атака грызунов
Долго стоящие автомобили подстерегает еще одна напасть. В них могут свить гнезда мыши или крысы. Причем, происходит это в последнее время довольно часто, в особенности вблизи с контейнерами бытовых отходов. Крысы натаскивают в моторный отсек старые тряпки или остатки еды. Все это скапливается на защите картера и по весне начинает гнить. Кроме того, крысы могут грызть электрические провода, чтобы подтачивать зубы. Естественно, найти повреждения потом очень непросто. Чтобы избежать такой угрозы автомастерские предлагают сделать обработку машины от грызунов.
Ледовая корка
После возвращения к машине через несколько дней, хозяева обнаруживают около нее большую кучу снега, которую ежедневно пополняют дворники. Освобождать автомобиль из ледового плена необходимо аккуратно. Как правило, на крыше под сугробом образуется толстая корка льда, которую счищать не рекомендуется. Есть риск поцарапать скребком лакокрасочное покрытие автомобиля. Корка убирается только после прогревания салона, когда теплая крыша сама растапливает лед.
Нельзя и обстукивать лед с пластмассовых деталей машины, хотя при виде льда возникает непреодолимое желание его отодрать. Очень часто водители так орудуют пластмассовой рукояткой щетки, что наносят сильные удары по стеклу или по корпусам зеркал. На морозе пластмасса трескается. Самое неприятное это ударить по сливному поддону в основании лобового стекла, который направляет воду в водосток. Если он треснет то вода начнет сочиться в моторный отсек. Тогда есть риск короткого замыкания или развития коррозии.
Как безопаснее оставлять машину зимой: на передаче или на ручнике?
Многих автомобилистов интересует вопрос – как безопаснее зимой оставлять на парковке машину, на ручнике или на передаче? С одной стороны, если авто проведет ночь на стояночном тормозе, то могут примёрзнуть колодки. А если оставлять на передаче, то это создаёт нагрузку на шестерни в коробке, что негативно влияет на её срок службы. Как же быть в этой ситуации?
Как действительно безопасно?
ПДД не дают на этот вопрос конкретного ответа. В пункте 12.8 лишь сказано, что автомобилист обязан надёжно зафиксировать на месте свою машину, убедившись в том, что она никуда не укатится. Получается, что самый надёжный способ зафиксировать на месте свой автомобиль – поставить его на ручник, на передачу и подложить под колёса противооткатные упоры. Но делать всё это не будет ни один нормальный водитель. Большинство оставляет машину либо на ручном тормозе либо на включённой передаче, но какой из этих способов безопаснее?
Стоит ли ставить зимой на ручник?
В автошколах учат пользоваться именно ручником, так как неопытный курсант, сев за руль, может забыть выжать педаль сцепления и снять с передачи прежде, чем запустить двигатель. Но в реальной жизни использование зимой стояночного тормоза может привести к тому, что тормозные колодки накрепко примёрзнут и автомобиль не удастся сдвинуть с места. Для того чтобы разморозить тормоза, придётся потратить немало времени и усилий. Заниматься этим на морозе желающих немного, поэтому водители начали оставлять машину на передаче.
Оставляем на передаче
Парковать машину, оставляя её на включенной первой передаче, намного практичнее и безопаснее, чем на ручнике. Таким способом вы можете надёжно зафиксировать авто на большом уклоне, не боясь, что она куда-то укатится или что колодки примёрзнут за ночь. Это немаловажно, так как водитель не может определить состояние тросика ручника и то, насколько хорошо он будет держать машину на склоне. А вот заблокированная коробка даёт гарантию, что автомобиль никуда не денется. Вот только не вредит ли коробке такое её использование?
Что будет с КПП?
Использование коробки передач вместо ручного тормоза таит в себе несколько потенциальных проблем. Первая – это постоянная статичная нагрузка на детали в коробке, что со временем может привести к её поломке или неправильной работе. Во-вторых, оставляя машину на передаче, вы не сможете пользоваться функцией дистанционного запуска, так как при попытке запустить автомобиль, стоящий на передаче, это приведёт к тому, что он «прыгнет» вперёд.
Получается, что у обоих способов фиксации автомобиля на уклоне в зимнее время есть свои плюсы и минусы. Если вы цените своё время и не пользуетесь «автозапуском», то смело оставляйте машину на передаче. А тем, кто переживает за коробку или любит садиться в уже прогретый автомобиль, придётся пользоваться ручником. Другим вариантом решения этой проблемы является покупка машины с АКПП.
Чем опасна длительная стоянка машины зимой
Зимой на стоянках во дворах городских многоэтажек многие машины превращаются в неподвижные сугробы. Их владельцы предпочитают не ездить зимой. Некоторые считают, что таким образом они сберегают ресурс своих авто. Так ли это на самом деле?
Попытка сбережения своей машины — не единственная причина, по которой автовладельцы надолго оставляют без движения личный транспорт. Многие, например, уезжают в теплые страны на все время новогодних каникул. Но в любом случае длительная стоянка на морозе может обернуться впоследствии целым «букетом» технических проблем.
Пожалуй, самая неприятная из них касается двигателя. За время долгой стоянки моторное масло может практически полностью стечь в картер мотора, оставив без зашиты его поверхности трения. Из-за этого за время длительной стоянки кое-где на внутренних частях двигателя даже может начаться коррозия.
Про первый после стоянки пуск мотора фактически «на сухую» и сопряженные с этим негативные аспекты можно даже и не упоминать, это — само собой.
Следующее уязвимое место (верней места) в машине — всевозможные резиновые и пластиковые уплотнители, шланги-патрубки и детали рычагов подвески. Во время длительного простоя им свойственно терять эластичность, трескаться лопаться. Решив завести машину после зимнего «криосна» можно, например, обнаружить, что из мотора потек антифриз — из-за треснувшего патрубка. Либо «накрылся» сайлент-блок в подвеске, — при том, что машина с места не трогалась. Или еще чего приключилось.
Еще одним узлом, страдающим от длительного простоя машины можно смело считать компрессор автомобильного кондиционера. За время долгой стоянки он также может лишиться смазки и во время первого пуска может выйти из строя.
Долгая стоянка, особенно когда температура часто пересекает нулевую отметку, может привести к тому, что в бензобаке может сконденсироваться из воздуха изрядное количество влаги.
Впоследствии она может вывести из строя бензонасос, систему впрыска топлива или банально замерзнуть в топливопроводе, обездвижив тем самым машину.
Вода может навредить и салону машины. Там она может скапливаться из-за того, что стоящая машина не проветривается. Из-за перепадов температуры на улице влаги салоне может оказаться столько, что в морозные периоды она будет образовывать изнутри на стеклах машины толстые ледяные «торосы». Благодаря ей отсыревает и может выйти из строя электропроводка, намокнуть сиденья, появиться тухлый запах гниения и т. п.
10 ошибок зимней эксплуатации личного автомобиля, что не стоит делать с машиной в мороз
Календарная зима вот-вот наступит. А это значит, что жизнь автомобилистов не будет прежней: как минимум, им придется раньше вставать, а, как максимум, – не делать многое из того, чему их учили деды и продолжает учить интернет. Зима в последние годы жителей средней полосы не радует ни снегом, ни обычными морозами, что, как ни странно, лишь добавляет хлопот автомобилистам.
То оттепель некстати начнется, то мокрого снега навалит, то после проливного дождя морозец под вечер ударит…
Комунальщики, бывает, тоже свинью подкладывают: то дорогу не почистят, то, напротив, пройдутся трактором не только по улице, но и по двору, засыпав припаркованные автомобили. В результате, собираясь утром сесть за руль, водитель понятия не имеет, как и что ему придется делать: отскребать ли сантиметровую ледяную корку, или впопыхах «стрелять» у соседей лопату. Машина вообще может не открыться, однако это не повод бежать домой за чайником.Мало того, многие вещи, которые водитель позволяет себе в подобных ситуациях вообще противопоказаны. О том, что не стоит делать с машиной в мороз.
«Открывать» машину кипятком
Если вам не жалко денег на краску и скорую замену уплотнителей, вопрос снимается.
Хотя нет, физику никто не отменял: кипяток лед, конечно растопит, но горячая водица при этом попадет не только на уплотнители, но и на механизмы дверного замка. А значит, следующим утром вам придется размораживать еще и его.
Пользоваться жидкостями типа WD-40
10 ошибок зимней эксплуатации личного автомобиля
Никто ничего против WD-40 не имеет, однако, не стоит думать, что это панацея.
Кроме того, эту жидкость в обязательном порядке нужно использовать в сочетании с нормальной смазкой.
Дело в том, что вместе с влагой, WD-40 удаляет с поверхностей… все, включая масло. То есть она не только не защищает от конденсата, но ускоряет износ трущихся деталей.
Смахивать снег с ветрового стекла с помощью «дворников»
После каждого снегопада на дороге появляется масса водителей, кругозор которых ограничен размерами крошечной «амбразуры» на ветровом стекле. Нужно ли говорить, что каждый из них – потенциальный убийца? А потом следуют отговорки вроде «проспал», «не успела», «ой, мне детей в школу отвезти надо», «а че, оно само облетит»…
Крутить стартер «до упора»
Если машина не завелась с первого, крутить стартер до упора нет никакого резона. Возможно, ей вообще не хочется сегодня никуда ездить. Но, скорее всего, со второго раза она схватится, а с третьего заведется как ни в чем не бывало. Причина, как правило, в качестве топлива и в… экологических нормах.
Чем выше «евростандарт» вашего мотора, тем более обедненную смесь он использует при запуске. А это, естественно, не лучшим образом влияет на морозный запуск.
Греть двигатель до рабочей температуры
Споры из серии «греть или не греть» уже оскомину набили: ждать, пока температура достигнет рабочих значений – бездарно спалить пару литров бензина.С турбодизелем в мороз еще хуже: он вообще греется только на ходу. Впрочем, зимой проблема становится не слишком актуальной: холодный мотор плохо едет априори, кроме того, пока водитель очистит кузов от снега, пройдет минут пят-семь.Которых вполне достаточно, чтобы разогнать смазку по агрегату. Остается лишь сесть и аккуратно поехать, не забывая о том, что теперь вам нужно прогреть амортизаторы, усилитель руля и масло в КП.
Оставлять машину с пустым баком
Бензин, как известно, обладает препротивнейшим свойством – он заканчивается. А на заправку после тяжелого рабочего дня ой как не хочется. Однако, чтобы увеличить шансы нормально завестись следующим утром, бак все же лучше заполнить. В данном случае все просто – чем больше пустого пространства, тем больше влаги конденсируется внутри. Когда машина остывает, она кристаллизуется, затрудняя работу бензонасоса.
К слову, коль уж зашла речь о топливе, имейте ввиду, что в мороз весьма актуальной темой становятся и национальные особенности его производства. Самый чистый бензин АИ-92, все остальное (без «восьмидесятого») – он же, но с повышающими октановое число присадками. А они, в свою очередь, выводят из строя свечи, также затрудняя холодный пуск.
Часто мыть автомобиль
По сути, мойка машины в мороз также убивает ЛКП машины, как и утренний кипяток. Но с чуть меньшей эффективностью.Это не значит, что машину мыть вообще не надо, однако с посещением «клининговых» заведений все же лучше не частить.Еще один момент – водяной пар, скапливающийся в салоне и полостях кузова. Когда температура опускается ниже –10 по Цельсию, с этим можно справиться, открыв на несколько минут все двери и приоткрыв окна. Впрочем, краску это не спасет…
Протирать кузов тряпкой
Как только в наших широтах появляется снег, за которым следуют тонны вылитых на асфальт реагентов, вокруг возникает масса пятнистых машин с очищенными до блеска дверными ручками и небольшого пространства вокруг них. Любителям такого рода «мойки» в пору премии за тупость присуждать. С тем же успехом по ручкам и дверям можно наждачной бумагой пройтись: эффект тот же.
Парковаться на теплых подземных или многоэтажных парковках
Если у вас нет теплого гаража и автомобиль «живет» на улице, теплые паркинги у торговых центров – лютый враг.За то время пока вы в тепле и комфорте бродите по моллу, авто банально оттаивает. Кроме того, в таких местах всегда повышенная влажность. Результат – примерзшие поутру стекла и двери. А может, и замерзшие ручки дверей…
Пользоваться стояночным тормозом
Ручник – отличная вещь, особенно когда парковаться приходится на неровной поверхности.
Проблема в том, что его колодки скрыты внутри барабана или тормозного диска, там, куда вода отлично проникает, но почти никогда не высыхает.Иными словами, «прихватывает» их довольно часто, а учитывая их конструкцию и площадь прилегания к металлу, чтобы сдернуть их, порой, требуется весьма серьезное усилие.
Главные правила езды на автомобиле в мороз [Нужное]
Возвращение настоящей зимы после месяца бесснежной и теплой погоды сразу привело к пробкам на дорогах, большому количеству мелких ДТП и техническим проблемам с автомобилями. А впереди, как прогнозируют синоптики, еще минимум две недели морозов и снегопадов. Без чего не обойтись в машине в такие дни, как освободить авто из ледяного плена, что делать, если отказали тормоза, не запускается двигатель, замерз омыватель для стекол.
ПРОБЛЕМА 1. ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ
Вторая частая причина отказа от запуска в мороз — загрязненные свечи. Их нужно выкрутить и прочистить. В сильные холода опытные водители снимают их, несут домой и прогревают на газовой плите (наконечник раскалить над огнем), а затем ставят назад.
Часто проблемы возникают из-за того, что в бензин попало немного воды, которая замерзла в топливной системе. Если же это произошло, залейте в бак 100–150 мл спирта. На будущее помните: в морозы нужно, чтобы бак с бензином был заполнен минимум наполовину (вода находится ниже этого уровня).
ПРОБЛЕМА 2. СБОИТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
В авто старше 10 лет часто падает эффективность работы отопителя салона, и ездить становится холодно. Связано это с засорением радиатора (и системы терморегуляции), которые со временем покрываются налетом. Радиатор можно попытаться прочистить, налив в расширительный бачок жидкость для прочистки канализационных труб. С таким суррогатом нужно поездить на авто около получаса, а потом слить смесь и залить свежий антифриз. Кроме того, повысить температуру в салоне помогает установка куска картона под решетку радиатора (как только потеплеет, его нужно снять, иначе двигатель начнет перегреваться).
В морозы от 15 градусов ниже нуля антифриз, который давно не меняли (рекомендуется делать это раз в 1,5 года), скорее всего, превратится из жидкости в ледяную кашу. Симптом того, что это произошло — резкое увеличение температуры двигателя. Игнорировать эту проблему нельзя, так как это приведет к разрыву расширительного бачка и капремонту. Поэтому при приближении стрелки датчика температуры в сторону красной зоны нужно сразу же остановиться. После этого купить в ближайшем автомагазине или АЗС антифриз и произвести замену прямо посреди дороги (жижу легко слить, если снять нижний патрубок системы охлаждения).
ПРОБЛЕМА 3. ОБМЕРЗАНИЯ
Оставив на ночь авто на улице, водители часто наутро сталкиваются с обмерзаниями различных элементов кузова. Для борьбы с этим явлением в автомагазинах продаются специальные химсредства. Цена — 30–50 грн.
Размораживатели стекол. Предназначены для очистки стекол от льда, снега и грязи, продаются в виде спреев: его нужно распылить на стекло и подождать 5 минут. В состав чудо-средства входят растворитель и гликолевая смесь (техспирт) — такая композиция активных веществ моментально растворяет лед.
Размораживатель замков. Специально разработан для оттаивания и смазывания механизмов замков. В состав входят изопропанол и бутилгликоль — эти вещества противостоят конденсату и уничтожают уже образовавшийся лед. Кроме того, в состав входит ингибитор (преобразователь) ржавчины и минеральное масло. Продаются в виде баллончика с трубочкой: ее нужно вставить в замок и распылить спрей.
Если спрея нет, то есть народный метод (для машин, которые открываются металлическим ключом): нагреть ключ зажигалкой и вставить в замок.
ПРОБЛЕМА 4. ОМЫВАТЕЛЬ ЗАЛЕДЕНЕЛ
С такой проблемой ездить можно, но плохой обзор может привести к ДТП из-за того, что водитель вовремя не увидит опасность. Поэтому жидкость лучше разморозить. Для этого существует несколько народных способов.
Гараж. Авто ставят на ночь в отапливаемый гараж или подземный паркинг. При этом наутро нужно дать мотору поработать на холостых оборотах (минут 10), чтобы нагреть подкапотное пространство. Жидкость разморозится.
Кипяток. Если бачок с замерзшей жидкостью наполнен не до краев, то можно долить в него горячий антифриз (это безопасно, так как он рассчитан на работу при высокой температуре). Некоторые водители используют просто горячую воду, но в сильные морозы она моментально замерзает. Поэтому лучше вначале лить небольшими порциями кипяток (например, из чайника), а поверх него заливать концентрат жидкости-незамерзайки.
Спирт. Многие водители используют для разморозки медицинский спирт. Но более правильным будет использование средства для разморозки стекол, особенно в том случае, если лед находится не только в бачке, но и в патрубках. Нужно найти место соединения шлангов омывателя, рассоединить их и впрыснуть туда антизаморозку. Уже через 15–20 минут система должна заработать.
Электронагреватель. Если есть доступ к розетке, то можно использовать фен или бытовой обогреватель. Но учтите, что в этом случае размороженную жидкость нужно сразу же слить или израсходовать (иначе она быстро опять замерзнет), а затем залить в бачок неразбавленный концентрат.
Также услугу по разморозке оказывают на многих мойках (горячую воду заливают в бачок омывателя под напором).
ПРОБЛЕМА 5. ОТКАЗ ТОРМОЗОВ
Наутро после ночных морозов многие водители не могут тронуться с места из-за того, что у них замерзают тормоза. Дело в том, что во время движения разогретые тормоза способствуют образованию и сбору конденсата. И если колодки отрегулированы неидеально (обычно это бывает при самостоятельной замене), то между ними и тормозным диском или барабаном образуется слишком маленький зазор, в котором образовавшийся конденсат и замерзает, прихватывая тормозной диск (или барабан) с колодкой. Профилактика — при остановке или на стоянке нельзя ставить машину на стояночный тормоз (ручник), а только на передачу.
А вот если уже прихватило, то нужно следовать четкому алгоритму. Во-первых, попробовать тронуться, не нажимая на педаль газа (только на сцеплении) либо нажимать на нее очень плавно (если резко, то есть риск оторвать часть подвески). Во-вторых, поливать тормозной диск горячей водой до характерного треска льда, а после этого сразу тронуться (пока вода не замерзла).
Также серьезные проблемы с наступлением сильных морозов могут возникнуть у водителей, которые забывают регулярно (рекомендуется делать это раз в два года) менять тормозную жидкость. Вещество это очень гигроскопично — впитывает влагу из воздуха. В сильные холода часть жидкости превращается в льдинки, которые мешают свободной прокачке жидкости. В результате снижается эффективность работы тормозов, а также электронных систем активной безопасности (ABS, ESP). Поэтому, если вы не уверены в своей тормозухе (давно ее не меняли), лучше отказаться от поездки в эти дни или держать большую дистанцию во время движения.
ЧТО ПОЛОЖИТЬ В БАГАЖНИК
Щетку-скребок. Лучше всего выбирать модель на длинной ручке, изготовленную из пластика, но с резиновым лезвием у основания.
Запас жидкости в омыватель. Лучше покупать жидкость, изготовленную на основе изопропилового спирта (пахнет, как ацетон) или биоэтанола (с запахом водки).
Цена — от 15 грн за литр концентрата «-20». Жидкость без резкого запаха покупать нельзя — ее делают из метанола, а он ядовит.
Саперную лопату. Предпочтительней для автомобилиста туристический вариант — с V-образной рукояткой и заостренной рабочей лопастью, которой удобно колоть лед.
Цена — около 100 грн.
Свечной ключ. Должен подходить к вашей модели автомобиля (нужно сверить с руководством по эксплуатации).
ДИЛЕММА ВОДИТЕЛЕЙ: МОЖНО ЛИ МЫТЬ АВТОМОБИЛЬ ЗИМОЙ
Между водителями идет вечный спор о том, стоит ли мыть авто зимой и/или как часто это делать. Аргументов за то, чтобы вообще не заезжать на автомойку, несколько. Во-первых, после езды на морозе ополаскивание водой означает перепад температур, что может привести к появлению трещин в лакокрасочном покрытии. Во-вторых, мойка может привести к примерзанию замков, тросовых приводов и других подобных деталей. С другой стороны, соль и реагенты, которыми посыпают дороги, разрушают лакокрасочное покрытие и от них нужно избавляться. Кроме того, грязное авто выглядит некрасиво.
Чтобы ответить на этот вопрос однозначно, мы обратились к мастеру столичного СТО Виктору Смолию. По его мнению, мыть авто зимой нужно, но только делать это правильно. Эксперт назвал три правила:
Заезжать на мойку оптимально при температуре около нуля, тем более, что на дорогах в этот момент грязно и машина пачкается сильнее.
Если мойка производится в мороз, нужно обязательно заказывать на СТО услугу по сушке авто и выдуванию сжатым воздухом воды из щелей — такой комплекс дороже обычной мойки на 30–40 грн. Если в процессе мойки протирают влажной тряпкой торпеду и лобовое стекло изнутри, после процедуры нужно открыть на 5–7 минут все окна и двери.
Вода для мойки должна быть прохладной (можно теплой), но не ледяной. Также категорически запрещено мыть машину в мороз горячей водой (перепад температур повреждает лак).
ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ: НЕ РАЗГОНЯЙТЕСЬ ВЫШЕ 50 КМ/ЧАС
Многие водители слышали, что в мороз двигатель прогревать необязательно, но немногие знают, что при этом первые 1–2 километра нужно двигаться на небольших оборотах (до 2 тысяч в минуту), а скорость при этом не должна превышать 40–50 км/час. Если же сразу газануть до 100 км/час, это снижает ресурс мотора: возникает сухое трение, что приводит к задирам на стенках цилиндров и расходу моторного масла. Также нужно время на прогрев и автоматической коробке передач — до рабочей температуры масло в ней прогревается в течение 10 минут.
ДИЗЕЛЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО РАЗБАВЛЯТЬ БЕНЗИНОМ
УКРАИНЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЗИМОЙ РЕЗИНУ БЕЗ ШИПОВ