можно ли во время службы в церкви сидеть
Почему в церкви нельзя сидеть?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Многих интересует вопрос, почему в церкви нельзя сидеть. На самом деле то, что в наших храмах молятся стоя, — благочестивая традиция, а не правило или догмат.
Ответ:
В первые века христианства верующие на богослужении молились сидя. Если не было скамей, они садились прямо на пол. Некоторых это так расслабляло, что они засыпали! Сохранилась история о настоятеле монастыря, который проводил всю службу, стоя на ногах. Когда его спросили, почему он не садится, священник ответил: «Если я сяду, остальные — лягут». И сегодня многие отмечают, что когда молишься стоя, проще сконцентрироваться и сохранять бодрость на протяжении нескольких часов.
Мы стоим на молитве в знак глубокого почитания нашего Создателя. Раннехристианский философ и апологет Квинт Тертуллиан в книге «О Молитве» говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
Традиция стоять на богослужении также связана с представлением о том, что молитва — труд не только души, но и тела, а отстоять службу — значит принести своего рода «жертву» Богу.
Некоторые историки Церкви считают, что традиция сидеть на богослужении в русских храмах не прижилась потому, что их в первые века после Крещения Руси строили небольшими, и прихожане могли поместиться внутри только стоя.
Несмотря на то, что здоровые люди в Русской Православной Церкви на богослужении стоят, для больных, пожилых и беременных в храмах устанавливают скамейки, на которые можно присесть, ведь Христос говорил: «Милости хочу, а не жертвы».
Встречаются в храмах, особенно монастырских, и стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем, которые позволяют сидеть или стоять, опираясь на спинку и подлокотники, во время особенно продолжительных служб. В Греции стасидии особенно распространены и могут занимать большую часть храмового пространства.
Во время особенно продолжительных богослужений есть моменты, когда верующим даже благословляется сесть, чтобы передохнуть — например, когда на всенощных бдениях читают кафизмы из Псалтири или паремии — отрывки из Библии. Также есть особенно важные моменты Литургии, когда принято стоять всем, кто на это способен: чтение Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон.
И, конечно, актуальными остаются слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, жившего в XIX веке: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Почему в церкви стоят?
Почему в православном храме всегда стоят? Можно ли в церкви сидеть, если ты устал или плохо себя чувствуешь? Рассказываем.
Можно ли сесть во время службы?
Конечно, сидеть во время службы можно. В православии нет никакого «регламента», который бы обозначал: стоять всю службу обязательно от начала до конца, а сидеть — это грех. Это можно легко увидеть, оказавшись, например, в Греции — стране, которая является одним из столпов православия в мире. Там много церквей, где ряды скамей-сидушек расположены прямо посередине храма, а не только по краям у стен, как у нас. И такое можно встретиться не только в Греции, но и в других странах тоже. А в Болгарии, например, в некоторых церквях вообще не принято стоять.
Православный греческий храм
Даже на Святой Горе Афон, где расположены монастыри с самым строгим монастырским уставом, монахи редко когда выстаивают все службы, и часть богослужения они проводят, облокотившись на стасидию (деревянное кресло с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками). Это складывается из понимания, что храм строится для молитвы, а не стояния как такового.
А традиция стоять во что бы-то ни стало всю службу — это, скорее, особенность русской православной традиции. Относиться к ней, как к правилу, которое нельзя нарушать, не стоит. Это — обычай, в основе которого, впрочем, лежат вполне разумные основания.
Почему в православной Церкви стоят?
Вообще, когда мы говорим о том, как надо вести себя в храме, неуместно рассуждать о «правилах» — мы уже писали об этом (Как правильно вести себя в храме). В том тексте, мы рассказывали, что правило в храме существует, по сути, одно — не заходить в алтарь. А все остальное — одежда и поведение — проистекает от того, что уместно, а что нет. Храм — это святое место, в котором люди остаются наедине с самым сокровенным, что в их жизни есть — Богом, который для них и Утешитель, и Спаситель, и Помощник. Храм — это место богосозерцания и молитвы. Люди стараются помнить об этом и все «правила» идут от этого. Не говорить вслух — чтобы не отвлекать других. Держать себя скромно — чтобы не создавать вокруг суету. Женщинам — одеваться красиво, но так, чтобы не искушать видом монахов и иноков, для которых плотская брань — одна из самых сложных.
Традиция же стоять в храме — это отражение еще одной стороны духовной жизни — идеи подвига. Мы не умеем быть подвижниками, у нас не получается ими быть, и богослужение — одна из немногих возможностей, когда современный человек может в чем-то действительно физически пересилить себя ради Бога и ради Таинств, которые происходят в храме.
Но конечно же, речь не о подвиге ради самого подвига — иначе люди становились бы святыми, простаивая часами на одном каком-нибудь месте. Главное в храме — это молитва. Поэтому некоторые священники советуют: стояние в храме нужно оценивать по своим силам. С одной стороны, не идти на поводу своих ощущений — потому что ощущения обманчивы и лукавы, и чаще всего лучше себя немного заставить постоять. Однако если вы больны или действительно устали до такой степени, что само пребывание на службе теряет для вас смысл — продолжать стоять, наверное, толку нет.
В православных храмах не всегда достаточно скамеек — их количество определяется традициями каждого отдельного прихода. Поэтому часто можно видеть, как верующие берут с собой складные скамеечки. Сколько могут — стоят. Устают — сидят.
На богослужении в храме подмосковного села Селихово.
Сидеть или стоять: подводим итоги
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Православная Жизнь
Молитва – это труд, напоминает иерей Андрей Чиженко.
Стасидии в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской Лавры
Вспомним молитву Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду, вошедшую в Священную историю под названием «Моление о Чаше»: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Спаситель преподал нам урок искренней пламенной молитвы, в которую включены все пласты человеческого существа: тело, психика, эмоции, воля, нервы, ум, душа.
Исходя из этого, конечно же, довольно тяжело представить духовное молитвенное верное настроение всего человеческого существа, если ты сидишь. К тому же, когда мы заходим, к примеру, к начальнику в кабинет, то сразу же усаживаемся на стул и закидываем ногу за ногу? Нет. Тихонечко стоим и просим либо ждем указаний.
В сколько же неизмеримо Бог больше начальника или земного царя? В сколько раз мы должны больше перед ним трепетать и благоговеть, испытывая страх Божий святой, любовь и благодарность?
Потому, конечно же, в физическом отношении на православном богослужении принято молиться стоя, в борьбе с самим собой, так сказать.
Но есть моменты, когда, в принципе, на службе можно и посидеть. Особенно это касается длинного всенощного бдения, которое длится от трех до четырех часов.
Греки в этом смысле придумали очень хорошую вещь. Называется стасидии. Это такое специальное деревянное кресло, но без седушки. На нем невозможно посидеть, но можно опереться руками о подлокотники и на какое-то время расслабить тело.
У нас же в храмах вдоль стеночек стоят скамейки. Нужно помнить, что молящийся в храме может посидеть на часах (при чтении молитвословий третьего, шестого, девятого и первого часа). Третий и шестой час начинают Литургию до священнического возгласа «Благословенно царство…», девятый – вечерню, а первый оканчивает утреню.
Практически всю вечерню (если это обычное воскресное всенощное бдение или бдение на двунадесятый праздник) посидеть не удастся. Она служится очень торжественно, часто совершается каждение, есть вход с кадилом, читаются паремии. Ни в коем случае нельзя сидеть на утрене во время чтения шестопсалмия. Это очень важные псалмы и очень важная часть богослужения, в которой мы благодарим Бога за то, что Он создал для нас новый день. Нельзя сидеть во время полиелея: вынос иконы праздника, величание, прокимен, чтение Евангелия, помазание святым елеем. Но перед полиелеем во время чтения кафизм Псалтири можно посидеть. Слово «кафизма» с греческого языка так и переводится – «сидение». После же полиелея во время чтения рядовых канонов до Великого славословия вы также можете посидеть.
На Божественной литургии (кроме третьего и шестого часа) лучше не садиться. Единственное время, когда можно посидеть, это после возгласа «Вонмем. Святая святым», когда читается Последование ко Святому Причащению и батюшка выходит на исповедь. Тогда вы можете немножко посидеть и отдохнуть. Но главное – не разговаривать в этот момент. Потому что очень часто в данное время люди чрезмерно расслабляются, они будто бы выключаются из службы и начинают разговаривать с друг другом о житейском. В условиях хорошей акустики православных храмов это напоминает гудящий улей. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что преподобный Амфилохий Почаевский сказал: «Говорящему в храме посылаются скорби». Если вы не исповедуетесь и не причащаетесь на этой Литургии, то все равно сядьте на скамеечку и вслушайтесь-вдуматесь в святые стихи молитв ко Святому Причастию, проживите их. И не воруйте житейскими разговорами друг у друга богослужение. Ведь почему еще разговор в храме большой грех? Потому что в нем есть нечто святотатственное, неуважение к святыне Тела и Крови Христовых, к тому же человек, который ведет праздные разговоры в храме, обкрадывает не только себя, но и других молящихся, воруя у них службу своими разговорами. Если вы давно не виделись с кем-то и хотите с ним поговорить, пожалуйста, сделайте это после отпуста, когда поцелуете крест и закроются Царские врата после богослужения. Тогда говорить никто не препятствует.
Особенно нельзя сидеть при открытых Царских вратах. Потому что это кульминационные моменты службы. Считается, что Господь находится среди верных Своих.
Но, конечно же, случаи в жизни бывают разные. Если человек не может долго стоять по тяжелой болезни или из-за старческой немощи, тогда ему позволительно сидеть всю службу, лишь бы он радовался тому, что находится на богослужении.
Будем помнить, дорогие братья и сестры, что православное богослужение – это земной образ рая. Оно приближает нас к Царствию Небесному и учит Его законам жизни. Возлюбим же храм, возлюбим службу: часы, вечерню, утреню, Литургию. Тогда небо открывается. Церковь земная соединяется с Церковью небесной благой волей Бога-Отца во Христе-Искупителе посредством Духа Святого. И мы становимся плечом к плечу со святыми и Ангелами небесными. И мы становимся гражданами Царствия Небесного: земными ангелами и небесными человеками.
Православная Жизнь
Практические советы в контексте исторического и современного богослужебного восприятия дает руководитель Информационного отдела Мукачевской епархии УПЦ протоиерей Александр Монич.
– Цель богослужения христианской Церкви – прежде всего общение с Богом. А в каком формате будет оно происходить, в Евангелии не написано. Есть лишь указание на то, как надо молиться Господу и общаться с Ним. Общение должно быть тет-а-тет, «втайне», без лицемерия и не напоказ.
В ранней христианской церкви все молились стоя
В апостольские времена, в первую очередь в катакомбной Церкви, богослужения были совсем иными, нежели теперь. Постепенно богослужение наполнялось текстами, формировалось и трансформировалось. Спустя время оно обрело нынешнее содержание из-за влияния разных факторов: введение текстов Псалтири и богослужебных текстов, написанных преподобными Иоанном Дамаскиным, Ефремом Сириным, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Григорием Нисским и др.
В воспоминаниях паломницы Этерии (Сильвии Аквитанки) (IV век) есть описания первых христианских богослужений в Иерусалиме, где, в частности, указывается, что они носили гимнографический характер: исполнялись антифоны и отрывки из Псалтири.
Псалтирь на богослужении читалась в виде кафизм и т. н. поучений. Во время суточного круга богослужений было пять поучений. Эти богослужения с поучениями в своих трудах очень хорошо описывает профессор Скабаланович.
Паломница Этерия отмечает, что во время богослужений люди и пели, и читали, и сидели.
И хотя древние христианские богослужения длились очень долго, в Церкви мало кто сидел, потому что было совсем иное мировосприятие христианства.
«Важно, чтобы человек вообще пришел в храм»
Вообще во время богослужения в храме можно сидеть только во время кафизм. Слово «кафизма» в переводе с греческого означает «сижу». Теперь же можно сидеть и при чтении Псалтири, а тем, кто тяжело болен, – и при чтении канонов. На Божественной литургии разрешается сидеть и во время чтения Апостола. Кто из присутствующих на богослужении может стоять – пусть стоит.
Богослужение ныне носит видоизмененный характер по сравнению со временами первой Христовой Церкви. Имеется в виду прежде всего качество нашего пребывания на службах. И причина в нас, людях. Наиболее важным становится такой фактор, как упадок нашей веры, который порождает совсем иное богослужебное восприятие. Мы теперь сидим, скорее, из-за нашей немощи, а иногда – из-за лени.
Еще один фактор – наше тело. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, у каждого разное здоровье: у одного – как железо, у другого – как трава. И Господь в первую очередь смотрит на сердце молящегося.
Поэтому кто имеет хорошее здоровье, может стоять на протяжении всего суточного богослужебного круга. А кто слабый – тому разрешается сидеть во время кафизм, канонов и чтения Апостола. Кому не позволяет здоровье, может сидеть большую часть богослужения. Важно, чтобы человек вообще пришел в храм. Потому что иногда говорят: «Я посмотрю богослужение по интернету, на сайте онлайн». Но это будет наша виртуальная, искусственная встреча с Господом. Богослужение не просто нужно увидеть, его нужно пережить, прожить, раскрыть сердце Богу. Поэтому на службы нужно обязательно ходить: кто может – пусть идет и стоит. Кто не в силе – пусть приходит и сидит, чтобы исповедоваться и принимать участие в Евхаристии.
К сожалению, в третьем тысячелетии большой радостью становится уже то, что человек приходит на богослужение в храм. К огромному сожалению.
Почему не принято сидеть при богослужениях?
Редко, или почти никогда, восточные христиане не сидят во время богослужений, согласуясь с мнением Тертуллиана, который в Книге о молитве говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
«Обязательно ли во время богослужения стоять? Почему нельзя сидеть?»
отвечает архиепископ Викентий:
— В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе. Бывает тяжело, болят ноги, но мы терпим, – ради того, чтобы Господь простил нам наши прегрешения. Для того, чтобы Господь увидел нашу жертву, услышал наши молитвы и даровал нам Свою милость. Вот почему в нашей Русской Православной Церкви мы стоим на службе, а не сидим.
Я не хожу в храм, т.к. в огромном скоплении народа мне очень тяжело сосредоточится на молитве. Особенно тяжело перед исповедью. Свободного времени дома почти нет, и приходя в храм, я надеюсь лишний раз остановиться и подумать о своей жизни, настроиться на нужный лад. Но в нашем храме так устроено, что скамеечки для пожилых и немощных людей стоят как раз вдоль «пути» к исповеди. И очень часто бабушки достаточно громко обсуждают свои болезни, неустроенность, новости и т.д. Все это очень раздражает. Я не могу от этого спрятаться (уши-то нам Господь дал именно для этого – слышать). Что делать, подскажите?
отвечает священник Михаил Немнонов:
— Во время земной жизни Христа за Ним ходили толпы в несколько тысяч человек, причем, слушая Его, они не ели и не пили до вечера. Думаю, что мы находимся в более комфортных условиях.
А Вам легко сосредоточиться на молитве там, где нет большого скопления народа? Например дома, утром и вечером? Так это Господь виноват, что мы не можем молиться – Он послал нам бабушек и тесные храмы, и еще уши дал?
Духовная жизнь – это труд, а не отдых. Ее красота открывается тем, кто желает, что называется, «ударить палец о палец». А утешение в ней получают те, кто не утешения ищет.
Давайте вместо того, чтобы искать, что мы можем получить в Церкви, будем думать о том, что мы можем сделать, находясь в Церкви. Тогда и теснота, и уши, и бабушки нам не помешают.
В храмах вдоль стен стоят лавочки, однако сидеть на них мне, здоровому в общем-то человеку, неловко. Когда же решаешься сесть, обычно оказывается, что лавочки уже заняты. Иногда грешным делом завидую католикам с их скамеечками. А они, говорят, ценят то, что мы в храме не привязаны к одному месту, можем передвигаться, не мешая остальным (если, конечно, храм не забит до отказа). Говорят, что когда-то и в православных храмах сидели во время службы. Так ли это? И если да, то почему сейчас этого нет?
отвечает иерей Олег Давыденков, доктор богословия:
– Действительно, верующие до VI века могли молиться сидя. Если в храме не было специальных сидений, садились прямо на пол. Но, как известно, человеку свойственно устраиваться с максимальным комфортом. Даже существует такая история про одного епископа, настоятеля монастыря. Владыка во время службы никогда не присаживался хоть на минутку. Когда его спросили – почему, он ответил: «Если я сяду, остальные вообще лягут». Это и в самом деле так. Сидеть, конечно же, удобно. Но лежать-то еще удобнее. Так можно очень далеко зайти. И ведь Православная Церковь отказалась от скамеек не в одночасье. Она пришла к этому, основываясь на практическом опыте. Когда ты молишься стоя, ты не расслабляешься, а стоит сесть, уже и в сон потянуло. Как показывает практика, когда тело в тонусе, тогда и душа в молитве.
Когда же, речь идет о больных людях, как сказал митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но даже больным, если они в силах, во время чтения Евангелия лучше стоять.
— Касательно же того, можно ли молиться сидя или лежа, скажу, что лучше молиться сидя или лежа, чем совсем не молиться! Но помните также, что лень— это не причина того, чтобы не понуждать себя к молитве стоя.
Как побороть усталость
Попросите своими словами у Господа укрепить вашу немощь и вы убедитесь в Его милости.
А еще самый простой способ есть — посмотреть на Распятие, висящего на Кресте Христа. И устыдиться своей слабости.
Если Вы впервые на богослужении и регулярно не участвуете в Таинствах Исповеди и Причастия, то сильная усталость, недостаток воздуха и тяжело переносимый запах фимиама при каждении относятся больше к духовной, чем физической сфере. Это не от тела, это – от грехов. После искренней исповеди и Причастия, как правило, гнетущие чувства исчезают.
Существует и чисто психологическая сторона утомляемости у новоначальных: не зная состава и длительности службы, не имея навыка в понимании церковно-славянского языка молиться значительно сложнее. Вообще, утомление обратно пропорционально активности Вашей богослужебной жизни. Чем чаще Вы молитесь в храме, тем естественнее будет длиться служба.
И помните: человек растёт духовно только тогда, когда ему трудно.