можно ли встать на биржу труда если нет аттестата об образовании и диплома
Скажите пожалуйста, можно стать на биржу труда без документов об образовании
Скажите пожалуйста, можно стать на биржу труда без документов об образовании и документ удостоверяющий профессиональную квалификацию? Так как документы были потеряны.
Ответы на вопрос:
Узнайте, где располагается в вашем городе Центр занятости – именно туда вам необходимо направиться, чтобы встать на биржу труда. Сразу уточню, что для этого должно быть одно веское основание – вы безработный гражданин. Если обратиться к статье 3 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», то здесь дается четкое определение лиц, которые признаются безработными. Это категория трудоспособных граждан, которые встали на учет в Центр Занятости и в настоящий момент времени не осуществляют трудовую деятельность и не получают за нее денежное вознаграждение. Граждане активно ищут работу и готовы оперативно начать трудиться. После процедуры постановки лица на учет, он попадает под защиту государства, которое предусмотрело гарантии, заключающиеся в денежных выплатах до того момента, когда подходящая работа будет найдена.
Какие именно документы:
Паспорт гражданина РФ;
Трудовая книжка (если вы ранее уже где-то работали);
Справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы перед увольнением или сокращением (если вы ранее не работали, то такая справка не потребуется);
Документы об образовании. Возьмите школьный аттестат и все имеющиеся у вас дипломы. В соответствии с этими документами, опираясь на имеющуюся в вашем послужном списке профессиональную подготовку и опыт, сотрудники Центра занятости населения будут подбирать подходящую работу.
У вас могут также потребовать выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Она понадобится, чтобы оформить пособие.
Обязанности граждан, после регистрации:
Дважды в месяц вы обязаны посещать центр занятости – сотрудник назначит вам время и дату. Если вас не будет в указанный срок, то сумма обозначенного государством пособия по безработице может быть снижена. Даже вплоть до полного прекращения выплаты.
Вам будут периодически предлагать работу, соответствующую вашей профессиональной подготовке, и необходимо в трехдневный срок после получения сведений о вакансии прибыть на предприятие для прохождения собеседования.
В течение года безработному следует определиться с предложенными вакансиями и выбрать для себя работу. В противном случае для него будет считаться подходящим любой вариант, не требующий определенных навыков, образования и квалификации.
Если вы задумываетесь о постановке на биржу труда, следует знать, что не каждый гражданин может получить статус безработного и претендовать на денежное пособие.
Не может быть признан безработным:
Граждане, которые уже вышли на пенсию и получают пенсию по возрасту;
Лица, которым еще не исполнилось 16 лет;
Лица, осужденные к исправительным работам;
Если человек становится на учет в Центре занятости, но ранее негде не работал, не обучался и не имеет квалификации. В ЦЗН ему было предложено обучение, от которого он отказался два раза;
Перечень граждан, которым еще может быть отказано в получении статуса безработного можно узнать в ч.3 ст.3 ФЗ «О занятости населения в РФ».
Выплаты на бирже труда производятся на основании постановлений Правительства России, и с 2009 года их сумма осталась неизменной. На сегодняшний день, максимальный и минимальный размер выплаты пособия по безработице в 2018 году остались на том же уровне, что и в прошлом году, а именно: максимум – 4900 рублей, а минимум – 850 рублей.
На основании вышеизложенного, Вы не можете встать на учет в качестве безработного без документов об образовании и документа удостоверяющий профессиональную квалификацию. Предлагаю восстановить данные документы.
Могу ли я получить пособие по безработице, если у меня нет аттестата об образовании?
Могу ли я получить пособие по безработице, если у меня нет аттестата об образовании?
Ответы на вопрос:
8. Трудоспособным гражданам, впервые ищущим работу (ранее не
работавшим), не имеющим профессии (специальности), обратившимся
в органы службы занятости по месту жительства, готовым приступить к
работе или профессиональной подготовке по направлению органов
службы занятости, при постановке на регистрационный учет
государственные учреждения службы занятости населения устанавливают
дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий
11 дней со дня предъявления следующих документов:
б) документ об образовании;
Я не инвалид, причем здесь индивидуальная программа вообще?
Ответы на уточнение:
Отсутствие документа об образовании не лишает вас права встать на учет в ЦЗ и получать пособие по безработице В нижеуказанном Постановлении Правительства РФ пункт 4 употребляется слово могут из чего следует, что предъявления документа об образовании не является обязательным
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 02.10.2018)
Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 04.08.2015) О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ, РЕГИСТРАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДБОРУ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ»
4. При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:
а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 201 подпункт «б» изложен в новой редакции
См. текст подпункта в предыдущей редакции
б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
Как встать на биржу труда удаленно
И полгода получать пособие
Чтобы получать пособие по безработице в России, человек должен встать на учет в службе занятости и искать работу. Или делать вид, что ищет.
В 2020 году стало проще: на учет ставят удаленно. Трое моих знакомых так получили статус безработного, и их не заставляли искать место труда. В статье я обобщил опыт своих друзей и расскажу, что понадобится, чтобы подать заявление в службу занятости через интернет, где его подавать и сколько потом заплатят.
Кто такой безработный
Безработный — это не любой человек, который временно не трудоустроен, а только тот, кто официально получил такой статус в службе занятости населения. В народе ее называют биржей труда.
Встать на биржу труда может трудоспособный человек без заработка, который готов искать работу и приступить к ней. При этом заработком считают не любой доход: например, выходное пособие за второй и третий месяцы к нему не относится.
Есть перечень граждан, которые считаются занятыми. Они не могут претендовать на пособие по безработице, даже если не работают по трудовому договору. Это, например, индивидуальные предприниматели, а также те, кто выполняет работы или оказывает услуги по гражданско-правовым договорам.
Общая схема получения статуса безработного. До пандемии, чтобы встать на учет в службе занятости, человек приходил туда с паспортом, дипломом или аттестатом. От ранее работавших граждан требовали еще и справку с работы о среднем заработке за последние 3 месяца и трудовую книжку.
С 2021 года бумажную трудовую книжку уже не заводят — сведения ведут в электронном виде. По желанию перейти на электронную трудовую можно было и раньше. В этом случае выписку о трудовой деятельности за 2020 и начало 2021 года можно взять у работодателя или на госуслугах. Документ называется форма СТД-Р.
Если трудовая книжка на бумаге уже есть и перехода на электронную не было, ее продолжают вести как обычно.
Служба занятости признает человека безработным не позднее 11 дней с момента обращения. В течение первых 10 дней на бирже предлагают варианты трудоустройства или переобучения, а будущий безработный обходит работодателей. Можно искать варианты самостоятельно.
Если человек два раза откажется от предложенной работы или профподготовки, его не поставят на учет и не выплатят пособие. А если гражданину везде откажут работодатели, то служба занятости признает его безработным и назначит пособие. За первые 10 дней тоже заплатят.
Регистрация на бирже труда возлагает и некоторые обязанности. До пандемии безработный должен был периодически посещать биржу и получать направления на трудоустройство, ходить на собеседования и приносить отказы в службу занятости. Это условие, без которого сумму пособия могли снизить или вообще перестать платить.
Как победить выгорание
Сколько заплатят
Ограничение по максимальной сумме с четвертого месяца не будет действовать для предпенсионеров — у них лимит составит 12 130 Р на весь срок выплат. Они получают пособие дольше. Первые три месяца — 75% от среднего заработка, следующие три — 60%, через полгода — 45%.
Наш тест подскажет, какой размер пособия вам положен и как долго его будут платить.
Как подать заявление удаленно
Встать на учет можно через госуслуги и портал «Работа в России». Никуда идти не нужно, достаточно копий документов. Предоставлять копию трудовой книжки, приказа об увольнении и справку о среднемесячном заработке от предыдущего работодателя тоже не надо: эти сведения центр занятости получит сам по системе межведомственного взаимодействия.
Такой порядок действует до 31 марта 2021 года.
Вот что потребуется сделать, чтобы встать на биржу труда через интернет:
Подтвержденная учетная запись на госуслугах. Вид учетной записи проверяют в личном кабинете портала. Нажмите на свою фамилию в правом верхнем углу и выберите в выпадающем меню «Настройки».
У Полины и Марины уже была подтвержденная учетная запись, а Кристина подтвердила ее через центр обслуживания пользователей.
Резюме. Когда подтвердите учетную запись на госуслугах, можно отправляться на страницу портала «Работа в России», посвященную пособию по безработице. На этой странице нажмите на кнопку «Оформить пособие по безработице». Система попросит войти через госуслуги — для этого нужна подтвержденная учетная запись.
После авторизации вы окажетесь на странице заявления, но чтобы заполнить форму, потребуется резюме. Чтобы его создать, надо нажать на ссылку «Создать резюме» — откроется конструктор. Придумывать, что писать, не нужно. Просто заполняйте всплывающие поля и нажимайте «Далее» — будут появляться новые.
Заявление. Когда резюме готово, надо вернуться на страницу заявления и заполнить его.
Форма заявления состоит из восьми разделов:
В разделе «Способ получения пособия» можно выбрать почтовый перевод или банковский счет. Причем это обязательно должен быть счет карты «Мир». Мои знакомые делали карты в Сбере и ВТБ. Тинькофф-банк предлагает для таких случаев виртуальную карту «Мир».
Когда заполните все поля, проставьте галочки, что вы подтверждаете информацию и даете согласие на обработку данных, и нажмите «Отправить заявление».
Что потом
Заявление рассмотрят в течение 11 дней. В это время в личный кабинет на госуслугах или на сайте «Работа в России» могут поступать предложения работы. Это приравнивается к выдаче направления на оплачиваемую работу, как если бы вы пришли в ЦЗН лично. Отказаться можно максимум два раза, иначе не назначат пособие.
Моим знакомым не приходили предложения работы от службы занятости. Но они получали на электронную почту письма от работодателей, которых заинтересовало резюме. Девушки на них не реагировали, но все равно получили пособие.
По истечении 10 дней потребуется прийти в центр занятости. Эта обязанность стала появляться в местных законодательных актах с 1 января 2021 года, когда регионы возобновили личный прием граждан. Например, в Омской области вышло «Распоряжение Министерства труда и социального развития № 7-р» — в интернете его не найти, но можно почитать в бумажном варианте в любом ЦЗН.
На явке вас поставят на учет как безработного. Если не придете — в заявлении откажут.
Считается, что безработный ищет работу все время, пока состоит на бирже труда. Ему могут поступать предложения, которые он обязан рассматривать, также он должен ходить на собеседования и посещать биржу труда.
Если служба занятости устроит вас на работу, то сама снимет с учета. А если вы найдете ее самостоятельно, надо авторизоваться на портале «Работа в России» и отозвать заявление.
Полина получила пособие один раз, и центр занятости устроил ее на работу. Причем ее взяли туда же, откуда уволили. Марина получила выплаты за три месяца, а потом нашла работу сама и отозвала заявление. Кристина не смогла трудоустроиться за три месяца.
КС: Непредставление документа об образовании не препятствует признанию гражданина безработным
Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 8 октября № 31-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости населения в РФ.
Поводом к рассмотрению стала жалоба бывшего индивидуального предпринимателя из г. Воронежа Михаила Чайковского. В ноябре 2015 г. воронежский Центр занятости поставил его на учет, но не признал безработным из-за неполного комплекта документов. В частности, заявитель не представил справку о среднем заработке за последние три месяца (т.к. организация, где он работал, к тому времени была ликвидирована) и документ, удостоверяющий квалификацию. Стоит отметить, что этому предшествовало обращение Михаила Чайковского в Конституционный Суд РФ в 2015 г. Тогда КС в Постановлении от 6 октября 2015 г. № 24-П указал, что отсутствие справки о среднем заработке с последнего места работы как документа, предусмотренного п. 2 ст. 3 Закона о занятости, не является препятствием к признанию гражданина безработным.
В апреле 2016 г. после очередного обращения в службу занятости и представления необходимых документов, включая диплом о высшем образовании, Михаил Чайковский был зарегистрирован в качестве ищущего работу, а спустя 10 дней – признан безработным.
Суды поддержали позицию службы занятости
В декабре 2016 г. Михаил Чайковский обратился в суд с иском к центру занятости, в котором просил признать его безработным со 2 ноября 2015 г. по 11 марта 2016 г., взыскать пособие по безработице за указанный период в размере 4250 руб., а также компенсацию морального вреда в 50 тыс. руб.
Коминтерновский районный суд отказал истцу в удовлетворении требований. Как отмечалось в решении от 31 марта 2017 г., в указанный период истец состоял на регистрационном учете в качестве ищущего работу и не был признан безработным, так как не представил все документы, необходимые по закону. Таким образом, пособие по безработице за данный период взысканию в адрес истца не подлежит. Также суд отказал во взыскании компенсации морального вреда, поскольку не выявил нарушений прав истца ответчиком. При этом, как отмечается в решении, а нарушение права на получение пособия по безработице является нарушением имущественного права.
Решение устояло в апелляции. В передаче дела на рассмотрение кассационной инстанции Воронежским областным судом также было отказано. Суды пришли к выводу, что хотя отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы – с учетом выявленного КС конституционно-правового смысла положений п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости (Постановление № 24-П по первой жалобе Чайковского) – не может препятствовать признанию гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначения ему пособия по безработице в размере минимальной величины, отказ органа службы занятости был обусловлен отсутствием еще одного из необходимых документов – удостоверяющего квалификацию заявителя.
Доводы жалобы в КС
Не согласившись с отказами, Михаил Чайковский обратился в КС. В жалобе (есть у «АГ») он указал, что примененные в его деле взаимосвязанные положения п. 1 и 2 ст. 3 Закона о занятости противоречат положениям Конституции РФ в той мере, в какой служат основанием для отказа органами службы занятости в признании безработными граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, к которым относится заявитель, при непредставлении документа, удостоверяющего квалификацию. По мнению заявителя, это нарушает конституционные принципы равенства и ограничивает право на защиту от безработицы.
Там же отмечается, что законодатель, устанавливая в оспариваемой норме общие требования для всех категорий граждан, обращающихся в службу занятости, не учел наличие специальных норм, вводящих ограничения для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Так, согласно п. 3 ст. 4 Закона о занятости оплачиваемая работа, включая временную и общественные работы, требующая (или не требующая) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства, считается подходящей для таких категорий граждан.
Также в силу п. 2 ст. 30 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, устанавливается в минимальном размере, при этом согласно п. 1 ст. 34 Закона пособие гражданам, признанным безработными и стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, а также бывшим ИП начисляется в размере минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент.
Следовательно, резюмируется в жалобе, требование документа, удостоверяющего квалификацию, применительно к гражданам указанной категории не влияет и не зависит на допустимость предлагаемой им работы в качестве подходящей.
КС вновь указал на неправомерность отказа в признании заявителя безработным
При этом Суд сослался на собственную позицию, выраженную в Постановлении № 24-П, о том, что само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма соцзащиты, и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ч. 3 ст. 37 Конституции, ни как умаление государственных гарантий его реализации.
Вместе с тем, указал КС, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций и не создавать необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы.
С этой точки зрения требование о представлении гражданином, зарегистрированным в службе занятости, для принятия решения о признании его безработным документа об образовании и (или) о квалификации обусловлено подбором подходящей работы, каковой, по общему правилу, считается работа, в том числе временная, соответствующая профпригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
При этом работа в соответствии с утвержденными Постановлением № 891 Требованиями должна подбираться с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы) гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника.
Таким образом, подчеркивается в постановлении КС, требование о представлении документов об образовании и (или) о квалификации установлено в интересах самих граждан, ищущих работу. Непредставление таких документов хотя не исключает содействие органов занятости в поиске работы, тем не менее препятствует предложению работы, соответствующей уровню образования и профессионально-квалификационным характеристикам заявителей.
Суд добавил, что для отдельных категорий безработных предусмотрено специальное регулирование, в том числе в части определения критериев подходящей работы, а также размера пособия. В частности, для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, подходящей считается оплачиваемая работа, включая временную и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а назначаемое им пособие устанавливается в минимальномразмере.
Подобное правовое регулирование, предполагающее дифференцированный подход к определению критериев подходящей работы, а также размера пособия в отношении безработных, состоявших в трудовых отношениях и уволенных по любым основаниям (за исключением нарушения трудовой дисциплины или других виновных действий, предусмотренных законодательством), с одной стороны, и иных безработных граждан, в том числе имевших статус ИП, а также лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, с другой стороны, основано на объективных критериях – например, отсутствии предшествующей трудовой деятельности или продолжительности ее перерыва. Соответствующая дифференциация, учитывающая, кроме того, различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и ИП, не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства или ограничивающая право на защиту от безработицы (Постановление № 24-П, определения от 21 декабря 2006 г. № 559-О, от 12 апреля 2011 г. № 550-О-О, от 29 мая 2012 г. № 1002-О, от 24 сентября 2013 г. № 1329-О и др.).
Следовательно, резюмировал Суд, содействие в подборе подходящей работы гражданам указанной категории не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у заявителя образования определенного уровня и (или) квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им подходящей работы. В этой связи непредставление такими гражданами документов об образовании и (или) квалификации не препятствует не только надлежащему содействию им в подборе подходящей работы, но и предоставлению установленных законом мер соцподдержки в период безработицы.
КС подчеркнул, что рассматривая вопрос о признании гражданина указанной категории безработным, орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении него правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие документов, удостоверяющих квалификацию, необходимость представления которых предусмотрена п. 2 ст. 3 Закона о занятости. К тому же, добавил Суд, в п. 3 данной статьи перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, сформулирован исчерпывающе и не включает лиц, зарегистрированных в службе занятости, но не представивших документы, удостоверяющие квалификацию.
С учетом данной позиции, правоприменительные решения по делу заявителя КС признал подлежащими пересмотру.
Мнение судьи КС о значимости документов о высшем образовании
Постановление содержит также мнение судьи КС Константина Арановского, в котором он подчеркнул, что при получении статуса безработного гражданин больше не обязан предъявлять диплом о высшем, в частности, образовании в доказательство профессиональной квалификации. Так, КС в Постановлении от 14 ноября 2018 г. № 41-П отметил, что наличием диплома не может быть строго обусловлено даже право на педагогическую деятельность (определенных видов), если ее успешно осуществляет лицо, соответствующее занимаемой должности.
«Постановление ˂…˃ могло бы, наверное, состояться в несколько ином содержании, имей образовательные документы иную репутацию, чем теперь. Если бы профессиональное образование уверенно гарантировало квалификацию обладателей дипломов, то в конституционно-правовом балансе интересов и ценностей это имело бы иной, вероятно, вес, который дал бы больше оснований поддержать авторитет диплома, чтобы обладание им было условием осуществления свободы труда и связанных с нею прав», – сообщается в документе.
Судья добавил, что тенденции, наблюдаемые в настоящее время в сфере высшего и пост-вузовского образования, таковы, что со строгой обязательностью дипломов в разных правоотношениях, возможно, придется повременить, пока не появятся веские доказательства тому, что вузы восстанавливают автономию.
Эксперты «АГ» считают, что КС выступил «вышестоящей инстанцией» по делам гражданина
Комментируя «АГ» постановление, руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что противостояние Михаила Чайковского с Воронежским центром занятости «имеет длинную историю, во многом даже кафкианскую».
Вместе с тем, добавила она, постановление вряд ли можно назвать прорывным. «Так, вывод об отсутствии оснований для отказа в предоставлении статуса безработного в случае не предоставления документа о квалификации и образовании лежит на поверхности, – пояснила она. – Более того, это уже второе аналогичное постановление по жалобе данного лица. КС в очередной раз выступил как некая «третья кассация», устраняющая очевидные нарушения. Однако, как показывает практика, – с неясным результатом, учитывая текущую ситуацию с применением позиции по делу И. Дадина».
Адвокат АП Нижегородской области Василий Шавин также считает, что постановление не является слишком примечательным, поскольку не решает вопроса, имеющего существенное значение для практики или правовой системы России. «Хотя, конечно, для некоторых граждан, столкнувшихся с похожей ситуацией, оно значимо, – пояснил он. – Повторюсь, что таковых, по моим оценкам, не так много, и случай нельзя отнести к массовым».
Гораздо интереснее и более значимым для юристов, полагает эксперт, является контекст, в котором вынесено постановление, а также его значение для оценки состояния судебной системы в части судов общей юрисдикции. «Заявитель ровно четыре года назад уже получал постановление КС в свою пользу по схожему вопросу, где речь шла о справке о зарплате в том же разрезе, – подчеркнул Василий Шавин, – В обоих случаях КС указал, что данные документы не обязательны для признания гражданина безработным».
Адвокат добавил, что заявителю пришлось дважды пройти круг по признанию безработным с привлечением Конституционного Суда, и предстоит еще и третий – когда, наконец, он добьется положенного ему по праву, Конституции и закону. «К сожалению, судьи трех инстанций продемонстрировали неспособность разобраться в «трех соснах» Закона о занятости населения, и дважды вынесли незаконные решения. Причем второй раз – уже при наличии правовой позиции КС. Как видно из обоих постановлений, речь в них шла именно о правовом анализе ситуации с весьма относительным привлечением Конституции для решения дела. По сути, КС выступил вышестоящей инстанцией по делам гражданина, но упрекать высшую инстанцию в этом не могу», – резюмировал он.
В то же время, эксперты особо отметили мнение судьи Арановского.
«Используя данное дело в качестве предлога, Константин Арановский рассуждает о проблемах, связанных с реформой российского образования и его качеством, внося утерянную долю важности и остроты проблем, затрагиваемых Конституционным судом», – пояснила Александра Герасимова. При этом эксперт добавила, что перенос полемичных вопросов из текста судебного акта в особые мнения является общей тенденцией, которая отмечается на протяжении последних лет.
Василий Шавин подчеркнул, что поддерживает позицию судьи Арановского, который в большей степени выразил озабоченность состоянием дел в российском образовании.