можно ли вырывать седые волосы по исламу
Можно ли выщипывать седые волосы?
Вопрос: Каково решение благородного Шариата относительно выщипывания редких седых волос, которые появляются на бороде мужчины, перешедшего 30-летний возраст?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Во-первых, имам Ахмад и Абу Давуд передали от прадеда Амра бин Шуайба, да будет доволен ими Аллах, хадис, который гласит: «Не выщипывайте седые волосы, ибо это свет мусульманина. Любому мусульманину, у которого появился седой волос, записывается благодеяние, он поднимается на одну ступень в Раю или ему стирается один грех».
В Муснаде имама Ахмада приводится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил выщипывание седины, назвав седину “светом мусульманина”, и добавил:“любой верующий юноша, у которого появилась седина, будет возвышен Аллахом в степени, ему будет стёрт грех и записан благой поступок”».
Во-вторых, имам Муслим приводит хадис от Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен ими обоими Аллах): «В день взятия Мекки привели Абу Кухафу, его голова и борода были белы, как сугама (растение с белыми цветами.–Переводчик), и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Смените цвет чем-нибудь, но не окрашивайте в чёрный цвет”».
В хадисе, приводимом имамом Ахмадом от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Лучшее, чем можно сменить цвет седины, это хной и катамом (средство для окрашивания волос наподобие хны.–Переводчик)”».
Заключение:
По мнению большинства богословов, выщипывать седые волосы даже в молодом возрасте нежелательно. Учёныеханафитскогомазхаба считают, что в удалении седых волос нет ничего порицаемого, если целью этого действия является устрашение врага, но никак не для красоты. В книге «аль-Фатава аль-хиндийя» пишется: выщипывать седые волосы для красоты – нежелательно, но не для устрашения врага.
Не порицается окрашивать седые волосы, за исключением чёрного цвета. А Аллах знает лучше.
Этих людей Пророк Мухаммад (ﷺ) считал самыми плохими стариками
В молодые годы нам легче совершать поклонение, чем в пожилом возрасте. Однако многие молодые люди не только оставляют поклонение, но и ведут далеко не праведный образ жизни, мотивируя это тем, что, пока ты молод, надо брать от жизни всё.
Когда им объясняют, что служение Всевышнему не зависит от возраста и каждый совершеннолетний человек обязан выполнять все предписания нашей религии, они отвечают, что в старости у них будет много свободного времени, и вот тогда они займутся усердным служением Аллаху.
К сожалению, не каждый молодой человек доживает до старости, а из доживших не каждый сохраняет своё здоровье. Таким образом, человек, который в молодые годы не соблюдал предписания религии и собирался в старости заниматься богослужением, остаётся ни с чем.
К сожалению, есть и такая категория людей, которая даже в пожилом возрасте, несмотря на свои преклонные годы, продолжает следовать страстям своего нафса, считая, что смерть – это что-то очень далёкое.
Но самыми скверными из пожилых людей являются те, которые не остерегаются одного из самых мерзких грехов – прелюбодеяния.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ثَلاَثَةٌ لاَ يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ القِيَامَة، وَلاَ يُزَكِّيهِمْ، وَلاَ يَنْظُرُ إلَيْهِمْ، وَلَهُمْ عَذَابٌ ألِيمٌ: شَيْخٌ زَانٍ، وَمَلِكٌ كَذَّابٌ، وَعَائِلٌ مُسْتَكْبِرٌ
«В День Воскрешения Всевышний Аллах не заговорит с тремя категориями людей, не очистит их и не посмотрит на них: ими окажутся блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк». (Муслим, 107)
В этом хадисе сообщается, что Всевышний Аллах не заговорит с человеком, который достиг преклонного возраста и, несмотря на это, продолжает вести блудливый образ жизни. Такое поведение не к лицу даже молодым, а старикам – тем более.
Пожилой человек имеет богатый жизненный опыт, ясный ум, и в дополнение к этому у него уже ослабло влечение к противоположному полу, и у него не должно быть предпосылок к прелюбодеянию. И, несмотря на всё это, человек совершает этот мерзкий грех.
Совершение греха прелюбодеяния категорически запрещено не только пожилым людям, но и молодым, у которых имеется сильное влечение к противоположному полу. Поэтому Всевышний Аллах будет настолько недоволен таким старцем, что не простит ему грехи и не заговорит с ним.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж» пишет об этом следующее:
«Аль-Кази ‘Ияз сказал: «Причиной этого (тому, что Всевышний Аллах не заговорит с этими тремя категориями людей, не очистит их и не посмотрит на них) является то, что каждый из них совершает свой грех, несмотря на то, что он далёк от каждого из них, у них нет нужды в нём, и практически отсутствует мотив, толкающий их на это прегрешение.
Хотя никому не прощается совершение грехов, но, когда в совершении того или иного греха нет крайней необходимости и обычных мотивов, позыв к его совершению приравнивается к упрямству, пренебрежению предписаниями всевышнего Аллаха и намерению ослушаться Его без иной цели.
Поистине, имея совершенный разум, огромный жизненный опыт, ослабшее влечение к женщинам, не имея мотивов, толкающих его к этому поступку, а наоборот, имея то, что избавляет его от всех предпосылок даже к дозволенному влечению к противоположному полу и освобождает его сердце от мыслей об этом, как может старик совершить запрещённое Всевышним прелюбодеяние?»».
У каждого периода жизни есть и достоинства. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха похвал преклонный возраст и считал седину старца лучом света.
От ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Аса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهَى عَنْ نَتْفِ الشَّيْبِ، وَقَالَ: إِنَّهُ نُورُ المُسْلِمِ
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выщипывать седые волосы и сказал: «Поистине, это (седина) – свет мусульманина»». (Тирмизи, 2821; Ибн Маджах, 3721)
В той версии хадиса, который передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَا تَنْتِفُوا الشَّيْبَ فَإِنَّهُ مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَشِيبُ شَيْبَةً فِي الْإِسْلَامِ إِلَّا كَانَتْ لَهُ نُورًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Не выщипывайте седые волосы, ибо, поистине, для любого мусульманина, который поседеет в Исламе, они обязательно станут светом в День воскрешения».
В другой версии этого хадиса, который также приводит Абу Давуд, сказано:
كَتَبَ اللَّهُ لَهُ بِهَا حَسَنَةً وَحَطَّ عَنْهُ بِهَا خَطِيئَةً
«Аллах запишет ему за каждый седой волос благое дело и снимет с него бремя одного прегрешения». (Абу Дауд, 4202)
Таким образом, плохим стариком является тот, кто, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает грешить, а благим стариком является тот, кто состарился, находясь на пути Аллаха, то есть кто провёл свою молодость в поклонении и покорности Аллаху.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Глава 5. О седых волосах Посланника Аллаха
Хадис 36
Муслим передал его в таком же виде, а аль-Бухари – без упоминания Абу Бакра. В версии Абу Давуда сообщается, что Абу Бакр и ‘Умар красили волосы. ‘Али аль-Кари в «Джам‘ аль-васаиль» пишет, что его передали все шесть имамов. Хна окрашивает волосы в красный цвет, а катам придаёт им чёрный цвет с красноватым оттенком.
Хадис 37
Ибн Маджа передал со слов Анаса ибн Малика, что он не видел у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) седых волос, кроме семнадцати или двадцати волос в передней части бороды. Аль-Бухари передал с его же слов, что у него на голове и на бороде не было и двадцати седых волос. В таком же виде хадис Анаса передал Ахмад, и его иснад достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.
Хадис 38
Муслим и ат-Таялиси, а ан-Насаи передал похожий хадис.
Хадис 39
Ибн Маджа и Ахмад. Аль-Бусири в «Заваиде» назвал его иснад достоверным, и это утверждение сомнительно. Однако хадис этот достоверен и усиливается предыдущими сообщениями.
Хадис 40
Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным. Аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари, и с этим согласился аз-Захаби. И они были правы, несмотря на то что относительно его иснада существуют разногласия, которые разъяснены в книге «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 955).
Хадис 41
В «Аль-Джами‘ ас-сагир» сообщается, что хадис передал ат-Табарани. Его иснад достоверен потому, что усиливается предыдущим сообщением.
Хадис 42
Аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Албани назвали хадис достоверным. Абу Давуд передал его со слов Абу Римсы: «Однажды я вместе с отцом отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и увидел на нём два зелёных полотнища с полосами». Ан-Насаи, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали его в следующей форме: «Его волосы достигали мочек ушей, и на них были следы хны. Он был одет в два зелёных полотнища с полосами», причём ат-Тирмизи назвал его хорошим. В некоторых версиях хадиса вместо саубан сказано: бурдан. Ахмад передал его с разными текстами, среди которых есть и версия, упомянутая в «Шамаиле».
Хадис 43
Ахмад и аль-Хаким, причем последний назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.
Выщипывание седых волос с головы и усов является нежелательным делом
Дата публикации : 14-12-2011
Вопрос
Можно ли мне удалять седые волосы из моих усов?
Текст ответа
Во-первых. Выщипывание седых волос головы и усов является нежелательным, как об этом упоминается в хадисах от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ка‘б ибн Мурра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Для того, кто поседел, будучи в Исламе, эта белизна будет светом (нуром) в день Суда (приводится у ат-Тирмизи под № 1634; аль-Албани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверен).
Сообщается от ‘Амру ибн ‘Абаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: Для того, кто поседел на пути Аллаха, эта белизна будет светом (нуром) в день Суда (приводится у Ахмада и ат-Тирмизи под № 1635; аль-Албани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен).
Передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру, да будет Аллах доволен ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Седина – это свет мусульманина. Если мусульманин поседеет в Исламе, то за каждый седой волос ему будет записано благое дело (хасана), и он будет поднят на одну ступень (приводится у аль-Бейхаки в Шу‘аб аль-иман и в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха под № 1243).
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: Не выщипывайте седину. Воистину, она – свет в Судный День. Если мусульманин поседеет в Исламе, то за каждый седой волос ему будет записано благое дело (хасана), и он будет поднят на одну ступень (приводится у Ибн Хиббана; аль-Албани в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса хорошая).
Фадаля ибн ‘Убейд, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Седина – это свет на лице мусульманина. Так пусть тот, кто желает, выщипывает свой свет (приводит Ибн ‘Ади и аль-Бейхаки в Шу‘аб аль-иман ; хадис приводится в Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха под № 1244).
Все эти предания подтверждают нежелательность (макрух) выщипывания седых волос головы или усов.
Что же касается седины в бороде, то выщипывание её запрещено (харам).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, был спрошен: Каково религиозно-правовое решение в отношении выщипывания седых волос головы и бороды?
Он ответил: «Что касается волос бороды и лица, то (выщипывание) запрещено. Так как это относится к ан-намс, о котором упоминается в хадисе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял ту, что выщипывает волосы с лица, и ту, что просит сделать ей это. Мы скажем такому мужчине: „Если ты станешь удалять каждый белый волос, то в твоей бороде не останется волос. Оставь то, что создал Аллах, без изменения и не выщипывай ничего“.
Что же касается выщипывания седых волос головы, то это действие не достигает категорической запретности, так как не относится к ан-намс» (Маджму‘ аль-фатауа. – Т. 11. – С. 123).