можно ли вернуть косметику в магазин если упаковка не вскрыта
О правах потребителей при покупке парфюмерно-косметических товаров.
Внимание! Совершая выбор парфюмерно-косметических товаров, необходимо проявлять осмотрительность в отношении их потребительских свойств и характеристик, поскольку в соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей и утвержденным Правилами продажи Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества парфюмерно-косметические товары не подлежат возврату и обмену.
Поэтому, покупая парфюмерно-косметические товары, необходимо помнить, что вернуть их в магазин можно только при наличии недостатков либо если при покупке товара (т.е. в момент заключения договора) потребитель не получил возможность ознакомиться с информацией о товаре, т.е. продавцом не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Парфюмерная продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ТС.
Информация о товаре, размещенная на упаковке, этикетке изделия, открытке или листе-вкладыше, должна содержать следующие сведения о товаре:
— наименование, название (при наличии) парфюмерной продукции и ее назначение;
— наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
— страна происхождения парфюмерной продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
— номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл, или ее пробника;
— срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
— описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
— особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
— номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерной продукции;
— сведения о способах применения парфюмерной продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерной продукции;
— список ингредиентов/состав продукции (при этом, парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита.
В случае если товар оказался ненадлежащего качеств, то покупатель вправе в соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей предъявить продавцу письменную претензию с требованием о замене товара или возврате денежных средств. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков и уплаты неустойки.
Проверку качества товара осуществляет продавец или уполномоченная продавцом организация.
Экспертиза товара проводится любым не заинтересованном в исходе дела лицом, обладающим специальными познаниями, достаточными для проведения экспертизы товара и дачи экспертного заключения.
Потребитель вправе присутствовать при проведении проверки качества или экспертизы товара и, в случае несогласия с ее результатами, оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
В случае подачи искового заявления в суд в целях защиты своих нарушенных прав потребитель может заявить ходатайство о привлечении Управления Роспотребнадзора по РМ для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу.
Закон на страже красоты: всё о возврате косметики в магазин
Косметика или, как определяет закон, парфюмерно-косметические изделия – это препараты или средства, которые наносятся на тело (включая кожные покровы, волосы, ногти, зубы, губы и слизистую оболочку ротовой полости) для очищения, придания приятного аромата, внесения изменений во внешность, а также для защиты или сохранения состояния или внешних качеств. Перечень достаточно широк: под косметикой подразумевается зубная паста вместе с ополаскивателями, красители для волос, дезодоранты и, естественно, декоративная косметика: тени для век, тональный крем, помада и пр.
Реализация подобных товаров регулируется двумя основными нормативно-правовыми актами:
Можно ли вернуть косметику в магазин
Пункт № 3 Перечня непродовольственных товаров, утверждённого упомянутым Постановлением №55, содержит наименование «парфюмерно-косметические товары».
На товары данной категории не распространяется возможность обмена или возврата в течение 14 дней со дня покупки. И, всё-таки исключения из правила есть.
Причины для обмена или возврата парфюмерно-косметической продукции
Согласно букве закона, покупатель имеет право обратиться к продавцу для возврата или обмена купленной косметики в двух случаях:
Согласно этому стандарту, упаковка парфюмерно-косметического продукта или сопутствующие вкладыши, листовки, приложения должны содержать исчерпывающую информацию о товаре, в частности:
Если какой-либо части этих сведений нет – такой продукт по закону считается имеющим недостатки. Если продавец рассказывал о «натуральности» состава и привлекал внимание к перечню «активных ингредиентов», которые выгодно подчёркивают достоинства товара, а изучив дома полный перечень ингредиентов, клиент пришёл к выводам, что в основе косметики – сплошная недорогая «химия», это повод для предъявления претензий, если будет доказано, что продавец действительно предоставил неполную информацию. Бывает, что перечень ингредиентов или другую значимую информацию перекрывают липким магнитом системы «стоп-вор», но если клиент желает ознакомиться с данными на упаковке, продавец должен предоставить такую возможность.
Также недостатком считается нарушение условий договора купли-продажи. Поводом для обмена или возврата может стать несоответствие продукта целевому назначению – основному или тому, на которое рассчитывал покупатель (если это обсуждалось с представителем магазина при покупке).
Отметим, что для полноты картины продавец обязан продемонстрировать покупателю содержимое выбранной упаковки – перед приобретением товара клиент имеет право удостовериться, что всё в порядке. Вскрытием целлофановой обёртки и коробки, а также проверкой функциональности аэрозолей и дозаторов занимается сотрудник магазина.
Перед покупкой можно ознакомиться с сертификатами качества и безопасности товара. По запросу продавец должен ознакомить клиента с этими документами или их копиями.
В каких случаях косметика возврату не подлежит
Собственно, кроме перечисленных ситуаций, поводов для возврата или обмена косметики нет. Перед покупкой клиент обязан тщательно изучить все характеристики и противопоказания. Если новый шампунь соответствующего качества вызвал аллергию, к магазину претензий быть не может.
Лучше потратить время в магазине и принести домой действительно нужное и подходящее средство, чем наспех обзавестись парой неподходящих флаконов или тюбиков.
Процедура возврата косметики
Если предстоит разбирательство с магазином и возврат косметики, нужно подготовить документы и учесть специфику визита. В течение какого времени можно обращаться в магазин после приобретения некачественной косметики? Закон отводит на такие процедуры 2 года со дня покупки в случае, если на товар не предоставляется гарантийный срок либо срок годности.
Последовательность действий при возврате:
Помните, что отсутствие у покупателя товарного чека не может стать поводом для отказа в возврате некачественного товара. А вот удостоверение личности клиента является неотъемлемым элементом оформления процедуры обмена или возврата.
Сроки, установленные для обмена или возврата некачественной косметики
При обращении в магазин клиент может выбрать один из следующих вариантов разрешения ситуации с некачественным товаром:
Если в день обращения торговая точка не располагает выбранным для обмена косметическим продуктом, то сотрудники магазина обязаны предоставить клиенту требуемый товар не позже, чем по прошествии 30 дней. Исключение – отдалённые и труднодоступные регионы страны (например, районы Крайнего Севера), где срок может превышать один месяц, если это обусловлено объективными логистическими причинами.
Клиент хочет вернуть деньги? Тогда магазин обязан урегулировать вопрос с возвратом денежных средств в течение 10 рабочих дней.
Можно ли вернуть в магазин косметику, если она вызвала у вас аллергию?
Содержание
Покупая новое косметическое средство, мы ждем позитивного эффекта, но что делать, если вместо этого получаем только раздражение и высыпания на коже? Если новая косметика вызвала у вас аллергию, можно ли вернуть ее обратно продавцу? Рассказываем, какие есть нюансы! Наши рекомендации касаются и уходовой, и декоративной косметики.
В общем случае
По закону парфюмерно-косметические средства относятся к невозвратным товарам. То есть сдать обратно в магазин косметику надлежащего качества только потому, что она вам «разонравилась» или визуально дала не тот эффект, на который рассчитывали, нельзя.
Но наличие аллергии нельзя объяснить простым несовпадением ожидания и реальности, это реальный вред здоровью, зачастую – достаточно серьезный. Поэтому в данном случае есть несколько обстоятельств, которые могут повлиять на возможность вернуть такую продукцию.
Когда косметику можно вернуть
Рассчитывать на то, что у вас примут в магазине неподошедшую косметику, вы можете в следующих случаях:
В этом случае косметика уже расценивается как товар ненадлежащего качества. И вернуть ее в таком случае можно. Но вам придется доказать, что дефект действительно присутствует. В случае со сроком годности все просто: он указывается на упаковке. Если во время покупки (ее дату можно подтвердить чеком) срок годности уже истек, вам продали некачественный товар. Что же касается потери свойств в результате неправильного хранения, ситуация не столь очевидна, может потребоваться экспертиза, которую в случае сомнений обязан провести продавец. Если у продавца возникают сомнения в том, что именно косметика вызвала аллергию, есть смысл посетить врача и получить профессиональную консультацию. Заключение специалиста будет вашим аргументом в пользу своей позиции.
Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавцов предоставлять полную, достоверную и своевременную информацию о товаре. Если в косметике содержится компонент, который является аллергеном, а вас об этом не предупредили, вы вправе рассчитывать, что вам вернут деньги за такую покупку. Проблема, как правило, заключается в том, чтобы доказать, что эта информация не была предоставлена. В этом случае помогут свидетельские показания, если вы можете таковые собрать.
Важно! Если вы знаете, что у вас аллергия на какое-либо вещество, были осведомлены, что оно содержится в приобретаемой косметике, но все равно ее купили, деньги вам не вернут. То же самое касается ситуации, когда аллергия проявилась впервые и внезапно, – при условии, что вас предупреждали о составе косметики или у вас была возможность самостоятельно его изучить. Проявление аллергии – ситуация зачастую непредсказуемая, зависящая от индивидуальной реакции организма, и продавец за нее ответственности не несет.
Как оформить возврат
Если вы столкнулись с одним из двух перечисленных выше случаев, можно и нужно возвращать товар продавцу.
Для начала подготовьте претензию в адрес руководства магазина. Оформите ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем проставят дату, подпись и печать, если таковая есть, что будет свидетельствовать о том, что претензия принята в работу). В ней опишите как можно подробнее ситуацию. Идеально приложить копию чека, но, если он у вас не сохранился, можно воспользоваться другими доказательствами покупки: свидетельскими показаниями, записями с камер наблюдения, возможностью восстановить чек по кассовой ленте. Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», рассмотреть претензию и вернуть деньги должны в течение десяти дней.
Продавец может потребовать проведения экспертизы. Она осуществляется за его счет, но, если не будет доказано, что косметика ненадлежащего качества, вам придется компенсировать все расходы.
Если вашу претензию игнорируют или вы недовольны результатом разбирательства, а также в случае наличия оснований для проведения проверки, можете написать обращение в Роспотребнадзор. После (если нет результата) или параллельно с этим вы вправе обратиться в суд. Чтобы повысить шансы на отстаивание своих интересов, соберите максимальное количество информации – документы, свидетельства очевидцев; возможно, потребуется проведение независимой экспертизы, заключение аллерголога. Если вы выиграете дело, расходы на подготовку и участие в нем вам будут компенсированы.
Общие рекомендации
Заранее сказать, будет ли косметика вызывать аллергию, не всегда возможно. Использовать новые средства нужно с осторожностью. Перед тем как вводить ее в свою косметичку на постоянной основе, рекомендуется сделать следующее:
Как понять, что косметика вам не подходит?
Самые распространенные «побочные эффекты» от косметики:
Можно ли по закону о защите прав потребителя вернуть косметику в магазин?
В соответствии с законодательством, защищающим права и интересы потребителей, вернуть назад в магазин можно как некачественный продукт, так и товар вполне отвечающий своим изначально заявленным характеристикам. Однако есть категория продуктов, для которых предусмотрены несколько иные правила возврата. Одним из них является косметика.
Что говорит закон о защите прав потребителя
Ежедневно люди совершают большое количество различных покупок, в связи с чем должны иметь четкое представление о своих правах как потребителя.
Так, если проанализировать нормы ФЗ РФ «О защите прав потребителя» (далее по тексту – ФЗ РФ «О ЗПП»), то можно обозначить следующие основополагающие принципы продажи товаров, которые также распространяются и на косметические средства:
СПРАВКА. В отношении косметических средств действует особый порядок продажи, закреплённый в рамках Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55.
Так, особенности реализации парфюмерно-косметических товаров представлены следующими пунктами:
Таким образом, несоблюдение вышеобозначенных прав потребителя дает ему полное право принести купленный товар назад в магазин. При этом отдельные виды продукции можно вернуть даже в том случае, если они хорошего качества.
Перечень оснований для осуществления возврата
ФЗ РФ «О ЗПП» предусмотрено два наиболее общих основания, по одному из которых может быть произведен возврат товара назад в магазин:
Возврат косметики ненадлежащего качества
В случае покупки некачественного косметического средства покупатель имеет право предъявить продавцу одно из следующих требований (п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О ЗПП»):
ВАЖНО. В случае, если из-за использования низкокачественного косметического средства здоровью покупателя был причинен ущерб, он имеет полное право взыскать его с магазина.
К наиболее типичным признакам ненадлежащего качества косметики можно отнести:
Косметика надлежащего качества
Иногда происходят случаи, когда, придя домой покупатель понимает, что приобретённое средство не подходит ему по определённым параметрам, не связанным с качеством. Для примера можно привести следующие ситуации:
В подобной ситуации потребитель начинает задумываться о том, чтобы вернуть не подошедший продукт назад в магазин или обменять на другой. Однако в абц. 4 п. 1 ст. 25 ФЗ РФ «О ЗПП» указано, что существует перечень товаров надлежащего качества, которые нельзя вернуть назад продавцу. Данный список утвержден вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ.
Так, под пунктом 3 данного перечня находятся парфюмерно-косметические средства. Таким образом, покупатель не вправе требовать от продавца обмен или возврат денег за качественное средство. Однако попросить об этом можно, так как зачастую некоторые магазины идут на подобные уступки.
ВНИМАНИЕ. Даже, если продавец согласился пойти на встречу покупателю, важным условием является сохранение у товара абсолютно нового вида. При наличии хотя бы малейших признаков того, что средство было в использовании, просьба будет отклонена.
В каких случаях косметика возврату не подлежит
Можно назвать несколько наиболее общих случаев, при которых не получится вернуть косметическое средство назад в магазин. Сюда относятся следующие ситуации:
Оформление процедуры возврата
Если потребитель твердо уверен в том, что выявленные недостатки возникли не по его вине, а являются результатом низкого качества, то он имеет полное право предъявить в магазин соответствующее требование.
Итак, процедура возврата товара производится в следующем порядке:
Шаг 1 – вначале можно попытаться в устной форме разрешить возникшую проблему. Обычно, если вина магазина очевидна, руководство старается оперативно урегулировать подобный инцидент.
Шаг 2 – если представители торговой точки игнорируют устные требования покупателя, то необходимо подготовить официальную претензию.
Шаг 3 – подготовка документов, которые будут приложены к обращению. Сюда может входить:
Шаг 4 – всю подготовленную документацию вместе с товаром следует доставить в магазин и ожидать ответа.
СПРАВКА. Если продавец отказывается принимать претензию, то ее следует отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, а также дополнительно написать жалобу в книгу отзывов и предложений.
Шаг 5 – если даже после всех вышеописанных мер, руководство магазина продолжает молчать, обращаться следует в высшие инстанции. Речь идет о подаче жалобы в Роспотребнадзор или же направление искового заявления в суд.
Образец претензии
В настоящее время нет официального образца претензии в адрес магазина. Обычно данный документ подготавливается в произвольной форме. Однако он обязательно должен содержать следующие сведения:
СПРАВКА. В своей претензии для большей убедительности следует сослаться на конкретные нормы ФЗ РФ «О ЗПП».
Возврат косметики, купленной в интернет-магазин
Порядок возврата продукции, в том числе и косметики, купленной дистанционным способом, прописан в ст. 26.1 вышеупомянутого закона. В данном случае действуют следующие правила:
Вернуть безвозвратное: 10 лайфхаков для потребителя
Для тех, кто не хочет много читать, у нас есть упрощенная версия с инфографикой и основной информацией: «Вернуть деньги из-за этикетки на английском: памятка для потребителя».
От интернет-заказа можно отказаться в любое время до его получения. Если вы уже забрали товар, у вас 7 дней, чтобы определиться, нужен ли он вам.
Для возврата важно сохранить товарный вид покупки и не потерять чек. Без чека отказаться от покупки тоже можно. Правда, придется подтверждать, когда и у кого вы купили товар. Иногда это несложно. Например, в крупных маркетплейсах история заказов сохраняется. Но в мелком интернет-магазине можно столкнуться со сложностями. Дополнительной страховкой станет онлайн-оплата. Тогда в любой момент вы сможете получить информацию об этой операции в банке. Главное — не забыть дату покупки.
Возврат в течение 7 дней — это преимущество интернет-потребителей. Потому что отказаться можно от любого товара хорошего качества. Единственное исключение — «товар надлежащего качества, имеющий индивидуально определенные свойства», который не смогут использовать другие люди. В одном из дел Мосгорсуд решил, что это правило распространяется на гарнитур, который делали для конкретной кухни (дело №33-25608/2020).
Для офлайн-покупок действует перечень товаров надлежащего качества, возвращать которые нельзя. Это лекарства, косметика, драгоценности, машины и многое другое. Такой перечень упоминается в Законе о защите прав потребителей один раз — в статье, которая регулирует обмен офлайн-покупок. Но иногда суды почему-то ссылаются на этот перечень, когда рассматривают дела о возврате интернет-заказов. Так, в конце 2020-го Первый кассационный суд не разрешил Павлу Дедкову* вернуть часы, которые он купил дистанционно. А в обоснование этого сослалась на действовавший тогда перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. Возвращать такие покупки нельзя, даже если это интернет-заказ, решила кассация (дело № 88-24269/2020).
Мы направили запрос в Роспотребнадзор, чтобы выяснить его позицию по этой проблеме. Ведомство объяснило нам, что перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя обменять, применяется только в контексте ст. 25 Закона о защите прав потребителей. То есть лишь при офлайн-торговле. В ст. 26.1 того же закона, которая регулируют дистанционную продажу, об этом акте ничего не сказано. А значит, в таких спорах ссылаться на него нельзя, уверен Роспотребнадзор.
Источник: п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
В продуктовых магазинах много товаров по акциям. Но на кассе часто выясняется, что акция уже закончилась, а сотрудники магазина просто забыли убрать «желтый» ценник. Что ж, это не ваша проблема. По закону продавец должен указывать правильную цену, чтобы потребитель мог сориентироваться при покупке. Информация на ценнике — публичная оферта. Это значит, что магазин согласен отдать товар именно за эти деньги.
А если вы заметили завышенную цену уже после оплаты, продавец обязан вернуть вам разницу между чеком и ценником, разъясняет Роспотребнадзор.
Бережливые потребители часто покупают обувь в конце сезона, потому что тогда начинаются распродажи. Поэтому в марте можно выгодно купить зимние сапоги, а в сентябре — пляжные сандалии. Купленные весной теплые ботинки три сезона лежат в шкафу. Наконец, ближе к декабрю вы надеваете их, а через пару дней находите трещину через всю подошву и несете в магазин.
В магазине, скорее всего, скажут, что гарантия давно кончилась. Ведь она обычно не очень долгая, обычно дней 30. Такие правила действуют, например, в Thomas Münz и Rendez-Vous.
Но для сезонных товаров гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона. Причем, не календарного, а «юридического». Каждый регион с учетом климата самостоятельно определяет времена года для этих случаев. Например, в Воронеже «юридическая» зима длится с середины ноября по середину марта, а в Мурманске еще дольше — с 1 ноября по 1 апреля.
По общему правилу потребитель может вернуть деньги за некачественный товар, если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока или срока годности. Но защитить права реально, даже когда гарантия уже закончилась. Как именно — зависит от того, когда проявился недостаток: в течение двух лет после покупки или во время срока службы товара.
Если прошло меньше двух лет, потребителю нужно доказать, что «недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».
Если прошло больше двух лет, потребитель может требовать только устранения существенных недостатков. Доказать нужно то же самое: что они «возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента». Право на такой ремонт сохраняется в течение срока службы товара. Обычно такой срок указывают на упаковке товара или в инструкции. Иногда информацию об этом можно найти на сайте производителя. А если такого срока нет — в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Но в двух случаях у покупателя возникают права на компенсацию расходов за ремонт в другом месте, на замену товара таким же качественным и на возврат денег:
Подробнее о том, как вернуть деньги в этом случае, читайте в нашем материале «Возвращаем деньги за некачественный товар: инструкция».
Источник: п. 5, 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей.
Много лет назад корреспондент, тогда 19-летняя студентка юрфака, купила в магазине крем для лица. Консультант расхваливала его так активно, что корреспондент схватила, не читая упаковку. Уже дома выяснилось, что крем имеет пометку anti-age. Можно было бы отдать его маме, но корреспондент уж очень обиделась на консультанта, которому несколько раз говорила свой возраст.
И по действовавшим тогда правилам, и по актуальным, если косметика хорошего качества, возвращать ее нельзя. Но Пленум Верховного суда еще в 2012-м разъяснил: если потребителю не предоставили информацию о товаре на русском языке, такой товар можно вернуть в разумный срок. При определении разумности нужно учитывать срок годности товара, сезонность его использования и потребительские свойства, говорит ВС. Это значит, что просроченный крем, скорее всего, вернуть не получится. Сроки годности крема нашего корреспондента были в порядке, поэтому она отправилась обратно в магазин. Там приняли претензию, согласились, что anti-age нужно было перевести на русский, и вернули деньги.
Судебной практики по этому вопросу немного. Но она подтверждает, что возвращать таким образом можно и товары надлежащего качества, которые обмену и возврату по общему правилу не подлежат. Так Антону Харину* удалось вернуть генератор — технически сложное устройство, в котором не было производственного брака. К генератору прилагалась инструкция на английском. Харин, судя по всему, был не силен в языках. Подключил машину, как смог, а генератор сломался. Все проблемы из-за того, что продавец не выдал инструкцию на русском, решили суды и обязали магазин вернуть деньги за генератор (дело № 33-16730/2014).
Источник: п. 44, п. 36 Постановления Пленума ВС от 28.06.2012 № 17, п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей.
Покупатель не обязан платить за товар, испорченный случайно. Риск случайных гибели или повреждения товара переходит на покупателя сразу после того, как продавец передал ему товар. Случайно — значит, по причинам, за которые ни продавец, ни покупатель не отвечают**.
Существует единственный способ заставить вас оплатить то, что вы повредили: в судебном порядке магазин должен доказать, что вы нанесли ущерб умышленно, разъясняет управление Роспотребнадзора по Калужской области. Настаивайте, что товар стоял неудобно и вы абсолютно случайно его задели, советует ведомство. Взять силой деньги с потребителя на кассе нельзя даже за испорченный по его вине товар. Магазин должен обратиться в суд.
** Постатейный комментарий к части второй ГК РФ под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2011 ( абз. 277 в СПС «Консультант Плюс»).
Кассир магазина «Красное&Белое» отказался продать Дмитрию Шухову* разливное пиво в бутылку, которую мужчина принес с собой. Тот заплатил 6 руб. за местную тару, а потом пожаловался в московский Роспотребнадзор. Госорган оштрафовал магазин на 11 000 руб. Потому что нельзя ставить покупку одних товаров в зависимость от приобретения других. Владелец «Красное&Белое» пытался оспорить штраф в суде, но не вышло. 9-й ААС заметил, что п. 35 действовавших в 2018-м правил продажи отдельных видов товаров обязывал передавать покупателю развесной продовольственный товар в упакованном виде. При этом брать деньги за тару нельзя. Такая же норма есть и в актуальных правилах продажи отдельных видов товаров.
А вот еще одна ситуация. Покупаем одежду, просим пакет. В одном магазине дают бесплатно, в другом просят заплатить. Кто прав? Первый магазин. Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются потребителю в упаковке, если он об этом попросит.
Источник: п. 36 и 62 правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463.
Пока товар находится на гарантийном ремонте, потребитель может бесплатно получить вещь, «обладающую этими же основными потребительскими свойствами». Росстат считает товарами длительного пользования те вещи, которые много раз используются в течение нескольких месяцев или лет.
Главный вопрос — что такое «основные потребительские свойства»? Сотовые телефоны изначально предназначены для звонков. Но сейчас они используются для выхода в интернет и оплаты покупок через NFC. А еще у разных телефонов разное качество снимков и скорость работы процессора. Дадут ли вместо последней модели iPhone такую же или ограничатся телефоном, который только звонит?
Потребительские свойства — это совокупность «технических, экономических и эстетических качеств товара, обеспечивающих покупателю наибольшее удовлетворение потребностей», разъяснил не так давно Третий кассационный суд в деле № 88-11910/2020. Там Константин Боков* купил в «Ситилинке» мощный игровой ноутбук MSI. На время его ремонта Бокову хотели выдать простенький ASUS. Но производительность, скорость обработки информации и качество изображения у такого ноутбука гораздо ниже, а экран меньше. Забирать ASUS Боков не стал, но потом потребовал взыскать с «Ситилинка» неустойку за просрочку исполнения его требования о предоставлении другого ноутбука на время ремонта.
«Ситилинк» пытался доказать, что основные потребительские свойства ноутбука — это мобильность, возможность ввода и вывода изображения, работа в сети Интернет, обработка и хранение информации. Боков же просил полностью аналогичный товар, а такой обязанности у продавца нет, настаивала компания. Но суды решили, что скорость работы ноутбука — важная характеристика, которой ASUS не соответствовал. Так потребителю удалось получить 100 000 руб. неустойки, 10 000 руб. компенсации морального вреда и еще 55 000 руб. потребительского штрафа. Получается, что вместо нового айфона должны выдать если не такой же, то очень похожий по характеристикам телефон.
Правило о замене действует не для всех долгосрочных покупок. Правительство утвердило список вещей длительного пользования, на время ремонта которых замена не предоставляется. Это, к примеру, машины, ювелирные изделия, мебель и кухонные плиты.
Источник: п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, Постановление Правительства от 31.12.2020 № 2463, приказ Росстата от 30.12.2014 № 734.
Вы купили стиральную машину, а она перестала работать. Магазин не против починить, но просит организовать доставку. Не торопитесь заказывать грузовик. По закону доставкой крупногабаритных вещей и товаров тяжелее 5 кг на ремонт, уценку, замену и возврат занимается сам продавец. Он не только платит, но и организовывает перевозку. Исключения — если продавец располагается не в вашем городе или отказывается исполнять свою обязанность. Тогда вы заказываете доставку или привозите товар сами, а потом получаете компенсацию расходов от продавца.
По закону недовольный потребитель не обязан направлять претензию продавцу. Можно сразу идти в суд. Но, скорее всего, тогда возникнет проблема с потребительским штрафом. Он назначается только тому потребителю, требования которого не удовлетворили добровольно. А значит, продавец должен узнать в вашем недовольстве до суда.
Не так давно Верховный суд подтвердил: потребитель может претендовать на штраф, даже если не направлял претензию (дело № 56-КГ21-7-К9). В этом деле суд учел, что нарушитель знал о недовольстве своих клиентов, хотя те и не присылали официальные претензии. Чтобы подтвердить свое право на потребительский штраф, в этом споре истцам пришлось пройти четыре инстанции и потратить больше полутора лет.
Поэтому, чтобы упростить себе жизнь, лучше направить досудебную претензию продавцу. Если он откажется возвращать деньги, которые потом взыщет суд, вы с легкостью подтвердите свое право на потребительский штраф.
Источник: п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.
* Имена и фамилии изменены редакцией.