можно ли вернуть ноутбук в течении 14 дней если он не понравился dns
Как я пыталась сдать материнскую плату и лишилась не только платы, но и гарантии
Забавная история со мной приключилась в магазине DNS ТРЦ «Миля» в Москве, причем она до сих пор не решена. В магазине сломали мой же товар, что-либо делать отказываются.
Примерно полгода назад приобрела я материнскую плату для Intel за 16 тысяч рулей, в комплекте с процессором. И вот месяца два назад с ней началась беда: начала зависать на ровном месте. Потратила месяц на выяснение, меняла комплектующие, чтобы определить, реально ли дело в плате, оказалось все-таки да. Достала плату с компа, вынула камень, закрыла сокет крышкой. Уложила все бумажки, шлейфы и т.д. в коробочку, понесла в днс. Хочу сразу предупредить: я знаю, что такое малейшее повреждение ножек сокета, знаю, как с ним обращаться, знаю, чем чревато повреждение, знаю, что такое отказ по гарантии по этому поводу. А вот днс, видимо, не в курсе, о чем будет дальше.
Сразу рекомендации от меня для покупателей DNS и не только: процесс сдачи товаров по гарантии пишите на видео, обязательно детально показывайте сдаваемый товар, фиксируйте дату записи видео, какой магазин, сотрудников, ну и далее все акты. В общем все, что вы можете зафиксировать, фиксируйте. Вы находитесь в общественном месте и имеете полное право записывать видео. Если вы сдаете материнскую плату, обязательно в акте состояния товара просите указать, что сокет не имеет повреждений. Это очень важно. Я же не подумала об этом, ибо я знала, что плата в идеальном состоянии и была уверена в честности ДНС.
Проходит 9 дней, плата приезжает из СЦ в магазин, куда я сдавала. В акте «дефект не выявлен», не удивительно, проверяли видимо абы как, отказа в гарантии не было, с этим все ок, то есть сокет в порядке. Проверяю плату перед принятием, при этом пишу на видео процесс — тогда уже почитала темы с сокетами материнок и ДНС, решила на всякий записывать. И конечно что-то идет не так: в сокете паста прям на ножках.
Думаю, зачем мне это надо, самой ее чистить, чтоб по гарантии приняли (ибо из-за пасты отказывают в СЦ, не то чтобы из-за гнутых), еще погну и бб. Прошу заместителя руководителя магазина «Андрея» отправить плату в СЦ назад, чтобы они убрали то, что сами и сделали, и я плату смогла забрать уже домой. Ответ: «Нет, в СЦ не отправим, забирайте и все». Окей, раз в СЦ не отправляете, прошу акт с фиксацией данного момента, чтобы было понятно, что плата такой уже приехала назад мне. Тоже отказали. Окей, выбора нет, видимо только обмен, ибо паста — это уже отказ по гарантии и плату юзать небезопасно, пишу претензию по этому поводу. Плату оставляю на ответственное хранение в магазине.
Кому-то может показаться это все пустяком, но я имею полное право требовать акт осмотра товара и фиксацию всего, что появилось после СЦ. Ибо, если с товаром что-то далее случится, у меня будет доказательство, что вина не моя.
Прихожу через 11 дней в ДНС с претензией №2, как раз после просрочки ответа по претензии №1, узнать, как там у них дела. Встречает меня все тот же зам Андрей. Говорит, что плату, представляете, почистили! Я смотрю и у меня нет слов: по всей области сокета ноги немного пережаты, сверху погнуты, справа вообще в каральку, соприкасаясь с соседними, то есть КЗ. Если плату с процессором включить, оба героя умрут. А по гарантии, конечно же, данную плату больше никогда не примут.
Требую акт осмотра товара и фиксации повреждений, в ответ получаю отказ. При этом состояние сокета на видео записала. «Андрей» говорит идите в суд, ниче делать не будем. Я же не знаю, что уже делать и опять ухожу.
Возвращаюсь в магазин через 6 дней. Состояние платы уже третье: каральки разогнули, убрав КЗ, но остальные ножки еще сильнее перегнули. Опять же требую акт осмотра и фиксацию дефектов. Зам говорит, делать ничего не будет, но да, в плату лезли и повреждения есть. И вообще, я, покупатель, оставив плату на ответственное хранение, отвечаю за него. Окей. ГК РФ не для ДНС. Ухожу опять. Плата так и у магазина. Видео всего процесса есть.
Для читателей: если вы обнаружили дефекты у товара, которых не было до передачи его в магазин, требуйте акт осмотра и/или фиксацию повреждений, составленного магазином с перечислением комиссии (от двух человек не считая вас), которые участвовали в осмотре. Если вам отказывают, товар ни в коем случае не принимайте. Вы можете от руки написать в тех. заключении или в акте приемки о появившихся повреждениях на двух экземплярах, однако в суде это весомым доказательством не будет. Товар не принимайте.
Еще через 2 дня прихожу в магазин. Требую акт фиксации повреждений, мне его так и не выдали. Что делать в таких ситуациях? Выбора нет, магазин идти навстречу не желает. Вызываю правоохранительные органы для фиксации отказа магазина составлять акт осмотра и повреждений. Зам качает права уже в кругу 4 человек, акт составлять отказывается, хотя ему в тот момент уже даже не я говорила, что он обязан это сделать.
В итоге пишу заявление по факту отказа в фиксации появившихся повреждений, которые возникли во время безвозмездного хранения моей вещи в магазине. Даже если по заявлению откажут, в суде будет доказательство, что я все же пыталась этот акт получить. Плату не забираю, конечно же, пока не получу хотя бы что-то о попытке фиксации дефектов. Магазин настаивает на экспертизе, чтоб я провела ее ЗА СВОЙ счет. Ну не страшно. Но мне больше интересно, как нужно обмануть потребителя и отказать ему по гарантии, они только там к гнутым контактам пристают, а как ответить за свою же ошибку, так ты им не докажешь, что они просто поломали товар.
В данный момент: хотя бы частично работоспособной платы не имеется, денег нет, обмена нет, умные консультанты и заместители самолично влезли в конструктив не технически сложного товара, переломали все что можно, лишили мой товар права на дальнейшую гарантию, нарушили мои права, всем этим самым спровоцировали обращаться далее в суд. Нарушено как минимум ЗоЗПП, ГК РФ. Попытки звонить администратору ДНС на горячую линию тоже не успешны: трубку попросту не берут.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Что делать с неудачной покупкой в ДНС: нюансы возврата товара и обмена с пошаговой инструкцией
Многие потребители нередко совершают покупки в ДНС. Несмотря на известность этой сети супермаркетов цифровой и бытовой техники иногда покупатели все же совершают возврат приобретенного товара назад в магазин.
Итак, какие условия по возврату (обмену) продукции действуют в ДНС? Как правильно это сделать? О каких нюансах следует помнить?
Можете ли вы вернуть покупку в DNS?
При этом ДНС не является исключением и подчиняется тем же правилам. Однако в данном случае следует учитывать ряд особенностей, связанных со спецификой продукции, реализуемой этим магазином.
Надлежащее качество
Покупатели ДНС при желании могут вернуть или обменять товар надлежащего качества, который не подошел по цвету, функционалу и другим характеристикам. Однако тут есть один ключевой момент.
Так, большинство продукции магазина является технически сложным товаром. При этом данная категория изделий входит в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55).
Таким образом, большую часть продукции, реализуемой в сети супермаркетов цифровой и бытовой техники ДНС, не получится вернуть назад по причине, не связанной с низким качеством или браком.
Ненадлежащее качество
В случае если покупатель ДНС обнаружил в товаре недостаток он имеет полное право предъявить магазину одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О ЗПП». По выбору потребителя это может быть:
По окончании этого срока претензии покупателя будут удовлетворены только при наличии особых условий, предусмотренных абц. 3 ст. 18 ФЗ РФ «О ЗПП».
Условия и сроки
Основные условия и сроки возврата продукции в ДНС полностью соответствуют положениям, прописанным в законодательстве, действующем в сфере защиты интересов потребителей. Вместе с тем данные правила несколько отличаются в зависимости от:
В случае приобретения в магазине
Итак, если потребитель обнаружил в изделии, купленном в ДНС, дефект или брак, то он может предъявить претензию продавцу в течение гарантийного срока или же не позднее 2 лет, прошедших со дня покупки товара.
В отношении технически сложного изделия низкого качества предъявить требование о возврате денег или его замене возможно только в течение 15 дней с момента выявления дефекта. По окончании этого срока претензии покупателя будут удовлетворены только при наличии особых условий, предусмотренных абц. 3 ст. 18 ФЗ РФ «О ЗПП».
К основным условиям возврата некачественного товара можно отнести:
Если речь идет о продукте надлежащего качества, то вернуть его в магазин можно только в течении такого срока как 14 дней (не считая даты покупки). При этом должны быть соблюдены следующие требования:
Если покупка совершена дистанционно
В случае если изделие было куплено в интернет-магазине ДНС, то порядок его возврата будет производиться в соответствии со ст. 26.1 ФЗ РФ «О ЗПП».
Так, в соответствии с п. 4 вышеупомянутой статьи покупатель может отказаться от товара, приобретенного дистанционным способом, в любое время до его получения или в течение 7 дней с момента доставки заказа.
Если покупатель желает отказаться от качественного изделия, купленного через интернет в ДНС, то тогда ему следует придерживаться следующих условий:
Как сдать обратно: пошаговая инструкция
В общем виде процедура возврата изделия в ДНС выглядит следующим образом:
Если вещь не понравилась
Рассмотрим подробнее, можно ли покупателю вернуть изделие надлежащего качества, если оно не понравилось в использовании. В этом случае ему следует предпринять следующие шаги:
По гарантии
Гарантийное обслуживание продукции, купленной в ДНС, производится на следующих условиях:
Если покупатель купил в ДНС уцененное изделие и был заранее поставлен известность о том, что у этого товара есть недостатки, то он не имеет права в будущем предъявить претензию по поводу низкого качества.
Обмен
При желании покупатель имеет полное право обменять товар, купленный в ДНС, на другую модель или марку.
Можно ли обменять на другой с доплатой?
Обмен может быть произведен в случае и некачественного изделия, и продукта, соответствующего изначально заявленным характеристикам.
Условия
К основным условиям обмена продукции в ДНС можно отнести:
Нюансы выполнения процедур в Технопоинте
У компании ДНС также есть сеть дискаунтеров цифровой и бытовой техники – Technopoint. Многих потребителей волнует вопрос того, как производится возврат и обмен товара в этой торговой точке.
В данном случае основная особенность заключается в том, что продажи в Технопоинте осуществляются преимущественно дистанционным способом. В связи с этим при возврате или обмене товара, купленного в этом дискаунтере, в силу вступают нормы ст. 26.1 ФЗ РФ «О ЗПП».
Таким образом, прежде чем вернуть тот или иной продукт, купленный в ДНС, необходимо предварительно ознакомиться с политикой магазина, выработанной в данном направлении. При этом необходимо соблюдать все условия возврата, устанволенные законодательством в сфере защиты прав потребителей.
Возврат товара в магазин ДНС
Возврат товара в ДНС возможен в соответствии с Законом от 07.02.1992 №2300-1. Покупатель может получить деньги обратно или обменять технику, но это зависит от конкретной ситуации и срока обращения. Рассмотрим, как вернуть в ДНС товар надлежащего или ненадлежащего качества, когда и сколько по времени проводится экспертиза, как правильно оформить возврат, какие документы понадобятся, и что делать, если магазин отказался идти навстречу покупателю, нарушая его права.
«В статье указаны Правила магазина, действующие на момент её написание. Действующие правила магазина можно посмотреть непосредственно на сайте самого магазина». Ведь правила могут меняться и статья будет неактуальна.
Возврат товара надлежащего качества в ДНС
Под техникой надлежащего качества подразумевается товар, не бывший в употреблении и не имеющий каких-либо функциональных или внешних дефектов. Ст. 25 Закона №2300-1 дает каждому покупателю право отказаться от покупки и вернуть ее в магазин в течение 14 дней, обменяв на аналогичное устройство. Возможна замена с доплатой со стороны потребителя.
Если же товар для замены в момент обращения покупателя в магазине отсутствует, тот вправе потребовать отмены договора купли-продажи и возврата денежных средств. Они должны быть перечислены в течение трех дней от даты предъявления соответствующего требования.
Если покупка оплачивалась наличными, то и вернут купюры. При расчете банковской картой деньги перечислят на нее же.
Если товар не понравился, его можно обменять или вернуть в магазин при соблюдении нескольких условий:
Некоторые виды техники надлежащего качества обмену и возврату не подлежат. Ее перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.
Какие исправные устройства не получится вернуть:
Гарантия дается магазином или производителем, все зависит от конкретного товара. Если есть гарантийный талон, особенности возврата можно узнать там. В каждом случае они индивидуальны.
Как вернуть товар без дефектов в ДНС: пошаговая инструкция
Если человек купил технику в ДНС, она не относится к технически сложной, а с момента покупки прошло до 14 календарных дней, он может обменять ее или вернуть в магазин обратно при соблюдении представленных выше требований к состоянию.
Тонкости и сроки возврата зависят от того, где устройство приобреталось: офлайн в магазине или онлайн. Разберемся подробно.
Если техника куплена в магазине
Здесь действует стандартный срок обращения – 14 дней. Покупателю нужно обратиться в сервисный центр ДНС, а при его отсутствии – напрямую в магазин.
Как вернуть исправную, но не понравившуюся технику:
Важно! Если продавец заметит дефект, он вправе отказать в принятии товара и возмещении его стоимости.
Если товар приобретен в интернет-магазине
При покупках онлайн вернуть товар в ДНС тоже можно через сервисный центр. Согласно ст. 26.1 Закона №2300-1, клиент вправе отказаться от техники до ее передачи или в течение 7 дней – после. В момент получения ему должны сообщить о порядке и сроках возврата письменно. Если это не было сделано, срок продлевается до трех месяцев.
Как и в случае с устройствами, купленными офлайн, важно сохранение работоспособности и товарного внешнего вида. В противном случае технику обратно не примут.
Возврат товара ненадлежащего качества в ДНС
С техникой ненадлежащего качества все обстоит иначе. Согласно ст. 19 Закона №2300-1, требование о ремонте, замене, возврате денег за товар с дефектами может быть предъявлено в течение гарантийного срока. Большинство устройств в DNS относятся к технически сложным, и для них ст. 18 Закона №2300-1 устанавливается срок в 15 календарных дней с момента покупки.
Перечень технически сложных устройств определен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924. В него входят:
Если 15 дней прошло, поменять или вернуть устройство можно в нескольких случаях:
Обратите внимание! Если гарантийного срока нет, при выявлении недостатков можно обратиться в магазин для обмена или возврата в течение двух лет, если договором не установлены более длительные сроки (ст. 19 Закона №2300-1).
Как вернуть технику с недостатками в ДНС: пошаговая инструкция
Чтобы вернуть устройство с дефектами в магазин, нужно:
Что делать, если отказали в возврате
Чаще всего клиентам отказывают в возмещении финансов или замене оборудования, если на нем есть внешние дефекты. Нередко они возникают по вине продавца, и еще в момент покупки нужно попросить его заменить устройство. Если же оно продано с царапинами, и клиент расписался в документах, это означает, что его устраивает его внешнее состояние. Обменять будет проблематично.
Если человеку отказали в возврате, лучше всего сразу обратиться за консультацией к юристу. Проанализировав ситуацию, он расскажет о возможных вариантах решения проблемы, оформит документы и сделает все для того, чтобы разобраться в вопросе в пользу клиента.
Как вернуть покупку в интернет-магазин
Если вы не можете посмотреть и пощупать товар перед покупкой, то у вас есть 7 дней, чтобы вернуть его продавцу.
В одной из предыдущих статей мы разобрались, как обменять или вернуть покупку в обычном магазине, например на рынке или в торговом центре. На возврат отводится 14 дней. Этот срок называют периодом охлаждения: сначала вам казалось, что покупка нужна, а потом вы к ней охладели, как иногда охладевают к супругам.
Для обычных покупок полно ограничений. Если с качеством порядок, назад не примут бытовую технику, автомобили, постельное белье, мебельные гарнитуры, духи, обручальные кольца — полный список довольно длинный. Но скажем, обувь, ролик для пресса, сковородку или даже глубоководный эхолот продавец обязан принять назад. Если это ваш случай, почитайте, там много нюансов.
Для дистанционной торговли период охлаждения во многом работает по-другому.
Дистанционные покупки
Когда вы заказываете товар, который не можете потрогать в момент оформления покупки, это дистанционная торговля.
Просто запомните: если вы не видели товар или его образец вживую до того, как заказали его по телефону, на сайте или через каталог, то менять и возвращать его нужно не как обычную покупку в магазине. Кроме дистанционной торговли есть еще торговля по образцам — это не одно и то же, но пока вникать в детали не будем.
Правила дистанционной торговли действуют только при покупке у ИП или юрлица. Покупки у физлиц на «Авито», «Юле» или через группы совместных покупок — это не дистанционная торговля.
Что можно вернуть
В отличие от обычной покупки для дистанционных нет списка «невозвратных» товаров. Единственное исключение — товары, которые изготавливают на заказ. Например, если вы заказали мебель по дизайн-проекту, то просто так вернуть ее не получится.
Но если вы выбрали цвет и размер футболки с помощью конструктора на сайте — это не индивидуальный заказ. Это просто сервис, который помогает выбрать товар, и такую покупку можно вернуть.
Обмен или возврат
В обычном магазине, если вы решили вернуть покупку и получить назад деньги, часто просто так это сделать не получится. В федеральной сети обмен делают за 5 минут, а вот в прилавке «У Беллы» это целый ритуал. Сначала нужно попробовать обменять товар на аналогичный, причем у вас должна быть наготове причина, почему вы это делаете.
Список причин закрытый: товар может не подойти вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Продавец не имеет права с вами спорить или проверять, что там с размерами, но если причина не из этого списка, то он может отказаться обменивать товар и ему ничего за это не будет.
И только если нужного товара на замену у продавца не нашлось, покупку можно вернуть и получить назад деньги.
С дистанционными покупками все гораздо проще: их можно вернуть сразу, без попытки обменять и без объяснения причин. Вы просто говорите, что передумали покупать и хотите вернуть деньги. Этого достаточно.
Условия возврата
Здесь все похоже на обычные покупки. Чтобы продавец вернул вам деньги, соблюдайте потребительскую гигиену. Пока вы не уверены, что хотите оставить покупку:
Срок возврата
При дистанционной покупке срок возврата — 7 дней после получения. Как и при обычной покупке, при дистанционной в период охлаждения входят выходные и праздники, но срок отсчитывается только со следующего после доставки дня. Если товар еще не попал к вам в руки, отказаться от покупки можно в любой момент.
Срок возврата может вырасти. Когда вы получаете покупку, интернет-магазин обязан ознакомить вас с правилами возврата. Для этого он вкладывает памятку в посылку с покупкой, а если ее доставляет курьер, то он просит подписать бумагу, что вы все знаете. Но интернет-магазины часто об этом забывают. После покупки проверьте все документы — если в документах нет информации о возврате товара, период охлаждения увеличивается с семи дней до трех месяцев.
Информация о сроках возврата должна быть на русском языке. Если это не так, то считается, что вас не проинформировали надлежащим образом — ведь иностранного языка вы можете и не знать. В этом случае период охлаждения тоже увеличивается до трех месяцев.
Как вскрывать покупку
Иногда бывает сложно доказать, что интернет-магазин не предупредил вас о сроках. Продавец может сказать, что памятка была в коробке с товаром, а вы ее просто не заметили. Если вы решите вернуть покупку и не уложитесь в 7 дней, а потом подадите на продавца в суд, будет ваше слово против слова продавца и суд может встать на его сторону. Поэтому если вы купили что-то дорогое и не уверены, что оставите покупку, стоит снять видеоролик, как вы вскрываете упаковку.
Снимать можно на обычный смартфон. Сначала — крупный план целой упаковки, потом — артикул или наименование товара. После этого вскройте упаковку и разложите ее содержимое. Снимать нужно непрерывно — в итоге должен получиться один ролик, без разбивки на сцены.
Хорошо, если в момент съемки вы будете не один. Снимите на видео другого человека: просто наведите на него камеру и попросите представиться. Если дело дойдет до суда, видеоролик станет одним из доказательств вашей правоты, а наличие свидетеля придаст ему больше веса.
Если это кажется слишком сложным, представьте, что вашу новую плазму по дороге разбили, а продавец сказал, что вы это сделали сами, когда вешали на стену. В этом случае видеоролик докажет, что продавец не прав.
Как возвращать покупку
Если покупку еще не привезли, позвоните продавцу и скажите, что передумали. Он обязан без вопросов вернуть всю сумму. Если привезли — придется возвращать покупку самому, нанимать курьера или отправлять по почте.
Образец заявления на возврат товара. Чтобы его редактировать, перейдите по ссылке и выберите в меню «Файл» пункт «Создать копию»
На сайтах интернет-магазинов обычно написано, по каким адресам покупки принимают обратно. Здесь как при возврате покупки в обычном магазине: привозите, возвращаете покупку вместе с заявлением на возврат товара, получаете накладную или акт о возврате товара, ждете деньги.
Образец акта о возврате товара. Чтобы его редактировать, перейдите по ссылке и выберите в меню «Файл» пункт «Создать копию»
После того как продавец подтвердит адрес и возможность возврата, можно отправлять сам товар. Обязательно закажите опись вложения — так вы потом сможете доказать, что именно возвращали. Курьера также попросите взять с адресата подпись о получении посылки. Платить за курьера и посылку придется из своего кармана.
За доставку вы платите сами
Продавец вернет вам стоимость покупки, но не доставки. Даже если для вас она была бесплатной, для продавца-то нет — эту сумму он имеет право удержать из суммы возврата.
Иногда продавцы устанавливают компенсацию за возврат покупки в виде процента от суммы заказа. Например, на сайте магазина можно встретить условие: «В случае возврата покупателем полученного товара продавец возвращает сумму оплаты за вычетом 10% от стоимости товара». Это незаконно — напишите в Роспотребнадзор, он проверит интернет-магазин.
По закону компенсировать можно только фактически понесенные расходы — то есть то, что продавец уже потратил. Возможные убытки из-за того, что снег успел растаять и лыжи уже никому не нужны, вас не касаются.
Как быстро продавец вернет деньги
На возврат денег у продавца 10 дней с момента обращения потребителя. Вернуть деньги продавец может наличными, почтовым или банковским переводом. Перед возвратом он должен получить ваше согласие на один из этих вариантов. В отличие от стоимости доставки все комиссии он платит из своего кармана.
В законе прописано, что срок считается именно с момента обращения потребителя. В 2017 году Роспотребнадзор пояснил, что на самом деле срок возврата денег считается с момента получения возвращенного товара продавцом. Но закон главнее пояснений Роспотребнадзора, поэтому вы вправе требовать буквального соблюдения статьи.
Если вы вернули продавцу товар в посылке с описью вложения, неважно, сколько времени почта будет ее доставлять.
Если продавец не возвращает деньги
Здесь как при покупке в обычном магазине. Если договориться с продавцом не получилось — пишите претензию; если продавец не реагирует — жалобу в Роспотребнадзор. При незаконном отказе он оштрафует магазин и поможет вернуть деньги, даже если дело дойдет до суда.
Образец претензии. Чтобы его редактировать, перейдите по ссылке и выберите в меню «Файл» пункт «Создать копию»
В отличие от обычной покупки при дистанционной появляется еще один способ решить вопрос до суда. Если интернет-магазин просто упорно вас игнорирует, попробуйте опротестовать платеж за покупку — сделать чарджбэк.
Напишите заявление в банк и попросите отменить платеж. К заявлению приложите копии документов, которые докажут, что покупку вы действительно вернули, например опись вложения посылки. Дата отправки посылки докажет, что вы уложились в период охлаждения.
Деньги зависли у платежного агента
Часто интернет-магазины принимают оплату через платежных агентов. Из-за этого продавец может сказать, что и требовать возврата нужно от агента.
Это незаконно: агент — это просто посредник, который забирает деньги у покупателя и передает их продавцу. И если у продавца возникли проблемы с агентом, они должны решить их между собой — покупателя эти проблемы не касаются. У покупателя отношения с продавцом, а не с агентом.
Электронные деньги
Если вы заплатите биткоинами и продавец не захочет их возвращать, заставить его будет сложно. В Госдуме рассматривают законопроект о легализации криптовалюты, но пока это только проект. А даже если его примут, маловероятно, что он будет иметь обратную силу и вам удастся оспорить старые покупки по биткоинам.
Интернет-агрегаторы
Некоторые продавцы торгуют не напрямую, а через интернет-агрегаторы, например «Яндекс-маркет», «Плати-ру», «Алиэкспресс», «Ибэй». У агрегаторов даже есть свои правила возврата товаров. Но если что-то пойдет не так, подавать в суд все равно надо не на агрегатор, а на продавца.
В будущем это можно измениться: госдума уже рассматривает законопроект об интернет-агрегаторах, который увеличит ответственность агрегаторов перед покупателями. Если закон примут, мы напишем об этом отдельную статью.
Иностранные интернет-магазины
Когда вы покупаете что-то в иностранном интернет-магазине, покупку тоже можно вернуть. Мои клиенты чаще всего просят помочь с возвратом покупок в Китай, но правила работают и для других стран.
Для начала изучите правила возврата на сайте продавца. У большинства продавцов они есть, потому что возврат покупок — общепринятый стандарт торговли в интернете. Иногда они даже совпадают с правилами, прописанными в российских законах.
Сложности возникают, когда правила другие: например, если на возврат покупки не 7 дней, а 5 или если продавец не принимает какой-то вид товаров. Здесь спасает то, что если интернет-магазин ориентирован на российских покупателей, то он все равно попадает под российские законы, даже если формально не имеет к России никакого отношения. Поэтому добиться справедливости через суд можно, хоть и придется попотеть. Правда, для этого между Россией и страной продавца должен быть заключен международный договор, по которому страны признают и исполняют судебные решения друг друга. Иначе справедливости придется искать в иностранном суде.
А вот жаловаться в Роспотребнадзор бесполезно: он не сможет оштрафовать иностранного продавца.
Вот признаки, что интернет-магазин торгует на Россию:
Если нашлось что-то из этого списка, на продавца можно пробовать подать в суд. Сначала все как с российскими продавцами: пишете заявление на возврат товара и претензию, если продавец отказал. Документы продавцу проще всего отправлять по электронной почте — переписка пригодится для суда. Если делаете это как-то иначе, например через контактную форму на сайте продавца, процесс лучше заснять на видео. Потом идете в суд.
Сложности начинаются после того, как вы выигрываете дело. Чтобы вернуть деньги, нужно получить исполнительный лист и пройти процедуру признания судебного акта. Это отдельная история, но, если вкратце, процесс выглядит так. Вы возвращаетесь в суд, где рассматривали ваше дело, и подаете ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства. Суд отправляет ваши документы в Минюст, тот их проверяет и пересылает компетентным органам другого государства. Если они согласны, что продавец нарушил закон, то суд отправляет им исполнительный лист и они уже разбираются с должником по своим правилам. Весь процесс описан на сайте службы судебных приставов.
Отказ от финансовых услуг
Мы разобрались, как вернуть товар при покупке на рынке, в торговом центре или интернет-магазине. Но период охлаждения действует не только на непродовольственные товары — вернуть можно даже финансовые услуги, например кредит или страховку. В следующий раз я расскажу, как это сделать, чтобы все успеть и ничего не переплатить. А еще покажу фокус, как вернуть деньги, если вы купили мебель в кредит, на кредит оформили страховку, а период охлаждения уже закончился.