можно ли верить библии объективное мнение
Можно ли верить Библии без доказательств ее истинности?
Можно ли верить Библии и доверять ей, что она надежна и богодухновенна из-за тех, кто ее написал, или я должен попытаться увидеть библейские доказательства для себя? Заманчиво самому найти все доказательства, как если бы я был тем, кто определяет канон Библии. Но в то же время мне трудно сказать, что я основываю свою уверенность на тех, кто сказал, что это канон, потому что эта группа собралась и сказала, что они считают, что вдохновение потенциально может оправдать любой «священный текст». На что я должен в первую очередь смотреть, ища уверенность в 66 книгах Библии?
Прежде всего вы должны понять: ни одно пророчество в Писании не исходит из измышлений пророков, ибо пророчество никогда не рождалось из того, что хотел человек сказать, а люди высказывали послания Божьи, движимые Духом Святым. (2-е Петра 1:20,21)
Вопрос насчет достоверности Библии и поиска доказательств — это по-настоящему хороший вопрос. Я бы прокомментировал ваш вывод о том, что Библия полностью вдохновлена Богом, так. Вы должны соблюдать баланс между сопутствующими доказательствами и готовностью воспользоваться преимуществом «верить на слово» Библии и принимать по вере, что она богодухновенно.
Можно ли верить и доверять Библии?
Чтобы показать, что можно верить и доверять Библии, я в качестве иллюстрации буду использовать мой брак. Моя жена остается верной мне во всех мыслимых образах в течение более чем тридцати двух лет. Она не дала мне, буквально, никаких причин за все это время, чтобы я засомневался в ее полной приверженности быть верной мне как эмоционально, так и физически. Таким образом, с этим доказательством на руках, я «верю ей на слово». Я не контролирую её, не проверяю смс-сообщения. Если бы я услышал, что она проводит время с каким-то парнем, я бы мгновенно отбросил этот факт как доказательство её неверности и не думал бы об этом. На данный момент в наших отношениях не было бы разумно с моей стороны сомневаться в ней. Это граничило бы с иррациональностью, если бы я не «верил ей на слово».
Это сравнимо с тем, как я ощущаю богодухновение Библии, и это помогает мне верить тому, что именно Бог определил то, что стало частью библейского канона. Я не могу доказать, что отрывок Есфирь 3:6 богодухновенен. Я не могу абсолютно доказать, что 3-е Иоанна даже было написано Иоанном, не говоря уже, было ли это богодухновенным! Только спустя годы однозначные доказательства богодухновенности Библии основываются на исполнившихся пророчествах, предвосхищениях и предвестниках событий, исторической достоверности, научной согласованности, отсутствии очевидных противоречий, консистенции сообщений, качестве письма. Я достиг точки, в которой возникновение сомнений в полной каноничности не только не разумно, но и думать по-другому для меня граничило бы безрассудством и даже иррациональностью.
Вы еще можете не быть в таком же состоянии как я, и Вы все еще можете иметь вопросы, но говорю Вам, в любом случае Вы должны быть готовы как к исследованию заявлений о достоверности Библии, так и в то же самое время Вы должны иметь некоторый уровень доверия к Библии. Я предполагаю, что Вы верите в воскресение Иисуса Христа. Я полагаю, Вы верите, что Бог реален и что Иисус Христос был тем, кем Он представлялся. Это само по себе должно дать Вам довольно веские основания полагать, что Бог имеет силу и способность определять, что в конечном итоге попадет в канон Ветхого и Нового Заветов. Но при этом Вы не можете пока достигнуть такого уровня уверенности, как у меня после 40 лет исследований.
Я верю, что Вы, вероятно, можете решить для себя, по крайней мере на данный момент, что принятый библейский канон богодухновенный и вы можете смело верить Библии. Вам не нужно иметь полное знание происходящих процессов, чтобы поверить в то, что Бог совершает их и в то, что Он повлиял на выбор того, что вошло в канон. И, кстати, не группа решала, что отнести к нему — и Ветхий и Новый Заветы были сформированы с помощью процесса консенсуса с течением времени, евреями — в первом случае, и Церковью — в последнем.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Насколько достоверен Новый Завет
Библию много раз переписывали в угоду власть имущим. Как ей можно доверять?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Достоверен ли Новый Завет? Можно ли верить Библии если ее много раз переписывали? Откуда мы знаем, что все это не придумали столетия спустя? Православный журнал «Фома» #Худиев_видео #Апологетика
Опубликовано Sergey Hudiev Вторник, 13 июня 2017 г.
Переписывали ли Библию в первом смысле, «копирования»? Конечно. До появления книгопечатания любые книги именно переписывали вручную. Это требовало огромных вложений квалифицированного труда. Обычно этим занимались монахи. «Власть имущие», желая проявить благочестие, нередко спонсировали такую работу.
Переписывали ли Библию в смысле «меняли»? Это довольно популярная легенда, она существует в разных видах — например, мне доводилось читать, что «из Библии удалили все упоминания о реинкарнации». Но на самом деле переписать Библию в этом смысле было невозможно чисто технически.
Библия с самого начала в истории Церкви (а до этого, если говорить о Ветхом Завете, и в истории Израиля) много раз копировалась, ее списки находились во многих общинах и у частных лиц. Ее торжественно читали во время богослужений, цитировали в проповедях и других текстах, многие из которых до нас дошли.
Чтобы изменить текст Библии, было бы необходимо внести изменения не только во все копии самого Писания, во все тексты, где соответствующие библейские фрагменты как-то цитировались, более того, как-то изгладить эти фрагменты из памяти людей.
Мы также можем обратить внимание на то, что энергичная полемика с еретиками, которая велась в ранней Церкви, касалась интерпретации Писания — но не его содержания. В отношении самого текста все участники полемики были согласны. Поэтому мы можем быть уверены в высокой надежности библейского текста.
Но ведь оригиналы текстов до нас не дошли — как мы можем быть уверены, что они действительно относятся ко временам Иисуса и Апостолов?
Ученые разработали ряд методов, позволяющих нам определить время, когда был написан тот или иной текст, и мы перечислим некоторые из них.
Цитирование документа или его упоминание у более поздних авторов. Например, мы знаем, что святой Климент Римский написал свое послании к Коринфской Церкви не позднее 96 года. В этом послании он цитирует слова Господа Иисуса из канонических Евангелий и ссылается на события из жизни апостола Павла, которые тот упоминает в своих посланиях. Таким образом, мы можем сказать, что данные тексты были уже известны и святителю Клименту, и его адресатам и считались авторитетными.
Содержание текста указывает на условия той или другой эпохи. Сначала я приведу негативный пример — существует так называемое «Евангелие от Ессеев», центральный персонаж которого, названный Иисусом, проповедует здоровый образ жизни и призывает учеников воздерживаться от курения. Мы сразу понимаем, что тот текст — очень поздний, потому что курение появляется в старом свете только после открытия Америки.
Для датировки новозаветных текстов очень важно катастрофическое событие, которое Господь Иисус предсказывает в Евангелиях — разрушение Иерусалима войсками римского полководца Тита. Иудеи подняли восстание против Римской Империи, первое время одерживали победы, но потом римляне осадили Иерусалим, в котором на тот момент было множество паломников, прибывших на празднование Пасхи.
Это важно для датировки новозаветных текстов, поскольку из их содержания следует, что они были написаны, когда в Храме еще продолжалось обычное служение, а Иудея еще не подверглась страшному опустошению 70 года.
Например, в послания Апостола Павла и в книге Деяний Апостольских мы видим следы острой полемики о том, обязаны ли те, кто обращается ко Христу из язычников соблюдать Ветхозаветный Закон. Но в этой полемике ни разу не появляется такой решающий аргумент, что Закон просто невозможно соблюсти — храмовые жертвоприношения после 70 года стали невозможны.
Автор Послания к Евреям долго убеждает читателей, что они не нуждаются в храмовых жертвоприношениях, потому что эти жертвы служили только прообразом жертвы Христа, которая раз и навсегда примирила верующих с Богом. Но он нигде не упоминает, что такие жертвоприношения уже прекратились из-за разрушения храма.
Евангелие от Иоанна содержит ряд деталей, которые указывают на автора как на жителя Иерусалима, хорошо знавшего местные реалии.
В специальной литературе методы датировки рассматриваются подробнее, мы только отметим, что в наше время между специалистами (независимо от их личной веры или неверия) существует согласие, что значительная часть новозаветных документов (если не все) написана в первом веке, то есть при жизни первого, максимум второго поколения учеников Иисуса. Вот, например, датировка, которую приводит известный религиовед Мирча Элиаде (не христианин) в своем «Словаре религий, обрядов и верований»: Послания Павла — 50-60 годы, Евангелие от Марка — около 70 года, Евангелия Луки и Матфея — около 80 года, Евангелие от Иоанна — около 100 года.
Это значит, что тексты Нового Завета отделяет от событий жизни Господа Иисуса от двадцати до сорока лет — то есть значительная часть непосредственных свидетелей евангельской истории были живы на момент их написания. Это оставляет очень мало места для домысливания или мифологизации — и побуждает нас отнестись к Новому Завету как к серьезному историческому источнику.
10 причин верить Библии
Мы буквально окружены различными религиозными источниками, претендующими на окончательный авторитет: священными книгами, духовными вождями и множеством обычаев и верований. И все же среди всего этого Библия выделяется особо, и ее голос ясно различим среди религиозного многоголосия мира. Мы решили тщательно изучить этот вопрос и дать взвешенный ответ на вопрос: «Почему Библия?» Предлагаем вам десять аргументов, из которых следует, что Библия действительно заслуживает доверия.
1. Библия говорит правду
2. Библия сохранилась в первозданном виде
3. Библия без стеснения говорит сама о себе
Очень важно знать, что говорит о себе сама Библия. Если бы авторы Священного Писания сами не утверждали однозначно, что говорят от имени Бога, нам было бы довольно рискованно говорить об этом на основании лишь косвенных свидетельств. Была бы у нас и другая проблема. Мы столкнулись бы с целым ворохом неразгаданных тайн, дошедших до нас на страницах исторических и нравоучительных произведений. Но не было бы у нас книги, благодаря которой по всему миру появилось бессчетное количество церквей и синагог. Если бы в Библии прямо не было сказано, что через нее говорит Бог, она не стала бы основой веры сотен миллионов христиан и евреев (2 Петра 1:16-21). Но те, кто писал Библию, без тени сомнения заявляли, что их вдохновлял Бог. И тому есть множество подтверждений. Не может быть хорошей книгой та, авторы которой постоянно и беззастенчиво врали насчет источника своей информации. Не могли бы на лжи строить свою жизнь земную и надежду на жизнь вечную миллионы людей.
4. В Библии описаны чудеса
Верить, что Бог открыл Себя Израилю, можно только в том случае, если Израиль действительно вышел из Египта. Если Чермное море не расступилось перед израильтянами, как об этом рассказал Моисей, Ветхий Завет теряет всякое право говорить от имени Бога. Не меньше зависит от чудес и Новый Завет. Если Христос буквально не воскрес из мертвых, то, как говорит апостол Павел, вся христианская вера построена на большой лжи (1 Коринфянам 15:14-17). Чтобы подтвердить достоверность Нового Завета, в нем поименно были названы свидетели воскресения, причем это было сделано в то время, когда эти люди были еще живы и у них можно было многое уточнить (1 Кор. 15:1-8). Многие из этих свидетелей погибли мученической смертью, и умерли они не просто за какие-то абстрактные моральные или духовные убеждения, а за свою непоколебимую уверенность, что Христос действительно воскрес из мертвых. Хотя мучеников в истории было много, важно, за что люди отдавали свою жизнь. Многие умерли за то, что сами считали истиной. Но за явную ложь люди не умирают.
5. Библия не противоречит сама себе
Сорок разных авторов на протяжении более чем за 1600 лет написали 66 книг Библии. Потом было 400 лет молчания, которые отделяют 39 книг Ветхого Завета от 27 книг Нового. Но, несмотря ни на что, все книги, от Бытия до Откровения, представляют собой разные части одной и той же истории. Собранные вместе, они дают ясные ответы на самые важные наши вопросы:
То, что Библия на все эти вопросы дает понятные и непротиворечивые ответы, подтверждает: это не собрание разных книг, а одна большая книга.
6. Библия абсолютно достоверна с исторической и географической точек зрения
На протяжении многих веков многие люди сомневались в исторической и географической достоверности Библии. Но современные археологи раз за разом обнаруживали свидетельства о людях, городах и народах, о которых до этого было известно лишь из Библии. И всякий раз оказывалось, что все, сказанное в Библии, достовернее, чем гипотезы ученых. Современный посетитель библейских музеев не может не удивиться точности текста Библии во всех исторических и географических деталях.
7. Авторитет Библии признал Христос
Хорошо отзывались о Библии многие, но никто не сказал о ней так убедительно, как Иисус из Назарета. Он пропагандировал Библию не только Своими словами, но и всей Своей жизнью. Когда Его искушал сатана, когда Он учил народ, когда терпел крестные муки, Христос не оставлял сомнений в том, что для Него Ветхий Завет был не просто национальным наследием Израиля, а чем-то гораздо бoльшим (Матфея 4:1-11; 5:17-19). Он верил в то, что Библия – книга о Нем Самом. Своим соотечественникам Он сказал: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь” (Иоанна 5:39-40).
8. Пророчества Библии сбываются
Со дней Моисея, Библия предсказывала события, в которые никто не хотел верить. Еще до того как Израиль пришел в Землю обетованную, Моисей предсказал, что Израиль нарушит верность Богу, потеряет ту землю, которую Ему Бог даст, будет рассеян по всему миру, а потом вновь соберется и восстановит свое государство (Второзаконие 28-31). Главное же из ветхозаветных пророчеств – это пророчество пришествия Мессии, Который спасет народ Божий от грехов его и установит царство справедливости и мира.
9. Библия остается Библией
Книги Моисеевы были написаны за 500 лет до появления самых ранних священных книг индуизма. Моисей написал книгу Бытие за 2000 лет до того, как Мухаммед записал текст Корана. И за все эти века и тысячелетия не было другой книги, которую так же любили и ненавидели бы, как Библию. Ни одну другую книгу так не покупали, не изучали и не цитировали, как эту. Появляются и уходят в небытие миллионы других книг, а Библия остается эталоном, по которому оценивают все другие книги. Хотя те, кого ее учение не устраивает, пытаются Библию не замечать, но она по-прежнему остается книгой №1 во всем мире.
10. Сила Библии изменяет жизни людей
Неверующие часто показывают пальцами на тех, кто утверждает, что верит в Библию, но ничуть от этого лучше не становится. Но потому они и показывают, что многие люди действительно стали лучше под влиянием этой книги. Десять заповедей указали путь к правильной жизни бесчисленному количеству людей. В Псалмах Давидовых многие обретали утешение в тяжкие для себя времена. Нагорная проповедь Иисуса не давала впасть в гордыню и стать самодовольными законниками. Слова Павла о любви из 13-й главы 1-го Послания к Коринфянам растопили немало суровых сердец. Что может сделать с человеком Библия можно понять, познакомившись с жизнью апостола Павла, Августина, Мартина Лютера, Джона Ньютона, Льва Толстого и Клайва Льюиса. Даже целые племена и народы, такие, например, как ирландские кельты, свирепые норвежские викинги или индейское племя аука в Эквадоре изменялись до неузнаваемости под воздействием Слова Божьего и знакомства с жизнью Иисуса Христа. Нет другой жизни, которая оказала бы такое влияние на людские жизни.
Вы не одиноки, если вам не дают покоя вопросы о том, можно ли доверять Библии. В Священном Писании, как, впрочем, и во всем, что нас окружает, есть тайны. Но если Библия – то, что она сама говорит о себе, вам не нужно пытаться самим разобраться во всех “за” и “против”. Христос обещал помочь всем, кто хочет познать истину о Нем и Его учении. Главный герой Нового Завета Иисус сказал: “Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю” (Иоанна 7:17).
Чтобы понять Библию, очень важно знать, что ее главная цель совсем не в том, чтобы мы просто ее читали. Каждая истина Писания подводит нас к тому, что нам нужно прощение, которое может даровать нам Христос. Библия показывает, почему нам нужно, чтобы в нас жил Дух Божий. Именно для этого и дана людям Библия.
Можно ли верить Библии?
В это время года христиане во всем мире отмечают чудо воскресения. Но в растущем светском обществе всё больше американцев отрицают такие чудеса и ставят под сомнение достоверность Библии. Журналист МХН поговорил с тремя экспертами, доказывающими, что правы, скорее всего, именно верующие, а не сомневающиеся.
В наше время многие христиане, особенно студенты высших учебных заведений, подтвердят, что их вера в Бога и Библию становится объектом сомнений или даже нападок.
«Бывает, тот или иной преподаватель требует от них отчета, почему они верят в то, во что они верят, и говорит: «Смотри, ты же веришь в сказки!» — говорит Джонатан Морроу, автор книги «Вопросы к Библии».
Но иного мнения придерживаются трое ведущих экспертов по Библии. Они рассказали CBN News о веских причинах для того, чтобы иметь веру в вашу веру.
«На самом деле веру очень легко защищать. Поэтому она и существует вот уже две тысячи лет», — говорит Даррелл Бок, автор книги «Истина важна».
Они указывают на то, что даже уважаемые неверующие писали об Иисусе.
«Помимо Писания шестнадцать историков и других авторов упоминали Христа. Мы можем узнать о Христе почти всё, даже не обращаясь к Новому Завету», — утверждает Джош Макдауэлл, автор книги «Богодухновенно».
Дошедшие до наших дней рукописи почти всех древних произведений датируются сотнями лет после написания их первоисточников. Как говорит своим студентам Джонатан Морроу в Институте «Импэкт 360», существует больше доказательств существования Иисуса, чем Юлия Цезаря, но никто не сомневается в том, Цезарь существовал. Кроме того, есть правило, что чем ближе к описываемым событиям жил автор, тем больше вероятность достоверности его описания. А Петр, Иоанн и Иаков жили с Иисусом.
«Иоанн сказал: «Что мы слышали своими ушами, видели своими глазами, что осязали руки наши, то мы и возвещаем вам». Другими словами, мы были очевидцами. Мы были там», — продолжает Джош Макдауэлл.
Морроу отмечает, что Павел и Лука расспрашивали их и знали многих других, бывших свидетелями жизни, смерти и воскресения Иисуса.
«В исторических исследованиях нужны как можно более ранние источники и показания свидетелей. Авторы Евангелий имели и то, и другое. Они всё тщательно исследовали и правдоподобно излагали, включая даже неловкие подробности», — говорит Джонатан Морроу.
Кроме того, по мнению исследователей…
«Чем ближе рукопись по времени к оригиналу, тем меньше вероятность ошибки или описки», — утверждает Джош Макдауэлл.
Но, как объясняет Макдауэлл, не осталось оригиналов даже самых уважаемых и признанных древних трудов: «В случае с греческими и римскими историками, такими как Геродот, Тацит и Ливий, это копии, появившиеся спустя 500, 600, 700 лет», — говорит Джонатан Морроу.
Однако рукописи библейских текстов ближе по времени к своим оригиналам, чем любые другие.
«До нас дошли рукописи и фрагменты, которые появились в течение тридцати пяти или сорока лет после написания оригинала. Почему это так важно? Прошло еще слишком мало времени, чтобы успели появиться ошибки и выдумки, которые извратили бы то послание», — продолжает Джонатан Морроу.
«Во-вторых, чем больше есть рукописей, тем легче восстановить оригинал», — говорит Джош Макдауэлл.
Уцелевших древних копий или фрагментов Библии намного больше, чем всех остальных. По словам Джоша Макдауэлла, примерно 66 420 рукописей и свитков. Также он говорит, что второе место занимает «Илиада» Гомера — всего 1800.
«Мы же доверяем Гомеру? Насколько же больше мы должны доверять документам Нового Завета!» — восклицает Джонатан Морроу.
При таком большом количестве копий, неудивительно, что попадаются неточности. Критики называют около 400 тысяч ошибок или «вариантов» в Библии. И что же?
«99% из тех 400 тысяч – незначительные расхождения. Это ошибки в орфографии, порядке слов», — утверждает Джонатан Морроу.
«Например, пропущены некоторые буквы», — подхватывает Джош Макдауэлл.
«Ни один из текстов с такими ошибками не влияет на основные доктрины или практики христианства», — говорит Джонатан Морроу.
Бок и Морроу объясняют студентам, что многие из так называемых противоречий в Библии — просто разные пересказы одной и той же истории.
«Различия — это не то же, что противоречия. Это всего лишь различия!» — слышал студенты от Даррелла Бока.
Сомневающимся трудно поверить, что в Библии, которую мы читаем сегодня, точно переданы слова, написанные авторами столько веков тому назад. Но Макдауэлл объясняет, что еврейские книжники, переписывавшие, например, Бытие и Исход, считали свой труд священным, и он строго контролировался: «Было 4000 правил, которым должен был следовать переписчик, что гарантировало точность», — говорит он.
У монахов также были жесткие правила для переписывания. Еще одна причина доверять Библии: археология и связанные с ней исследования неоднократно доказывали правдивость Библии и заблуждения библейских скептиков.
«Археологи уже прояснили, наверное, более половины всех кажущихся расхождений в Писаниях», — говорит Джош Макдауэлл.
Скептики говорили, что нет никаких записей о Назарете, так что Новый Завет не может быть правдой. И нет ни одной записи о хеттах, так что Ветхий Завет не может быть правдой. Но археология и связанные с ней исследования доказали существование и тех, и других.
«Теперь, поступив в Гарвард или другой университет, вы можете изучать язык хеттов», — говорит Джош Макдауэлл.
Наконец есть и логические доказательства. Апостолы постоянно твердили своим противникам…
«Вы же знаете, о чем я говорю! Вы сами там были!» — рассказывает Джош Макдауэлл.
Макдауэлл указывает, что было бы совершенным безумием столько всего выдумывать: «Они ссылаются на факты, которые их оппоненты не могли не знать. На мой взгляд, это одно из лучших доказательств истины с исторической точки зрения».
А Бок спрашивает: что является лучшим доказательство того, что ранние ученики всё это не выдумали, чем тот факт, что почти все они умерли за это мученической смертью?
«Вы не станете умирать за то, что сами же и выдумали», — говорит Даррелл Бок.
Последнее: 26.10. Спасибо!
Можно ли верить Библии?
Можно ли верить Библии?
«Ригведа» — священная книга индуистов и «Авеста» — священная книга огнепоклонников являются для вдумчивого историка прекрасным историческим документом (для верующих, разумеется, они не «документ», а откровение, дарованное свыше; его нельзя изучать — надо лишь благоговейно читать и комментировать). А Библия — священная книга иудеев и христиан? Можно ли использовать ее как исторический источник?
В средние века авторитет Библии был непререкаем: люди верили ей больше, чем своим собственным глазам. Византийский купец Козьма Индикоплов (то есть плаватель в Индию) побывал в Турции, Египте, Индии, быть может, на Цейлоне; он повидал разные страны, моря и города. Но когда Козьма выпустил в свет свою «Христианскую топографию», земная суша была изображена им в виде прямоугольника, аккуратно разделенного по линейке на три части — Европу, Азию, Африку. Прямоугольник этот омывали волны Мирового океана. Индикоплов видел, конечно, изрезанные берега Малой Азии, Персидский залив, выступ полуострова Индостан. Но он верил авторитету Библии, а не своим глазам!
Эпоха средневековья окончилась. Был открыт Новый Свет, о котором ни словом не упоминала Библия, населенный людьми, происхождение которых никак не укладывалось в библейскую схему народов и племен. Считать ли жителей Америки людьми, потомками Адама? Этот вопрос долго обсуждался богословами. Римский папа даже издал особую буллу, «даровавшую» индейцам право называться представителями рода человеческого.
В конце XVIII — начале XIX века Библия превратилась в постоянный объект насмешек ученых-просветителей — Дидро, Вольтера, Гольбаха и других. Они приводили несуразности и противоречия, которыми, по их мнению, полна священная книга. Но вот в древнюю землю Ближнего Востока вошла лопата археолога, и многие города и народы, называемые в Библии, предстали перед изумленным миром.
«Библия права!» — обрадовались церковники. Но это не совсем так. Библия права в той же мере, как правы «Ригведа» и «Авеста», как прав Коран и священные книги других народов. Все они могут служить для историка документами, воскрешающими древние времена. Но документами особого свойства, к показаниям которых надо подходить очень осторожно, отделяя вымысел от правды, миф от действительности, выдумку от фактов, быль от небылицы (а небылицами, преувеличениями и противоречиями полны и Библия, и «Авеста», и «Ригведа», и Коран, как и все другие священные книги).
Древняя религия шумеров, а затем вавилонян, несомненно, была знакома авторам Библии. Они широко использовали богатую и поэтичную литературу Двуречья. В Библии можно найти следы влияния египетской религии, не менее развитой и древней, чем шумерская. Основным же «костяком» для нее послужили верования племен иудеев и других жителей древней Палестины и Сирии. Лингвисты и историки показали, что Библия была написана не сразу, по откровению свыше, а в течение нескольких веков. В ней отразились верования и надежды людей той эпохи, в какие бы фантастические одеяния они порой ни облекались.
Весь Восток в VIII–VII веках до н. э. жил мечтой о гибели Ассирийской державы, «логовища львов», и падения ее столицы Ниневии, «города крови». Библия сохранила нам речи, посвященные поруганию и падению ассирийской деспотии, — их приписывают израильтянину Науму, который, по всей вероятности, испытал на себе все тяготы плена и рабства у ассирийцев. «Ты умножила торгашей своих, так что стало их больше, чем звезд небесных, — говорит он, обращаясь к Ассирии. — Чиновники твои подобны акридам (вид саранчи. — А. К.), что становятся станом по оградам в холодный день; солнце взойдет — и исчезнут, и неизвестно место их».
В конце VII века до н. э. Ниневия пала. Об этом говорят раскопки археологов, об этом повествует вавилонская хроника. И об этом же красочно и ярко рассказывает на страницах Библии израильтянин Наум.
«Горе городу крови, что весь полон обмана и грабежа, где не прекращается хищничество! Шум бича, и шум крутящихся колес, и скачущих коней, и несущихся колесниц; всадники заносят и меч пламенеющий, и копье блещущее — и множество сраженных, груды трупов; нет конца телам, спотыкаются о тела убитых. Уснули пастыри твои, царь Ассирии, ложатся бойцы твои, развеян народ твой по горам, и некому собрать его… Все, кто слышит слух о тебе, рукоплещут, ибо кого не постигало извечное зло твое?»
Библия приписывает гибель Ниневии великому богу Яхве. Историки же показали, что «город крови» был взят штурмом и разрушен союзными войсками индийцев и вавилонского царя Набопаласара. И разрушен столь основательно, что с тех пор на месте Ниневии не строились новые города. Лишь спустя два с половиной тысячелетия археологи раскопали руины ассирийской столицы.
Вскоре после открытия Ниневии был раскопан второй великий город Древнего Востока, о котором говорится в Библии, — Вавилон. Археологи откопали три стены, опоясывающие «мать городов», и остатки легендарной Вавилонской башни. «Колоссальный массив башни, которая была для евреев Ветхого завета воплощением человеческой заносчивости, возвышался среди горделивых храмов-дворцов, огромных складов, бесчисленных помещений, — пишет немецкий археолог Роберт Кольдевей, раскопавший Вавилон. — Ее белые стены, бронзовые ворота, грозная крепостная стена с порталами и целым лесом башен — все это должно было производить впечатление мощи, величия, богатства, ибо во всем огромном вавилонском царстве трудно было встретить что-либо подобное».
Список сведений, приводимых в Библии, которые получили подтверждение раскопками археологов и в письменных документах других народов Древнего Востока, можно было продолжить. Конечно, список противоречий и несоответствий действительности, содержащихся в Библии, был бы еще длинней. Но мы ограничимся просто тем, что еще раз отметим: при правильном подходе Библия может оказаться таким же историческим документом, как «Ригведа», «Авеста» и священные книги других народов.
Читайте также
Можно ли верить историческим источникам?
Можно ли верить историческим источникам? В. К. Яцунский, автор прекрасных обзоров географической мысли XV–XVIII вв., справедливо отмечает: «Историческая география изучает не географические представления людей прошлого, а конкретную географию прошлых веков».[29] Исходные
Можно ли верить памятникам?
Можно ли верить памятникам? Но почему именно Чингису и его детям приписывалось опустошение Азии, в то время как другие события, гораздо большего масштаба, например разгром уйгуров кыргызами в 841–846 гг. или поголовное истребление калмыков маньчжурским императором Цянь
Верить или не верить в Холокост?
Верить или не верить в Холокост? Странное дело, в то время как весь мир в 2005 году отмечал 60-летие окончания Второй мировой войны, американские, израильские и российские сионисты с большой помпой отмечали холокост — гибель якобы 6 миллионов евреев. Но в Освенцим почтить
11. Дубликаты в Библии Общая схема их распределения внутри Библии
11. Дубликаты в Библии Общая схема их распределения внутри Библии Приведем краткое изложение результатов применения разработанных методик к античному и средневековому хронологическому материалу. При этом неожиданно были обнаружены дубликаты, считаемые в
Глава 1. Можно ли верить очевидцам?
Глава 1. Можно ли верить очевидцам? Современники вспоминают… Любому школьнику известно имя Чарли Чаплина, гениального актера, режиссера, сценариста, музыканта (ведь музыку к фильмам, в том числе знаменитую «Песенку Чарли», писал он сам). Не менее известно имя другого
Можно ли верить астрологии? Вадим Карелин
Можно ли верить Платону?
Можно ли верить Платону? Еще более отрицательное отношение вызывает «проблема Атлантиды» у большинства представителей гуманитарных наук. Американские археологи и этнографы, например, считают признаком «дурного тона» вести дискуссии об Атлантиде на страницах научной
Заключение. Кому верить и верить ли?
Заключение. Кому верить и верить ли? Так верить или нет великим мистикам прошлого века? — спросите вы. Столько версий и теорий, столько учений и трактовок, столько всего необъяснимого и порой притягательного. Конечно, верить! Человек не может жить без веры — это
Можно ли верить лидерам современной Российской компартии?
Можно ли верить лидерам современной Российской компартии? Чтобы ответить на такой вопрос, надо вспомнить, как образовалась Российская компартия. Сначала Б. Ельцин запретил движение коммунистов, и они были вынуждены уйти в подполье. Но прошло совсем немного времени, и
Кому верить, и нужно ли верить кому-либо, или первая задача ученого
Кому верить, и нужно ли верить кому-либо, или первая задача ученого Из всех приведенных фактов следует только одно – нет ни одной стороны, облаченной в белые одежды. Лгут представители всех партий, и не по какой-то другой причине, а только по одной – потому что они
Разве можно верить…
Разве можно верить… К середине XIX века действительно в каждом районе города образовались своя Болотная, Госпитальная, Офицерская, Церковная, Кузнечная, Грязная улицы, Глухой переулок (последних, правда, не одновременно, а за все время существования Петербурга
Можно ли верить донесениям Шуленбурга и Актая?
Можно ли верить донесениям Шуленбурга и Актая? Но одно дело слухи и сомнительные агентурные донесения, а другое — дипломатические документы. Как быть, например, с донесениями на Вильгельмштрассе германского посла в Москве Шуленбурга в мае 1941 г. или с посланием в Анкару