можно ли вернуть деньги в кинотеатре
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Права зрителей при посещении кинозала
Права зрителей при посещении кинозала
При посещении кинотеатра зритель может столкнуться с различными ситуациями, которые могут испортить впечатление от посещения досугового учреждения и стать причиной конфликтных ситуаций. Такие ситуации условно сводятся к трем вопросам:
1) могу ли я вернуть деньги за купленный билет?
2) могу ли я пройти в кинозал с собственными напитками?
3) имеет ли право персонал кинотеатра запрещать зрителям посещать кинозал?
Начнем с первого вопроса.
В соответствии с действующим законодательством зрители имеют право на возмещение стоимости билета в случае отмены просмотра, замены фильма или некачественной демонстрации по вине кинотеатра.
Возместить стоимость билета потребителю также обязаны в случае непредставления информации о возрастных ограничениях на просмотр киновидеофильма и, как следствие, отказа зрителя от его просмотра. Указанные права закреплены пунктом 24 Правил по киновидеообслуживанию населения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 № 1264.
Таким образом, вернуть деньги за билет можно лишь в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения кинотеатром своих обязанностей, к примеру, при нарушении визуального качества демонстрируемых киновидеофильмов и неподдержании необходимого уровня технической оснащенности, комфортности, безопасности и качества обслуживания зрителей.
При этом, если посетитель желает вернуть деньги, свое требование ему необходимо заявить надлежащим образом путем подачи письменной претензии, составленной в двух экземплярах. Отметка о вручении послужит доказательством обращения.
Ответ на второй вопрос лежит в плоскости получения прибыли учреждениями, оказывающими услуги киновидеообслуживания. Любая деятельность по оказанию услуг или продаже товаров преследует своей целью получение прибыли. Одним из средств достижения указанной цели является наценка на товары, реализуемые непосредственно в помещении кинотеатра. Нередки случаи, когда сотрудники администрации кинотеатра не пускают зрителей в кинозал со своими напитками и продуктами. Своими действиями администрация напрямую устанавливает запрет на пронос в кинозал продуктов питания и напитков, приобретенных за пределами кинотеатра.
Такой запрет является неправомерным, поскольку действующее российское законодательство не содержит подобных запретительных норм, а значит подобное требование является необоснованным и ущемляющим права потребителей. Таким образом, Вы имеете полное право посещать кинозал со своими продуктами и напитками.
Что касается вопроса о наличии у администрации кинотеатра права удалить зрителя из зала, то все кинотеатры, оказывающие услуги по демонстрации видеопродукции, выходящей в прокат, попадают под действие Правил по киновидеообслуживанию населения. Согласно указанным правилам администрация кинотеатра вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала в случае нарушения зрителем общественного порядка и причинения вреда имуществу компании.
Кроме этого, администрация кинотеатра вправе отказать зрителю в посещении зала в случае, если на демонстрируемую в прокате киновидеопродукцию установлен возрастной ценз, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Возврат билетов в кинотеатр
Планы человека могут сильно измениться. Однако если поход на сеанс уже оплачен, это может привести к возникновению ряда трудностей. Не все граждане знают, можно ли сдать билет в кино. Закон в этой ситуации полностью находится на стороне потребителя.
Покупатель имеет право в любой момент отказаться от приобретенной услуги и потребовать возврата средств. Однако процесс получения денег за билеты в кино обратно связан с рядом нюансов, с которыми стоит ознакомиться заранее.
Нормативная база
Закон позволяет вернуть обратно уплаченные за билет денежные средства. При этом гражданин не обязан объяснять причину возврата. Такие правила закреплены в статье 32 Федерального закона “О защите прав потребителей”. Аналогичные нормы фиксируются и в статье 787 Гражданского кодекса РФ. Однако организатор имеет право вычесть из предоставляемой суммы фактически понесенные затраты на изготовление билетов.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
В соответствии со статьей 282 Налогового кодекса РФ, администратор обязан вернуть полную стоимость билетов в кино, если не может документально подтвердить расходы на их изготовление. Обычно организаторам мероприятий проще вернуть всю сумму, уплаченную за право на посещение мероприятия, чем вступать в спор с потребителем.
Права покупателя
Права покупателя регламентирует Закон о защите прав потребителей, статья 25. Потребитель имеет право обменять или сдать билет в кино, который не подходит по каким-либо причинам. При этом продавец обязан вернуть уплаченные денежные средства. Закон позволяет осуществить вычет расходов, которые были связаны с печатью билета, бронированием места и с иными особенностями, с которыми вынужден был столкнуться организатор.
Закон наделяет покупателей правом получения услуг в надлежащем качестве. Теоретически если человеку не понравился фильм, он может потребовать возврат денежных средств за билет. Однако на деле реализация права трудноосуществима. В большинстве ситуаций на требование, сдать билеты в кино после сеанса, будет предоставлен отказ. Вопрос придется решать через суд. Он произведет оценку полноты и качества оказываемой услуги.
Вернуть денежные средства удастся, если фильм был показан на другом языке или задержан даже на несколько минут. Аналогичное правило действует и в случае, если билет в кино был продан человеку, не соответствующему установленному возрастному ограничению для конкретного фильма.
Можно ли сдать билеты в кино?
Закон позволяет осуществить возврат билетов в кино. При этом ограничение по времени не установлено. Сдать билеты в кино можно даже за несколько часов до начала сеанса. Отказ в предоставлении денежных средств будет являться неправомерным. Возврат осуществляется на основании заявления. Вместе с готовым документом нужно обратиться в кассу организации. При себе необходимо иметь:
Заявка пишется на имя администрации кинозала. Обращаться необходимо в ту же кассу, в которой был приобретён билет.
Пошаговая инструкция возврата
Процесс получения денежных средств за билеты в кино обратно не отличается сложностью. Чтобы организация согласилась вернуть уплаченную ранее сумму, предстоит:
Если кинотеатр отказывается предоставлять денежные средства, человек может подать жалобу, а в последующем обратиться в суд.
Когда кинотеатр имеет право отказать?
Покупая билет в кинотеатр, человек фактически становится участником договора. Ознакомиться с ним можно на сайте организации или в кассе компании. Для этого необходимо обратиться к кассиру и попросить предъявить документ. Помимо основной информации, в нём будут содержаться сведения о возврате билетов. Отказать в предоставлении денежных средств организация не может. Однако компания нередко ограничивает время, до наступления которого удастся выполнить операцию. Если человек обратится позднее, получить денежные средства за билеты в кино не удастся.
Отрицательным ответ будет и в случае, если человек захочет произвести процедуру после сеанса. Получить деньги обратно удастся только через суд. Человеку предстоит доказать, что услуга была оказана некачественно. Результат разбирательства зависит от индивидуальных особенностей сложившейся ситуации.
Претензия администрации кинотеатра
Если кинотеатр отказывается возвращать денежные средства, потребитель имеет право написать претензию. Она оформляется в адрес администрации организации. Специально установленной формы документа не существует. Однако в бумаге должны присутствовать обязательные сведения. Эксперты советуют использовать готовый образец. Скачать документ можно здесь.
Сдать билеты в кино онлайн
Если приобретение осуществляется в режиме онлайн, некоторые кинотеатры позволяют производить автоматическую отмену заказа. Информация об этом предоставляется в письме или SMS с подтверждением покупки. Чтобы отменить осуществление приобретения или сдать билеты в кино, потребуется заполнить онлайн заявление.
Возврат билетов, купленных в режиме онлайн, может быть осуществлен и в кассе кинотеатра. В этой ситуации предстоит действовать по стандартной схеме.
Нюансы
Если написание претензии к администрации не помогло, человек имеет право написать жалобу в отдел Роспотребнадзора или Общество защиты потребителей. Дополнительно стоит оставить запись в книге жалоб и предложений. Производить возврат билетов в кино стоит с привлечением свидетелей. Это в последующем поможет доказать, что на просьбу о предоставлении денежных средств за билет был дан отказ.
Срок рассмотрения жалобы составляет 2 недели. Если документ оформлен правильно, а факт нарушения прав удалось подтвердить, покупатель вернет деньги в полном объёме. Если жалобу оставили без внимания, человек имеет право обратиться в суд. Чтобы избежать разбирательства в последующем, эксперты рекомендуют предварительно ознакомиться с условиями процедуры возврата. Информацию удастся изучить на сайте кинозала. Если он отсутствует, можно обратиться непосредственно в кассу организации. Человек должен помнить, что закон находится на его стороне. Потому он может отстаивать свою правоту.
Возврат билетов в кино по закону
В России очень распространена точка зрения, что вернуть билет можно только если кинопоказ не состоялся и его упорно поддерживают административные работники кинотеатров. Иные факторы, как бы серьезны и уважительны они не были, не принимаются во внимание.
Если кино было показано в назначенное время, не был заменен фильм или постановка, сам показ был качественным – зритель не имеет поводов для жалоб и с его стороны глупо требовать возврата денег.
Однако такая постановка вопроса организаторами неверна. Посетитель кинотеатра вправе возвратить билет в любой момент до того, как начался фильм, и не отчитываться о причине, по которой он решил это сделать.
Закон, регулирующий процесс сдачи билетов на киносеанс обратно
Распространено мнение, что сдача или возврат билета, приобретенного для просмотра кинофильма возможны лишь тогда, когда сеанс был отменен, перенесен, или фильм оказался низкокачественным.
Причины же личного характера, из-за которых гражданин отказался от посещения кинозала, не принимаются во внимание.
Это не вполне соответствует действительности. У зрителя есть право на сдачу билета до того, как начнется премьера, при этом он может не объяснять мотивы своего поступка и получить уплаченную сумму обратно, исключая денежные средства, затраченные на оформление билета.
В администрации учреждения проявляют сильное нежелание возвращать денежные средства, и, если зритель решил обменять или сдать билет, он должен быть готов идти к своей цели до конца.
Приобретая билет, зритель, в сущности, заключает сделку с владельцами кинотеатра.
Перечень условий, которые необходимо соблюдать при заключении данного договора, перечисляются или непосредственно в билете, или о них можно узнать на сайте, посвященном мероприятию, или из брошюры, которую может выдать кассир.
Когда гражданин приобретает билет, это предполагает автоматическое согласие с перечнем условий сделки, которые, помимо остального, содержат положения, связанные с обменом и сдачей билета.
Как указывает закон о защите прав потребителей, у приобретателя есть право заявить об отказе от услуг и потребовать возврата денег, за исключением затрат, связанных с печатью билета, бронированием и т. д.
Положения о сдаче билетов регламентируются также Гражданским кодексом РФ. Статья 782 закрепляет положение о праве покупателя на отказ от предоставленной услуги, если он оплатил все затраты, понесенные исполнителем.
У Исполнителя (в данном случае – администрации учреждения) есть право на отказ выполнять услуги, если он выплатил потребителю все потраченные им средства.
Перечень правил осуществления процедуры возврата своих билетов в кино
В различных организациях существует свой порядок возврата билетов. Однако имеется несколько объединяющих правил:
Как вернуть билеты в кино?
О возврате билетов в кино по закону, читайте тут.
Каким образом покупатель может сдать обратно билет в кинотеатр?
Распространено мнение, что сдача или возврат билета, приобретенного для просмотра кинофильма возможны лишь тогда, когда сеанс был отменен, перенесен, или фильм оказался низкокачественным.
Причины же личного характера, из-за которых гражданин отказался от посещения кинозала, не принимаются во внимание.
Это не вполне соответствует действительности – у зрителя есть право на сдачу билета до того, как начнется премьера, при этом он может не объяснять мотивы своего поступка и получить уплаченную сумму обратно, исключая денежные средства, затраченные на оформление билета.
Итак, остановимся подробнее на вопросе, как справится с нежеланием кассового работника и получить обратно денежные средства.
В каких случаях реально?
Правила кино-, видеообслуживания населения предусматривают, что если фильм был отменен или заменен, а также некачественно показан, зрителям должна быть возмещена полная цена билетов.
Одновременно Федеральным законом «О защите прав потребителей» гражданину дано право на отказ от предоставленных услуг, при этом они не должны объяснять причину.
Выходило, что Правилами ущемлялись интересы зрителей, так как они регулировали не все моменты, связанные с отношениями между клиентом и учреждением, предоставляющим кинозрелищные услуги, поскольку потребители не имели возможности отказаться от ненужных услуг.
Решением Верховного суда РФ от 2009 г. было разъяснено, что то, что пункт 24 Правил не содержит информации о праве зрителя на отказ исполнить договор не служит основанием его игнорировать.
Итак, любой зритель может возвратить приобретенный до этого билет и рассчитывать на получение денег в полной сумме, исключая удерживаемые затраты, которые понесло предприятие.
Возвращаем билет в кино
На практике бывают ситуации, когда билет на киносеанс был куплен загодя, однако потом стало ясно, что посетить кинотеатр не представляется возможным. Многие просто смирятся с этим и будут считать, что напрасно потратились.
Некоторые не станут заниматься сдачей билетов, так как побоятся столкнуться с сопротивлением руководства и представят себе возню с бумагами. Но на практике возврат билета в кинотеатр не представляет особой сложности.
Например, рассмотрим на практике, каким образом возвращаются билеты в сеть «Киномакс».
Сайт в разделе Условия покупки билетов сообщает обо всех обстоятельствах, при которых можно вернуть билет и уплаченную за него сумму:
Для возврата денег при отказе от билета вы должны совершить следующие действия:
Пункт 2 должен содержать следующие сведения, без которых нельзя обойтись:
Форма заявления является произвольной, но при этом должны быть соблюдены требования, предусмотренные в делопроизводстве:
Как правило, администрация имеет бланк, в который нужно лишь внести сведения о себе и приложить билет. Аналогичным образом возвращаются билеты и в сеть «Каро фильм».
Если билеты приобретались онлайн, к примеру, с помощью Афиши, деньги перечисляются на пластиковую карту. Однако претензия принимается как правило администрацией учреждения в письменной форме.
Некоторые сети кинотеатров предоставляют право вернуть электронные билет, это называется автоматическим возвратом.
Что делать, если администрация кинотеатра отказывает в возможности возврата талона на киносеанс?
При отказе администрации принять заявление и вернуть деньги, вам следует написать жалобу в отдел Роспотребнадзора или Общество защиты потребителей и воспользоваться книгой жалоб и предложений.
Обычно, чтобы подтвердить то, что гражданин обращался к администрации, требуя вернуть деньги, нужны свидетельские показания. На рассмотрение жалобы дается 14 дней.
В случае ее правильного составления, зритель получит обратно полную сумму денег. Когда администрация не отреагировала на жалобу, покупатель имеет право на обращение в судебные органы.
Для того чтобы свести к минимуму вероятность конфликта с руководством кинотеатра, перед тем как купить билет, узнайте, на каких условиях его можно вернуть, обратившись к кассиру или зайдя на сайт, принадлежащий театру или кинотеатру.
Помимо этого, зрителю не следует забывать, что в данном случае законодатель принимает его сторону, и требовать возврата билета до успешного результата (за исключением Большого театра).
Купил билеты в кино, а кинотеатр мне их вернул и теперь продает дороже
25 апреля мне пришло письмо об отмене платежа и возврате денежных средств. Я этот возврат не делал, поэтому удивился. Оказалось, что продавец отменил мою покупку и открыл продажи на этот же сеанс, но уже по более высокой стоимости и в формате 3D.
Таким образом, сегодня я купил два таких же билета на этот же самый сеанс, но уже за 640 рублей, то есть цена выросла на 110 рублей за билет из-за замены формата показа. Это вообще правомерно и законно со стороны продавца?
Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. На мой взгляд, такие действия кинотеатра выглядят не очень хорошо. С другой стороны, перспективы доказать их незаконность неясны.
Четких ответов в законе нет. Попробуем разобраться.
Билет в кино — это договор
На сайте самого кинотеатра, в п. 2 условий покупки билета, указано: «„Билет на кинопоказ“ — документ, выполненный на бланке строгой отчетности, предоставляющий право „Покупателю“ на определенное посадочное место на конкретный „Кинопоказ“, демонстрируемый в конкретном кинотеатре сети кинотеатров „Киномакс“».
Сам по себе билет материальной ценности не представляет. Билет — это только подтверждение права посещения определенного мероприятия. Именно само право посещения — это предмет договора между организатором и зрителем. И этот договор считается заключенным с момента приобретения билета.
Министерство культуры вообще считает продажу билетов договором купли-продажи, в соответствии с которым к зрителю переходит право собственности на билет. Позиция несколько спорная. Все же договор оказания услуг по своему смыслу намного ближе к сути билетов в кино. Но эта позиция в целом поддерживает общую идею: купил билет — заключил договор.
Законна ли отмена сеанса
В п. 4.1 правил покупки билетов вашего кинотеатра указано, что покупатель вправе получить возмещение стоимости билета, если киносеанс отменят, и в нескольких других случаях. Получается, что возвратить деньги по своей инициативе кинотеатр мог, только отменив киносеанс.
Только вот нигде не указано то, в каких случаях этот киносеанс можно отменять. Можно представить, например, что его могут отменить по техническим причинам: из-за аварий, поломок и других форс-мажорных обстоятельств. Но то, что кинотеатр тут же начал продавать билеты на тот же самый фильм и даже время сеанса осталось прежним, позволяет предположить, что никаких подобных оснований для отмены у кинотеатра не было.
Но закон, к сожалению, никак прямо не ограничивает кинотеатр в правах на отмену сеанса, а только требует своевременно вернуть покупателю деньги.
Может ли исполнитель отказаться от публичного договора
Раз закон не регулирует право на отмену сеанса, значит, нужно смотреть на другие нормы закона, которые подходят ситуации.
Во все тех же правилах продажи билетов на сайте кинотеатра указано: «Настоящие правила регулируют условия покупки Билетов Покупателем у сети кинотеатров „Киномакс“ и в соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) являются публичной офертой».
Публичная оферта — это публичное предложение заключить договор на указанных условиях.
Раз договор вы заключили, тут же начинает действовать и гражданский кодекс, и закон о защите прав потребителей. Гражданский кодекс и тем более закон о защите прав потребителей очень строго ограничивают предпринимателей в праве расторгать и отказываться от договоров с потребителем.
В ГК РФ указано, что тот, кто оказывает услуги, может отказаться от договора только при полном возмещении убытков.
Но и это еще не все. Конституционный суд РФ указал, что, если есть возможность оказать услугу, предложенную публично, исполнитель не вправе по своему желанию отказываться от ее оказания. Отказаться можно, только если исполнитель сможет подтвердить, что услугу оказать невозможно, — и то после этого он должен возместить убытки. Это определение, по моему мнению, вполне применимо к договору оказания услуг, который зритель заключает с кинотеатром.
По закону убытки — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права. Получается, раз вы купили новые билеты дороже старых — это и есть те самые расходы, которые вы понесли для восстановления нарушенного права, или убытки, которые вам должны возместить.
Почему все непросто
Требовать у суда признать незаконным отказ кинотеатра от исполнения договора и требовать исполнить первоначальный договор — бессмысленно. На один суд у вас уйдет 3—4 месяца. Это будет просто неактуально, прокат фильма закончится. А вот потребовать у кинотеатра возместить вам убытки в связи с незаконным отказом от договора теоретически можно.
Для начала надо просто написать претензию кинотеатру. Пригрозить жалобой в Роспотребнадзор. В Роспотребнадзор в такой ситуации я советую обратиться в любом случае. Они вправе самостоятельно определить законность или незаконность подобных действий. Если признают их незаконными, то смогут оштрафовать кинотеатр.
Ничего сложного в написании претензии нет. Пишите своими словами примерно так же, как вы задали нам вопрос. Распечатайте квитанции об оплате, можете взять выписки у банка о совершенных платежах и возврате денег. Сошлитесь на те законы и выводы, о которых я написал.
Претензию кинотеатру надо писать по адресу, указанному в п. 1 правил продажи билетов. Сначала можете написать даже по электронной почте. Все-таки иногда компании предпочитают решать такие вопросы мирно, чтобы не предавать огласке.
Некоторые советы про то, как писать претензию, я давал в другом ответе.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Интересно, а если авиакомпания так передумает и поставит на уже раскупленный рейс самолёт с увеличенным бизнесом, а часть эконома вернет. Им будет что-нибудь за это?
Плохой прецедент конечно. Этак любые билеты можно будет отменять в одностороннем порядке без всяких обязательств. В Роспотребнадзор как минимум обязательно надо жаловаться
Irina, это называется овербукинг
В соответствии со ст.ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом. Односторонний отказ от
исполнения обязательств не допускается.
Так что в этой ситуации непонятного? Нарушение законодательства чистой воды
Иван,
Статья 310. Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
1. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются,
за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
2. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
3. Предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства.