можно ли во время службы ставить свечи к иконам
Вопросы настоятелю / Как вести себя в храме
Почему нельзя ставить свечи во время определенных частей богослужения?
Уважаемый Андрей Викторович, естественно, справедливо можно и нужно заметить, что богослужение учитывает духовную природу человека и, можно сказать, учитывает наше психофизическое состояние. Поэтому оно нелинейно, неравномерно. Оно предполагает вершины и спуски, периоды наиболее интенсивного духовного сосредоточения и определенного рода паузы. Перечислять все их сейчас было бы затруднительно, поэтому скажем лишь по отношению к Божественной Литургии. Она вся, конечно, является венцом церковно-богослужебного цикла, но мы должны выделить в ней, прежде всего, такие части как начальное благословение «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Его мы никак не должны пропустить за приветствиями рядом стоящих и за хлопотами о написании записок и поставлением свеч, ибо Литургия есть таинство Царства Божьего, и очень важно воспринять этот начальный возглас глубоко и ответственно. Затем, конечно, это чтение Слова Божьего, и если по отношению к Евангелию большинство из нас это понимает, то нужно стараться двигаться в том направлении, чтобы и Апостол мы стремились слушать и слышать. Нужно готовиться к слушанию и слышанию Апостола, а не просто воспринимать его как что-то, читаемое перед Евангелием, во время которого мы чтения Евангелия ждем. Затем, это Великий вход, во время которого осуществляется перенесение хлеба и вина, предложенных к освящению в таинстве Евхаристии, с жертвенника на престол и, наконец, сам Евхаристический канон — главнейшая часть литургии, во время которой и происходит чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Диакон произносит слова «Двери, двери, премудростию вонмем», что означает, что начинается самая главная часть Божественной Литургии — Евхаристический канон. Исторически на нем присутствовали только верные, вернее, только те из верных, кто приступал к принятию Святых Христовых Таин. Сегодня эта норма не допускает буквального применения. Выдворение людей невоцерковленных, пришедших познакомиться с богослужением, но при этом ведущих себя корректно, или предложение уйти из церкви тем, кто сегодня на Литургии не причащается, было бы каким-то самочинием. И уж никакой пользы для Церкви не принесло бы. Но нужно напоминать верующим о том, что здесь и сейчас нужно окончательно отложить всякое житейское попечение и сосредоточиться на том, что в Церкви совершается, — ведь на несколько минут только! Восемь-десять минут продолжается Евхаристический канон. Этого можно и нужно достигать разными путями: и дисциплинарным побуждением, и вознесением возгласа и пением, которое имеет место на богослужении, и ограничением бессмысленного перемещения людей по храму. Абсурдно именно во время Евхаристического канона вспомнить про какие-то свои дела или пойти поставить свечку. Если же ты настолько опоздал на богослужение, что приехал к Евхаристическому канону, жди за воротами, пока он пройдет. Так или иначе, бороться за то, чтобы Евхаристический канон переживался как можно большим числом молящихся как духовная вершина, кульминация их участия в богослужении, я считаю принципиально важным.
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Вопросы новоначальных. Вопросы крещеных, но невоцерковленных о Храме и службе.
1. Как часто надо ходить в храм? Как часто можно и нужно причащать детей?
4. Обязательны ли посты в среду и пятницу?
Да, но для больных, беременных, солдат, путешествующих или несущих тяжелые физические нагрузки пост послабляется. Но не отменяется. Духовная составляющая поста при этом увеличивается. Можно добавить также земные поклоны. Вообще, лучше поговорить с духовником о ваших нормах поста.
5. Если надо уйти со службы пораньше, в какой момент службы нежелательно покидать храм?
Уходить со службы, если очень надо, допускается в любой момент. Но лучше, если не причащаетесь, дождаться окончания пения «Отче наш» и закрытия Царских врат.
6. Детям трудно выстаивать более 1 часа, жена не всякий раз хочет ехать в храм, получается: я привожу детей к причастию на 15 мин., еще 30-40 мин. нахожусь с ними в храме на молебне после причащения и должен выходить. Сам при этом не успеваю прислушаться, т. к. слежу за поведением детей. Может, давать им альбомы, чтобы сидели и рисовали, и за счет этого побольше самому постоять, или как?
7. Как приучать детей к службе, мне порой ничего не понятно, а им тем более, как их удержать?
Приучать означает постепенно учить чему-либо. Хорошему учатся долго, а плохому – быстро. Учить других – очень просто, а вот научить – очень сложно. По-моему, детей можно научить чему-либо хорошему, в том числе и любви к церковной службе, если сам учитель (в данном случае – родитель) будет увлечен службой по-настоящему. Дети воспринимают в первую очередь чувства и внутренние переживания учителя, а не слова. Сам увлечешься по-настоящему, и они увлекутся. А вот как самому заинтересоваться службой? Для этого надо просить Бога, чтобы Он дал почувствовать, в том числе и детям с женою, благодать богослужения, красоту церковной службы, мир, рождающийся в душе после храмовой молитвы. Нужно найти время, чтобы хоть 1 раз в месяц придти на вечернее богослужение одному, побыть в храме наедине с Богом. Один знакомый архимандрит (теперь – архиепископ) как-то сказал, что нужно почувствовать сладость молитвы, чтобы стремиться молиться как можно чаще. Есть молитвы о даровании молитвы, можно молить Бога и о даровании церковной молитвы. Молитва есть, пишет свт. Феофан затворник, не просто слова, но рождающиеся от них чувства покаяния, смирения, благоговения и т.д. молись, и сама молитва научит тебя молиться.
8. Храмовые иконы общедоступны, не заразно ли подносить детей целовать икону, если делают они это автоматически, без должного трепета перед Богом?
По вере вашей да будет вам. Священник, после того как все причастятся, Всё, что осталось в Чаше, потребляет (съедает). Т.е., по-научному, он должен был бы столько болезней нахватать от людей, что и года не прослужил бы. То же касается и вопроса: «Можно ли заразиться от икон?» Зараза не передается через Святыню. Конечно, если заметили, что кто-то случайно или специально оставил после себя много следов на иконе, то надо сказать, чтобы её протерли, впрочем, за этим специально следят служащие храма.
Насчет благоговения у детей при целовании икон. От того, что дети неблагоговейно ведут себя за столом, их не лишают пищи, а приучают есть, как положено; то же и с иконами: приучайте целовать иконы с благоговением, а не запрещайте детям прикладываться к источникам святости и благодати. Икона – не просто изображение или картинка. Таинственен сам святой, изображенный на иконе.
9. Можно ли во время службы подходить и ставить свечи к иконам или кресту или целовать иконы?
Можно, но очень тихо, никого не отвлекая от молитвы. Лучше ставить свечи и целовать иконы перед началом службы, но если вы приехали с детьми к Причастию, то внимательно прислушайтесь, что сейчас происходит в храме. Если начался Евхаристический канон, то надо зайти в храм и стоять, ничего не ставя, а только молиться. Смотрите, как ведут себя бывалые, благоговейные прихожане, и поступайте так же. После «Отче наш» можно поставить свечи, но когда священник выйдет причащать, надо все отставить, сделать глубокий поясной поклон, или лучше земной, сложить руки на груди крестообразно и идти причащаться. К иконам обычно прикладываются до и после службы.
11. Как соблюдать рождественский и другие посты, если жена несознательна и требует близости?
Воронежский священник рассказал, как вести себя на богослужении
Все житейские заботы лучше оставить за порогом храма, советует представитель церкви
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Многие из нас боятся идти в храм из-за осуждения: не так оделся, не так крестишься, не тому святому ставишь свечку. Но так ли это важно, когда душа тянется к Богу, и стоит ли обращать внимание на замечания других? Обо всём этом нам рассказал настоятель Покровского храма в Лисках, руководитель миссионерского отдела Воронежской епархии Алексий Иванов.
Как одеваться
— Существует ли дресс-код для посещения храма?
— Такого рода рекомендации относительны и основываются прежде всего не на церковных канонах, а на здравом смысле, внутренней культуре человека, чувстве уместности и благоговении. Большинство людей понимает, что в храм лучше заходить в подобающей одежде — опрятной, достаточно закрытой, не привлекающей лишнего внимания. Это естественное проявление уважения к дому Божьему и к другим людям, которые пришли в него помолиться. Понятно, что ситуации бывают разные. Например, человек решил зайти в храм внезапно: может быть, его посетило сильное религиозное чувство или случилась беда… Не стоит отказываться от этого доброго намерения только потому, что нет подходящей одежды. В крайнем случае можно воспользоваться специальными накидками, которые для таких случаев предлагают во многих храмах.
— Можно ли приходить в церковь в любое время или обязательно быть к началу службы?
— В храм можно заходить в любое время – помолиться в тишине, приложиться к святыням, поставить свечу. Если же вы собираетесь в храм, чтобы помолиться за уставным вечерним или утренним богослужением, желаете исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, то следует прийти к началу службы, внимать молитвам и священнодействиям, ведь они возносятся от лица всех верующих. Расписание богослужений узнать несложно. Как правило, оно размещается на видном месте либо внутри храма, либо снаружи, у входа.
Как заходить в храм
— Есть какое-то определенное правило, как заходить в церковь? Нужно ли при этом креститься? И зачем?
— «Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия», – советует в своей замечательной книге «Войду в дом Твой» митрополит Антоний Сурожский. Крестное знамение – наше свидетельство о вере, употребляется не только при молитве, но и в различных обстоятельствах жизни как источник Божией благодати. Осеняя себя крестным знамением при входе в храм, мы свидетельствуем, что являемся христианами, верим в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу, воздаем поклонение Богу, вступая в Его дом.
— Что нужно сделать первым делом в храме: подойти к иконе, подать требы, купить свечи? Обязательны ли эти действия?
— Если вы нечасто заходите в храм, то для ознакомления придите туда, когда там нет службы, постойте один в тишине, помолитесь. Попробуйте обратиться к Богу своими словами — для этого не нужна какая-то специальная подготовка. При входе в храм осените себя крестным знамением, передвигайтесь по возможности неспешно и тихо, никого не задевая. Можно поставить свечи: «о здравии» (за живых) – на любой подсвечник, при этом молятся святому, изображенному на иконе, у которой расположен подсвечник. Свечу «о упокоении» (за усопших) ставят на широкий подсвечник прямоугольной формы (канун), который чаще всего стоит перед Распятием.
Конечно, в храме нежелательно заниматься посторонними делами, не связанными с молитвой, — для этого достаточно других мест. Входите в храм, оставив все житейские заботы и суетные мысли снаружи. Так вы почувствуете, что даже время здесь течет по-другому, а после молитвы обретете покой и умиротворение.
— В какие места храма запрещен вход мирянину?
— Алтарь – это главная святыня православного храма, доступ в него был ограничен с глубокой древности. По церковным правилам, находиться в алтаре могут только мужчины, получившие благословение настоятеля храма. В женских монастырях нередко послушание алтарниц выполняют монахини, бывает, что и в приходских храмах пожилые женщины получают на такой труд благословение священника. В древней Церкви в алтарь могли входить диаконисы.
— Почему женщинам в определенные дни нельзя приходить на службу?
— Женщине при месячных не должно прикасаться святыням (прикладываться к иконам и святым мощам, вкушать антидор и просфору, помазываться освященным елеем) и тем более приступать к церковным Таинствам – Крещению, Причащению и т. д. Однако запрета на посещение храма в указанные дни нет. Таких же ограничений следует придерживаться женщине в течение 40 дней после рождения ребенка.
Как вести себя во время службы
— Пришедший должен отстоять всю службу от начала и до конца?
— Если человек пришёл на Литургию, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, то, конечно, ему следует быть в храме и сосредоточенно молиться всю службу. Если же вы не готовились к причащению и имеете какие-то неотложные дела, можно выйти из храма и до окончания службы, только не следует это делать во время чтения Апостола или Евангелия, пения Херувимской песни, а также во время главнейшей части Литургии – Евхаристического канона (от пения «Верую» до «Отче наш»). Вечером то же правило, желающие на следующее утро причаститься молятся до конца, а остальные по возможности. Однако важно помнить, что нельзя постоянно пренебрегать причащением Святых Таин.
— Можно ли во время службы присесть или выйти на улицу подышать воздухом?
— Можно. Стоять неподвижно в продолжение всего богослужения – благочестивая традиция, а не каноническое требование. Даже в монастырях, где строго соблюдаются церковные уставы, разрешается сидеть при чтении кафизм Псалтири. При этом нужно помнить, что ходить по храму нельзя в особенно важные моменты богослужения. Например, во время чтения Апостола и Евангелия, при пении «Херувимской» и «Милость мира». В это время следует стоять в молчании и благоговении.
Как реагировать на замечания
— Можно ли во время службы переговариваться?
— Нет, нельзя. Входите в храм, оставив все суетные мысли за порогом. Ощущайте себя находящимися перед лицом Божиим, и Он услышит ваши просьбы. Только после искренней и сосредоточенной молитвы душа обретает покой и умиротворение. А отвлекаясь на разговоры, вы нарушаете благоговейное молитвенное состояние – и свое, и других. Это недопустимо.
— Как реагировать на замечания бабушек, если человек на службу пришел, может быть, второй раз в жизни и не знает многих правил?
— Спокойно, с любовью, понимая, что они – бабушки. Не нужно вступать в споры и доказывать свою точку зрения. Если уж совсем вам трудно – сообщите об этом настоятелю или другому священнику – клирику храма. Главное – при любом испытании не впускать в свое сердце раздражение. «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух», – наставлял духовных чад преподобный Серафим Саровский. Мир в душе – необходимое условие для уподобления Богу.
— Как понять, что служба закончилась и как себя при этом вести?
— Служащий священник по завершении Литургии обычно говорит проповедь, либо, если это вечернее богослужение, благодарит всех за молитвы, поздравляет с праздником. В завершение – осеняет молящихся крестом или преподает общее благословение десницей (правой рукой). Выходить из храма следует в благоговейном молчании и с чувством благодарности Богу, стараясь сохранить душевный мир и благорасположение к окружающим в продолжение как можно более длительного времени.
Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия
Книга протоиерея Валентина Мордасова «Что посоветуете, батюшка?» составлена в виде вопросов православных христиан, адресованных священнику, и ответов на них. В ее основе – ответы на вопросы духовных чад псковского старца, протоиерея Валентина Мордасова: частью – взятые им из святоотеческих творений, частью – осмысленные собственным духовным опытом. Она охватывает самые разные проблемы жизни православного христианина, все стороны его бытовой жизни.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
О церковном обиходе и поведении в церкви
Почему же не должно есть перед богослужением?
«Те, которые идут к богослужению покушавши, — пишет св. Иоанн Кронштадтский, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заранее заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть пред богослужением. Помнить надо, что Царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14: 17), т. е. не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питием». [4]
Если незнакомый человек в храме предлагает просфору, надо ли брать или лучше отказаться?
Можно ласково и учтиво отказаться от просфоры или кутьи, так как некоторые подают за самоубийц, умерших в неверии или от пьянства (опившихся), за которых и молиться-то грешно.
Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать св. воду, просфоры?
Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам, покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся.
Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым?
Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма.
Можно ли во время службы входить в храм через боковой вход, если это удобно, или только через центральный (основной)?
Можно, смотря по обстоятельствам.
Разрешается ли прикладываться к росписям храма, снаружи или внутри, и когда это лучше делать?
Для целования много икон имеется, а росписям (фрескам) поклониться и помолиться на них хорошо.
Накануне причастного дня некоторые говорят, что после восьми часов вечера кушать не надо. Существует ли какое-то на этот счет правило?
Те, которые воздерживаются от еды перед причастием с вечера — хорошо делают. Но по правилам с 12 часов ночи уже нельзя ничего ни кушать, ни пить.
Могут ли некрещеные находиться в храме во время Литургии или за Всенощной?
Некрещеные могут находиться в храме за всей Всенощной, а во время Литургии — до возгласа «Оглашеннии, изыдите».
Как лучше поступить, если из-за тесноты в храме приходится во время службы стоять спиной к ближайшей иконе?
По нужде не грешно во время службы стоять спиной к иконе.
Обязательно ли после причастия употреблять запивку?
После причастия обязательно надо употреблять запивку.
Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что можно это сделать даже маленькому мальчику.
В Церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?
Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных; посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги св. отцов.
Можно ли правило ко Причастию дочитывать во время Литургии или лучше оставить, что не успел дочитать, и слушать службу, а дочитать после Причастия?
Читать правило в церкви — злая привычка. Дочитывать правило после причащения допускается только при нужде, а так — нужно начинать его читать с утра перед причастным днем.
В какие моменты за Литургией лучше всего читать помянник?
Во время совершения проскомидии.
Является ли грехом, когда женщина приходит в храм без платка, в брюках, с накрашенными губами? Некоторые священники женщин в брюках не допускают до причастия. Правильно ли это?
Все верующие знают о том, что грешно приходить в храм в брюках, с накрашенными губами и без платка. А что батюшки вразумляют в этом — это их обязанность, хотя это должно делать кротко и ласково.
Можно ли во время Литургии стоять в притворе храма или лучше собственно в храме? Имеет ли значение место, где стоишь?
Отчасти значение имеет, где стоять. Так, например, стоять в конце храма — там отвлекают приходящие и уходящие, разговоры у свечного ящика, там рассеивается молитва, а впереди этого нет. Однако важно, с каким чувством ты стоишь: с чувством ли своего недостоинства и греховности или с чувством фарисейским и с любопытством.
Как поступить, если после окончания Литургии священник не дает крест для целования, потому что служит молебен или еще по какой причине, а мне нужно срочно уйти по уважительной причине?
Должно поцеловать Распятие в храме и идти, благодаря Бога и сокрушаясь, что раньше ушел.
Можно ли входить в храм с магнитофоном или с продуктами из магазина (мясом, яйцами и пр.)?
Если детскую коляску оставлять на улице опасно, можно ли взять ее в храм?
Можно, по нужде, с разрешения церковных работников.
Можно ли прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы, если не успел сделать это своевременно, до службы?
Во время службы это не нужно делать, потому что так вы отвлекаете верующих от молитвы, а надо или вначале, до службы, или по окончании ее.
Разрешается ли в постные дни приносить на канун скоромные продукты?
Можно ли прихожанам во время богослужения или после него пользоваться проходом между аналоем, на котором лежит праздничная икона, и Царскими Вратами?
Только не вставая на амвон (с которого диакон говорит ектении, а священник — проповеди), так как соборным правилом запрещается вставать на амвон мирянам. [6]
Обязательно ли, чтобы поминальная свечка сгорела во время службы, на которой было поминовение, или ее могут поставить потом?
Это не имеет большого значения, надо больше смотреть за собою и сокрушаться о своих грехах.
Обязательно ли делать земной поклон во время возгласа «Святая Святым…»?
Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?
Не только можно, но и должно.
Что означает во время Литургии возглас «Оглашеннии, изыдите…»?
«Оглашеннии» значит некрещеные; раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.
Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?
Без нужды не должно заходить туда. Надо помнить евангельских смиренного мытаря и гордого фарисея.
Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?
Выйти на это время, когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять встать невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти.
Если младенец не принимает Св. Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?
Какие моменты во время Литургии самые важные?
«Тебе поем…» и вынос Св. Даров.
Правильно ли говорят, что в храме держать руки за спиной нехорошо?
Об этом говорит святитель Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю или на икону смотреть. [8]
Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?
Вообще советуется не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.
Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?
Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время святитель Григорий Богослов. [9]
Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно?
Изображений, которые вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам…» Сумки с изображением святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями — как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской, на которой было изображение Св. Троицы.
В нашем храме каждую субботу во время Литургии ходят с чашками и подносами мимо каждого молящегося, собирая деньги на строительство храма. Позволительно ли это? Что сказать о настоятеле?
Такова традиция многих храмов, и вас это не должно беспокоить, так как за это отвечает настоятель храма. Подобные вопросы нужно задавать ему, не стесняясь.
Что надо делать и чего не делать в воскресенье?
Святой Косма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие слово. [10]
Можно ли продавать в храме свечи, книги и иконы во время службы, особенно когда одна часть причащается, а другая «свободна»? Как быть?
Это решает настоятель, который за это и отвечает. Традиционно всегда было так.
Как православному правильно передать свечу к иконам, если он опоздал на службу и в храме много людей? И как правильно принять такую свечу от другого, или передавать уже нельзя?
Подавать свечи нужно до начала службы, стараясь при этом не произносить лишних слов и не суетиться. Воздержаться от передачи свечей нужно во время евхаристического канона, чтения Евангелия.
Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповеди не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж хоть и крещеный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет. Я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, все равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется бывать в храме почаще.
Прихожу в церковь, стою; до службы и во время службы вижу красивое, золотое свечение икон, врат и т. д. Что это?
Всякие видения в церкви или вне ее нам, грешным, не полезны. Нужно молить Бога, чтобы Господь избавил нас от них, иначе это может привести к самообольщению и «прелести», то есть к тому состоянию, когда человек начинает мнить о себе нечто высокое и считать себя достойным таких видений. А это благодатная почва для воздействия темных сил.
Что способствует вниманию при богослужении?
«Полезно при богослужении повторять краткую молитву в сердце, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — так как она способствует тщательному вниманию, удерживая ум от рассеянности… При неспешном чтении молитв возможно внимание, а при поспешном чтении вниманию нет места».
Можно ли в храме, на клиросе находясь, делать вслух замечания, если кому-то случается ошибиться в чтении или пении?
Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущения. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено. Об этом, конечно, легонько напомнить следует, а разъяснить после окончания службы хорошо; не в этом преступление, что не то по ошибке прочитано, а в том, что хотя и прочитано положенное, да без внимания и расположения.
Можно ли в храме разговаривать?
«В церкви отнюдь не говори» (святой Антоний Великий). [12]
В храме меня часто одолевают хульные помыслы. Что делать?
Кто начинает жить по заповедям Божиим, тому враг делает препятствие, например, хульные помыслы в храме. Вы не отчаивайтесь в то время, но прибегайте к крестному знамению и Самому Господу и Ангелу хранителю — и получите за сие награду как борющийся и побеждающий. Если же враг сразу не выйдет из сердца вашего, то не обращайте на него внимания, как на лай пса на улице, который не приносит нам вреда.
Можно ли в воскресенье отстоять только Литургию?
В воскресенье в храме нужно достаивать до окончания панихиду и молебен, если нет особенно уважительных причин спешить из храма, потому что Господь сказал: шесть дней делай и сотвори в них дела свои, а седьмой день отдай Господу Богу своему. Нам же не хочется и полчаса побыть, чтобы помолиться за своих родных и знакомых. Если бы у вас были собраны гости на обед и некоторые из них, нарушая беседу, не стали бы сидеть до конца обеда, то разве не обидело бы это хозяина? Так и мы прогневим Бога, если уйдем, не достояв службы Господней.