можно ли во время месячных пить святую воду в домашних условиях
Чем опасна вакцинация от коронавируса
Что известно о COVID-19?
Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.
При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.
Как действует вакцина?
Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:
У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.
Опасна ли вакцинация?
Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.
Чем опасна вакцинация от коронавируса:
Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.
Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:
При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.
Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.
Как уменьшить негативные проявления?
Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:
При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.
После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.
Когда будет массовая вакцинация?
Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.
Почему нельзя в церковь с месячными?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Почему в церковь нельзя с месячными?
Ответ:
Как православной христианке вести себя во время менструаций? Можно ли считать женщину «нечистой» в эти дни? Может ли женщина в этом состоянии приходить в храм, прикладываться к святыням, приступать к Таинствам?
Ответ дает решение Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, проходившего в феврале 2015 года. «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии». Таким образом, главное ограничение, которое накладывает период менструации на православную женщину — невозможность приступить к Причастию. Все остальное — приходить в храм, прикладываться к иконам и мощам, пить святую воду, вкушать просфору — можно.
Почему же нельзя причащаться? Дело в том, что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже.
Некоторые священники более радикальны в этом вопросе и приводят аргументы, почему нельзя в церковь с месячными. Так, до сих пор популярна «Настольная книга священнослужителя», написанная более 100 лет назад. Ее автор, протоиерей Сергий Булгаков, в частности, пишет, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации не только причащаться, но и приходить в храм.
Чтобы разобраться в сути вопроса и в том, почему возникают разные мнения на этот счет, обратимся к истории. В ветхозаветной книге Левит написано о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33). Согласно этой книге, не только сама женщина в период месячного очищения считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся ее (Левит 15:24). При этом подобный взгляд был в древнем мире довольно распространен. Языческие культы также включали подобные запреты, связанные с заботой о «ритуальной чистоте».
Проповедь Иисуса Христа изменила ветхозаветные представления о благочестии. Спаситель сказал, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:15). Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» обрели не физический, а духовный смысл. Кроме того, Христос беседовал с самарянкой, что среди иудеев того времени считалось «оскверняющим», исцелил крoвоточивую женщину и даже хвалил ее веру (Мф, 2:20-22).
Вопрос о том, почему нельзя в церковь с месячными, мы попросили прокомментировать священников Максима Бражникова и Виктора Никишова.
«В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты», отделяющей человека от Бога. Человека от Бога отделяют грехи, — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода города Орска. — А в менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в связи с этой темой необоснованно. Есть много версий относительно происхождения этого предубеждения, и одна из распространенных — что в древности не было надежных гигиенических средств, поэтому женин просили не приходить в храм во время месячного очищения, чтобы не проливалась кровь (есть правило, запрещающее проливать кровь в храме, ибо там совершается Бескровная жертва). Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. С другой стороны, есть канонические правила, в которых говорится, что женщины в таком состоянии не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности). Но нет оснований для запрета приходить в храм и прикладываться к святыням».
«Уже во времена раннего христианства люди понимали, что Господь изменил отношение к «нечистоте», не осудив кровоточивую, прикоснувшуюся к Нему, — подчеркивает руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора города Могилева иерей Виктор Никишов. — Позднее у христиан появился вопрос о нахождении в Храме во время «очистительных женских дней». И в середине III века ответ на него дал священномученик Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:
«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
В VI веке на этот вопрос отвечает святитель Григорий Двоеслов: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?»
В том же ключе на этот вопрос отвечает наш современник Патриарх Сербский Павел (1914-2009), который написал статью «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»? Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься». Исходя из сказанного мы понимаем, что женщина может приходить в Храм в любое время».
Святая вода — как можно и нужно ее пить?
В христианстве святая вода считается божьим даром и наделяется чудесными свойствами, соответственно, требует благоговейного отношения.
Поэтому существуют особые правила относительно того, как, кому и в каких случаях ее можно пить и связанные с ее использованием запреты.
Необходимо ли употребление?
Пить святую воду христианам не только можно, но и настоятельно рекомендуется.
Однако не просто так, для утоления жажды (это считается большим грехом), а только при возникновении проблем, в случае серьезной надобности.
Например, священнослужители рекомендуют прихожанам пить святую воду при тяжелой болезни, необходимости защиты от отрицательного влияния. Это поможет восстановить утраченное здоровье и душевное равновесие.
То же самое касается беременных женщин. Будущей матери рекомендуется сделать несколько глотков при наличии реальной угрозы жизни и здоровью (своему и плода), а также при тяжелом течении беременности. Это поможет организму перенести нагрузку, обеспечит прилив физических и духовных сил.
Святая вода, даваемая не крещенным младенцам, защищает его от негативной энергии, пока у их еще нет ангела-хранителя. Священнослужители рекомендуют до совершения обряда каждый день ежедневно поить ею ребенка, защищая его душу от возможного негативного воздействия извне.
Допустимо испить воды и представителям иных конфессий, если они решили обратиться в христианство. У правоверного мусульманина, иудея, буддиста, скорее всего, даже мысли такой не возникнет. То же самое касается некрещенных и неверующих.
Во время менструации
Помимо отсутствия серьезной причины и неподобающего отношения к святыне (это считается однозначным запретом для питья святой воды), много споров вызывает вопрос, можно ли пить ее женщинам во время менструации.
Некоторые священники однозначно запрещают ее употребление своим прихожанкам, ссылаясь на Библию.
Там прямо говорится, что женщине с месячными запрещается посещать церковь, читать молитвы, целовать иконы, касаться их, ведь в это время она считается нечистой.
Сторонники противоположной точки зрения указывают: запрет изначально был обусловлен отсутствием средств гигиены – кровь, пачкая пол, оскверняла святое место.
Большинство священнослужителей склоняются ко второй точке зрения. Это логично: при менструации женщина остается правоверной христианкой, ее благоговейное отношение к святой воде не исчезает.
Что можно и что нельзя?
Святой водой можно:
Чего делать со святыней нельзя:
Как правильно употреблять?
Наиболее ортодоксальная точка зрения – делать это можно исключительно один раз в день, с утра и натощак, ровно по три глотка.
Но ведь необходимость прибегнуть к помощи божьего дара нередко возникает и в иное время суток. Упомянутые рекомендации – это просто благочестивая традиция.
Священнослужители подтверждают, что нет никаких строгих правил касательно того, как именно пить святую воду, нет.
Ее можно пить и на пустой, и на полный желудок (но первый вариант все же предпочтительнее), главное – с подобающе уважительным отношением и открытым Богу сердцем, четко понимая, зачем это делается. Тогда в действиях никакого греха нет.
Как правило, достаточно выпивать по несколько глотков святой воды раз в день. Но если физическое, душевное или духовное состояние, тяжелые жизненные обстоятельства требуют более частого соприкосновения с божьим даром, никаких препятствий к этому нет. После необходимо прочитать молитву об исцелении и перекреститься.
Что делать, если использовал недостойным образом?
Неподобающее, неуважительное, недостойное отношение, разумеется, отягощает душу и совесть истинного христианина. Поэтому оно требует покаяния на ближайшей исповеди.
Многие священники считают, что это грех против божьего дара, соответственно, и против Бога, и его нужно упоминать в начале исповеди, среди наиболее серьезных грехов.
Сомневающимся, стоит ли им каяться в недостойном отношении к святыне и не знающим, каким образом лучше построить свою исповедь, рекомендуется предварительно поговорить со священнослужителем. Либо можно ознакомиться с трудами церковных деятелей – они тоже дают советы по этому поводу.
Заключение
Святая вода, как и другие христианские святыни, требует от верующих подобающего отношения. Принимать ее нужно с полным осознанием прикосновения к божьему дару, соответствующим моменту благоговением и молитвой. Традиционно считается, что чудесные свойства святой воды помогают избавиться от любых болезней, обрести душевное равновесие.