можно ли венчаться разным религиям
Православная Жизнь
«Нельзя! Но если очень хочется, то можно», – считает протоиерей Владимир Ровинский
– В современной богословской терминологии принято использовать два термина для обозначения религиозных людей, не исповедующих православие. Если речь идет о христианах иных конфессий, но верующих во Святую Троицу и Иисуса Христа как Сына Божия, их называют «инославными». А если же мы говорим о представителях другой религии, другой веры (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.) – к ним чаще применяется термин «иноверный».
Так вот: венчать православного с иноверным Церковь не может, исходя из понимания Таинства Венчания как единения мужа и жены во Христе. Эта мысль отражена в древних церковных правилах и канонических нормах, которые однозначно возбраняют заключение браков между православными и последователями иных религий.
В наших реалиях регистрацию браков взяло на себя государство. И брак, заключенный между супругами, которые являются членами Православной Церкви и одной из нехристианских религий, признается Церковью как законный, но не освящается совершением Таинства Венчания.
– А можно ли совершать Таинство Венчания мужа и жены, если оба веруют во Христа, но один из них принадлежит, например, к Католической Церкви, а другой – к Православной?
– Отвечу известной шуткой: «Нельзя! Но если очень хочется, то можно». И в этом ответе нет ни капли цинизма, скорее – наоборот. Молодые люди, создавая такую межконфессиональную семью, очень оптимистично и самоуверенно смотрят на свое будущее. Но проходит немного времени, и они познают суть церковного разделения на примере собственной семьи. Ведь Православная Церковь благословляет не только плотское единение супругов, но и заповедует иметь духовное – которое должно строиться по образу единения Христа и Церкви.
Заверения молодоженов, что они будут искренне уважать религиозные убеждения друг друга, в лучшем случае уважением и ограничатся. О каком духовном единении может идти речь, если супруги будут молиться и причащаться в разных храмах? Как их объединит разное понимание необходимости соблюдения поста? Как в семье проявится пасхальная радость, если один из супругов в это время переживает услышанное в храме «Христос Воскресе!», а другой «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?»
Еще больше вопросов появится перед супругами, когда родятся их дети. Кто будет заниматься их религиозным воспитанием? В каком храме крестить? Кто будут крестными родителями, отвечающими перед Богом за воспитание в вере и умножении ее в ребенке?
Все эти вопросы на практике приводят семью или к отсутствию действенной духовно-религиозной жизни, или к ее распаду.
В древние времена совместная жизнь христианских супругов начиналась с совместного участия в Евхаристии. Те, кто вступал в брак, приходили на евхаристическое собрание и с молитвенного благословения епископа вместе, как говорится, «едиными усты, и единым сердцем», причащались Святых Христовых Таин. И все присутствующие на богослужении знали, что в этот день эта пара начинала семейную жизнь у Чаши Христовой. Ведь именно отсюда проистекает благодатный дар единства и любви, который, соединяя на земле, ведет к единению в вечности.
Смысл супружеской жизни во Христе состоит в возможности такого онтологического единения мужа и жены в одно целое, которое дает полноту жизни, гармонию, совершенствование, преображение и вселение в Царство Божие. Недооценивая такую возможность или пренебрегая ею, супруги фактически недооценивают и пренебрегают семьей как средством к спасению.
Ведь и сейчас, во время совершения Таинства Венчания, мужу и жене предлагают испить совместно чашу благословенного вина как напоминание о необходимости совместного причащения Тела и Крови Христовых, для совершенства супружеского единения и наследования жизни вечной.
Поэтому Православная Церковь издревле и до сегодняшнего дня настойчиво рекомендует до совершения Таинства Венчания инославному супругу принять православие для полноты семейной жизни во Христе, для создания семьи по образу малой, или домашней, как говорят святые отцы, Церкви.
– Что делать, если инославный супруг не желает принимать православие?
– Реальная жизнь не всегда способствует идеальному с духовной точки зрения браку. Сегодня многие девушки и женщины, отправляясь на работу за рубеж, сознательно ищут замужества за инославным иностранцем. Да и наше многоконфессиональное общество подталкивает к созданию многих семей, где вопросы веры не могут играть роль объединяющего фактора.
С другой стороны, и Православная Церковь не вправе, ссылаясь на древние каноны, полностью отстраняться от участия в жизни таких семей. На Руси еще со времен петровских реформ по евроинтеграции Церковь откликнулась на просьбы плененных шведов, разрешив им венчаться с православными женщинами. При этом мужчина давал подписку о том, что не будет склонять православную невесту в свое вероисповедание и упрекать за исповедание православия, а также о том, что он будет крестить и воспитывать детей в правилах православной веры. Несколько позже, во времена раздела Речи Посполитой, подобное разрешение было дано и жителям Подольской, Могилевской, Минской, Полоцкой и Волынской губерний в случае создания «смешанных» семей. Тогда же не обошлось и без курьеза – согласно указу, «дети, рождающиеся от родителей разной веры, должны были воспитываться: сыновья в отцовой, а дочери – в матерней вере».
Примером смешанных браков были многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в православие не являлся обязательным.
«Исходя из соображений пастырской икономии, Украинская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей» – говорится в официальном документе УПЦ «Основы социальной концепции».
На практике супругам необходимо через приходского священника обратиться к правящему архиерею епархии с письменным прошением о благословении на Таинство Венчания в Православной Церкви, указав свою конфессиональную принадлежность. В этом же прошении мужу и жене следует засвидельствовать свое согласие о воспитании детей, рожденных от брака, в православной вере.
Хороший вопрос«Венчаться
с еретиком»: Как живут пары, в которых разные религиозные взгляды
Что делать, если партнёры выбрали разную веру
Отношение к религии — и интимный, и сложный вопрос. Случается, что люди на протяжении жизни становятся религиознее, кто-то, наоборот, постепенно от веры отказывается. Иногда этот вопрос встаёт особенно остро — например, если человек вступает в отношения с человеком другого вероисповедания. Мы поговорили с несколькими такими парами о том, возникают ли у них бытовые или этические трудности, как ведут себя родственники и друзья и как решается вопрос с воспитанием детей.
Елена
Я принадлежу к католической церкви, мой муж православный. Религия занимает существенную часть моей жизни: я хожу на Святую Мессу в воскресенье, исповедуюсь, причащаюсь, молюсь дома одна и с детьми. Мой муж в жизни похож скорее на агностика, можно было бы даже сказать, что он из тех, у кого Бог в душе, но тут всё немного иначе. Он верит в Бога, разговаривает с Ним, молится и обращается за помощью, но не ходит ни в один храм и не читает каких-то специальных православных молитв. Ему не нужно святить кулич и вообще отмечать Пасху, так что наш брак скорее напоминает отношения атеиста и христианина, чем экуменическую встречу православного и католика.
Моя религия ничего «такого» не говорит о браке между представителями разных религий и/или конфессий. Есть слова в Евангелии о том, что семья — это домашняя Церковь, есть катехизис, который описывает, какие обязанности есть в венчанном браке, есть кодекс канонического права, где прописано, что католик может венчаться не только с католиком, но и с представителем другой христианской конфессии. Можно венчаться с атеистом, можно даже «венчаться» в одиночку, не приводя с собой партнёра, дескать, я Богу обещаю любить его и быть с ним до конца дней моих.
Безусловно, религия влияет на нашу семейную жизнь, начиная с того, что сама семейная жизнь не видится мне без венчания. Вообще, я думаю, что на нас влияет не разница между нашими догматами, а скорее наше отношение. Скажем, мой муж любит Новый год, для него это семейный праздник, у него свои любимые традиции, свои требования вроде генеральной уборки дома перед тридцать первым декабря. А я люблю Рождество, в начале декабря стараюсь делать что-то вместе с детьми: чтобы приготовиться к этому важному дню, мы ставим адвентовский венок и зажигаем свечи. Двадцать четвертого — двадцать пятого у меня праздник, и попадает он как раз на самую жаркую пору приготовления к Новому году. Мы договорились, что в этом году перенесём уборку на неделю раньше и отметим Рождество за настоящим праздничным столом и с наряженной ёлкой.
Ещё одна трудность — это воскресная служба. С одной стороны, я всегда помню, что в выходной день нужно оказаться на мессе — или вечером в субботу, или в любое время в воскресенье, исходя из этого мы планируем наш отдых и отпуск. Иногда различия в религиозности очень помогают: к примеру, я могу оставить детей с мужем и поехать в храм одна — пока дети маленькие, и им трудно переносить такую дальнюю дорогу. Мы всех крестили в католической церкви, это одно из условий допуска к венчанию. Если один из супругов не католик, то в специальной анкете, которую заполняют жених и невеста, он пишет, что обязуется не препятствовать воспитанию детей в католической вере. Без этого обязательства венчание невозможно. В нашей стране трудно найти католика, так что моя семья скорее этому удивляется.
Леонид
Я уже во взрослом возрасте присоединился к Римской католической церкви, жена — неоязычница. Сложно сказать, насколько мы оба религиозны. Я хожу в церковь по воскресеньям, стараюсь жить в соответствии с тем, что говорят на проповедях, но понятно, что всегда есть куда расти. Религия очень важна для меня — в первую очередь как способ связи с Богом. Приятно осознавать, что принадлежность к католической церкви связывает меня со множеством людей, живых и умерших, которых я очень уважаю, с европейской культурой. А для моей жены религия лишена какой-либо организации в силу специфики неоязычества западного духа, она не имеет чётких обязательств касательно практики, но глубоко влияет на её восприятие мира вокруг и себя в нём.
Католическая церковь не препятствует бракам с представителями других религий. В России это, ясное дело, особенно актуально: католиков тут подавляющее меньшинство. Существует определённая форма таинства для этого, несильно отличающаяся от обычного бракосочетания. Моя жена с готовностью согласилась и, в свою очередь, попросила меня вместе совершить неоязыческий обряд скрепления семьи. Разумеется, это происходило в разные дни, как и светская свадьба.
На семейной жизни моя религия отражается скорее в моральном плане: когда мы обижаемся друг на друга или ссоримся, вера помогает мне переступить через эти проблемы, извиниться, или просто поддерживает в те моменты, когда мне очень грустно. Когда я соблюдаю пост, моя жена ориентируется на это, делая еду для нас обоих, но поскольку для католика главное не отказ от мяса и других продуктов, а общая умеренность, это не очень сложно. Мы не отказываемся от контрацепции, хотя формально католическая церковь выступает против.
Трудностей из-за религии у нас не было, если не считать одного момента в ходе подготовки к венчанию, когда мы были вынуждены прослушать довольно странную лекцию женщины, выступавшей не только против абортов (что можно было ожидать), но ещё и против прививок и УЗИ — в общем, с полным набором мракобесия, которое уже не имеет никакого отношения к позиции Церкви. Но и в этом случае у нас не было разногласий по поводу того, как к ней относиться. Мы обязались, что когда у нас будут дети, мы познакомим их с католической верой, но выбор, разумеется, останется за ними.
Лачина Мамедова
стажёр в компании, экспортирующей итальянскую продукцию
Я исповедую ислам, мой жених Джузеппе — католик. Мои родители не ходят в мечеть и не молятся, но у нас в семье принято считать, что мы мусульмане — это наши корни. Мальчикам делают обрезание, девочек ни к чему не принуждают — я ощущаю себя мусульманкой, потому что была рождена в этой религии.
Джузеппе крещён, он проходил католические обряды, очень долго пел в детском хоре в церкви. Потом его отношения с церковью не сложились, потому что там ужасная коррупция. Он наблюдал это, ещё будучи ребёнком, и в определённый момент просто решил, что ему необязательно ходить в церковь, чтобы чувствовать, что он религиозен. У меня такая же позиция. Я никогда не ощущала необходимости идти в мечеть, чтобы молиться именно там, на людях. Я верю, что есть высшая сила, которая нас защищает, любит, помогает, но необязательно называть её Аллахом или Богом.
Если честно, я довольно мало осведомлена о своей религии. Но я уверена, что мусульманам нельзя жениться на тех, кто исповедует другую веру. Мой брат тоже мусульманин, с обрезанием, но он женился на русской девушке, христианке. У них никаких проблем нет — в нашей семье, конечно, был скандал, но все это пережили. К моему случаю они уже были более-менее готовы.
Когда Джузеппе привёз меня знакомиться с родителями, первое, что спросила его мама: «Когда ты будешь менять религию? Когда вы поженитесь в церкви?» Я до сих пор смеюсь над этим, надеюсь, это было несерьёзно. Мы ещё не женаты, собираемся в сентябре пожениться в администрации города, не в церкви. Мама моего жениха довольно сложно восприняла это, но в конце концов это наша жизнь.
Религия на нашу семейную жизнь особенно не влияет. Мне очень хочется знать больше о Джузеппе, поэтому я думаю, что буду изучать католичество, мне это интересно. Здесь, в Италии, распятие можно найти везде: на воротах, в гаражах, на брелках для ключей. Религия коммерциализирована. Сейчас я к этому привыкла, но первое время было довольно странно это наблюдать.
Мне бы, конечно, очень хотелось растить детей без религии, ничего им не навязывать, чтобы они в определённый момент могли сами всё узнать и выбрать. Но я знаю, что моя будущая свекровь этого не поймёт, потому что она достаточно религиозна. Значит, наши дети будут католиками, как папа. Здесь очень важно влияние семьи. Родители не вечны, и в какой-то момент ты понимаешь, что готов сделать что-то, чтобы они были довольны, спокойны и счастливы. У детей будет возможность ходить в церковь и петь в хоре, они будут чувствовать свою сопричастность. У всех итальянских детей было это детство, пусть у наших тоже будет — ничего страшного я в этом не вижу.
Как к этому относятся мои родители? У нас в семье очень религиозны только бабушки, они и молятся за всю семью. В детстве я тоже вставала на коврик и делала вид, что молюсь, но это было скорее детское обезьянничество, чем осознанное обращение к богу. Моя мама довольно нерелигиозна, но когда я сказала, что хочу поменять религию, чтобы больше понимать о новой семье и о католичестве, она сказала: «Ты отказываешься от своих корней. Через мой труп!» Пока разговор на эту тему мы закрыли.
Джема Азамбаева
основательница бренда Aylin Stories
Я из мусульманской семьи, а мой муж — из православной. Моя семья не очень религиозна, родители достаточно светские люди, родившиеся и выросшие в России, поэтому никакого сильного религиозного воспитания я не получила, по-настоящему религиозными были только моя бабушка и дядя. Сейчас понимаю, что мы просто считали себя мусульманами, но по факту это никак не влияло на нашу жизнь — разве что в доме никогда не было свинины и алкоголя, но в мечети я за всё время была буквально пару раз и намаз никогда не совершала. Уже в сознательном возрасте, учась в ИСАА МГУ, я заинтересовалась исламом, пошла на курсы корановедения, начала посещать мечеть и даже соблюдала пост в месяц Рамадан. Но семья отнеслась к этому резко отрицательно, видимо, боялись, что меня куда-то «завербовали». В общем-то, на этом мои отношения с исламом и закончились. Да, я по-прежнему себя считаю верующим человеком, но не отношу себя ни к какой конфессии, просто верю в высший разум, и для меня это личная, интимная история.
Мой муж из православной семьи, крещёный. Не видела, чтобы он молился, но он часто заходит в храм поставить свечку за упокой ушедших родственников. Мы никогда на эту тему не говорили, но, видимо, какие-то свои отношения с богом у него есть. Мы женаты, но религиозной церемонии не было, и такая мысль мне даже в голову не приходила. В месте, где проходила наша свадьба, была церковь, но католическая, где по понятным причинам нас бы точно не венчали.
По большому счёту религия никак не влияет на нашу семейную жизнь, это личное дело каждого; трудностей и разногласий на эту тему никогда не возникало. Разве что я скрывала от своего папы, что мы крестили ребёнка, но позже, забыв, выслала фото дочери с крестиком на шее. В ответ было долгое молчание, но позже мама сказала, что папа смирился и сказал, что главное для него — её счастье и здоровье.
Мы недавно крестили своего ребёнка, и свекровь водит её по воскресеньям в церковь. Дочери всего полтора года, но у неё уже есть детская Библия. Думаю, если бы мы жили в России, я бы долго на это не решилась, возможно, даже сопротивлялась. Но мы живём в другой стране, и я осознаю, что с большой вероятностью мой ребёнок впитает скорее местную культуру, чем русскую, и будет считать себя испанкой, а не россиянкой, и пока меня эта мысль пугает. Крещение ребёнка — моя попытка приобщить её к русской культуре, дать ей какие-то моральные ориентиры, помимо тех, что мы будем транслировать в семье. Я даже думаю о том, чтобы отдать её, когда подрастёт, в воскресную школу при православной церкви. Я понимаю, что, скорее всего, мой план с треском провалится, и насильно заставлять быть религиозным никого не буду, но хотя бы постараюсь направить своих детей.
Анна Качуровская
советник генерального директора Политехнического музея
У моих друзей был такой эпизод — сын приходит домой из гостей, его спрашивают: «Ты на какой Пасхе был — на православной или еврейской?» А он отвечает: «Откуда я знаю? На столе, как обычно, маца и куличи». Но, когда я в детстве (в 20 лет) выходила замуж, у меня было абсолютное знание, что семья должна жить «в одной религии». Зачем это мне, я не очень-то задумывалась. Я выросла в двух культурах — в православной и иудейской, — поэтому было совершенно всё равно, куда переметнуться. В школе я носила магендовид — однажды мне его сорвали с шеи в переходе. Но никакой истинной веры во мне не было, я воспринимала всё это как пакет традиций: общие семейные ценности, которые не надо достраивать и выдумывать.
Кто предложил венчаться, уже и не вспомню. Но церемония венчания действительно гораздо круче, чем женщина в загсе. Перед свадьбой я даже ходила в церковь, чтобы узнать, не смущает ли их, что я не верю в воскрешение. Там сказали, что ок. Муж очень хотел венчаться — ему казалось, что тогда всё точно будет склеено. Это всё равно как не наступать на трещинки на асфальте, чтобы желание исполнилось. Конечно, всё это полные враки. Никакое венчание не уберегло мою семью от развода.
Как я решила крестить детей? Всё тот же аргумент: красивая церемония, вся семья за столом. Что-то такое очень культурное. Дети выросли и не до конца понимают, почему я их крестила. Интересно, что бы они сказали, если бы я их обрезала?
У меня нет в друзьях ортодоксальных семей, но есть семьи, где соблюдают разные религиозные традиции. Очень приятно ходить на шаббат и красить яйца, но, по-моему, это не имеет никакого отношения к настоящей религиозности. Вера требует больших вложений и какого-то специального отношения к жизни, для меня это стало совершенно невозможным. Жить семьёй по-честному в разных канонах — лукавство, хотя бы потому, что кто-то должен будет уступить в детях — а это совсем не то же самое, что толерантно принимать религию партнёра.
Мария
менеджер по обеспечению качества в фармацевтической компании
Я православная, мой муж — католик. Я более религиозна, чем муж: для него это скорее не образ жизни, а связь с богом. Для меня религия значит очень много, но я нестандартный православный человек. Я крещена в православной вере и какие-то обряды прохожу в православной церкви, но отношусь к этому несколько иначе — как, скажем так, к физическому объекту.
Трудностей из-за разной религии никогда не возникало. Когда я ходила исповедоваться батюшке перед тем, как мы приняли решение венчаться, и просила благословить меня на брак, он сказал мне: «Венчаться с еретиком? Да никогда!» После этого мы с мужем ушли в католическую церковь, где и были обвенчаны. В католической церкви принципиально другой подход. Во время подготовки к венчанию в православной церкви проходят беседы с батюшкой, где он рассказывает людям о том, какие они неверующие, призывает десять раз подумать — в общем, это абсолютно не способствует мыслям о вечном.
В католической церкви у нас была трёхмесячная подготовка: раз в неделю (как сейчас помню, по средам в восемь часов вечера) мы встречались с сестрой Ириной. Эти беседы дали очень много. Мы беседовали по два-три часа, читали с точки зрения семейной этики Библию, и это очень изменило взгляд на брак в принципе. Каждый раз, возвращаясь после этих занятий, мы смотрели друг на друга и думали: нужно ли нам это вообще в таком виде или нет? Поэтому в этом отношении мне даже больше понравился подход в католической церкви.
Когда мы приняли решение венчаться в католическом храме, моя семья отнеслась к этому с подозрением — они все православные, соблюдают традиции. Но так как это христианская вера, у нас очень мало различий — по сути, если брать какие-то основополагающие моменты, это одно и то же. В итоге они были не против.
В католическом храме при венчании людей из двух разных конфессий существует условие, что дети должны быть крещены в католической вере. Муж был не против, чтобы наша дочь была крещена в православной вере, так как мы живём в Российской Федерации, говорим на русском языке, и иметь другую конфессию, живя и работая здесь, может быть проблематично. Поэтому мы съездили в католический храм и получили официальное разрешение на то, чтобы крестить детей в православную веру, несмотря на то обязательство. Я по этому поводу очень переживала.
Инна Сиротина
Я крещена в католической церкви в польских традициях. Для меня религия — это прежде всего семейные ценности, уважение к старшим. Религиозные праздники мы, как правило, праздновали дома. Я также близка к славянским традициям, для меня религия — это ещё и вера в природу. Родилась и воспитывалась я в Казахстане и одинаково уважительно отношусь как к мусульманам, так и к христианам. Опыта общения с людьми других религий у меня нет.
Мой муж православный, и для него православные традиции имеют большее значение, чем для меня традиции моей религии. Он держит Великий пост, ходит в церковь на религиозные праздники, я иногда составляю ему компанию. Мы женаты, религиозного обряда не было, но в будущем я бы очень его хотела. Пока что мы это с мужем не обсуждали.
Дочь мы воспитываем в православных традициях, но также рассказываем ей и о религии моих предков. Мы крестили её в православной церкви в Барселоне, батюшка разрешил мне присутствовать при таинстве крещения, несмотря на то, что я католичка. Я тоже считаю, что мы христиане и у нас одна вера. Для меня Бог-Творец един, и я не вижу разницы в католической и православной вере.
Трудностей из-за разных религий у нас нет — напротив, мы два раза в год празднуем Рождество, Пасху, если она не совпадает по датам, как в этом году (а если совпадает, то это двойной праздник). Я пеку не только куличи по православным традициям, но и маковые булочки, как пекла моя польская бабушка. Семья и друзья в нашем случае воспринимают нас похожими, ведь в наших религиях нет большой разницы. Мне важно, чтобы в семье было взаимное уважение, и в этом случае нет разницы ни между людьми разной национальности, ни между людьми разной веры.
Иерей Николай Савченко: Брак с инославным налагает на православного серьезное обременение
Иерей Николай Савченко для «Азбуки супружества»
Как Церковь относится к бракам с инославными и иноверными? К каким проблемам приводят подобные семейные союзы? Какие сложности могут возникнуть с воспитанием детей, выросших в семьях, где православным является только один из родителей? Что делать, если инославный супруг не хочет принимать Православие? Обо всем этом мы поговорили с клириком храма свт. Петра, Митрополита Московского, иереем Николаем Савченко (г. Санкт-Петербург).
– Отец Николай, люди нередко путают инославных с иноверными. Для начала расскажите, пожалуйста, каковы же отличия между ними?
– Инославным традиционно считается человек христианского вероисповедания, верующий в Святую Троицу. То есть это католик, протестант или представитель одной из древних восточных Церквей. Иноверным же считается человек, не принадлежащий к христианскому вероисповеданию.
До революции существовали определенные правила на этот счет: брак с иноверными не разрешался вообще, брак с инославными был позволен в исключительных случаях, он не был нормой, при этом от инославных брали свидетельство о том, что они не будут препятствовать воспитанию детей, рожденных в этом браке, в православной вере.
– Сегодня многие наши соотечественники, в том числе православные, живут за границей. Как там заключаются браки с инославными?
– За границей, где православных меньше, ситуация сложнее. Конечно, требовать, чтобы всегда и во всех случаях дети воспитывались в Православии, а не ином вероисповедании, там не получается. На такой брак берется благословение правящего архиерея, где это возможно, или, по крайней мере, нужно обращаться к настоятелю местного православного храма. Священник подскажет, нужно ли для этого ему будет брать благословение у правящего архиерея или архиерей позволил ему самостоятельно принимать такое решение.
– Брак с инославным и еще более с иноверным – крайне нежелательная ситуация. С какими трудностями может столкнуться православный христианин, если его супруг или супруга находится вне Православной Церкви?
– Действительно, брак с инославным налагает на православного серьезное обременение. Нужно быть к этому готовым. Поначалу, когда человек испытывает сильные чувства, это может казаться не столь важным, но впоследствии, когда рождаются дети, возникают проблемы, например, с тем, в какую церковь их водить. Мы, православные, не можем согласиться с тем, чтобы ходить и туда, и сюда, как некоторые говорят: «Не все ли равно куда пойти?» или «Давайте по очереди – сначала в православный, а потом в католический храм». Как правило, инославные в настоящее время готовы посещать и православные храмы, и свои храмы, но для нас это неприемлемо.
Разделение супругов, когда они ходят в храмы разных конфессий, или один из них совсем не ходит в храм, со временем негативно сказывается и на воспитании их детей. Оно подталкивает детей к выводу о том, что такое тоже возможно, допустимо, нормально. И напротив, если ребенок видит, что папа и мама идут вместе в один и тот же храм, а с ними и он, это оказывает на него положительное воздействие, оставляет в его душе глубокий след.
Важно, чтобы супруги с самого начала обсудили вопрос воспитания детей, в противном случае позднее могут возникнуть различные сомнения и соблазны. Но нужно сказать, в нашей действительности так часто получается, что современные европейские мужчины все-таки не препятствуют тому, чтобы их православные жены воспитывали детей в православной вере. Совсем не так с мусульманами – они настаивают на том, чтобы дети воспитывались в исламе, поэтому такой брак Церковь не благословляет, и если православный супруг не желает, чтобы его дети принимали ислам, то Церковь благословит его на развод, но при этом Церковь не будет принуждать человека к расторжению брака.
И, конечно же, надо понимать, брак с неправославным супругом предполагает, что у детей возникнет больше сложностей с воспитанием в русской культуре.
– Могут ли у таких детей, живущих в странах, где Православие является религией меньшинства, возникнуть в школе проблемы на религиозной почве?
– Напротив. Сейчас в западном мире в целом прослеживается проблема качественного образования, при этом школы с хорошим уровнем образования в Европе являются именно религиозными, традиционными, очень часто это католические школы. Существуют они очень давно, столетиями. Но что интересно, практически повсеместно в католических школах к православным ученикам относятся очень положительно. Даже лучше, чем к протестантским. Католики считают нас традиционной Церковью, почти как поместной, сейчас у них уже нет того пафоса обращения в католицизм, который был когда-то, поэтому не стоит опасаться, что вашего ребенка обратят там в католицизм.
Для поступления ребенка в такую школу необходимо брать рекомендацию у настоятеля местного храма или того прихода, в который ходит ребенок и его православная мать. По опыту могу сказать, что там к этим рекомендациям относятся положительно. Поэтому если инославный супруг предлагает идти за рекомендацией в инославную церковь, можно с полной уверенностью этого не делать, но идти за свидетельством для поступления в учебное заведение именно в православный храм.
– Ранее Вы сказали, европейские мужчины в основном не препятствуют тому, чтобы их православные жены воспитывали детей в православной вере. С чем это связано?
– Современное европейское общество очень толерантно, даже чрезмерно толерантно. Поэтому муж, как правило, мирно, спокойно, по-доброму относится к вере своей супруги.
Приведу такой пример. Иногда в европейских приходах сегодня можно наблюдать картину: европейские инославные родители, усыновившие русского ребенка, привозят его в православный храм. Казалось бы, почему? А ответ такой: так как этот ребенок из России, значит, считают они, он православный, поэтому они хотят, чтобы их приемный ребенок оставался православным. Хотя они сами не русские, не православные, и даже не собираются переходить в Православие. Но бывает и так, что родители, привозившие своих русских детей на Причастие, через некоторое время сами принимают Православие. Такой пример свидетельствует о том, что и в толерантности может быть найдена своя духовная составляющая, и толерантность приводит к уважению православной веры.
Часто бывает и такое, что инославный супруг сначала просто с уважением относятся к православной вере, которую исповедует его супруга, а потом Православие постепенно начинает интересовать и его самого. Например, если инославный муж не имеет традиции ходить в инославную церковь, то ревностное посещение своей женой православного храма приводит со временем к тому, что он все-таки начинает немного приобщаться к ее вере, приезжать с ней в храм, сопровождать ее, отвозить на богослужение, встречать после, и так он немного приобщается к церковной жизни. Это тоже показательно.
– А если инославный супруг решается принять Православие, просто потому что он любит свою жену, насколько такой переход прочен?
– Заключение брака чаще всего связано с сильными чувствами. Настолько сильными, что один из супругов, в самом деле, может принять веру человека, с которым он вступил в брак. К сожалению, статистика говорит о том, что перешедшие в другую веру при таких обстоятельствах не являются твердыми последователями этой веры и рано или поздно от нее отходят, и это касается не только Православия.
Есть и другая закономерность. Если супруга или супруг не принимают Православие перед супружеством, маловероятно, что это произойдет потом: либо супруг готов сразу принять Православие либо почти наверняка этого не случится. Бывает также, что такое случается, но формально. Хотя бывают и исключения.
– Что делать, если инославный супруг не желает принимать Православие? Смириться? «Неверующий муж освящается верующей женой» ( 1Кор.7:14 )? Молиться за него? Или пытаться с ним поговорить? Сожалеть о своей ошибке?
– Я бы посоветовал очень медленно, очень осторожно, но неуклонно, мягкими словами напоминать о православной вере. Возможно, долготерпеливая работа возделывания почвы принесет свои плоды, свой урожай.
– Нередкий случай: когда женились, оба были далеки от религии, со временем начали задумываться о Боге, обратились к вере своих предков, но пошли в разные стороны. Нужно ли пытаться сохранить брак в таком случае?
– Действительно, часто такое происходит: человек приходит к вере, будучи в браке. У такого новоначального христианина может возникнуть своего рода максимализм в вопросах веры, сопряженный даже с уничижением неверующего, невоцерковленного, инославного супруга. И это тоже может стать сильным испытанием для обоих. Но все-таки человеку следует бережно относиться к существующему браку и из благочестия не разрушать его. Святой апостол Павел осуждает ревность не по разуму ( Рим.10:2 ) и говорит о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» ( 1Кор.7:14 ).
Но в браке ведь становятся не только православными. Мне известны случаи, когда муж становился со временем не только ревностным мусульманином, но даже радикалом. Бывает, такой человек увозит жену к себе на родину, и там его супругу ждут определенные сложности. Ведь мусульманский брак обычно в традиционной мусульманской семье со стороны жены укрепляется родственниками: сама жена в отдельности в мусульманском браке не имеет должной «силы», но родственники с ее стороны некоторую силу сообщают. И если русская женщина уезжает в мусульманскую страну, ее родственников там уже нет, нет никаких традиций на ее стороне, можно сказать, она бесправна. Об этом ей следует подумать заранее.
Что еще важно знать. В современном европейском обществе ощущается гораздо большее давление не со стороны иных конфессий или религий, а со стороны безверия, секуляризма и «легкого» отношения к вере, в целом. И это большое испытание. В меньшей степени оно присуще США, потому что там во многих штатах все еще очень религиозная обстановка, сильно влияние хотя и не православного, но так или иначе христианского менталитета. В других штатах, более демократических, это уже теряется. Но и там, как и в Европе, уже присутствуют значительные влияния секуляризма, образа жизни, когда вместе сосуществуют многие и многие народы. К этому тоже нужно быть готовым: некоторые русские родители не могут должным образом воспринять такие особенности иностранной жизни, и поначалу их шокирует, когда они видят своих детей в таком окружении.
Я думаю, так нам показываются условия, в которых нам предстоит жить в ближайшие десятилетия. Возможно, Господь попускает этому совершиться с тем, чтобы мы еще лучше поняли, что главное в этом мире, и, кроме того, чтобы проповедь Христова дошла уже и до тех стран, где ее раньше еще не слышали. А если это страны, где она все укоренилась, то, думаю, попускается это для того, чтобы там выбирали Христа те, кто хочет выбрать Его душой и сердцем, а не по наследству.
– Что нужно знать православному человеку, если для его инославного супруга это уже не первый брак?
– Необходимо знать следующую особенность, она касается католиков и в меньшей степени – протестантов. Католики во всем либеральнее нас, и только в одном вопросе строже – в вопросе развода.
Православная церковная традиция об отношении к разводам такова: развод может быть совершен по ходатайству потерпевшей стороны в случаи измены другой стороны. Это основная традиционная причина развода, впоследствии добавились и такие причины как долгое безвестное отсутствие супруга, психическая болезнь с определенными условиями, наркомания или алкоголизм, принуждение к аборту. В древности этих причин не было, существовала единственная причина для развода – это прелюбодеяние.
При этом потерпевшая сторона, конечно, может простить виновника, но если это невозможно, она подает на развод. Виновник не имел права подавать на развод и только мог получить развод от потерпевшей стороны.
У католиков же в этом отношении гораздо более строгие правила: они вообще не признают развод. Такова традиция западной церкви. И это налагает на католиков дополнительную проблему: бывает так, что брак распадается, а люди не могут получить развод, по этой причине они не могут и заново венчаться. И бывают случаи, когда католик был женат первым браком, этот брак фактически распался, но католическая церковь такой развод не признает. А Православная Церковь допускает повторное венчание, при этом для нас именно православное венчание является единственно признаваемым. Поэтому если у православной невесты появился инославный муж, который был когда-то венчан католическим или протестантским церковным браком, но этот брак уже давно распался, то в православной Церкви такое венчание возможно, опять же с благословения архиерея.
– Пожалуй, многих удивит, что супруги, один из которых – православный, а другой – католик, могут венчаться в православном храме.
– Да, венчание в таком случае может совершаться, но это крайняя ситуация, которая никак не может рассматриваться как идеал. Здесь дается некоторое послабление, поскольку он хотя и инославный, но все же христианин. И даже венчание императорских, царских особ необязательно предполагало переход одного из супругов в другое вероисповедание. Многие наши русские великие княжны выходили замуж за инославных герцогов, например, немецких, британских, оставаясь при этом православными. При этом важно помнить, что после такого венчания на Причастие приходит только православный супруг. С иноверным же венчание возможно лишь в одном случае: если он принимает Крещение.
Но, конечно, Церковь ждет, что дети будут воспитываться в Православии, что инославный супруг будет относиться с уважением к православной вере, не будет препятствовать своей супруге ходить в православный храм и участвовать в Таинствах, молиться.
Существуют и некоторые послабления для такого брака, ведь, например, празднование Пасхи у инославных совершается по григорианскому календарю, кроме того, сейчас у них совсем нет поста, а для православных соблюдение поста является привычным. Нужно ожидать, что инославные будут относиться к таким отличиям с почтением.
– Возникали ли за годы Вашего служения в священном сане ситуации, когда бы к Вам обращались за помощью, советом относительно брака с иноверным? Какие именно это были ситуации? Как они, в итоге, разрешились?
– Два года я служил в Лондоне, поэтому некоторый опыт имею. Расскажу об одном случае. Однажды ко мне в храм пришла пара, индусы: при этом женщина была студенткой у нас в России. В Москве она приняла православное крещение и стала по-настоящему глубоко верующим человеком. По окончании учебы она уехала к себе в Дели, она не могла не уехать, и там она оказалась не то что даже инославном, а иноверном, совершенно языческом окружении.
Возник вопрос о ее замужестве. А в Индии с этим строго, там браки совершают родители, они ищут своим детям женихов и невест, а те лишь должны это принимать. И вот, возник вопрос, как быть, потому что строго по церковным канонам эта женщина не имела права как христианка выходить замуж за язычника. Но этот случай неординарный, и один архиерей, очень серьезного монашеского настроя, сказал мне, что у нее, конечно же, не может быть препятствий к причастию.
Этот эпизод показывает, что Церковь относится к верующим с пониманием, не считает женщин, живущих в браке с иноверным, скажем, с мужем-мусульманином, совершающими тяжкий грех. И на протяжении всего своего существования она всегда признавала браки, совершенные в инославии между инославными, уважительно относилась и к бракам, заключаемым между иноверными.
В то же время Церковь не может согласиться с многоженством или чрезвычайной легкостью, имеющейся, например, у мусульман, когда они могут лишь троекратным своим провозглашением развести себя со своей женой. Православные никак не могут согласиться с таким шатким основанием брака. Кроме того, надо понимать, что в исламе существуют жесткие правила: мусульманин имеет право жениться на христианке, но мусульманка не имеет права выйти замуж за христианина, поэтому они начинают требовать принятия ислама. И точно так же, когда жена – христианка, а муж – мусульманин, мусульмане начинают требовать, чтобы дети воспитывались в исламе, что тоже надо иметь в виду.
Также надо полагать явное различие между официальным браком, хотя бы даже с иноверным или неверующим и так называемым простым сожительством. Простое сожительство считается грехом и на пребывающих в таком сожительстве налагается епитимия, связанная с ограничением в причастии.
– Порой можно услышать мнение: «Да, среди канонов есть несколько правил, не позволяющих вступать православным в смешанные браки, но ведь любовь все покрывает ( 1Кор.13:7 )». Согласились бы Вы с таким утверждением?
– Нам следует помнить, любовь не может покрывать то, быть выше того, что должно оставаться чрезвычайно дорогим для каждого православного христианина – нашего православного исповедания и заповедей. Мы не можем этим пренебрегать, мы не можем ставить Православие на второстепенный уровень. И когда мы говорим «любовь все покрывает», надо понимать, о какой любви мы говорим: о любви к Богу или о любви между супругами. Ведь правильный смысл слов апостола в том, что любовь Божия все покрывает. Но любовь Божия не сможет покрывать по нашему желанию что-то, когда мы эту Божию любовь не считаем важной. Поэтому со своей стороны мы должны относиться бережно к нашей православной вере как к драгоценному залогу, и тогда, несомненно, любовь Божия все покроет. Нельзя считать, что любовь человеческая важнее любви Божией.
– Многие, наверное, сейчас спросили бы: «А как же чувства?».
– Молодым людям важно понять, что возникающие чувства – это, конечно, многое, но не главное. Не стоит считать наши чувства мерой всех вещей. На первом месте должна быть любовь к Богу, верность Христу. Конечно же, брак без чувств не крепок, но и чувства без духовного рассуждения не сделают брак крепким. Надо быть благоразумным, а благоразумие, по слову святых отцов, есть такое состояние, когда воля удерживает и разум, и чувства человеческие, не давая им руководить всецело человеком.
Со временем каждый молодой человек или девушка встречаются с тем, что их чувства уже не такие яркие как раньше. Это нередко приводит к множеству сложностей, проблем взаимопонимания, в том числе возникающих вследствие брака с инославным. Такие различия могут еще более рельефно выступить на фоне внутрисемейных отношений.
Кстати говоря, вопрос брака с инославным в какой-то мере перекликается с вопросом брака с невоцерковленным или неверующим человеком. Как правило, такой человек в наше время относится к Церкви положительно или нейтрально, но сам в храм не ходит – решение жениться, выходить замуж за такого человека тоже не назовешь правильным.
Поэтому верующим молодым людям можно посоветовать искать себе вторую половину среди верующих, больше участвовать в различных молодежных православных объединениях, встречах, группах, сайтах и так далее. Это помогает браку с первых шагов, потому что все мы понимаем: когда встречаются молодые люди, один из которых верующий, а другой инославный или невоцерковленный, отношение к браку у них будет различным. Православный христианин относится куда серьезнее к отношениям с ближними, тем более с лицами другого пола. Многие инославные или невоцерковленные люди с трудом воспринимают такую строгость, но для христианина эта строгость просто необходима.
– Ваши пожелания всем, кто прочтет это интервью.
– Хочется пожелать всем помнить о том, что самое ценное в жизни – это Господь, Его заповеди и Его Церковь. И чтобы от этого понимания мы строили остальную нашу жизнь. Чтобы здесь, в Боге, была наша главная любовь. Наша любовь земная имеет право быть и быть благословленной, но занимая свое второе место, ни в коем случае не возвышаясь над самой главной нашей любовью к Богу.