можно ли венчаться в мужском монастыре
Можно ли венчаться в мужском монастыре
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему в монастырях не совершаются таинства крещения и венчания, а также отпевания?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Монастырь – место монашеского служения Богу. Живущий в нем отрекается от мира. Великие наставники иноческой жизни видели в этом необходимое условие для достижения главных целей монашества. «Исшедший из мира для того, чтобы избавиться от бремени грехов своих, да подражает тем, которые сидят над гробами вне города, и да не престает изливать теплые и горячие слезы, и да не прерывает безгласных рыданий сердца, до тех пор, пока и он не увидит Иисуса, пришедшего и отвалившего от сердца камень ожесточения, и ум наш, как Лазаря, от уз греховных разрешившего, и повелевшего слугам Своим, ангелам: разрешите его от страстей и оставите его ити (Ин.11:44) к блаженному бесстрастию. Если же не так, то (от удаления из мира) не будет ему никакой пользы» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица.1:6). Именно поэтому в первых монастырях не было собственного священства. Так, преп. Пахомий Великий (ок. 292 – 348 гг.; память 15 мая) высказывался против принятия монахами сана. Обычно Божественную Литургию служил священник из ближайшего населенного пункта. Поскольку приглашение священника в монастырь сопровождалось порой трудностями (особенно, когда обитель находилась в большом отдалении), то стали из числа братии рукополагать иеромонахов. Так, Иерусалимский патриарх Саллюстий в 491 г. поставил священником преп. Савву Освященного († 532; память 18 декабря).
При рукоположении монахов в священники предполагалось совершенно определенно, что их служение будет только для братии, а не для мирян. Это вытекало из 4-го правила IV Вселенского Собора, постановившего: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности» (Правила Православной Церкви. Том 1). Совершение различных треб (венчания, крещения, молебнов и др.) означало бы прямое нарушение этого правила. В последующие века было сделано немало уступок миру в противоречие с требованием: да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве. Самое серьезное отступление от этого правила – появление при монастырских храмах приходов, что неизбежно вызывает необходимость ежедневной исповеди многочисленных прихожан. Наряду с другими немонашескими попечениями все это не может не сказываться на духовно-молитвенной жизни современных монастырей. Однако отказ от этого лишил бы многих страждущих людей необходимой духовной помощи.
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
иллюстрированный путеводитель по православным храмам России
Если вы помимо официального закрепления своих брачных уз в ЗАГСе приняли решение поклясться в верности друг другу еще и перед Богом, пройдя таинство венчания, то вам наверняка стоит знать, что самым романтичным и религиозным местом для венчания является монастырь.
При этом сразу стоит отметить, что венчание в стенах монастыря не отличается обрядами от церковного венчания и требования к молодоженам будут одинаковы. Если вы остановили свой выбор именно на монастыре для проведения церемонии венчания, то необходимо выбрать сам храм. Возможно, это будет тот монастырь, где вас крестили в младенчестве, либо монастырь, в стенах которого венчались ваши родители, а возможно вы решите выбрать монастырь ближайший к месту вашего проживания.
Важно знать, что венчаться и расписываться в один и тот же день вовсе не обязательно, особенно если вы не до конца уверенны, что к этому готовы. Церковь разрешает парам венчаться и фотографировать венчание на протяжении всей жизни, поэтому вы можете организовать собственное венчание не только в день официальной росписи, но и на неделю, месяц, год, и даже десять лет позже.
Если вы уже несколько лет счастливо живете в браке, и уверенны в том, что готовы прожить друг с другом остаток жизни, то вполне целесообразно будет повенчаться. При этом, для венчания на сегодняшний день даже не обязательно наличие свидетелей, вы можете вдвоем со своим любимым человеком собраться и уехать в старинный монастырь, вдали от шума цивилизации, где сможете поклясться в вечной любви друг к другу перед Всевышним.
Что ещё важно?
Стоит также отметить, что крайне важен выбор священнослужителя, который будет проводить церемонию венчания, так как именно он будет ключевой фигурой таинства, а вовсе не молодожены. Именно потому, стоит посетить выбранный монастырь сразу после того, как вы приняли решение обвенчаться и познакомиться со священником. Возможно, вам понадобиться встречаться с ним несколько раз на протяжении подготовки к венчанию, к тому же вы сможете посетить его религиозные занятия, либо договориться об индивидуальных беседах.
Как в обычной церкви, так и в монастыре, венчание предполагает определенную подготовку: строгое соблюдение поста, исповедь, причастие, раздача милостыни. Это требуется для того, чтоб в день венчания молодожены были чисты духовно и не имели тайн перед богом и друг другом.
Венчающиеся должны помнить о том, что расторжение церковного брака практически невозможно, так как он заключен на небесах, и для развода требуются очень веские причины, особенно учитывая, что основная задача супругов, беречь свою семью.
Увлекательная игра Пробки на сайте Вулкан казино
Играйте в слоты на деньги онлайн в клубе Вулкан
Начните играть в лучшем онлайн казино Вулкан
Joy casino для вашего досуга
Официальный сайт Azimut 777 Casino
Добрый день. Подскажите, а возможно ли провести таинство венчания в монастыре? Если да, то хотелось бы узнать в какие дни это возможно?
Таинство венчание в нашем монастыре проводится в 14-00 каждый день, кроме вторника, четверга и субботы. Также венчание не проводится в дни постов (см. ниже)
Также на венчание обязательны два свидетеля и присутствие родителей, чтобы они благословили венчающихся и подарили им иконы Спасителя и Божией Матери.
Для венчания нужны: венчальные две свечи, белое полотенце, кольца, две иконы Спасителя и Божией Матери, свидетельство о браке.
Благоприятные дни для венчания
Итак, вы решили венчаться, когда лучше всего это делать? Самый благоприятный день – воскресенье, однако нужно помнить, что в воскресенье хотят обвенчаться многие пары, и о проведении ритуала нужно позаботиться заранее. Также венчание в церкви проводится по понедельникам, средам и пятницам, а, соответственно, по вторникам, четвергам и субботам таинство венчания не совершается.
Венчание проводится только в середине дня, но никак не вечером. Объясняется это не столько религиозными традициями, сколько банальными проблемами со временем: обряд длится несколько часов, и даже начавшись днем, он завершается ближе к вечеру.
И, наконец, при выборе даты венчания нужно ориентироваться не только на благоприятные дни для венчания, но и на дни «запрещенные» — в эти дни ни одна церковь или храм вас не обвенчает:
Как видите, в году не так уж и много дней для венчания, а поэтому не всегда удается проводить венчание в день свадьбы – чтобы «состыковать» обе церемонии, нужно немало постараться.
Правила церемонии венчания в Православной Церкви
Смысл сакрального обряда
Православные христиане считают, что именно венчальный брак является единственным настоящим. Ведь именно благословение Бога способно помочь влюбленным прожить долгую и счастливую супружескую жизнь в любви и верности.
Люди верят в то, что их союз будет заключен не только на земле, но и на небесах, поэтому после смерти в Царствие Небесном они тоже останутся вместе. Во время такого сакрального ритуала семья соединяется священными узами, дав друг другу клятвы вечной любви. После обряда супруги оберегаются Всевышним.
Издавна на Руси признавали лишь венчанные пары. Теперь же все немного иначе, Таинство проходит после официальной росписи в органах ЗАГСа. Так что без соответствующего свидетельства, Вас навряд ли обвенчают.
Для кого запрещен обряд
Одна из главных основ, которую нужно знать, это, конечно, кому откажут в процедуре. Ведь есть несколько ограничений, препятствующих такому браку. Батюшка не сможет провести церемонию, если:
Для остальных же двери храма открыты и им ничто не помешает оформить отношения перед Богом. Многие интересуются можно ли венчаться беременным, на это любой священнослужитель ответит, что даже нужно. Ведь по христианским понятиям, ребенок должен рождаться исключительно в духовном браке.
Как выбрать дату
Чаще всего официальная регистрация не совпадает с датой сакрального обряда. На это есть ряд причин, во-первых, большинство влюбленных предпочитают проверить свои отношения годами, а уже позже закрепить их перед Богом. Во-вторых, дни, когда Вас смогут обвенчать, редко совпадают с работой органов ЗАГСа. Так например, торжественная роспись почти всегда происходит в субботу, а вот Таинство в этот день запрещено. Также, согласно православным правилам, не проводят по вторникам и четвергам, в недели Пасхи и Масленицы, престольные и церковные празднества, в большие посты, Святки и ночное время суток.
А вот благоприятными датами, по мнению самих священнослужителей является:
Лучше всего обратиться к венчальному календарю, который составляется специально на каждый год, исходя из определенных дат. Также Вы можете посоветоваться с батюшкой, насчет желаемого числа и месяца.
Основные правила
Список необходимых вещей на обряд
Что нужно сделать до Таинства
Для духовного очищения за три дня до сакрального обряда необходимо воздержаться от молочных, мясных и рыбных продуктов, а также яиц, алкогольных напитков и сигарет. Иными словами – соблюсти пост.
По правилам, накануне венчания мужу и жене нужно будет и исповедаться. Происходит это очень просто: приходите в собор и рассказываете обо всех своих грехах священнику. Он же, в свою очередь, выступает как посредник между Вами и Всевышним. Постарайтесь не стесняться данной процедуры и ничего не утаивать. Ведь только если Вы будете по-настоящему честны и искренни, то Бог услышит Вас и простит все деяния. Таким образом, в духовный брак Вы вступите безгрешными и обновленными.
В ночь перед церемонией, после 12-ти, придется отказать себе в еде. Так как утром, до Таинства, предстоит посетить литургию и там причаститься. Батюшка даст Вам ложечку вина и кусочек церковного хлеба.
Внешний вид
Невесте и присутствующим в православном храме девушкам нужно обязательно быть с покрытой головой. В случае новобрачной – это может быть фата, капюшон от накидки или болеро, палантин и многое другое. Гостьям же уместно надеть платки.
Всем женщинам стоит прикрыть: плечи, спину, зону декольте и колени. Брачующейся необходимо подобрать максимально целомудренный наряд. Подвенечное платье не должно быть слишком откровенным, обтягивающим, мини длины, пафосным, с большим количеством декора.
Также откажитесь от черных, коричневых и остальных темных расцветок. Ведь в стенах собора это обычно расценивается, как траур. Подойдет любой спокойный светлый оттенок:
Яркий макияж невесте также не рекомендуется делать. Идеальным решением станет скромный нюд и блеск для губ. Украшений должно быть по минимуму, а на руки лучше, вообще, ничего не надевать. В этот день главным пусть станет Ваше венчальное кольцо.
Обувь следует выбрать удобную как молодым, так и их гостям. Ведь Таинство длится примерно час и все это время необходимо будет стоять.
Для жениха и приглашенных мужчин правила намного проще, нежели для девушек. Главное, заходить в собор без головных уборов. Для брачующегося вполне подойдет классический костюм или рубашка и брюки. Главное, чтобы цвет ткани не был кричащим, а фасон – нестандартным.
Как вести себя в храме
Свидетели
В первую очередь, это люди, помогающие брачующимся на самой церемонии. Они держат венцы над головами пары, сопровождают ее во время троекратного шествия, расстилают рушник перед аналоем под ноги молодоженам, подают кольца и собирают подаренные цветы, после завершения Таинства.
В большинстве случаев в свидетели супруги выбирают или родных или близких друзей. Согласившиеся на такую роль, становятся духовными родственниками, которые после уже не смогут в дальнейшем обвенчаться между собой. Для пары же они являются, как наставники. Именно поэтому, к выбору подходите со всей ответственностью.
Не рекомендуется брать:
Если в Вашем окружении нет подходящих кандидатов, то лучше обойтись и вовсе без свидетелей на венчании. Главное, сообщите об этом заблаговременно батюшке, который будет проводить ритуал.
Стоимость
Что касается цены, то ее как таковой нет, ведь расценок не существует. Но хорошей традицией является добровольное пожертвование храму, в знак благодарности за обряд. Сумма варьируется от места проведения, обычно, в больших соборах Москвы и Санкт-Петербурга принято оставлять от 5000 тысяч рублей, в маленьких же городах чаще всего от 500.
Приметы
Хоть Православная Церковь и не одобряет суеверия, считая их грехом, но люди все равно придумывают различные приметы. На пустом ли они месте или же стоит в них верить – решать исключительно Вам.
Стоит ли венчать всех желающих?
Ответы пастырей
Брачная статистика сегодня весьма печальна: процент разводов увеличился и среди венчанных, и даже среди воцерковленных христиан. А значит, не все относятся к Таинству венчания достаточно серьезно и трезво, зачастую не понимая, что именно за самим фактом венчания должно следовать. Так кого можно венчать, а кого нет? Стоит ли венчать всех желающих и только потому, что жениху и невесте этого захотелось? Как донести до молодоженов всю важность и величие Таинства венчания?
«Венчать нужно всех желающих нести крест совместной жизни до конца»
– Перед венчанием, конечно, нужно беседовать с женихом и невестой, и, может быть, даже не один раз, объясняя им суть этого Таинства, его последствия и меру ответственности супругов. Чтобы молодые по крайней мере приступали к этому Таинству со всей полнотой осознания его духовной важности для своей общей жизни и для жизни каждого в перспективе вечности.
Надо обязательно разъяснять молодоженам смысл и значение Венчания как Таинства
Конечно, всё предугадать и предвидеть невозможно. И любой церковный союз – это вступление на путь несения креста, восхождения с Господом на свою Голгофу, чтобы сподобиться быть и причастником Светлого воскресения. Вот это надо обязательно объяснять брачующимся, чтобы они не ждали от церковного союза одних только восторгов и радостей и «благословений», непрестанно сыплющихся с неба, но и предуготовляли сознательно душу свою к искушениям. С тем чтобы, когда они случатся – не удивляться и не теряться, а мужественно преодолевать встречающиеся скорби и трудности на пути совместного восхождения в Царствие Небесное.
Венчать, конечно, нужно всех желающих, но желающих не попраздновать только, а и нести крест совместной жизни до конца, с верою и терпением. И это желание должно быть ответственным, осознанным и выверенным. Вот такое желание нужно нам, священникам, взращивать в брачующихся, пестовать и преумножать со всем усердием.
«Мы не знаем, каким образом благодать действует в человеке»
– В памятнике древнехристианской письменности – книге «Пастырь» апостола Ерма – есть замечательная притча. Однажды ангел показал Ерму много деревьев без листьев, казавшихся иссохшими. Последний отметил, что все они похожи друг на друга и сухие. В ответ ангел сказал, что деревья служат образом людей, живущих в этом мире, потому что в настоящем веке не различимы ни праведные, ни нечестивые люди: одни походят на других. Как во время зимы все деревья с облетевшими листьями сходны между собою и не видно, которые из них действительно засохли, а которые живы, так точно в настоящем веке нельзя распознать праведников и грешников.
Мне кажется, что эта раннехристианская притча хорошо подходит к нашему вопросу. Ведь мы действительно не знаем, каким образом благодать действует в человеке и кто принимает ее достойно, а для кого она является огнем палящим. Поэтому сложно согласиться с тем, что стоит отказывать желающим получить церковное благословение на совместную жизнь исходя из каких-то косвенных признаков их незрелости в церковной жизни. Наверное, стоит в таком случае потрудиться, уделить время, разъяснить смысл чинопоследования и значение Таинства.
С другой стороны, подобные вопросы – о непонимании значения церковной жизни внешними людьми – это, прежде всего, посыл к нам, людям Церкви: насколько мы сами приступаем с должным вниманием и благоговением к Таинствам, какой пример вдумчивого отношения к церковной жизни мы подаем окружающим, заметны ли в нашей жизни плоды участия в Таинствах Церкви?
«В Таинствах Церкви должны участвовать только прихожане»
– В наши дни процент разводов необыкновенно велик, поскольку современная молодежь – в большинстве своем эгоисты. Нет понимания, что брак – это труд над собой. Труд по взращиванию любви в своей душе к своим собственным «домашним». От брака ищут узаконенных «утех», и когда «медовый» период кончается и наступает время подвига, сразу собирают чемоданы под предлогом «непонимания». Стоит ли венчать всех? Наверное, нет. Как, собственно, не стоит и всех подряд крестить и отпевать. В Таинствах Церкви должны участвовать только прихожане.
Но как отделить прихожан от «захожан»? В современном приходе зачастую нет инструментов, чтобы это осуществить. К сожалению, у нас в основном не общины, где все – настоящие братья и сестры друг другу, а «приходы». Чтобы решить эту проблему, нужно сначала построить на приходе настоящую общину. Сегодня это практически невозможно по многим причинам.
«Если венчать всех подряд, Таинство превратится в профанацию»
– Вот небольшая история из жизни. Молодой человек пришел с невестой к знакомому священнику и выразил желание венчаться. Батюшка провел необходимую беседу, расспросил о серьезности отношения друг к другу, рассказал об ответственности перед Богом. После этого венчал. Не прошло и месяца, как молодой человек бросил жену, подав на развод. Бедная супруга впала в отчаяние. Священник, встретившись с горе-мужем, выразил недоумение произошедшим, на что тот совершенно спокойно ответил: «Женитьба – это была только попытка, а Венчание – просто красивый обряд». То есть: «никому я ничем не обязан, ну попытался связать свою жизнь с этой девушкой, быстро понял, что это – не мое, а ваше Венчание для меня ничего не значит».
Укреплять людей в духовной жизни: когда человек учится быть верным Богу, то этим он готовится быть верным и близким
Если венчать всех подряд, кто только выразил желание, то очень скоро Таинство превратится в профанацию. На мой взгляд, в наши дни вместо того, чтобы всех зазывать на Венчание, надо прежде всего укреплять людей в духовной жизни. Когда человек учится быть верным Богу, то тем самым он готовится быть верным и самым близким людям, хранить верность своей второй половинке. А без верности друг другу, без серьезного отношения к этому Венчание теряет смысл.
Это подобно тому, как ты крестил человека, надел на него нательный крест, а он тут же говорит: «Знаешь, мне твой Христос вовсе не нужен». Происходит надругательство над Таинством. Всякое Таинство предполагает верность. Крещение – верность Христу, Священство – верность служению Церкви, Покаяние – верность в своем исправлении, Венчание – верность друг другу и Богу, благословившему единство жениха и невесты.
Легкомысленное отношение к Таинству оборачивается дальнейшим предательством, а всякое предательство влечет за собой жизненный крах.
При этом наблюдается одна важная закономерность. Венчание оказывается легковесным у тех, кто в целом далек от Церкви, кому чуждо богослужение, кто не участвует регулярно в таинствах Исповеди и Причащения. В общем, если для человека чужда церковная жизнь, то и Венчание окажется малоэффективным для сохранения его семейных уз.
Как донести до молодоженов важность и величие Венчания? Донести это сложно, если молодожены до этого не доросли духовно. Существует хороший афоризм: «Когда в твоей жизни Бог встанет на первое место, то всё остальное встанет на свое». Если человек стремится к Богу, то всё в своей жизни будет делать в свете этого и поймет ценность Венчания. Любой грех, предательство, обман, неверность влекут за собой утрату общения с Господом. Любое добро, смирение, жертвенная любовь, терпение немощей друг друга – приближают нас к Богу. Христианин призван созидать, а не разрушать, восстанавливать, а не доламывать, исправлять, а не портить.
Семья – это то, что требует многих внутренних жертвенных усилий. И человек, ведущий духовную жизнь, прекрасно чувствует, как много дает ему таинство Венчания. Оно совершилось один раз, но всю дальнейшую жизнь благодатно питает семью, удерживает от ошибок, подчас становится единственным, что в момент кризиса удерживает от ложного шага. А впоследствии, когда все кризисы преодолены, благодать Венчания уже утешает и радует тебя, всю семью, всех твоих самых близких.