можно ли винный уксус мусульманам
Можно ли винный уксус мусульманам
Вопросы-ответы
В этом разделе мы отобрали наиболее популярные вопросы, и постарались ответить на них.
– Нередко этикетка на флаконе с уксусом в магазине заставляет людей призадуматься о допустимости его употребления. Между тем, хотелось бы развеять все сомнения относительно данного вопроса, обратившись к хадисам и мнению ученых.
Прежде всего, важно знать, что уксусная кислота не является опьяняющим веществом вне зависимости от использованного в процессе его изготовления сырья. Достоверно известно, что Пророк (С.А.С.) любил и хвалил уксус, о чем неоднократно свидетельствовали его сподвижники.
Имам Садик передал: «Когда Посланник Аллаха (С.А.С.) вошёл к Умм Саламе, да будет доволен ею Аллах, и она подала ему хлеб. Он спросил: «Есть ли у тебя приправа?» Она ответила: «Нет, о, Посланник Аллаха. У меня нет ничего кроме уксуса». На что Пророк (С.А.С.) сказал, что уксус – прекрасная приправа».
Уксус издревле известен своими полезными свойствами. Неслучайно его научились изготавливать в разных частях света из злаков, ягод, фруктов, вина. Сегодня уксус помимо приготовления еды применяют в многочисленных оздоровительных процедурах. Доказано, что употребление уксуса в небольших количествах улучшает пищеварение и оказывает укрепляющее воздействие на организм человека.
Однако следует сделать очень важное отступление и пояснение, поскольку существует мнение относительно допустимости изготовления уксуса именно из вина и его последующего употребления.
В переданном от Анаса Ибн Малика, да будет им доволен Аллах, хадисе сказано следующее: “У Посланника Аллаха (С.А.С.) спросили о том, можно ли использовать вино для приготовления уксуса. Пророк (С.А.С.) ответил: “Нет”.
Итак, ученые единодушны в том, что уксус, для получения которого использовались ягоды, фрукты, рис и т.д., можно употреблять в пищу.
Уксус, полученный из вина естественным путем без намеренных действий человека, также является дозволенным для употребления в пищу. При этом отмечается дозволенность винного уксуса в случае, если он произведен людьми Писания, то есть теми, для кого вино не является запрещенным. Для мусульман же такое производство (из вина) считается запретным, а следовательно, однозначно недозволенным считается и произведенный мусульманами винный уксус.
Забегая вперед, отметим, что в вопросе дозволенности использования желатина мнения ученых разошлись. Отсутствие единого суждения в данном случае связано ответом на вопрос: очищается ли изначально нечистое вещество в процессе качественного преобразования (превращения) или нет.
Однозначно дозволенным признается желатин, в производстве которого используется растительное сырье или рыба.
Ученые также единодушны в отношении желатина, полученного из животных, при соблюдении двух обязательных условий: мясо этих животных должны быть разрешено к употреблению согласно Корану и Сунне, животные должны быть умерщвлены строго в соответствии с правилами.
В случае же, когда при производстве желатина используются части туш (кости, жилы, хрящи) животных, забитых не по исламу, или свиней, часть ученых придерживается мнения о полной недопустимости употребления полученного таким образом продукта. Мнение это основывается на утверждении, что нечистое не становится чистым при изменении качественных свойств. И этой точки зрения придерживался Аш-Шафи`и.
Однако, стоит обратить внимание на мнение о дозволенности употребления желатина в этом случае, основанном на качественном превращении нечистого в чистое, когда свойства изменяются таким образом, что от первоначального состояния вещества не остается ни малейшего следа. И этого мнения придерживался Абу Ханифа.
В подтверждение этой точки зрения приводятся многочисленные примеры из священных текстов о дозволенности вина, превращенного в уксус, об очищении мяса и молока животных, питавшихся нечистотами, если их станут кормить чистой пищей, и т.д. И это мнение считается наиболее правильным, поскольку Коран и Сунна не содержат запретов на качественно преобразованные вещи.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что нет порицания в использовании желатина, даже если он получен из нечистого сырья. Каждый вправе делать выбор в этом деле, учитывая расхождения авторитетных ученых и отсутствие единогласного запрета. Аллах знает лучше.
– Чтобы разобраться в вопросе дозволенности или недозволенности гематогена и избавиться от сомнений, обратимся к священным текстам.
Итак, Коран содержит однозначный запрет на употребление крови, а следовательно, и на любые продукты питания из крови произведенные. Из данного утверждения следует вывод о недозволенности гематогена как части рациона питания.
Ученые, однако, единодушны в том, что в данном правиле есть исключения, и человек не несет греха, если, находясь в безвыходном положении, вынужден употребить что-то из запретного. К таким случаям относится назначение гематогена (или иных препаратов, произведенных на основе запретного) врачом в качестве лекарственного средства, поскольку лечение – необходимость, а не следствие непослушания и пренебрежения строгим запретом. Подтверждение этому мы также можем найти в приведенном аяте.
– Сегодня на прилавках магазинов можно обнаружить большое количество продуктов, обозначенных как «татарские» (татарские пельмени, татарская колбаса, татарская выпечка и т.д.). Поэтому совершенно очевидно, что вопрос дозволенности такой продукции нуждается в прояснении.
Прежде всего, отметим, что наличие в названии слова «татарский» относится, как правило, к рецептуре продукта (вид мяса, количество и состав ингредиентов и специй), но не отражает их происхождение. Так, татарские пельмени изготовляются без использования свинины, но при этом не гарантируется, что мясо было получено с соблюдением всех шариатских норм. А это в свою очередь означает, что дозволенными такие продукты назвать нельзя. Таким образом, «татарский» не означает «халяль».
Обращаем внимание, что если на упаковке с такой продукцией стоит знак «халяль» и производитель заявлен как поставщик товаров, соответствующих исламским нормам, то такие продукты являются разрешенными к употреблению, и нет причины сомневаться в их дозволенности.
– Коран четко определяет то, что является запретным для человека: вино, мертвечина, кровь, мясо свиньи или хищных животных и птиц. Следуя принципу: «То, что не запрещено, является дозволенным», становится понятно, что никаких ограничений на употребление молочных или иных продуктов нет.
Подтверждают это многочисленные хадисы, переданные сподвижниками Пророка Мухамада (С.А.С.), свидетельствующие о том, что Посланник Аллаха ел сыр, изготовленный немусульманами.
Так что же означает знак «халяль» на продуктах, не относящихся к категории мясных? Знак «халяль» при наличии у производителя специального свидетельства подтверждает высокое качество выпускаемой продукции и соответствие ее нормам шариата. В первую очередь речь, конечно же, идет о мясе, но может распространяться и на другие товары. В случае с молочной продукцией такой знак так же служит дополнительным показателем качества.
Разрешен ли уксус? Разрешен ли винный соус?
Здравствуйте уважаемые! Мне хотелось бы узнать более конкретно по поводу запретной пищи, а точнее по поводу уксуса и винного соуса. Я часто слышал что уксус и винный соус содержат в себе спирт, вино и т.д. Что в принципе запрещено для употребления и является «харам».
С другой стороны я так же слышал о том что спирт и вино всего лишь ингредиенты, и от столь маленького содержания человек никак не может опьянеть, что подразумевает «халяль».
Какое же понимание является верным? Разрешено ли употребление в пищу уксуса и винного соуса (или продуктов изготовленных с их применением)? Благодарю вас за ответ.
Здравствуйте! Разобьём Ваш вопрос на две части.
По поводу уксуса, будь то спиртовой, винный, яблочный и другой. Уксус однозначно является разрешённым для употребления в пищу. Приводится хадис:
Уксус получается путем химического процесса окисления этилового спирта. При этом меняется химическая формула продукта, его свойства. Более того, пример уксуса обычно приводят для иллюстрации того, как халяль может стать харамом, а потом харам может стать халялем. То есть вначале был халяль – виноградный сок, затем вследствие химического процесса стал харам – вино, а затем вследствие дальнейшего окисления стал халяль – уксус.
А теперь по вопросу винного соуса. Там в продукт добавляется непосредственно харам — вино. От этого весь продукт становится харам, даже если вина было добавлено немного и это не приводит к опьянению. Пророк ﷺ сказал:
«То, что опьяняет в большом количестве, запрещено (харам) в малом».
Приводят Ахмад, Абу Дауд и Ат-Тирмизи
Форум для мусульман
Об уксусе
Ибн аль-Къайим писал: “Исходя из этой основы очищение вина, с изменением его сущности и преобразованием в нечто другое, соответствует правильной аналогии. Вино является нечистотой, поскольку описано как скверна. Когда же исчезает то, что является причиной, то вместе с ним исчезает и то, к чему обязывает эта причина. Исходя из этого, подобная аналогия является правильной, и это распространяется на прочие виды нечистот (наджас), если они изменили свое состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрыл могилы многобожников, которые находились на месте его мечети, и не поменял землю. Аллах Всевышний сообщил о том, что молоко «образуется между пометом и кровью» (ан-Нахль 16: 66). Также мусульмане единогласно сошлись на том, что если животное питалось нечистотами, а затем было заперто и вскормлено чистым кормом, то ее молоко и мясо становятся дозволенными. Так же посевы и плоды, если их поливка производилось нечистой водой, а затем стала поливаться чистой водой, то они становятся дозволенными, по причине изменения качества и свойства скверности на чистое. И обратное этому, если благое изменяет свою сущность и преобразуется в нечто испорченное, то оно становится нечистотой. Как, например вода и пища становятся мочой и экскрементами. Аллах Всевышний выводит благое из мерзкого и мерзкое из благого. И основа уже не существенна, также как не существенно описывать вещь прежними качествами”.
Please Login or Register to see this Hidden Content
«Во-первых, если в основе уксуса лежит хамр (опьяняющие напитки, спирт), после чего этот хамр под воздействием человека превратился в уксус, то такой уксус нельзя использовать. Доказательством этому является хадис, переданный Муслимом, Ат-Тирмизи и Абу Даудом, что Абу Тальха спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о сиротах, которые получили в наследство хамр. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вылейте его». Абу Тальха спросил: «Не сделать ли мне из него уксус?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет».
В-третьих, если в основе уксуса не лежит хамр, то это дозволено и нет никакой проблемы в этом. Ведь если сок окисляется, он называется уксусом».
(«Фетвы постоянного комитета», 22/121. Шейхи: Абдуль-Азиз ибн Баз, Абдур-Разак Афифи, Абдулла ибн Гудайян, Абдулла ибн Ку’уд).
Please Login or Register to see this Hidden Content
Дозволен ли бальзамический винный уксус?
Вопрос:
Дозволено ли употреблять бальзамический (винный) уксус?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Дозволено употреблять в пищу винный (в том числе и бальзамический) уксус, если в нем не присутствует алкоголь. Ученые сказали, что винный уксус (изготовленный из вина) дозволен (1).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Исмаил Десаи, Даруль Ифта,
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
1( وإذا تخللت الخمر حلت سواء صارت خلا بنفسها أو بشيء يطرح فيها ، ولا يكره تخليلها ) وقال الشافعي : يكره التخليل ولا يحل الخل الحاصل به إن كان التخليل بإلقاء شيء فيه قولا واحدا ، وإن كان بغير إلقاء شيء فيه فله في الخل الحاصل به قولان له أن في التخليل اقترابا من الخمر على وجه التمول ، والأمر بالاجتناب ينافيه ولنا قوله صلى الله عليه وسلم < نعم الإدام الخل >من غير فصل ، وقوله عليه الصلاة والسلام < خير خلكم خل خمركم >ولأن بالتخليل يزول الوصف المفسد وتثبت صفة الصلاح من حيث تسكين الصفراء وكسر الشهوة ، والتغذي به والإصلاح مباح ، وكذا الصالح للمصالح اعتبارا بالمتخلل بنفسه وبالدباغ والاقتراب لإعدام الفساد فأشبه الإراقة ، والتخليل أولى لما فيه من إحراز مال يصير حلالا في الثاني فيختاره من ابتلي به (فتح القدير، ص 39، ج 9، رشيدية)
( وخل الخمر سواء خللت أو تخللت ) يعني خل الخمر فلا فرق في ذلك بين أن يتخلل بنفسه أو تخلل بإلقاء شيء فيه كالملح أو الخل أو النقل من الظل إلى الشمس أو بإيقاد النار بالقرب منها خلافا للشافعي إذا تخللت بإلقاء شيء فيها كالملح ولنا قوله : عليه الصلاة والسلام < نعم الإدام الخل >مطلقا فيتناول جميع صورها ولأن بالتخليل إزالة الوصف المفسد وثبات صفة الصلاح كالذبائح فالتخليل أولى لما فيه من إحراز مال يصير حلالا ( البحر، ص 212، ج 8، رشيدية)
فتاوي محموديه، ص 179، ج 18)
Что говорил Пророк ﷺ об уксусе?
Однажды Пророк Мухаммад ﷺ воскликнул: «Уксус! Лучшая приправа!» (имам Муслим). Он также сказал, что домашнее хозяйство, у которого есть уксус, никогда не будет голодным. Сообщается даже, что Посланник Божий ﷺ любил уксус больше, чем фрукты, виноград или арбуз. Помимо непосредственно кулинарного предназначения, сподвижник Пророка ﷺ Али ибн Абу Талиб ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ использовал уксус для лечения от паразитов.
Однажды он сказал: «Дайте попить этому человеку уксус, потому что он убивает существ в животе». Он также сказал, что нет ничего лучше, чем иметь уксус с хлебом для лечения от тошноты. Помимо использования в качестве антисептика, уксус используется при лечении диабета, уменьшает голод, убивает кишечных паразитов и способствует профилактике сердечнососудистых заболеваний.
Согласно нескольким исследованиям, небольшое количество уксуса, добавленного в пищу или принятого вместе с едой, снижает гликемический индекс углеводов как у здоровых, так и у диабетических пациентов. Недаром умные японцы пьют большое количество уксуса во время еды, чтобы улучшить функции всего организма и восстановить внутренние органы. Неслучайно у японцев относительно других жителей планеты самая высокая продолжительность жизни.
Яблочный уксус больше похож на пищеварительные соки, чем на любую другую жидкость, и это помогает эффективно разрушать пищу, тем самым предотвращая изжогу и несварение желудка. Другие испытания показывают, что употребление уксуса приводит к чувству насыщения, таким образом уменьшая количество потребляемой пищи.
Даже одно применение уксуса может привести к сокращению потребления пищи в течение целого дня. Это соотносится с тем, как в трудные временаАли Ибн Абу Талиб ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ и его жена Фатима ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ ели только масло и уксус. Оливковое масло использовалось из-за его пищевой ценности, в то время как уксус использовался для подавления мук голода.
Вода с уксусом – прекрасный органический напиток, который не только улучшает пищеварение, но и ускоряет метаболизм и расщепляет калории, а значит, помогает худеть. Изучите правильный способ употребления уксуса, и, думаем, скоро ваш организм скажет вам спасибо!
И ещё один важный совет девушкам – регулярное правильное употребление яблочного уксуса делает кожу красивой и выравнивает цвет лица. Конечно, необходимо отметить, что уксус уксусу рознь. Говоря о пользе уксуса, мы имеем в виду только натуральный, органический уксус, в идеале полученный в домашних условиях.
Саида Ибрагимова
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!