можно ли велосипедисту ехать по выделенной полосе для автобусов
«Выделенка»: правила поведения
В связи со стремительным увеличением числа так называемых выделенок или полос «А» на российских, и в особенности московских, дорогах остро встал вопрос об ограничениях, связанных с этими полосами, а также о санкциях за их несоблюдение. Как ездить и не нарушать? Что грозит за нарушение?
Ответы на эти и другие вопросы читайте в данной статье, подготовленной специалистами компании «Гарант».
Мы благодарим за содействие в подготовке материала пресс-службу ГУОБДД МВД России и лично референта пресс-службы Лейбова Дмитрия Андреевича.
Что такое «выделенка»?
Отметим, что в ПДД четко определено, что полоса для маршрутных ТС в обязательном порядке обозначается дорожными знаками 5.11 (дорога с полосой для маршрутных ТС), 5.13.1 и 5.13.2 (выезд на дорогу с полосой для маршрутных ТС), 5.14 (полоса для маршрутных ТС).
Каковы ограничения «выделенки»?
На дорогах с полосой для маршрутных ТС движение и остановка других транспортных средств на этой полосе запрещены.
Однако если такая полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Также в таких местах разрешено заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части, но только при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
Обратите внимание: пересекать сплошную линию для заезда на выделенную полосу нельзя при любых условиях. Для посадки-высадки пассажиров у обочины придется искать разрывы.
Правила на остановках и около них
Напомним также о положениях ПДД, касающихся остановок маршрутных ТС.
В местах остановок маршрутных транспортных средств запрещены развороты. Также ближе 15 м от мест их остановки, обозначенных разметкой 1.17, запрещены остановка и стоянка. При отсутствии такой разметки нельзя осуществлять остановку или стоянку ближе чем в 15 м от указателя места остановки маршрутных ТС. Однако в указанных случаях допускается остановка для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств.
При этом в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.
Ответственность за нарушения
За нарушение правил движения по дорогам с выделенной полосой «А» в настоящее время привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 12.16 (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) КоАП РФ. В качестве санкции в ней предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере 300 руб.
Будьте внимательны! При указанных нарушениях на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств неприменима ч. 1 ст.12.15 (Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда) КоАП РФ (по которой предусмотрен штраф 500 руб.). Она применяется при нарушениях положений раздела 9 (Расположение транспортных средств на проезжей части) ПДД. В этом разделе ни слова не говорится о полосе для маршрутных ТС. Несмотря на это, известны случаи, когда водителей пытались привлечь к ответственности именно по этой статье КоАП РФ. Но суды и руководство Госавтоинспекции разъясняют, что это неправильно, и отсылают именно к ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
Штрафы с 1 июля 2012 года
Двухколесный транспорт на выделенной полосе для общественного транспорта
Добрый день, уважаемый читатель.
Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях двухколесные транспортные средства (мопеды, скутеры и велосипеды) могут выезжать на полосу для маршрутных транспортных средств, а когда делать этого категорически нельзя.
Для многих водителей эта проблема весьма и весьма актуальна, т.к. именно сейчас на территории страны установилась достаточно теплая погода и начался полноценный «двухколесный» сезон.
На страницах Pddmaster.ru уже неоднократно шла речь как о выделенных полосах для общественного транспорта, так и о правилах дорожного движения для водителей двухколесных транспортных средств:
В целом, с тех пор ничего не изменилось, и никаких усовершенствований, регламентирующих рассматриваемый сегодня вопрос, в ПДД не вносилось.
Однако несколько дней назад появились комментарии, которые приписываются высокопоставленным сотрудникам ГИБДД. О них сегодня и поговорим.
Комментарии ГИБДД по выделенным полосам
Итак, суть последних комментариев ГИБДД сводилась к следующему. Поскольку двухколесный транспорт имеет небольшие размеры, он не может создать помех общественному транспорту и поэтому может (должен) двигаться по выделенным полосам для маршрутных транспортных средств.
Сразу же отмечу, что даже если бы эти комментарии были официальными, то они скорее являются инструкцией для сотрудников ГИБДД. Т.е. сотрудники ГИБДД могут «закрывать глаза» на велосипедистов и скутеристов, движущихся по выделенным полосам.
Кстати, на практике штрафы водителям двухколесного транспорта и так выписываются нечасто, поэтому в любом случае мало что может измениться.
С другой стороны, при возникновении ДТП, например, с мопедом, едущим по выделенной полосе, любой грамотный водитель общественного транспорта сможет доказать, что мопед находился там, где находиться ему бы не следовало.
Так вот, предлагаю не воспринимать данный комментарий ГИБДД всерьез и подробно разобраться, каким образом должны двигаться мопеды, скутеры и велосипеды на полосах для общественного транспорта.
Когда можно двигаться по выделенным полосам?
Начиная с 15 апреля 2015 года велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Подробнее об этом речь шла в статье «Изменения правил дорожного движения с 15 апреля 2015 года».
Что касается мопедов и скутеров, то действующие правила дорожного движения разрешают им выезжать на выделенную полосу, которая отделена от дороги прерывистой линией разметки, только в следующих случаях:
Во всех остальных случаях транспортным средствам, в том числе и двухколесным, въезд на выделенную полосу запрещен. Наказания за это нарушение правил будут рассмотрены ниже.
Так где же должен двигаться двухколесный транспорт на дороге с выделенной полосой? Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 24.2 правил:
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Таким образом, выезд мопедов и скутеров на выделенную полосу для общественного транспорта запрещен. Однако перечисленные транспортные средства могут двигаться по обочине справа от выделенной полосы, если такая обочина на дороге предусмотрена.
Если же на дороге нет обочины, то мопедам и скутерам движение по такой дороге запрещено.
Наказание за движение по выделенным полосам
Штраф для водителя мопеда или скутера за незаконный выезд на выделенную полосу составляет 3 000 рублей в Москве или Санкт-Петербурге и 1 500 рублей на территории других субъектов федерации (статья 12.17 КоАП).
Штрафы на водителей мопедов и скутеров накладывают не очень часто. Однако хочу еще раз напомнить напомнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия, в котором, например, пешеход получил тяжкий вред здоровью, даже велосипедист может на несколько лет оказаться за решеткой.
Так что используя двухколесные транспортные средства, выбирайте безопасные пути передвижения по городу.
Выделенная полоса для велосипедистов
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о выделенной полосе для велосипедистов. Понятие полоса для велосипедистов было введено в правила относительно недавно (в 2014 году). Сами выделенные полосы мне пока что на дорогах не попадались. Однако это лишь вопрос времени и рано или поздно эти элементы инфраструктуры займут свое место.
Сегодня будут рассмотрены правила, относящиеся к полосе для велосипедистов, а также штрафы за нарушения, допущенные на данной полосе. Приступим.
Что такое полоса для велосипедистов?
Понятие полоса для велосипедистов дается в пункте 1.2 ПДД:
Обратите внимание, по полосе для велосипедистов также могут двигаться и мопеды (скутеры), относящиеся к механическим транспортным средствам.
Как обозначается полоса для велосипедистов?
Начало полосы для велосипедистов обозначается знаком 5.14.2:
Если этот знак установлен над дорогой, то полосой для велосипедистов является полоса непосредственно под данным знаком. Если знак расположен справа от проезжей части, то полосой для велосипедистов является правая полоса дороги.
Конец полосы для велосипедистов обозначается специальным знаком 5.14.3:
Выше приведены основные знаки, обозначающие полосу для велосипедистов. Кроме них используются несколько дополнительных знаков.
Знаки 5.11.2 и 5.12.2 устанавливаются на дорогах, где единственная встречная полоса является полосой для велосипедистов:
Знаки 5.13.3 и 5.13.4 устанавливаются перед перекрестками, если на пересекаемой дороге есть выделенная полоса для велосипедистов, направленная навстречу основному потоку транспортных средств.
Кто может двигаться по полосе для велосипедистов?
В первую очередь рассмотрим пункт 9.9 ПДД:
Таким образом по выделенным полосам для велосипедистов могут двигаться только велосипеды и мопеды. Обратите внимание, автомобили не могут выезжать на выделенную полосу для велосипедистов ни при каких условиях. Даже в том случае, если полоса отделена от остальных прерывистой линией разметки.
В этом заключается существенное отличие полосы для велосипедистов от выделенной полосы для маршрутных транспортных средств.
Перейдем к велосипедистам и водителям мопедов.
Велосипедисты должны двигаться по полосе для велосипедистов:
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
Данное требование распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Велосипедисты младше 14 лет по выделенной полосе ездить не могут.
Отмечу, что при наличии выделенной полосы велосипедисты старше 14 лет не должны ехать по обочине или по тротуару.
Водители мопедов также могут ездить по полосе для велосипедистов, причем независимо от возраста (права категории М выдаются с 16 лет):
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Штрафы на полосе для велосипедистов
Рассмотрим штрафы ГИБДД, связанные с выделенной полосой для велосипедистов.
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
3. Штраф для велосипедиста, который едет по тротуару или обочине при наличии выделенной полосы для велосипедистов составляет 800 рублей:
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
4. Штраф для водителя мопеда, который выехал за пределы выделенной полосы для велосипедистов составляет 1 500 рублей:
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
А в завершение данной статьи я предлагаю всем велосипедистам изучить ПДД для велосипедистов.
Можно ли ездить на велосипеде по автобусным выделенкам-2?
П о итогам предыдущей публикации оказалось, что иногда добрые намерения разбиваются о реальность, в которой велосипедам просто нет места.
Напомним содержание предыдущих серий. В 2015 году вступают в силу поправки в ПДД, которые разрешают велосипедистам выезд на выделенные полосы маршрутного транспорта, если они находятся в правом ряду. Соотвествующий пункт правил выглядит так:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
В 2016 году в Москве начинают массово появляться автобусные выделенки — сейчас их уже больше 700 км. Они не решают проблему отсутствия в городе велосипедной инфраструктуры, но делают жизнь велосипедистов немного веселей. Особенно на улицах с односторонним движением. Понятно, что накручивать круголя по городу, объезжая одностороннее улицы, не нравится никому. Но человек в автомобиле делает это, сидя в комфорте и не тратя собственные силы. Другое дело велосипедист — у него на маршруте не должно быть перепробегов, это нормальная практика во всём мире, думающем о развитии велотранспорте.
Знак выделенной полосы у Большого театра дополнен кирпичём, действие которого распространяется не только на такси, но и на велосипеды.
Хороший пример — выделенка на Моховой. Раньше, чтобы попасть на велосипеде от Большого театра к Пушкинскому музею, надо было ехать в объезд и перебираться через подземные переходы. По выделенке получается быстро и напрямую.
Та же выделенка, но у Госдумы, почему-то уже без кирпича.
Но есть одна тонкость — в некоторых местах присутствие такси на выделенках нежелательно из-за большого потока маршрутного транспорта. И тогда там дополняют знак 5.14 знаком 3.1, известным в народе как кирпич. Он запрещает движение всем, кроме общественного транспорта. С Моховой — как раз такой случай. Строго говоря, велосипеды там ездить не могут — их запретили вместе с такси. Хотя скорее всего про них просто никто не подумал. По крайней мере в публикации на сайте ГИБДД, где рассматривают разные аспекты движения по выделенным полосам, про велосипеды даже не вспоминают.
На Покровке кирпич дополнили знаком «кроме велосипедов». Такси здесь ездить не могут, а велосипеды — пожалуйста.
Чтобы разобраться в этом вопросе #velonation потребовалась пара дней — всё запутано и не интуитивно. В результате одна часть велосипедистов даже не подозревает о своем праве ездить по выделенкам, а другая считает, что имеет такое право, не взирая на знаки.
Чтобы покончить с неопределенностью надо нанести велосипедную разметку на асфальт и развесить под кирпичами на встречных выделенках таблички «кроме велосипедов», как это сделано на Покровке. Или внятно разъяснить, почему машины чиновников с мигалками на выделенных полосах автобусам не мешают, а велосипеды — мешают.
Поговорим о том, что такое автобусная полоса и кому разрешено ей пользоваться. Разрешено ли передвигаться по этой полосе в выходные и праздничные дни. Особенности движения по полосе для общественного транспорта автомашин такси. Рассмотрим все штрафы, которые можно получить за «выделенку».
Что такое полоса для общественного транспорта
Согласно правилам дорожного движения по полосе для маршрутных транспортных средств могут двигаться автобусы, троллейбусы, велосипедисты, а также школьные автобусы и легковые такси.
На наличие полосы для общественного транспорта указывает знак 5.14:
Действие знака распространяется на ту полосу дороги, над которой он размещен. Знак действует до ближайшего перекрестка или до отмены (знак 5.14.1). Если выделенная полоса продолжается после перекрестка, знак ставят повторно.
Дополнительно «выделенку» обозначают буквой «А» на дорожном полотне. Места для остановок маршрутных ТС выделяют желтым зигзагом.
На наличие автобусной полосы также указывают следующие знаки.
Кто может ездить по «автобусной» полосе
Согласно закону, передвигаться по выделенной полосе могут:
Водителю обычного автомобиля разрешается временное движение по выделенной полосе в случае:
Общие требования при таких маневрах:
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.
По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.
Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.
8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.
8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.
Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.
Размер штрафа за полосу общественного транспорта
Нарушение при выезде на автобусную полосу может зафиксировать инспектор или камера. Сотрудники ГИБДД выписывают штраф на месте. Если нарушение зафиксировала камера, постановление придет по почте.
За движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на указанной полосе вам грозит штраф в размере 1500 рублей.
При выезде на автобусную полосу, по которой транспортные средства движутся во встречном направлении, согласно п. 4 ст. 12.15 КоАП, грозит наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 месяцев.
При повторном выезде на встречную полосу права отберут на 12 месяцев. Однако, если нарушение зафиксировала камера, отделаетесь штрафом 5 000 рублей.
Если вы остановились на «выделенке» и оставили машину, она может оказаться на штрафстоянке.
Штраф за “автобусную полосу” не отменят, даже если:
Обойтись без штрафа или обжаловать его можно лишь в двух случаях:
Можно ли такси ездить по выделенной полосе
Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.
Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.
Такси от обычной машины на дороге отличают:
С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы «О легковых такси»; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.
Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на «выделенку» вам грозит штраф.
Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.
С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.
Сделать это просто:
Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.
Проверка штрафов для юр. лиц
В качестве вывода
В любом спорном случае обращайтесь в ГИБДД по месту нарушения для обжалования. В Москве это ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, находится по адресу ул. Садовая-Самотечная, д.1. Вопросы обжалования мы подробно рассмотрели в отдельной статье.
Есть дополнительные вопросы по ПДД или обжалованию штрафа за автобусную полосу? Задайте их автоюристу. Это бесплатно.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве