можно ли ваучер аэрофлота передать другому лицу
Ваучеры за отмену рейсов. Как это работает и куда по ним можно улететь?
Пандемия коронавирусной инфекции серьезным образом оказала негативное влияние на жизнь населения всех стран, которые пострадали от распространения этого вируса. Одной из наиболее пострадавших сфер оказались туризм и связанные с ним сферы перевозок.
В Российской Федерации авиакомпании нашли выход, как постараться остаться на плаву и не понести серьезные убытки.
📋 Ваучер вместо денег за авиабилеты: что это такое и в каких случаях можно получить
Таким выходом стало предоставление ваучеров своим пассажирам взамен билетов, по которым они не смогли совершить перелет в запланированные даты.
Практически все авиакомпании, которые работают в России и приняли решение о необходимости возмещения средств за полет своим пассажирам в виде ваучеров, дополнительно предоставляют скидки своим клиентам на следующий рейс. Размер скидки напрямую зависит от того, какой класс полета выбирает человек: например, на билет эконом-класса с минимальным набором услуг размер скидки будет меньше, чем на билет в бизнес или первый класс с максимальным набором выбранных услуг.
По своей сути ваучеры – это специальные электронные документы (сертификаты), которые уведомляют пассажира об обязанности авиакомпании перевезти его по тому направлению, которое будет выбрано при покупке билета. Как правило, зачисление средств на ваучер пассажир видит в своем личном кабинете на сайте авиакомпании, клиентом которой он является. При этом когда человек захочет воспользоваться этим ваучером, он укажет идентификационные данные ваучера при покупке билета, чтобы использовать имеющиеся на депозите средства.
💵 Почему ваучер, а не деньги?
Предоставление ваучеров взамен возврата средств вызвано тем, что у авиакомпаний ограничен размер имеющихся денежных средств, которые они могут выплатить своим пассажирам в качестве средств за билеты. По этой причине им проще использовать «виртуальные» деньги, находящиеся на ваучерах, для оплаты последующих полетов своих пассажиров. Объем средств, затраченных на такое возмещение, будет существенно меньше, чем объем средств, которые потребуется вернуть сразу. При этом срок действия ваучера может составлять до одного года (у Аэрофлота – три года) с момента оформления, в результате чего удастся избежать огромного одновременного наплыва пассажиров, желающих воспользоваться своим правом на перелет.
💰 Можно ли обналичить деньги, продав ваучер
Любые попытки обналичить ваучер являются мошенническими: абсолютно все авиакомпании, которые приняли решение не возвращать средства своим клиентам в их реальном виде (например, путем перечисления на карту, с которой был совершен платеж), а вернуть в виде ваучеров или сертификатов на следующие полеты, единогласно утверждают, что обналичить ваучеры нельзя.
Более того, в сети интернет сейчас появилось большое количество предложений купить ваучеры и предоставить взамен наличные средства. Эти предложения носят мошеннический характер, так как представители разных авиаперевозчиков говорят о том, что использовать свой ваучер человек может либо лично на себя, либо на кого-то другого, кого он сам зарегистрирует в системе покупки билетов (условие передачи ваучера другому пассажиру), так как такая передача сертификата тщательно контролируется и охраняется с помощью нескольких этапов проверок.
🛩 Рейсы и направления, где действует ваучер
На какие именно рейсы удастся использовать свой ваучер (или сертификат – в зависимости от того, как его называют в авиакомпании), следует уточнять у той компании, в которой он был оформлен.
Подавляющее большинство авиакомпаний, которые работают в Российской Федерации, сообщают о возможности использования данных депозитов как на внутрироссийские, так и на международные рейсы. Единственным условием является осуществление перелета до конца срока действия ваучера: так, если ваучер действует до 30 декабря 2020 года, то и перелет по билету, купленному по этому ваучеру, должен быть осуществлен до указанной даты.
👍 Получение ваучера Аэрофлота и других авиакомпаний за отмененный рейс
Вне зависимости от того, о какой именно авиакомпании идет речь, порядок оформления происходит на основании того билета, который не был использован по объективным причинам, независящим от самого пассажира.
Если пассажир принял решение о необходимости оформления себе ваучера для того, чтобы сохранить свои средства, ему необходимо:
Необходимо тщательно проверить, чтобы в полях анкеты на оформление ваучера были верно указаны сведения о паспортных и иных идентификационных данных человека, а также о тех, кто еще был запланирован в качестве пассажира на перелет.
Также потребуется указать адрес электронной почты, куда поступит код активации ваучера для последующих покупок.
⏰ Срок действия
Разные авиакомпании указывают различные сроки на использование ваучеров. При этом следует различать два типа сроков:
Точный срок действия ваучера необходимо уточнять в авиакомпании, где он оформляется.
👇 Основные условия для использования
Ваучер используется для оплаты перелета пассажира, провоза багажа, оплаты дополнительного питания и т. д. В тот момент, когда происходит оформление ваучера, необходимо уточнить информацию о том, на какие действия его можно использовать.
К числу основных условий, которые следует соблюдать для использования ваучера, относятся:
💡 Вернут ли деньги, если пассажир так и не воспользовался ваучером?
Если пассажир не воспользовался своим ваучером до истечения его срока действия, то рассчитывать на возврат денежных средств пока – по действующим сегодня правилам – не приходится.
Однако можно попытаться вернуть средства в их «реальном» виде, если осуществить претензионный порядок работы с авиакомпанией. Для этого необходимо:
Если в течение тридцати дней компания ответила на поступившее к ним претензионное письмо, то следующим шагом становится обсуждение порядка возврата неиспользованных средств несостоявшемуся пассажиру.
❗ Утеря ваучера: что делать
Возможность восстановления утерянного ваучера следует уточнять в конкретной авиакомпании.
Так, например, Аэрофлот в правилах оформления своего ваучера указывает, что если документ будет передан пассажиром третьим лицам, ответственность за такую передачу будет лежать полностью на самом пассажире.
В то же время, если человек сможет доказать, что утеря произошла по независящим от него причинам, например, из-за взлома почтового сервера, то восстановление утерянного ваучера может быть осуществлено при обращении пассажира в службу безопасности авиакомпании.
👉 Плюсы и минусы сертификата
Плюсы:
Минусы:
⚡ Насколько документ учитывает интересы пассажиров
Пассажиры, столкнувшиеся с отменой своего перелета или самостоятельно отказались от использования услуг авиакомпании по запланированному рейсу, приходят к мнению, что политика перевозчиков по предоставлению ваучеров вместо возврата средств для того, чтобы в будущем пассажир мог оплатить сертификатом свое путешествие, не соблюдает их интересы.
Более того, они сходятся во мнении, что такая политика со стороны авиакомпаний, наоборот, ущемляет их права: использовать ваучер можно только на регулярные рейсы, а не все пользуются такими перелетами, потому что чартеры в некоторых случаях оказываются гораздо удобнее и выгоднее.
❓ Часто задаваемые вопросы
Нет, разницу деньгами не возвращает практически ни одна авиакомпания. В исключительных случаях остатки денежных средств могут быть зачислены на бонусные счета. Однако данный вопрос следует уточнять в вашей компании-перевозчике.
Если в вашей авиакомпании предусмотрены обезличенные ваучеры, то вы можете передать его кому-то другому, но при строгом соблюдении правил, которые предусмотрены для этого перевозчиком.
Потому что это – прямые убытки для нее. И у перевозчика может просто не хватить средств для того, чтобы возместить затраты всем желающим. Так как средства используются не только на чистую прибыль компании, но также и на оплату эксплуатации самолетов, обслуживающей техники, а также на зарплату персоналу.
Основное количество перевозчиков не допускает разделения суммы на ваучере на несколько платежей. Однако следует учесть, что в каждой компании-перевозчике имеются свои правила. Кроме того, они могут быть пересмотрены для каждого конкретного случая.
Если оформлен надлежащий претензионный порядок, то средства будут возвращены пассажиру в том объеме, который предусмотрен действующим законодательством для возвращения средств. Если такой порядок соблюден не был, и пассажир отказался от ваучера, то средства могут и не быть возвращены.
«Аэрофлот» пояснил, как можно использовать авиационный ваучер
Кабмин утвердил постановление о ваучерах вместо денег за билеты на рейсы, которые отменили из-за коронавируса. Кто может рассчитывать на такой ваучер и что даёт этот документ, и на что могут рассчитывать туристы оплатившие поездку за границу ещё до пандемии?
Видовые пейзажи зарубежных курортов для российских туристов пока в зоне недосягаемости. COVID-19 изменил не только маршрут, но и время отдыха. Авиакомпании корректируют расписание и несут убытки. Пассажиры спешат реанимировать отпуск и использовать свой билет в лето. Теперь это можно сделать по новым правилам. В Правительстве утвердили постановление о ваучерах за отмененные авиарейсы.
«Принятое постановление правительства дает авиакомпаниям права в подобных непростых ситуациях изменять условия договора, то есть, предоставлять пассажиру специальный документ, это ваучер, который подтверждает, что авиакомпания обязана оказать услугу на оплаченную сумму в будущем, или же вернуть средства», – пояснила Юлия Спивакова, пресс-секретарь ПАО «Аэрофлот».
Такой механизм будет применяться только к договорам, заключенным до 1 мая этого года. Мера вынужденная, чтобы избежать банкротства авиакомпаний. Теперь, в качестве компенсации за отмененные рейсы, клиенту вместо денег предложат ваучер. Электронный документ, в котором хранится возвратная сумма авиабилета. Ваучером можно оплатить будущие полеты полностью или частично. Рейс, дату и время выбирает пассажир.
«Действует ваучер три года, оформить его можно в электронном виде, мы уже внедрили процедуру оформления ваучеров, надо сказать, она пользуется спросом. Удобно, что использовать ваучер можно, как при оплате нового билета, так и для оплаты дополнительных услуг авиакомпании», – добавила Юлия Спивакова, пресс-секретарь ПАО «Аэрофлот».
Чтобы оформить ваучер, необходимо направить перевозчику уведомление, указать персональную информацию и номер бронирования. А вот обналичить такой билет и вернуть реальные деньги можно только спустя три года с даты отправления рейса. Некоторые категории граждан могут воспользоваться этим правом раньше срока. Альтернативу несостоявшимся путешествиям ищут и туроператоры.
«Из- за временных ограничений, которые действуют с 27 марта, туристические компании перебронируют туры на последующие даты и суммы таких оплаченных туров составляют не менее 50 миллиардов рублей. Туристические компании предлагают своим туристам перенести сроки поездки вплоть до 31 декабря 2021года», – отметил Дмитрий Горин, советник руководителя Ростуризма.
И тут возможности не ограничены. Если путь в другие страны по-прежнему закрыт, а отпуск уже начался. Клиенты могут заменить несостоявшийся зарубежный тур на отечественный. Отправиться в туристический вояж вместо Турции, например на Камчатку, в Сочи, Крым или другие регионы страны. Уже по оплаченному ранее пакету. Или перебронировать прежний тур на более поздний срок.
«Мы предлагаем всегда туристам выбрать другие даты, которые им подходят, и перенести поездку на то же самое количество дней в тот же самый отель, в ту же самую страну, за те же самые деньги, которые ими уже оплачены», – уверяет Вадим Островский, генеральный директор туроператора.
Отменить поездку и вернуть оплаченные деньги тоже можно, для этого необходимо обратиться к турагенту и написать соответствующее заявление. Если круиз по собственной гостиной в режиме изоляции уже закончился, то возобновление международных рейсов, по самым оптимистичным прогнозам экспертов может стартовать не раньше сентября.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Можно ли отказаться от ваучера авиакомпании и вернуть деньги за отмененный рейс
Миллионы путешественников по всему миру не могут вернуть собственные деньги за купленные авиабилеты. А связано это с тем, что авиакомпании вместо денег предлагают им забрать сертификаты, или так называемые ваучеры. И пока юристы спорят, насколько это законно, Госдума 22 мая в третьем чтении приняла законопроект, который позволит транспортным компаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денег за отмененные из-за коронавируса поездки. Рассказываем, можно ли отказаться от этих ваучеров и вернуть свои деньги назад и вообще стоит ли делать это в сложившейся ситуации.
Член общественного совета при Минтрансе, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что при помощи ваучеров пассажирам, по сути, предлагают прокредитовать авиакомпании, но в этом случае клиент рискует: непонятно, когда будет следующий полет, и есть опасность, что компания, выдавшая ваучер, обанкротится и не сможет выполнить обещанные рейсы, опасается он.
«Если человек путешествует один-два раза в год, а таких в России очень много, брать ваучер ему нет смысла», – рассказал «Российской газете» Зотов. Деньги за билет многим нужны прямо сейчас.
У многих возникает вопрос, законно ли то, что авиакомпании выдают пассажирам ваучеры вместо денег. Хотя Госдума и приняла этот законопроект, юристы утверждают, что пока в действующих законах России ни о каких ваучерах не говорится. Сначала этот законопроект должен одобрить Совет Федерации, затем – президент. И только после этого он вступит в силу.
«В настоящее время ни гражданское, ни воздушное законодательство, ни законодательство о защите прав потребителей не содержит упоминаний о ваучерах авиакомпаний», – рассказала «Московскому комсомольцу» к.ю.н., директор Центра исследований и экспертиз Финансового университета при правительстве РФ Венера Шайдуллина.
По мнению руководителя АБ «Панфилов и партнеры» Алексея Панфилова, ваучеры нарушают федеральное законодательство о защите прав потребителей и гражданское законодательство.
«Нет гарантий, что в момент, когда пассажир захочет совершить поездку, воспользовавшись ваучером, авиакомпания еще будет существовать. Значит, потребитель и услугу не получит, и деньги свои не увидит. Этот ваучер будет для него бессмысленной бумагой», – заявляет он.
«Гарантий возврата, конечно, нет. Билет же – не депозит, покрываемый Агентством по страхованию вкладов или его аналогом в других странах. Это обязательство компании. Так что если в ходе банкротства у компании будет недостаточно активов на исполнение своих обязательств, то можно не получить ничего», – рассказала РБК независимый финансовый советник Наталья Смирнова.
Не советует рассчитывать на денежную компенсацию и проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Если авиасообщение возобновляется, а проблемы будут только у одной или нескольких авиакомпаний, то владельцам билетов в лучшем случае могут предложить обменять их на билеты другой авиакомпании – в рамках рекламной акции. Если же сроки пандемии затягиваются и авиасообщение не возобновляется дольше года и более, то это типичный случай форс-мажорных обстоятельств, при которых «никто никому ничего не должен».
В случае банкротства авиакомпании эксперты советуют идти в арбитражный суд. По закону кредитор имеет право на погашение задолженности после продажи имущества компании, подчеркивает Венера Шайдуллина.
К примеру, в «Аэрофлоте» нам сообщили, что пассажир имеет полное право отказаться от предлагаемого ваучера. Для этого нужно:
В случае отказа авиакомпании в возврате денег идите в суд.
Но! Лучше вам поторопиться, так как юристы утверждают, что после «узаконивания» ваучеров шансы вернуть деньги за авиабилет снизятся в разы.
Однако эксперты утверждают, что хотя теоретически возможность вернуть «живые» деньги и есть, но практически сделать это будет очень сложно. Конечно, можно попробовать вернуть деньги через суд, но юристы предупреждают, что сделать это быстро не получится. К тому же сейчас с авиакомпаний и взыскивать-то нечего. Более того, будет ли это выгодно пассажиру? Ведь в случае судебной тяжбы придется потратиться на услуги юристов.
Как передать мили Аэрофлота
Баллы, которыми авиакомпания поощряет лояльность участников программы, можно переводить со счета на счет. Как передать мили Аэрофлота? Делясь своими бонусами, придется соблюдать установленные правила.
Можно ли передать мили другому участнику?
Сразу после старта программы возможность делиться своими баллами с другими участниками отсутствовала. Со временем правила были пересмотрены – с 2017 года в Личном кабинете в разделе «Потратить…» появился подпункт по переводу авиамиль. Эта операция имеет ограничения по объему перечисляемых единиц, к тому же она не бесплатна.
Условия проведения транзакции
Можно ли передать мили Аэрофлота другому лицу, вступив в программу недавно? Правилами запрещено выполнять такую транзакцию ранее, чем через 3 месяца после регистрации. Каждый новый участник получает на свой счет поощрительные баллы в количестве 500 ед. Чтобы не возникло желания перебросить их с нескольких счетов на 1 и предусмотрено такое ограничение. По истечению 90 дней операция возможна, но использовать можно только имеющиеся на счету баллы – мильный кредит взять для этих целей не получится.
Передать мили другому человеку не может участник клуба Юниор (в нем состоят дети 2-12 лет).Транзакция доступна только в случае, если совершающее перевод лицо старше 12 лет и имеет в своем активе хотя бы 1 перелет за деньги на протяжении последних 2 лет (не учитываются полеты по специальным тарифам, бесплатному билету, на чартерном рейсе).
Установленные лимиты
До 20.08.19 г. лимиты по годовому объему авиамиль и количеству баллов в 1 партии составляли соответственно 50 тыс. ед./5 тыс. ед. Эти цифры были пересмотрены – теперь на протяжении года участник имеет право отправить другому человеку 60 тыс. ед. (1 транзакция – не более 6 тыс. ед.). Количество передаваемых бонусов должно быть кратно 500.
Стоимость
Можно ли бесплатно передать мили Аэрофлота другому? Такая транзакция выполняется после оплаты тарифа. Находясь на базовом уровне, можно расплатиться только деньгами – цена вопроса составляет 1500 руб. (до 20.08.19 г. сумма была меньше – всего 600 руб.). Члены элитного клуба имеют возможность частично компенсировать свои затраты авиамилями. За 1 транзакцию взимается 20% от переводимого количества баллов. Это значит, что при отправке 500 ед. счет уменьшится на 600 ед. (500+20%). На протяжении года владельцы Серебряной карты могут расплатиться бонусами за отправку 10 тыс. ед. (за остальные 50 тыс., если они будут переводиться, придется платить деньгами). Золотой уровень получает право заплатить бонусами за 20 тыс. ед., а Платиновый – за 30 тыс.
Можно ли повысить статус?
Можно ли передать мили Аэрофлота другому человеку для того, чтобы он получил право на вступление в элитный клуб? Такая возможность отсутствует. Даже если авиамили были получены за перелеты, после транзакции они теряют статус квалификационных. Единственное, на что они дают право – получение различных премий. На статус они никаким образом не влияют и при подсчете баллов на повышение квалификации не учитываются.
Возможные риски
Решив подарить авиамили другому участнику, стоит учесть – обратно на счет из вернуть невозможно. При заполнении полей нужно быть предельно внимательным при указании как адресата, так и количества авиамиль. По неосторожности можно отправить бонусы другому человеку или случайно приписать лишний «0» к цифре.
Другой возможный риск – нет никакой гарантии, что к моменту поступления бонусов на нужном рейсе окажутся свободные премиальные билеты (их быстро разбирают, особенно в «горячий» сезон). Это значит, что придется подыскивать другой рейс, а там вполне возможно мильная цена окажется выше.
Правила оформления
Как передать мили Аэрофлот Бонус? Перейдя на главную страницу aeroflot.ru, нужно войти в Личный кабинет, введя пароль и номер участника (вместо него допускается использовать номер телефона или адрес электронной почты). Если пароль забыт, его можно восстановить. Для входа в свой аккаунт нужно также ввести код, который будет отправлен системой с помощью СМС.
После успешной авторизации остается выбрать нужную категорию (Потратить…) и подпункт (Перевод…). Система предложит ознакомиться с правилами – они периодически обновляются, поэтому лучше внимательно их изучить.
Переслать мили можно любому другому участнику программы – родственные связи совсем необязательны.
Заполнив поля «адресат» и «количество единиц» нужно завершить операцию, согласившись с правилами, введя код из СМС, оплатив транзакцию баллами или деньгами (в зависимости от статуса).
Мили Аэрофлот можно передать другому лицу – это дало «зеленый свет» их продаже. Но стоит учесть, что такая транзакция не приветствуется правилами программы – коммерческое использование авиамиль запрещено. Это значит, что продавая бонусы через форумы и открытые площадки, участники могут остаться и без честно заработанных баллов, и без денег (мошенники не упускают возможности поживиться за чужой счет, а случаи блокировки счета встречаются все чаще). Без рисков удастся продать баллы, воспользовавшись помощью Гаранта. Мы создаем все условия для купли-продажи бонусов, предлагаем конкурентные цены, переводим деньги на карту удобного для клиента банка.
Аэрофлот ваучер или сертификат отличия
Во время пандемии коронавируса все рейсы отменяются, самолёты не летают, поездки переносятся. Авиакомпании и авиаагентства оказываются не состоянии вернуть деньги сразу всем своим клиентам и принимают решение о предоставлении им ваучеров или сертификатов вместо реальных денежных средств.
Что такое ваучер или сертификат от авиакомпании или авиаагентства
Этот документ даёт держателю право оформить авиабилет на ту же сумму и полететь в другое время, т.е. использовать ваучер на будущие полёты. Получить деньги на руки нельзя.
Ваучер — это электронный документ, в котором хранится возвратная сумма авиабилета. Это не прямой возврат средств наличными или на платежную карту.
Пример того, как выглядит сертификат
Пример того, как выглядит сертификат
Как это работает
Денежные средства, равные сумме возврата, зачисляются на депозит клиента в личном кабинете авиакомпании или агенства. Этой суммой пассажир сможет оплатить будущие полёты. При этом рейс, дата и время вылета и даже авиакомпания, в случае, если денежные средства зачисляются в аккаунте авиаагентства, могут быть изменены пассажиром по желанию.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила распространить такой механизм на рейсы до конца этого года.
У каждой авиакомпании свои условия получения и использования ваучера: Так некоторые авиаперевозчики просят агентства по продажам авиабилетов выписывать специальный документ — EMD, некоторые же заставляют на сайте авиакомпании подавать заявку на этот ваучер.
Почему авиакомпании не могут вернут деньги клиентам
Из-за того, что пассажиропоток во время коронавируса резко упал, новые авиабилеты практические не продаются, авиакомпании не могут вернуть те деньги, которые их клиенты ранее потратили на билеты.
Чем выгоден ваучер
Какие российские авиакомпании уже используют ваучеры, условия получения и использования
При том, что общий смысл использования ваучера понятен, у каждой авиакомпании свои условия для получения и сроки действия документа.
Ваучер авиакомпании «Победа»
Лоукостер «Победа» первым в России объявил о компенсации средств в таком виде, ещё в конце марта. Условия использования документа:
Ваучер авиакомпании S7
S7 предлагает клиентам оформить возврат в виде сертификата.
Документ действует один год с момента получения, продлить срок действия нельзя.
Ваучер авиакомпании «Аэрофлот»
Если рейс отменили, при оплате сертификатом клиенту предоставляется единоразовая скидка 15% от действующего тарифа на новый перелёт. Для пассажиров с билетом по тарифу «Максимум» при оплате ваучером предоставляется единоразовая скидка 25%.
Условия использования сертификата:
Сертификаты оформляют в офисах и представительствах авиакомпании, которые есть далеко не во всех городах страны.
Ваучер авиакомпании «Уральские авиалинии»
Авиакомпания предлагает несколько вариантов пассажирам, чьи рейсы отменили. Клиенты могут:
Условия использования сертификата:
Ваучер авиакомпании Nordwind Airlines
Предложения для клиентов, чьи рейсы не состоялись:
Условия использования сертификата:
Ваучер авиакомпании «Азимут»
Условия использования сертификата:
Если держатель покупает билет стоимостью ниже номинала сертификата, остаток не возвращается. Использовать его при следующей покупке нельзя.
Какие зарубежные авиакомпании уже используют ваучеры, условия получения и использования
Ваучер авиакомпании Emirates
Авиакомпания Emirates предлагает ваучеры пассажирам, чьи рейсы были отменены из-за коронавируса и введённых ограничительных мер.
Условия использования сертификата:
Ваучер авиакомпании Alitalia
Авиакомпания обменивает на ваучеры только билеты с датой вылета до 30 июня 2020 года. Для получения документа необходимо обратиться в call-центр (+39 0665649) перевозчика.
Условия использования сертификата:
Ваучер авиакомпании Qatar Airways
Путешественники, купившие билет авиакомпании Qatar Airways с вылетом до 30 сентября, могут обменять проездной документ на ваучер для будущих поездок. Оформить его можно, позвонив в контакт-центр или обратившись в представительство перевозчика.
Условия использования ваучера:
Ваучер авиакомпании KLM
Пассажиры, забронировавшие билет авиакомпании KLM до 21 апреля 2020 года и отказавшиеся от поездки, могут получить туристический ваучер. После указанной даты оформить сертификат разрешено только тем клиентам, чей рейс отменён авиакомпанией.
Условия использования сертификата:
Остерегайтесь мошенников
Если вам звонят представители авиакомпании и спрашивают данные банковской карты для возврата денег — это мошенники. Ни в коем случае не раскрывайте им эту информацию. В другом случае пассажирам могут предложить купить ваучер или вывести с него депозитные деньги, но сделать легально этого невозможно.
Для того, чтобы избежать обмана, изучите информацию на сайте авиакомпании и сообщите перевозчику о нарушении, если вы столкнулись с мошенником.
Вместо билета: в чём особенность новых ваучеров авиакомпаний
Что такое «ваучер» или «сертификат» от авиакомпании
Если кратко, то ваучерами принято называть какие-либо документы, которые подтверждают скидку на товар или услугу. Наверняка вы держали в руках когда-нибудь хоть один подобный ваучер, который, например, позволял вам купить холодильник со скидкой.
Но в нынешних обстоятельствах ваучерами заменили возврат денег за билеты. Коронавирус повлиял на воздушные перевозки: границы закрыты, полёты ограничены, люди сдают купленные билеты и хотят получить деньги назад. Это вполне логично, ведь рейсы не состоялись не по их вине. Но авиакомпании приняли решение не возвращать деньги. Вместо этого они придумали выдавать электронные ваучеры, или сертификаты (в принципе, неважно, как их называть).
Процесс следующий: деньги зачисляют на депозит клиента (в личном кабинете на сайте) в счёт будущих полётов, и пассажир может изменить дату вылета и рейс в соответствии со стоимостью отменённого билета. Каким-либо образом обналичить эти деньги нельзя.
Кому и зачем нужны ваучеры
Ну, точно не пассажирам. Мы слышали разные истории, и всех их объединяет недовольство: люди хотят получить осязаемые деньги, а не призрачный сертификат на полёт, который неизвестно когда состоится. И состоится ли вообще.
Ваучеры нужны, в первую очередь, авиакомпаниям: им просто не хватает запасов средств, чтобы вернуть деньги всем, кто сдаёт билеты. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) сообщила, что ситуация с авиаперевозками в России продолжает ухудшаться. К середине апреля пассажиропоток уменьшился на 95%, представители отрасли просят субсидии и деньги на топливо.
13 апреля АЭВТ отправила в Правительство России письмо. В нём предлагали помочь авиационной отрасли.
Цитата из письма: «…позволить авиакомпаниям вместо возврата пассажиру и/или грузоотправителю денежных средств за перевозочный документ сохранять неиспользованные перевозочные документы в качестве «ваучеров» или выдавать «ваучеры» или иной, установленный законодательством, документ».
Другими словами, просят внести такой закон, который позволил бы авиакомпаниям не возвращать деньги за билет, а выдавать вместо них ваучер на следующий полёт. Теперь уже официально.
глава службы поддержки туроператора Biletix
Авиакомпании оказались в тяжёлой ситуации, когда они ищут возможность сохранить все денежные средства у себя. В этом их поддерживают международные авиационные регуляторы, такие, как Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), призывающая узаконить билетные сертификаты, как форму возврата за отменённые рейсы.
Несколько российских компаний уже ввели практику возвратов в виде билетных сертификатов. Однако у каждой авиакомпании свои индивидуальные условия по их использованию.
Как работают ваучеры в авиакомпаниях
По действующему законодательству России за отменённые рейсы авиакомпании должны возвращать деньги за билеты в полном объёме.
S7 Airlines
S7 предлагает такую формулировку: «Деньги можно вернуть в виде сертификата». То есть, по сути, деньги возвращают, но не в самом привычном нам виде. К сумме каждого сертификата S7 начисляют ещё 10% от его стоимости. Срок действия — один календарный год с момента оформления, и продлить срок нельзя.
Ваучером можно оплатить билет с таксами и сборами, дополнительный багаж, места в самолете, спецпитание, перевозку питомца. При этом пассажиров в билете можно поменять: если вы брали билет на себя, то ваучером можно оплатить билет, оформленный на другого человека. Если сертификат использован не полностью, остаток не сгорит и его можно использовать позже.
В январе мы собрались с ребёнком в Таиланд. Тогда ещё вирус был только в Китае, никто ничего не знал. Мы готовили сложный маршрут, с пересадками и заездом в Куала-Лумпур. Но хорошо, что у меня не было времени сразу распланировать все рейсы, иначе сейчас на руках оказалась бы куча этих ваучеров.
В итоге купили два билета в одну сторону из Владивостока в Бангкок на 7 июня. Билеты взяли возвратные на случай, если передумаем лететь. Класс «эконом» стоил 24 000 рублей, а я специально заплатила больше, 38 900 рублей, чтобы при необходимости вернуть деньги.
В начале апреля я уже решила, что никуда не полечу, потому что Таиланд закрыт, и к июню запрет не снимут. Зачем рисковать? Зашла на сайт S7 и увидела информацию, что обменять билет можно только на ваучер. Я сразу обратилась на горячую линию — там посоветовали написать через форму «Обратной связи». В ответ мне написали, что вернуть деньги теперь нельзя, но можно получить сертификат и полететь потом.
Мне это неудобно, потому что если я не полечу сейчас, я не полечу в этом году вообще по личным обстоятельствам. Я для этого и брала билет с возможностью возврата. А меня лишили выбора и в одностороннем порядке предложили сертификат вместо билета. Обычно мы летаем чартерами, а в этот раз сделали исключение, поэтому я ещё и лишаюсь возможности полететь в следующий раз чартерным рейсом — ваучер действует только на регулярные.
«Аэрофлот»
«Аэрофлот» в апреле перестал возвращать деньги за отменённые рейсы. При этом оформление ваучеров компания начнёт не раньше 15 мая. Механизм работы ваучеров тоже пока не известен. Планируют, что ваучер со скидкой будут выдавать до конца 2020 года и для российских, и для международных рейсов, а срок действия ваучеров составит три года.
Важный нюанс: оформить ваучер можно будет только в офисе или представительстве «Аэрофлота».
Lufthansa
Вместо отменённого билета авиакомпания предлагает билетный сертификат на ту же сумму и дополнительную скидку в 50 евро на следующую поездку.
У этого сертификата есть несколько нюансов:
Finnair
Finnair предлагает вернуть деньги на банковский счёт пассажира или на кредитную карту, либо выдать подарочный ваучер. Он оформляется на стоимость купленного билета плюс дополнительные 10% от суммы, а действует в течение года. Хотя даты путешествия можно выбрать на более позднее время. Если билет будет стоить дешевле, то остаток можно потратить на другие билеты, а если дороже — доплатить.
Ваучер не персональный, поэтому его можно передать другому человеку или оплатить им билеты других пассажиров. Билеты бронируются на рейсы Finnair (с кодом AY) через сайт или центр обслуживания клиентов.
Последние события
12 стран Евросоюза просят Еврокомиссию временно изменить правила компенсации. Вместо полного возврата средств за билеты предлагают предоставлять клиентам ваучеры на будущие полёты. С такой совместной инициативой выступили министры транспорта Бельгии, Франции, Нидерландов, Ирландии, Чехии, Польши, Латвии, Португалии, Мальты, Кипра, Болгарии и Греции.
В России Федеральная антимонопольная служба изучит процесс выдачи ваучеров у некоторых авиакомпаний и сравнит цены на билеты отменённых и планируемых рейсов. Также ФАС советует авиакомпаниям настроить обмен таким образом, чтобы люди могли делать это онлайн, а не только в офисах продаж, как это планирует сделать «Аэрофлот».
Мошенники
Будьте осторожны и не попадайтесь на мошеннические схемы. В сложившейся ситуации вам могут предложить купить ваучер, как иногда это делают с бонусными милями.
Такое несложно провернуть с неперсональными ваучерами, как, например, у Finnair или S7. Если его можно передать другому человеку, то, возможно, такой сертификат будут пытаться продать. Но не зная всех нюансов такой купли-продажи, вы можете попасть в ловушку и отдать деньги просто так, не получив ничего взамен.
Если вам предложат каким-либо образом вывести депозитные деньги за ваучер, тоже не верьте. Сделать это легальным путём невозможно. Лучше позвоните в авиакомпанию и сообщите о нарушении.
Электронный ваучер от «Аэрофлота» становится реальностью. Разбираемся что и как?!
Самолет авиакомпании «Аэрофлот». Изображение взято из открытых источников Internet
Самолет авиакомпании «Аэрофлот». Изображение взято из открытых источников Internet
Национальный перевозчик России, компания «Аэрофлот» объявил, что система оформления электронных ваучеров взамен неиспользованной перевозки, приобретенной до 1 мая 2020 года, прошла тестовый режим и готова к использованию. В пресс-службе перевозчика заявили, что версия была доступна в тестовом режиме на сайте авиакомпании с 26 мая 2020 года.
Справочно: электронный ваучер оформляется бесплатно по заявлению пассажира.
Для оформления ваучера понадобятся:
Возможность оформления электронных ваучеров распространяется на неиспользованные авиабилеты, а также приобретенные дополнительные услуги.
Пресс-служба «Аэрофлота» уточняет:
«Электронный ваучер может быть использован для оформления любого количества билетов или услуг. Электронный ваучер может быть использован только пассажиром, на имя которого оформлен обмениваемый билет»
Интересным фактом является возможность использовать электронный ваучер для оформления билетов на рейсы «Аэрофлота» и дочерних авиакомпаний «Россия» и «Аврора», выполняемых под кодом SU.
В случае, если сумма (номинал) ваучера меньше стоимости нового билета или услуги, потребуется доплата разницы.
«Аэрофлот» предусмотрел для своих клиентов дополнительные бонусы:
Можно с уверенностью сказать, что введение системы электронного оформления ваучеров через сайт, существенно упростит процедуру компенсации для владельцев неиспользованных билетов.
Справочно: ранее, возможно было совершить обмен на бумажные сертификаты только в очном режиме, т.е. клиентам требовалось личное присутствие в офисах «Аэрофлота», что приводило к очередям и прочим неудобствам.
Система работает, все хорошо, но практикой оформления ваучеров вместо возврата денежных средств клиентам заинтересовалась, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверит ваучеры авиакомпаний, в результате служба направила в правительственные структуры и Ростуризм письмо, в котором выражает озабоченность большим количеством жалоб на отказ авиакомпаний возвращать деньги и подчеркивает, что:
«сам факт принуждения пассажиров к получению сертификатов на безальтернативной основе, а также установленные ограничения на их получение и использование являются грубым нарушением прав потребителей и антимонопольного законодательства».
Позицию ФАС поддержал вездесущий Роспотребнадзор. Ведомство в последнее время проявляет дюжую активность и выдает множественные рекомендации всем видам деятельности, доходящие порой до абсурда.
Регулятор усмотрел ущемление прав граждан в подготовленном Минтрансом проекте правительственного постановления, которое допускает одностороннее расторжение авиакомпанией договора авиаперевозки при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации — денежная выплата заменяется сертификатом на будущий перелет.
РБК сообщает о позиции Роспотребнадзора со ссылкой на его письмо в Минэк, Минтранс и Минфин.
А как считаете вы, является ли выдача электронного документа(ваучера) на право переноса денежных средств за перевозку удачным шагом? Или все совсем наоборот и клиенты снова пострадают?
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на канал!
Всего вам самого наилучшего, до новых встреч!
Советую ознакомиться с моими статьями по теме возобновления авиаперевозки: