можно ли вернуть абонемент в зал
Фитнес-клуб отказывается возвращать деньги за абонемент
Мы с супругой купили 2 годовых абонемента в фитнес-клуб известной сети. Когда мы купили абонементы, клуб был на ремонте. Нам обещали, что ремонт очень скоро закончится и клуб откроется. Через некоторое время мы пришли заниматься, а оказалось, что клуб еще закрыт и открываться не планирует.
Абонементы мы активировать не успели, поэтому не переживали: думали, что известная сеть фитнес-клубов легко вернет нам потраченные деньги. Позвонили им несколько раз на горячую линию, написали на электронную почту и даже отправили письменный запрос о расторжении договора с уведомлением о вручении.
Но сеть фитнес-клубов не спешила с возвратом денег: нам предложили ходить в клуб в другом районе, а отдавать деньги и вовсе отказались. Сослались на то, что мы можем отказаться от договора только по уважительной причине, например по состоянию здоровья. В другой район нам ездить неудобно, да и желание сотрудничать с этой сетью пропало.
Подскажите, что лучше всего сделать в такой ситуации? Как вернуть деньги?
Сотрудники фитнес-клуба неправы. Фитнес-клуб по закону обязан расторгнуть договор и вернуть вам деньги, если вы больше не хотите его посещать.
Когда можно отказаться от абонемента в фитнес-клуб?
Всегда. Вы же купили его для своих личных нужд, поэтому стали потребителем. А у потребителей есть очень ценное право — отказаться от услуг в любое время без объяснения причин. Единственное, что фитнес-клуб может сделать, — удержать деньги за фактически оказанные вам услуги, если таковые были.
Если сотрудник фитнес-клуба ссылается на условия договора, которые позволяют вам его расторгнуть и вернуть деньги только по уважительной причине, он вас обманывает. Статья 32 закона «О защите прав потребителей» дает вам право отказаться в любое время. А пункты договора, которые ухудшают ваше положение как потребителя по сравнению с законом, недействительны.
Суды полностью на стороне потребителей в спорах со спортивными организациями. Например, Приморский районный суд Санкт-Петербурга в решении по делу № 2-6309/2017 признал, что фитнес-клуб никаким образом не может ограничивать потребителей в их желании отказаться от договора.
А что, если фитнес-клуб вообще не начал оказывать услуги?
Если фитнес-клуб фактически не начал оказывать услуги по своей вине, как, например, в вашей ситуации: недостроил зал, не залил воду в бассейн, закрылся вместо того, чтобы открыться, — вы в еще более выгодном положении.
Юридически фитнес-клуб просрочил начало оказания услуг. Здесь вам поможет п. 1 ст. 28 закона «О защите прав потребителей». В соответствии с этим пунктом вы можете в том числе отказаться от исполнения договора и попросить всю сумму обратно.
Теперь фитнес-клуб даже не вправе вычесть из суммы вашего абонемента фактически понесенные расходы, потому что он даже не начал их нести.
Еще вы можете попросить у фитнес-клуба выплатить неустойку за нарушение сроков оказания договора. Пункт 5 ст. 28 закона «О защите прав потребителей» разрешает потребовать 3% от цены договора за каждый день просрочки.
На практике фитнес-клубы часто хитрят, не устанавливая четкие сроки начала и окончания услуг. Тогда потребителям сложно доказать в суде, например, что фитнес-клуб не открывался совсем.
Если ваш фитнес-клуб хитрый, вы все еще можете ссылаться на ст. 32, о которой мы писали раньше. Это менее приятно, но все так же действенно.
Как я должен действовать, если хочу отказаться от абонемента?
Написать заявление о расторжении договора в свободной форме — вы уже это сделали. Заявление нужно в двух экземплярах: для себя и для того парня, фитнес-клуба.
Заявление лучше либо отнести и отдать в руки администратору, либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении — это вы тоже сделали. Даже если фитнес-клуб его не получит, закон считает, что вы таким образом уведомили компанию о вашем желании расторгнуть договор.
Если вы несете письмо администратору, проявите всю смекалку и обаяние и заставьте его поставить отметку о принятии на вашем экземпляре договора: подпись, ФИО администратора и печать (это в идеале).
В заявлении вы должны посчитать, сколько вам должен фитнес-клуб, и вежливо попросить вернуть деньги.
Если фитнес-клуб не вернул вам деньги через 10 календарных дней — именно столько ему отводит ст. 31 закона «О защите прав потребителей», — пишите претензию.
В претензии вы должны сказать, какой закон нарушил фитнес-клуб и что он вам за это должен. Схема отправки такая же, как с уведомлением о расторжении.
Посчитаем, сколько вам должен фитнес-клуб
Допустим, ваш клуб открылся, а вы через месяц просто передумали туда ходить. Годовой абонемент стоит 20 000 рублей.
20 000 / 365 = 54 рубля 80 копеек — это стоимость одного дня занятий.
54,8 × 30 = 1644 рубля — это стоимость месяца занятий, на которые вы ходили.
20 000 − 1644 = 18 356 рублей — столько должен вам фитнес-клуб за абонемент.
Не забудьте включить неустойку за нарушение сроков оказания договора, если фитнес-клуб так и не открылся.
Если прошло 10 дней, а фитнес-клуб все еще молчит, обращайтесь в суд.
Исковое заявление можно смело копировать с претензии, которую вы уже отправляли. Не забудьте приложить всю вашу переписку с фитнес-клубом, даже если тот вам не отвечал.
Приятный бонус: если суд примет решение в вашу пользу, фитнес-клуб должен будет заплатить вам еще +50% от присужденной суммы. Такой штраф предусматривает п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей».
На практике все наши советы реализовал, например, Мытищинский городской суд Московской области в решении по делу № 2-8027/15. Взыскал и сумму абонемента, и неустойку, и штраф, и даже компенсацию морального вреда.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Можно ли вернуть деньги за абонемент в фитнес-клуб?
Содержание
– Если вы уезжаете в длительную командировку или получили травму, но планируете продолжить заниматься спортом в том клубе, где вы приобрели карту, то для начала нужно обратиться в сам клуб. Как правило, дорожащий своей репутацией клуб всегда пойдет навстречу и либо предложит вариант «заморозки», либо сдвинет срок действия договора, либо предложит переоформить карту на другое лицо. Чаще всего эти моменты прописаны в договоре. Справки о болезни или беременности, документы о командировке и отпуске тоже лучше показать. На время карантина фитнес-клубы уже заморозили сроки действия карты.
Закон на стороне потребителя
Однако ситуация может быть такой, когда опция «заморозки» или переоформления не подойдет. Вы переезжаете в другую страну или город, у вас значительно ухудшилось здоровье, изменились жизненные обстоятельства – и вы хотели бы расторгнуть договор и вернуть деньги. В этом случае на вашей стороне закон «О защите прав потребителей» и статья 782 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 32 закона «О защите прав потребителей», вы можете отказаться от пользования фитнес-клубом или бассейном в любое время. Если в договоре есть пункты, которые ухудшают ваше положение как потребителя по сравнению с законом, они недействительны. Аналогично статья 782 Гражданского кодекса РФ гласит, что заказчик имеет право отказаться от исполнения договора услуг при условии возмещения исполнителю фактически понесенных расходов. Исполнитель данные расходы высчитывает самостоятельно и, в случае дальнейшего спора, обязан доказать их размер. В расходы могут входить производство клубной карты и другие административные расходы.
Процедура возврата
1. Прочитайте договор. Как правило, в нем уже описана вся процедура расторжения и возврата средств.
2. Обратитесь в фитнес-клуб и попросите расторжения (если это возможно во время карантина). Клуб должен оформить дополнительное соглашение о расторжении, указав дату. Если в договоре об оказании услуг была прописана не только общая стоимость абонемента, но и стоимость единицы услуги (месяц, день, занятие, посещение), тогда будет легко рассчитать, какую сумму вам вернут. К примеру, если вы приобрели годовой абонемент и на десятом месяце решили отказаться от услуги, то вам вернут деньги за два оставшихся месяца. Если единица услуги не указана, это создаст потенциальные противоречия при возврате денег. Ведь непонятно, что считать за единичную стоимость услуги и какие фактические расходы на ее организацию понес заказчик. Деньги должны вернуть в течение 10 дней.
3. Если клуб отказывает вам в расторжении договора и возврате средств или если вы не согласны с возвращаемой суммой, то нужно писать заявление об отказе от дальнейшего исполнения договора и возврате денежных средств. Заявление пишется в свободной форме с указанием оснований вашего отказа (хотя это и необязательно, поскольку закон не связывает отказ с наличием оснований, воспринимается такое заявление всегда лучше), Ф.И.О., даты и подписи. Указывайте также сумму возврата. Срок возврата денежных средств установлен статьей 31 Закона «О защите прав потребителей». Заявление составляется в двух экземплярах. При этом важно, чтобы на вашем экземпляре была отметка клуба о принятии с печатью, Ф.И.О., должностью и датой. Так вы действительно подтвердите, что уведомили клуб о расторжении досудебными средствами.
4. Недобросовестные владельцы фитнес-клубов могут отказаться принимать заявление. В этой ситуации можно поступить следующими способами. Можно при свидетелях в клубе составить заявление об отказе принимать заявление (смотреться это будет комично, да и доказательную силу имеет самую слабую из всего перечисленного), но лучше отправить его по почте. Важно: это должно быть регистрируемое почтовое отправление на юридический адрес с уведомлением (адрес можно найти в договоре или посмотреть в базе ЕГРЮЛ на сайте www.nalog.ru). Можно отправить заявление по электронной почте клуба, указанной в договоре в качестве контактной.
Важно отметить, что с 2015 года ответственность за неполучение почтового отправления, направленного по юридическому адресу, несет юридическое лицо. В том случае, если обращение вернется вам, а регистрируемое почтовое отправление можно отследить (например, для Почты России здесь, по коду в квитанции об отправке), юридическое лицо считается получившим такое отправление в день направления.
5. Финальный шаг в борьбе за свои средства – обращение в суд. Если суду предоставлены все доказательства досудебных попыток решить конфликт, как правило, суд, помимо возврата средств по договору, присуждает заявленную неустойку и штрафы в полном объеме. Суд будет отталкиваться от той суммы, которую вы запросили, при подсчете неустойки за просрочку удовлетворения требования о возврате денежных средств, однако размер неустойки ограничен законом тремя процентами в день от стоимости услуги и общей стоимостью услуги.
6. Для дополнительной стимуляции правомерного поведения клуба в дальнейшем можно обратиться с жалобой в территориальный отдел Роспотребнадзора по месту нахождения клуба.
Если клуб закрылся/не открылся
Фитнес-клуб может не уведомлять своих клиентов о закрытии. Вполне возможно, что клуб обанкротился. В случае отказа от добровольного удовлетворения претензии, с обращением в суд лучше не затягивать. Выиграть дело в суде и взыскать деньги – это разные вещи. Обязательный досудебный порядок урегулирования спора законом о защите прав потребителей не предусмотрен, поэтому обращаться можно сразу. Предварительная претензия и ее неудовлетворение исполнителем влияет на размер присужденной неустойки.
Обратной ситуацией здесь может быть случай, когда человек приобретает карту еще только готовящегося к открытию клуба или бассейна. Но после оформления абонемента сроки открытия откладываются и откладываются: то не успевают залить воду в бассейн, то не удается довезти тренажерное оборудование, – а клиент устает ждать, не понимая, говорят ли ему правду или водят за нос. Здесь на сторону клиента встает статья 28 закона «О защите прав потребителей». Клубу весьма сложно будет обосновать какие-либо изъятия из суммы фактическими расходами и не вернуть клиенту всей суммы по договору, поскольку услуг потребителю не оказывалось никаких. В соответствии с этой статьей можно отказаться от исполнения договора и попросить всю сумму обратно. Клуб даже не вправе вычесть из суммы абонемента фактически понесенные расходы, потому что их даже не было.
Если же все-таки открывшийся клуб разочаровал отсутствием нужных тренажеров, грубым поведением персонала, душным помещением, то также можно отказываться от договора и требовать возврата всей суммы уплаченных денег, поскольку услуга оказывалась явно с недостатком. В будущем лучше избегать приобретения абонемента в такой клуб или бассейн, который вы даже не имели возможности осмотреть перед оформлением договора. Это позволит обойтись без дальнейших конфликтов и разочарований.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Права потребителей фитнес-услуг
Права потребителей фитнес-услуг
Люди все больше внимания уделяют своему здоровью и начинают активнее заниматься спортом, посещают различные фитнес-клубы и тренажерные залы.
Право на информацию
Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст. 8, 10 ЗоЗПП, а также п.5.2.9 ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст; далее – ГОСТ Р 52024-2003).
Согласно указанным нормам, потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязать предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.
Так, потребителю должна быть предоставлена информация об исполнителе: наименование, адрес, режим работы. Данная информация располагается на вывеске организации.
Также исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в частности:
— перечень оказываемых услуг;
— условия оказания услуг;
— сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т.д.);
— перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;
— медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;
— правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях;
— квалификация обслуживающего персонала;
— место нахождения пункта медицинской помощи.
Право на отказ от услуг
Право потребителя в любое время отказаться от услуг фитнес-клуба закреплено в ст. 32 ЗоЗПП.
При отказе от услуг потребитель вправе рассчитывать на возврат денежных средств за еще неоказанные ему услуги.
Таким образом, при заключении договора фитнес-клуб не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст.16 ЗоЗПП). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора.
Статья 782 ГК РФ также позволяет гражданину расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Односторонний отказ посетителя от исполнения договора и расторжение его может иметь законное место и в тех случаях, когда фитнес-клуб заменил занятия, отменил их либо поменял инструкторов.
При желании потребителя расторгнуть в одностороннем порядке договор с фитнес-клубом (при наличии вышеуказанных оснований) посетителю необходимо письменно обратиться к исполнителю с заявлением о расторжении договора и о возврате денег за неиспользованный период.
Заявление (претензия) пишется в двух экземплярах, один из которых передается в клуб, а другой остается у посетителя с отметкой клуба о получении.
В случае невыплаты причитающихся потребителю денежных средств у потребителей всегда имеется право на судебную защиту своих прав в соответствии со ст. 17 ЗоЗПП. Исковые заявления, связанные с нарушением прав потребителей госпошлиной не облагаются.
Пропуск занятий
Бывают случаи, когда потребитель пропустил несколько занятий, а в абонементе либо в договоре указано, что «пропущенные занятия не восстанавливаются».
Часть 2 ст. 781 ГК РФ гласит, что «в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания (фитнес) услуг».
При этом ч. 3 ст. 781 ГК РФ устанавливает, что «в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, потребитель возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».
Безопасность услуг
Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды (ст.7 ЗоЗПП).
ГОСТ Р 52024-2003 закрепляет, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.
Требования к безопасности предоставляемых исполнителями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг также закреплены в ГОСТ Р 52025-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей.
Указанным ГОСТом установлено, что при оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей, как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным.
На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные документы на русском языке;
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке, а не подлежащие обязательной сертификации – иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.
Если услуги ненадлежащего качества
В соответствии со ст. 29 ЗоЗПП потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
— повторного оказания услуг;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
При неустранении исполнителем обнаруженных посетителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой.
Сроки оказания услуг
При этом чаще всего договор не содержит точной даты открытия клуба, а срок начала оказания услуг непосредственно связан со сроком открытия клуба, что является нарушением со стороны фитнес-клуба. В данном случае фитнес-клуб обрекает потребителя ждать неопределенное время его открытия и возможности воспользоваться оплаченными услугами (зачастую сроки ожидания составляют от нескольких месяцев до года и более) и фактически точные сроки потребителю неизвестны.
Согласно ст.27 ЗоЗПП исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. В договоре об оказании услуг может предусматриваться срок оказания услуги, если указанными правилами он не предусмотрен.
Кроме этого, п.3, 4 Правил бытового обслуживания содержит указание о том, что в момент заключения договора до потребителя должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые соответственно должны быть зафиксированы в договоре.
Таким образом, договор должен содержать конкретный срок оказания услуг потребителю.
Если прошёл разумный срок, а оказание услуг так и не было начато и сроки по-прежнему неизвестны (и не прописаны в договоре), то у потребителя всегда есть право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.
Если договор все-таки содержит конкретные сроки оказания услуг, но исполнителем они нарушаются, то ст.28 ЗоЗПП наделила клиента фитнес-клуба следующими правами:
— назначить исполнителю новый срок;
— поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
— отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
За нарушение сроков оказания услуг исполнитель также несет ответственность в виде неустойки 3% от стоимости услуг, компенсации убытков и морального вреда.
Как фитнес-клуб должен возвращать деньги за абонемент, учитывая коронавирус?
Я хожу в фитнес-клуб с 2018 года. Мой старый абонемент действовал до 7 марта 2020 года, поэтому 28 февраля я приобрел новый на девять месяцев. Он начал действовать с 8 марта, и я пользовался услугами клуба до 23 марта 2020 года включительно.
24 марта я получил смс, что клуб закрыт по указу губернатора Нижегородской области. Сейчас ситуация с работой клуба не нормализовалась, поэтому я решил вернуть уплаченные за абонемент деньги.
В самом фитнес-клубе неформально ответили в июне, что согласны вернуть только 8000 Р : 25 000 Р – (7000 Р + 5000 Р + 5000 Р ). Объясняют это тем, что тратились на содержание клуба во время пандемии. Правомерно ли это?
До какого момента клуб посчитает фактически понесенные расходы: до 24 марта, когда была объявлена приостановка его работы, или до даты моего обращения? Клуб ведь не нес расходы на вводный инструктаж, тренажерный зал и бассейн, на пластиковую карточку, покупку тренажеров лично для меня и т. д. Могут ли операционные расходы клуба для поддержания инфраструктуры быть причиной списания с меня денег за те месяцы, когда я не мог в него ходить?
Максим, практика возврата денег за абонементы в связи с коронавирусом еще не сложилась. В своем ответе могу только предположить, как разрешится вопрос, если вы обратитесь в суд.
Я считаю, что вам должны вернуть деньги за неиспользованный абонемент только за вычетом дней в марте, когда клуб работал. Если вы потребуете деньги в суде, скорее всего, вам вернут чуть больше 21 000 Р за неизрасходованную часть абонемента, но без штрафа за несвоевременный возврат денег и компенсации морального вреда: все же клуб был закрыт не по вине его владельца.
Как обычно возвращают деньги за абонемент
Абонемент в фитнес-клуб — это абонентский договор. Вы платите фиксированную сумму за определенный период и сами решаете, как и когда ходить на тренировки.
По абонентскому договору вы отдаете деньги не за точное количество тренировок по прайсу, а за право посещать клуб в течение срока действия абонемента.
От абонемента можно отказаться в любое время без объяснения причин. Это право предусмотрено законом «О защите прав потребителей». В этом случае фитнес-клуб должен вернуть деньги за оставшийся период действия абонемента за вычетом фактически понесенных расходов.
Обычно клубы просто вычитают из стоимости абонемента стоимость месяцев, в которые человек ходил на занятия, и возвращают остаток. Но если фитнес-клуб докажет, что нес какие-то конкретные расходы по вашему договору, то может вернуть меньше.
Так, президиум Ярославского областного суда постановил, что к фактически понесенным расходам фитнес-клуба кроме стоимости части оказанных услуг относятся затраты на подготовку к исполнению договора. Также расходами могут быть зарплата персонала и арендные платежи, если клуб докажет, что они относятся к конкретному договору. Если у вас свободный график посещения, клубу будет сложно доказать, что какую-то часть арендной платы можно вычесть из стоимости именно вашего абонемента.
Если же фитнес-клуб фактически не оказывал услуги по договору, например потребитель не активировал абонемент и передумал ходить в зал, то вернуть можно всю сумму. Человек не ходил в зал — расходов не было. Но если потребитель ни разу не пришел на занятия по действующему абонементу, потому что сам так захотел, возвращать деньги фитнес-клуб не должен.
Например, Сергиево-Посадский городской суд взыскал тройную стоимость абонементов в пользу супругов, которые ни разу не посетили фитнес-клуб по семейным обстоятельствам. Они даже не активировали свои абонементы, а сразу обратились в клуб с письменной просьбой расторгнуть договор и вернуть деньги. Фитнес-клуб на эту просьбу не отреагировал. В итоге помимо стоимости абонементов супруги взыскали с клуба неустойку, компенсацию морального вреда и штраф по закону «О защите прав потребителей».
То есть если бы вы не активировали абонемент и не начали тренироваться до того, как клуб закрылся на карантин, то могли бы вернуть всю его стоимость. Но в вашем случае вы должны оплатить фитнес-клубу расходы за тот период, когда там были готовы вас принять, с 8 по 23 марта 2020 года, даже если вы сходили всего на пару тренировок.
Во время карантина клуб в принципе не мог оказывать вам услуги. Расходов на вас не было, поэтому вам должны полностью вернуть деньги за время, пока он был закрыт.