На каком счете учитывать масла и смазки для авто
Как правильно вести учет отработанного масла
Большинство организаций применяет в своей работе масла. Это моторные масла, используемые в работе авто, растительные масла, нужные для готовки блюд. И те, и те нужно правильно учитывать. Рассмотрим все нюансы учета отработанного масла.
Вопрос: В рамках Программы Правительства Москвы по улучшению экологической обстановки в городе основным видом деятельности организации является оказание услуг по сбору и переработке отработанных моторных и индустриальных масел.
Вывезенные отработанные масла принимаются организацией к учету как сырье для последующей переработки и реализации в виде дизельного или печного топлива.
По какой стоимости организация должна принимать к бухгалтерскому учету отработанные масла?
Посмотреть ответ
Правильная организация учета
В большинстве своем учитывать нужно именно отработанные моторные масла. Они требуются для эксплуатации авто. Рассмотрим главные особенности их учета:
Отработанное масло считается отходом, если оно не соответствует требованиям ТР ТС030/2012.
Вопрос: Обязана ли организация применять ККТ при закупке у населения отработанного моторного масла с целью обработки (очистки, фильтрации) и дальнейшей реализации?
Посмотреть ответ
Учет растительного масла
Растительное масло, в отличие от моторного, может не являться отходом. Оно может быть направлено на переработку. Отработанное масло перерабатывается, к примеру, в биотопливо. Для переработки масло продается другим организациям.
Учет покупки
Бухучет масла проводится по Инструкции по использованию Плана счетов, установленной Приказом Минфина №94н от 30 ноября 2000 года. Для учета используются эти счета:
Метод учета сырья, который может применяться предприятиями, установлен Роскомторгом №1-1098/32-2 от 12 августа 1994 года.
Растительное масло принимается к бухучету по реальной себестоимости или по стоимости поставщика. Последний способ может использоваться фирмами, которые применяют упрощенные методы ведения учета. Когда масло поступает на кухню, стоимость его списывается в траты. Соответствующая операция фиксируется по ДТ счета 20 «Производство». Счет корреспондирует с КТ счетов 10 или 41.
Если фирма признана микропредприятием, она может включить стоимость масла в структуру расходов в момент его покупки. То есть не нужно признавать сырье в статусе МПЗ (пункт 13.2 ПБУ 5/01). Стоимость купленного масла фиксируется на ДТ счета 20. Он корреспондирует со счетом 60.
Стоимость отработанного растительного масла входит в структуру материальных трат. Включается она в этот состав по стоимости покупки. В нее входят траты на перевозку и другие побочные расходы. Основание – подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 254 НК РФ. Дата осуществления трат в форме сырья (относятся к прямым расходам) – это дата их направления в производство (основание – пункт 2 статьи 272 НК РФ).
Учет накопления отработанного масла
В пункте 57, 111 Указаний по бухучету МПЗ указано, что отходы, возникающие в подразделениях, сдаются на склады на основании накладных. При этом нужно отражать в накладных название отходов, их объем. Стоимость учтенных объектов относится на снижение стоимости сырья, отпущенного в использование.
Для учета движения рекомендуется применять счет 10 субсчет 10-6. Именно счет 10 нужен тогда, когда отходы планируется реализовать (основание – пункт 218 указаний). То есть для учета отработанного сырья применяется эта запись: ДТ10 субсчет 6 КТ20. Масло отражается по стоимости продажи.
Если продавать масло не планируется, то и фиксировать в учете его не нужно. Связано это с тем, что при подобных обстоятельствах сырье не будет соответствовать характеристикам актива. Активы – это средства, которые должны принести фирме доход. Отработанное сырье, которое не будет реализовано, доходов не принесет.
ВНИМАНИЕ! Отработанное сырье учитывается тогда, когда оно отвечает признакам объектов учета. К примеру, это могут быть характеристики МПЗ. Основание – письмо Минфина №07-01-10/42253 от 22 июля 2015 года.
Налоговый учет
Отработанное масло признается возвратным отходом. Последние представляют собой остатки, которые возникли в процессе производства и уже утратили свои эксплуатационные характеристики. В статье 254 НК РФ указано, что материальные траты снижаются на стоимость отходов. Уменьшение рекомендуется выполнить в периоде, когда отходы отправлены на склад на основании накладной или другого документа.
Реализация отработки
Реализация отработанного масла – это не главное направление деятельности фирмы, а потому доход от продажи следует признавать в составе прочих доходов. Они фиксируются в бухучете по КТ счета 91. Корреспонденция – это ДТ счета 62.
Организация учета моторного масла
Отработанное моторное масло нельзя сбрасывать в окружающую среду. Запрещено также распылять и сжигать его, сливать в водоемы, выливать на почву. То есть просто так утилизировать масло не получится. Связано это с угрозой окружающей среде. Важно правильно организовать сбор отработанного масла. Для этого выполняются действия:
Отработанное масло подлежит утилизации. Альтернативный вариант – регенерация для повторного применения сырья.
Особенности учета
Учет отработанного масла – это работа специально назначенных лиц с соответствующей ответственностью. Для учета нужно создать журнал движения отходов. Ведением его занимаются ответственные лица. Их нужно назначить приказом руководителя. Эти лица будут нести ответственность за правдивостью всех сведений, вносимых в журнал. Учет выполняется бухгалтерами на основании накладных.
Отработанные масла – это вторичные материальные ресурсы. Стоимость выбывающих отходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 фиксируется в составе прочих трат. Для учета используются эти записи:
В пункте 5 Положения по бухучету ПБУ 5/98, установленного приказом Минфина №25н от 15 июня 1998 года, указано, что отработка принимается к учету по реальной себестоимости. Фактическая себестоимость – это совокупность затрат фирмы, связанных с приобретением сырья. В число расходов можно включить эти суммы:
Сырье может быть получено безвозмездно. В этом случае оно учитывается по рыночной стоимости.
Как утилизируется моторное масло
Существуют разные способы утилизации масел. К примеру, это может быть восстановление состава при помощи фильтров, транспортировка на предприятия по переработке сырья, регенерация, сжигание масла.
Учет расходов на содержание автотранспортных средств
Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В консультации рассмотрим особенности бюджетного учета чаще всего возникающих расходов, связанных с содержанием автотранспортных средств, например расходов на ремонт, техобслуживание и т.д.
Приобретение и учет запасных частей
Согласно п. 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются в составе материальных запасов на счете 10536000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».
Расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.6 Порядка № 209н).
Для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Перечень материальных ценностей, учитываемых на этом счете (например, двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения (п. 349 Инструкции № 157н).
Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортных средств.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.
Аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров – при их наличии) и их количеству.
В бюджетном учете операции по учету запасных частей отражаются проводками (п. 23, 26 Инструкции № 162н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приняты к учету запасные части по фактической стоимости (без дополнительных затрат, в рамках одного договора)
1 302 34 73х*
1 208 34 667
Приняты к учету запасные части по стоимости, сформированной при их приобретении (в том числе по нескольким договорам)
Получены запасные части по централизованному снабжению
Приняты к учету запасные части, полученные после ликвидации основного средства и оставшиеся в распоряжении учреждения
Приняты к учету запасные части, оставшиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов
Списаны с балансового учета выданные запасные части
Приняты на забалансовый учет выданные запасные части
Списаны с забалансового учета запасные части после их замены
*По соответствующей подстатье КОСГУ.
Ремонт автомобиля
Если учреждение осуществляет ремонт не собственными силами, в этом случае расходы учреждения на оплату услуг по ремонту автомобиля отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.5 Порядка № 209н).
В силу производственной необходимости работник казенного учреждения вынужден был за свой счет оплатить ремонт служебного автомобиля, согласовав его с работодателем. Стоимость работ составила 2 000 руб. Расходы на ремонт возмещены работнику путем перечисления денежных средств на его карту. Согласно учетной политике учреждения в случае возмещения произведенных работником расходов без предварительного получения денежных средств под отчет применяется счет 208 00 000*. Данные условные.
В учете необходимо сделать проводки (п. 84, 111 Инструкции № 162н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Приняты к учету расходы на ремонт автомобиля
Перечислены работнику денежные средства для возмещения ему расходов на ремонт автомобиля
* По мнению Минфина, выраженному в Письме от 30.09.2011 № 02-06-05/4406, согласно общим принципам методологии бюджетного учета, а также с учетом того, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО (бюджетных ассигнований), корректно будет принять к учету обязательство учреждения в сумме расходов, произведенных сотрудником, не получившим предварительно денежных средств под отчет, как денежное обязательство учреждения с отражением на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» и 0 502 00 000 «Принятые обязательства». Но и отражение на соответствующем счете аналитического учета счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» обязательств учреждения перед своими сотрудниками в таком случае не является нарушением порядка ведения бюджетного учета (Письмо Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-06-10/30972).
Автомобильные аптечки
Автомобильные аптечки относятся к лекарственным средствам и материалам, применяемым в медицинских целях (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Исходя из этого определения, расходы на приобретение автомобильных аптечек необходимо отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.1 Порядка № 209н, Письмо Минфина РФ от 15.03.2019 № 02-05-10/17875).
Таким образом, в бюджетном учете автомобильные аптечки отражаются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения» (п. 117, 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).
К сведению: подготовлен проект приказа Минздрава РФ «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)», согласно которому с 1 января 2021 года устанавливается новое наполнение аптечки для водителей. Например, планируется убрать из аптечки бинты малых размеров (5 м х 5 см и 5 м х 7 см), стерильные бинты различных размеров и стерильный перевязочный пакет, бактерицидные лейкопластыри. Предполагается добавить в аптечку дополнительную упаковку стерильных салфеток и нестерильные бинты больших размеров, две нестерильные медицинские маски. Рулонный лейкопластырь размерами не менее 1 х 250 см будет заменен на более широкий (не менее 2 х 500 см). Предусматривается, что аптечки первой помощи (автомобильные), произведенные до 1 января 2021 года, будут действительны в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Автомобильные огнетушители
Огнетушители – это первичное средство для тушения пожаров. Они могут быть перезаряжаемыми или разовыми. Например, срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом – не менее 10 лет. Срок службы огнетушителя разового пользования определяется техническими документами на огнетушитель (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2001 № 435-ст).
Следовательно, огнетушитель в зависимости от срока службы можно учитывать в составе как основных средств, так и материальных запасов.
Основное средство.
Если срок службы огнетушителя составляет больше 12 месяцев, его учитывают в составе основных средств (п. 7 СГС «Основные средства»). Расходы на его приобретение следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.1 Порядка № 209н).
В ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) огнетушители включены в группу «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» по коду 330.28.29.22.110.
Для их учета можно применять счет 0 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» (п. 4, 5 Инструкции № 162н).
Огнетушители стоимостью до 10 000 руб. при передаче в эксплуатацию отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», и на них не нужно начислять амортизацию (п. 373 Инструкции № 157н, п. 39 СГС «Основные средства»).
Напомним, на забалансовом счете 21 объект отражается на основании первичного документа, подтверждающего его ввод (передачу) в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – 1 руб.», в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Внутреннее перемещение огнетушителей в учреждении отражается на забалансовом счете на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
Выбытие огнетушителей с забалансового учета производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.
Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
Обратите внимание: расходы на перезарядку (зарядку) огнетушителей относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка № 209н).
Материальный запас.
Если срок службы огнетушителя составляет менее года, его можно учитывать в составе материальных запасов (п. 7 СГС «Запасы»). В этом случае расходы на его приобретение отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н) и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Счет учета – 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н).
Коврики, чехлы
Расходы на приобретение автомобильных ковриков и чехлов отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н), КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
Установка сигнализации
Если и приобретение оборудования (сигнализации), и его установка оформлены одним договором, оплата таких услуг отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
В случае приобретения сигнализации по отдельному договору оплата ее стоимости отражается по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», а установка – по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В обоих случаях применяется КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Прочие расходы
Госпошлина при регистрации автомобиля.
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий предусмотрены пп. 36 – 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.
Положение указанной нормы НК РФ распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21. Согласно этому документу учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии с законодательством РФ федеральные органы государственной власти осуществляют деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
В ведении федерального органа исполнительной власти могут находиться научные, образовательные и иные организации.
По мнению Минфина, положение пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ на такие подведомственные учреждения и организации не распространяется (Письмо от 03.07.2020 № 03-05-05-03/57683).
Учреждения, которые должны уплачивать госпошлину при регистрации автомобиля, отражают такие расходы по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ и КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (п. 10.9.1 Порядка № 209н, п. 48.8.5.2 Порядка № 85н).
Обслуживание автомобиля.
Расходы учреждения на оплату услуг по техническому осмотру, шиномонтажу, балансировке колес, мойке автомобиля отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.5 Порядка № 209н, п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
Учет малоценного оборудования и запасов в программе 1с:бухгалтерия 8 редакция 3.0
В данной статье мы продолжаем рассматривать изменения в бухгалтерских программах фирмы 1С, связанные с появлением новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Как мы знаем, 17 сентября 2020 года Министерство финансов Российской Федерации своим Приказом № 204н утвердило Федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Утвержденные ФСБУ применяются в бухгалтерском учете, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год.
Также с 1 января 2022 года признаются утратившими силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств.Организации могут принять решение о применении этих новых Стандартов до указанного в приказе срока.
Естественно, ФСБУ 6/2020 отличается от ПБУ 6/01. Причем отличия начинаются уже с определения, что такое объект основных средств.
В соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2020 для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками:
а) имеет материально-вещественную форму;
б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).
В признаках присутствует новый пункт о том, что актив имеет материально-вещественную форму. Это позволило исключить из ФСБУ длинное повествование о том, что относится к основным средствам и, что в их составе учитывается. Отсутствует условие о том, что организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта. Достаточно, что объект предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев.
Но более революционным в данном ФСБУ получился следующий пункт. В соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах.
При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов.
Таким образом, ФСБУ разрешает списывать затраты на приобретение «несущественных» для целей бухгалтерского учета объектов основных средств, стоимостью ниже какого-то стоимостного лимита, сразу же при их приобретении. Причем существенность информации о таких объектах и лимит их стоимости определяется организацией самостоятельно.
Обратите внимание в чем разница. ПБУ 6/01 всего лишь разрешает основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей, учитывать в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов. Во-первых, есть законодательно установленный предельный стоимостной лимит. Во-вторых, расходы по таким активам признаются не сразу, а только в момент их передачи в производство (эксплуатацию).
Подобная норма существует и в уже действующем ФСБУ 5/2019 «Запасы». В соответствии с п. 2 ФСБУ 5/2019, организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. При этом затраты, которые в соответствии с настоящим Стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходами периода, в котором были понесены.
Учитывая требования п. 5 ФСБУ 6/2020 и п. 2 ФСБУ 5/2019, разработчики программы 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0 добавили в программе новый вид номенклатуры, который назвали Малоценное оборудование и запасы, а также доработали ряд документов конфигурации.
Создание элемента справочника Номенклатура с новым видом номенклатуры показано на Рис. 1.
На каком же счете бухгалтерского учета учитывается новый вид номенклатуры? Для того, чтобы выяснить этот вопрос, мы откроем регистр сведений Счета учета номенклатуры.
Как мы видим, новый вид номенклатуры учитывается на каком-то «новом» счете бухгалтерского учета с кодом 10.21.1. При продаже актива (так как это не товар и не продукция) признается прочий доход. Остальные счета учета также соответствуют прочему имуществу.
Регистр сведений Счета учета номенклатуры для вида номенклатуры Малоценное оборудование и запасы показан на Рис. 2.
Давайте откроем План счетов бухгалтерского учета и посмотрим, что из себя представляет счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы».
Это активный количественный счет. Аналитический учет по счету ведется по отдельным наименованиям имущества (вид субконто «Номенклатура»). В зависимости от настроек параметров учета, аналитический учет также может вестись по местам хранения (вид субконто «Склады») и партиям имущества (вид субконто «Партии»).
К счету открыты два субсчета 2-го уровня.
На активном количественном субсчете 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов» учитывается поступление и наличие оборудования и запасов, являющихся не существенными для целей бухгалтерского учета.
На пассивном субсчете 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов» учитываются расходы, отраженные в бухгалтерском учете в момент поступления не существенного оборудования и запасов.
Счет учета 10.21 и его субсчета показаны на Рис. 3.
Теперь для того, чтобы посмотреть, как это все работает, давайте выполним небольшой пример.
Организация «Рассвет» применяет общий режим налогообложения – метод начисления и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», причем учет отложенных налоговых активов и обязательств в программе ведется балансовым методом с отражением постоянных и временных разниц.
Организация «Рассвет» приняла решение о применении норм Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», начиная с 2021 года.
В соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 организация приняла решение, что активы, соответствующие по признакам основным средствам, стоимостью до 100 000 рублей включительно, не являются существенными для бухгалтерского учета.
В апреле 2021 года для дирекции было приобретено оборудование (например принтер) стоимостью 60 000 рублей, в том числе НДС 20 % (10 000 рублей). В нашем примере мы назовем этот актив Малоценное оборудование. Доставка оборудования на склад организации была осуществлена поставщиком. Стоимость доставки составляет 2 000 рублей, в том числе НДС 20 % (400 рублей).
Для отражения в программе факта приобретения актива с видом номенклатуры Малоценное оборудование и запасы используется документ Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Товары. Давайте создадим и заполним этот документ.
В «шапке» документа укажем поставщика и договор с ним. В табличной части выберем (создадим и выберем) номенклатуру, соответствующую приобретенному активу, с видом Малоценное оборудование и запасы. Укажем ее количество и цену.
Обратите внимание на реквизит табличной части Счет учета. При выборе номенклатуры с видом Малоценное оборудование и запасы, в этот реквизит прописался счет затрат, статья затрат и подразделение.
В соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020 затраты на приобретение, создание не существенных для бухгалтерского учета активов (в программе эти активы соответствуют виду номенклатуры Малоценное оборудование и запасы) признаются расходами периода, в котором они понесены. Следовательно, программа нам подготовила счет затрат и его аналитику для признания расходов. Счет затрат соответствует реквизиту Основной счет учета затрат настройки учетной политики в программе.
Статья затрат – это новый предопределенный элемент справочника Статьи затрат с видом расходов для налогового учета Материальные расходы. Подразделение — это подразделение организации, назначенное в программе «основным». Естественно, при необходимости, можно все изменить вручную, но для нашего примера счет затрат 26 «Общехозяйственные расходы» полностью подходит.
Пример заполнения документа Поступление, при приобретении малоценного оборудования, показан на Рис. 4.
При проведении документ оприходует в бухгалтерском и налоговом учете номенклатуру с видом Малоценное оборудование и запасы по дебету счета 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов» и сразу, не списывая актив с учета, признает расходы на его приобретение по дебету затратного счета (в нашем примере счет 26) в корреспонденции с кредитом счета 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов».
Расходы признаются только в бухгалтерском учете. В целях налогообложения прибыли пока никаких расходов нет, так как расходы будут признаны только при передаче имущества в эксплуатацию (производство). Поэтому по дебету счета 26 и кредиту счета 10.21.2 регистрируются временные разницы, соответствующие сумме расходов в бухгалтерском учете.
Также документ не забудет выделить по дебету счета 19.03 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» сумму предъявленного поставщиком НДС.
Проводки документа Поступление показаны на Рис. 5.
Теперь давайте разберемся с дополнительными расходами. Дополнительные расходы (в том числе доставка) относятся (в данном случае) к затратам на приобретение не существенных для бухгалтерского учета активов, значит они также признаются расходами периода, в котором они понесены.
Для учета дополнительных расходов в программе мы воспользуемся документом Поступление доп. расходов. Документ удобно создать на основании документа Поступление.
В «шапке» документа указывается поставщик и договор с ним.
На закладке Главное указывается сумма дополнительных расходов (стоимость доставки) и способ их распределения (в бухгалтерском учете основным способом распределения расходов является распределение по сумме).
Табличная часть на закладке Товары при вводе документа на основании документа Поступление заполняется автоматически и содержит номенклатуру из документа основания. Обратите внимание на реквизит табличной части Счет учета (БУ). В нем для признания расходов прописаны: счет затрат, предопределенная статья затрат и подразделение. А в реквизите Счет учета (НУ) указан счет 10.21.1.
Документ Поступление доп. расходов показан на Рис. 6.
При проведении документ учтет в бухгалтерском и налоговом учете в стоимости актива по дебету счета 10.21.1 стоимость дополнительных расходов и сразу признает эти расходы в бухгалтерском учете по дебету затратного счета в корреспонденции с кредитом счета 10.21.2. В целях налогообложения прибыли расходов нет, поэтому по дебету счета 26 и кредиту счета 10.21.2 регистрируются временные разницы, соответствующие сумме дополнительных расходов. Точно такие же проводки мы видели при проведении документа Поступление.
Проводки документа Поступление доп. расходов показаны на Рис. 7.
Давайте внимательно посмотрим оборотно-сальдовую ведомость по счету 10.21 и его субсчетам.
По дебету субсчета 10.21.1 «Приобретение малоценного оборудования и запасов» учтено малоценное оборудование в количестве одной единицы стоимостью в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли 52 000 рублей (50 000 рублей – цена приобретения плюс 2 000 рублей – доставка).
Кредит субсчета 10.21.2 «Выбытие малоценного оборудования и запасов» показывает, что в бухгалтерском учете были признаны расходы в сумме 52 000 рублей. В налоговом учете никаких расходов не было, поэтому зарегистрированы временные разницы также в сумме 52 000 рублей.
Полную информацию об активе дает только счет 10.21 «Малоценное оборудование и запасы». Мы видим, что у нас в учете числится единица малоценного оборудования. Стоимость актива в бухгалтерском учете равна нулю (расходы на приобретение признаны), а стоимость актива в налоговом учете составляет 52 000 рублей, и в стоимости актива зарегистрированы соответствующие временные разницы.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.21 и его субсчетам показана на Рис. 8.
Расходы в момент приобретения малоценного оборудования и запасов признаются только в бухгалтерском учете. В целях налогообложения прибыли, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов по мере ввода его в эксплуатацию. Другими словами, расходы в налоговом учете будут позже. Поэтому, как мы видели, программа, в соответствии с ПБУ 18/02, зарегистрировала в стоимости малоценного оборудования вычитаемые временные разницы.
Вычитаемые временные разницы (ВВР) приводят к начислению отложенных налоговых активов (ОНА). Таким образом, если в текущем месяце малоценное оборудование не будет передано в эксплуатацию (у нас в примере так и произошло), то в текущем месяце при закрытии месяца в бухгалтерском учете по виду актива Материалы будет начислен отложенный налоговый актив.
ОНА = ВВР * СТнп = 52 000 руб. * 20 % = 10 400 руб.
Справка-расчет отложенного налога на прибыль и соответствующая проводка регламентной операции показаны на Рис. 9.
Теперь давайте посмотрим, что будет происходить с малоценным оборудованием при передаче его в эксплуатацию.
Например, в мае 2021 года оборудование со склада было передано для использования в дирекцию материально-ответственному лицу Петровой Марии Петровне.
Для выполнения данной операции в программе в настоящий момент можно использовать два вида документов. Либо «традиционный», всегда использующийся для данной цели, документ Передача материалов в эксплуатацию. Либо документ с новым названием Расход материалов, который представляет из себя совсем недавно доработанный и переименованный документ Требование-накладная. Мы воспользуемся вторым вариантом, так как нам интересно, что в документе изменилось.
У документа теперь два вида операции: Использование материалов и Передача сотруднику. При выборе первого вида операции, имущество просто списывается на расходы. При выборе второго вида операции, имущество дополнительно учитывается на забалансовом счете за материально-ответственным лицом.
Так как в соответствии с п.5 ФСБУ 6/2020, организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов, нам (в нашем примере) необходимо использовать вид операции Передача сотруднику и указать материально-ответственное лицо.
Переключатель Учитывать по сотруднику необходимо установить в положение Расход и остатки, иначе документ не только учтет имущество за материально-ответственным лицом, но и сразу же его с него спишет.
Счет затрат теперь в документе указывается немного по-другому. Он указывается либо в «шапке» документа, либо в «списке» (в табличной части документа). При передаче сотруднику малоценного оборудования, в качестве счета затрат лучше использовать счет затрат, который использовался при поступлении имущества, причем, с той же аналитикой.
Пример заполнения документа Расход материалов показан на Рис. 10
При проведении документ сформирует ряд интересных проводок.
Во-первых (проводка № 2), спишет в количественном и налоговом учете малоценное оборудование с кредита счета 10.21.1 в дебет счета затрат. Расходы признаются только в налоговом учете (в бухгалтерском учете расходы признаны при поступлении имущества), поэтому регистрируются временные разницы со знаком минус.
В-третьих (проводка № 3), переданное в эксплуатацию малоценное оборудование учитывается за материально-ответственным лицом по дебету забалансового счета МЦ.04 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации».
Проводки документа Расход материалов показаны на Рис. 11.
При передаче малоценного оборудования в эксплуатацию были признаны расходы в целях налогообложения прибыли. Расходы в бухгалтерском учете и налоговом учете сравнялись. При этом были списаны вычитаемые временные разницы. Уменьшение вычитаемых временных разниц (ВВР) приводит к погашению отложенных налоговых активов (ОНА).
пог. ОНА = умен. ВВР * СТнп = 52 000 руб. * 20 % = 10 400 руб.
Так как списание (уменьшение) вычитаемых временных разниц происходит в том же отчетном периоде, что и их признание, отложенный налоговый актив просто сторнируется.
Проводка регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18 за май 2021 года показана на Рис. 12.
Теперь, напоследок, так как проводки по списанию малоценного оборудования были достаточно сложными, посмотрим оборотно-сальдовые ведомости.
Как мы видим, малоценное оборудование теперь полностью списалось с балансового счета 10.21 и учитывается только за балансом на счете МЦ.04 за материально-ответственным лицом.
Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10.21 и МЦ.04 показаны на Рис. 13.