можно ли вернуть абонемент в спортзал
Как взыскать долг с фитнес-клуба?
Я купила абонемент в фитнес-клуб на год. Через 5 месяцев клуб закрылся, но деньги за оставшийся срок мне не вернули. Сказали, что сейчас у организации нет средств, поэтому отдадут, как появятся, и поставили меня в очередь.
Я подала на фитнес-клуб в суд и выиграла. Потом передала дело судебным приставам, но они не смогли ничего взыскать. Оказалось, что у организации нет денег на расчетном счету, а последнее движение средств было год назад.
Я провела самостоятельное расследование и выяснила, что мой должник — это отдельное ООО, которое является частью сети фитнес-клубов. Другие клубы этой сети тоже самостоятельные организации. Схема такая: если надо закрыть какой-то клуб, владельцы сети не ликвидируют его, а просто опустошают счета и бросают вместе со всеми обязательствами. А вместо клуба с долгами открывают новый и без долгов.
Вопрос: как получить деньги, указанные в решении суда? Можно ли потребовать их с другого фитнес-клуба той же сети, учитывая, что это разные ООО? И можно ли признать мошенничеством такую схему уклонения от уплаты долгов?
Дарья, к сожалению, это типичная ситуация: человек долго судится с организацией, получает решение суда и исполнительный лист, а взыскать ничего не может. Приставы сообщают, что офис компании не найден, а на расчетном счете — нули.
Вот как можно попробовать взыскать долг.
Мы уже писали, что долги по налогам могут взыскать не только с самого неплательщика, но и с третьих лиц. Для этого налоговой достаточно доказать, что эти лица взаимозависимы с должником.
Например, компания «Рога и копыта» увязла в долгах. Ее владелец решает: зачем спасать бизнес, когда можно открыть новый. Он регистрирует ООО «Рога и копыта плюс», перетаскивает из старой организации всех сотрудников и остатки активов, переподписывает договоры с контрагентами и спокойно работает.
Инспекция Федеральной налоговой службы — ИФНС, которая пытается взыскать налоги с брошенной фирмы, узнает об этой схеме. Она обращается в суд с заявлением о признании организаций взаимозависимыми и добивается, чтобы новую компанию заставили платить по долгам старой.
Ситуация очень напоминает вашу, но за одним исключением: вы не ИФНС, а потому так сделать не сможете. Взыскание долга с третьих лиц через взаимозависимость работает только в отношении налоговых обязательств.
У вас есть решение суда и исполнительный лист, где указаны реквизиты конкретного должника. И в рамках исполнительного производства приставы будут пытаться удержать долг именно с этой организации, а не с той, на которую вы покажете пальцем. Даже если в соседнем офисе находится фирма с похожим названием, тем же директором и учредителем.
Вы можете обратиться в полицию. Как это сделать, Т—Ж уже рассказывал. Но с вероятностью 99% вы получите отказ в возбуждении уголовного дела.
Вы считаете, что мошенники вас обманули: продали абонемент, а потом закрылись, чтобы не возвращать деньги. С точки зрения полиции все может выглядеть иначе: клуб работал, заявитель Дарья туда ходила и пользовалась абонементом. Потом владелец клуба решил закрыть его — это не преступление. Вот если бы вам продали абонемент в несуществующий клуб, тогда да — налицо мошенничество.
Кроме того, есть решение суда, по которому организация обязана вернуть деньги. Полиция подумает: пусть заявитель взыскивает долг через приставов, а не ходит тут со своими бумажками и не отвлекает занятых людей по пустякам.
Конечно, полицейские обязаны принять заявление и провести по нему проверку в любом случае. В рамках проверки они опросят руководителя или владельца брошенной фирмы, а он скажет, что никакого мошенничества не было. Просто форс-мажор: клуб оказался убыточным, потому закрылся. А долги есть, но их погасят сразу, как только появятся деньги.
В итоге все закончится отказом в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
В уголовном кодексе есть статья 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Дела по такой статье возбуждают и расследуют не полицейские, а дознаватели службы судебных приставов.
Руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности, если он мешает приставу исполнять судебное решение. Например, вместо арестованного расчетного счета открывает другой, о котором пристав еще не знает. Или регистрирует новую фирму с теми же контрагентами и работает через нее, а старую бросает. Это как раз ваш случай.
Уголовное дело возбуждают по рапорту пристава-исполнителя или заявлению взыскателя. Обсудите с приставом, готов ли он подать такой рапорт. Если нет, вы вправе самостоятельно обратиться к дознавателю.
Если дело возбудят, виновнику придется закрыть долг: только так он сможет избежать судимости. Дело в том, что человек, который впервые совершил такое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если помирится с потерпевшим и полностью возместит ему ущерб.
Как вернуть деньги за абонемент в фитнес-клуб?
Такое часто случается: вы покупаете абонемент в спортклуб или на какие-либо курсы, искренне считая, что непременно будете заниматься. Но проходит какое-то непродолжительное время, и становится понятно: о регулярных тренировках или учебе и речи не идет. Абонемент пылится, средства потрачены, обида гложет. Можно ли в этой ситуации вернуть хотя бы часть денег?
Рассмотрим ситуацию на примере спортклуба — он один из самых типичных.
На что необходимо опираться при отказе от услуг клуба? На «Закон о защите прав потребителей», в котором прямо говорится: потребитель вправе отказаться от договора в любое время — при условии, что он оплатит фактически понесенные расходы (ст. 32 ЗОЗПП).
Отсюда следует один значительный нюанс: вы должны понимать, какой период посещения клуба считается минимальным и сколько он стоит. Это может быть один месяц, одна неделя, одно занятие, все зависит от условий заключенного договора!
Важно! Когда заключаете договор (покупаете абонемент), настаивайте на том, чтобы в нем было прописано, что принимается за «единицу услуги» и сколько она стоит. В договоре должна быть указана не только общая стоимость услуг на длительный период (например, год), но и цена за одно занятие (неделю, месяц посещения…). Лишь в этом случае удастся произвести расчет, сколько стоили уже оказанные организацией услуги.
Обратите внимание! Если вы заявили о своем желании расторгнуть договор через достаточно продолжительное время после его заключения, прошедший период придется оплатить, даже если фактически вы не пользовались услугами.
Итак, что будет вычтено из той суммы, которую вы заплатили за абонемент?
1. Оплата услуг за прошедший с момента заключения договора период.
2. Расходы на обслуживание договора (например, могут вычесть стоимость клубной карты).
Какие права клиентов часто нарушают в фитнес-клубах?
Как расторгнуть договор?
1. Напишите заявление о желании расторгнуть договор.
2. После этого руководство клуба должно заключить с вами дополнительное соглашение — дата его заключения станет датой расторжения основного договора. Из общей стоимости абонемента будет вычтена сумма, покрывающая понесенные расходы (стоимость тех услуг, которые уже были оказаны).
3. Остаток вам вернут — сделать это должны в течение 10 дней.
Очень часто крупные клубы не чинят препятствий тем клиентам, которые больше не хотят заниматься. Но потребитель может столкнуться и с отказом расторгнуть договор. Как действовать в этом случае?
1. Напишите заявление о желании расторгнуть договор. Если у клуба есть бланк на возврат денег, заполните и его. Указывайте срок возврата — 10 дней.
2. Если после 10 дней с даты написания заявления средства вам не возвращают, пишите претензию. Ее необходимо оформить в двух экземплярах, один передается в клуб, второй остается у вас. Настаивайте на том, чтобы на вашем экземпляре проставили печать и подпись менеджера, который принял документ.
3. Если руководство клуба не реагирует на ваши обращения, подайте жалобу в Роспотребнадзор или отдел по защите прав потребителей. Приложите к обращению свою первоначальную жалобу, а также другие доказательства вашей правоты (фотографии, показания свидетелей, и так далее).
4. Если правды не удалось добиться или вы не хотите ждать разбирательства Роспотребнадзора, обращайтесь в суд. В случае выигрыша вы сможете компенсировать все расходы на ведение дела.
Помните! Штрафы, неустойки при расторжении договора незаконны!
Персональные тренировки: стоит ли вам платить за индивидуальные занятия фитнесом?
А продлить можно?
И рассмотрим еще один важный нюанс. Можно ли продлить срок действия клубного абонемента, если вы пропускали занятия по уважительной причине?
Да! В качестве таковых причин может выступать болезнь, беременность, длительное отсутствие в городе. Чтобы срок действия абонемента был продлен, напишите заявление и приложите к нему документы, подтверждающие вашу правоту (справку от врача, бумаги с работы, и так далее). После рассмотрения заявления вам вернут часть денег или увеличат срок действия абонемента.
Важно! Некоторые клубы сразу устанавливают ограничения на подобные ситуации. Например, произвести перерасчет можно не более 2-х или 3-х раз в год. Эти нюансы необходимо уточнить заранее, до того, как вы заключили договор.
Фитнес-клуб отказывается возвращать деньги за абонемент
Мы с супругой купили 2 годовых абонемента в фитнес-клуб известной сети. Когда мы купили абонементы, клуб был на ремонте. Нам обещали, что ремонт очень скоро закончится и клуб откроется. Через некоторое время мы пришли заниматься, а оказалось, что клуб еще закрыт и открываться не планирует.
Абонементы мы активировать не успели, поэтому не переживали: думали, что известная сеть фитнес-клубов легко вернет нам потраченные деньги. Позвонили им несколько раз на горячую линию, написали на электронную почту и даже отправили письменный запрос о расторжении договора с уведомлением о вручении.
Но сеть фитнес-клубов не спешила с возвратом денег: нам предложили ходить в клуб в другом районе, а отдавать деньги и вовсе отказались. Сослались на то, что мы можем отказаться от договора только по уважительной причине, например по состоянию здоровья. В другой район нам ездить неудобно, да и желание сотрудничать с этой сетью пропало.
Подскажите, что лучше всего сделать в такой ситуации? Как вернуть деньги?
Сотрудники фитнес-клуба неправы. Фитнес-клуб по закону обязан расторгнуть договор и вернуть вам деньги, если вы больше не хотите его посещать.
Когда можно отказаться от абонемента в фитнес-клуб?
Всегда. Вы же купили его для своих личных нужд, поэтому стали потребителем. А у потребителей есть очень ценное право — отказаться от услуг в любое время без объяснения причин. Единственное, что фитнес-клуб может сделать, — удержать деньги за фактически оказанные вам услуги, если таковые были.
Если сотрудник фитнес-клуба ссылается на условия договора, которые позволяют вам его расторгнуть и вернуть деньги только по уважительной причине, он вас обманывает. Статья 32 закона «О защите прав потребителей» дает вам право отказаться в любое время. А пункты договора, которые ухудшают ваше положение как потребителя по сравнению с законом, недействительны.
Суды полностью на стороне потребителей в спорах со спортивными организациями. Например, Приморский районный суд Санкт-Петербурга в решении по делу № 2-6309/2017 признал, что фитнес-клуб никаким образом не может ограничивать потребителей в их желании отказаться от договора.
А что, если фитнес-клуб вообще не начал оказывать услуги?
Если фитнес-клуб фактически не начал оказывать услуги по своей вине, как, например, в вашей ситуации: недостроил зал, не залил воду в бассейн, закрылся вместо того, чтобы открыться, — вы в еще более выгодном положении.
Юридически фитнес-клуб просрочил начало оказания услуг. Здесь вам поможет п. 1 ст. 28 закона «О защите прав потребителей». В соответствии с этим пунктом вы можете в том числе отказаться от исполнения договора и попросить всю сумму обратно.
Теперь фитнес-клуб даже не вправе вычесть из суммы вашего абонемента фактически понесенные расходы, потому что он даже не начал их нести.
Еще вы можете попросить у фитнес-клуба выплатить неустойку за нарушение сроков оказания договора. Пункт 5 ст. 28 закона «О защите прав потребителей» разрешает потребовать 3% от цены договора за каждый день просрочки.
На практике фитнес-клубы часто хитрят, не устанавливая четкие сроки начала и окончания услуг. Тогда потребителям сложно доказать в суде, например, что фитнес-клуб не открывался совсем.
Если ваш фитнес-клуб хитрый, вы все еще можете ссылаться на ст. 32, о которой мы писали раньше. Это менее приятно, но все так же действенно.
Как я должен действовать, если хочу отказаться от абонемента?
Написать заявление о расторжении договора в свободной форме — вы уже это сделали. Заявление нужно в двух экземплярах: для себя и для того парня, фитнес-клуба.
Заявление лучше либо отнести и отдать в руки администратору, либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении — это вы тоже сделали. Даже если фитнес-клуб его не получит, закон считает, что вы таким образом уведомили компанию о вашем желании расторгнуть договор.
Если вы несете письмо администратору, проявите всю смекалку и обаяние и заставьте его поставить отметку о принятии на вашем экземпляре договора: подпись, ФИО администратора и печать (это в идеале).
В заявлении вы должны посчитать, сколько вам должен фитнес-клуб, и вежливо попросить вернуть деньги.
Если фитнес-клуб не вернул вам деньги через 10 календарных дней — именно столько ему отводит ст. 31 закона «О защите прав потребителей», — пишите претензию.
В претензии вы должны сказать, какой закон нарушил фитнес-клуб и что он вам за это должен. Схема отправки такая же, как с уведомлением о расторжении.
Посчитаем, сколько вам должен фитнес-клуб
Допустим, ваш клуб открылся, а вы через месяц просто передумали туда ходить. Годовой абонемент стоит 20 000 рублей.
20 000 / 365 = 54 рубля 80 копеек — это стоимость одного дня занятий.
54,8 × 30 = 1644 рубля — это стоимость месяца занятий, на которые вы ходили.
20 000 − 1644 = 18 356 рублей — столько должен вам фитнес-клуб за абонемент.
Не забудьте включить неустойку за нарушение сроков оказания договора, если фитнес-клуб так и не открылся.
Если прошло 10 дней, а фитнес-клуб все еще молчит, обращайтесь в суд.
Исковое заявление можно смело копировать с претензии, которую вы уже отправляли. Не забудьте приложить всю вашу переписку с фитнес-клубом, даже если тот вам не отвечал.
Приятный бонус: если суд примет решение в вашу пользу, фитнес-клуб должен будет заплатить вам еще +50% от присужденной суммы. Такой штраф предусматривает п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей».
На практике все наши советы реализовал, например, Мытищинский городской суд Московской области в решении по делу № 2-8027/15. Взыскал и сумму абонемента, и неустойку, и штраф, и даже компенсацию морального вреда.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Можно ли вернуть деньги за сгоревшие тренировки в спортзале?
Постоянно происходит такая ситуация. Покупаю абонемент для занятий с тренером. В договоре и при покупке предупреждают: если не успеешь отходить такой-то срок, тренировки сгорят. Платишь 18 тысяч рублей за блок тренировок, а половина этих денег может просто пропасть.
Мне удалось решить эту проблему пару раз, просто пообщавшись с руководством, но что делать, если в будущем менеджеры окажутся не такими отзывчивыми? Получается, услуги не оказаны, а деньги по каким-то волшебным условиям сгорают.
Противоречит ли это закону о защите прав потребителей? Я ссылался на то, что деньги нельзя заплатить за воздух и что услуга либо оказана, либо нет. После этого мне деньги возвращали. Хочу узнать, законно ли вообще это все.
Потребители, конечно, не должны платить деньги за воздух. Но и фитнес-клубы не всегда ошибаются, когда отказываются вернуть стоимость абонемента.
В чем суть вашего абонемента
Когда вы покупаете абонемент на фитнес, в студию рисования или в бассейн, вы заключаете абонентский договор.
Суть этого договора в следующем.
Вы с компанией договариваетесь об услугах в течение определенного периода времени за фиксированную плату. Вы платите деньги — один раз или периодически — за то, что можете прийти в любой момент и потребовать, чтобы вам оказали те самые услуги.
В абонентских договорах обычно указано: когда истекает срок действия договора, прекращаются и обязательства по нему.
Абонентскими могут быть разные договоры: и подряда, и оказания услуг, и электроснабжения, например.
Если вы видите, что по договору вы можете потребовать оказать вам услугу, обеспечить доступ в интернет в любой момент в течение определенного периода, если вы платите именно за право требовать, а другая сторона должна быть готова по вашему требованию исполнить договор — значит, он абонентский.
Есть одна деталь. Если вы в течение срока договора не пришли и не потребовали оказать вам услугу, потому что сами так захотели, забыли или вам было лень, компания не должна возвращать вам деньги. Считается, что услуга оказана, так как компания была готова ее оказать и не виновата в том, что вы не воспользовались своим правом и не потребовали исполнения договора.
Что говорят суды
Можно ли получить деньги обратно
И по абонентскому договору можно получить деньги обратно в следующих ситуациях.
Вы можете потребовать у клуба деньги за свой абонемент и еще неустойку и штрафы по закону о защите прав потребителей, потому что клуб не выполнил свои обязательства по договору: он не был готов оказать вам услугу, когда вы этого требовали.
Вы хотите расторгнуть договор. Допустим, вам надоел фитнес и вы хотите расторгнуть договор пораньше.
В таком случае клуб должен вернуть вам деньги за оставшийся период действия абонемента. Это значит, что клуб вычтет стоимость месяцев, в которые вы ходили на занятия, и вернет вам остаток.
Фитнес-клуб по закону не может отказаться возвращать вам деньги: закон о защите прав потребителей разрешает потребителям отказываться от услуг в любое время.
Всегда ли фитнес-клубы заключают абонентские договоры с посетителями?
Нет, иногда посещения оформляют по обычному договору возмездного оказания услуг. Фитнес-клуб обязуется оказать определенные услуги в определенном объеме за определенные деньги, а посетитель приходит в указанные дни и получает именно эти услуги.
Например, в договоре может быть указано, что клуб обязуется провести 15 персональных тренировок длительностью час, каждая тренировка стоит 1500 рублей, а посетитель обязуется оплатить эти услуги.
Такой договор действует до исполнения обязательств обеими сторонами, если в нем отдельно не прописано, что с прекращением срока прекращаются и обязательства.
Это значит, что, если вы заплатили деньги за 15 тренировок, клуб обязан организовать их для вас. Пока он не проведет 15 тренировок, его обязательства по договору не будут считаться исполненными.
В таком случае тренировки сгореть не могут, потому что тогда фитнес-клуб будет считаться не исполнившим обязательства.
У меня для вас хорошие новости, если в договоре не указаны такие условия:
Это значит, что тренировки не сгорают, а вы можете вернуть за них деньги.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Так, погодите. Проблема в персональных тренировках с тренером, насколько я поняла. А разбор абонемента в зал. Это разные вещи же.
Анна, добрый день. Можно ли к вам обратиться по составлению заявления о расторжении договора с фитнес центром
А как правильно оформить смешанный договор вроде «Вот тебе 15 тренировок, но помни, через 30 дней они превратятся в тыкву»?
Можно подробнее про «Вы хотите расторгнуть договор.»? получается, что я, например, могу оформить абонемент на год, а через месяц попросить расторгнуть договор и вернуть 11/12 суммы? и может ли фитнес клуб при этом пересчитать этот месяц по тарифу «за месяц» (имею ввиду что при оплате абонемента на 12 месяцев оплата за один месяц получается значительно меньше чем абонемент на месяц).
Anatoly, Нет.. они удерживают почти половину суммы за первичный инструктаж, формальный мед осмотр и ещё несколько штук
Анна, спасибо большое за подробную информацию.
У меня школа танцев, ситуации в целом похожие.
Хотел уточнить несколько моментов:
1. Могу ли изначально в договоре с клиентом прописать пункт о том, что денежные средства не возвращаются в случае, если клиент отказывается заниматься по своему желанию (переехал в другой город, беременность, передумал, разонравилось, поменялся график работы и т.д.)? Не будет ли это противоречить закону о защите прав потребителя?
Обижать клиентов конечно же никто не планирует, но свои интересы защищать тоже нужно.
Никита, спасибо огромное за такое подробное разъяснение! Теперь всё понятно. Будем составлять договоры так, чтобы учитывать интересы всех сторон и никого не обижать в случае возврата денег.
Алиса, ну тогда есть повод поменять клуб. Конкуренция в этой области дикая
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Права потребителей фитнес-услуг
Права потребителей фитнес-услуг
Люди все больше внимания уделяют своему здоровью и начинают активнее заниматься спортом, посещают различные фитнес-клубы и тренажерные залы.
Право на информацию
Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст. 8, 10 ЗоЗПП, а также п.5.2.9 ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст; далее – ГОСТ Р 52024-2003).
Согласно указанным нормам, потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязать предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.
Так, потребителю должна быть предоставлена информация об исполнителе: наименование, адрес, режим работы. Данная информация располагается на вывеске организации.
Также исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности:
— перечень оказываемых услуг;
— условия оказания услуг;
— сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т.д.);
— перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;
— медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;
— правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях;
— квалификация обслуживающего персонала;
— место нахождения пункта медицинской помощи.
Право на отказ от услуг
Право потребителя в любое время отказаться от услуг фитнес-клуба закреплено в ст. 32 ЗоЗПП.
При отказе от услуг потребитель вправе рассчитывать на возврат денежных средств за еще неоказанные ему услуги.
Таким образом, при заключении договора фитнес-клуб не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст.16 ЗоЗПП). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора.
Статья 782 ГК РФ также позволяет гражданину расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Односторонний отказ посетителя от исполнения договора и расторжение его может иметь законное место и в тех случаях, когда фитнес-клуб заменил занятия, отменил их либо поменял инструкторов.
При желании потребителя расторгнуть в одностороннем порядке договор с фитнес-клубом (при наличии вышеуказанных оснований) посетителю необходимо письменно обратиться к исполнителю с заявлением о расторжении договора и о возврате денег за неиспользованный период.
Заявление (претензия) пишется в двух экземплярах, один из которых передается в клуб, а другой остается у посетителя с отметкой клуба о получении.
В случае невыплаты причитающихся потребителю денежных средств у потребителей всегда имеется право на судебную защиту своих прав в соответствии со ст. 17 ЗоЗПП. Исковые заявления, связанные с нарушением прав потребителей госпошлиной не облагаются.
Пропуск занятий
Бывают случаи, когда потребитель пропустил несколько занятий, а в абонементе либо в договоре указано, что «пропущенные занятия не восстанавливаются».
Часть 2 ст. 781 ГК РФ гласит, что «в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания (фитнес) услуг».
При этом ч. 3 ст. 781 ГК РФ устанавливает, что «в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, потребитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».
Безопасность услуг
Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды (ст.7 ЗоЗПП).
ГОСТ Р 52024-2003 закрепляет, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.
Требования к безопасности предоставляемых исполнителями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг также закреплены в ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей.
Указанным ГОСТом установлено, что при оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей, как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным.
На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные документы на русском языке;
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке, а не подлежащие обязательной сертификации – иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.
Если услуги ненадлежащего качества
В соответствии со ст. 29 ЗоЗПП потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
— повторного оказания услуг;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
При неустранении исполнителем обнаруженных посетителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой.
Сроки оказания услуг
При этом чаще всего договор не содержит точной даты открытия клуба, а срок начала оказания услуг непосредственно связан со сроком открытия клуба, что является нарушением со стороны фитнес-клуба. В данном случае фитнес-клуб обрекает потребителя ждать неопределенное время его открытия и возможности воспользоваться оплаченными услугами (зачастую сроки ожидания составляют от нескольких месяцев до года и более) и фактически точные сроки потребителю неизвестны.
Согласно ст.27 ЗоЗПП исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. В договоре об оказании услуг может предусматриваться срок оказания услуги, если указанными правилами он не предусмотрен.
Кроме этого, п.3, 4 Правил бытового обслуживания содержит указание о том, что в момент заключения договора до потребителя должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые соответственно должны быть зафиксированы в договоре.
Таким образом, договор должен содержать конкретный срок оказания услуг потребителю.
Если прошёл разумный срок, а оказание услуг так и не было начато и сроки по-прежнему неизвестны (и не прописаны в договоре), то у потребителя всегда есть право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.
Если договор все-таки содержит конкретные сроки оказания услуг, но исполнителем они нарушаются, то ст.28 ЗоЗПП наделила клиента фитнес-клуба следующими правами:
— назначить исполнителю новый срок;
— поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
— отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
За нарушение сроков оказания услуг исполнитель также несет ответственность в виде неустойки 3% от стоимости услуг, компенсации убытков и морального вреда.