Можно ли поехать в норвегию на машине
Бюджетная Норвегия или Scandinavian Honeymoon (информационная часть).
Немного технической информации по итогу поездки. Надеюсь, что она будет полезна тем, кто только планирует свое путешествие. Не претендую на 100% точность, актуальность и полноту сведений, поэтому, если у кого-то появятся комментарии, замечания и дополнения – WELCOME!
Самое ГЛАВНОЕ: наш маршрут на картах GOOGLE со всеми координатами. Эти точки можно сохранить в файл и загрузить в другую программу (например MAPS.ME).
Также напомню, что первоначальный план выглядел вот так:
1. Визы. В Норвегии можно спокойно находится по шенгенской визе (норвежская, финская, немецкая и пр.). Сухопутная граница между Норвегией и Швецией условная, легковые автомобили проверяют выборочно (учтите, что некоторые продукты нельзя ввозить на территорию Норвегии, информация тут).
2. Страховка. При путешествии на авто обязательно нужно оформить зеленую карту (минимальный срок – 15 дней, стоимость около 2500 р.) и страховку жизни на каждого путешественника (мы оформляли на сайте Черепаха, обошлось в 1600 р. на двоих).
3. Связь и интернет. Тут совет один: узнайте, сколько будут стоить данные услуги за границей у вашего оператора и сравните с DRIMSIM. Это ни разу не реклама, потому что минусов хватает и у данного поставщика услуг (рекомендую почитать первую часть моего отчета). Но огромным плюсом для меня стала абсолютная прозрачность списания расходов практически в режиме реального времени. В приложении это выглядит вот так:
Если в итоге решите купить сим-карту DRIMSIM, то рекомендую воспользоваться моей ссылкой, в таком случае вы получите 7 Евро на счет при первом пополнении. Считайте, что это небольшая благодарность мне за труды по написанию данного отчета.
4. Деньги. Почти везде в Норвегии используются карты. Рекомендую заранее поменять только 500-1000 крон (больше – по вашему желанию). Нам из наличных денег вообще понадобилось только 40 крон для оплаты проезда к леднику и несколько монет для душа в кемпингах. Для справки – 1 норвежская крона примерно 7,5 р. Для удобства мы все цены умножали на 8.
5. Платные дороги.
a. Финляндия – дороги бесплатные.
b. Швеция – часть дорог платная. Мы по ним не ехали, кроме Стокгольма, так как паром приходит почти в центр города. Информация тут и тут.
c. В Норвегии действует своя система платных дорог. Если есть желание полностью легально ездить по норвежским дорогам, надо зарегистрироваться в системе — тут или тут. На любом из этих сайтов можно зарегистрировать свою машину и банковскую карту, и оплата снимется автоматически по номеру машины через какое-то время после поездки.
6. Паромы. Между Финляндией (города Хельсинки и Турку) и Швецией (Стокгольм) курсируют паромы двух компаний: Viking Line и Silja Line. Насколько я понял, сервис у них сильно не отличается, так что выбирайте тот, у которого будет меньше цена. Есть дневные паромы и ночные (они дороже раза в 2-2,5), так что также выбирайте тот вариант, который вам подойдет. Есть возможность при покупке билета сразу же купить завтрак и ужин.
7. Погода. Она сильно не предсказуема, но более-менее точный прогноз можно смотреть тут. Есть приложение для телефона.
8. Вещи в дорогу. У каждого свой стандартный набор, тут сильно расписывать и рекомендовать не буду. Скажу только, что обязательно берите теплую одежду. Дождевики. Может и не пригодится, но лучше иметь с собой. И хорошая трекинговая обувь для похода по склонам, тропинкам, мокрым и сухим скалам.
9. Продукты в Норвегии. В магазинах все дорого. Есть, конечно, сетевые магазины, скидки, товары по акциям и т.д., но это не сильно спасает. Поэтому желательно везти с собой продуктов по максимуму (те, что не запрещены к ввозу) из России (ну и обязательно закупиться в Финляндии). В норвежских магазинах обычно покупали хлеб, молоко, йогурты и фрукты по акции. Еще в Норвегии крайне рекомендую попробовать сыр Брюност. Мы были в восторге. (Если надо, в личку скину краткое описание магазинов и продуктов, которые можно недорого купить. Эта сборная «солняка» с разных ресурсов).
10. Ночевки. Кемпингов много, очень много. Если ночуете в машине или палатке, то найти место в кемпинге не проблема. НО! Только если это не популярное место, и вы не приезжаете под самый вечер. Бронировать надо и в том случае, если планируете ночевать в домиках. Хороший сайт по поиску кемпингов либо этот, на котором можно найти место для дикой ночевки на природе. Небольшой полезный совет: если приезжаете в кемпинг после закрытия ресепшн и уезжаете до открытия, то можно не платить. Но учтите, что душ почти везде платный, либо монетка 10 крон, либо специальный жетон за 4-5 минут. В Норвегии можно спокойно переночевать в палатке, трейлере или доме на колесах, вы можете это делать где угодно, за исключением возделанных полей и придорожных площадок для стоянки автомобилей. Ваша стоянка может длиться сколь угодно долго при условии, что палатка, трейлер или дом на колесах расположены не ближе 150 метров от ближайшего дома или коттеджа (пруф и тут)
11. ПДД и особенности вождения. Я сделал небольшую табличку с основными правилами по каждой из стран нашего маршрута.
В принципе, все достаточно просто и понятно. Самое главное правило – не превышать скорость. Ну и уважайте других участников дорожного движения. Культура вождения в Скандинавии на порядок выше, чем в России. К этому привыкаешь быстро, а вот обратное погружение в нашу действительность довольно неприятно.
12. Бензин. Дорогой (примерную стоимость смотри на картинке выше). Поэтому включайте режим экономии топлива)) Аккуратные ускорения, сброс газа на спусках и пр. Но не забывайте использовать пониженную передачу! И еще важный момент по заправкам: есть АЗС обычные (с операторами) – старайтесь выбирать их. Потому что альтернатива – автоматические АЗС, на которых требуется оплата картой и предварительно с нее спишется гораздо большая сумма, чем поместиться бензина в ваш бак. Остаток денег, конечно вернется, но по отзывам, это может занять до нескольких дней (согласитесь, что это неприятно). Так что лучше не рисковать.
13. Рыбалка в Норвегии. Без лицензии можно рыбачить в «соленой» воде, т.е. в море и во фьордах. В остальных местах (реки, озера) требуется специальное разрешение.
14. Навигация. Мой выбор: бесплатные приложения MAPS.ME и GOOGLE.MAPS. И там и там можно заранее загрузить карту нужного региона (страны) и обходится без интернета. Учтите, что MAPS.ME иногда криво строит маршрут, поэтому рекомендую перед началом движения пробежаться глазами и убедиться, что все ок. Фишка MAPS.ME в том, что на картах отмечены смотровые и обзорные площадки (значок бинокля), так что мимо нужного места точно не проедете.
И еще небольшая рекомендация: заранее скачайте соответствующую музыку для полного погружения в Норвегию. У нас была следующая подборка:
Ametistium,
Vibrasphere,
Blank and Jones
Э. Григ
A-ha
Morten’a Harket
Как видите, все не так страшно) В общем, мечтайте и действуйте. Норвегия ждет!
Путешествие в Норвегию.
Приветствую тех, кто читает этот небольшой обзор! Вернулись мы на днях из поездки по Норвегии, впечатления утряслись, оформились, и вот пришло время отчёта. Кому интересно – добро пожаловать!
Поехать в эту страну мы решили ещё весной, а инициатором идеи стал наш 16-летний сын. В июле я составил маршрут, забронировал кемпинги, и осталось только подготовить машину, получить шенгенские визы и собрать вещи. Автомобиль – Додж Калибер 10 года, рестайлинговый.
Долго думал, надо ли устанавливать багажник на крышу, и решил всё-же перестраховаться в плане наших ночёвок на случай непредвиденных задержек в пути, т.к. кемпинги забронированы, и как там будет с внеплановыми ночёвками мы не знаем. В боксе везли палатку, раскладные стулья, надувные матрасы, газовую горелку, всё то, что нужно для ночёвки на природе и что никак не помещалось в небольшой багажный отсек Доджа. Багажник на Калибер – это отдельная песня. Искать родной – дело чрезвычайно муторное и дорогое, поэтому съездил на рынок и подобрал подходящий от Логана. Крепление там винтами к крыше, так что пришлось искать, где поставить резьбовые заклёпки. Не нашёл, и был куплен новый инструмент. Сверлил отверстия под заклёпки М8 сверлом М11 сам, ставил тоже сам. Решил поставить болты М8, раз уж инструмент позволял установить такие заклёпки. Как показала практика, всё выдержало, ничего не расшаталось. Правда, пришлось сделать вырезы в пластиковых молдингах, но, по возвращении были куплены новые средние части, и теперь у меня в любой момент готов к установке багажник. Бокс был одолжен у сослуживца и стоил бутылки коньяка и нашей благодарности. Так же было поменяно масло в двигателе, а немного ранее – и в вариаторе. Ходовая осмотрена, без нареканий.
Маршрут был поделен на отрезки примерно в 250 км, чтобы без напряга. Где-то больше, где-то меньше. Отдых – так отдых, а не упираться за рулём. Было где-то прочитано про Атлантический туннель, Атлантическую дорогу, Дорогу Троллей, Гейрангер-фьорд и др. Т.к. долгие прогулки и лазание по горам нам не подходят, (я хожу с трудом, с тростью), то походы к таким известным местам, как Язык Тролля или Прекестулен были исключены. Маршрут огибал всю среднюю Норвегию, самой северной точкой был Кристиансунн, затем спускался к Бергену, попутно открывая нам наиболее заметные и известные туристические места; от Бергена в Осло, оттуда в шведский Гётеборг, потом в столицу Швеции и на пароме снова в Финляндию, в Турку.
Закупили макарон, тушёнки, рыбных консервов, нарезки в вакууме, супов в пакетиках, водки. Залил 2 пятилитровые канистры бензина с собой на всякий… Всё, готовы.
Первый день. Выехали из Питера в 9-00, и часам к 15 были уже в столице Финляндии, где переночевали у знакомых. На границе потратили около часа, машин в воскресенье было мало. На смартфон был установлен навигатор «7 дорог», который показывал нам маршрут. Карты оказались очень старые, показывали несуществующие развязки, но затруднений не возникало. Впоследствии была установлена программа MapsMe, прокачаны карты маршрута и более проблем не было. По Финляндии ехать просто и не интересно. Дороги ровные. Очень выручает круиз-контроль, великое изобретение. Поставил на 2 км. ниже ограничения – и смотри по сторонам. )))
Вторая ночёвка – на пароме Турку-Стокгольм. Всё штатно. Приехали в Турку, нашли место погрузки на паром, и поехали осматривать город, обедать и т.д. Потом погрузка на паром, каюта, палубы, коктейли… Ночью где-то причаливали, паром трёсся, как лихорадочный, гнал из-под себя мутную воду, было не по себе. Но ничего, утром позавтракали (был оплачен завтрак) и быстренько в автомобиль. Причалили, выгрузились и поехали дальше, уже по Стокгольму. Никакого досмотра, границы, ничего. Опять идеальные дороги, чуть слышный рокот мотора и шорох покрышек.
В Карлстаде наш первый кемпинг на берегу озера. Всё новое, раньше у нас опыта ночёвок в кемпинге не было. Попили пивка, погуляли по бережку, поиграли в мини-гольф, и спать.
Утром снова в путь. Граница с Норвегией – это место с пониженной разрешённой скоростью, с очень пологими лежачими полицейскими и домиком погранцов, которые смотрят в окно. Белая разделительная линия сменяется на жёлтую – мы в Норвегии. Ландшафт начинает меняться на глазах. Появляются домики с травяной крышей. Начинается то, ради чего, собственно, и было всё это задумано. Как потом сказала жена: на границе Норвегии надо включать камеру, и выключать её только выезжая из страны. И она совершенно права.
Знаменитый Олимпийский Лиллехаммер – точка нашей следующей ночёвки.
Домики с травой на крыше стоят уступами на склоне горы, рядом пасутся кони.
Заселились и поехали осматривать городок, олимпийские объекты. Поднялись по серпантину к старту прыгунов с трамплина, откуда городок как на ладони. Маленький городок.
Нелирическое отступление насчёт цен. Всё о-о-о-чень дорого. Бензин в пересчёте с норвежских крон на рубли стоит от 100 до 115 руб. за литр. На заправках либо 95 бензин, либо солярка, другого в Норвегии нет. Еда – тоже дорого, раза в 3-4 дороже, чем в России. Но живут норвежцы лучше, т.к. средняя зарплата официально там 350 тыс.руб., т.е. в 10 раз выше нашей официальной. Могут себе позволить и в 5 раз выше наших цен.)))
Следующий – Оппдал, небольшой городок с лыжным курортом, сейчас закрытым, соответственно.
Норвегия – страна озёр, водопадов и туннелей. Туннелей пробито в горах великое множество. Самый длинный, который нам попался – более 8 километров. Туннели прямые, с изгибами, с кольцевыми развязками внутри, спиральные, когда едешь постоянно поворачивая.
Туннели глубокие и не очень, идущие резко под уклон или вверх. Сначала постоянно тормозишь, т.к. автомобиль разгоняется под уклон, а потом в этом же туннеле давишь на газ, карабкаясь в гору. Это ещё и страна гор, самых разных.
Есть холмы, похожие на хамелеонов своей окраской, продуваемые ветром, есть просто лысые горы, есть горы, покрытые лесами. И с любых гор бегут водопады, их сотни. Ручейки и реки, тоненькие и широкие, мощные и не очень.
Норвежцы очень трудолюбивый народ. Каждый клочок земли возделан, засеян, или уже убран. Упакованные валки с сеном вдоль дорог – обычный пейзаж. Трава скашивается на таких склонах, где непонятно как ездит трактор. Множество овец и лошадей, иногда видели косуль и альпаки.
Кристиансунн – самая северная точка нашего маршрута, город, с набережной которого виден Атлантический океан.
Тут пьём кофе, фотографируемся, и едем в Атлантический туннель, который нас не очень-то и впечатлил. Глубокий, но короткий. Запах моря присутствует даже на глубине, напоминая нам, что мы едем под океаном. На выезде из него пункт оплаты, 160 НОК, по-моему. Единственный платный туннель.
Ещё чуть-чуть, и одна из жемчужин Норвегии – Атлантическая дорога. Это надо видеть. Лента дороги, причудливо вьющаяся по островкам вдоль побережья; машины, взлетающие на мост и пропадающие в никуда. Смотровые площадки по обеим сторонам дороги…
Погода порадовала нас, не намочив дождём, и не застлав туманом шикарные виды.
День езды, хоть и не долгой, растягивается в многочисленных остановках, когда не остановиться просто невозможно, захватывает дух от красоты природы этой страны. Покидаем Атлантическую дорогу, впереди нас ждёт первый паромчик, который перевезёт нас через фьорд. Попадаем на недлинную очередь, минут через 5 подходит паром, загружаемся, платим 150НОК, и через 15 минут снова в путь, очередной кемпинг ждёт в 15 км. Поглядите на это чудо! Хочу домик с таким видом…
Следующий день – День Троллей. Знаменитая Дорога Троллей, или Лестница Троллей. На подъезде к ней кемпинг с магазинами сувениров.
Магазин удивил обилием товаров, на любой вкус. Зайти и ничего не купить не получится. И всё это в ущелье с водопадами. Подъезжаем к началу Тропы, останавливаемся на смотровой площадке.
Сегодня дождливый день, мелкая морось и туман, скрывающий от нас верхушку дороги. Не повезло, но как знать, в этом тоже что-то есть. Начинаем «разбег» с лёгким мандражем. Поехали! Почти в начале пути – мостик с водопадом, перед которым приходится остановиться и пропустить разъезжающиеся автодом с автобусом. Мои вышли, фотографируют водопад. Разъехались, наша очередь на подъём. Грузимся и — вперёд. Люблю такие дороги. Улыбка не сходит с лица всю дорогу, пока еду по Норвегии. ))) Поднялись, тут ещё больше дождь и ветер. Смотровая площадка в тумане, не видно ничего. Повод вернуться. )) Потом. Дальше, дальше!
А дальше попадаем на горное плато, утыканное троллями – пирамидками из камней, собранных туристами.
И горное озеро никуда не делось – вот оно. Красотищща. Едем, почти не глядя на дорогу, останавливаемся через каждый километр. Снег лежит прямо рядом с дорогой. Потом спуск и опять подъём, да покруче, чем Дорога Троллей!
Преодолев подъём, вылетаем в Гейрангер-фьорд, на верхнюю смотровую площадку.
У жены почти истерика от такой красоты, все в шоке. На дне ущелья огромные паромы, как утлые лодчонки… Стоим долго, уйти нет сил, настолько красиво. И тут другой климат: дождя нет, солнце, и облака жмутся к горам под нами, открывая нам вид. Наконец, садимся в Додж, и начинаем спуск с высоты по краю обрыва. Серпантин в 8-9 крутых поворотов выносит нас в бухту, где кипит жизнь.
Стоит огромный паромище, снуют прогулочные теплоходики, на берегу многочисленные закусочные. Нам на пароходик по фьорду, и обед. Часовая прогулка по фьорду завершается обедом в одной из закусочных. И снова в путь. Этот день был кульминацией в нашем походе. Казалось, что уже ничего не сможет поразить нас сильнее. Но всё равно, почти каждый поворот дороги заставляет нас хватать фотоаппараты и смартфоны, и вылезать из машины. Проезжаем ущелье за ущельем, пронизывая горы в туннелях.
Впереди цивилизация: Берген, Осло, в которых у нас запланировано по 2 дня на знакомство, Гётеборг, и Стокгольм, с которым нам пока не удалось ознакомиться – пролетели в третий день без остановки.
Берген – душка. Такой уютный, как дедушкин кабинет. Но и современный — стекло и бетон никуда не делись. Набережная Брюгге кишит туристами самых разных стран, коридоры между домиками ломятся от разных товаров в сувенирных лавочках и лавках с мехами и шерстяными изделиями.
Рыбный рынок ощетинился клешнями крабов и шпажками с нанизанными на них креветками. Сушёная треска висит как вобла. Фуникулёр доставляет нас на вершину, с которой город открывает себя во всём великолепии, в окружении гор и полоски океана.
Берген – столица электромобилей всех марок. Кажется, что их тут больше, чем обычных авто. Электро «BMW», «Ниссаны», «Тесла» попадаются на каждом шагу. «Тесла» тут даже в качестве такси!
После Бергена ничего особо интересного уже не было. Осло — чистый город, как и всё в Норвегии, в принципе. Музеи на полуострове замечательные.
Шведский Гётеборг почти не видели, погода испортилась. Зато по Стокгольму погуляли, попали в музей средневекового корабля, поднятого со дна залива. Грандиозное зрелище.
Ну, и краткий вывод: В Норвегию надо ехать. И обязательно на автомобиле. Если вы молодые и энергичные, то сэкономить можно на палатках и своей еде. Платные дороги в Норвегии есть, но мы попали на них только в Бергене и в Осло. Оплата взимается удалённо, через фотографию номерного знака. Дойдут ли квитанции в Россию, пока неизвестно. Платная дорога (участок) из Гётеборга в Стокгольм, опять-таки не наличными и не карточкой. Просто стоят знаки с суммами и приборы, фотографирующие машину. Бензин в Норвегии есть везде (пишу про мой маршрут, севернее не знаю), везде по карте Виза, за нал не видел ни одной. Свой бензин залил в бак уже в самом конце пути, чтобы не напрасно возить. Если бронируете кемпинг или хостел в городе, вбивайте адрес, а не координаты, т.к. один раз нас мотало по городу потому, что координаты стояли на туннеле, куда нас и затаскивал навигатор. Да, скорость по всей Норвегии максимум 80 км. в час, что вполне комфортно для спокойной езды по отличным дорогам. Круиз-контроль — весьма желателен, т.к. вилки скоростей тут нет и штрафовать могут даже за превышение в 1 км/час. В городках почти везде 40-50 км/час, в центре зоны с ограничением в 30 км/час. Радары есть, но они все предупреждаются знаками заранее и видны издалека. Бесплатный вай-фай есть в каждом кемпинге, но практически везде сигнал слабый, кроме как возле ресепшн.
Итого, за 17 дней с учётом подготовки и разных закупок потрачено около 250 тыс. рублей, что на троих очень даже бюджетно.
Вполне вероятно, что есть страны с более удивительной природой, но Норвегия – вот она, рядом с нами.
Если есть вопросы, пишите в комментариях, отвечу.
Дополнение: прошло 7 месяцев с возвращения, а квитанций об оплате дорог не пришло.
Спонтанное путешествие в северную Норвегию на машине в одиночку
Привет, ребята. Привет всем любителям путешествий и сочувствующим. Я расскажу о своей поездке на автомобиле в северную часть Норвегии, к фьордам. Это было не только чудесное, но и насыщенное приключениями путешествие. О том, что я увидела за время поездки, и чего интересного было в ее процессе, читайте ниже.
Для начала меня не хотели впускать в страну, а когда впустили, то я сутки каталась по окрестностям. Вокруг был полярный день, спать совершенно не хотелось. Потом мне впервые в жизни довелось провести ночь в спальном мешке прямо на берегу фьорда при температуре всего +2°C.
Сборы в путь
Собралась поехать в Норвегию я спонтанно. Стояло лето, на югах было слишком жарко (да и была я там уже несколько раз), я решила, что север — это будет интересно.
Меня заинтересовал Мурманск, Кольский полуостров, поселок Териберка, где снимали фильм «Левиафан», тундра и полярный день с незаходящим солнцем.
Рассказ о поездке в Териберку читайте по этой ссылке.
Поскольку от Мурманска совсем недалеко до границы с Норвегией, то почему бы не заехать и туда? Шангенская виза у меня была, за границу с ней я уже выезжала, потому проблем, вроде как, не предвиделось.
Сначала я придумала совершенно наполеоновский план. Пересечь границу на севере Норвегии, прокатиться по тамошним фьордам и иным достопримечательностям, потом начать спускаться к югу, осматривая все вокруг, потом въехать на территорию Швеции и из Стокгольма на пароме добраться до Хельсинки и уже из Финляндии вернуться обратно в Россию. Круто, да?
Только когда я начала рассчитывать время и деньги, и того и другого получилось невообразимо много. И дорого, и долго.
Тогда я решила умерить аппетиты, откинуть юг Норвегии, проехать по северу, добраться до Лефотенских островов, уже от них отправиться в Финляндию и въехать в Россию в районе Костомукши.
С тем я и отправилась в путь. Но путешествие внесло свои коррективы. До Лефотенов я так и не добралась, но северные фьорды и еще много всяких интересностей по пути все-таки посмотрела.
Начало пути
Путешествие в Норвегию могло бы закончиться так и не начавшись, потому что я плохо подготовилась. Вернее, к путешествию-то я подготовилась, а вот к норвежским пограничникам — нет.
Ох, ребята, всегда, ну просто всегда очень внимательно относитесь к прохождению границы. Никогда не думайте: а, и так сойдет. Всегда знайте ответы на все вопросы, какие вам там могут задать: куда едете, зачем, на сколько, где будете останавливаться, что смотреть. Все это очень важно. Если вы не сможете дать ответ на какой-то вопрос, то погранслужба запросто может развернуть вас обратно домой. Что чуть было и не произошло и со мной.
К пограничникам я отношусь очень серьезно. И до сих пор удивляюсь, как это я в данном путешествии не додумала все до конца.
Дело в том, что пограничники поставлены для того, чтобы не впустить в страну шпионов, контрабандистов и тех, кто планирует в ней остаться навсегда, то бишь, нелегальных эмигрантов. Откинем шпионов и контрабандистов и сосредоточимся на чем попроще — на потенциальных эмигрантах.
Как отличить обычного туриста от того, кто собирается зависнуть в ней навсегда ненужным балластом?
Турист полон радужных планов, у него полно денег, которые он готов тратить в стране, он знает, что хочет увидеть и где побывать, и заранее бронирует гостиницы в этих местах.
Когда я собралась в Норвегию, я выбрала интересующие меня достопримечательности, нашла города, рядом с ними расположенные, посмотрела цены на гостиницы в них. Дорого. Не просто дорого, а очень-очень дорого. Ну, жалко тратить за сутки проживания 10 000-15 000 руб. Вернее, даже не за сутки, а за одну ночь. Потому что я же приеду только переночевать, а потом дальше в путь.
Я стала искать варианты.
Прочитала, что в Норвегии много кемпингов. Это площадки, специально выделенные для автомобилистов. Приезжаешь туда на своей машине, останавливаешься и ночуешь. Хочешь — бронируй домик. Хочешь — ставь палатку. Или спи прямо в авто. На все своя цена.
Уже как-то по-божески, если сравнивать с ценами на гостиницы. Поэтому я решила останавливаться в кемпингах.
Ну, а раз кемпингов в стране много, то зачем я буду их заранее бронировать? Поеду без брони, а там по пути буду чего-нибудь подыскивать и заезжать на ночевки. Вот это были мои вполне логичные рассуждения.
Но у пограничников-то логика другая. Нет брони отеля — значит, ты не знаешь, куда едешь. И первая проблема возникла в связи с этим.
Наличные деньги, которые были у меня при пересечении границы / фото автора
— Зачем вы едете в Норвегию? — спросила меня таможенница, вводя информацию с моего паспорта в компьютер.
— Что посмотреть? — подняла она на меня изумленные глаза.
— Я хочу посмотреть достопримечательности Норвегии.
Я растерялась. Для чего смотрят достопримечательности? Не знаю. Просто интересно.
— Я турист, езжу по разным странам, мне интересно, что в них есть. — попыталась объяснить я даме на английском.
Видимо, это звучало как-то странно, поэтому она кликнула другую даму, говорящую по-русски. Надеясь, что проблема не в содержании излагаемого мной, а в языке.
— Зачем вы едете? — повторила она вопрос.
— Я путешествию, объехала уже почти всю Европу, хотела побывать в Норвегии… — вновь попыталась объяснить я.
Дамы застрекотали на своем языке. На лицах читалось недоумение. Во мне тоже царило недоумение — чего их смущает? Они никогда не видели туристов?
— Где вы работаете? — последовал новый вопрос.
— В туристической компании.
— А, вам это нужно для фирмы? — в голосе русскоговорящей пограничницы чувствовалось облегчение от того, что она наконец-то все поняла.
— Ну, да — решила не обострять обстановку я. Пусть будет для фирмы.
— Хорошо. А где вы забронировали гостиницу?
Упс. А гостиницы-то у меня нет.
— Я читала, что у вас много кемпингов, буду останавливаться в них.
— А кемпинг вы забронировали?
— Нет. — я поняла, что попала.
Дамы опять встревожено пострекотали по-своему и выдали новый вопрос:
— Сколько денег у вас с собой?
Это коронный вопрос таможни и погранцов.
По правилам у путешественника, въезжающего в Европу, должно быть не менее 60 € на каждый день пребывания в стране.
— 500 € — сообщила я. — И кредитная карата.
— Всего 500 €. — пограничница была в шоке. — А вы знаете, что у нас все очень дорого?
— Да, знаю. Я читала. Что поделаешь — сообщила я с печальной миной.
Я-то думала, что она мне так сочувствует и извиняется за то, что у них все дорого. И только потом до меня дошло, что она посчитала, что моих денег на путешествие не хватит.
Дамы еще посовещались и снова обратились ко мне:
— А где вы планируете побывать?
У меня вдруг наступил ступор, из головы вылетели все названия достопримечательностей. Я стою и смотрю на суровых дам, как баран на новые ворота, и понимаю, что не могу произнести ни одного норвежского названия и не могу вспомнить ни одной запланированной достопримечательности. И еще до меня медленно, но верно доходит, что меня сейчас точно развернут с границы обратно: гостиниц нет, денег мало и куда едет — не знает.
К счастью, кое-как всплыло название островов, до которых я планировала добраться и я с триумфом выдала:
Неправильно, между прочим. Нужно говорить Лофотенские. Но как-то мне это простили.
Однако возникла новая проблема — потерялась моя виза.
Дело в том, что получив визу в одну из стран шенгенского соглашения, ты можешь путешествовать по любым странам, в него входящим. У меня год назад была получена итальянская виза, но страна первого въезда, через границу которой я попала в шенгенскую зону, была Польша. Мы тогда ехали на машине, чтобы попасть в Италию, нам нужно было миновать несколько стран. Первой на пути была Польша.
И вот норвежские пограничницы ищут информацию о моем получении визы в Польше, поскольку стоит польская отметка, а надо искать в Италии. И ведь мне-то они ничего не говорят. Просто роются в компьютере, говорят о чем-то между собой встревоженными голосами, переглядываются и снова роются в компьютере. А я стою и все отчетливее понимаю, что у меня проблемы и мое шикарное путешествие накрывается медным тазом.
К счастью, они все же догадались задать мне вопрос, чья у меня виза и как я въезжала в страну, и тут уж я быстро сообразила, в чем дело и дала правильные ответы. И меня впустили в Норвегию.
Но до сих пор вспоминая все это, я мысленно качаю головой и понимаю, что мне очень сильно повезло. И закончится все могло совсем не так радужно. Так что, собираясь пересекать границу, готовьтесь к этому, как можно лучше.
Впечатления
Самые сильные мои впечатления — от полярного дня. А еще от суровой норвежской природы, от фьордов. И от бескрайней тундры. И переливов неба над водой и серыми острыми скалами. И множество совершенно непуганых животных, запросто выходящих на дорогу.
Это было чудесное путешествие. И потому, что оно проходило в такой необычной стране с природой, сильно отличающейся от нашей привычной, и потому что было одиночным — когда ты один и мир без людей вокруг тебя, то все переживается намного острее.
Расскажу про полярный день.
Я в первый раз была в регионе, где не просто белый ночи, а настоящий полярный день — когда солнце просто не опускается за горизонт, а продолжает висеть над ним.
Время час, два, три ночи, а вокруг светло.
А коли светло, то чего спать? Надо жить, гулять, наслаждаться. В первую ночь я вообще не спала. Я ехала, любовалась природой, небом, морем, выходила смотрела всякие интересности, снова садилась в машину, ехала дальше. И снова смотрела.
И еще ко мне на дорогу — и именно ночью — выходили лосенок, лисицы, северные олени, какой-то зверь, похожий на бурундука. И еще сопровождали чайки. Может, думали, что я брошу им хлеба?
Интересности
Итак, что же я посмотрела и где побывала.
Grense Jakobselv с красивыми видами
Я побывала в Grense Jakobselv (простите, что пишу на импортном языке, но не знаю, как это правильно по-русски произносится).
Это малюсенькое местечко (даже не знаю, можно ли назвать это деревенькой) с шикарным видом на Баренцево море. Пока до него едешь, слева от тебя течет река, через нее проходит российско-норвежская граница. Разница только в том, что доступа до этой реки со стороны России нет — там около 50 км пограничной зоны, а вот со стороны Норвегии — подходи пожалуйста, смотри сколько хочешь.
В конце этой дороги на Grense Jakobselv находится бесплатная парковка. Плюс там еще есть бесплатный туалет со всеми нужными удобствами. Все чистое. Значит, кто-то следит, прибирает.
Прямо за автостоянкой начинаются причудливые скалы. И море. И северное небо с нависающими облаками, и ветер, треплющий волны с пенными барашками.
Наверное, именно поэтому на парковке много машин — домиков на колесах. Европейцы так путешествуют, облегчая и удешевляя себе жизнь. В домике есть все, что надо — душ и туалет, маленькая кухонька, кровати. Доехал до нужного места, остановился и переночевал в своем собственном домике.
У меня тоже была мысль остановиться и переночевать в этом месте, но поскольку спать еще не хотелось, то я решила ехать дальше.
Киркенес
Киркенес — это ближайший к российской границе норвежский город. Не очень большой, но и немаленький. Чистый и аккуратный, как все европейский города. Ухоженный.
Куда поехать отдыхать на Новый год в России
Поскольку он ближайший к границе, то в нем часто останавливаются путешественники и там есть гостиницы. Я, катаясь по улицам, поглазела на них, пооблизывалась, но решила, что все-таки выкладывать такие суммы за просто переспать ночь — это лишнее. И опять же, должна же я опробовать мой новый спальный мешок, который я купила специально к этому путешествию, и в котором собиралась спать прямо в машине.
Полуостров Эккерёй
Это действительно полуостров, там находятся скалы, а на них гнездятся птицы. Чайки, наверное?
На полуострове Эккерёй один из самых крупных птичьих базаров. И по скалам (там не совсем скалы, больше это место похоже на горное плато или горную долину, внизу которой находятся скалы) должны быть птичьи гнезда. Но разглядеть мне их не удалось. Я видела только кружащих далеко внизу чаек и перышки, лежащие во мху.
Не знаю, в чем тут дело. Может быть, птенцы уже вывелись. А, может, не хватило моего зрения их увидеть. Еще вариант, я ходила и смотрела где-то не там, где надо.
Дело в том, что наслаждаясь полярной ночью, которая выглядит совсем как день, и решив не тратить ее на сон, я приехала на полуостров в 4 утра. Внизу в деревне была парковка, в машинах и в домах все нормальные люди спали как люди, а я решала лезть вверх — смотреть птиц. Спросить, куда надо идти, мне было не у кого, и я пошла по указателям.
Указатели действительно есть, можно выбрать более дальний и более короткий маршрут, заблудиться там сложно, но предприятие, надо сказать, все-таки рискованное.
Погода в Норвегии даже летом не сахар и было очень ветрено.
Когда я поднялась наверх, дуло так, что сносило с ног. А когда мне захотелось с края плато выглянуть вниз, то подползать мне пришлось на четвереньках — я боялась, что меня просто сбросит в море. И вот тогда-то я подумала: боже мой. Я ползаю по каким-то скалам в чужой стране в 4 утра, и никто не знает, где я. Вот свались я сейчас вниз и никто даже искать не будет.
Вот так вот. У одиночного путешествия есть не только плюсы, но и минусы.
Но со скалы я все-таки не свалилась и хоть не нашла гнезда птиц, зато посмотрела местные красоты с высоты птичьего полета.
А посмотреть было на что.
Острые зубцы скал внизу, бесконечное пространство моря и занимающийся над ним рассвет. А еще мох разных цветов и оттенков. И маленькие, нежные цветочки в нем, такие скромные, что кажется, будто они стесняются — расти такими слабыми среди всей этой величественной, суровой северной природы.
А еще на полуострове Эккерёй есть остатки укреплений, возведенных немцами во время Второй мировой войны. Они полуразрушены, полузасыпаны землей. Для тех, кто любит такие достопримечательности, тут есть что посмотреть.
Вардё и мемориал ведьм
Местечко Вардё находится на берегу фьорда, ехать к нему нужно через тоннель, что само по себе тоже интересно. В скальной и заполненной фьордами Норвегии полно тоннелей, которые сильно сокращают путь. В конце тоннеля находится мемориал ведьм.
Как все мы помним, в Средние века в Европе свирепствовала инквизиция, которая вылавливала ведьм и сжигала их на костре.
Но это все история, про которую когда-то что-то слышал и благополучно забыл. Совсем другое дело оказаться в месте, связанном с тем мрачным периодом, где есть конкретные доказательства происходящего, да еще и так продумано все устроено, что ощущения остаются очень сильные.
Мне повезло, что я приехала туда ночью (полярной ночью, когда вокруг было светло, но при этом все, кроме меня, спали), людей не было и ничего не отвлекало от впечатлений.
Мемориал ведьм включает две постройки.
Одна — это длинный деревянный дом. Он с глухими стенами, в которых сделаны маленькие окошечки и в каждом горит лампа-свеча. Это олицетворение людей, погибших на костре по ложным обвинениям (они просто не могли быть правдивыми).
За 90 лет в Норвегии было более 90 казней. То есть, по человеку каждый год.
Внутри комплекс выглядит как длинный темный коридор с маленькими окошками и свечами около них. У каждого окна табличка с именем сожженного человека и выдержками из судебных процессов.
Все очень минималистично, но именно поэтому очень задевает и впечатляет.
Мемориал ведьм. Огонь и зеркала / фото автора
Вторая часть комплекса — черный куб, непрозрачный снаружи, но прозрачный изнутри. В центре горит огонь, символизирующий костер инквизиции, а вокруг зеркала, отражающие этот костер. Зеркала и отражение костра символизируют людей, которые видели, что происходит, но не делали никаких попыток остановить все это.
И когда ты стоишь внутри куба, то ты сквозь прозрачные стены видишь вокруг целый мир — поле, трава, фьорд, деревенька вдали, а тут, внутри, только костер и зеркала, от которых никуда не деться.
Hamningberg и дорога к нему
Само место природное, красивое, там фьорд (впрочем, в Норвегии везде фьорды), но еще красивее дорога к нему. Вот когда начинаешь понимать скандинавские саги, рассказы про троллей, великих северных богов и их битвы.
Узкая дорожка в одну машину, обрывы и скалы по сторонам, бурные волны, закат и рассвет с приглушенными северными красками. Ехать долго, но оно стоит того.
Именно в Хамнинберге, прямо на берегу фьорда, я в первый раз переночевала в своем новеньком спальном мешке. И поняла, как им пользоваться. Если укрываться им как одеялом, то никакой пользы. Нужно именно влезть в него, как в мешок, да еще и затянуть завязочку на шее. Тогда становится очень тепло. Тепло — это хорошо. Хотя теснота пространства, спеленутые руки и ноги и завязка на шее — это все несколько пугает. Ты же получаешься как в ловушке.
Поэтому к мешку у меня двойственное отношение — некоторые опасения с одной стороны, а с другой — я им просто очарована в плане теплоты.
Я его сейчас таскаю с собой почти во все путешествия. Ночевки организую в гостинице, но ложусь на кровать не с местным одеялом, а в своем спальном мешке. И даже весной или осенью, когда не работают батареи, мне очень уютно.
Ночевка в спальном мешке / фото автора
А в Норвегии я ночевала в машине.
Откидывала спинки задних сидений и вместе с багажником они образовывали одну большую кровать. Но большую — это относительно. Я ночевала одна, потому ложилась по диагонали и места мне хватало. А вот если ночевать двоим, то это будет уже тесно.
Ночевка на берегу фьорда мне очень понравилась.
Необычность спального мешка, сон в машине, вид на фьорд прямо из окна моего спального домика. Температура всего +2°C и снег на дальних скалах, а я выжила в этих условиях.
Все это вызывало во мне восхищение и изумление собой любимой. Я все-таки это сделала. Но, с другой стороны, ночевка в гостинице — это все-таки комфортнее. И сборы утром в гостинице, когда есть душ, туалет, теплая вода, бегущая из-под крана, чтобы почистить зубы — это все намного удобнее, чем такие же сборы на берегу почти при нулевой температуре.
В итоге я решила, что ехать до Лофотенских островов — слишком далеко и холодно. Сколько раз еще придется мне переночевать в таких сложных машинных условиях. Да и погода начала портиться — обещали дожди. А то еще и дождь со снегом начнется. А у меня с собой только туфельки-балетки, да легкая летняя ветровка.
Я решила, что комфорт дороже, развернулась и поехала домой, обратно в Россию через Финляндию. Но это уже совсем другая история.
Норвегия хороша. Просто очень хороша.
Ее север не похож на юг и также достоин посещения. А что касается Лофотенских островов, на которые я так и не попала, то, видимо, придется как-то выбраться в эту страну еще раз — с лучшим уровнем подготовки. Если вы туда тоже соберетесь, пишите — буду рада встрече.