можно ли венчанной вдове выходить замуж
Когда вдове можно снова замуж?
Отношение церкви к вдовам и повторным их бракам
Православная церковь не приветствует второй брак, поскольку это считается нарушением моногамии, но и не запрещает его, допуская вторичное замужество как уступку чувственности, особенно, если женщина молода и детей от прошлого брака у нее не осталось. Принято считать, что следующий брак вдова может заключить после 1 года траура, этого срока вполне достаточно, чтобы оказать уважение памяти умершего мужа. Нет ограничений и на то, кто может стать ее новым мужем: человек, женящийся впервые, разведенный иди вдовый мужчина.
Общественные нормы
Как таковых нет каких-то утвержденных норм, регламентирующих срок вдовства. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», вы, фактически, можете подать заявление в загс хоть на следующий день, как получите свидетельство о смерти вашего супруга, которое является документом, подтверждающим прекращение предыдущего брака.
По любым, церковным и мирским законам, достаточно выдержать траур в течение 1 года, чтобы потом оформить следующий брак.
Но, даже в том случае, когда ваш первый брак давно распался, но развод не был оформлен юридически, или когда вы выхаживали бывшего супруга, который был давно и безнадежно болен, торопиться снова выходить замуж не стоит. Вам следует проявить уважение в память о том чувстве, о той любви, которую вы когда то испытывали к уже умершему человеку и подождать еще некоторое время, прежде чем оформлять новый брак, даже, когда фактически вы уже проживаете новой семьей в гражданском браке.
Если вы с умершим супругом уже были венчаны, после его смерти вы можете вторично пройти обряд венчания, правда, в этом случае, венцы над вашими головами будут держать, только если ваш избранник посвящается в таинство брака впервые.
Когда вдова может снова выйти замуж
Когда вдове можно снова выходить замуж, чтобы соблюсти приличия и принятые в обществе нормы
Согласно общепринятому определению, вдовой считается женщина, у которой в момент брака умер или погиб муж, и она продолжает жить в одиночестве.
Многие женщины, погоревав какое-то время после смерти мужа, вновь находят себе пару и создают семью повторно. В этом нет ничего удивительного, особенно если вдова еще молода и не успела родить детей.
Отношение церкви к вдовам и их повторному браку
Религиозной и воцерковленной женщине крайне важно знать, разрешает ли церковь повторный брак и венчание после смерти первого мужа. К счастью, современные религиозные правила не столь суровы, как было, например, в эпоху язычества, когда преданные жены приравнивали гибель супруга к собственной смерти и добровольно уходили из жизни вслед за благоверным, если не нажили с ним детей.
Православие спокойно относится к повторному браку овдовевшей женщины, особенно если она молода и не имеет потомства. Приличным считается соблюсти 1 год траура и после этого срока можно обращаться к священнику за благословлением на супружество. Год, по мнению церкви, – вполне разумный срок, чтобы пройти скорбь и отдать дань уважения почившему мужу. И в то же время не вызвать пересуды в обществе.
Нет строгого запрета и на то, какой мужчина станет новым спутником жизни вдовы – разведенный, тоже вдовец или же мужчина, впервые идущий под венец. Единственное, получив разрешение на второе венчание, вы будете лишены полноценного обряда. Он будет проходить в несколько измененном (укороченном) виде, а венцы над головами будут держать только в том случае, если ваш избранник венчается впервые. Если у него это тоже повторное венчание, то таинство совершат и вовсе без венцов.
Общественные приличия и нормы
Отношение общества к вдовам и их детям, оставшимся без попечения мужчины, тоже спокойное. Таких женщин даже жалеют и с пониманием относятся, когда вдова решает вновь выйти замуж.
В гражданско-правовой сфере нет каких-то утвержденных нормативных актов, регламентирующих сроки вдовства. Согласно статьи 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния» № 143 от 15.11.1997 г, подать заявление в ЗАГС о вступлении в брак можно хоть на другой день после получения свидетельства о смерти супруга. Данное свидетельство – официальный документ, по сути и прекращающий законное действие предыдущего брака. Тем не менее, негласные мирские законы также диктуют вдове выдержать траур в течение 12 месяцев, перед тем как официально оформлять новые отношения.
И даже в том случае, если вы с умершим мужем уже не жили какое-то время вместе и не вели общее хозяйство, но юридически не разводились, не нужно торопиться заключать новый брак. По-человечески стоит проявить уважение к ушедшему, пусть и бывшему партнеру – в память о том хорошем, что вас когда-то связывало, о чувстве любви, которое вы когда-то испытывали к к нему. Нередко вдова уже фактически живет новой семьей, но ради приличий и уважения не спешит оформлять новый брак в ЗАГСЕ – и это правильно.
Есть женщины, внезапно потерявшие горячо любимого супруга, и эта потеря становится для них огромным потрясением, сильным горем – и чтобы пережить его, нужно время. У кого-то на это уходят годы. В любом случае, если вы понесли утрату, не спешите выбирать добровольное вдовство до конца дней своих. Время лечит и эти раны. Если жизнь подарит новую встречу и новую любовь, пожалуй, не имеет смысла отказываться от возможности вновь обрести счастье и любимого человека рядом.
Почему людям после смерти супруга разрешается повторно выходить замуж и принять венчание?
Почему это не считается предательством умершего супруга? Ведь наверняка он следит за жизнью вынужденно покинутой жены. Как по мне, любовь должна быть одна и навсегда, ведь на том свете умершие мужья /жены ждут, чтобы вновь воссоединиться с супругом/супругой. А человек повторно женится или выходит замуж. И как они втроём будут после смерти находиться в Раю?
Похожие вопросы
4 Ответа
Что касается до тех, кто попадает в ад, то им совсем не до этого, увы.
Писание в лице апостола Павла предлагает нам как и он оставаться одним, и не искать второго брака для вдовых людей. 1Кор. 7:8
Но если в одиночестве нужно избегать блуда, то лучше быть во втором браке. 1Кор. 7:9
Господь солидарен с Вами, и только по немощи, чтоб не впадать людям в больший грех, разрешает второй брак.
В Евангелии от Матфея описан подходящий к Вашему вопросу случай. К Спасителю пришли представители иудейской секты саддукеев с вопросом:
«Учитель! Моисей сказал, что если кто умрет, не имея детей, пусть брат его женится на вдове его и «восставит семя брату своему».
А было у нас семеро братьев: и первый, женившись, скончался, и раз не было у него детей, то жену свою он оставил брату своему;
так же и второй, и третий, и все семеро.
А последней из всех умерла жена.
Итак, женой которого из семи будет она в воскресении? Ведь все побывали ее мужьями!» ( Мф.22.24-28 )
Христос им отвечал:
«…Вы заблуждаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божьей.
Ибо в воскресении не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небе» ( Мф.22.29-30 )
Вдовам и вдовцам следует по возможности советовать, особенно в отсутствие маленьких детей, нуждающихся в уходе, оставаться верными своим умершим супругам, которые живы в Господе, сохраняя брачное единство любви, которое должно быть исполнено в Царстве Божьем, для которого они были повенчаны как муж и жена.
О повторных браках и венчании
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?
– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.
В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.
Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.
А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».
Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…
В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.
– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…
– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.
– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.
– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…
Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.
Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.
Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.
– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?
– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…
Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!
– Важно послушание Церкви?
– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.
Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.
Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!
– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…
– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!
– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.
Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?
Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.
Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.
Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.
У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.
А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.
Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!
– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.
– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.
Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.
Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!
Можно ли венчанной вдове выходить замуж
Является ли грехом вступление в повторный брак?
Иначе обстоит дело в случаях, если человек овдовел. Вступление в повторный брак после смерти жены или мужа нигде в Евангелии не названо прелюбодеянием. Так апостол Павел пишет в послании к Римлянам: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2–3). Впрочем, церковная традиция ставит «честное вдовство» выше счастья вдовцов в повторном браке, и потому запрещает жениться вновь овдовевшим священнослужителям под страхом извержения из сана.
Но вернемся к браку после развода. С самых давних времен Церковь по снисхождению к человеческой немощи допускала повторные браки. В то же время правила обязывали священника отклонить приглашение на повторную свадьбу: «Пресвитеру [священнику] на браке двоеженца не пиршествовать. Ибо двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который через участие в пиршестве одобрял бы подобные браки?» [3] Второбрачные подлежали отлучению от Причастия на год и более. В наше время эта мера не практикуется, зато сохранился и используется чин венчания для второбрачных, включающий в себя ряд покаянных молитв.
Итак, Церковь по снисхождению к нашей немощи допускает повторный брак и даже венчает его. Многие нашли семейное счастье именно во втором браке. Впрочем, по статистике вторые браки распадаются чаще, чем первые, и спасение души явно важнее, чем счастье. Но если вы по тем или иным причинам остались в одиночестве и рядом появляется человек, с которым вы хотите связать свою жизнь в новом браке, то вы можете это сделать… Ясно осознавая, что Господь в Евангелии этот путь не называет лучшим и благословляет его через повторное венчание затем, чтобы сохранить нас от худшего, то есть от внебрачного сожительства. Четвертый же брак, согласно Правилам и Святым Отцам, не лучше блуда и потому совсем не благословляется Церковью.