Найдут ли угнанную машину
Украл или прокатился
Верховный суд отказал в жалобе некоему Полеву, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Полев утверждал, что он не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили о другом.
Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. А значит, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.
Напомним, что у нас угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. В нашей ситуации не доказано, что машинами хотели завладеть, чтобы потом их продать. То есть кражей это назвать нельзя. И именно для подобных случаев существует статья «Угон».
Для примера: завел хозяин машину, а сам отошел до помойки мусор выкинуть. Тут в машину прыгнул хулиган, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать. Это не кража. Корысти здесь нет никакой. А значит, кражу применить нельзя. Тогда что это? Угон. Причем, надо заметить, наказание за угон строже, чем за кражу.
Угонщики часто действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает машину на запчасти, четвертый продает. Если, поймав перегонщика, не установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного, то предъявить ему нечего. Кроме угона.
В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью «Угон» и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида автомобиля, государственных номеров.
Но по мнению экспертов, это еще более усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.
При этом эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона, как кражу. Человек не из хулиганских побуждений сел прокатиться, а готовился к похищению. Подбирал нужные устройства и выбирал автомобиль. А уж изменение номеров прямо указывает на хищение машины.
Поэтому без статьи «Угон» никуда не деться. Она позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться, пока не доказано их корыстных интересов.
Какие машины чаще воруют
А какие преступникам не нужны
Если верить статистике, каждый день в России крадут 73 машины.
В этой статье расскажем, какие автомобили предпочитают угонщики, а какие их не привлекают.
Чем кража автомобиля отличается от угона
В уголовном кодексе угон — это «завладение транспортным средством без цели хищения». Если кто-то вскрыл чужую машину, покатался, а потом бросил, то это угон. Если же цель преступника — получить прибыль, например продать автомобиль или разобрать его на запчасти, то это уже кража.
Наказания за эти преступления разные: угонщику светит до пяти лет лишения свободы, а автомобильному вору — до десяти.
Но в обычной жизни, говоря фразу «угнали машину», мы подразумеваем, что ее украли, — так же мы делаем и в этой статье. Юристы, простите.
Сколько вообще машин у россиян
Росстат говорит, что у россиян почти 45 миллионов легковых авто — 305 машин на тысячу человек. За последние 10 лет показатель вырос в полтора раза. По данным опроса, который проводили в феврале 2018 года журнал «За рулем» и агентство «Автостат», автомобиль есть почти в каждой второй российской семье.
Число легковых автомобилей по регионам, РосстатXLS, 62 КБ
Самый автомобилизированный регион — Камчатка. Здесь автомобиль есть у каждого второго жителя. На втором месте Волгоградская область — 422 машины на тысячу человек, на третьем месте Приморский край — 417. А вот Москва, если верить Росстату, находится только на 40 месте по этому показателю — 307 автомобилей на тысячу жителей. Самый пешеходный регион в стране — Чукотка: автомобиль есть только у каждого десятого.
Топ-5 регионов, где больше всего машин
Регион | Число автомобилей на 1000 жителей | |
---|---|---|
1 | Камчатский край | 495,5 |
2 | Волгоградская область | 421,6 |
3 | Приморский край | 417 |
4 | Тверская область | 402 |
5 | Псковская область | 393,1 |
Топ-5 регионов, где меньше всего машин
Регион | Число автомобилей на 1000 жителей | |
---|---|---|
1 | Чукотский АО | 110,8 |
2 | Бурятия | 143,3 |
3 | Чечня | 165,7 |
4 | Калмыкия | 166,5 |
5 | Ингушетия | 170,2 |
Что угоняют чаще и реже всего
В 2018 году в России украли почти 27 тысяч автомобилей. Три четверти машин не нашли. Чаще всего воровали Солярисы, Киа Рио и ВАЗ 2107 — на эти три модели приходится 11% всех автоугонов.
Но интереснее посмотреть на вероятность кражи — отношение угнанных автомобилей конкретной модели к общему количеству таких машин в стране.
Оказывается, больше риск кражи у премиального сегмента: Лексусов, Порше, Мазд и Лендроверов. Вот как по данным Тинькофф-страхования выглядит топ-10 моделей авто, вероятность угона которых выше:
А вот топ моделей с минимальной вероятностью угона:
Самый опасный регион в России с точки зрения угонов — Санкт-Петербург. По статистике Тинькофф-страхования, в прошлом году угнали 20 машин из каждых 10 тысяч. На втором месте Москва — 9 угонов на 10 тысяч машин. На третьем месте Московская область — 8 на 10 тысяч. Лучше всего автомобилистам живется в Магаданской области, Камчатском крае и на Чукотке — вероятность угона в этих регионах приближается к нулю.
Среднестатистический угон
Проанализировав статистику, мы нарисовали картину среднестатистического угона в России.
Самый опасный месяц — октябрь. Почему-то именно осенью происходит больше всего угонов. Место действия — Санкт-Петербург. Типичный объект кражи — Хендай Солярис, не оборудованный сигнализацией и припаркованный во дворе дома. Украдут машину ночью, взломав дверь и замок зажигания при помощи специального инструмента — проворота. Автомобиль после кражи разберут на запчасти, а преступление так и останется нераскрытым.
Как не стать жертвой угонщиков
Часто случайные угонщики уже на месте выбирают, какой именно автомобиль угнать. Скорее всего, это будет та машина, которая сильнее привлекла взгляд угонщика. Часто угоняют свежевымытые машины, тонированные, привлекательно выглядящие. Любые недостатки или дефекты, например трещина на лобовом стекле или заметная царапина, наоборот, отпугивают злоумышленников — это и особая примета, и минус в стоимости.
А еще угонщики любят авто с номерами из другого региона: если водитель не местный, у него меньше шансов найти свой автомобиль.
владельцы семёрочек из питера напряглись
у меня киа соул 2009 года нежно-голубого (довольно необычного) цвета с легким налетом ржавочек на капоте и на заднем крыле. И еще стремный багажник на крыше, ага. На любой парковке нахожу ее на раз-два. Предыдущий владелец говорил, что нечаянно как-то оставил ее на сутки незакрытой, ничего не случилось.
Ksenia, я как-то на ночь возле дома оставил мотоцикл. с ключём в замке, всё утро потратил чтобы найти ключи, пошел искать может выпали где, обнаружил в замке 😀
Pavel, по сути угонщики вряд ли сунутся во двор, если там кто-то есть, даже если это алкаши и бабки 🙂
Ilya, дом не частный, никто не угонял, даже с ключами в замке не угнали 🙂 а все потому что во дворе всегда кто-то был, даже алкаши и те отпугнут угонщика 🙂
Alexander, а вы любите рисковать, если только дом не частный. Знаю случаи, когда поднимали мотоциклы на этаж (в домах с большими лифтами), и то на следующее утро не находили, про кражи от подъездов и вовсе молчу.
У друга в мск ночью под камерой подъезда свистнули Honda civic, на тот момент 5 летний, дело было в 2016 вроде году. Автомобиль естественно не нашли, а через полгода начальника отделения полиции, которое занималось этим «делом» сажают за организацию кражи автомобилей.
Была у меня Волга 3110. Когда покупал её у предыдущего хозяина, обратил внимание, что ни один дверной замок не запирается. Личинки просто заклинило от времени. Предыдущий владелец не растерялся, и ответил: «А я её никогда не закрывал, кому она нужна.» )
У Соляриса даже штатного иммобилайзера нет?
Victor, Спасибо. ) А то в статье как то наивно описан угон Солярисов.
Да, в 2008 году украли Мицубиси Лансер. И это как раз Санкт-Петербург.
Владельца машины может защитить только полис КАСКО в крупной страховой компании с приличным наполнением страхуемых рисков, и без франшизы. Даже если автомобиль украдут автовладелец не пострадает. Кстати, ни один из авторов статей про автоугоны, не приводит сравнительную статистику угонов машин с полисами каско и не застрахованных этими полисами, нет статистики угонов застрахованных по каско с принадлежностью полиса к той или иной страховой компании, не приводят статистику угнанных машин находящихся в аутсорсинге, в залоге у банков и т.д. Вот и получается портрет среднестатистического пострадавшего от автоугонов, физическое лицо, без полиса каско с выплаченной полной стоимостью машины.
У меня украли Kia Cerato последней модели с возрастом меньше года, причем через месяц после аварии в правую дверь (явно заметные вмятины и царапины). Конечно никто ничего не нашел. Есть подозрение, что это была месть после аварии. Зато машина была застрахована и через 4 месяца вернули полную стоимость.
Однажды служебный ИЖ-412 стал жертвой непутёвого угонщика. Злодей разбил камнем окно, не смог без ключа и смекалки обойти сложную не родную электросхему запуска двигателя и, видимо, от обиды снял аккумулятор и скрылся. Полиция его не нашла.
В конце 90х из родительской копейки пару раз магнитолу выносили, машину, к счастью, не угончли
Простите, но мазда не есть премиальный сегмент.
Иван, да как бы и Солярис не очень
Как найти угнанный автомобиль, не обращаясь в полицию, за два дня
В России вновь фиксируется рост числа угонов. До разгула банд автоворов в 90-е еще далеко, но тенденция, однако, на лицо. Сегодня «тачки» воруют нагло и неприкрыто: под покровом ночи со дворов, охраняемых стоянок и гаражей, в разгар рабочего дня на глазах у безразличной публики, в выходные и праздничные дни со стоянок торговых и развлекательных центров. И все благодаря пассивному потворству правоохранительной и законодательной систем, стимулирующих, по сути, развитие криминального «бизнеса».
Но всю безнадежность сложившегося положения вещей ты осознаешь лишь когда сам становишься жертвой угонщиков, а до этого момента живет вера во вездесущие камеры, спутники, биллинги и прочие штучки-дрючки, призванные помочь в раскрытии любых преступлений. И подогревают эту веру «письма счастья» от ГИБДД. Открываешь конверт и понимаешь, что «Большой брат» знает не только на каком участке и с какой скоростью ты ехал, но и то, на какой заправке заливал бензин, в какой придорожной забегаловке перекусывал и под каким кустом справлял нужду.
И вот те на: как только дело касается розыска похищенного транспорта выясняется, что половина камер — муляжи, а другая половина либо смотрит не в ту сторону, либо на профилактике…
И это не досужие рассуждения журналиста. Это свидетельство человека, у которого в конце рабочей недели в 11 часов утра со двора дома умыкнули пусть и бэушную, но очень любимую иномарку. При звонке в службу 112 минут десять ушло на то, чтобы растолковать барышне на том конце провода, что я не маразматик, позабывший в каком дворе припарковал авто, что нахожусь в трезвом уме и полон уверенности, что пропажа транспортного средства не происки столичной службы эвакуации…
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ… СЕКРЕТАРИ
Вскоре, видимо для охраны места преступления, подоспел наряд ППС. Ну а минут через сорок прибыл следователь со свитой. Фотографии, расспросы, бесконечная писанина заявлений, объяснений, опрос околоподъездных бабушек. В общем, где-то к 16.00 бюрократия закончилась. А вот какие-либо другие действия, реально нацеленные на розыск похищенного имущества, увы, не начались. Что в моем понимании должны были предпринять сыскари?
Ну, хотя бы поднять записи с камер, установленных на подъездах и крышах домов и по этим камерам проследить в каком направлении уехала машина… Но нет. Во-первых, пятница, ав этот день недели, как известно, нет таких дел, которые нельзя было бы перенести на понедельник. Во-вторых, кроме угнанной машины на следователе только в этот день повисли воровство зеркал с Митсубиши Паджеро, отжатые по беспределу у подростка и женщины мобильники, две квартирные кражи… Стало очевидно, что работа следователя и его коллег сводится не к практическим действиям, а лишь к написанию бумажек и взятию объяснений с «терпил». То есть по сути — к секретарской работе.
Все выходные мы с друзьями без устали объезжали соседние дворы и районы, в надежде наткнуться на похищенное авто, ведь злоумышленники нередко на несколько дней бросают машину на отстой неподалеку от места преступления. Увы, все тщетно. Но хочу снять шляпу перед служивыми из ППС, с автомобилями которых наша «поисковая группа» то и дело встречалась во дворах. Самое забавное, что после оптимизации правоохрантительной системы, на огромный район мудрые генералы оставили всего два полицейских патруля. Это ничтожно мало, но ребята работают так, что возникает ощущение их присутствия буквально в каждом квартале. Правда, на розыске угнанных авто эта активность никак не сказывается.
После общения со следователем в понедельник стало очевидно, что максимум, на что он способен в рамках системы, в которой трудится, это отправить какой-нибудь абстрактный запрос в ГИБДД. Стал подключать имеющиеся связи, благодаря которым удалось в этот же день посмотреть записи с видеокамер, установленных на крышах домов и понять, что угонщик, не боясь реакции прохожих, разбил заднее окно, меньше чем за минуту обезвредил сигнализацию со штатным иммобилайзером, завел машину и неспешно уехал на ней по Рязанскому проспекту в область. По линии ГАИ выяснил, что через гаишные камеры ни Москвы, ни Московской области данное авто не проходило в этот день ни разу, хотя к госномерам угонщик не прикасался.
Замечу здесь, что все эти действия я совершил практически незаконно, потому что по правилам МВД для просмотра запией с каждой камеры сотрудник полиции, а никак не гражданское лицо, должен составлять специальный запрос, визировать его у руководящих товарищей и только после этого начинать действовать. Однако на эту процедуру может уйти до трех-пяти дней, когда машина будет уже разобрана или уйдет в ближнее зарубежье, или обретен новую жизнь под чужими документами.
При этом в процессе своего собственного расследования я выяснил, что, оказывается, работающих гаишных камер, способных считывать номера и прогонять их по базе данным (так называемая система «Поток»), можно пересчитать по пальцам одной руки. Да чего уж там — достаточно одного пальца! Если ехать по дублеру Рязанки, то там нет ни одной камеры, вылетной пост ДПС, который раньше был на пересечении со МКАД стерт с лица земли, а вместе с ним убрали от туда и «Поток». На Лермонтовском проспекте нет ни одной гаишной камеры, а на весь Октябрьский проспект (это Люберцы) — камера всего одна, да и та, в виду большого трафика, технически не способна обработать и 70% попавших в ее объектив номеров. Остальные же «электронные глаза», направленные на дорогу, либо муляжи, либо по техническим причинам не работают.
КАК ВОСКРЕСАЮТ МАШИНЫ
Полученной информацией поделился со следователем, который был немало удивлен, что за столь короткий срок гражданскому лицу удалось добыть такие сведения. У него же, повторимся, дело зависло на этапе согласования с вышестоящим руководством получения доступа к данным с камер. В этот самый момент надежда, что автомобиль найдут, полностью пропала.
И я точно знаю, что машину никогда бы не нашли. У автоворов схема отработана: после угона авто на неделю прячутв отстойник, дабы убедиться в отсутствии установленных на ней «жучков». Затем за ней приезжает барыга, который перегоняет машину на «дольний кардон», где ее «перекошмаривают» под имеющиеся документы от похожего т/с, попавшего в ДТП (обычно с аварийного авто вырезается часть кузова, где набит номер и вваривается на угнанную машину). Таким образом и воскресают сгоревшие или «тотальные» машины.
ИЩЕЙКИ ВЫХОДЯТ НА СЛЕД
Но один знакомый свел с бывшими операми (впрочем, не сложно найти этих помощников через интернет), которых «выплюнула» из своих рядов реформированная правоохранительная система. Их рекомендовали как сыщиков от Бога: дай им точные приметы муровья, и они приведут его в наручниках через пару дней. Верилось в это с трудом, но знакомый настаивал, что эти ребята находят 99% машин, по розыску которых к ним обратились. Главное, чтобы с момента угона прошло не более трех дней. За свои услуги следопыты берут вознаграждение в размере половины цены похищенного транспорта, но не менее 300 000 рублей. То есть, сами понимаете, владельцу подержанных «Жигулей» обращаться к ним за помощью экономически бессмысленно, а вот если вы до недавнего времени были хозяином приличного незастрахованного по КАСКО авто, то игра стоит свеч.
Не буду долго рассусоливать: они подняли записи с городских камер, по которым отследили машину до границы с Московской областью. Затем подключились благодаря связям с бывшими коллегами к областным комплексам фиксации и выясняли, что машина уехала в Лыткарино, где возле одного из продуктовых магазинов злодеи стали менять номера. Поехали на место и просмотрели записи с магазинных камер благодаря чему выяснили, на каких номерах авто поехало дальше. Но на одной из Лыткаринских улиц она окончательно потерялась — явно встала на отстой где-то в этом квартале.
В течении дня, методично обходя двор за двором, частные сыскари обнаружили «трофей», фотографии которого прислали мне на телефон. Номера висят другие (спереди волгоградский номер, сзади — подмосковный), но свою-то «ласточку» по характерным приметам узнаешь из тысячи. Чтобы получить адрес нахождения авто, нужно перечислить на карточку оговоренную сумму. Когда я выполнил условия нашей устной договоренности, они сообщили точный адрес и до моего приезда присматривали за «найденышем». Затем объяснили, куда нужно звонить, что говорить и как действовать дальше.
Фантастика? Нет. Просто пример хорошей работы, которую не в состоянии делать полиция. За эти пять дней, что прошли с момента пропажи машины до момента ее обнаружения, официальные органы успели лишь приобщить к делу пару бумажек и 30-секундное видео, снятое камерой с крыши дома, где видно, как кто-то разбивает стекло, садится в авто и уезжает на нем в неизвестном направлении. Теперь я точно знаю, что отечественная полиция если и способна найти угнанный автомобиль, то он будет либо впечатанный злодеями в столб, либо сгорит дотла. То есть найдут тогда, когда он найдется сам.
Прошу понять правильно, я вовсе не глумлюсь над сотрудниками полиции за их профессиональную недееспособность. Нюанс в том, что они работают в системе, которая от них требует не возврата собственности гражданам, а совершенно иного. Что видно по моему делу. Машина найдена и я чертовски доволен. Но вот служивым от этого ни горячо, ни холодно, ведь преступление не раскрыто, а значит для них это «висяк». А вот если задержать подростка, попавшегося по дурке на угоне машины и навесить на него все автокражи района, случившиеся в этом году, то благодарственные грамоты, материальные поощрения и новые звезды на погонах гарантированны. И плевать, что 30 автовладельцев (с приставкой экс) так и остались ни с чем. Очевидно, что заниматься розыскам угнанного автомобиля, украденного мобильного телефона или имущества из обнесенной форточником квартиры, полицейские никогда и не будут, потому как от них этого не требует система.
Более того, если руководство узнает, что опер занимается не поимкой автовора, а розыском похищенной машины, его подвергнут дисциплинарному взысканию, а то и вовсе обвинят в коррупции и с треском вытурят из органов. А то, насколько хорошо работает оперативник, руководство оценивает исключительно по бумажкам, подшитых к делу. Вот потому вместо реальных дел сотрудники полиции строчат лишь рапорты (а называя вещи своими именами — пишут сочинения) про то, какие следственные мероприятия они проводят в рамках того или иного дела. И не беда, что к реальному положению вещей это не имеет никакого отношения. Но окончательно добила и полностью разочаровала в полиции ситуация со снятием машины с розыска и вызволением ее со стоянки ОВД.
Перво-наперво нужно пройти экспертизу, чтобы криминалист задокументировал, перебивались номера или нет. Запись на сие мероприятие аж на две недели вперед. Еще неделя у правоохранителей ушла на то, чтобы забрать готовое заключение. Еще несколько дней длилась эпопея с подачей какой-то бумаги в главк на снятие машины с розыска. Самое смешное (хотя чего тут смешного?), что зачастую волокита случалась из-за… отсутствия бумаги для принтера или внезапно закончившегося тонера. А чтобы получить такие банальные расходники, рядовым служивым надо пройти через все круги бюрократического ада. Чтобы ускорить процесс, пришлось подарить им пачку бумаги.
ЗАКОНЫ ПИШУТ ДЛЯ БАНДИТОВ
Помощь и всяческое содействие автоворам, похоже, является государственным курсом. Ведь со стороны властей делается абсолютно все, чтобы превратить жизнь бандитов в малину. Начать хотя бы с того, что автомобильный двигатель стал обыкновенной запчастью, а потому идентификационный номер мотора при регистрационных действиях не проверяется. И чтобы легализовать краденную машину, достаточно перебить VIN-номер, что для асов своего дела — плевое мероприятие.
Под благовидным предлогом (дескать, слабая эффективность) ликвидированы стационарные посты ДПС, каждый из которых был оснащен системой «Поток», которая худо-бедно, но вносила свою лепту в борьбу с угонами. Да и проверка машин на таких постах была вдумчивой и всесторонней.
В свое время была идея напылять на детали автомобиля микроскопические метки с уникальными номерами, благодаря которым можно идентифицировать не только автомобиль, но и отдельные его запчасти. Данный проект по каким-то причинам свернули.
Система ЭРА-ГЛОНАСС имеет большой потенциал по части борьбы с автоворовством. По сути, каждый автомобиль, оснащенный ею, имеет «жучок», с помощью которого компетентные органы могут в любое время дня и ночи определить местоположение машины, прослушивать и записывать разговоры людей, находящихся в салоне. Однако ориентировать систему ГЛОНАСС на борьбу с угонами никто не спешит.