Можно ли сегодня делать машину
Сначала диагностическую карту отвязали от ОСАГО, а теперь избавляются от неё (почти) насовсем.
Закон об отмене техосмотра в ноябре, декабре 2021: отменили ли уже технический осмотр авто
Госдума в первом чтении одобрила законопроект об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта россиян. Документ поддержали 403 депутата из 450. Если законопроект вступит в силу, автовладельцы смогут проводить техосмотр по желанию.
«Это решение облегчит жизнь многим автовладельцам. Речь идет примерно о 50 миллионах транспортных средств. Для участвующих в перевозках автобусов, грузовиков и такси ничего не изменится — в целях безопасности пассажиров и других участников дорожного движения они, как и прежде, будут обязаны проходить техосмотр», — считает спикер Госдумы Вячеслав Володин.
В пояснительной записке законопроекта указано, что Венская конвенция о дорожном движении, в которой состоит Россия, предполагает обязательное прохождение ТО только автобусами и грузовиками с максимальной массой более 3,5 тонны. Кроме того, техосмотр, согласно международному договору, должен проводится и для прицепов. Российские депутаты хотят оставить ТО обязательной процедурой только для коммерческого транспорта.
По мнению одного из авторов документа, — депутата Евгения Москвичева, — отмена техосмотра не приведет к увеличению аварийности. Председатель комитета Госдумы по транспорту заметил в беседе с «Газетой.Ru», что среди автомобилей, попадающих в ДТП, чаще всего встречаются проблемы с шинами и тонировкой стекол, а не с общим техническим состоянием автомобиля.
Депутат добавил, что в стране также наблюдается дефицит с сервисными станциями. Из-за огромного потока желающих провести ТО, документы, как считает Москвичев, оформляли «просто так».
«Теперь существующих станций будет достаточно для 6,5 млн грузовых автомобилей, миллиона автобусов и около 400 тыс. автомобилей такси», — уверен он.
Парламентарий полагает, что отмена техосмотра позволит улучшить ситуацию на дорогах. Россиян он назвал сознательными автолюбителями, которые следят за исправностью техники.
Рассказываем, для кого техосмотр может стать необязательным, зачем его решили отменить и о каких последствиях предупреждают эксперты.
Обязательны диагностические карты или нет?
Ситуация спорная. Формально техосмотр остаётся обязательным, и в России есть даже штраф за его отсутствие: от 500 до 800 рублей. Но проконтролировать наличие у вас диагностической карты почти невозможно – сотрудник ГИБДД не имеет права проверять у вас этот документ. Соответственно, и привлечь за нарушение вас вряд ли смогут.
Долгое время было всего два способа проверять ТО у водителей. Во-первых, без техосмотра не выдавали ОСАГО: убедиться в наличии страховки инспектор имеет полное право. Во-вторых, отсутствие диагностической карты могло вскрыться, если водитель угодил в ДТП. Для ОСАГО техосмотр больше не нужен, а доля аварий по причине технических неисправностей, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), – меньше 0,1%.
Получается, рабочих способов проверить вашу диагностическую карту у властей не осталось. Но в законе «О техническом осмотре транспортных средств» обязанность водителей регулярно проходить диагностику всё ещё есть.
Техосмотр отменят полностью в России или нет?
Нет. По задумке авторов законопроекта, техосмотр транспортных средств водители хоть и изредка, но всё-таки будут проходить. Потребуется это при постановке автомобиля на учёт: например, когда у транспорта меняется владелец. Но это касается только машин старше четырёх лет: для новеньких авто даже в этом случае ТО не нужен.
Кроме того, диагностическую карту нужно будет получать после каждого тюнинга – внесения изменений в конструкцию машины.
Важно: регулярный техосмотр планируют отменить только для частных легковых автомобилей и мотоциклов. Владельцам коммерческого транспорта – такси, рейсовых автобусов и грузовиков – придётся регулярно посещать станции техобслуживания, как и раньше.
Почему техосмотр решили сделать необязательным?
Авторы законопроекта уверены, что сегодня техосмотр стал «дополнительной неоправданной нагрузкой». Об этом во время заседания Госдумы заявил депутат Павел Федяев.
«У некоторых производителей есть гарантия на автомобили до семи лет, есть регламент проведения техобслуживания, уровень которого гораздо выше, чем проведение техосмотра. Этот день близок, когда обязательный техосмотр отменят», – пояснил чиновник.
Он также отметил, что по правилам дорожного движения (ПДД) водители и так обязаны следить за исправностью своего транспорта. По данным законодателей, всего 1% российских автолюбителей игнорирует это правило.
Поэтому в Госдуме решили, что техосмотр стал практически бесполезным. А привязка к ОСАГО ещё и породила «серый» рынок диагностических карт: мошенники продавали документы, не проводя при этом техосмотр машины.
Что будет с штрафами за отсутствие ТО, которые появятся в марте?
Если закон успеют принять до 1 марта 2022 года (когда штрафы появятся), они окажутся не нужны. Напомним, наказания за отсутствие диагностической карты анонсировали ещё в 2020 году. Так, за езду без техосмотра водителя предложили штрафовать на 2 тысячи рублей. Причём штраф ГИБДД может выписывать один раз в сутки, а фиксировать нарушения собираются с помощью дорожных камер. Соответственно, почти каждый выезд на дорогу без диагностической карты стоил бы автолюбителю пару тысяч рублей.
Теперь же, судя по всему, штрафы вступят в силу только для такси, грузовиков и автобусов, которые и дальше будут обязаны проходить ТО.
Проходить мне ТО или уже не нужно?
Проходить. Пока закон не подпишет президент, техосмотр остаётся обязательным для всех.
Подорожает ли техосмотр для тех, кому всё равно придётся его проходить?
Пока неизвестно. Но операторы уже заявили, что услуга должна подорожать, если станет необязательной для большинства. В Гильдии операторов техосмотра, например, уверены, что в Москве стоимость техосмотра должна составлять 2500-2800 рублей. В регионах, соответственно, ценник должен быть ниже. Но окончательное решение будет принимать федеральная антимонопольная служба (ФАС). Правда, в ведомстве этим займутся лишь после того, как законопроект примут в трёх чтениях.
Можно ли приступить к ремонту автомобиля до осмотра или выплаты по ОСАГО?
Поврежденные в ДТП автомобили почти всегда нуждаются в ремонте. И логичнее было бы делать машину в любое время, по своему усмотрению. Однако закон Об ОСАГО устанавливает 15-дневный срок, в рамках которого участникам происшествия запрещается ремонтировать транспортные средства. Но это не распространяется на случаи оформления ДТП сотрудниками полиции. Если проигнорировать обязательное требование ФЗ, то виновнику грозит регресс от страховой. Но не пугайтесь – на самом деле всё не так сложно! И далее мы постараемся объяснить, как обстоят дела с ремонтом ТС сразу после аварий.
Можно ли ремонтировать машину после ДТП в 2021 году?
Ответ на этот вопрос содержится в основном законодательном акте, регулирующим правоотношения между страховщиками и страхователями.
И ответ на наш вопрос можно найти в пункте 3 ст. 11.1 ФЗ № 40 Об ОСАГО – процитируем:
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
Всего в нескольких строчках положения ФЗ Об ОСАГО умещается исчерпывающая информация по вопросу ремонта машин после аварии.
Обоим участникам ДТП строго предписано не начинать ремонт и утилизацию автомобилей в течение 15 дней с даты происшествия, если оно оформлялось по упрощенной схеме – европротоколу. Если на месте ДТП работали сотрудники ГИБДД, то ограничения для ремонта автомобиля в 2021 году отсутствуют. Можно восстанавливать ТС хоть на следующий день после аварии.
Итак, если участники составляли европротокол, то 15-дневный срок действует и нарушать его нельзя. Обратите внимание на промежуток времени. 15 дней действуют не с даты подачи документов в страховую, не с даты ответа СК на ваше заявление – а именно с даты автоаварии (без учёта праздничных нерабочих дней). Суббота и воскресенье тоже входят в расчёт этого периода. Например, если ДТП случилось 4 декабря, то 15-дневный срок истечёт 19 декабря. В течение этого срока ни виновник, ни потерпевший не должны приступать к ремонту или утилизации своих машин.
До осмотра страховщиком
Обращает на себя внимание фраза «Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств…». Действительно, страховщик должен оценить ущерб автомобилю потерпевшего для страхового возмещения. Но и машина виновника ДТП может пролить свет на некоторые вопросы, например – соответствуют ли повреждения тому ДТП, которое описано в европротоколе, нет ли старых дефектов, которые не должны возмещаться в рамках ОСАГО и многое другое.
Осмотр и оценка повреждений после ДТП – это обязательная процедура, которую страховщик должен выполнить. Отталкиваясь от результатов экспертизы, СК осуществляет выплаты или выдаёт направление на ремонт автомобиля потерпевшего на станции техобслуживания (СТОА). Осматривать авто и проводить оценку ущерба ТС после аварии должны эксперты. Страховая заключает с ними договор на экспертные услуги.
Но даже если вы уже предоставляли автомобиль на экспертизу – производить ремонт всё равно еще нельзя. Ведь страховая еще ничего вам не возместила.
До выплаты по ОСАГО
Некоторые водители почему-то думают, что им обязательно возместят ущерб деньгами. Однако это заблуждение! Исчерпывающий перечень оснований, когда страховщик выплачивает по ОСАГО в денежной форме приведён в пункте 16.1 ст. 12 ФЗ-40. Далеко не факт, что ваш случай подпадает под эти критерии.
На практике чаще всего выдают направление на ремонт. И если вы отремонтируете автомобиль до того, как страховая направит вас чиниться в СТОА – восстанавливать будет уже нечего. И вы ничего не получите! Согласитесь, обидно? Но таков закон! Именно поэтому спешить с ремонтом автомобиля до того, как вам полностью выплатят страховую сумму по ОСАГО – не стоит.
Но даже если страховая возместила вред деньгами, нет гарантий, что вас устроит насчитанная сумма. Популярная уловка СК в 2021 году занижать размер возмещения по ОСАГО. К примеру, вместо положенных 120 тысяч рублей вам могут выплатить всего 60 тысяч. И тогда придётся требовать доплаты за ущерб. Или вообще оспаривать отказ страховой в возмещении вреда после ДТП.
Во время споров со страховой
Несогласие с решением страховой подлежит обжалованию в рамках закона. Возникает вопрос, можно ли ремонтировать автомобиль в эти сроки? Например, если 15 дней уже истекли, но страховая не хочет возмещать ущерб или насчитала маленькую сумму.
Если у вас есть возможность, лучше повременить с ремонтом машины во время спора со страховщиком. Формально, ФЗ-40 Об ОСАГО не запрещает приступить к восстановлению поврежденного ТС. Но в интересах потерпевшего дождаться решения вопроса в ту или иную пользу. И «виной» тому сам порядок оспаривания решения страховой.
Чтобы было понятнее, вкратце его опишем:
Оптимальный вариант не трогать разбитый после ДТП автомобиль до разрешения спора со страховой. Потом, так или иначе, вы сможете восстановить машину – либо за счёт страхового возмещения, либо в крайнем случае за свои деньги.
Что грозит виновнику за ремонт автомобиля в течение 15 дней после ДТП?
Торопливые виновники аварии, отремонтировавшие машину до истечения установленного законом 15-дневного срока, рискуют нарваться на регресс от страховой. Другими словами, возместить страховщику ту сумму, которую тот выплатил потерпевшему в ДТП.
Но с какой стати мне что-то платить, если автогражданская ответственность застрахована? Наличие действующего полиса ОСАГО убережёт от прямого возмещения ущерба потерпевшему в ДТП. Однако, если вами нарушено обязательное требование не ремонтировать авто в 15-дневный срок, то регресс обоснован.
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.
То есть, если страховщик потребует от вас предоставить ему автомобиль на осмотр или экспертизу, а вы уже устранили повреждения и 15 дней не истекли – страховщик вправе выставить регресс. И потребовать от вас выплатить всю сумму возмещения потерпевшему в ДТП.
Бывает, что вы отсчитали 15 дней и после этого отремонтировали машину на СТОА. Но вскоре вам приходит письмо от страховщика с требованием предоставить автомобиль на осмотр. Причём телеграмма была отправлена еще в 15-дневный срок, когда вам было запрещено ремонтировать машину.
Что делать? В такой ситуации лучше сразу связаться со страховой. Далее нужно уведомить СК, что письмо получено вами только что. Страховая так же должна быть в курсе доставки телеграммы (ей приходит уведомление почты о вручении письма адресату, то есть вам). Требуйте от страховой согласовать новую дату и время осмотра или экспертизы автомобиля. Никаких санкций к вам, как к виновнику ДТП, в такой ситуации быть не должно. Но лучше начинать ремонт повреждённой машины через несколько дней после истечения 15-дневного срока. Так сказать, для подстраховки – чтобы отправленное письмо успело дойти.
А что грозит потерпевшему?
Потерпевшему ничего не угрожает. Регресса, как в случае с виновником аварии, он не получит. Однако преждевременное восстановление машины чревато тем, что вы можете попросту не получить страховое возмещение по ОСАГО. Например, если основания для выплаты деньгами отсутствуют, и СК направит ремонтироваться на станцию техобслуживания.
Важное разъяснение Верховного Суда РФ!
Страховая не обязана отказывать в выплате по ОСАГО на том основании, что потерпевший отремонтировал автомобиль сразу после ДТП. На это в своей практике указывал Верховный Суд – в 2020 и 2021 году.
Приведём в качестве примера оба этих решения:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ремонт потерпевшим автомобиля до осмотра и/или экспертизы страховой не является основанием для отказа в страховом возмещении. Однако существует риск, что дело дойдет до спора и вам придётся обивать пороги судебных инстанций.
Без паники: как будут работать в долгие выходные автосалоны и СТО
В Москве и Московской области снова объявлены долгие выходные с 28 октября по 7 ноября из-за роста числа заболевших коронавирусом. Торгово-развлекательные центры, непродовольственные магазины и ряд других предприятий на полторы недели прекратят свою деятельность, рестораны будут работать навынос, а в музеи и театры можно попасть только по QR-коду. Понадобится ли QR-код автомобилистам, как планируют работать автосервисы и о чем нужно помнить, садясь в такси, — в материале «Известий».
Будут ли ограничивать передвижение на автомобиле
В Москве с 28 октября по 7 ноября введут нерабочие дни из-за ситуации с коронавирусом. Соответствующий указ мэр столицы Сергей Собянин подписал в четверг, 21 октября. С аналогичным заявлением выступил губернатор Московской области, Андрей Воробьев.
Приостанавливается работа всех предприятий и организаций сферы торговли, услуг, общественного питания, спорта, культуры, отдыха, развлечений за исключением тех, что обеспечивают функционирование городской инфраструктуры, предприятий непрерывного цикла и некоторых других. Однако передвижение между городами агломерации по-прежнему останется свободным. По словам источников в транспортных комплексах, вводить сейчас подобные запреты нецелесообразно.
«С 28 октября по 7 ноября ограничений передвижений на личном транспорте не планируется. У нас работают музеи, театры, усадьбы, просто с условием наличия QR-кодов, и мы понимаем, что людям в сложившихся условиях захочется выехать за город, поэтому не видим пока повода ограничивать автомобилистов. Более того, многие уедут на это время на дачу, так что ограничивать передвижение сейчас бессмысленно», — сообщил источник в транспортном комплексе Подмосковья.
Автосервис онлайн и шиномонтаж на «удаленке»
В то же время многие представители автобизнеса пока не знают, как пройдет неделя для них. Автосервисы настроены работать удаленно, а получать и выдавать автомобили на стоянке около мастерской.
«Работаем в штатном режиме с соблюдением всех норм безопасности и противодействия коронавирусной инфекции, предписанных Роспотребнадзором. Более 80% сотрудников станций в Москве и Московской области привиты. Все станции обеспечены средствами индивидуальной защиты и дезинфекции. При необходимости сотрудники станций могут принять клиентов дистанционно с оформлением заявки онлайн через сайт или приложение», — прокомментировали в пресс-службе Fit Service.
Бизнесмены ссылаются на первые строчки в указе мера, в которых говорится «. организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, за исключением обслуживания без посещения гражданами помещений таких предприятий», и отмечают, что дистанционная приемка автомобиля осуществляется на парковке станции мастером-приемщиком.
Поэтому фактически клиент не посещает сервис, а работы проводятся за закрытыми дверями. То же самое касается и актуального в эти дни шиномонтажа — клиент может записаться на смену резины онлайн, через приложение, чат-бот в мессенджере или по телефону. Перед тем как автомобиль отдадут владельцу, его продезинфицируют.
Продажи за закрытыми дверями
Автосалоны уже освоили дистанционные способы взаимодействия с клиентом и готовы перейти на работу онлайн.
«В нашей компании готовы к любому развитию событий. У нас разработаны стратегии с учетом всех возможных рисков, которые дают четкое понимание очередности действий. Например, организована четкая работа логистики и доставки, что позволит передать автомобиль каждому клиенту в любую точку страны. Также все сотрудники уже имеют опыт удаленной работы и готовы к этому. В случае если автосалонам разрешат работать, в компании, разумеется, будут соблюдаться все меры безопасности», — комментирует генеральный директор Fresh Auto Денис Мигаль.
Представители ГК «АвтоСпецЦентр» также ссылаются на прошлогодний опыт и утверждают, что все процессы по покупке и выдаче автомобиля отлажены.
«Безусловно, мы очень обеспокоены ухудшением ситуации с распространением коронавирусной инфекции и будем соблюдать социальную дистанцию, выполнять все предписания властей. Еще в 2020 году мы настроили все процессы, связанные с интернет-продажами автомобилей, дистанционной приемкой, доставкой, и, конечно, запустим их и сейчас. Уже заказанные автомобили будут выдаваться клиентам дистанционно», — комментирует генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОDOM», также утверждает, что его компания готова к переходу в онлайн.
«В этой ситуации мы планируем продолжить работу, однако некоторую часть сотрудников мы переведем на удаленный режим. Разумеется, это не ультимативное решение всех проблем, связанных с коронавирусной инфекцией: заразиться можно и вне рабочего пространства, а затем занести вирус в офис. Для того чтобы снизить вероятность такого сценария, все, кто не уйдут на удаленный режим работы, будут привиты. Таким образом, мы сделаем нашу работу безопасной и комфортной для всех», — отмечает Ольховский.
Игроки рынка обращают внимание на то, что пока возможность продолжать работу получили только представители продуктового ритейла. И велика вероятность, что дилерам снова, как и в 2020 году, придется закрывать автосалоны.
«В условиях существующего дефицита новых и подержанных автомобилей, а также постепенного снижения потребительского спроса из-за регулярного повышения цен на новые авто, динамика их продаж к концу года может оказаться отрицательной. За время предыдущего локдауна автодилеры реализовали на 72% меньше автомобилей в апреле и на 47,6% в мае, в этом году ситуация может повториться», — комментирует Денис Мигаль.
Многие автопроизводители также предлагают возможность приобрести автомобили онлайн. Например, General Motors на днях запустила сервис, с помощью которого можно дистанционно осуществить все этапы сделки, включая оплату и фактическую доставку машины марки Chevrolet или Cadillac. Скорый запуск онлайн-платформы анонсировал и Genesis.
АвтоВАЗ будет ликвидировать дефицит
Российские автомобильные заводы, которые в большинстве представляют градообразующие предприятия, заявили о готовности продолжать работу. Так, по данным паблика «Нетипичный АвтоВАЗ», завод в Тольятти будет работать на полную мощность. 20 октября частично приступила к работе последняя из простаивавших сборочных линий, на который производятся автомобили на платформе В0 (Lada Largus и Xray, а также Renault Logan и Sandero). До этого часто завод работал частично из-за нехватки запчастей.
Также продолжат работать предприятия Mercedes-Benz в Солнечногорске и Renault в Москве.
Такси оштрафуют, каршеринг отмоют
Будет также усилен контроль за соблюдением антиковидных норм на общественном транспорте, в том числе в такси и каршеринге. Причем могут оштрафовать как водителя и таксопарк, так и пассажира.
«Мы за свой счет обеспечиваем водителей партнеров средствами индивидуальной защиты, а также предупреждаем пассажиров о необходимости ношения маски во время поездки. Наша компания поддерживает требование о вакцинации водителей такси и на регулярной основе открывает мобильные пункты вакцинации, за свой счет закупает вакцины для водителей партнеров. Мы продолжаем вести информационную работу с таксопарками-партнерами о необходимости мотивировать водителей пройти вакцинацию. Перед каждой поездкой мы напоминаем пользователям и водителям не пренебрегать правилами защиты от коронавирусной инфекции и беречь свое здоровье и окружающих», — отметили в пресс-службе «Ситимобил».
По данным агрегатора, штраф за отсутствие или неправильное ношение маски водителем может составить от 4 тыс. рублей для него самого и до 300 тыс. рублей для таксопарка как юридического лица. Пассажир без маски в такси при выявлении такого нарушения сотрудниками ГИБДД также будет оштрафован. В Москве для физических лиц нарушение мер профилактики ведет к штрафу 4 тыс. рублей за первое нарушение и 5 тыс. рублей за повторное.
Каршеринговые сервисы продолжат усиленно мыть и дезинфицировать свои автомобили.
«Учащенный режим моек компания ввела еще весной 2020 года. Последний год мы видим тренд по росту суточной аренды. С 2020 по 2021 год их количество выросло в три раза. Поэтому сейчас полагаем, что наши пользователи еще активнее будут брать автомобили на более долгий срок, чтобы уехать за город. Новые правила каршеринга, разрешившие аренду автомобилей до семи суток, облегчат эту задачу», — сообщили в пресс-службе «Делимобиля».