можно ли во время поста рамадан стричь ногти
Можно ли стричь волосы и ногти по время поста?
Вся хвала принадлежит Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, а затем:
Стрижка ногтей в дневное время месяца Рамадан дозволена и в этом нет нежелательности. Нет доводов, которые бы указывали на нежелательность или запретность этого действия. А основа в вещах – это дозволенность.
Если мусульманин будет укорачивать ногти в дневное время месяца Рамадан, следуя сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в этом, как он сказал: «Пять вещей относятся к фитре. Из них… и стрижка ногтей», то он получит вознаграждение за это.
Ссылка на фетву: http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=27128
Постоянный комитет по фетвам в Саудовской Аравии был спрошен о хукме стрижки волос и ногтей во время поста, и был дан следующий ответ:
Стрижка (и бритье) волос, укорачивание ногтей, удаление волос из подмышек, бритье волос в интимных местах – все это не нарушает пост.
Вся помощь от Аллаха, мир и благословение Аллаха Его посланнику!
Ссылка на фетву: http://ar.islamway.net/fatwa/435/هل-حلق-الشعر-وقص-الأظافر-في-نهار-الصيام-يفسده
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Часто задаваемые вопросы в Рамазан
Вопрос: Можно ли держать пост, если я не читаю намаз?
Ответ: Да, можно. Так как пост — один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.
Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?
Ответ: Намерение поста (нийат):
«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».
Перевод: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Всевышнего Аллаха».
Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ифтара)?
Ответ: Слова, которые произносит постящийся при разговении(ифтара):
«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»
Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!)» (Ибн Маджа, Сыйам, 48; Даракутни, II/185).»
Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Ответ: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.
Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Ответ: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.
В Рамазан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).
Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)
Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)
Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Ответ: После фаджр намаза — кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)
Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Ответ: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся — вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.
Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)
Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Ответ: Нет, нельзя.
Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)
Вопрос: Можно ли держать пост несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Ответ: Нет, подобное запрещено.
«В месяц Рамазан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)
Вопрос: Во время поста, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Ответ: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении поста, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:
«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)
Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Ответ: Да, можно.
Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)
Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?
Ответ: Да, в период времени поста, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).
Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Ответ: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.
Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Ответ: Сглатывание слюны — пост не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать — нельзя, так как это портит пост.
Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Ответ: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).
К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.
Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Ответ: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.
Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.
Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.
Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем?
Ответ: Нет, не разрешается.
Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай?
Ответ: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.
Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну?
Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)
Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время поста?
Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)
Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.
Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Ответ: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамазан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)
Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае пост не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся — вам необходимо прервать половой контакт.
Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время поста, в ночное время (после разговения)?
Ответ: Да
«Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (Коран 2:187)
Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Ответ: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)
Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Ответ: При непреднамеренном семяизвержении — пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).
Вопрос: Что делать, если во время поста начался менструальный цикл?
Ответ: Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится:
«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)
После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.
Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Ответ: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис)
Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Ответ: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:
«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)
Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.
Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Ответ: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего:
«А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)
Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Ответ: Да
«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)
Вопрос: Как надо проводить Ураза байрам?
Ответ: В Ураза байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.
Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после поста. Что это за пост и как его нужно держать?
Ответ: Пост в течении 6 дней после месяца Рамазан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника » Ураза байрам «.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто постится месяц Рамазан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)
Представитель УМК о том, что можно и нельзя во время священного месяца Рамазан
Существуют определенные моменты поста, которые вызывают у людей сомнения. Чтобы прояснить их, Trend Life, по просьбам читателей, обратился к заведующему организационным отделом Управления мусульман Кавказа, декану Бакинского Исламского университета гаджи Фуаду Нурулле.
— Становится ли пост недействительным (батил), если случайно пойдет кровь из носа, либо во время пользования ножом или ножницами, либо если расчесать до крови кожу, например, после укуса комаров или других насекомых?
— Нет. Главное, не становиться донором, т.е., не пускать кровь добровольно. Но если ваша кровь спасет кого-то от смерти, то, несомненно, можно в исключительном случае стать и донором. Это является богоугодным делом. Пост, конечно, будет нарушен, но этот день можно будет скомпенсировать на протяжении года. Вообще, любая полученная травма не прерывает пост, даже если будет сломана одна из частей тела.
— Можно ли делать инъекции?
— Только болеутоляющие или жаропонижающие. Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же инъекция подпитывает организм общеукрепляющими витаминами, тогда нельзя. Также нельзя принимать таблетки любого рода. Если человек внезапно заболеет, можно только сделать инъекцию.
— Можно ли стричь ногти, волосы и бриться во время поста?
— Можно, но лучше воздержаться. Потому что во время поста человек не только воздерживается от приема пищи и воды, но и все части тела должны находиться в гармонии с этим постом.
— Можно ли пользоваться парфюмерией, косметикой или дезодорантами?
— Это не запрещено, но лучше воздержаться. Не стоит забывать, что помада с губ может попасть в организм, а это недопустимо во время поста. То же самое относится и к запаху от дезодорантов. Умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, а также парфюма и т.д.), нарушает пост. Нельзя, чтобы через ухо, рот или нос в организм попадали густой туман, дым и пар (витающие в воздухе частички муки, пыль, сигаретный дым и т.д.), нельзя также жевать жвачку и делать клизму.
— Можно ли пользоваться мазями и гелями для кожи?
— Питательные средства делают пост недействительным. Но можно использовать медицинские средства.
— Можно ли женщинам делать косметологические процедуры? Например, выщипывание бровей, эпиляцию, удаление прыщей и угрей.
— Выщипывание бровей не нарушает пост. Но лучше воздержаться от проведения косметологических процедур, потому что в них используются питательные средства.
— Можно ли удалять зуб или проводить стоматологическое обследование, ставить пломбу?
— Сейчас на дворе жаркое лето. Можно ли плавать в море и загорать на солнце? Принимать душ?
— Принятие ванны, душа, умывание не нарушает поста. Однако следует следить за тем, чтобы вода не проникла в горло. Получение загара от солнечных лучей также не повлияет на пост, тогда как купание обязательно приведет к его нарушению. Не рекомендуется плавать во время поста. Если проглотить случайно воду, или если вода попадет в тело через нос, пост будет нарушен и его нужно будет возмещать.
— Можно ли пользоваться каплями для носа, глаз и ушей?
— Пост не нарушается. Но если что-то попало в горло, необходимо сразу же сплюнуть.
— Нарушается ли пост при рвоте?
— Рвота, если произошла сознательно, нарушает пост. Если же постящегося рвет против его воли, то пост не нарушается, следует лишь прополоскать рот.
Среди 12 месяцев мусульманского календаря именно Рамазан отличается своей священностью и не зря этот месяц называют Венцом года, «Шахруллах» (месяц Аллаха) и «Зийафатуллах» (пир Аллаха).
Согласно хадису Пророка Мухаммеда (С), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая и закрываются врата Ада. Уважаемые мусульмане! Давайте на этот раз осознанно проживем месяц Рамазан. Хотя бы на один месяц отречемся от мирских соблазнов, и будем стараться ради лучшей жизни. Не говорите: «В этом году не получилось, сделаю в будущем году». В известном хадисе говорится: «Если бы люди как следует знали истинное значение Рамазана, тогда они пожелали бы, чтобы Рамазан длился целый год». Подобно тому, как осенний дождь очищает землю от всякой пыли, так и месяц Рамазан очищает душу верующих от грехов.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
Ногти
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Ногти
Re: Ногти
Re: Ногти
Re: Ногти
Ногти
Re: Ногти
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух.
Да Бегайым, ногти можно укорачивать (стричь, пилить) в любое время: днём, ночью, будь это во время поста или нет, в дни и ночи месяца Рамадан или же в любой другой день или ночь! Нет в шариате никакого ограничения во времени укорачивания ногтей, ни какими либо часами в течении суток и ни какими днями в течении года!
Но! Мы должны знать, что нельзя подстригать ни волосы, ни ногти (вырывать, подкорачивать, брить, подпиливать) только двум людям:
1- Находящемуся в ихраме хаджию, совершающему Умру или Хадж. Этому человеку нельзя подкорачивать волосы и ногти с момента вхождения в состояния «ихрам» и до момента выхода из состояния «ихрам» (т.е. заканчиванием Умры для совершающего Умру, и совершением частичного тахаллюля для совершающего Хадж).
2- Человеку, намеревающемуся совершить жертвоприношение во время Курбан-байрама. Этому человеку нельзя подкорачивать волосы и ногти с момента наступления месяца Зуль-Хиджа ( это месяц в котором совершается Хадж) вплоть до момента совершения жертвоприношения.
مصدر الفتوى :http://www.islamweb.net/ver2/fatwa/S. Option=FatwaId
رقـم الفتوى : 123792
عنوان الفتوى : لم يثبت تحديد أيام معينة لقص الأظافر
تاريخ الفتوى : 26 جمادي الثانية 1430 / 20-06-2009
السؤال : هل يصح فعلا تقليم الأظافر في أيام معينة في الأسبوع وإلا تعرضت لحادث؟
الجواب:
الحمد لله والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه، أما بعـد:
فالمشروع في تقليم الأظفار ونحوه من خصال الفطرة أن لا يتجاوز بها أربعين يوما، لحديث أنس عند مسلم: وقت لنا في قص الشارب، وتقليم الأظفار، ونتف الإبط، وحلق العانة. ألّا نترك أكثر من أربعين يوما.
واستحب كثير من العلماء تعاهد هذه الخصال يوم الجمعة؛ لأنه يوم اجتماع الناس للصلاة، والتنظف والتجمل فيه ممّا دلت السنة على مشروعيته، وبعضهم استحب ذلك في يوم الخميس وقيل يتخير.
قال الإمام النووي رحمه الله: وقد نص الشافعي والأصحاب رحمهم الله على أنه يستحب تقليم الأظفار والأخذ من هذه الشعور يوم الجمعة. انتهى.
وقال الحافظ ابن حجر رحمه الله: ولم يثبت أيضا في استحباب قص الظفر يوم الخميس حديث، وقد أخرجه جعفر المستغفري بسند مجهول، ورويناه في مسلسلات التيمي من طريقه، وأقرب ما وقفت عليه في ذلك ما أخرجه البيهقي من مرسل أبي جعفر الباقر قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يستحب أن يأخذ من أظفاره وشاربه يوم الجمعة. وله شاهد موصول عن أبي هريرة، لكن سنده ضعيف، أخرجه البيهقي أيضا في الشعب.
وسئل أحمد عنه فقال: يسن في يوم الجمعة قبل الزوال، وعنه يوم الخميس، وعنه يتخير، وهذا هو المعتمد: أنه يستحب كيف ما احتاج إليه.
وأما ما أخرج مسلم من حديث أنس: (وقت لنا في قص الشارب وتقليم الأظفار ونتف الإبط وحلق العانة أن لا يترك أكثر من أربعين يوما).
قال القرطبي في المفهم: ذكر الأربعين تحديد لأكثر المدة، ولا يمنع تفقد ذلك من الجمعة إلى الجمعة، والضابط في ذلك الاحتياج. وكذا قال النووي: المختار أن ذلك كله يضبط بالحاجة.
وقال في شرح المهذب: ينبغي أن يختلف ذلك باختلاف الأحوال والأشخاص، والضابط الحاجة في هذا وفي جميع الخصال المذكورة.
قلت أي: ابن حجر: لكن لا يمنع من التفقد يوم الجمعة، فإن المبالغة في التنظف فيه مشروع. انتهى.
وقال العلامة البهوتي الحنبلي رحمه الله: ويكون ذلك أي: حف الشارب، وتقليم الأظافر، وكذا الاستحداد، ونتف الإبط، يوم الجمعة، قبل الصلاة وقيل: يوم الخميس. وقيل: يُخَيَّر. انتهى.
ولكن لم يصح عن النبي صلى الله عليه وسلم شيء في تحديد يوم معين لقص الأظفار من أيام الأسبوع فضلا عن أن من لم يفعل ذلك في هذا اليوم تعرض لحادث، بل هذا ممّا لا شك في بطلانه، وأنه لا تجوز نسبته إلى الشريعة.
قال الحافظ السخاوي رحمه الله في موضوع قص الأظافر: لم يثبت في كيفيته ولا في تعيين يوم له عن النبي صلى الله عليه وسلم شيء. انتهى.
:: السؤال ::
هل كان الرسول صلى الله عليه وسلم يقلم أظافره كل يوم جمعة ؟
Правда ли, что мусульманину запрещено стричь ногти после захода Солнца?
В Исламе уделяется огромное внимание общей чистоте и гигиене тела. Это подтверждается и тем фактом, что каждая книга по фикху (мусульманскому праву) начинается именно с раздела «Тахара» (очищение).
Мусульманин, соблюдая чистоту и личную гигиену, которая приносит ему самому огромную пользу, становится одним из тех, кого любит Всевышний Аллах. Поэтому Ислам и побуждает каждого человека соблюдать чистоту всегда и во всем.
Самым малым из действий личной гигиены можно считать состригание ногтей, но даже такому, на наш взгляд, незначительному делу в Исламе уделяется большое внимание, и в книгах фихха подробно расписан даже порядок состригания ногтей. Поэтому смело можно сказать, что состригание ногтей — это не только соблюдение гигиены, но и сунна Посланника Аллаха (ﷺ).
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
من قلّم أظفاره يوم الجمعة، وُقيَ من السوء إلى مثلها
«Кто пострижет ногти в пятницу, будет под защитой Всевышнего Аллаха до следующей пятницы». (Табарани)
Этот хадис указывает, что желательно стричь ногти каждую пятницу. Также и в книге «Фатх аль-муин» пишется, что желательно стричь ногти в четверг или рано утром в пятницу.
Желательно стричь ногти на руках в следующем порядке. Стричь ногти начинаем с указательного пальца правой руки, затем средний палец, затем следующий и так до мизинца, потом большой палец. А на левой руке – начиная с мизинца и завершая большим пальцем. Что касается ног, то желательно начинать с мизинца правой ноги и завершать мизинцем левой ноги. Когда бы ни стригли ногти, нельзя забывать после этого помыть руки.
Что касается темного времени суток, то для стрижки ногтей в Исламе нет каких-либо временных ограничений в течение суток, то есть нет какого-либо определенного часа, когда человек может заняться своими ногтями. Достаточно своевременно их стричь, не запускать и следить за чистотой.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается:
وُقِّتَ لَنَا فِي قَصِّ الشَّارِبِ، وَتَقْلِيمِ الْأَظْفَارِ، وَنَتْفِ الْإِبِطِ، وَحَلْقِ الْعَانَةِ، أَنْ لَا نَتْرُكَ أَكْثَرَ مِنْ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً
«Для подстригания усов, стрижки ногтей, удаления волос из подмышек и бритья между ног нам был назначен определенный временной период. Нам нельзя было оставлять их (неухоженными) более, чем на сорок ночей (суток)». (Муслим)
Сорок дней – это ограничение наибольшего промежутка времени, в течение которого разрешалось не подстригать усы, ногти, волосы подмышками и т. п., а желательным является уделять этому внимание каждую пятницу или ещё чаще, если человек чувствует нужду в укорачивании волос или стрижке ногтей и т.п.
Многие слышали рекомендацию от людей старшего поколения не стричь ногти в темное время суток. На самом деле это не имеет ничего общего с Исламом. Такое правило практиковалось раньше, когда не было электричества, и человеку в потемках было бы сложно состричь ногти, не причинив себе вреда. Также состриженные ногти, волосы и тому подобное желательно собрать и закопать, а без хорошего освещения собрать их крайне затруднительно. Поэтому и говорили, что в тёмное время не рекомендуется состригать ногти.
Сегодня же электрическое освещение имеется даже в самых отдаленных уголках мира, а в тех местах, где нет электричества, применяются разного рода приборы для выработки, накопления электроэнергии и освещения жилых помещений. Поэтому в темное время суток человек, включив свет, может вполне комфортно состричь свои ногти и убрать их.