можно ли восстановить agm аккумулятор
Восстановление 4-летнего автомобильного AGM аккумулятора
В декабре 2019 в лабораторию прибыл аккумулятор Volvo AGM V022A 70А*ч, производство 40-я неделя 2015 года, т.е. 4 года назад. Автомобиль долгое время простаивал, АКБ соответственно разрядилась, после чего был произведён обычный подзаряд, затем автомобилем пользовались.
Для отворачивания пробок можно использовать круглогубцы с изогнутой рабочей частью. Инструмент оставляет на пробке следы, но это неизбежно. Изготовитель, (скорее всего, это Варта или Бош), специально сделал труднооткрываемые пробки, чтобы AGM не путали с обычными наливными АКБ, и чтобы при обращениях по гарантии было видно, не открывались ли пробки.
Стекломаты выглядят суховатыми.
У новой Топлы они выглядят так. (видео с эндоскопа).
Пока делать что-либо с АКБ рано: её температура 10.5 градусов Цельсия. В помещении 21 градус. Подзаряд можно произвести и при такой температуре, но для восстановления нужна температура выше +15 градусов. Ждём, пока аккумулятор прогреется.
Прибор Konnwei KW600 считает АКБ неисправной и подлежащей замене.
Доливаем дистиллированную воду (не водопроводную, дождевую или питьевую, не электролит). В каждую банку этой 70 А*ч АКБ ушло 55-60 миллилитров. Доливать следует до обильного влажного блеска стекломатов, или до зеркала по уровню матов. На фото в углублении виден блеск поверхности жидкости. Ставим пробки на место и начинаем заряд. Можно закрутить пробки не полностью, так как в процессе восстановления может потребоваться ещё добавить дистиллированной воды.
Некоторые AGM и GEL АКБ комплектуются ёмкостями не дистиллированной воды, а со слабым раствором электролита. Это делается потому, что производитель не предусматривает, что с батареей будут производиться сложные десульфатирующие мероприятия.
Если в процессе эксплуатации, когда характеристики АКБ ухудшились, просто долить слабый раствор электролита, будет скомпенсирована потеря воды и кислоты, химически связанной в сульфатах. Часть активных масс останется сульфатированной, а количество и концентрация электролита, соответственно и эксплуатационные напряжения, придут в норму, и АКБ сможет продолжить работу без тревожных сигналов со стороны автоматики контроллеров. После долива и небольшого времени на пропитку стекломатов, АКБ можно сразу вернуть на место работы.
Так можно продлить срок службы дорогой аккумуляторной батареи, и очень хорошо, что производители это предусматривают. Но ещё лучше произвести полный выравнивающий, восстановительный, десульфатирующий стационарный заряд. Так мы восстановим характеристики АКБ, (ёмкость, токоотдачу), в большей мере, и на большее время продлим её жизнь.
Сульфатация не только исключает активные массы и кислоту из полезной обратимой токообразующей реакции Гладстона-Трайба, но и ведёт к разбуханию активных масс, могущему приводить к разрыву сепараторов и коротким замыканиям. Потому правильный подход к эксплуатации свинцовых аккумуляторов — именно десульфатировать, с доливом только дистиллированной воды. Электролит следует доливать в крайних случаях, если присутствует элемент срочности и невозможно произвести десульфатирующие мероприятия.
Заряжать будем программируемым ЗУ Кулон-912. Подробная методика описана в предыдущей статье. Настройки основного заряда следующие: максимальное напряжение 14.7 В, начало снижения тока при 14.6 В. Ток установим очень низкий, 1% паспортной ёмкости. Для 70 А*ч это 700 мА. Это делается потому, что изношенным АКБ свойственен разбаланс. Малый ток позволяет его устранить, и зарядить активные массы наиболее полно.
Ток окончания заряда 50 мА, максимальное время 48 часов, (установить большее время основного заряда ЗУ не позволяет). Включаем заряд, ждём самого минимального тока, который будет достигнут, и выдержим его ещё 12 часов.
▍ Основной заряд подходит к завершению по времени. Ток 0.34 А. Отдано 29.23 А*ч.
▍ Прошло ещё 3 часа. Дальнейшего снижения тока пока не видно. Будем мониторить ещё 4 часа.
Отключаем заряд, сделаем часовую паузу и посмотрим на показания тестера.
Прекрасные показатели, но их можно ещё улучшить. Приступим к дозаряду с повышенным напряжением в два этапа.
Заряжать будем током 1% номинальной ёмкости без ограничения напряжения, для чего установим максимально возможное напряжение Кулона-912 — 16.5 вольт, и ток 700 мА. Ток окончания заряда устанавливаем минимально возможный, время 48 часов.
▍ Прошёл ещё час, напряжение не меняется, даже чуть снизилось до 16.29 В. С этого момента начнём отсчёт двух часов.
Отключаем заряд, утром проверим аккумулятор тестером.
После выравнивающего дозаряда с повышенным напряжением характеристики батареи ещё улучшились.
Стекломаты не потеряли влажного блеска, даже наоборот, выглядят очень мокрыми. При десульфатации из активных масс выделилась серная кислота.
Сделаем контрольный разряд до 11.8 В током 3 А.
Ставим на основной заряд с теми же параметрами, что и в первый раз.
▍ Спустя двое суток заряда током 0.7 А напряжение на клеммах 13.13 В. Ещё за несколько часов напряжение дошло до 14.6.
Подходит к концу этап основного заряда. Влажный блеск стекломатов, пропавший после разряда до 11.8 В, вернулся.
Если бы после заряда наблюдалась сухость матов, потребовалось бы добавить дистиллированной воды в банки.
Плотность электролита по показаниям рефрактометра 1.28.
▍ Спустя ещё чуть более 4 часов, показания напряжения и тока остаются неизменными. Подождём ещё 4 часа, и выключаем заряд.
И сразу переходим к дозаряду тем же током, но без ограничения напряжения. Выдержим максимальное напряжение 2-3 часа, либо если будет достигнут предел Кулона-912, — 16.5 вольт, — дождёмся, когда ток перестанет снижаться в течение 2-3 часов.
▍ Показания не меняются на протяжении 3 часов, выключаем. Дозаряд завершён. Через 8 часов посмотрим на показания тестера.
До начала работ было 10.45. Восстановление завершено.
Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.
Обновление: как зарядить АКБ AGM автоматическим или простым зарядником
Главная операция в технологии ухода за аккумуляторной батареей – подзарядка. Удаленно ее невозможно произвести без специального зарядного устройства, подающего определенное напряжение и ток на клеммы АКБ. Для каждого типа источников питания существует индивидуальная методика зарядки, предусматривающая строго нормированные режимы. АГМ изделие тоже можно восстановить, разработаны даже схемы, раскрывающие суть правильного процесса подзарядки.
Особенности АКБ типа AGM и как ее зарядить в домашних условиях
Нюансы физики процесса
Факт недопустимости хранения изделия АГМ в разряженном состоянии (минимальное напряжение составляет менее 10,5 В) не должен вызывать опасения. Во-первых, тщательно проработано направление, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством, а во-вторых, батарея допускает около 200 циклов глубокого разряда без потери рабочих характеристик.
Несмотря на наличие в конструкции пропитанных электролитической жидкостью сепараторов из стеклоткани, химические процессы зарядки/разрядки происходят так же, как в моделях с жидким электролитом. Разница лишь в том, что при расщеплении сернокислого свинца кислород стремится проникнуть через крупные микропоры стекловолоконной ткани к отрицательному электроду, чтобы вступить в химическую реакцию с водородом. В итоге образуется вода.
Замкнутая циркуляция газов позволяет упростить конструкцию – доступ к банкам теперь не нужен. В отношении требований к помещению, в котором производится восстановление заряда, также есть смягчения – серьезная вентиляция не обязательна.
Все же в непроветриваемой комнате подзарядку осуществлять не стоит. Это понятно из дублирующего названия перспективных аккумуляторов – VRLA battery (кислотная батарея с предохранительным клапаном). При высоком давлении внутри коробки, клапан сбрасывает водород и кислород в воздух.
Зарядники
Качественное обслуживание автоаккумулятора невозможно без специального зарядного устройства. Примитивный электроприбор преобразует переменный ток в постоянный, и понижает напряжение до приемлемых величин. Различают трансформаторные и импульсные ЗУ.
Режимы или как заряжать AGM аккумулятор обычным домашним зарядным устройством: суть технологии
Вне зависимости от первоначальных факторов полезным будет принять к сведению общую технологию подзарядки необслуживаемого аккумулятора. К слову, ее можно интерпретировать в трех вариантах.
Зарядка в три ступени
Концерн Varta солидарен с экспертами в вопросе эффективности данного метода. Его суть подробно изображает график, на котором четко очерчены три промежутка:
К сведению. Осуществить эту операцию способно микропроцессорное ЗУ для AGM, способное плавно менять разность потенциалов и силу тока во времени. Временные промежутки выбираются устройством автоматически.
Двухэтапная зарядка
Данный способ рекомендован большинством известных фирм. Главное преимущество – оптимальное сочетание временных затрат и качества восстановления характеристик батареи. Основан на двух переходах:
Выполнить пункты этой техники подзарядки под силу только автоматическим зарядникам инверторного типа.
Зарядка в одну ступень
Рассматривается как ускоренный метод восстановления заряда и рекомендуется для АКБ, заряженных не менее, чем на 75%. Суть методики в том, чтобы подать на клеммы ток в 1-2% от емкости изделия и напряжение не более 13,8В.
Методика проведения одноэтапной зарядки и есть ответ на вопрос, как заряжать современный AGM аккумулятор обычным зарядным устройством с регулируемым током и напряжением. В остальных случаях применять простой аналоговый «зарядник» не рекомендуется, поскольку в двух- и трехступенчатых циклах нет возможности отслеживать и плавно регулировать параметры.
Напряжение заряженного AGM аккумулятора и прочие параметры
Превышать режимы зарядки, описанные в рекомендациях, настоятельно не рекомендуется – это вызовет превышение температуры электролита свыше допустимых 45°C. В связи с этим не рекомендуется производить процесс реанимации, если воздух нагрет более 30°C.
Разность потенциалов в 100% заряженном АКБ составляет 14,8В. Достигать больших значений запрещено – запускается активный процесс гидролиза, приводящий к выделению газов и потере воды. Чрезмерные выделения Н2О сокращают срок службы батареи и ее способность выдерживать глубокие разряды.
Коротко о главном
Зарядка АГМ аккумулятора обычным ЗУ возможна только в режиме восполнения заряда от 75% до 100% уровня (12,45В). Экземпляры, разряженные глубоко, восстанавливаются только при помощи автоматических зарядников. Желательно приобретать модели с интеллектуальным управлением, предназначенные для выполнения задачи, как зарядить АКБ серии AGM от различных производителей. Предпочтительными являются продукты со встроенной программой трехступенчатой зарядки на борту.
Максимальное напряжение в процессе зарядки не должно превышать 14,8В. Сила тока на каждом этапе различная и зависит от степени разряженности батареи, а также конкретной технологии подзарядки. Полная перезарядка необходима по достижении напряжения на клеммах 12,2В.
Отличительные черты AGM аккумуляторов
На современном рынке продукции для автомобилей все чаще можно встретить не только популярное ноу-хау в виде гелевых аккумуляторов, но также и АКБ с непонятной маркировкой AGM на корпусе. И это неудивительно: мысль рядового потребителя не всегда успевает осознавать принципы новых технологий, идущих далеко вперед. Автолюбителям, которые еще не знают о том, что такое AGM аккумулятор, не помешает ознакомиться с преимуществами этой батареи более подробно.
Что такое АГМ-технология
Что такое AGM? Это сокращение можно перевести с английского как «прокладка, пропитанная стекловолокном» — «absorbent glass mat». Технологии АГМ известны за рубежом уже довольно давно. Первые разработки начались в 80-е годы ХХ века в США. Первоначально батареи этого типа, так же, как и гелевые аналоги, нашли свое применение в военной авиации. Это практичные и безопасные в эксплуатации источники питания, способные выдерживать такие нагрузки, которые иным аккумуляторам были бы просто не под силу.
AGM-аккумулятор изготавливается совершенно по иной технологии, нежели старые свинцово-кислотные батареи. Его неоспоримое преимущество состоит в том, он не содержит потенциально опасного жидкого электролита, который может причинить ощутимые хлопоты и неудобства в процессе текущей эксплуатации.
Внутри AGM-аккумулятор устроен так: между его плюсовыми и минусовыми пластинами находятся прокладки (или маты), пропитанные электролитом. Прокладки изготавливаются из стекловолокна, которое впитывает электролит, как губка. И он оказывается, в буквальном смысле слова, «запечатанным» между пластинами в надежной стекловолоконной прокладке.
Именно такая AGM-технология позволяет говорить о высокой степени безопасности этих аккумуляторов. Такую форму можно смело называть «брикет с электролитом». Стекловолоконный сепаратор, будучи проложенным между пластинами АКБ, выполняет диэлектрическую функцию. Пластины лишены возможности соприкасаться между собой, а это значит, что короткого замыкания между ними не произойдет.
Эту батарею допустимо положить на бок или повернуть в любую сторону. Электролит не вытечет и не взорвется благодаря тому, что испарения таких ядовитых и опасных газов, как водород и кислород, отсутствуют. Конечно, не рекомендуется подвергать ее жесткому экстриму, переворачивая вверх дном. Но это ничуть не умаляет ее очевидных достоинств.
Две пластины плотно сжимают сепаратор с обеих сторон по принципу сендвича, и получается очень прочная конструкция. Плотность пластин довольно высока, и в одной ячейке можно расположить гораздо большее их количество, чем в жидком аккумуляторе. Поэтому емкость таких батарей на порядок выше.
Как известно, десульфатация пластин — частая манипуляция которая больше всего необходима жидким «кислотникам». Именно потому, что и качество свинца, и технология расположения пластин у них часто оставляют желать лучшего.
Как уже было сказано, по причине того, что внутрь таких батарей можно поместить гораздо больше стекловолокнистых пластин с электролитом, емкость аккумуляторы AMG могут выдавать в несколько раз больше, чем обычные АКБ. Большая емкость и мощные пусковые токи — вот основная причина для того, чтобы приобрести именно такую батарею. Особенно в суровых условиях эксплуатации в зимнее время.
Как заряжать AGM-аккумулятор
Зарядка AGM-аккумулятора, по сути, ничем не отличается от зарядки обычной батареи.
Следует помнить о том, что зарядное устройство должно быть с возможностью регулирования показателей тока, либо с режимом зарядки именно таких батарей. Напряжение при основном заряде рекомендуется не превышать уровня 14,8 В (АГМ-аккумуляторы, как и гелевые, очень требовательны к процессу зарядки, и высокое напряжение может погубить их в короткое время).
Поскольку свинцовые пластины в АГМ-батареях выполнены из более высококачественного свинца, десульфатация при зарядке происходит намного быстрее и эффективнее: белый налет сульфата свинца легко растворяется в первые часы процесса зарядки. Если вспомнить о том, как проводится десульфатация пластин у жидкокислотных АКБ ручным способом (промывание дистиллированной водой несколько раз), можно сделать вывод о том, что слово «необслуживаемая», часто применяемое к АГМ-батареям, также имеет свои преимущества.
Можно ли восстановить АГМ-аккумулятор
Насколько подлежит такая батарея восстановлению, зависит от ее состояния и срока эксплуатации. Бывает, что автолюбителям попадаются старые АГМ-батареи, которые когда-то были произведены за границей и каким-то образом попали в нашу страну. Случается и так, что вследствие небрежного обращения и новый аккумулятор может выйти из строя. В том, как восстановить его, нет ничего сложного, учитывая, что состав электролита — та же самая кислота, что и в жидких батареях, но заключена она в другую форму.
В случае восстановления АГМ-аккумулятора для автомобиля можно попытаться «реанимировать» батарею таким же способом. По рассказам автолюбителей на форумах, иногда это реально помогает.
Если вы приобретаете АГМ-аккумулятор, стоит позаботиться о его правильной эксплуатации, чтобы не пришлось думать о том, возможно ли его восстановить. Помните о том, что даже если восстановление такой батареи пройдет эффективно, долго после этого она вряд ли проработает. А если обращаться с ней правильно, она «добросовестно» выработает свой ресурс, и ее не придется лишний раз вскрывать и подвергать действиям, которые не могут обещать стопроцентной эффективности.
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Восстановление аккумулятора ИБП
Источник бесперебойного питания – энергетический блок, в задачу которого входит подача энергии от встроенного аккумулятора, если питание от сети не отвечает требованиям потребителя. ИБП разной мощности используют для сетей дома и офиса, в медицинских учреждениях и на промышленных объектах. Систематический контроль и периодическое восстановление емкости батареи в ИБП – непременное условие надежности установки.
Виды аккумуляторов для ИБП, характерные неисправности
В блоке ИБП используются только свинцово-кислотные аккумуляторы. Линейка включает мультигелевые, гелевые и AGM накопители энергии. Маркировка VRLA/SLA обозначает, что аккумулятор необслуживаемый и герметизированный, может устанавливаться в жилых помещениях.
Аккумуляторы отличаются залитым гелевым составом электролита на основе серной кислоты или между пластинами установлен пористый сепаратор, пропитанный электролитом. Мультигелевые АКБ производят по технологии AGM, маркируют MG.
Эксплуатация батарей с сложных условиях, с хроническим недозарядом по разным причинам, снижение уровня электролита и неблагоприятные внешние факторы приводят к характерным причинам потери работоспособности. АКБ требует восстановления по причинам:
Своими руками можно устранить некоторые проблемы. Осыпание замазки, коррозия токопроводов приводят к короткому замыканию банок, в домашних условиях ремонт невозможен.
Восстановление аккумулятора ИБП своими руками
Стоимость комплектного АКБ такова, что попытка восстановления ИБП своими руками оправдана, если есть навыки и инструмент. Корпус необслуживаемой батареи герметичный, это делает восстановление сложнее.
Независимо, восстановление гелевого или AGM аккумулятора для ИБП намечается, алгоритм действий сходен. Более устойчив к глубокому разряду, имеет меньшую способность к саморазряду гелевый АКБ. Стоит он дороже AGM и MG аккумуляторов, но в эксплуатации надежнее.
Видео
С практическими действиями по восстановлению аккумулятора можно ознакомиться на видео.
Знакомимся с работой аккумуляторов типа AGM и учимся правильно их обслуживать
Аккумуляторная батарея считается одним из самых важных агрегатов в любой машине, поскольку именно от ее заряда зависит возможность старта мотора. Современный рынок предлагает потребителям большой выбор различных АКБ. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой AGM аккумулятор, в чем заключается его принцип работы и какие недостатки для таких батарей характерны.
Описание AGM аккумуляторных батарей
Итак, что являет собой технология VRLA-battarey, как заряжать такую АКБ зарядным устройством, какой тип лучше — AGM или GEL? Для начала разберем конструктивные особенности и принцип действия батареи.
Устройство
Аккумуляторные батареи, изготовленные по технологии AGM — это свинцово-кислотные девайсы, относящиеся к виду клапанно-регулирующихся. В данных устройствах плюсовые пластины выполняются из специального сплава свинца, кальция и олова. А в составе отрицательных пластин применяется исключительно свинец и кальций. На сегодняшний день такие автомобильные устройства являются единственными, для работы которых не нужно обслуживание.
Основные элементы конструкции девайса:
Раствор электролита как таковой в таких устройствах не используется, однако в них все равно применяется загустительный материал. В частности, речь идет о силикагеле, аллюмогеле и других компонента, которые используются для образования гелеобразной жидкости. При правильном соблюдении пропорций смешивание этих компонентов ведет к образованию тиксотропного геля, в котором вязкость в ходе эксплуатации будет понижаться. Вместо традиционных сепараторов в таких АКБ используются стеломаты, которые изготовляются из тонких волокон.
Как работает?
Теперь перейдем к принципу действия. Отличительной особенностью таких батарей для автомобиля от стандартных устройств является применение системы рекомбинации газов. Само устройство работает на основе цикла рекомбинации кислорода. В обычных аккумуляторах, в ходе зарядки и восстановления, молекулы используемой жидкости преобразовываются в газ, то есть распадаются на водород и кислород. После преобразования газы покидают конструкцию аккумулятора, выходя из отверстия для пробок, а это ведет к понижению объема раствора внутри.
А в AGM устройствах кислота задерживается в корпусе благодаря использованию в конструкции микропористой перегородки, которая состоит из стеклянного микроволокна. Само волокно при изготовлении пропитывается электролитом, причем объем пропитки зависит от конкретного производителя. После того, как кислород освободится на плюсовой пластике в результате распада рабочей жидкости на молекулы, он поступает на отрицательную пластинку. Здесь кислород удерживается до определенного момента, пока не произойдет последующая рекомбинация с водородом. Эта приводит к тому, что использующаяся рабочая жидкость восстанавливается.
Это значит, что при эксплуатации аккумуляторных батарей, которые был произведены по технологии VRLA, обеспечивается замкнутый цикл. Если все компоненты девайса будут целыми, то при правильном функционировании в батарее никогда не будет утечки газов. Если же девайс нуждается в подзарядке и восстановлении, то избыточная часть газа попадет в окружающую среду посредством клапана, который ставится на каждую ячейку. Ведь газ в любом случае будет образовываться в конструкции при зарядке.
Клапан для открытия на ячейке срабатывает только тогда, когда в устройстве появляется давление, составляющее примерно 0.2 бар. Если давление будет недостаточным, то клапан не откроется. Чтоб не допустить преждевременного выхода из строя этого клапана, открывать крышку АКБ не нужно. Если же вы это сделаете, то это приведет к значительному снижению срока службы аккумулятора в целом. В некоторых случаях АКБ выходят из строя сразу же, причем без возможности восстановления (автор видео — Enjoy Sound).
В чем преимущества и недостатки изделий?
Какие преимущества и недостатки характерны для таких АКБ? Благодаря использованию новых технологий при производстве производителям удалось добиться определенных достоинств.
Предлагаем ознакомиться с плюсами и минусами гелевых устройств, начнем с достоинств:
Естественно, автомобильные аккумуляторы не могут обладать одними только достоинствами, поэтому ниже предлагаем изучить недостатки таких батарей:
Основные аспекты зарядки
Как зарядить гелевый аккумулятор? Для выполнения этой задачи необходимо использовать специализированное ЗУ с индикацией по основным параметрам. Зарядное устройство должно точно определять напряжение и ток, иначе есть вероятность снизить срок службы АКБ. Есть несколько вариантов зарядки AGM устройств, рассмотрим каждый из них. Метод трехступенчатой зарядки является одним из наиболее эффективных и самым сложным в плане реализации (автор видео — канал madebyme).
Поэтапно такая процедура состоит в следующем:
Есть также двухступенчатый метод, который рекомендуется большинством производителей. Алгоритм его реализации аналогичен вышеописанному способу. Разница заключается в том, что ток зарядки может составить 0.1-0.3*х, а второй пункт (накопительный цикл) не выполняется. Что касается способа одноступенчатой зарядки, то он самый простой в реализации, тем не менее, специалисты не рекомендуют его использовать в качестве основного. Зарядка осуществляется подачей напряжения, параметр которого должен составить от 13.2 до 13.8 вольт с током 0.1-0.3*х.
Фотогалерея «Зарядка аккумулятора»
Что нужно знать о восстановлении?
Как восстановить вышедшую из строя батарею?
Процедура восстановления состоит из двух этапов:
Для восстановления потребуется сорвать зафиксированную сверху крышку и демонтировать все клапаны. Как сказано выше, делать это не рекомендуется, чтобы не испортить АКБ, поэтому процедура восстановления должна осуществляться только на тех аккумуляторах, которые не работают. После снятия колпачков в конструкцию заливается дистиллированная вода, которая будет впитываться в фильтрованную бумагу. После залива необходимо подождать около 30 минут, а затем опять проверить объем и если есть необходимость — то долить жидкость.
Цена вопроса
Самые дешевые батареи AGM будут стоить около 4-5 тысяч рублей, но такие устройства обычно не могут похвастаться высоким сроком службы и эффективной работой в мороз. Аккумуляторы средней ценовой категории обойдутся покупателю в 6-10 тысяч рублей. Более дорогие варианты стоят от 10 тысяч и дороже.
Видео «Распил аккумуляторной батареи AGM»
Посмотрев ролик, размещенный ниже, вы сможете узнать, что находится внутри батареи, выпущенной по новой технологии AGM (видео опубликовано каналом Аккумуляторщик).