можно ли взять коран без омовения
Можно ли взять коран без омовения
Шейху Абдульазиз ибн Базу задали похожий вопрос и он ответил: Не позволяется мусульманину прикасаться к Корану без омовения (вуду) согласно мнению большинства ученых. Это мнение четырех имамов (да будет доволен ими Аллах) и это мнение было высказано в фетвах сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Есть достоверный хадис, который был передан от Амр ибн Хазма, в котором сказано, что Пророк написал жителям Йемена: «Никому не следует прикасаться к Корану, кроме как в состоянии чистоты (тахир)» Это хадис относится к категории jayyid, у которого есть много других иснадов укрепляющих его. Так, известно, что не разрешается прикасаться к Корану в состоянии большого и малого осквернения. Тоже самое относится к перекладыванию с места на место, если человек не находится в состоянии чистоты. Но если он касается или перекладывает Коран завернутый например в газету, то это допустимо. Но не разрешается касаться непосредственно Корана, если человек не находится в состоянии чистоты (тахир). Это наиболее достоверное мнение большинства ученых, по вышеперечисленным причинам. В отношении чтения – то оно позволено без вуду (омовения), также позволено читать Коран, если кто-то держит его и просит исправить его или следить за ним.
Но человеку в состоянии джунуб, т.е. в состоянии большого осквернения не следует читать Коран, потому что передано в хадисе, что Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) удерживало от чтения Корана, только состояние джанабы (полового осквернения).
Ахмад передал с достоверным иснадом от Али (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из туалета и процитировал из Корана. Он сказал: «И это для того, кто не джунуб; но тот кто в состоянии джунуб (полового осквернения) не следует делать это (читать Коран), даже одного аята» Человеку в состоянии джунуб не следует читать Корана как с Мусхафа, так и по памяти, до тех пор пока не вымоется. Но человеку с малым осквернением можно читать Коран по памяти, и ему не следует касаться Мусхафа» Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz (да помилует его Аллах), 10/150
Что же касается хадиса о чистоте верующих, то было передано, что Абу Хурайра сказал: «Я встретил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и я был джунуб. Он взял меня за руку и я прошел с ним пока он не сел. Затем я убежал, и совершил полное омовение (взял гусль), затем я вернулся там, где он сидел. Он сказал: «Где ты был, о Абу (Хурайра)?» Я сказал ему, и он сказал: «СубханаЛЛах, о Абу Хурайра! Верующий не бывает нечистым»(Бухари al-Ghusl, 276; Муслим, al-Hayd, 556).
Ан Навави сказал в своем комментарии к Сахих Муслим: этот хадис указывает на великий принцип – мусульманин чистый в любом состоянии – живой он или мертвый. Если установлена чистота, то его слюна, пот, слезы также чисты – будь человек с омовением или без него, в состоянии большого осквернения, с менструацией или послеродовыми кровотечениями.
Поняв это, становится очевидным смысл слова тахир (чистый). Оно означает, что ничего удерживает тело от чистоты, в то время как у него нарушилось омовение, потому что без омовения человек лишь не может совершать намаз, или совершать другие поступки, в которых чистота (тахара) является условием.
А Аллаху известно лучше. ___________________________________
Можно ли без малого омовения трогать Коран?
Ас салам алейкум. Можно ли без малого омовения трогать книгу Аллаха Коран?
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух.
Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогой брат Мухаммад! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Что касается Вашего вопроса, то очень желательно, чтобы мусульманские мужчины и женщины всегда читали Коран и прикасались к Корану совершив вуду. Однако, согласно мнению большинства ученых, человек, который не в состоянии вуду, может декламировать Коран, не касаясь его. Для мусульманина реальный критерий опрятности и чистоты означает быть тахиром (очищенным). Тахара (очищение) – это нечто большее, чем просто опрятность и чистота. Общественное мнение считает человека опрятным и чистым, даже если он совершил акт мочеиспускания или дефекации и затем вытерся и вымыл руки. Но, согласно Шариату, он не тахир. А чтобы быть полностью чистым и тахиром, он должен сделать вуду. Что касается чтения Корана, то очень важно прикасаться к Книге Аллаха с большим уважением и почтением, и при этом быть в состоянии тахара. Запрещено читать Коран, когда человек пребывает в состоянии джунуб (после половых отношений или поллюций), пока он не искупается. Женщины во время менструаций или послеродового кровотечения (хайд или нифас) могут читать Коран по памяти, но не должны прикасаться к нему, за исключением преподавательниц и студенток, которым разрешено прикасаться к Корану, поскольку это особый случай (согласно имаму Maлику). Очень желательно, чтобы мужчины и женщины мусульмане всегда читали и прикасались к Корану в состоянии вуду. Аллах говорит о Коране:
«. пусть к нему прикасаются только очистившиеся» (Коран, 56: 79).
Хотя этот аят повествует об ангелах, но наши правоведы говорят, что если самые чистые ангелы касаются Корана, то люди также должны делать это в состоянии полной чистоты. В своей известной книге «Фикх Ас-Сунна» шейх Саид Сабик пишет следующее: Aбу Бакр ибн Мухаммад передал со слов своего отца рассказ своего деда, в котором упомянуты слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из письма, посланного им жителям Йемена: «Никто не должен прикасаться к Корану, кроме очищенных» (Ан-Насаи, Ад-Даракутни, Аль-Байхаки и Аль-Асрам. На основании своей цепи передатчиков ибн Абдуль-Барр сказал: «Это мутаватир» (имеющий непрерывную цепь передачи))». Абдуллах ибн Умар (да будут оба они угодны Аллаху) передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
«Никто не должен прикасаться к Корану, пока не очистится» (Сообщено Аль-Хайсами в «Маджма аз-заваид» с указанием на то, что передатчики заслуживают доверия).
Но у этого хадиса есть одна очевидная проблема – слово «очищать» здесь должно иметь одно конкретное значение. Поэтому фраза «тот, кто в состоянии хадас асгар (малое загрязнение, для которого достаточно сделать только вуду), не должен касаться Корана» не имеет никакого смысла. Что касается уверждениея Аллаха:
“. пусть к нему прикасаются только очистившиеся” (Коран, 56:79),
то оно относится к «Сокровенному Писанию»… Ибн `Аббас, Аш-Шаби, Ад-Дахак, Зайд ибн Али Аль-Муаийяд Биллях, Давуд, Ибн Хазм и Хаммад ибн Абу Сулейман считают, что тот, кто находится в состоянии малого загрязнения, может прикасаться к Корану. Большинство ученых, однако, единогласны в том, что человек в этом состоянии может декламировать Коран, не касаясь его.»
Можно ли носить Коран в сумке, без омовения?
Известно, что притрагиваться к Корану дозволяется только в состоянии ритуальной чистоты, т.е. при наличии омовения. А как быть случаи отсутствия такового? Дозволено ли в таком состоянии переносить Священное Писание в сумке, т.е. не притрагиваясь непосредственно к нему? Предлагаем вниманию читателей фетву Муфтията Дагестана, в которой раскрывается данная тема.
Вопрос: Можно ли носить Коран в сумке, без омовения?
Ответ:
1. Переносить Коран в сумке, портфеле и т. п., при отсутствии малого омовения, дозволено, но это разрешение обусловлено отсутствием намерения переносить конкретно Коран.
В остальных случаях переносить дозволено, согласно мнению имама ар-Рамли.
2. Согласно мнению имама Ибн Хаджара, переносить дозволено только в том случае, если человек вознамерился переносить конкретно предмет или предметы, в данном случае сумку или что-то другое, находящееся в ней.
Примечание:
Дотрагиваться до Корана непосредственно без омовения не дозволяется в любом случае.
Речь идёт о переносе Корана вместе с другим предметом, но трогать Коран, например, класть в сумку, при отсутствии омовения не разрешено. В подобном случае надо положить Коран в сумку заранее или попросить сделать это того, кто пребывает в омовении.
Аргументация:
يحرم بالحدث…حمل مصحف…لا حمله مع متاع، والمصحف غير مقصود بالحمل
«Перемещать Коран при отсутствии малого омовения запрещено, однако не запрещено переносить его вместе с другим предметом, если только человек не вознамерился переносить именно Коран». (См.: Зайнуддин аль-Майлябари, Фатх аль-Муин, с. 63).
(ويحل حمله في) أي مع (أمتعة) أو متاع وإن صغر جدا إن قصد المتاع وحده، وكذا إن قصدهما، خلافا لـ»التحفة»، وكذا مع الإطلاق عند (م ر). ولا يقصد المصحف وحده، فيحرم
«Переносить Коран (при отсутствии малого омовения) вместе с одним или с несколькими предметами, даже если он будет небольшим, дозволяется в том случае, когда переносящий (Коран и предметы) вознамерится на перенос одного лишь предмета, а также если вознамерится переносить Коран и предметы вместе, вопреки написанному в книге “Тухфат аль-Мухтадж”.
Также дозволяется перенос Корана, если человек не имел определённого намерения, согласно мнению имама ар-Рамли. Однако нельзя иметь намерение переносить лишь Коран». (См.: Саид Баишн аль-Хазрами, Бушра аль-Карим, с. 117).
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Чтение Корана и ритуальная чистота
На форуме вашего сайта разгорелась небольшая дискуссия о чтении оригинала и переводов Корана без наличия ритуальной чистоты. Прошу вас внести богословскую ясность.
Можно ли дарить перевод Корана людям самых разных воззрений, убеждений и верований?
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не дотрагивается до Корана [именно арабского оригинала], кроме как чистый[1]»[2]. Замечу, что достоверность хадиса сомнительна[3].
«Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).
В этом аяте, в частности, говорится об ангелах, но в общем контексте Корана, проецируя смыслы Священного Писания на повседневную практику, а также с учетом некоторых упоминаний в Сунне, ученые-богословы прокомментировали это так: «На небесах до текста Священного Писания (Корана), содержащегося (наряду со всей информацией о прошлом, настоящем и будущем мира сего) в Хранимой Скрижали, могут дотрагиваться лишь чистейшие от всех форм греха и ошибок — ангелы, а на земле — те, кто имеет ритуальную чистоту»[4]. Последнее проистекает из смысла аята не столько прямо, сколько косвенно[5].
Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что, когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты[6]. Имеется также мнение некоторой части мусульманских богословов о том, что в случае отсутствия малого омовения (вуду’) не запрещено касаться обложки книжного издания Корана и свободных от коранического текста мест на листах[7]. Ко всему прочему не исключено, что человек может быть вынужден держать Коран (книжное издание на арабском языке) и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты (даже если это касается полного омовения, например при менструации у женщин) в случае изучения его в учебном заведении[8].
Относительно случаев, когда отдельные аяты Корана приведены (именно в арабском оригинале) в каких-либо книгах или журналах, мнение большинства авторитетных мусульманских богословов таково: «Если в книге, например по мусульманскому богословию (фикх) или в тафсире (толковании смыслов Корана на любом языке, включая арабский) приводится часть Корана (вне зависимости от количества аятов)[9], то читать эту книгу и дотрагиваться до нее в случае отсутствия ритуальной чистоты канонически не запрещено»[10]. То есть допустимо и разрешено. Дарить Коран (а тем более перевод смыслов с имеющимся в нем арабским оригиналом) немусульманину канонически позволительно, о чем говорили еще с первых веков развития мусульманского богословия, и это в том случае, когда имеется просветительская польза и возможность наставить человека на верный путь[11].
Что же касается чтения Корана (например, по памяти), то отсутствие полного омовения (гусль) препятствует этому, если намерение касается именно чтения Священного Писания, а не упоминания (зикр). Таково мнение большинства (джумхур)[12]. При отсутствии же малого омовения (вуду’) чтение Корана (даже если намерение касается чтения Священного Писания) по памяти или с листа возможно и никак не возбраняется[13].
При отсутствии ритуальной чистоты (речь идет о полном омовении) запрет не распространяется на случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр, тальбия), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. В этих случаях чтение отдельных аятов Священного Корана дозволяется. Например, садясь в транспорт, человек читает аят: «Субхаанал-лязии саххара лянаа хааза, ва маа куннаа ляху мукриниин, ва иннаа иляя раббинаа лямункалибуун» (см. Св. Коран, 43:13); при выходе из транспорта — «Рабби анзильнии мунзалян мубааракян, ва анта хайруль-мунзилиин» (см. Св. Коран, 23:29); или когда постигает несчастье, он говорит: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (см. Св. Коран, 2:156). Также нет греха в непроизвольном чтении Священного Корана. Не запрещено говорить «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим», «аль-хамду лил-ляях», читать «аль-Фатиху», аят «аль-Курси», суру «аль-Ихляс» с целью поминания и восхваления Бога[14].
Чтение Священного Корана по памяти при отсутствии ритуальной чистоты возможно, если человек вкладывает в это смысл упоминания (зикр), а не непосредственного чтения самого Священного Писания[15].
Можно ли продавать Коран?
Если говорим о переводе, то отношение к нему – как к обычной книге. Если же об арабском оригинале, то текст Священного Писания, хранящийся одновременно на небесах, в Хранимой Скрижали, под чутким взором ангелов, не продается, а компенсируются затраты, связанные с изданием книги: стоимость бумаги, полиграфия, обложка, тиснение, переплет, транспортные расходы и т. п. Продажа книги, содержащей как полный, так и частичный текст Священного Корана, не возбраняется, а, наоборот, поощряется, если речь идет о красивых, доступных и удобных для чтения изданиях. Таково само собой проистекающее из здравой логики мнение мусульманских богословов.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Подробнее о том, что канонически может подразумеваться под словом «чистый» и какие выводы из этого можно сделать, см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 224.
[2] Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. ат-Табарани и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 588, хадис № 9986, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 223, хадис № 262.
[3] Риваяты данного хадиса от Хакима бну Хузама и ‘Амру бну Хазма являются недостоверными (да‘иф). Об этом говорили такие ученые, как ан-Навави, Ибн Кясир и Ибн Хазм. Иснад риваята от Ибн ‘Умара сомнителен (характеристика одного из передатчиков «мухталяфун фихь»). Подробнее о недостоверности или крайне низкой достоверности различных вариантов данного хадиса и ему подобных по смыслу см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 223, 224; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 302.
[4] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.
[5] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 306; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146.
[6] Здесь имеется в виду наличие ритуальной чистоты по итогу совершения малого омовения (вуду’). Что же касается ритуальной чистоты, приобретенной в результате полного омовения (гусль), которая обычно всегда в наличии, то на этот счет мнение мусульманских богословов практически едино: в случае необходимости совершить полное омовение (гусль), человек не касается арабского оригинала Корана, пока не совершит его. Как исключение из общего числа авторитетных мнений приводится лишь мнение имама Дауда. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 224; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 453.
[7] Упомянутое мнение высказано такими учеными, как Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, Абу Ханифа и др. Им же приписывается суждение об отсутствии обязательности в данном вопросе вообще. Напомню, мы говорим о малом омовении (вуду’). Подробнее см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 17. С. 147; Ибн аль-‘Араби (468–543 гг. по хиджре). Ахкям аль-кур’ан. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, [б. г.]. Т. 4. С. 1739.
[8] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 454.
Имам аш-Шавкяни после подробных богословских разъяснений по данной теме упоминает о том, что такие ученые, как Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ад-Даххак, Зейд ибн ‘Али, Дауд и другие, допускали в случае отсутствия малого омовения (вуду’) возможность дотрагиваться до Корана (брать в руки книжное издание Священного Писания, листать его, читать). См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 225.
Можно предположить, что основная аргументация дозволяющих и не высказывающих категоричности по данному вопросу в том, что (1) степень достоверности хадисов по этой теме крайне низка, (2) слово «чистый» может подразумевать не только и не столько ритуальную чистоту, (3) в аяте первостепенно имеются в виду ангелы, а не люди.
Если же говорить о вынужденных ситуациях и возможных исключениях в случае отсутствия полного омовения (гусль), а также о степени достоверности хадисов, подчеркивающих необходимость наличия его при чтении Корана, то полезно изучить исследование имама аш-Шавкяни по этому поводу, обратив внимание на мнение Ибн ‘Аббаса, приведенное имамом аль-Бухари. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 244, 245, хадисы 298–300 и пояснения к ним; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 536, 537. Что же касается прикосновения к Писанию и канонической обоснованности исключения, то см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 224.
[9] Есть мнение о предпочтительности того, чтобы аяты в совокупности составили меньше половины от общего числа страниц. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 450, 626.
[10] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 225.
[11] Подробнее об этом см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 17. С. 147; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537, 538.
[12] Относительно степени достоверности хадисов по данному вопросу (необходимость полного омовения), а также мнение имамов аль-Бухари, ат-Табари, Ибн Мунзира, Дауда и согласившихся с ними в том, что данное утверждение не имеет соответствующего обоснования, см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537, 538; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 244, 245.
[13] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 450, 1101.
Данное разделение (намеренное чтение Корана либо просто зикр с использованием аятов) относится к категории « ‘урф», то есть было принято и признано многими учеными, но не имеет прямого достоверного и однозначного аргумента. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537.
[14] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 538.
[15]Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 537.
Можно ли без омовения читать Коран
Содержание статьи
Можно ли читать Коран без омовения
В исламской религии омовение играет очень важную роль. Без него невозможно совершить ни один намаз. Ведь предстать перед Аллахом можно только будучи ритуально очищенными. Омовение бывает полным (гусль) и малым (тахарат). Обе процедуры достаточно сложные и предполагают выполнение определенных действий в строгой последовательности. При полном омовении человек полностью обнажается и обливается с головы до ног. Малое омовение включает мытье рук до локтей, ног до щиколоток, а также полоскание рта, протирание головы и лица.
Чтение Корана у приверженцев ислама считается священным. Прикасаться к этой книге можно только пребывая в хорошем расположении духа и после прохождения определенной подготовки. В большинстве случаев перед чтением Корана достаточно малого омовения. Без проведения этой процедуры брать в руки книгу нельзя. Религия запрещает читать ее в состоянии гнева или между делом, думая о чем-то другом.
Читать Коран по памяти можно и без совершения малого омовения. Если верующий не может вспомнить молитву и нужно взять в руки книгу, можно сделать это в перчатках. Такое допустимо в мусульманской религии. Исключением служат лишь ситуации, при которых человек оказывается оскверненным. Читать Коран даже по памяти нельзя без малой очистки, если совсем недавно верующий:
Осквернением также служит выделение нечистот из тела (крови, гноя).
Когда перед чтением Корана нужно полное омовение
В исламе принято совершать полное омовение после:
Если после обозначенных событий человек не совершил полного омовения, ему нельзя ни прикасаться к Корану, ни читать его по памяти. В такой ситуации запрещено также совершать намаз или посещать мечеть.
Женщинам во время менструации запрещено читать Коран и прикасаться к нему, так как в этот период она считается не чистой, а омовение можно совершить только после прекращения выделений.