На авто в иран через азербайджан
Иран. Инструкция к применению для автопутешественников.
По вопросам из комментариев и переписки в личке решил написать небольшой ЧАВО для желающих поехать в эту страну на автомобиле.
1. Почему именно Иран?
Очень необычная и красивая страна. Приветливые люди. Отличные дороги. Множество удивительных и красивых древностей и природных достопримечательностей. Древняя Персия же!
2. Это безопасно?
Да. Иран на сегодняшний день самая безопасная страна Ближнего Востока. Помните теракты в Турции, Израиле или Египте? А в Иране? К чести правительства Ирана его политика ежовых рукавиц играет нам на руку. Единственная неспокойная область в Иране – Систан и Белуджистан на границе с Афганистаном и Пакистаном.
4. Правила поведения?
Прежде всего, Иран – исламская страна. Поэтому помните по шариат и забудьте про Тагил. Не вздумайте везти туда водку с салом. Это реально статья УК со всеми вытекающими последствиями. Нельзя туда ехать в шортах, платьях и прочих одеждах, которые не закрывают ноги. Женщинам – строго в платке. В противном случае есть шанс нарваться на полицию нравов. Желателен длинный рукав – просто чтобы не обгореть на солнце.
У Милы Деменковой хорошо написано по одежду.
Кроме того официально запрещено фотографировать государственные учреждения, военные объекты и сооружения. Также нельзя фотографировать женщин, а у мужчин следует спросить разрешения. Правда, на эти запреты никто не обращает внимания, но я все же старался не нарываться и снимал людей по возможности незаметно.
5. Нужна ли виза для граждан РФ? Как ее можно получить?
Да, нужна. Президент Ирана как-то пообещал сделать для граждан РФ безвизовый въезд, но пока не сделал.
Визу можно получить несколькими путями.
– По прилету в международном аэропорту Тегерана, Шираза, Тебриза, Мешхеда и Исфахана. При себе иметь действующий загранпаспорт и страховку. Способ не годится для тех, кто пересекает границу через наземные погранпереходы.
– В посольстве ИРИ в Москве
– В любом консульстве ИРИ. Например, в Астрахани.
6. Как попасть в Иран?
– На самолете. Банально.
– На машине через наземные погранпереходы. Для едущих из России актуальны переходы Агарак-Нордуз в Армении и Астара в Азербайджане. Про последний сказать ничего не могу. Судя по отчетам других путешественников переход Астара достаточно долгий и нервотрепный. Переход Нордуз же поразил меня восточными неторопливостью и спокойствием. Никаких очередей, никакой нервотрепки. Кроме нас границу проходила еще одна иранская семья. Вся процедура заняла не больше часа. И лишь отсутствие карнета на машину заставило нас немного задержаться.
7. Нужна ли страховка?
На машину – нет. На людей – при получении визы. На границе ее не спрашивали.
8. Как проходить границу?
Как и любую другую. Пассажиры отдельно, машина отдельно.
Я ожидал пристально досмотра/допроса, но получилось как у Жванецкого:
– Все вещи нужно доставать из машины и нести на сканер, но можно и так.
– Машину должны досмотреть на предмет запрещенных вещей, но можно и так.
– На выезде должны были проверить количество топлива, но можно и так.
– Я должен был заплатить пошлину за вывозимое топливо, но не платил. Таким образом, я вывез два полных бака по 38 литров плюс 20 литров в канистре.
11. На какой машите можно ехать?
На любой. Дороги и топливо европейского уровня.
12. Что с топливом?
Газовых заправок нет совсем. ДТ по рассказам владельцев дизельных машин заправить тоже проблематично. Зато бензин стоит 10000 IR (
18 RUR) на любой заправке.
13. Что с деньгами?
Валюта Ирана – иранский риал. (IR). Курс на август 2017: 1 RUR = 550 IR; 100 USD = 3.800.000 IR.
В повседневных расчетах иранцы используют неофициальную единицу «туман», равную 10 риалам, а в разговорной речи нули отбрасываются. Поэтому, если на ценнике написано 15000, то в разговоре это будет «пунздах» (пятнадцать), а в реальности 150.000 IR.
Банкоматов много, но карты VISA и Master они не принимают. Также невозможно расплатиться картой в терминалах. Поэтому везти деньги можно только в виде наличности. Доллары или евро. Обменять можно в любом банке или обменнике. Обменников немного, они чаще всего находятся в туристических местах. Работают до 7 – 8 вечера, поэтому озаботьтесь обменом заранее. Рядом с обменниками обычно роятся менялы. Курс у них чуть более выгодный, но я не рисковал. Можно платить долларами/евро в гостиницах или кафе, но, во-первых это незаконно, а во-вторых по очень невыгодному курсу.
15. Что кушать?
Кухня в Иране своеобразна. Из относительно привычного – отварной рис и кебабы. Есть суп, который называется «аб-гушт». На любителя – овощи, вымоченные в уксусе. Очень понравился кисломолочный напиток «ала» – соленый кефир с мятой. В жару очень хорошо утоляет жажду. Есть безалкогольное пиво, в том числе с фруктовым вкусом. Очень необычно.
В больших городах есть типичные заведения фастфуда с типичным же ассортиментом.
Поесть в кафе от 100.000 IR до 500.000 IR (180 – 900 RUR) на троих.
Можно также купить еду в магазинах и приготовить самим.
16. Общение и язык.
Официальный язык Ирана – фарси. В городах встречаются люди в разной степени говорящие по-английски. Во всех же остальных местах готовьтесь к тому, что английский никто не понимает. Потому желательно заранее выучить пару десятков фраз на фарси и носить с собой разговорник. Необходимо также выучить числительные и вопрос «сколько стоит» – в восточной стране без этого никуда. Написание цифр тоже очень желательно запомнить. Это пригодится, например, на заправках.
Надписи на дорожных указателях в 90% случаев дублируются на английском. Тем не менее, я с горем пополам научился читать и это пару раз нас выручало.
17. Навигация.
Я пользовался Навителом. Не самый лучший вариант. Во-первых, карты, за исключением крупных городов, весьма неточные. Во-вторых, все надписи на картах Навител сделал на фарси (лучи добра ему!). Поэтому пришлось поставить поддержку персидского языка и научиться писать на нем.
Если у кого есть опыт использования других систем навигации, поделитесь.
upd: sashkaSam: А насчёт навигации — под андроид OSMand или maps.me (тот же osm, но в другой оболочке) — работают оффлайн и достаточно подробны.
18. Связь и интернет.
Местные сим-карты не покупали, поэтому подробностей не знаю. Использовали российский Теле2 для SMS и Viber/WhatsApp для звонков домой. Бесплатный WiFi есть практически во всех отелях, заправках и кафе. Скорость довольно неплохая.
upd: RomanVR: Местную симку трудно купить. Ирансел покупали через местных. Зато никакого роуминга)
19. Об интимном.
В Иране, как впрочем и в других исламских странах, не пользуются туалетной бумагой. Зато имеющаяся альтернатива – торчащий из стены шланг с краником – есть исключительно во всех туалетах. Насколько это приспособление удобно мы оценили еще во время путешествий по Турции. Если же вы жизни не представляете без туалетной бумаги – берите ее с собой.
Грузия, Азербайджан и Иран в мае 2016 в одной поездке 2 часть
Азербайджан.
2 мая. Из Тбилиси выехали утром около 9.00 и через час были на Грузино-Азербайджанской границе на КПП Красный мост. Перед нами 3 машины. Формальная проверка документов, оформление ввоза машины в Азербайджан, страховка и спустя 40-50 минут мы в Азербайджане. Все чинно и благородно, никакого вымогательства. Вещи из багажника для досмотра не доставали и на сканер не носили. Не спеша покатили в Астару. Заехали в город Казах. Когда то служил там в СА. Городок разросся. Симпатичный. Остановились около магазина автозапчастей. Я пошел искать перегоревшую лампочку, а Дима в банк добывать манаты.
Должен сказать, что я был приятно удивлен. В целом, сейчас в Азербайджане молодежь знает русский язык гораздо лучше, чем в Грузии. Лампочку нашел – 1.5 маната (1 доллар). Незамедлительно получил предложение в гости от молодого человека лет 30. Поблагодарил и извинился, что мы не сможем сегодня быть его гостями. Уж чего-чего, а гостеприимства, у азербайджанцев не отнять.
Пообедали на трассе в какой то забегаловке. Салат, картошка с мясом, чай, лаваш. На четверых вышло 26 манат ( около 17 долларов). Заправились, 95 бензин — 0.95 манат. Поехали дальше. А потом мы влипли. После Евлаха навигатор стал уводить в сторону с трассы Е60. Остановились и спросили дорогу у местных. Зря мы их послушались. Сначала дорога стала чуть хуже, потом еще чуть хуже. А мы уже проехали километров 50, ну не возвращаться же! Тем более увидели аистов, вдруг дальше будет лучше.
А потом я единственный раз в жизни увидел двойную радугу, одну над другой. Удивительное зрелище! Присмотритесь.
Лучше бы вернулись. В конце концов, с дороги исчез асфальт, потом от дороги осталось одно направление. Видимо это направление целенаправленно и долго бомбили. Потом там в течение месяца ездила танковая дивизия. А потом пришли кладоискатели и перекопали все, что осталось. В общей сложности около 180 км такой дороги. А ведь мы проезжали через какие то села. Как там люди живут? Плохие участки без асфальта на Военно-Грузинской дороге – это просто хайвей по сравнению с этой «дорогой» в Азербайджане. Стемнело. Слава богу, что мы успели проехать эти ужасные 180 км в светлое время суток. Что сказать про Азербайджан. Не съезжайте с центральных автомагистралей, иначе жестко пожалеете. Дорог нет, проезжая через небольшие городки мы обратили внимание на темные окна домов, темные неосвещенные улицы. Очень неуютно. Наверное, все электричество в Баку, на провинцию денег не хватает. Дороги на тройку с минусом. С Грузией разительный контраст. Опять же своего президента азербайджанцы выбрали сами, это их выбор. Наверное азербайджанцев такая жизнь устраивает. Это их выбор.
Около 10 вечера приехали в Ленкорань. Достаточно быстро нашли приличный новый отель Starway. Большие чистые номера. Новая мебель и белье, ТВ, сплит. 15 манат (10 долларов) с завтраком.
Заплатили 2 маната (1,5 доллара) таксисту, который по совету администратора отеля отеля отвез нас поужинать в заведение для местных. Огромные порции. Нет не так, ну просто гигантские порции. Очень вкусно. Очень понравился домашний компот из фейхоа, просто божественно. Еле все осилили. Обожрались. 23 маната (15 долларов) за ужин на четверых и еще 2 маната таксисту. Вернулись в отель, посмотрели по местному ТВ серию «17 мгновений весны» на русском языке, и баиньки. Завтра нас ждет Иран. Утром решили заехать на Каспийское море, благо от отеля в двух кварталах. Каспийское море ни разу не впечатлило.
К тому же прохладно +15 и ветер. Вперед в Астару на границу.
Астара.
3 мая. На границу приехали около 12.00. Сначала прошли азербайджанскую таможню за 15 минут. Проехали на иранскую таможню. К нам подошел молодой человек. Представился Пейманом.
Небольшое отступление. Немного расскажу о самом принципе въезда в Иран на автомобиле без Карнета. Иранская фирма берет на себя ответственность за то, что Вы, въехав в Иран на своем автомобиле, через оговоренное время выедите обратно. За это Вы и оплачиваете основную часть денег + 10-20 долларов за работу представителя такой фирмы + обязательные платежи за оформление документов около 30 долларов. Если Ваша машина не выедет из Ирана, то фирма-поручитель оплатит государству рыночную стоимость Вашего автомобиля в Иране + нехилый штраф. Если Вы просрочите срок выезда, то за каждый день просрочки заплатите по 5 долларов. Стоимость услуг фирмы зависит от автомобиля, объема и мощности двигателя, а также срока, на который Вы въезжаете в Иран. Также возможны варианты: Въезд и выезд в одном месте (как мы), въезд через Азербайджан и выезд через Армению или Турцию, ну или в любом другом порядке. В этих случаях цена будет несколько отличаться в большую сторону. Общие расходы на оформление моего автомобиля составили 310 долларов. Внимание! Так как у нас в СТС не указывается объем двигателя, я настоятельно рекомендую взять с собой ПТС. Объем двигателя важен для оформления документов на авто. Я как в воду глядел, ПТС взял с собой.
Вернемся к иранской таможне. Пейман показался хорошим парнем, но он знает только фарси и азербайджанский языки. В принципе, это не стало для нас большой проблемой. На таможне всегда много людей, которые знают русский и рады помочь с переводом. Видел и русских и азербайджанцев и дагестанцев. В общем, языковой барьер мы преодолели легко. Пока Пейман побежал оформлять документы на автомобиль, мы немного осмотрелись. Тут же познакомились с компанией из Москвы, которые путешествовали на Рено Дастер. У москвичей имелся Карнет, но была одна маленькая загвоздка. При оформлении Карнета в номере автомобиля была сделана маленькая ошибка, толи в букве, толи в цифре. И Карнет стал просто никчемной бумажкой. Москвичи уже переночевали в Астаре одну ночь и пытались решить возникшую проблему, но пока безуспешно. Тем временем часы показали 13.00, и на таможне начался перерыв. Вернулся Пейман и сказал, что документы мы сегодня точно не оформим. Только завтра с утра. Эх, надо было приезжать к 9.00. Пейман сопроводил нас и москвичей в отель, который располагался буквально в двух шагах рядом с таможней. Shariar Hotel, новый, чистый. Сторговались за 20 долларов за номер без завтрака. Кстати это был наш самый дешевый отель в Иране. Немного погуляли по Астаре.
Едем в Иран. Остановка в Баку, встреча с Мохаммедом, снова Исламская республика.
Азебайджан
Правильнее всего начать рассказ об Иране с Азербайджана. Одна судьбоносная встреча изменила и наш маршрут по стране и впечатления об Иране. В 2015м мы уже проехали исламскую республику от границы с Пакистаном до Азербайджана. На этот раз особых иллюзий мы не питали, считая, что проскочим в этот раз страну побыстрее. Наверное, так бы и получилось, если бы не стечение обстоятельств.
Мы наконец-то забираем вещи, оставленные у Эльшана на даче еще в 2015м году, после возвращения из второго этапа кругосветки. Картина конечно печальная: в гараже жили мыши, которые за полтора года сделали свое черное дело. В большие количествах мы выбрасываем еду, вещи, и даже поврежденные запчасти.
Грызунам почему-то полюбились резиновые прокладки, они с большим удовольствием грызли все резиносодержащие изделия. Даже несколько палаток и спальников пришли в такое состояние, что проще было от них избавится, чем пытаться починить и отстирать от этого мышиного запаха. В итоге, вещей стало значительно меньше и это только к лучшему.
Рядом с дачей Эльшана открывается отличная картина – добыча соли. Пару километров все белым-бело, чистая соль, которую грузят тракторы в грузовики и сразу увозят на обработку.
Баку вновь видится нам прекрасным! Органично переделанная столица, существенно лучше выглядящая с тех самых советских времен, когда я там побывал впервые. Шик и блеск повсюду.
Прогулка по набережной чего стоит!
Правда поснимать с коптера не получилось, тут же подошла полиция и потребовала разрешения. Дальнейших сложностей не возникло, но снимать не получилось.
Мечеть имени Гейдара Алиева претендует на звание самой большой мечети Кавказа. Она была закрыта, но по просьбе нашего хорошего друга из Баку Анара её открывают специально для нас. Теперь мы внутри с камерой и спокойно можем снимать.
Из всех пройденных стран Азербайжан точно та страна, где лучше всего умеют делать шашлык, кебаб и прочие вкусности.
Как и в первый раз в Баку нас тепло приветствует Азер Абиев, владелец местного внедорожного клуба. Пока FJ крузер Алексея Климова находится в процессе доведения до высшей степени технического мастерства, мы гуляем по Баку. Замечательный город, гулять там можно много и долго. Редкий случай, когда город был настолько органично перестроен с советских времен. Поэтому, когда Азер позвал на вечеринку во внедорожном клубе, мы даже немного расстроились, так хотелось побродить по набережной.
«Садитесь, угощайтесь! Сейчас кстати приедут наши друзья, иранские джипперы». После этой фразы я понял, что будет интересно. Через три дня мы как раз должны оказаться в Иране, а тут еще и джиперы прямо оттуда. Через полчасика в клуб приехали две пары. Девушки объяснялись на английском совсем немного, одному из парней переводила подруга, а вот последний экземпляр оказался весьма интересным. «Привет! Меня зовут Мохаммед!» произнес он на отличном русском с каким-то незнакомым акцентом. Далее из Мохаммеда полилась потом русская речь, забористо украшенная ненормативной лексикой. Причем звучало это очень грамотно и к месту. Поистине, виртуозное владение языком, особенно для иностранца.
-Мммм, а ты точно из Ирана?
-Да, точно. Я же 8 лет жил, и учился в Белоруссии. Там и выучил русский язык.
Следующие пару часов Мохаммед рассказывает историю о том, кто он и как сюда попал. Заслышав, что мы как раз через несколько дней собираемся ехать в Иран, он предлагает нам объединить усилия. Их внедорожник стоит на границе, его не пропустили из-за отсутствия специальных документов на пересечение границы. Джипперы в общем-то и не собирались в Баку, решение было принято спонтанно, на берегу Каспия. От границы они добрались на такси.
«А у вас есть хелишот?» вопрошает Мохаммед. Оказывается, в Иране так называют квадрокоптер. Узнав, что у нас есть DJI Phantom 4 он настоятельно рекомендует его не брать с собой. По его словам, на границе будут искать две вещи: «хелишот» и алкоголь. С алкоголем все понятно, он попросту запрещен к ввозу и употреблению на территории исламской республики. А с квадрокоптерами история посвежее. Не так давно группа западных документалистов снимала с коптера Тегеран. По официальной версии киношников коптер потерял контроль и полетел дальше. По стечению обстоятельств (ну или по чьему-то замыслу) летательный аппарат вскоре оказался у окон резиденции аятоллы Хоменеи, духовного лидера шиитов и фактического руководителя Ирана. Охрана не раздумывая открыла по коптеру огонь. Кстати мы даже смотрели документальные кадры того, как это происходило. С этих самых пор ввозить беспилотники в Иран стало крайне проблематично.
Сложности на границе
Проходя границу Ирана и Азербайджана поздней осенью 2015го, я даже не предполагал, что мы вернемся в Иран.
Наш иранский друг оказался прав. В машинах целенаправленно искали квадрокоптер и алкоголь. Понимая, что мы можем лишиться летательного средства, мы заранее отправили его обратно в Новосибирск. Проблем особых не ожидалось, мы были чисты. По крайне мере нам так казалось, пока таможенник не обнаружил бутылку подарочного коньяка «Сараджишвили» купленного Алексеем Климовым в подарок. Он про нее просто забыл. Бутыль была извлечена и с торжественным видом отправилась на пост. «Я же говорил, никакого алкоголя! Лучше там купим!» застонал Мохаммед и убежал вслед за таможенником.
Мы ожидали репрессий, провоз алкоголя в Иран дело наказуемое, в том числе тюрьмой. Через долгих пятнадцать минут пришел Мохаммед, тяжело выдохнул: «Решили проблему, разбили за углом бутылку, я уговорил таможенника не заводить дело». С этого момента и до конца, Мохаммед будет нам помогать на всем пути по Ирану. Как выяснится позже, Эльшан, оставшийся в Азербайджане преподнес нам завуалированный сюрприз. В паре сумок еще обнаружатся трехлитровые емкости «Саперави» привезенные из Грузии и тщательно спрятанные нашим азербайджанским другом. Спрятаны они были настолько хорошо, что таможенник даже прощупывая вещи не смог обнаружить немаленькие бутыли.
По Ирану
Наш изначальный план с проездом по Тебризу Мохаммед решительно отметает. Он предлагает отправиться сначала на берег Каспия, далее в Тегеран, а после в его родной город Исфахан. Нам становится интересно: увидеть страну с местными это всегда в разы лучше самодеятельности.
Первым на нашем пути возникает городок Мосулех. Сюда приезжает огромное количество местных жителей, просто на выходные. Городу более двух тысяч лет, постройки ютятся на горном склоне, потому крыши многих зданий являются дорогой проложенной уровнем выше.
Иностранцы здесь редкость. Иранцы невероятно открыты и дружелюбны. Не зная английского, они пытаются заговорить с тобой на фарси, рассказать как они рады видеть нас и пожелать хорошего путешествия. Сказывается многолетняя закрытость страны. Хотя сейчас получить визу в Иран проще простого, в электронном виде. Если же прилететь в Тегеран, то вообще ее ставят по прилету.
Мохаммеду приходится переводить все нам и всем окружающим, рассказывая о том, что мы кругосветчики из России едем до Персидского залива. Оставил незабываемое впечатление один дедушка, живущий в маленьком, но очень старом доме. Он много говорил и спрашивал, из его речи мы поняли что «Россия и Иран это хорошо, а Израиль и Америка шайтан». Говорил он горячо и искренне.
Новые участники
Следующие несколько дней мы останавливались в гостях у Мохаммеда. Сначала на его большой и красивой даче недалеко от побережья Каспия, потом в его квартире в Тегеране.
Тем временем близилась встреча с двумя новыми участниками – Мишей из Калининграда и Олегом из Омска. Так совпали обстоятельства, что Эльшан был вынужден остаться в Азербайджане, а Слава срочно улетел на Камчатку. Понимая, что мы можем столкнуться с проблемой одно водителя, мы разместили клич в соцсетях о том, что есть местечко по Ирану. Уже через 24 часа были одобрены две кандидатуры, самых быстрых и ответственных желающих. Их мы и ждали в Тегеране.
Дорожное движение
Попасть на своем авто в Иран можно, но для этого нужно оформить Carnet de passage, без него границу не пройти. Едва выехав на дороги Ирана, мы вспоминаем наши ощущение двухлетней давности. После абсолютного дорожного ада Индии, организация движения в исламской республике нам казалась верхом совершенства.
Мы просто радовались порядку на дорогах. Но все же хорошо в сравнении, в этот раз мы внезапно поняли, что такая идиллия зиждилась исключительно на ощущениях после Индии. На самом деле водят здесь так себе. Самая главная претензия — это конечно попытка всех и вся влезть между наших машин. Даже если расстояние меньше метра, найдется такой красавец, который будет настойчиво лезть сюда. И ведь ему как будто невдомек, что едут три большие иностранные машины одной колонной и нарушать эту колонну нежелательно. Разумеется, в ход идет большой пневматический гудок, который на доли секунды ошарашивает вклинивающегося. Правда через секунду виновник уже радостно улыбается и приветственно машет нам рукой. Ну разве можно на таких людей сердиться )
Дороги в Иране отменные, очень часто магистрали разделены.
Знаки дублированы, на двух языках: сначала идет фарси, потом английский.
Скоростной режим вполне адекватный. Полиция относится к иностранцам очень и очень лояльно. Проезжая можно помахать рукой, в ответ получаешь гарантированную улыбку и ответный жест рукой. Правда разок мы все же нарушили, когда FJ Климова вырвался в авангард и со скоростью 100 км.ч. проехал один из населенных пунктов. Полиция после остановки попыталась объяснить, что ехали мы слишком быстро, но потом полицейские разулыбались и показали, что ехать нужно 60 в населёнке, указали дорогу и напутственно помахали руками. Нечета нашим и среднеазиатским взяточникам.
В прошлый раз заправки Ирана нам запомнились двумя вещами: невероятно низкими ценами (порядка 6 рублей за литр дизеля) и большой проблемы с заправкой дизтоплива: все время требовалась какая-то карта. В этот раз топливо было подороже, но с нами теперь Мохаммед и он договаривается о цене и возможности заправиться. Теперь все значительно дороже – по 10 рублей за литр дизельного топлива. Всего лишь в 4 раза дешевле чем дома.
В следующей части мы поедем в Тегеран, Исфахан, Язд и самое интересное: будем пересекать раскаленную пустыню Лут.