можно ли выступать на улице музыкантам

Как уличному музыканту избежать проблем с законом

Летом на Покровке полно уличных музыкантов. Кажется, что ничего особенного в их выступлении нет, но артисты, выходя на улицу, ввязываются в серьезную игру с законом и полицией. Рассказываем о юридических рисках уличных музыкантов и о том, как их минимизировать.

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантамФото: Анастасия Голикова

Несанкционированный почти митинг

20 июня 2016 года виолончелист Семен Лашкин играл на улице Никольской в Москве. Его задержала полиция. Суд признал музыканта виновным в организации пребывания граждан в общественном месте и обязал выплатить штраф 10 тысяч рублей. Статью 20.2.2. КоАП РФ часто применяют против уличных артистов, художников и различных агитаторов.

Для привлечения музыканта к административной ответственности формально достаточно двух фактов. Во-первых, скопление людей из-за артиста, а во-вторых, нарушение порядка из-за скопившейся толпы. Правда, непонятно, сколько нужно народу, чтобы собрание стало массовым. В некоторых делах, где суд признал обвиняемого виновным, количество человек составляло «примерно 5».

Однако окружившая уличного музыканта группа людей ещё не основание для привлечения его к административной ответственности. К массовому одновременному пребыванию относятся только мероприятия с заранее определенными целями.

Этой позиции придерживаются суды. Так, виолончелист Лашкин обжаловал штраф в Московском городском суде, который отменил решение Тверского суда. Если уличный музыкант играет для себя, не объявляя о месте и времени своего выступления, и не агитирует прохожих останавливаться, то такое поведение не нарушит административное законодательство.

Нижегородские уличные музыканты поделились, что у них не было проблем с полицией. Правда, иногда артистов выгоняют из переходов, так как они мешают трафику.

Плати налоги

Уличный музыкант выступает как физическое лицо. Когда физическое лицо получает доход, то с него взыскивается налог в 13% — НДФЛ. Однако уличные музыканты не имеют фиксированных тарифов за выступление. Люди сами решают, платить артисту или нет. Даже если в гитарном чехле наберется приличная сумма, непонятно, как рассматривать такие деньги с точки зрения закона. Они могут быть чем угодно: пожертвованием, даром, платой за услугу.

Некоторые регионы пытались взыскать НДФЛ с уличных артистов. В 2012 году «Известия» сообщили о том, что власти Москвы хотят ввести патенты для уличных артистов. Патентная система налогообложения применяется только для индивидуальных предпринимателей. Такая система введена в ряде регионов России для отдельных видов деятельности, указанных в законе субъекта. Вначале предполагалось, что стоимость патента будет 60 000 рублей, в 2015 году уже говорили о «символичной плате».

Сейчас в отношении музыкантов патентная система в Москве не применяется.

В отношении шума все просто. По закону Нижегородской области «Об обеспечении тишины» нельзя шуметь:

За нарушение тишины предусмотрен штраф до 2000 рублей.

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантамФото: Анастасия Голикова

Плата за песни

Музыкальные произведения охраняются Главой 70 Гражданского кодекса. Только правообладатель может исполнять принадлежащую ему музыку. Остальные не имеют такого права без разрешения правообладателя.

Чтобы выступать законно, нужно играть произведения собственного сочинения, либо заключать договоры с правообладателям. Однако договариваться со всеми желающими сыграть пару песен на условной Покровке дорого и долго.

Для ускорения и упрощения заключения договоров созданы организации по коллективному управлению правами. Российское авторское общество (РАО) — наиболее известная организация в России. РАО следит за соблюдением прав множества авторов одновременно, поэтому достаточно заключить договор с ним.

В теории все просто. Заплатил РАО — спокойно выступаешь.

Если музыкант хочет исполнять песни легально, то он должен договариваться с каждым правообладателем отдельно. Правда, в России практически не следят за соблюдением авторских прав уличными музыкантами.

Закрепим пройденное

Никита Ефимов
18+

Источник

Почему уличных музыкантов не хочется поддерживать в конфликте с властями?

Уличные артисты Петербурга создали профсоюз: поводом стали массовые задержания музыкантов на улицах города и готовящийся закон об их деятельности. «Афиша Daily» объясняет, почему в данной ситуации не получается встать на сторону уличных музыкантов.

С чего все началось?

С начала сентября в Петербурге стали массово задерживать уличных музыкантов. Чаще всего полицейские подходят к артистам в районе центральных станций метро («Площадь Восстания», «Невский проспект» и другие), конфискуют инструменты, везут музыкантов в отделение и составляют протоколы о самоуправстве и «самовольном занятии земельного участка». Полиция объясняет задержания жалобами от жителей города.

Ранее в марте депутат питерского закса Четырбок (также известный как автор закона о «наливайках») предложил регламентировать активности уличных артистов и создать список разрешенных мест, где им можно играть. Важный момент: выступления должны быть согласованы с властями.

Артисты возмущены задержаниями: по словам одного из членов профсоюза, музыканта Глеба Васильева, полиция выполняет требования «еще не вышедшего законопроекта».

А что, на улице правда нельзя играть?

Главная проблема уличных музыкантов — отсутствие профильного закона, который бы регулировал их деятельность.

Формально артистам можно выступать на улице (но не в метро — есть соответствующий запрет!). Другой вопрос, что правоохранительные органы могут найти повод прекратить уличное выступление. Чаще всего в таких случаях начинает работать статья 20.2.2 КоАП (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка. — Прим. ред.). Что конкретно считать нарушением общественного порядка, в законе не прописано.

Как обстоят дела с уличными музыкантами в Европе?

Как ни странно, инициатива Четырбока (при всех подозрениях насчет того, как она будет применяться) отсылает к мировому опыту диалога властей с музыкантами на улицах. «В Европе такие инициативы есть в каждом городе, — объясняет Сергей Садов, известный уличный артист, часто играющий на московском Арбате. — Ты приходишь в местную мэрию или департамент культуры, платишь взнос (копейки, ей‑богу) и работаешь».

Впрочем, поиграть в важных туристических местах больших европейских городов — это не всегда просто. Например, чтобы спеть песни на знаменитой площади Мариенплац в Мюнхене, необходимо пройти кастинг в горсовет и доказать свою исполнительскую дееспособность городским властям. Если артист прошел конкурс, ему необходимо получить лицензию на выступление в определенное время и записаться в «лайнап» из десяти временных слотов в течение дня. Ограничения (пусть и менее жесткие) есть и в других городах Европы, цель таких мер — облагородить звуковую культуру места.

Что не так с уличными музыкантами в России?

Здесь стоит вернуться к предыдущему пункту: именно в целях заботы о звуковой культуре горожан европейские власти вводят ограничения. Нет слуха и голоса? Плохо настроена гитара? Поешь слишком громко и вызывающе? Извини, выступить в людном месте тебе не дадут.

К сожалению, дискурс звуковой культуры общественных мест в России фактически отсутствует: на выходе из станции метро вам наорут в ухо о зарядках по сто рублей, деньгах до зарплаты и распродажах в ближайшем ТК. Это уже давно воспринимается как неизбежное сопровождение и без того шумной жизни большого города: в публичной повестке не принято поднимать вопросы о том, почему, допустим, у метро пять рупоров пытаются переорать друг друга — и с этим никто ничего не делает? Работает простая логика: дневное время — значит, можно.

В этом контексте почему‑то вспомнился прошлогодний питерский VK Fest как показательный пример. Если на уровне сцен там все было грамотно построено — площадки находились в достаточной звуковой удаленности друг от друга и от других активностей, — то между ними царила настоящая саунд-анархия с признаками насилия. Из шатров вызывающе громко играла танцевальная электроника — так, как будто это не корнер сетевого продавца косметики, а главная сцена фестиваля Alfa Future People, когда ты подошел прямо к колонке. Вряд ли такое положение вещей устраивало посетителей фестиваля, но пожаловался ли кто‑то на него? Вопрос.

При чем здесь уличные музыканты? Притом, что очень часто их деятельность идеально вписывается в общую картину, где отсутствует звуковая культура и этика. Здесь опять же, как ни странно, многое упирается в отсутствие регулирующего законодательства: музыканты играют где хотят, что хотят и как хотят.

К чему это приводит? Уличные артисты оглушают выходящих из метро горожан ревущими струнами расстроенной гитары, звенящими хэтами дешевой барабанной установки и зычным непоставленным голосом, исполняющим «Выхода нет», «Батарейку» или «Сансару», — надо понимать, что громкость всего перечисленного усилена аппаратурой. Разумеется, у таких событий есть поклонники — в том же Петербурге десятки, а то и десятки десятков людей могут столпиться в кучу, слушая стрит-бенд, — другое дело, что сотням других горожан, оказавшимся рядом, не оставляют выбора и навязывают громкий рок-концерт, который совершенно не вписывается в культуру городского пространства. Не стоит забывать и про пандемию, в условиях которой возникновение толпы крайне нежелательно.

Что делать?

К инициативе (и тем более фигуре) Четырбока можно относиться по-разному. Конечно, музыкантов можно понять — толковой законодательной базы для их деятельности пока не существует, поэтому им самим сложно осознавать свои права. Очевидно, что предложение ограничить число мест для выступления стрит-бендов вписывается в логику общей практики повсеместных запретов — и поэтому так остро воспринимается как один из них.

К правоприменению инициативы тоже пока есть вопросы — а по какому критерию будут отбирать музыкантов, которым позволят играть на площадях? А вдруг запретят петь «Перемен», насмотревшись на Беларусь? Или выдавят с «насиженных» мест?

С другой стороны, вопрос регулирования деятельности музыкантов тоже будто бы на поверхности — стрит-бенды выкручивают ручки вправо и грохочут, собирают толпу и мешают горожанам.

Вывод простой: хочется, чтобы диалог властей и уличных артистов решался не палочными методами, а появлением полноценной дискуссии в обществе о звуковой культуре большого города.

Источник

Музыкальная грамота: где легально устраивать выступления в столице

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантам

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Трудно представить себе Москву без живой музыки в исполнении уличных артистов. Они играют повсюду: в подземных переходах, электричках, на станциях метро и оживленных аллеях мегаполиса – и вызывают бурю положительных эмоций у прохожих. О том, где можно играть в столице, не нарушая закона, читайте в материале m24.ru.

В 2013 году жители столицы даже выбрали своего любимого музыканта посредством народного голосования, а в начале этого года широкий общественный резонанс вызвало импровизированное выступление фронтмена Aerosmith Стивена Тайлера совместно с уличным артистом, который в этот момент исполнял хит американской рок-звезды на гитаре.

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантам

Лидер Aerosmith спел дуэтом с уличным музыкантом

Музыка в законе

Очевидно, для туристов такие выступления – замечательный аттракцион, но для жителей домов в центре столицы они часто превращаются в настоящую пытку. Найти компромисс пытались уже не раз: власти сначала разрешили свободно играть всем в парковых зонах и скверах, после предлагали штрафовать артистов, запретить звукоусилители и ограничить выступления в определенных зонах, а затем – организовать специальные места для концертов и даже выдавать уличным музыкантам лицензии и патенты, как это происходит, например, в Лондоне, Нью-Йорке или Мадриде.

Ситуация начала меняться в 2015 году, когда в Мосгордуме всерьез запланировали заняться соответствующим законопроектом, а на нескольких столичных вокзалах успешно прошли официальные концерты уличных артистов.

Нарушения и обсуждения

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантам

Виолончелиста Семена Лашкина задержали сотрудники полиции

Тем не менее, зимой 2016 года большинству музыкантов пришлось полностью покинуть Арбат из-за москвичей, которые неоднократно жаловались на шум, а в июне задержали виолончелиста Семена Лашкина и гитариста Ивана Харьковского: Тверской суд признал их виновными и оштрафовал на 10 тысяч рублей за нарушение общественного порядка. Актуальную проблему обсудили в рамках московского урбанистического форума, где 4 июля состоялась дискуссия «Городской музыкант. Новая профессия?». Ее участники определили, что уличные артисты являются важной частью городской культуры.

Важно отметить, что до недавнего времени в столице не было официально разрешенных мест, где они могли бы свободно выступать. Позиция властей часто менялась, и многие музыканты проводили свои концерты, рискуя получить настоящий штраф. Теперь эта проблема отчасти решена.

В связи с этим m24.ru публикует список мест, где творческие коллективы и отдельные артисты могут совершенно легально организовать свое выступление, а фанаты – безвозмездно его прослушать и, при желании, отблагодарить.

В парках

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантам

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Этим летом в московских парках по приказу Департамента культуры установлено 56 площадок для выступления уличных артистов. Теперь музыканты, актеры, мимы и жонглеры, чтецы литературных произведений, а также другие артисты и творческие коллективы могут законно выступать на территории 27 парков, среди которых:

В метро

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантам

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

В рамках пилотного проекта «Музыка в метро» уличные музыканты могут выступать на 3 специально оборудованных площадках, расположенных на станциях «Маяковская», «Выставочная» и «Курская», – они обозначены яркими напольными стикерами. В дальнейшем метрополитен планирует открыть еще 13 подобных точек.

Каждая площадка обладает хорошей акустикой и доступна для максимального количества пассажиров. Концерты проходят строго с 10:00 до 17:00 и с 20:00 до 22:00 по будням, а также с 10:00 до 22:00 по выходным. Чтобы принять участие в проекте, необходимо отправить анкету-заявку на участие и пройти специальное прослушивание. Прошедшим отбор музыкантам выдают разрешение на выступления, которое действительно в течение года. Следить за календарем мероприятий и подробнее узнать о проекте можно на сайте «Музыка в метро».

На улицах

можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть фото можно ли выступать на улице музыкантам. Смотреть картинку можно ли выступать на улице музыкантам. Картинка про можно ли выступать на улице музыкантам. Фото можно ли выступать на улице музыкантам

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Законодательно деятельность уличных музыкантов в столице до сих пор никак не регулируется, что часто приводит к неоднозначным ситуациям. По этой причине артисты протестуют и готовятся к пикетам в защиту своих прав. Глава комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов заявил: «Огромное количество парков, скверов, где артистам можно выступать, и это число увеличивается. Пусть обращаются в департамент и получают себе места: там скажут – вот здесь и здесь играть можно. Наша задача – поддержать музыкантов, а они должны действовать согласно существующим разрешениям».

Также в ближайшее время на Крымской, Лермонтовской, Смоленской-Сенной, Большой Сухаревской и Серпуховской площадях все же появятся площадки для выступления уличных музыкантов и организации выставок. Помимо этого, в сентябре на территории района Арбат пройдет специальный фестиваль, посвященный творчеству уличных артистов.

Источник

Сколько может заработать уличный музыкант

Личный опыт

Чтобы подзаработать в годы аспирантуры, я играл на улицах на саксофоне.

С тех пор прошло 5 лет, денег мне хватает, но я всё равно иногда это делаю. Я играл в 9 городах, при температуре от −20 до +50 °C. Сейчас наигрываю неплохой для провинции доход.

Если вы умеете играть на каком-нибудь инструменте и хотите подработать в свободное время, расскажу, как это сделать.

Кто такой аскер

В неформальной среде аскером называют уличного музыканта или его помощника со шляпой. Слово происходит от английского ask — «спрашивать». Отсюда сленговый глагол «аскать» — играть на улице, в переходе или метро ради денег. Сам процесс в тусовке называют аском. Помимо музыкантов к аскерам относятся жонглеры, фаерщики, живые статуи, фокусники — любые ребята, которые показывают свое искусство на улице с целью заработка. Еще говорят «стрит», «стритовать».

Какие бывают уличные музыканты

В уличные музыканты идут разные люди: студенты, менеджеры, продавцы, рабочие, преподаватели и даже профессиональные музыканты. Для большинства из них аск — подработка или хобби, но есть и те, кто занимается этим на постоянной основе и живет только за счет игры на улице.

У нас в городе есть группа «Дождя не будет». У них есть раскрученное сообщество во Вконтакте, где они пишут расписание своих уличных выступлений, и люди идут на них целенаправленно.

Мой знакомый скрипач Саша играл по всей России и в других странах СНГ. Стоило ему написать: «Ребят, сегодня в Саратове играю там-то и тогда-то…» — и местная публика подтягивалась.

К уличным музыкантам я не отношу неформалов и бродяг — пьяных, с расстроенными инструментами и песнями русского рока. Поддержать таких людей можно, только если вы сочувствуете их похмелью.

Это стыдно?

У многих музыкантов и далеких от музыки людей есть предубеждение насчет игры на улице: мол, это всё равно что побираться. Я так не думаю. Хороший музыкант поднимает людям настроение, подбадривает их, создает неповторимую атмосферу.

Мой опыт показывает, что большинство людей относятся к музыкантам либо нейтрально, либо положительно. Люди раздражаются, только когда музыкант плохо играет, его аскер со шляпой слишком настойчив или когда вы играете на одном и том же месте одно и то же каждый день.

Мне не стыдно играть на улицах, но, так как я играю недостаточно хорошо, мне порой стыдно за исполнение. Этого никто не замечает, но сам-то я всё понимаю.

Как и что играть

Прозвучит цинично, но ваше мастерство мало кому нужно: подлинных ценителей техники исполнения немного. Люди хотят услышать то, что знают, что вызывает у них эмоции, или то, что красиво звучит. Если играете импровизацию или малознакомые мелодии, то играйте их максимально амплитудно и эффектно.

Чтобы выступать на улице, не обязательно играть очень хорошо — достаточно среднего уровня. Если вы не фальшивите и попадаете в ритм, аск у вас может получиться неплохим. Но чем более крутой вы музыкант, тем больше шансов у вас зажечь прохожих и уйти с полным чехлом.

По моим наблюдениям, прохожие бросают деньги в чехол, когда вы их растрогали. Поэтому если хотите много зарабатывать, играйте популярные задушевные мелодии. В идеале — те, которые пришлись на нежную юность большей части ваших прохожих: музыкальные вкусы у обычных людей формируются именно тогда. Если сейчас вашим прохожим по 40—50 лет, значит, они росли под музыку восьмидесятых.

Прохожие бросают деньги в чехол, если вы их растрогали

Если вы играете для себя и в свое удовольствие, мелодии можно подбирать какие угодно. Но и не ожидайте коммерческого успеха: люди в массе не такие ценители хорошей музыки, как они о себе думают.

Русский рок, конечно, хорошо, но играть только его просто моветон. Выучите основные советские хиты, популярные зарубежные мелодии. По моему опыту, на иноязычные песни народ откликается слабо. В моем случае хорошо заходили мелодии Кенни Джи, да и то потому, что он единственный известный поп-саксофонист.

Чтобы не надоесть людям и не устать самому, ваш репертуар должен быть хотя бы на час. В идеале на много часов. Повторяться можно: вас же не будут слушать всё время. Человек либо просто пройдет мимо, либо послушает пару песен и всё равно пройдет.

Какой инструмент лучше

Особо ценятся на улице классические и джазовые инструменты: скрипка, саксофон, труба, кларнет. По моим наблюдениям, самый удобный и выгодный для аска инструмент — это скрипка. Она маленькая и легкая, ее легко носить с собой. Она не замерзает в небольшой мороз — играть можно до минус 5-7, потом мерзнут пальцы. Она не слишком громкая (не то что саксофон!), но и не слишком тихая. На скрипке можно играть везде и всё. Она безумно красиво звучит, если вы умеете на ней играть, а если играть под минусовку, то вы будете звездой квартала.

Саксофон тоже нравится людям. Я далек от профессионального уровня игры, но могу сыграть Yesterday, мелодию из «Титаника», «Крестного отца» — людям нравится. По моим наблюдениям, отклик даже лучше, чем у профессиональных музыкантов, которые играют на других инструментах.

Самый удобный и выгодный инструмент — скрипка

Мы играем в одном месте с неплохим флейтистом, и народу определенно саксофон нравится больше, чем флейта. То же и с трубой. А вот скрипке я проигрываю — скрипка вне конкуренции.

Саксофон не уличный инструмент. На морозе на нем намерзает конденсат от дыхания, а сам инструмент не строит — попасть в ноты на нем становится сложно. Мне приходилось шить на саксофон чехлы, чтобы играть хотя бы при минимальном морозе. На жаре пересыхают трость (она крепится к мундштуку, из нее извлекается звук) и клапаны, поэтому летом более-менее сносно играть получается только утром или вечером.

Играть на улице можно на обычных акустических инструментах без аппаратуры. Но тогда вы сможете играть только в переходах или на очень тихих улицах, иначе вас просто не услышат. Если хотите наигрывать в разы больше и играть где угодно, потребуется звукоусиливающая аппаратура и колонка для аккомпанемента. Аппарат покажет, что вы серьезный музыкант, а не попрошайка, создаст ощущение представления, а не междусобойчика. По моим наблюдениям, игра под минусовку приносит примерно в два раза больше денег, чем без нее.

Если у вас несколько инструментов, не берите на улицу лучший вариант. Даже при самом бережном отношении на улице вы будете подвергать инструмент экстремальному воздействию. Жара, влажность, холод, пыль, гопники, в конце концов. Концертные инструменты лучше поберечь.

Помимо инструмента возьмите с собой тюнер. Полагаться на слух на улице не стоит. Если нужен, возьмите пюпитр. Еще отлично поможет плеер с минусом: даже если нет колонки, вы сможете слышать ритм в наушнике. Микрофон в идеале головной: так мобильнее. Если у вас нет автомобиля, то для аска выбирайте всё компактное: усилитель (он же комбик) должен помещаться в рюкзак и быть легким.

Если вы играете с группой, не надейтесь довезти всю аппаратуру на общественном транспорте — только на автомобиле!

Звать ли шляпника

Я не люблю аскеров со шляпами и считаю, что это дурной тон. Но это мое мнение, к деньгам оно не имеет отношения.

Со шляпником у вас всегда получится собрать больше, чем самому. Особенно если вокруг вас собирается толпа, чтобы послушать. Так часто бывает: люди стоят кружком, но никто не кидает деньги — все то ли стесняются, то ли ждут, чтобы сначала кинул кто-то другой. Так и стоят. Шляпник в этом случае спасает: он подходит к каждому, заглядывает в глаза и отказать ему уже как-то неудобно.

Со шляпником всегда получится собрать больше денег, чем одному

С другой стороны, со шляпником придется и делиться. Обычно договариваются на равные доли.

Шляпник должен быть веселым и интеллигентным. Навязчивые, грубые, наглые шляпники скорее отбивают желание давать деньги хорошему музыканту. По моему опыту, девушке со шляпой давали чаще, чем юноше, но предполагаю, что дело не в поле, а в харизме и улыбке.

Где и когда играть

Играть надо в местах, где много людей и где вы никому не мешаете: в переходах, на перекрестках, возле торговых центров, на оживленных улицах. Отдача в месте, где люди спешат на работу, обычно выше, чем в прогулочных местах.

Парки, центральные улицы — это для вечерней игры летом или в выходные. В будни аскер играет для тех, кто спешит на работу или с нее. Часто на периферии города аск лучше, чем в центре: для жителей отдаленных районов уличный музыкант может быть в новинку и приятной неожиданностью, в то время как мажоры из центра избалованы уличным искусством.

Вы можете играть в любое время дня. Ночью шуметь запрещено законом. Я люблю играть ранним утром — с 6 до 11 часов утра — или вечером, то есть до и после работы. Летом лучше играть на улице, а переходы поберечь на холода и непогоды.

Лучше выбрать место для аска заранее и сходить туда, чтобы всё проверить. Если там уже играет музыкант, следует поговорить с ним: во многих местах есть свой жесткий график, без договоренности случайному человеку не поиграть. При этом моральный приоритет на игру у ребят, которые играют на этом месте постоянно.

Проверяйте места для игры заранее — они могут быть заняты

Если вы не робот, скорее всего, вы сможете играть не более 2—4 часов подряд. Больше можно, но тяжело. Максимум я играл 8 часов подряд и после этого с трудом говорил: связки и губы почти не слушались. Если нужно поиграть много, лучше разделите на два, а то и три раза: например, 2 часа утром и 2 часа вечером. Со свежими силами играется легче и отдача от игры больше.

Старайтесь играть на одном месте как можно реже. Не чаще раза в неделю. Эффект неожиданности и новизны приносит хорошее вознаграждение музыканту, но быстро пропадет, если «заиграть» место. По вам должны соскучиться, встреча с вами должна стать приятной неожиданностью.

Часто рядом с аскером сидят какие-нибудь попрошайки. Они ему не конкуренты, но лучше без них. А еще тут этический момент: если это старенькая бабушка, которая просит на еду, играть здоровому зажравшемуся парню рядом с ней становится неловко.

Игра в столицах

Я играл преимущественно в провинциальных городах Черноземья. В Москве и Петербурге тоже играл, но мало знаю о тамошних особенностях.

В Москве я играл на периферии в надземных переходах — никаких проблем у меня не было. В Петербурге играл на центральных улицах и на выходах у метро, во время разведения мостов. Проблем у меня тоже не возникло, но пришлось конкурировать с местными реально крутыми ребятами.

Полиция недружелюбно отнеслась ко мне на Невском, но мы договорились. Многие музыканты на улицах Петербурга — гости из других городов, полиции не привыкать. Для уличных музыкантов это своеобразная Мекка: считается, что каждый должен поиграть в Петербурге.

Во многих городах Европы уличные музыканты получают специальное разрешение на игру. В прошлом году нечто подобное появилось и в Москве: проект «Музыка в метро» — предварительно и строго отобранные музыканты выступают в специально отведенных местах.

Проблемы с полицией и возможные сложности

Игра на улице сама по себе не запрещена законом, поэтому в провинциальных городах никаких проблем с полицией у меня не было. Нельзя играть только в метро.

В реальности полиция время от времени прогоняет музыкантов, в редких случаях забирает их в отделение, в единичных — накладывает штраф. В основном я слышал такое про столицы. Ссылаются они при этом на административный кодекс — статьи 20.1 и 14.1. Первая — об «оскорбительном приставании к гражданам», вторая — о незаконной предпринимательской деятельности. И то и другое не имеет отношения к игре музыканта на улице, но в России закон могут толковать произвольно.

Игра на улицах никакой предпринимательской деятельностью не является. У музыкантов это не «систематическое получение прибыли», у них нет тарифов на музыку, никто не просит людей платить. По сути, это акт дарения, как подарки на день рождения. Если один человек дарит другому деньги, эти суммы не облагаются налогом и за них не нужно отчитываться.

Пункт 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ

п. 1 ст. 572 ГК РФ — тут описана суть договора дарения

Если музыкант не нарушает общественный порядок, не попрошайничает, не пьет алкоголь, не выглядит как бродяга, не играет слишком громко или ночью и ведет себя как адекватный человек, никакой законодательной причины, чтобы его прогнать и уж тем более задержать, нет.

Но это в теории. На практике к вам могут придраться.

Проблем с полицией у меня никогда не было. Но у полиции вашего города может быть другой настрой.

Гораздо больше мешают охранники торговых центров и переходов с торговыми точками. Вот эти ребята часто просят перейти в другое место, даже если ваша игра нравится продавцам и прохожим. Охранники любят чувствовать свою власть и выпроваживают музыкантов. У многих просто инструкции такие: начальство не любит музыкантов.

Играя на улице, вы начнете сталкиваться с нищими и пьяными людьми. Несмотря на внешний вид, как правило, эти ребята не агрессивны и не опасны. Просто не давайте им деньги: если поддержать их раз, они от вас уже не отстанут.

Если вы сталкиваетесь с откровенной агрессией, которая может перерасти в столкновение, проще перестраховаться и дать гопнику его полтинник: если пострадает инструмент, это обойдется вам дороже. Если гопник требует еще и еще, откажитесь и просто играйте в другом месте: дашь слабину раз — и они уже не отстанут. Никакой «крыши» нигде нет. Если вам предлагают платить за место — игнорируйте или уйдите.

Сколько на этом можно заработать

Уличные музыканты не любят говорить о своих заработках. Знакомые коллеги даже злились на меня, узнав, что я пишу об этом статью. Пару лет назад в воронежской газете напечатали текст с заголовком «Уличные музыканты зарабатывают от 1000 рублей за вечер», и это наделало много шума. К ребятам на улицах подходили гопники, были конфликты. Когда человек работает за 16 тысяч в месяц, а тут кто-то зарабатывает больше, еще и на любимом деле, — это звучит как оскорбление.

Заработок уличного музыканта зависит от следующих условий: уровня игры и репертуара, проходимости места и его заигранности, удачи. В одном и том же месте при равных условиях один и тот же музыкант может наиграть как несколько сотен, так и пару тысяч. Предсказать сумму заранее нельзя.

Носите с собой визитки

Если вы профессиональный музыкант и играете на праздниках, в ресторанах и где позовут, то игра на улице — отличный способ найти клиентов. Запаситесь визитками: к вам будут часто подходить и предлагать где-нибудь сыграть. Заодно сделайте видео какого-нибудь своего выступления на празднике и выложите его на «Ютубе». Благодаря этому играть на улице можно будет гораздо меньше: вы будете загружены работой на свадьбах, днях рождения, свиданиях.

Если у вас есть свои диски, они могут принести неплохой доход. Если нет — запишите. Для этого не обязательна дорогая студия, сделайте запись дома под минус. Народ вас поддержит.

Умиляет то, что отзывчивые и сердобольные прохожие оставляют в чехлах и шляпах музыкантов не только деньги. Чтобы поддержать музыканта или просто поднять ему настроение, люди делятся с ним тем, что у них есть: фруктами, пирожками, сладостями. Часто предлагают алкоголь.

В основном бросают пятерки и десятки. Пару лет назад за месяц я набирал внушительный мешок копеек, но сейчас на такой же объем у меня уходит пара месяцев, потому что эти монеты выходят из оборота. Примерно треть всего заработка состоит из купюр — полтинники и сотни, изредка купюры по 500 и 1000 рублей. Самая крупная купюра, брошенная мне в чехол, — 50 долларов. Это было в 2014 году.

Средний заработок нормального музыканта в провинциальном городе в будни — 300—700 рублей в час. Крутой парень с аппаратурой и минусом может наиграть за час 1000—2000 рублей. В праздничные дни, особенно в дни массовых гуляний, отдача от аска увеличивается в разы — до 5 тысяч в час. В День города можно заработать 10—30 тысяч.

Если играть постоянно, то выходит от 40 до 80 тысяч рублей в месяц. При особом напряге в летние дни можно сделать и больше. Рекорд моего знакомого музыканта — 120 тысяч рублей в месяц, но после этого он взял длительный отпуск. В Петербурге наиграть можно еще больше, но конкретные цифры сильно зависят от места, музыканта и его умения работать с аудиторией.

Если играть постоянно, то можно заработать 80 000 Р в месяц

Где менять мелочь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *