Можно ли застраховать мотоцикл без категории а
Мне подарили мотоцикл без документов. Как поставить его на учет?
Так как по факту и по документам я первый владелец мотоцикла, нужна была печать и подпись из магазина. И вот тут начались проблемы. Магазин закрылся 4 года назад по банкротству. Я с трудом нашел его бывшую хозяйку. Она согласилась поставить печать, которую не успели уничтожить, и подпись. Но ни договора купли-продажи, ни каких-либо других бумаг от нее получить не удалось: она живет в восьми тысячах километров от меня.
Можете посоветовать, как мне поступить? Хотелось бы законно поставить мотоцикл на регистрационный учет, так как незаконно делать это очень дорого. Спасибо.
С уважением,
Станислав
Станислав, в вашем случае, скорее всего, придется устанавливать право собственности через суд. Велика вероятность, что ГИБДД откажется регистрировать мотоцикл на ваше имя, поскольку нет никаких документов, которые подтверждали бы переход права собственности от магазина к вам.
Банкротство магазина также может быть основанием для отказа в регистрации.
Разберемся во всем по порядку.
С точки зрения закона
То, что у вас нет договора купли-продажи, это не основная проблема. Судя по документам, мотоцикл до сих пор в собственности у обанкротившегося магазина. В ПТС об этом проставлены все необходимые печати и подписи.
При этом магазин обанкротился 4 года назад. Каким образом распорядились его имуществом и есть ли на него другие претенденты, кроме вас, — неизвестно.
Даже если вам удастся договориться с хозяйкой и составить задним числом договор купли-продажи, не факт, что это решит проблему.
Любую сделку, совершенную должником или от имени должника, можно оспорить. Возможно, именно поэтому хозяйка обанкротившегося магазина не торопится составлять вам договор купли-продажи. Иначе ей придется отвечать перед кредиторами или перед бюджетом — это если у магазина осталась задолженность по налогам. Так что, не зная всех деталей этого банкротства, сложно давать советы и делать прогнозы.
Так как магазин выступает собственником мотоцикла, у бывшей хозяйки есть шанс вернуть мотоцикл себе, если она захочет это сделать.
С точки зрения ГИБДД
Сотрудники ГИБДД имеют полное право отказать вам в постановке мотоцикла на учет.
Еще один документ — приказ МВД № 605 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств». В нем есть исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации автомототранспорта. Среди них — договор купли-продажи. Без него зарегистрировать ваш мотоцикл не получится.
Что делать вам
Подделывать договор купли-продажи я не советую. В вашем случае это не будет преступлением, но подделка подписи в договоре — это риск: такой договор легко оспорить. Вы не можете знать, насколько порядочна хозяйка обанкротившегося автомагазина и какие у нее планы в отношении мотоцикла. Подписи и печати в ПТС она поставила, а вот составить договор купли-продажи отказалась. Хотя я не вижу технических препятствий для этого: договор можно заполнить и отправить по почте, было бы желание. Восемь тысяч километров — это все-таки не непреодолимое препятствие для пересылки документов в 2019 году.
Попробуйте все-таки договориться с хозяйкой обанкротившегося магазина о составлении договора купли-продажи. Возможно, кто-то захочет его оспорить, но не факт. Это наименее затратный вариант — и наиболее безопасный для вас.
Вполне вероятно, что юрист предложит вам установить факт возникновения права собственности на мотоцикл через суд. Хозяйка магазина в этом случае, возможно, будет выступать не ответчиком, а свидетелем. В качестве свидетеля, возможно, придется привлечь того, кто подарил вам мотоцикл. Важно, кто именно подарил вам мотоцикл, как оформили дарение и оформляли ли его вообще.
Какие гарантии, что через суд удастся доказать право собственности на мотоцикл?
Никаких гарантий нет. В суде будут рассматривать ваш конкретный случай, со всеми его особенностями. Напишите нам потом, чем все закончилось.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Почему у вас не получится оформить ОСАГО на мотоцикл
С наступлением теплого времени года у мотоциклистов появились проблемы — не так-то просто оказалось оформить полис ОСАГО. Разбираемся, почему страховщики не хотят страховать двухколесный транспорт.
«Постоянно страхую 3 машины и мотоцикл (точнее раньше страховал). Машины все проходные — Audi, Nissan и свежий ВАЗ — любая страховая рада видеть, а вот со страховкой мотоцикла — боль и страдания — ни одна страховая просто не хочет их видеть», — оставил отзыв в «Народном рейтинге» Банки.ру пользователь под ником hollow.en. (Здесь и далее отзывы публикуются без изменений.) Сайт страховщика выдавал ему сообщение об ошибке, или отсутствии модели в списке, не позволяя ее вписать и т. п., а в офисе СК ответ сотрудников и вовсе удивил — дескать, программа зависла, приходите завтра. «В предыдущие пару лет у меня даже получалось оформить полис на сайте (хоть и после нескольких попыток с «типа ошибками»), — продолжает hollow.en. — В этом году купил новый мотоцикл и финальную стадию пройти так и не удалось».
С продлением полиса тоже все не просто. «Очень обидно, что машины делятся на «проходные» и «непроходные», а мотоциклы как бы все высокорисковые, — продолжает он. — Я бы еще понял, если бы проблемы были только со «спортами» и старыми «япошками», на которых гоняют молодые и дерзкие, но мотоциклы типа BMW Classic, которые покупают дядечки средних лет, никуда не спешащие, можно было бы причислить к «проходным». В результате страховку можно купить только в какой-нибудь сомнительной СК, про которую никто не слышал, переплатив агенту за оформление. Но вопрос-то не только в деньгах, а в качестве сервиса и отношении к клиенту».
Невыездные поневоле
Таких отзывов с десяток в «Народном рейтинге». Жителю Пермского края, оставившему комментарий под ником Oneten, в прошлом году чудом удалось застраховать свой мотоцикл в конкретной СК, перейдя на нее с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА). В нынешнем году фокус не удался: на сайте компании ему отказались продать полис и отправили на сайт РСА. «Там видно, что у СК полисы есть, но при выборе ее при проверке документов выходит отказ так как не указаны тип/марка/модель ТС, хотя все данные указаны и указаны корректно», — пишет он.
В аналогичной ситуации оказался пользователь, оставивший отзыв под ником dneezz. На сайте страховщика он получил зубодробительный ответ: «В связи с наличием угрозы наступления рисков нарушения бесперебойности и непрерывности функционирования сайта Вы можете заключить договор ОСАГО в виде электронного документа с иной страховой компанией». А через сайт РСА при выборе полиса именно этой СК оказалось невозможно загрузить сканы документов. «Пишут, что не совпадает марка/модель ТС, не проходят даже сканы водительского удостоверения», — сетует он.
Москвичу Дмитрию СК отказалась продлить купленный в прошлом году полис. «На сайте продлить невозможно, — написал он. — Звонок в службу поддержки, ответ: это не мы, это там проблемы. попробуйте вечером, утром. Пробовал перед сном и перед завтраком, результат отрицательный».
Половина мотоциклистов ездит без ОСАГО?
Портал «Авто Mail.ru» в мае провел опрос 1,9 тыс. мотоциклистов, и оказалось, что у 77% не получилось приобрести электронный ОСАГО. Из тех, кто пытался купить страховку в офисах СК, отказали 74% водителей. Успешно приобрели «автогражданку» самостоятельно лишь 16%. Среди мотоциклистов, которым не удалось купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисе страховщика, 48% решили ездить без нее. Проблема становится все актуальнее: в первой половине 2021 года россияне купили почти на 60% больше мотоциклов, чем в первом полугодии 2020-го, подсчитал «Автостат».
«Некоторым владельцам мотоциклов не удается купить ОСАГО ни в электронном виде, ни в офисах СК, — говорится в сообщении. — Не спасает даже система «Е-Гарант», которая должна вроде бы бороться с тем, что СК не хотят продавать полисы ОСАГО определенным категориям клиентов. При этом проблема актуальна даже для самых законопослушных мотоциклистов, никогда не попадавших в аварии по своей вине и без проблем приобретающих ОСАГО на свои автомобили».
В РСА сообщили Банки.ру, что «не фиксируют такой тенденции, а жалобы от физлиц на невозможность купить полис ОСАГО для мотоциклов единичны и связаны обычно с техническими сложностями». Не видят проблем в РСА и в работе «Е-Гарант». «Жалобы поступают крайне редко, да и сам «Е-Гарант» занимает в продажах электронного ОСАГО всего пару процентов, — сообщили в РСА, добавив, что сам объем рынка обязательной «автогражданки» для мотоциклов слишком незначителен, чтобы страховщики пытались за его счет выровнять убыточность. — Однако отметим, что РСА фиксирует довольно много попыток оформить полис обязательной «автогражданки» на несуществующий мотоцикл».
Стремятся минимизировать мошенничество
Несколько лет подряд была популярна схема, когда ОСАГО онлайн оформляли на мотоцикл, а затем с помощью специальных редакторов вносили изменения в pdf полиса, меняя сведения о мотоцикле на данные авто. Поскольку у мотоциклов самая низкая базовая ставка тарифа, то стоимость полиса получалась значительно меньше, чем на автомобиль. Разницу посредники клали в карман. Правда, как уверяют в РСА, с появлением дополнительных проверок в АИС ОСАГО, которые блокируют попытки оформить полис «автогражданки» на несуществующий мотоцикл, заниматься таким посредничеством стало почти невозможно.
Но никуда не делся другой соблазн. По словам генерального директора «Совкомбанк Страхования» Игоря Лаппи, часто мотоциклы повреждаются из-за неосторожности владельца, а внешние элементы у них дорогие. «И у мотоциклистов периодически возникает искушение устранить эти повреждения за чужой счет с использованием других транспортных средств и прямого возмещения убытков», — отмечает он.
Поскольку ОСАГО на мотоцикл зачастую приобретают не на год, а на период активного использования, страховщикам получается не выгодно. Даже годовой полис ОСАГО на мотоцикл в 3—4 раза дешевле, чем на легковой автомобиль, а еще и покупают его на несколько месяцев. «В среднем страховая премия по таким коротким полисам не совсем соразмерна убыточности, — рассказывает Игорь Лаппи. — По нашим данным, самая высокая частота страховых случаев наблюдается в мае, июне и сентябре. Июль — август при этом довольно спокойны. Она может достигать 3% в сезон (в годовом выражении примерно 2%), в то время как портфель легковых авто дает частоту страховых случаев на уровне 5%. Cредний убыток по мотоциклам — около 65 тысяч рублей, что на 100% соизмеримо с показателями по легковым авто». При этом, по его словам, половина ДТП с участием мотоциклов происходит по их вине из-за несоблюдения правил дорожного движения и агрессивного вождения.
«У нас теперь есть отличный инструмент контроля аккуратности вождения — индивидуализация тарифов ОСАГО, и мы ждем, что на ее следующем этапе (реформа ОСАГО. — Прим. ред.) будут учтены другие аспекты, влияющие на стоимость «автогражданки» для аккуратных водителей и для злостных нарушителей», — говорит Лаппи.
Базовая ставка слишком низкая
С помощью индивидуального тарифа СК устанавливают лихачам более высокий тариф. Но рассчитывать конечную стоимость полиса для конкретного страхователя страховщики могут, только исходя из базовой ставки, установленной в пределах тарифного коридора. А она, по словам директора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Павла Нефедова, слишком низкая. «В эксплуатации мотоциклов с точки зрения страховых рисков есть определенная специфика — частота наступления страховых событий низкая, но если мотоциклист стал виновником ДТП и наступил страховой случай, то последствия ДТП крайне тяжелые и высока средняя выплата, — объясняет он. — Установленной базовой ставки для расчета тарифа на страхование мотоциклов по ОСАГО просто не хватает на покрытие убытков».
«Благодаря расширению в прошлом году коридора базовой ставки СК имеют возможность предлагать более индивидуализированные тарифы, но в некоторых сегментах рынка этого все равно недостаточно для справедливой цены, — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. — Если период страхования полгода, то полис уже дешевле на 30%, а следовательно, и средняя премия по всем мотоциклам занижена по сравнению с параметрами портфеля в целом. Вероятно, поэтому не все мотоциклисты одинаково желанные клиенты для тех или иных страховщиков». На его взгляд, проблемы в ОСАГО могут быть решены с полной либерализацией этого вида страхования.
Согласен с ним и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, по мнению которого проблему можно решить только пересмотром базовой ставки и расширением тарифного коридора. «Я полагаю, что пересмотр не должен быть сильно значительным, порядка 20% коррекции проблему должно решить. И это не та цифра, которая должна кого-то сильно огорчить, — считает он. — Ну и плюс расширение тарифного коридора для мотоциклов и для такси (в этих двух сегментах существует проблема в тарифном диапазоне), чтобы тариф был максимально справедливым и индивидуальным». По его словам, очень много мотоциклистов имеют КБМ 0,5, то есть они не попадают в ДТП по своей вине и ездят очень аккуратно, и для них должен действовать пониженный тариф ОСАГО, не только из-за КБМ, но и как часть индивидуального подхода к определению страховой премии. Те, кто ведет себя на дороге неаккуратно, должны платить больше. И это будет справедливо. «Существующих механизмов для страховщиков вполне достаточно и при расширении тарифного коридора и коррекции базовой ставки, они смогут совершенно нормально, справедливо определить тарифы для этой категории транспортных средств. Я не вижу здесь больших проблем», — добавляет Шкуматов.
Но когда случится следующее расширение тарифного коридора и пересмотр базовой ставки, пока неизвестно. В лучшем случае к обсуждению их вернутся осенью.
Что делать, если полис не продали?
«Если владелец мотоцикла столкнулся с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО на свой мотоцикл, он может обратиться непосредственно в СК для заключения договора», — советуют в РСА, добавляя, что страховщик не имеет права отказать в заключении публичного договора, к которым относится ОСАГО.
Но проблема в том, что напрямую СК и не отказывают, применяя различные уловки, чтобы не продать полис. И как доказать, что не по своей вине оказался на дороге без «автогражданки», что чревато штрафом в размере 800 рублей и проблемами, в случае ДТП?
«Если страховая организация уклоняется от заключения договора ОСАГО, то в первую очередь необходимо зафиксировать факт правонарушения (любым не запрещенным законом способом)», — советует юрист адвокатского бюро «А-ПРО» Валерия Марчукова. Например, в качестве доказательств неправомерного отказа в заключении договора могут быть представлены снимки экрана компьютера с фиксацией даты и времени обращения к официальному сайту СК. «Отсутствие возможности оформить ОСАГО на сайте страховой организации, выраженное в необходимости перехода по ссылке на сайт РСА, свидетельствует о событии админправонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.34.1 КоАП РФ», — говорит она.
Собрав доказательную базу, можно обращаться в различные инстанции. «Если СК отказывается заключить договор страхования, то следует обратиться в прокуратуру и (или) Роспотребнадзор с заявлением, в котором указать все обстоятельства отказа в заключении такого договора», — говорит заместитель председателя коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Тимур Баязитов. Можно написать заявление в Банк России и обжаловать действия СК в суде.
Доказательная база того, что вам не продали страховку, пригодится и если вдруг придется обжаловать постановления о штрафе за езду без полиса. Другой вопрос, насколько успешно это будет. Валерия Марчукова отмечает, что практика оспаривания постановлений о признании виновным в совершении админправонарушения (часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ) распространенная, но решения судьи чаще всего выносят в пользу уполномоченного органа, вынесшего такое решение.
ОСАГО на мотоцикл
Рассчитаем стоимость страховки на мотоцикл в нескольких компаниях, чтобы вы выбрали лучшие условия и оформили полис онлайн
Отзывы об ОСАГО на мотоцикл
Последние купленные полисы
Что важно знать о страховании ОСАГО на мотоцикл
Владельцам мотоциклов, как и собственникам автомобилей, предоставляет выбор между двумя видами полиса – традиционным бумажным или относительно новым электронным. Большая часть выбирает второй вариант, так как он быстрее и удобнее. Наш сервис также предлагает купить страховку ОСАГО на мотоцикл онлайн с выдачей электронного полиса.
Нужна ли страховка на мотоцикл?
Как получить страховку на мотоцикл?
Оформление полиса ОСАГО происходит по одной из двух схем. Первая предусматривает личный визит в офис одной из страховых компаний. Но это требует существенных затрат времени. К тому же, сложнее сравнить предложения разных страховщиков, чтобы выбрать лучшее.
Поэтому заметно популярнее вторая схема, которая предполагает оформление страховки онлайн. Именно такую возможность предлагает наш сервис, что позволяет сэкономить пользователю не только собственное время, но и деньги.
Нужна ли диагностическая карта на мотоцикл?
Документ является обязательным для оформления страховки ОСАГО в том случае, если с момента изготовления мотоцикла прошло больше трех лет. До этого времени диагностическая карта не нужна, за исключением случаев выезда на транспортном средстве за границу.
Как получить выплаты по ОСАГО на мотоцикл?
Получение страховой компенсации владельцем мотоцикла происходит в том случае, если он не является виновником ДТП. В подобной ситуации выплата по ОСАГО расходуется им по собственному усмотрению – на свое лечение или ремонт транспортного средства. В противном случае деньги направляются пострадавшей стороне.
Величина компенсации определяется действующим законодательством:
Если оформление ДТП происходит по так называемому европротоколу, возможная компенсация не превышает 100 тыс. руб.
Получение компенсации происходит по традиционной схеме:
Почему могут отказать при оформлении мотостраховки?
Страховка по ОСАГО мотоцикла не считается автостраховщиками выгодной услугой. А потому некоторые компании стараются отказать владельцам этого типа транспортных средств в оформлении полиса. Иногда такое решение становится оправданным, например, при отсутствии необходимых документов. Но в некоторых случаях действия страховой компании прямо нарушают права владельцев мотоциклов. В подобной ситуации необходимо обратиться в контролирующие органы – Центробанк РФ или РСА, которые имеют достаточно полномочий, чтобы восстановить законность.
На какой срок можно оформить полис?
Традиционная продолжительность обязательной страховки на мотоцикл не отличается от автомобильной и составляет 1 год. В рамках этого срока допускается выделение временного периода длительностью от 3 месяцев, когда владелец собирается пользоваться транспортным средством. Это позволяет минимизировать расходы на получение полиса ОСАГО.
Какие штрафы предусмотрены за езду без страховки?
Передвижение по российским дорогам на мотоцикле без полиса ОСАГО влечет административную ответственность в виде штрафа в размере 800 рублей. Очевидно, что намного проще, правильнее и выгоднее оформить страховку. Тем более – это еще и повышает защищенность владельца мотоцикла.
Сколько стоит страховка на мотоцикл
Мотоцикл относится к транспортным средствам, а потому передвижение по дорогам России предусматривает оформление обязательной страховки. Процедура получения страхового полиса не отличается от традиционной. А потому наибольшей популярностью пользуется решение купить ОСАГО на мотоцикл онлайн. Стоимость страховки определяется на основании двух ключевых факторов.
Рассчитать ОСАГО на мотоцикл на калькуляторе онлайн
Наш сайт предлагает предельно простую, быструю и удобную возможность выполнить расчет ОСАГО на мотоцикл. Для этого достаточно последовательно произвести несколько несложных действий:
После этого сервис автоматически выполняет расчет стоимости страховки. Далее пользователю остается выбрать страховую компанию для дальнейшего оформления мотостраховки. В качестве критериев отбора рекомендуется использовать два главных – стоимость полиса и надежность автостраховщика.
Список документов
Чтобы получить электронный полис ОСАГО на мотоцикл, требуется предоставить такой комплект документов:
Категории на мотоцикл
Действующая классификация предусматривает разделение мотоциклов по объему и мощности двигателя на три категории:
Как поставить мотоцикл на учет в ГИБДД в 2021 году
Содержание
В этом материале разберем, как поставить мотоцикл на учет в ГИБДД, сколько на это отводится времени и какой штраф придется заплатить, если не уложиться в срок.
Когда и кому нужно регистрировать мотоцикл в ГИБДД
Заниматься постановкой двухколесного транспорта на учет должен новый владелец или его представитель по доверенности, заверенной у нотариуса.
Отсчет срока регистрации не зависит от места приобретения байка:
Все модели мототранспорта, мощность которых превышает 50 лошадиных сил, подлежат обязательной постановке на учет.
Не требуют регистрации питбайки и кроссовые мотоциклы. Они не приспособлены к условиям трафика на дорогах общего пользования из-за отсутствия зеркал заднего вида и поворотных огней. Заприметив такой транспорт в городе, сотрудники ГАИ могут его изъять и отправить на штрафстоянку.
Исключением являются отдельные виды кроссбайков, которые все-таки можно поставить на учет и передвигаться на них по дорогам общего пользования. Это мотоциклы супермото и мотоциклы класса эндуро.
Где можно зарегистрировать мотоцикл
На регистрацию байка в ГИБДД, как было сказано выше, отводится 10 дней после покупки, независимо от того, какой мотоцикл приобрели – подержанный или новый. Если не уложиться в этот срок, могут грозить следующие санкции:
Двухколесный транспорт можно поставить на учет в любом отделении ГИБДД, независимо от адреса прописки владельца. Найти ближайшее отделение и уточнить часы приема можно на сайте Госавтоинспекции.
Отправляясь в ГИБДД для регистрации мотоцикла, возьмите с собой стандартный набор документов:
Чтобы оформить мотоцикл на юридическое лицо, предоставьте:
В десятидневный срок нужно успеть пройти ТО и получить полис ОСАГО. Если мотоциклу не больше четрех лет, проходить техосмотр не нужно.
В других случаях потребуется диагностика, которая обойдется в 200 рублей. Для оформления диагностической карты обратитесь в аккредитованный сервис (найти можно на сайте ГИБДД или в Реестре ОТО).
Полис ОСАГО можно оформить в любой страховой компании. Из документов нужны:
На регистрацию можно прийти в любое удобное время, если з аранее записаться через портал «Госуслуги». Войдите в личный кабинет, если он есть. Если нет, зарегистрируйтесь на сайте, загрузите копии документов, перечисленные ранее, и выберите удобный день и время оформления мотоцикла. Если не записываться через «Госуслуги», попадете на прием в порядке живой очереди.
Сколько стоит регистрация мотоцикла
Размер госпошлин при регистрации ТС единый по всей России. Полная стоимость может достигать 10 тыс. рублей, включая оплату услуг эвакуатора.
Примерный перечень базовых затрат:
При оплате госпошлины на портале «Госуслуги» предоставляется скидка 30%. Удастся сэкономить почти тысячу рублей: вместо 3 150 рублей потратите 2 205 рублей.
В назначенный день ТС необходимо доставить в отделение ГАИ для осмотра инспектором. Перевозку осуществляют самостоятельно в прицепе или с помощью эвакуатора. Стоимость услуг эвакуатора зависит от региона проживания и расстояния до места назначения.
Следуйте инструкции, указанной в электронном талоне на портале «Госуслуги», чтобы передать байк на осмотр инспектору.
При осмотре транспортного средства инспектор проверит:
Если состояние мотоцикла не вызывает вопросов, инспектор оформит свидетельство и выдаст номера. Садиться за руль мотоцикла можно сразу после их установки.
Как зарегистрировать мотоцикл без документов
Оформить мотоцикл без документов можно, но это займет много времени и сил. Если на руках нет ПТС на мотоцикл (например, потеряли), придется д оказать факт покупки, предоставив чек и ДКП. Если не будет и этих доказательств, дело будет рассмотрено в суде. На основании статьи 234 ГК РФ можно легализовать транспорт, после чего оформить по стандартной схеме. Важно, чтобы при обращении в судебные органы не возникли какие-либо претензии, которые могут повлечь за собой потерю или арест транспортного средства.