можно ли верить благотворительным фондом
Доверяй, но проверяй: как отличить благотворительный фонд от мошенников
Про то, как устроена системная благотворительная помощь и как не ошибиться и помочь настоящему человеку, рассказывает «Фонд борьбы с лейкемией».
Не надо спешить, даже если сбор срочный
Сбор на лечение – это почти всегда экстренная ситуация. Однако, прежде чем переводить деньги, стоит остановиться и подробнее изучить информацию. Небольшую базовую проверку можно сделать всего за несколько минут.
Если это частный сбор — внимательно прочитайте историю, постарайтесь понять ситуацию. Попробуйте проверить подлинность – много ли деталей, есть ли копии медицинских выписок. Реальные ли люди описаны в сборе, есть ли у них страницы в соцсетях? Пытались ли герои получить лечение в России бесплатно, обращались ли они в благотворительные фонды? Есть ли у вас и героев общие знакомые, или, может быть, за них просят известные люди?
Когда за пациента вступается благотворительный фонд, проверять нужно не историю болезни и человека, а уже организацию. На сайте фонда должны быть актуальные контакты – можно просто набрать номер и проверить, ответят ли вам. У действующего фонда на сайте должна быть актуальная отчетность, «живая» лента новостей, страницы в социальных сетях.
Проверить фонд можно на больших фандрайзинговых площадках, например «Нужна помощь» или «Добро.Mail.Ru». Это большие благотворительные хабы, в которые включены только проверенные организации. И если фонд представлен на такой площадке, значит, ему точно можно доверять.
Как фонды проверяют подопечных?
Иногда, обращаясь за помощью, люди пишут «все фонды отказали». И это может послужить поводом задуматься о целесообразности сбора.
Ежедневно в фонды обращаются десятки людей, и, конечно, прежде чем начинать сбор средств, сотрудники проверяют достоверность предоставленной информации. У большинства крупных фондов для этого предусмотрен экспертный совет, куда входят лучшие врачи России. Эксперты изучают документы пациента, чтобы подтвердить необходимость сбора или ответить, что пациент в сборе средств не нуждается, а может, например, получить нужное лечение бесплатно по квоте. А бывает, что пациенты хотят получить лечение, которое им не показано, но они верят, что именно такое и нужно.
Иногда пациенты обращаются за помощью в фонд, который не работает с их заболеванием. Например, просят «Фонд борьбы с лейкемией» (https://leikozu.net/) помочь женщине, у которой рак молочной железы. В таких случаях сотрудники фонда стараются перенаправить пациента в профильную организацию.
Крупные фонды не собирают деньги на личные карты сотрудников или пациентов, потому что в таком случае отследить судьбу денег просто невозможно. Как правило, для предоставления отчетности фонды переводят средства в клиники, аптеки и т. д., то есть оплачивают именно нужны пациента.
Телевизионные попрошайки или благотворительные фонды: расследование ФАН
На федеральных телеканалах стали массово появляться топорно сработанные ролики, где женщины с детьми на руках, сглатывая слезы, с интонациями профессиональных попрошаек просят денег. Реклама, которая вызывает вопросы у миллионов россиян, размещается благотворительными фондами, действительно собирающими деньги на лечение детей. Однако мало кто догадывается, что значительная часть собранных таким образом средств вкладывается снова в рекламу. Так работает система, позволяющая фондам значительно увеличить объемы пожертвований. Из девяти тысяч официально зарегистрированных в России благотворительных фондов деятельность лишь единиц прозрачна и доступна. На что собирают и как тратят деньги эти организации — в материале Федерального агентства новостей.
Министерство здравоохранения и социального развития недавно опубликовало разъяснения относительно деятельности благотворительных организаций. В документе говорится, что Минздрав готов сотрудничать с НКО, включая благотворительные и пациентские.
«В этих целях в Минздраве России сформирован совет пациентских организаций, включающий представителей таких организаций по целому ряду профилей деятельности. Не вызывает сомнения, что как НКО в целом, так и благотворительные организации в частности, занимаются значимой и полезной работой. При этом периодически в прессе появляется информация по сбору средств на лечение детей и взрослых с указанием на то, что помощь не может быть оказана в России или требует оплаты. Проведенные проверки показали, что по ряду таких фактов данная информация не соответствует действительности», — говорится в заявлении ведомства.
Обращение было вызвано тем, что министр здравоохранения Вероника Скворцова предложила тщательнее проверять, на что именно собирают деньги общественные организации. Их представители, в свою очередь, были удивлены тем, что этот вопрос возникает вновь и вновь — Минздрав уже неоднократно давал разъяснения, что не подвергает благотворительность как институцию сомнению.
После недоуменных комментариев в СМИ от представителей некоторых фондов в Минздрав вынужден был вновь уточнить: «Это никоим образом не означает, что все сборы средств, осуществляемые фондами, оцениваются Минздравом России негативно. Более того, министерство многократно выражало готовность, в случае поступления от фондов информации о необходимости сбора средств, проверить, действительно ли такая помощь не может быть оказана бесплатно в нашей стране. Такие запросы многократно поступали и поступают в Минздрав России. Речи о том, чтобы сделать такой механизм обязательным, не идет. Министерство исходило и исходит из того, что некоммерческие организации, включая благотворительные фонды, являются партнерами органов государственной власти в деле обеспечения наивысшего уровня защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь».
Однако на практике далеко не все эти «партнеры» занимаются защитой прав граждан. Многие откровенно зарабатывают на сострадании. И самое тревожное, что проверить это очень трудно.
Рубль ребенку, два — себе
На некоторых федеральных телеканалах все чаще стали появляться топорно сработанные ролики, где женщины с детьми на руках, сглатывая слезы, с интонациями профессиональных попрошаек просят денег. Почти угрожают: «Если не поможете, сынок умрет». Женщины, вероятно, вполне реальные, и дети их действительно больны и нуждаются в помощи. Но откуда и каким образом хлынули на телеэкраны эти новые русские фонды?
Елена Грачева, административный директор одного из самых известных и уважаемых благотворительных фондов — фонда «АдВита» — рассказала, как работают ее коллеги разной степени открытости и честности.
«Как правило, благотворительный фонд размещает рекламу либо по социальной квоте, если речь идет о государственных СМИ, либо по безвозмездному договору сотрудничества с коммерческой компанией, если удается договориться. Существует два типа размещения информации о фонде в СМИ: на бесплатной и на коммерческой основе. Крупные известные фонды, в том числе «АдВита», за рекламу не платят. Но есть фонды, которые покупают рекламу в СМИ по рыночным расценкам и показывают свои ролики по сбору средств как обычную рекламу», — рассказывает Елена Грачева.
Есть административные расходы фонда. Это зарплата сотрудников, налоги, оплата связи и т.д. Они не должны превышать 20% от прибыли, а у большинства серьезных фондов составляют всего 8-10%. И есть статья, которая называется «продвижение». Вот ею и пользуются организации, публикующие информацию о себе на условиях обычной коммерческой рекламы. Это не является незаконным, но при этом жертвователи не знают, что половина их пожертвований идет на платное размещение ролика о сборах средств. Конечно, благотворительные организации обязаны регулярно публиковать отчеты о собранных и потраченных средствах на сайте Минюста, но кто из обычных добросердечных людей будет искать и читать эти отчеты? Тем более, что найти нужную информацию, порой, весьма непросто.
Закон не обязывает фонд указывать, что информация о его деятельности размещена на коммерческой основе — это вопрос самого СМИ. И печатные СМИ, как правило, это указывают. А вот электронные СМИ и ТВ — чаще всего, нет, хотя есть и исключения.
По словам Елены Грачевой, среди сотрудников фондов на этот счет нет единого мнения. Потому что, с одной стороны, фонды действительно подвергаются множеству проверок со стороны Минюста, Минсоцразвития, прокуратуры. С другой стороны, критерии отчетности в законе не прописаны, они существуют лишь в виде ведомственных методических писем для бухгалтеров фондов и т.д. Но у этих критериев нет статуса закона. По закону от фондов требуют только публикацию годового отчета на сайте Минюста — и все.
Например, в Санкт-Петербурге зарегистрирован фонд, который платит за рекламу ровно половину своего весьма немаленького бюджета (речь идет о сотнях миллионов рублей за год). Его ролики часто демонстрируются по федеральным каналам, люди охотно реагируют и жертвуют деньги, но при этом даже не догадываются, что как минимум половина денег идет на рекламу.
«Появление названия фонда и его героев на экране телевизора не может быть гарантией того, что информация проверена, и что все ваши деньги уйдут конкретному персонажу. В подавляющем большинстве случае да, уйдут. Но, может быть, и нет», — говорит Елена Грачева.
На что фонды собирают деньги
Благотворительные организации в основном собирают средства на лечение и лекарства, которые государство по разным причинам не финансирует, не производит или его надо слишком долго ждать.
Например, пересадка донорских органов (сердце и легкие) ребенку — пока возможна только за границей. Или у региона нет денег на приобретение дорогостоящего препарата. Инновационные таргетные препараты действительно стоят сотни тысяч рублей, для многих региональных дотационных бюджетов эта ноша непосильна. (Напомним, статья финансирования госзакупок медпрепаратов находится в ведении регионального бюджета. Плюс действующая программа «Семь нозологий»).
К примеру, высокотехнологичная помощь на трансплантацию костного мозга от неродственного донора предлагается государством за 2,9 млн. руб. На деле же может потребоваться гораздо больше, до пяти миллионов рублей, иногда и больше. Тариф такой специализированной высокотехнологичной помощи не учитывает ряд необходимых для пересадки алгоритмов: лабораторное сопровождение, многие дорогие лекарства, лечение осложнений.
«В 2016 году в России выполнено около трехсот таких ТКМ (трансплантаций костного мозга) — и только 50 доноров были из нашего национального регистра. А донор из мировой базы обходится в 20 тыс. евро. Детям эти трансплантаты покупаем мы и фонд «Подари жизнь», взрослым — «АдВита» и некоторые другие фонды. Но взрослых больных больше, и денег не хватает», — сообщил в СМИ руководитель «Российского фонда помощи» (Русфонда) Лев Амбиндер.
Та же «АдВита» в 2016 году 78% сборов потратила на лекарства и оплату поиска и активации доноров костного мозга, 15% — на поддержку клиник (закупка расходных материалов, оснащение лабораторий). При этом политика «АдВиты» — не отправлять нуждающихся в лечении за границу, а стараться доставлять лучшие технологии и лекарства в Петербург.
«Токсичный сбор» из соцсетей
Приличные фонды самостоятельно проверяют все заявки и с точки зрения медицинской целесообразности, и с точки зрения потенциальной платежеспособности пациента. Но зачастую мошенники действуют из расчета на эмоциональный порыв потенциального жертвователя. Есть целые группы жуликов, которые специализируются на сборе средств через соцсети — это так называемый «токсичный сбор». Как правило, используются манипулятивные технологии: публикуются фотографии детишек в трубках, идет постоянный психологический шантаж жертвователя: если не поможете, то ребенок умрет, и т.д.
Если жертвователь пытается задать уточняющие вопросы, его изгоняют из группы и банят. Отчеты не публикуются либо они «липовые».
«Все должны отчетливо понимать, что никто эти деньги контролировать не может. У нас множество примеров, когда выясняется, что якобы «нуждающегося» в помощи человека просто не существует. А если он и существует, то сборы не нужны, потому что собирали на то, что можно вылечить в России. Тут жертвователи вообще не защищены, и мошенники это понимают и занимаются эмоциональным террором. Трудно трезво соображать, когда видишь страдающего ребенка. Люди искренне считают, что те, кто собирают деньги «на лечение», не могут быть жуликами. Конечно, могут. И это совсем не редкость», — говорит Елена Грачева.
Жертвователем быть трудно. Чтобы понять, мошеннический фонд или нет, надо обладать определенной квалификацией.
«Мы тратим время на поиск врача, парикмахера, репетитора. Не менее ответственно надо подходить и к выбору тех, кому вы хотите помочь. Нельзя действовать на порыве, на это и рассчитывают мошенники», — считают в «АдВите».
Что хотят фонды от государства
Административный директор «АдВиты» Елена Грачева формулирует правила игры, которые, по мнению представителей благотворительных организаций, принесут реальную пользу честным фондам — и, соответственно, людям, как в них работающим — так в них и нуждающихся.
«Что касается улучшения ситуации с фондами, то нужно, прежде всего, не врать, — считает Елена Грачева. — Кроме того, нам нужны правила игры. В законе о благотворительности много лакун. Они должны быть заполнены. Должны быть приняты внятные стандарты отчетности. Все партнеры благотворительных фондов — больницы, детские дома, интернаты — должны быть уверены (то есть иметь внятное публичное заявление от чиновников высокого уровня, например, а не только циркуляр), что обращение в благотворительный фонд — это нормально. Они должны твердо знать, что благотворительная помощь законна, и что сам факт привлечения благотворительных средств (а, следовательно, публичное признание нерешенной проблемы) не будет иметь административных последствий».
Очевидно, что ни одно государство не может полностью обойтись без помощи благотворителей, меценатов, подвижников. И их деятельность надо не только контролировать, но и стараться помогать, считает Грачева.
«Государство должно всячески поддержать благотворительную помощь в социальной сфере и поощрять тех руководителей, которые пытаются решать проблемы с помощью благотворителей, а не тех, которые эти проблемы замалчивают, — говорит административный директор «АдВиты». — Сильное государство — не то, которое отрицает проблемы, а то, которое их честно признает и не отказывается от помощи. И необходима возможность для каждого гражданина иметь право распоряжаться частью собственного подоходного налога, направляя его на решение социальных проблем через благотворительные фонды. Это есть во многих странах, и нам тоже не помешает».
Как проверить благотворительный фонд
Изучите сайт фонда. Если нет учредительных документов, нет адреса, или он вызывает сомнение, нет координат для обратной связи, банковских реквизитов, нет отчетности и детальной информации, куда были потрачены деньги, либо она подана так, что разобраться невозможно, — лучше не связывайтесь. Важно, опубликованы ли результаты аудиторских проверок, — для благотворительных фондов ежегодный аудит обязателен.
Жертвователь имеет право не только задать вопрос по телефону или электронной почте, но и запросить документы, подтверждающие обоснованность просьбы, и документы, объясняющие, куда было потрачено именно ваше пожертвование.
Помогает также простой поиск в Интернете: что говорят о фонде, не было ли с ним связано каких-нибудь скандалов, какие уважаемые люди или сообщества ему доверяют.
И, безусловно, нельзя подавать «волонтерам», которые собирают деньги, разгуливая по улицам с ящиком наперевес или побираясь в метро. Вы в принципе не сможете отследить судьбу своего пожертвования, и вероятность того, что она осядет в кармане просящего и его куратора, — практически стопроцентная.
Постарайтесь на сайте министерства юстиции найти информацию об отчетности фонда, которому хотите помочь. Посмотрите, на что он тратит деньги и сколько из них уходит именно на программную деятельность.
На сайте одного из самых уважаемых фондов — Русфонда — есть рубрика «Русфонд-навигатор». Там легко можно получить информацию о большинстве российских благотворительных организаций.
Сценарии мошенничества с благотворительностью на фоне пандемии: что нужно знать и как не попасться
Целые армии волонтеров по всему миру поддерживают уязвимых и нуждающихся. К сожалению, в этот же период выросло и количество случаев мошенничества, замаскированного под благотворительность: жулики не упускают шанс воспользоваться кризисом в своих интересах.
Уже в феврале 2020 года Федеральная торговая комиссия США (FTC) предупредила: «Мошенники играют на страхах, связанных с коронавирусом. Они создают веб-сайты для продажи фиктивных товаров, рассылают мошеннические письма и текстовые сообщения и публикуют посты в социальных сетях, чтобы выудить у вас деньги и личные данные». Эти схемы не только стоят вам денег, но и не дают настоящим благотворительным организациям получать пожертвования.
В этой статье мы поговорим об основных сценариях мошенничества, связанных с коронавирусом и благотворительностью, о том, чего стоит опасаться и как не попасться на уловки злоумышленников.
Как выглядит мошенничество с благотворительностью?
Многие схемы, которыми мошенники пользуются сейчас, далеко не новые: это классические кибератаки с той лишь разницей, что теперь в них используют тему коронавируса. Кибератаки – это злонамеренные попытки взломать информационную систему, принадлежащую человеку или организации, для получения определенной выгоды за счет жертвы. Существует два распространенных вида мошенничества с благотворительностью:
Примеры мошенничества на тему коронавируса, нацеленного на широкую аудиторию
Примеры мошенничества на тему коронавируса, нацеленного на сотрудников благотворительных организаций
9 советов, как распознать мошенничество с благотворительностью, связанное с коронавирусом
Чтобы распознать большинство мошеннических схем на тему коронавируса, важно помнить:
Как защититься от мошенничества с благотворительностью на тему коронавируса
Советы для тех, кто хочет делать пожертвования на благотворительность
Поищите упоминания в СМИ или дополнительную информацию, которая сможет подтвердить, что организация настоящая. Посмотрите рейтинги или отзывы о благотворительной организации на общедоступных ресурсах. Проверьте поисковые запросы с названием организации и словами «мошенничество» или «обман».
Советы сотрудникам благотворительных организаций
Что делать, если вы попались на мошенничество, замаскированное под благотворительность?
Если вы думаете, что данные вашего счета попали в руки мошенникам, выдающим себя за благотворительную организацию, немедленно сообщите об этом в ваш банк или финансовое учреждение.
Если вы или ваша благотворительная организация стали жертвой мошенничества или киберпреступления, вы также можете проинформировать об этом соответствующие организации в вашей стране.
Сообщая о мошенничестве с благотворительностью, вы помогаете предупредить других людей о существующих сценариях, а также позволяете соответствующим организациям следить за тенденциями и по возможности предотвращать мошеннические действия. Еще лучше, если вы сможете предоставить подробные сведения о мошенниках, например адрес электронной почты или скриншот письма. Кроме того, полезно было бы приобрести решение по защите от вредоносного ПО, которое поможет оградить вас от угроз. Например, решение Kaspersky Internet Security предоставляет расширенную защиту от программ-вымогателей и доступно для большинства операционных систем.
Пока мошенники наживаются на благотворительности и пандемии коронавируса, важно оставаться бдительными. Однако это не значит, что не нужно оказывать поддержку тем, кому она действительно необходима в период кризиса. Благотворительные организации выполняют важную работу: помогают тем, кто больше всех нуждается в этом. Просто убедитесь, что ваши средства окажутся у настоящих организаций, а не у киберпреступников, которые просто пользуются ситуацией.
ИнструкцияДоверяй, но проверяй:
Как отличить благотворительность
от мошенничества
Помочь, а не выбросить деньги на ветер
ЖЕРТВОВАТЬ НА БЛАГОЕ ДЕЛО ВСЕГДА ПРИЯТНО. Однако этим чувством нередко пользуются мошенники, выдающие себя за волонтёров и представителей благотворительных фондов. И как это ни грустно, больше всего от их деятельности страдают те, кто действительно помогает нуждающимся людям и животным. Дело даже не столько в материальном уроне (его трудно оценить, хотя речь точно идёт о миллионах рублей, уходящих в закат), сколько в том, что любой такой обман подрывает доверие к благотворительности как таковой.
За советом, как отличить благотворительность от развода на деньги, мы обратились к представителям фондов: Александре Щёткиной, президенту фонда alzrus, помогающего пациентам с болезнью Альцгеймера и их семьям, Любови Ермолаевой, основательнице проекта BuySocial — благотворительного интернет-магазина, и Владе Гасниковой, руководительнице отдела привлечения ресурсов благотворительной организации «Ночлежка», помогающей бездомным. Вместе мы составили небольшую памятку для тех, кто хочет, чтобы их пожертвования не оседали в карманах аферистов.
Не доверяйте тем, кто собирает деньги в общественных местах
Вы наверняка встречали их на улицах: они предлагают купить вам ручку, обещая, что вырученные деньги пойдут на помощь бездомным животным, больным детям или раздельный сбор мусора. Отдавая им деньги, вы не сделаете мир лучше.
Александра Щёткина: Точно не стоит жертвовать деньги в электричках и на улицах. Наше благотворительное сообщество так деньги уже не собирает. Фонды собирают деньги через сайты и опечатанные боксы. На «волонтёров», которые подходят к вам с прозрачной коробкой и говорят «Помогите детскому дому» или «Спасите Петеньку», лучше не обращать внимания. Девяносто девять процентов тех, кто предлагает вам купить шарик, флажок или ручку, — мошенники.
Любовь Ермолаева: Честные благотворительные фонды не собирают пожертвований через волонтёров на улицах и в электричках и не обменивают их на флажки. Это мошенники. Исключение — волонтёры, такие как у «Детские деревни SOS», которые подходят на улице с бейджиками организации и рассказывают о ней, предлагая подписаться на регулярные пожертвования, но они не собирают наличные.
Влада Гасникова: Лжеволонтёры распечатывают фотографию и историю больного ребёнка из интернета, на их куртках названия непонятных фондов (а иногда они хитрят — и выдают себя за волонтёров известных организаций). У таких «сборщиков» нет официального разрешения на сбор пожертвований от администрации муниципалитета, района, метро, автобусного перевозчика — то есть той территории, на которой они собирают деньги. Лжеволонтёры не могут ответить на вопросы об организации, которой они якобы помогают, не могут назвать её сайт, адрес групп в соцсетях, физический адрес. Когда ты хочешь сфотографировать или снять их на видео, начинают нервничать и убегают.
Настоящие волонтёры могут работать на крупных мероприятиях
Не все волонтёры, работающие «в полях», обязательно оказываются мошенниками, но, как правило, об их деятельности можно узнать заранее. Если фонд проводит совместную акцию с организаторами фестиваля или концерта, он обязательно уведомит об этом, а организаторы смогут это подтвердить.
Любовь Ермолаева: Наличные честные фонды могут собирать на фестивалях, благотворительных ярмарках и других организованных мероприятиях, где у них есть стенд, запечатанный бокс и представитель фонда. И на кассах в магазинах и кафе — конечно, также в опечатанный бокс. На боксе информация о фонде, на что сбор и контактные данные.
Влада Гасникова: Волонтёры «Ночлежки» собирают деньги в копилки только в двух случаях: на собственных мероприятиях нашей организации (благотворительных концертах, лекциях, фестивалях) и на сторонних событиях. Например, на концерте группы ДДТ в концертном зале «Октябрьский». Это значит, что у нас есть официальная договорённость о сборе пожертвований и с группой ДДТ, и с администрацией «Октябрьского». У нас есть по этому поводу официальная бумага, и спросить о наших волонтёрах можно любого администратора.
Не реагируйте на личные письма от незнакомцев
Спам от «нигерийских принцев» и сообщения типа «мам, кинь денег на этот номер, нет времени объяснять, утром напишу» уже стали частью городского фольклора, и большинство научилось не попадаться на такие уловки. Однако стоит мошенникам приложить к письму фотографию больного ребёнка или поддельные сканы медицинских документов — и подозрительность адресатов сходит на нет.
Александра Щёткина: Благотворительные фонды точно не рассылают письма от имени родителей. «Здравствуйте, я Иван Иваныч, мой ребёнок заболел раком. Вот номера карт» — не реагируйте на такие послания, даже если к ним прилагаются фотографии и документы. Фонды если и рассылают письма, то партнёрам и людям, которые уже жертвовали деньги. И эти письма — только от имени фонда.
Влада Гасникова: Не переводите деньги в интернете ни на чьи личные карточки. Это допустимо, только если вы лично знаете семью, в которой случилась беда. И в таком случае всё равно лучше лично уточните, те ли это реквизиты, та ли это ситуация.
Перед тем как репостить объявление о сборе пожертвований в соцсетях, задумайтесь
Репост в соцсетях требует пары кликов. Именно поэтому просьбы о помощи со словами-триггерами («Срочно!», «Помогите!») так хорошо распространяются в фейсбуке и «ВКонтакте». И именно поэтому к ним стоит присматриваться внимательнее. Даже если вы не переводите деньги сами, на ваш репост сомнительного объявления может среагировать кто-то другой — и так вы, сами того не подозревая, сыграете на руку мошенникам.
Александра Щеткина: Внимательнее относитесь к рассылкам в соцсетях с пометкой «Срочно»: «Срочно требуется помощь», «Срочно нужны лекарства». Сообщение об умирающем ребёнке с очень редкой группой крови ходит по соцсетям уже много лет — и люди до сих пор на него попадаются.
Влада Гасникова: Честные организации никогда не собирают деньги на личные карточки даже сотрудников. Только на счёт организации, только лично в руки бухгалтеру в офисе организации, только в опечатанные стационарные копилки в городских заведениях — где ты не можешь поставить такой ящик без официального общения с руководством кафе или магазина.
Я не говорю, что все объявления о сборе денег на лечение людей в соцсетях — это ложь. Но верифицировать вы сами их не сможете никогда. В этом смысле профессиональные благотворительные организации как раз и занимаются проверкой информации о том, правда ли нужна человеку помощь, действительно ли она стоит столько, реально ли собранные деньги пойдут на заявленные цели. Человек, который собирает деньги на своей странице в соцсетях, перед вами не несёт никакой ответственности. Честная благотворительная организация, которой вы пожертвовали деньги, отчитывается перед вами как перед своим донором.
Любовь Ермолаева: Если вы видите объявление о сборах на благотворительность в интернете, то проверьте, не на личную ли карту или счёт идёт сбор? Фонды так не делают. Конечно, к примеру семья или друзья человека, которому нужна помощь, могут так делать, но так как это частное лицо, а не организация, которая отчитывается перед Минюстом, у вас нет гарантий, что деньги пойдут по назначению. Если вы не знаете человека лично настолько, чтобы ему доверять, лучше делать пожертвования в надёжные фонды, чем частным лицам, и лучше регулярно, чем разово.
Задайте несколько простых вопросов тем, кто собирает деньги
В большинстве случаев мошенники рассчитывают на доверчивых и сердобольных людей и не утруждают себя созданием подробной легенды.
Александра Щёткина: Если тема вас тронула, не стоит сразу переводить деньги. Если кто-то просит помочь выброшенным на улицу щенкам, которым требуется лекарство, узнайте, в какую клинику обращаются авторы, сколько стоит лекарство, как зовут ветеринарного врача. Попросите выслать фотографии чеков. Мошенников такие вопросы обычно сразу ставят в тупик, и они сливаются.
Любовь Ермолаева: Если речь идёт о сборе средств на лечение человека, то в описании его истории у заслуживающего доверия фонда обычно указано, в какой больнице лечится подопечный. Если эта информация есть, вы можете найти телефон данного отделения больницы и узнать, лежит ли в нём такой пациент.
Проверьте деятельность фонда, от имени которого ведётся сбор
Жизнь настоящего благотворительного фонда никогда не сводится только к объявлениям с просьбами о помощи (он как минимум регулярно отчитывается о своей работе), а их сотрудники не скрывают своих имён и контактных данных.
Любовь Ермолаева: Зайдите на сайт фонда и в соцсети. Подозрения должны вызвать, помимо личных счетов:
фотографии с фотостоков вместо реальных фотографий людей,
отсутствие контактов сотрудников фонда,
отсутствие отчётов о собранных пожертвованиях на сайте фонда
отсутствие информации об истории фонда, его основателях, предыдущей деятельности и т. д.
Александра Щёткина: Фонды по мере возможности всегда выкладывают отчёты — обычно на своих сайтах и в соцсетях: сколько и по каким каналам (СМС, банковские переводы, сборы по боксам) собрано, сколько куда перечислено. Большие фонды обычно вывешивают годовые отчёты, но если вы их не нашли, их всегда можно запросить. Надо понимать, что есть маленькие организации, которые только начали работу и у которых не на всё хватает времени. Но даже им можно звонить и писать: честные фонды всегда пойдут вам навстречу и нужную информацию предоставят.
Уточните, для кого или чего именно вы хотите перечислить деньги
Часть пожертвований фонды тратят на поддержание своей деятельности — и это абсолютно нормально. Но если вы хотите, чтобы каждая пожертвованная вами копейка дошла до адресата, оговорите это заранее.
Александра Щёткина: Благотворительный фонд — это организация, куда люди приходят работать. Часть пожертвований идёт на поддержание деятельности фонда — аренду помещения, зарплаты, канцелярские товары, — но она обычно не превышает двадцати процентов от сборов. Это оговорено в законе о благотворительности.
Есть те, кто целенаправленно жертвует деньги именно на поддержание фонда. Но если вам важно, чтобы ваши пожертвования пошли только на оплату подопечного, вы можете специально оговорить это. Не нужно стесняться делать это — с фондами можно и нужно общаться.
Влада Гасникова: Несознательное отношение к благотворительности —пожертвовать тому, кто первый под руку попался, не вникая в то, кто это и насколько им можно доверять. Вы же доверяете свои деньги организации, от которой вы не получаете ни товар, ни услугу: вы вкладываете в своё ощущение, что вы помогли сделать мир чуть лучше, чуть справедливее. Выбирать благотворительную организацию, которой вы хотите помогать, это как выбирать управляющую компанию для ваших пожертвований: вкладывать надо в тех, кто честно и порядочно помогает людям. Иначе смысла в пожертвованиях нет никакого.
Если вас уже обманули, это не повод навсегда отвернуться от благотворительности
Первая реакция человека, которого обманули лжеволонтёры, — на пушечный выстрел не подходить к тем, кто называет себя благотворительными организациями. Разочарование может быть сильным, но даже если вы по незнанию или неосторожности попали в такую ситуацию, это не делает вас менее добрым и отзывчивым человеком. Просто помните, что благотворительность требует ответственного подхода.
Александра Щёткина: Денежные потери трудно подсчитать, но ясно, что они огромные. Имиджевый урон даже больше. Если какой-нибудь фонд собрал деньги на несуществующего ребёнка и скрылся, то пятно остаётся на всей благотворительности. Завоёвывать доверие людей тяжело. И когда звёзды, считавшие, что помогают больному ребёнку, обобщают и пишут: «Не доверяйте благотворительным фондам», — это сильно бьёт по репутации.
Любовь Ермолаева: В целом, если есть желание помогать, я рекомендую обращаться на сайты, где все организации проверены и точно не мошеннические. Такие, как сайт благотворительного собрания «Все вместе», сайт «Добро.Mail.ru», blago.ru фонда CAF. На них есть удобная система поиска, так что вы легко сможете найти организацию, чья деятельность у вас вызовет отклик и которую захочется поддержать. Об очень многих организациях очень увлекательно и подробно рассказывает портал «Такие Дела», корреспонденты также проверяют всю информацию.
Влада Гасникова: Я советую жертвовать деньги только проверенным организациям, которые очевидно вкладываются в свою репутацию, в свой сайт, социальные сети, в общение с журналистами, с блогерами. Организации, которая отвечает людям в интернете и по телефону, в которую можно приехать и посмотреть, как она работает, познакомиться с сотрудниками, стать волонтёром.
В России в принципе не очень высокий уровень доверия к благотворительности, нам ещё предстоит пройти большой путь, чтобы эта сфера стала естественной частью жизни общества. А истории с мошенническими сборами подрывают и без того неустойчивое доверие к благотворительности.
Лжеволонтёры и мошенники собирают много денег — потому что я часто встречаю сомнительные перепосты. Несмотря на их дикое оформление, отсутствие любой проверочной информации, контактов, на то, что деньги собирают на личную карту или даже на уже вылеченного ребёнка — люди верят им, раз репостят.
Но человек, который жертвует деньги, тоже должен ощущать свою ответственность за выбор того, кому помогать. Как и в любой другой сфере жизни, без здорового скепсиса и без того, чтобы потратить время, невозможно выбрать качественную услугу или вещь. Поддерживать благотворительность лучше с холодной головой и горячим сердцем.