Мзмзи грузовики 1970 года

Лучшие машины ЗиЛа: золотые времена промышленного гиганта СССР

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Своим рождением будущий легендарный автозавод обязан Первой мировой войне. В 1916 году для нужд фронта было решено выпускать в Москве, как сказали бы сейчас, «локализованные» итальянские грузовики Fiat 15 Ter, неплохо показавшие себя на фронте. 2 августа 1916 года состоялась закладка завода АМО (Автомобильного московского общества). Однако в силу ряда причин локализовать машины не удалось, и грузовики начали собираться из итальянских машинокомплектов. Тем не менее, именно этот автомобиль стал первым в долгой и славной истории автозавода, который впоследствии перестал быть только автозаводом, а превратился, по сути, в холдинг.

Здесь выпускались не только грузовые автомобили, но и автобусы, легковые автомобили, военная техника, велосипеды и холодильники. В 1925 году название АМО было упразднено, на смену ему пришел 1-й ГАЗ (Государственный автомобильный завод), а в 1931 году предприятие стало называться Заводом имени Сталина (ЗиС).

В 1956 году название в очередной раз поменялось на ЗиЛ (Завод имени Лихачева), а с 1992 года — на АМО ЗиЛ. Это название стало последним в долгой и славной истории легендарного предприятия, которая фактически закончилась в 2016 году, когда был выпущен последний в истории завода грузовик ЗиЛ-43276.

Ещё раньше начался снос производственных цехов и был ликвидирован даже музей завода с кабинетом легендарного директора Ивана Лихачева.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Что же сделало ЗиЛ легендарным предприятием и одним из символов промышленной мощи СССР? Вспомним наиболее яркие и интересные разработки.

И хотя автомобиль изначально не мог считаться сверхсовременным, зато он был полностью «импортозамещенным»: все узлы и агрегаты, включая шестицилиндровый 73-сильный двигатель, выпускались в СССР и большей частью на ЗиСе. Такое решение сыграло свою роль во время войны, когда рассчитывать на помощь зарубежных партнеров особо не приходилось.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

ЗиС-5 стал первым советским автомобилем, отправленным на экспорт в капиталистическую страну — Турцию, также этот грузовик выпускался в Ульяновске и Миассе. Без преувеличения ЗиС-5, или как его ещё называли — «Захар», сыграл огромную роль в истории страны и внес свой вклад в Победу.

ЗиС-101

Прошло всего 14 лет после окончания Гражданской войны, а из ворот завода имени Сталина выехал автомобиль высшего класса — ЗиС-101. Таким образом СССР вступил в закрытый клуб держав, выпускающих машины подобного уровня.

В этот раз также не обошлось без американской помощи: кузовное ателье Budd спроектировало кузов и изготовило штампы, а техническую часть советские инженеры подсмотрели частично у Buick, частично у Packard. Разумеется, о тотальном копировании речь не шла, и машина получила ряд самобытных технических решений: например, усиленную раму и ходовую часть.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

ЗиС-101 поступал даже в таксомоторные парки (такое могло быть только в СССР), демонстрируя заботу партии о трудящихся. Этот автомобиль позволил советским инженерам обзавестись необходимыми компетенциями для последующей работы над более сложными и современными автомобилями: впервые в СССР был освоен выпуск восьмицилиндрового мотора, впервые был изготовлен бронированный кузов и впервые был выпущен спорткар ЗиС-101А «Спорт».

БТР-152

Опыт Второй мировой войны показал, что без бронетранспортеров ни одна армия мира не может считаться современной. Сразу же после окончания войны инженеры ЗиСа взялись за разработку бронетранспортера БТР-152.

Так как в основе конструкции лежала агрегатная база трехосного полноприводного грузовика ЗиС-151, то уже в 1950 году бронетранспортер БТР-152 поступил на вооружение Советской Армии. Эта машина стала активным участником едва ли не всех послевоенных конфликтов, да и сейчас она воюет в некоторых горячих точках.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

И это несмотря на ряд врожденных недостатков, вызванных использованием автомобиля-донора ЗиС-151. 110-сильный бензиновый двигатель явно был слабоват для 9-тонной машины, особенно когда она перевозила 19 человек десанта с полным вооружением, а открытое десантное отделение не позволяло использовать БТР-152 на поле боя.

Однако машина широко экспортировалась, а в Китае выпускалась по лицензии. Стоит отметить, что хотя производство БТР-152 прекратилось в 1962 году, официально с вооружения Российской армии эти машины были сняты только в 1993 году. Но в почти двадцати странах они остаются в строю до сих пор.

ЗиС-155

После войны практически всем советским городам требовалось кардинальное обновление автобусного парка, и уже к 1949 году на ЗиСе был разработан и запущен в серию самый массовый автобус пятидесятых годов — ЗиС-155. Скорости его создания, как и в случае с БТР-152, опять способствовала широкая унификация с грузовиком.

На этот раз с двухосным ЗиС-150, разумеется, с внесением ряда изменений, дабы 50 пассажиров чувствовали себя более менее комфортно. Планировалось, что ЗиС-155 станет переходной моделью и долго на конвейере не задержится, однако он выпускался до 1957 года, а в эксплуатации в некоторых городах находился до начала семидесятых годов.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Несмотря на слабый 90-сильный двигатель, салон с высокими ступеньками и ряд других недочетов, автобус продолжал исправно служить десятилетиями. А самое главное — позволил насытить автобусные парки достаточно современной для своих лет машиной.

Всего было выпущено около 22 тысяч ЗиС-155, многие их которых отправились работать в страны народной демократии. В 1956 году вместе со всей остальной продукцией ЗиСа автобус пережил ребрендинг и стал называться ЗиЛ-155.

ЗиЛ-130

Пожалуй, самым известным автомобилем легендарного автозавода стал грузовик ЗиЛ-130, выпуск которого начался в 1963 году. Этот грузовик стал самым массовым в истории советского автопрома — всего выпущено 3,4 миллиона штук.

Его разработка началась ещё при Сталине в 1953 году, а сборка последних машинокомплектов завершилась уже при Путине в 2014 году. На этом грузовике отработало несколько поколений шоферов, у него было не поддающееся учету количество модификаций, он трудился и в народном хозяйстве, и служил в армии, и до сих пор работает во многих странах, включая Россию.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Это была машина-эпоха и один из символов советского автопрома, хотя изначально автомобиль не отличался выдающимися характеристиками: он был простой, неприхотливый и «неубиваемый». Тем не менее, в 1973 году ему был присвоен «Государственный Знак Качества СССР». Редко какой грузовой автомобиль в мире может похвастать такой долгой жизнью, таким тиражом и таким количеством почитателей и недоброжелателей.

«Синяя птица»

Отличился ЗиЛ и выпуском весьма необычной спецтехники, а именно — разработкой и производством знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», используемого при поиске приземлившихся космических аппаратов. Это именно комплекс, так как в состав «Синей птицы» входят три уникальных вездехода: ЗиЛ-4906, 49061 и 29061.

Последний является шнекороторным вездеходом, который отыщет космонавтов где угодно, в любой местности: там, где не пройдут его старшие собратья, которые не только отличаются выдающейся проходимостью, но и умеют плавать.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Шнекороторному вездеходу по силам передвигаться по рекам, озерам и болотам за счет полых шнекороторов и по любому бездорожью, однако по твердой поверхности он передвигаться не может, поэтому перевозится в кузове ЗиЛ-49061.

В мире ничего подобного комплексу «Синяя птица» нет, и, несмотря на то, что комплекс начал эксплуатироваться в восьмидесятых годах прошлого века, заменить его пока нечем. Да и незачем, так как уникальные возможности позволят ему находиться в строю и через двадцать лет. Перед разработчиками «Синей птицы» остается только снять шляпу — они создали настоящий поисково-спасательный шедевр.

Холодильники

Начиная с весны 1950 года ЗиЛ начал выпуск холодильников, которые очень быстро стали популярны у советских граждан благодаря основательной конструкции, надежности, удобству и дизайну. Самое интересное, что постановление о начале выпуска холодильников было подписано в сентябре 1949 года, а уже через семь месяцев завод выпустил первую партию новой для себя техники.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

На ЗиЛе всегда требовательно относились к комплектующим, что сказалось на долговечности холодильников, многие из которых работают и по сей день. Причем не стоит думать, что производство холодильников для ЗиЛа было какой-то несущественной «побочкой».

У ЗиЛа было свое конструкторское бюро, где работали высококлассные специалисты, было и весьма современное оборудование, а производственные мощности позволяли выпускать десятки тысяч холодильников в год. Вот почему за все годы производства с ЗиЛа в разные концы Советского Союза, как и в другие страны, отправилось более 5,5 миллионов холодильников.

Источник

Заводской альбом с архивными фото автомобилей ЗИЛ

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Друзья, приветствую! Сегодня я выложу подборку архивных фотографий грузовиков ЗИЛ из одного старого заводского фотоальбома. Точный год составления альбома мне не известен, но с большой долей вероятности предположу, что 1979-й, судя по представленным машинам. И посвящен он был, скорее всего, 55-летию с момента выпуска первых грузовиков АМО Ф-15. Приятного просмотра!

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

ЗИЛ-164А являлся переходной моделью от ЗИЛ-164 (который, в свою очередь, представлял собой «исправленный» вариант прежней базовой модели ЗИС-150) к принципиально новому грузовику ЗИЛ-130, от которого позаимствовал новую коробку передач (с синхронизаторами на четырех высших передачах) и новое сцепление (однодисковое вместо двухдискового). На конвейере автомобили ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А продержались с середины 1957-го до конца 1964 года.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Взамен седельного тягача ЗИС-ММЗ-120Н с 1957 года стал выпускаться тягач ЗИЛ-ММЗ-164Н, а с 1961 года — переходный ЗИЛ-ММЗ-164АН. Основным полуприцепом для них являлся бортовой ММЗ-584Б, производство которого в начале 1960-х было передано с Мытищинского машзавода сперва на Саранский завод автосамосвалов, а затем на Одесский автосборочный завод.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Газобаллонные грузовики серийно выпускались заводом еще на базе ЗИС-150, а потому резонно, что соответствующая модификация появилась и в семействе ЗИЛ-164. Бортовой грузовики, работающие на сжиженном газе, получили индексы ЗИЛ-166А и ЗИЛ-166В (соответственно на базе ЗИЛ-164 и ЗИЛ-164А), на сжатом газе — ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166Б. Разработали на заводе и несколько газобаллонных модификаций, в т.ч. самосвальное шасси ЗИЛ-166Г (на фото) и шасси седельного тягача ЗИЛ-166Н, но до их серийного производства дело не дошло.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

На основе бортового грузовика ЗИЛ-157 в III квартале 1958 года начали выпуск седельных тягачей ЗИЛ-157В. Назначение этих машин поначалу было сугубо военным: они таскали полуприцепы из состава зенитно-ракетных комплексов. Ежегодно вплоть до начала 1970-х на базе «сто пятьдесят седьмых» делали в среднем по полторы тысячи седельных тягачей. К началу 1980-х это количество снизилось примерно до 300 единиц в год.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Первую промышленную партию грузовиков ЗИЛ-130 в количестве 55 штук собрали в 1962 году, а относительно ритмичный выпуск начался в 1964-м. Для своего времени был прекрасной машиной, даже комфортабельной: по сравнению с предшественником (164А) кабина стала просторнее, улучшилась обзорность (панорамное ветровое стекло и целых ДВА зеркала!), появился гидроусилитель руля. А уж про выросшую сразу в полтора раза мощность и говорить нечего. Выпускался «сто тридцатый», пережив несколько модернизаций, целых полвека, при этом машины каждого десятилетия имели свои малозаметные внешние отличия. Например, на этом фото — явно машина самого первого десятилетия: помимо характерной облицовки передка с верхним расположением фар (такая использовалась до 1978 года) можно заметить еще и передние крылья без «поворотников», а такие ставились только до 1972 года.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

А в 1978 году «сто тридцатые» стали сходить с конвейера вот в таком виде. Это — модернизированный вариант ЗИЛ-130-76 с увеличенной на тонну грузоподъемностью. В течение следующих нескольких лет на «сто тридцатых» менялись передние подфарники/поворотники, поочередно исчезали оба вентиляционных лючка с крыши кабины, добавлялись три фонарика от опознавательного знака автопоезда: по этим нюансам примерный год выпуска машины можно определить, не заглядывая в документы.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Первоначально седельный тягач в «сто тридцатом» семействе носил обозначение ЗИЛ-130В и имел двухскоростной задний мост (с двумя переключающимися передачами). Конструкцию такого моста довести до ума не сумели, поэтому в серию пошел тягач с обыкновенным ведущим мостом: такая машина получила индекс ЗИЛ-130В1. Существовал еще и ЗИЛ-130В2: это опытный «седельник» с увеличенной колесной базой (3800 вместо 3300 мм).

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Северный вариант ЗИЛ-130С делали с 1975 года на Читинском автосборочном заводе. Из Москвы туда приходил по железной дороге обычный ЗИЛ-130, который затем разбирали и собирали заново, используя морозостойкие РТИ и технические жидкости. Кабина получала дополнительную термоизоляцию и двойные стекла, ставился бампер с «противотуманками» и фара-искатель возле водительской двери, на часть машин монтировали еще и лебедку.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Короткобазное шасси (3300 мм — как у седельного тягача), предназначенное для монтажа самосвальных установок, носило индекс ЗИЛ-130Д1. На его основе Мытищинский машиностроительный завод выпускал автосамосвалы серий ЗИЛ-ММЗ-555 с полукруглой платформой (на фото вверху) и ЗИЛ-ММЗ-4502 с коробчатой платформой (на фото внизу).

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

А вот, собственно, и ЗИЛ-ММЗ-4502 (подпись к снимку из альбома в расчет не берем, там ересь). Аналогичная платформа ставилась также на самосвалы ЗИЛ-ММЗ-45021 (с рядным 6-цилиндровым двигателем от ЗИЛ-157К), ЗИЛ-ММЗ-45022 (с буксирным прибором и электро-, гидро- и пневмовыводами для подключения прицепа), ЗИЛ-ММЗ-45023 (с пропановым ГБО) и ЗИЛ-ММЗ-45024 (с метановым ГБО).

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

ЗИЛ-138 — газобаллонная модификация «сто тридцатки», работающая на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутан). В мелкосерийном производстве находилась с 1975 года. Версия на сжатом газе называлась ЗИЛ-138А.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Опытное самосвальное шасси с пропановым газобаллонным оборудованием под монтаж самосвальной установки типа ЗИЛ-ММЗ-555 называлось ЗИЛ-138Д1 (1963 г.). Позднее вместо него серийно выпускалось шасси ЗИЛ-138Д2 для газобаллонных самосвалов ЗИЛ-ММЗ-45023.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Грузовики ЗИЛ-131 встали на конвейер в конце 1967 года, после более чем десятилетней доводки (два первых опытных образца были собраны еще в 1956-м). Принципиальное отличие «сто тридцать первого» от предыдущей модели ЗИЛ-157 заключалось не только в новой кабине и двигателе V8, но и в трансмиссии проходного типа, тогда как у ЗИЛ-157 на каждый мост из раздаточной коробки шел отдельный кардан. Но самое интересное, что с появлением ЗИЛ-131 старая модель ЗИЛ-157 вовсе не ушла с конвейера, а продолжала выпускаться параллельно. Тому были сразу две причины: во-первых, у завода долгое время банально на хватало производственных мощностей по моторам V8 (из-за чего в начале 1970-х даже пришлось осваивать производство ЗИЛ-130 с рядной «шестеркой» от ЗИЛ-157К), а во-вторых, простые и дешевые «сто пятьдесят седьмые» продолжало охотно заказывать Министерство обороны.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Седельный тягач в «сто тридцать первом» семействе получил обозначение ЗИЛ-131В. На фото показан ранний опытный образец с круглым командирским люком в крыше кабины (для наблюдения за колонной техники на марше и окружающей местностью).

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Семейство трехосных грузовиков 6х4 создавали с 1962 года. Первой серийной моделью в этой серии стал бортовой грузовик ЗИЛ-133Г1 грузоподъемностью 8 тонн: его выпускали с 1975 года. Чуть позже, в сентябре 1979-го, на конвейер поставили усиленный ЗИЛ-133Г2 грузоподъемностью 10 тонн. Обе эти модификации комплектовались стандартной 150-сильной карбюраторной «восьмеркой» от ЗИЛ-130.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Параллельно с бензиновым ЗИЛ-133Г2 на конвейер был поставлен дизельный ЗИЛ-133ГЯ с мотором, коробкой передач и тормозной системой от КамАЗ-5320. Поначалу бензиновых 133Г2 делали впятеро больше, чем дизельных 133ГЯ (поскольку дизелей КамАЗ-740 едва хватало даже самому Камскому автозаводу для собственных нужд). Однако камский завод двигателей с каждым годом наращивал выпуск дизелей, а вместе с этим росло и производство грузовиков ЗИЛ-133ГЯ, тогда как сборка бензиновых ЗИЛ-133Г2 шла на убыль. Последние 40 шт. бензиновых ЗИЛ-133Г2 в варианте шасси собрали в начале 1984 года. На этом фото показан опытный образец ЗИЛ-133ГЯ (вероятно, 1976 года постройки) во время испытаний на автополигоне НАМИ.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Седельный тягач 6х4 с дизелем КамАЗ-740 получил обозначение ЗИЛ-133ВЯ. Опытные образцы таких тягачей понемногу строили с 1976 года. На стыке 1970-х и 1980-х собрали даже опытно-промышленную партию, но до серийного производства дело не дошло.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Тягач для буксировки активного полуприцепа с гидравлическим приводом колес получил обозначение ЗИЛ-137 и выпускался серийно на Брянском автозаводе путем дооборудования «седельника» ЗИЛ-131В. По хорошим дорогам такой автопоезд двигался только за счет передачи крутящего момента на колеса задней тележки тягача. А на бездорожье можно было последовательно подключить на тягаче передний мост и гидравлический насос, который начинал питать маслом гидромотор полуприцепа (а тот, в свою очередь, через кардан приводил оба моста на тележке полуприцепа).

Источник

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССР

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

В этой статье продолжаем рассказ о самых разнообразных необычных, редких и малоизвестных грузовиках передовых конструкций для Советских вооруженных сил. Они создавались в период от благодатных времён 60-х до развала СССР в 1991 году, когда по известным причинам все они уже не выпускались.

В то время горьковчане внедряли в войска малотоннажные автомобили и без толку мучились с заменой «буханки», ЗИЛ проектировал будущие КамАЗы и безуспешно испытывал единичные образцы своих вездеходов, МАЗ создал пару перспективных армейских машин, а Уральский завод и КрАЗ довольствовались грузовиками двойного назначения.

Многоцелевые автомобили Горьковского автозавода

ГАЗ-52/ГАЗ-53 (1966-1989/1964-1993 гг.)

Не отличимые друг от друга семейства малотоннажных автомобилей ГАЗ-52 и ГАЗ-53 (4х2) послужили базой многочисленных фургонов, автоцистерн, коммунальной и специальной техники. На них ставили моторы в 75-120 сил, коробки передач с синхронизаторами, гипоидные главные передачи и телескопические гидроамортизаторы.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Армейский бортовой 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52-03 для перевозки личного состава. 1966 год

В Советской армии эти скромные машины применялись для перевозки в своих кузовах по дорогам общего пользования до 20 человек личного состава, транспортировки мелких грузов, топлива, продуктов, питьевой воды и т. д.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Военизированный 4,5-тонный автомобиль ГАЗ-53-12 из коллекции Музея военной техники в Рязани. 1983 год

Основную долю специальных исполнений составляли фургоны с деревянной или металлической обшивкой для доставки в воинские формирования горячего хлеба на выдвижных лотках, охлажденных и замороженных продуктов.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Теплоизолированный хлебный фургон ГЗСА-3704 со стальной обшивкой на шасси ГАЗ-52-10. 1984 год

Категорию автомобилей топливной службы составляли автоцистерны двойного назначения, топливозаправщики с насосами и ёмкостями до четырёх тысяч литров и маслозаправщик с пятью отсеками для выдачи бензина, дизельного топлива и различных масел.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Многоцелевая 4800-литровая автоцистерна АЦ-4,2-53 на шасси ГАЗ-53А с прицепом той же вместимости. 1967 год

Для воинских подразделений и военных городков была создана упрощенная машина АНМ-53 для очистки выгребных ям и колодцев. В специальном кузове на лёгком шасси была смонтирована мобильная дезинфекционно-душевая установка ДДА-5, а для обработки небольших территорий и помещений горячими растворами служила дезинфекционная машина ДУК-1, которая ранее базировалась на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Дезинфекционно-душевая установка ДДА-5 в металлическом кузове на базе грузовика ГАЗ-52-01

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Дезинфекционная машина ДУК-1 на шасси ГАЗ-53А с ёмкостями для воды, спецсоставов и растворов. 1965 год

С середины 70-х Горьковский автозавод безуспешно пытался создать достойную альтернативу легендарному вездеходу ГАЗ-66, жизнь которого со времён застоя уверенно приближалась к финишу. Впрочем, судьба нового 125-сильного грузовика ГАЗ-3301 (4х4) оказалась более суровой.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Прототип дизельного грузовика ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной для замены «шишиги» ГАЗ-66. 1979 год

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Окончательный вариант автомобиля ГАЗ-3301 с лебёдкой, надставными решётчатыми бортами и тентом. 1982 год

Несмотря на множество безрезультатных доработок, согласований и испытаний, работы по ним упорно продолжались. К 1987 году завод собрал с десяток 2,5-тонных машин ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной, удлинённой грузовой платформой, лебёдкой и типовым кузовом К-66. В последний раз одна из них объявилась на смотре военной техники на полигоне в Бронницах.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Войсковой обитаемый кузов К-66, переставленный на грузовик ГАЗ-3301. 1983 год (архив 21 НИИЦ)

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Доработанный ГАЗ-3301 с локальным бронированием на смотре новой автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

Редкие трёхосные грузовики Московского и Минского заводов​

Московские КамАЗы (1970-1978 гг.)

В 1969 году по решению правительства ЗИЛ приступил к проектированию бескапотных дизельных грузовиков для выпуска на строившемся Камском автозаводе, основой которых стали опытные гражданские машины ЗИЛ-170 (6х4), представленные годом раньше.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Построенный на ЗИЛе прототип будущего полноприводного военного грузовика КамАЗ-4310. 1971 год

Два пятитонных армейских прототипа 6х6 с кабиной от ЗИЛа-170, построенные в 1970-м, успешно прошли государственные испытания. В 1978 году они преодолели пробег на 18 тысяч километров и были приняты на вооружение. В 1981-м под маркой КамАЗ-4310 их сборка развернулась в Набережных Челнах.

Перспективные и бесполезные вездеходы ЗИЛ-4334 (1978-1992 гг.)

Начало разработкам перспективного дизельного семейства ЗИЛ-4334 (6х6) было положено в 1978 году, когда на серийном ЗИЛе-131 создали опытный 170-сильный вариант ЗИЛ-131М. В то же время появился четырёхтонный прототип Э4334 с дизелем V8 мощностью 185 л.с., синхронизированной коробкой передач, широкопрофильными шинами и плоскими лобовыми окнами с треугольными форточками.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Пробный армейский грузовик ЗИЛ-Э4344 с аллигаторным капотом на испытаниях в 21 НИИИ. 1978 год

В 1979-1980 годах на полигоне 21 НИИИ состоялись сравнительные испытания второго образца 2Э4334 с лебёдкой, первого исполнения Э4334 и машины ЗИЛ-131М, но все они не смогли соответствовать жёстким военным требованиям по надежности, эффективности и степени защиты экипажа.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Доработанный вариант 2Э4334 с лебёдкой после завершения государственных испытаний. 1979 год (архив 21 НИИЦ)

Только через девять лет появился третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с многотопливным двигателем мощностью 170 сил, новой кабиной с прямоугольными формами капота и передней облицовкой со световыми приборами. Для него был построен бескаркасный кузов-фургон К-4334 с плоскими скосами крыши и боковыми световыми окнами.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с типовым армейским фургоном К-4334. 1989 год

Их развитием в 1989-1990 годах стал четвертый 3,5-тонный прототип 433410 с усиленной рамой и прежним мотором, служивший для буксировки прицепов и транспортировки по воздуху тяжёлыми самолётами. Внешне он выделялся укороченной рамой и округлой формой покатого капота с фарами на верхней кромке бампера.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Опытный грузовик ЗИЛ-433410 на демонстрации новых образцов военной автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

В то же время на агрегатах модели 3Э4334 построили авиатранспортабельный седельный тягач 443114 для буксировки 7,5-тонных полуприцепов, который до 1992 года проходил испытания на полигоне 21 НИИИ как «шасси с макетной нагрузкой». Он отличался угловатой стеклопластиковой кабиной с плоскими лобовыми стёклами и глухой задней стенкой, теоретически обладавшей повышенной устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Многоцелевой грузовик ЗИЛ-443114 с имитационной нагрузкой на военном смотре. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

МАЗ-6317/МАЗ-6425 (1986-1991 гг.)

В середине 80-х Минский автозавод представил образец 11-тонного армейского грузовика МАЗ-6317 с опытным двигателем V8 в 330 сил, девятиступенчатой коробкой передач и удлиненной кабиной. По окончании испытаний предполагалось собрать 12 машин для вооруженных сил Белоруссии, оснащённых силовыми агрегатами разной мощности (360-420 л.с.).

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Прототип трёхосного дизельного армейского грузовика МАЗ-6317. 1986 год (архив 21 НИИЦ)

Одновременно был готов седельный тягач МАЗ-6425 с армейским низкорамным полуприцепом МАЗ-938Б, работавший в составе войсковых автопоездов массой до 44 тонн. В советские времена довести эти перспективные автомобили до серийного выпуска не удалось.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Опытный седельный тягач МАЗ-6425 с танковым полуприцепом МАЗ-938Б. (архив 21 НИИЦ)

Военизированные трёхосные грузовики с колёсной формулой 6х4

Семейство «Урал-377» (1965-1983 гг.)

Односкатные бортовые 7,5-тонные грузовики Урал-377Н с двигателем в 180 сил, передним мостом от МАЗа-500 и широкопрофильными шинами являлись доработанными народнохозяйственными автомобилями, которые в ограниченных количествах служили в Вооруженных cилах СССР для перевозки по тыловым путям сообщения всевозможных грузов, амуниции и оборудования для строительства войсковых трубопроводов.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Военизированный дорожный автомобиль Урал-377Н с деревянным кузовом и широкопрофильными шинами

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Колонна бортовых грузовиков Урал-377Н при дальней транспортировке труб различного диаметра

Мелкими партиями выпускались седельные тягачи 377С и 377СН, работавшие в сцепе с полуприцепами-фургонами ОдАЗ-828 с глухими кузовами (кабинами). В них размещалась аппаратура радиолокационных, штабных и ракетных комплексов ПВО, диспетчерские и автоматизированные командные пункты различных уровней управления.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Серийный многоцелевой седельный тягач Урал-377С (фото автора)

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Урал-377СН с полуприцепом ОдАЗ-828 командного пункта «Основа»

ЗИЛ-133Г (1975-1977 гг.)

В середине 70-х Московский автозавод короткое время выпускал народнохозяйственный восьмитонный 150-сильный грузовик ЗИЛ-133Г1 с балансирной подвеской задних двускатных колёс. Его планировалось использовать на тыловых дорогах общего пользования для доставки воинских грузов, ремонтного оборудования и элементов понтонно-мостовых конструкций.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Грузовик ЗИЛ-133Г1 с деревянной грузовой платформой и откидными бортами. 1975 год (фото С.Андреева)

Малоизвестно, что в 70-е в Кременчуге удалось создать серию грузовиков для доставки тяжёлых грузов и монтажа инженерно-строительных надстроек. Её основой был автомобиль-шасси КрАЗ-250 без лебёдки, выполненный на укороченной базе 12-тонного грузовика КрАЗ-257Б1 с 240-сильным мотором и новой кабиной с капотом и крыльями от армейской версии КрАЗ-260. Несмотря на мелкосерийное производство, на КрАЗах-250 грузоподъёмностью 14,6 тонны успели смонтировать несколько видов военной техники, уже известной по другим крупным автомобилям.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Трёхосный заднеприводный грузовик-шасси КрАЗ-250 для перевозки и монтажа тяжёлых надстроек. 1978 год

На этом шасси устанавливали доработанные застекленные типовые кузова К-257 с оснащением тяжёлых мастерских МШК-1 и МРБД для ремонта в полевых условиях дизельных двигателей и их агрегатов. В аэродромной службе состояла вакуумная аэродромно-уборочная машина В-68 для очистки взлетно-посадочных полос.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Мобильная мастерская МРБД на базе КрАЗ-250 с фургоном К-257 для ремонта блоков цилиндров

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Вакуумная установка В-68 для очистки аэродромных взлетно-посадочных полос, переставленная на шасси КрАЗ-250

В специальных закрытых фургонах размещалось оборудование обновленной азото- и кислорододобывающей станции АКДС-70М2, состоявшей из технологической и компрессорной машины с кузовами длиной около 10 метров, вспомогательных грузовиков и автономной электростанции в 200 киловатт на прицепе МАЗ-5224В.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Модернизированная технологическая машина станции АКДС-70М2 в специальном кузове

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Компрессорная установка азотокислорододобывающей станции АКДС-70М2 на шасси КрАЗ-250

На КрАЗе-250 перевозили также звенья понтонно-мостовых парков ПМП-М и ППС-84 и монтировали сваебойные агрегаты УСА-М. На шасси КрАЗ-250К устанавливали войсковое и инженерно-строительное оборудование, включая дизель-электрические краны КС-4561АМ, применявшиеся при перезарядке пусковых систем ракетного комплекса С-300ПС.

Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть фото Мзмзи грузовики 1970 года. Смотреть картинку Мзмзи грузовики 1970 года. Картинка про Мзмзи грузовики 1970 года. Фото Мзмзи грузовики 1970 года

Строительный 20-тонный дизель-электрический кран КС-4562 на специальном шасси КрАЗ-250К. 1991 год

На заглавной фотографии – доработанный экспериментальный армейский грузовик ЗИЛ-433410 в Музее военной автотехники в Рязани

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *