Ни один водитель будучи в нетрезвом состоянии не должен садиться за руль автомобиля логика
ВС решил, когда можно вернуть права нетрезвому водителю
Ночь с воскресенья на понедельник весной 2020 года Виталий Самарин* проводил у знакомых в одном из поселков Подмосковья. Поссорившись с ними, Самарин уехал, а кто-то из оставшихся мужчин сообщил в полицию о нетрезвом водителе на дороге. Прибывшие полицейские обнаружили Самарина пьяным за рулем своего Hyundai Sonata.
Обжаловать не получилось
Мужчину отправили на медицинское освидетельствование, а иномарку — на спецстоянку. Оказалось, что водитель действительно был сильно нетрезв. Полицейский составил протокол по ч. 1 ст. 12.8 КоАП «Управление авто в состоянии опьянения» и направил дело для рассмотрения в мировой суд судебного участка № 43 района Зябликово г. Москвы. Основным доказательством виновности водителя стало видео, сделанное инспектором ГИБДД. На нем было запечатлено как полицейский спрашивает у Самарина об обстоятельствах происшествия.
В суд «нарушитель» не пришел. Инспектора ГИБДД и свидетелей происшествия судья тоже не допросила. В итоге водитель получил 30 000 руб. штрафа с лишением прав на 1 год 8 месяцев (дело № 05-0229/47/2020).
Мужчина настаивал на своей невиновности и обжаловал это постановление в Нагатинском районном суде г. Москвы. Представитель Самарина в судебном заседании убеждал суд, что водитель не управлял автомобилем, а просто сидел за рулем. Еще заявитель считал неправильным акт освидетельствования и действия полицейских, которые не потребовали с Самарина объяснения происшествия.
Судья Ольга Шумова изучила видеозапись, сделанную инспектором той ночью. На ней инспектор ГИБДД спрашивал у Самарина, почему тот ехал в нетрезвом виде, на что он ответил: «Нужно было по семейным обстоятельствам». Эту же фразу водитель написал в графе «объяснения» протокола. На вопрос о согласии с актом освидетельствования Самарин ответил «согласен» и записал это в соответствующей графе дважды: первый раз инспектор не разобрал написанное. Второй кассационный суд поддержал позицию нижестоящих инстанций (дело № 16-10220/2020).
Верховный суд не устроила нечитаемая запись в протоколе
Тогда Самарин обратился в Верховный суд, попросил вернуть права и отменить штраф. Судья Сергей Никифоров согласился с доводами мужчины и нашел для этого сразу несколько причин. Во-первых, на видео, снятом сотрудником ГИБДД, не видно, как Самарин управлял автомобилем. На записи полицейский составляет протокол, а Hyundai стоит припаркованным.
Еще судья не смог разобрать написанное в некоторых графах протокола и акта освидетельствования. Поэтому вопрос о том, взяли ли у Самарина объяснения и согласен ли он с актом освидетельствования, остался открытым.
В довершение ко всему судья обнаружил несостыковки между протоколом и показаниями свидетеля. Время отъезда пьяного мужчины, которое указал свидетель, и время совершения правонарушения, которое зафиксировал инспектор ГИБДД, значительно отличались. К тому же полицейские забыли предупредить свидетеля об ответственности за заведомо ложные показания по ст. 17.9 КоАП. А мировой судья в судебном заседании не допросила ни инспектора, ни свидетеля.
ВС решил, что лишать автовладельца прав при таком расследовании правонарушения нельзя, отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью (дело № 5-АД 21-29-К2).
Ошибки в протоколе могут повлиять на исход дела
При освидетельствовании также должны присутствовать двое понятых или вестись видеофиксация. Водитель тоже вправе вести аудио- или видеофиксацию всего происходящего, уведомив об этом инспектора ГИБДД.
Логические задачи по теме «Суждение»
I. Определите, какое из высказываний является сильной, а какое слабой дизъюнкцией:
— «Я подарю ей цветы или книги», «Данный студент находится в институте или дома», «Я куплю масло или хлеб»
II. Определите вид сложного суждения:
1. Я выучил теоретический материал и сдал зачёт по логике.
2. Или Иванов совершил это преступление, или Петров, или Сидоров.
3. Если и только если солнце находится в зените, то тени от него являются самыми короткими.
III. Найдите предложение выражающее суждение:
— «Вещай, великий муж, на что сей создан мир», «Всякое преступление – противоправное деяние», «Кто является основателем науки логики? Ура!»
IV. Определите вид суждения по содержанию предиката:
— «Ни что не существует беспричинно», «Исполнительные документы, по которым истёк срок давности, судом в производство не принимаются»;
— «Не существует абсолютной повторяемости явлений», «Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого»;
— «Законность – неотъемлемая часть демократии», «Севернее островов Новой земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа»;
— «Ярославль южнее Вологды», «В атмосфере Юпитера нет кислорода»;
— «Поэт в России больше чем поэт», «Мораль возникла раньше права»;
V. Определите отношения между категорическими суждениями по «логическому квадрату»:
— «На всякого мудреца довольно простоты – Не на всякого мудреца довольно простоты», «Все дети послушны – Некоторые дети послушны», «Некоторые справки с места жительства оформлены правильно – Ни одна справка с места жительства не оформлена правильно», «Все люди грамотные – Некоторые люди грамотные»;
VI. Дайте объединенную классификацию суждений (АЕIО), изобразите отношение между S и P в кругах Эйлера, установите распределённость терминов:
— «Ни один человек не должен страдать за правду», «Большое множество больших умов живут постройкой карточных домов»;
— «Некоторые преступления не представляют большой общественной опасности», «В здоровом теле здоровый дух»;
— «Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд», «Единица – начало всякого числа»;
— «Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля», «Люди не ангелы»;
— «Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору», «Ни один человек себе не враг»;
— «Инвалиды ВОВ имеют право на льготы», «Нет дыма без огня»;
— «В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно», «Ничто не возникает из ничего»;
VII. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово:
— «Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, предоставлено не было», «Нет адъютанта без аксельбанта»;
— «Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления», «Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе»;
— «Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности», «Ни один нацистский преступник не должен уйти от возмездия»;
VIII. Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:
—«Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, возлагается на государство»;
— «Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения граждан в порядке, установленном законом»;
— «Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения или прекращением дела, или направлением дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера»;
— «Лицо не несёт ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определён законодательством»;
— «Лица, которые умышленно уничтожают, и разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности»;
— «Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно, либо иным способом – по своему усмотрению»;
— «Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления изменений условий труда определён трудовым законодательством»;
— «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а так же подвергнут уголовному наказанию, не иначе как по приговору суда и в соответствии с законом»;
— «Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается»;
— «Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда»;
— «Заведомо ложный донос суду, прокурору, следователю или органу дознания о совершении преступления – наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок»
— «Если наши дети – это наша старость, то правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – наше горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми».
Нужно ли платить штраф за вождение пьяным, если за рулем был не я?
Должен ли я платить?
Максим, ситуация у вас не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Штраф 30 000 Р не могут выписать на дороге. Он означает, что в отношении вас есть судебное решение. Вполне вероятно, что оно уже вступило в законную силу. Поэтому просто сказать «Не было меня за рулем, платить не буду» не получится. Если пустить все на самотек, то исполнительный лист окажется у судебных приставов, и уже они будут взыскивать штраф.
Вы не пишете, по какой конкретно статье вас оштрафовали, но, судя по вашим словам и размеру штрафа, возможны два варианта:
Что вам нужно сделать в первую очередь
Оба варианта, которые я назвал, помимо штрафа означают, что вас лишат прав. Так что сначала я рекомендую обратиться в ближайшее подразделение ГИБДД и уточнить, какой суд вынес постановление о штрафе и вступило ли оно в законную силу.
Дело в том, что в случае с вождением в пьяном виде сотрудники ГИБДД не принимают решение о наказании. Они оформляют протокол, направляют человека на освидетельствование, собирают доказательства и передают материалы мировому судье. И уже он решает, как наказать водителя и можно ли вообще это делать. Если водитель или ГИБДД не согласны с постановлением мирового судьи об административном правонарушении, они могут обжаловать его в вышестоящем суде. Поэтому вам нужно выяснить все реквизиты этого постановления.
Возможно, согласно постановлению мирового судьи вам придется сдать права. Срок лишения считается не с даты постановления, а со дня, когда вы сдадите удостоверение в ГИБДД либо когда у вас его изымут. Например, если сотрудники ГИБДД остановят вас на дороге и проверят по базе данных.
Можно ли оспорить штраф за передачу управления ТС пьяному водителю
Если вы находились в собственном автомобиле, а управлял им в это время человек в состоянии алкогольного опьянения, ответственность несет не только водитель. Владельцу автомобиля тоже придется отвечать за то, что он доверил пьяному сесть за руль. Санкция за такое — штраф 30 000 Р и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Оштрафовать в такой ситуации можно только владельца автомобиля. Случайного пассажира, который оказался рядом с пьяным водителем, по закону оштрафовать нельзя.
Может быть и так, что владелец автомобиля дома, а ГИБДД задерживает за рулем его автомобиля пьяного друга. В этом случае будут изучать подробности. Если выяснится, что владелец дал пьяному другу ключи и отправил его домой, отвечать придется и тому и другому. А если друг без спроса взял машину покататься, пока хозяин спал, отвечать будет только водитель. Тут все зависит от того, какие объяснения дадут собственник автомобиля и водитель.
Если вы не согласны со штрафом, его можно обжаловать. О такой попытке мы уже рассказывали в изумительной истории «Как лишиться прав на 1,5 года, сидя на пассажирском месте». Если коротко, пьяная жена везла домой выпившего супруга — владельца автомобиля. В результате прав лишились оба, сумма штрафа — 60 000 Р на двоих. Супруг пытался обжаловать это постановление во всех вышестоящих инстанциях — утверждал, что он не управлял автомобилем, а то, что его супруга была пьяна, просто не заметил. Но на судей эти доводы не подействовали, и постановление мирового судьи оставили в силе. Пришлось и штрафы платить, и пешком ходить вдвоем.
Сложно сказать, что может помочь в такой ситуации. Проблема осложняется тем, что вы, видимо, узнали о штрафе из уведомления о нем. Судя по всему, в судебном заседании вы не присутствовали, об обстоятельствах, которые свидетельствуют о вашей невиновности, не заявляли. Возможно, вам стоит обратиться к юристу, изучить материалы дела.
Если сроки позволяют, можно попробовать обжаловать постановление об административном правонарушении. По закону на это есть 10 дней со дня, когда вы получили копию постановления. Если постановление направляли по почте, а получатель его не забрал, оно считается врученным спустя 10 дней.
Вероятно, что в вашем случае срок обжалования уже истек. Его можно восстановить, но только если на это есть уважительные причины. Например, вы болели или уезжали из страны. Причину пропуска срока надо подтвердить документами.
Скажу честно, шансов на успех в такой ситуации у вас немного. Логика у судов простая: собственник должен следить за тем, чтобы пьяные не садились за руль его машины. А если владелец сам находится в автомобиле, суды исходят из того, что он может препятствовать этому, например не передавать ключи пьяному человеку.
Если пьяный водитель вас оговорил
Бывает, что сотрудники ГИБДД останавливают автомобиль и видят пьяного водителя. Он опьянение не отрицает, но называет данные не свои, а другого человека. Или вообще предъявляет поддельное водительское удостоверение со своей фотографией, но с чужими данными. В теории сотрудники ГИБДД должны установить истинную личность нарушителя, но делают это не всегда. В результате добросовестный водитель узнает о том, что он теперь пешеход, спустя длительное время.
Такую ситуацию тоже не стоит пускать на самотек и делать вид, что ничего не произошло. Лучше всего найти адвоката, вместе с ним изучить материалы административного дела и попытаться обжаловать постановление. Срок обжалования в этом случае считается с момента, когда вы узнали о нарушении. В протоколе и постановлении мирового судьи указано время и место нарушения, и можно попробовать найти свидетелей того, что в этот момент вы находились в другом месте.
Судебная практика по таким делам противоречива. Бывает, что правоохранительные органы признают свою ошибку — штраф отменяют и водителю возвращают права. Но для этого, как правило, правоохранительным органам нужно установить человека, который пользовался поддельным водительским удостоверением.
Прокуратура решила, что права добросовестного водителя нарушены, и оспорила постановление об административном правонарушении. Штраф отменили, водительское удостоверение вернули. Любителя прикрываться чужим именем осудили за использование подложного документа. А поскольку выяснилось, что он не в первый раз водит машину пьяным, то еще и за это. Ему назначили наказание — 250 часов обязательных работ.
Если злоумышленника не найдут, шансов на обжалование немного.
Например, житель Екатеринбурга лишился прав и получил штраф за управление автомобилем в нетрезвом виде. Однако в суде он заявил, что за рулем был его брат — а значит, водительское удостоверение надо вернуть. Мало ли кого там инспектор за него принял, тем более что братья очень похожи. Брат готов был подтвердить, а супруга — дать показания, что сам водитель находился дома в то время, когда сотрудники ГИБДД оформляли протокол.
Но мировой судья, который рассматривал дело, а также районный и областной суды, где мужчина пытался обжаловать постановление мирового судьи, мужчине не поверили. Инспектор ДПС, который оформлял протокол, установил личность нарушителя по документам и уверенно опознал нарушителя в зале суда. Права мужчине не вернули.
Что в итоге
Пускать за руль пьяного друга — плохая идея. Можно самому лишиться прав и вдобавок заплатить большой штраф.
Бывает, что прав лишают невиновного. Доказать это очень сложно: для этого правоохранительные органы должны найти истинного злоумышленника.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Сотрудники ГИБДД напоминают об ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения
Водитель, севший за руль в нетрезвом виде, не просто рискует своей жизнью, но и подвергает опасности всех, кто едет по дороге рядом с ним. Некоторые граждане считают, что могут позволить себе сесть за руль после одного бокала пива, однако необходимо понимать, что алкоголь в целом снижает реакционные процессы в головном мозге и ухудшает концентрацию внимания.
Нетрезвому водителю сложнее соблюдать правила дорожного движения. Подвыпившие водители о них просто забывают, как и об элементарной безопасности; путают педали тормоза и газа, не видят знаков, светофоров, пешеходов, обгоняющих и встречных машин. Ко всему этому добавляются трудности с оценкой скорости, расстояния и резкости поворота».
Все эти аспекты плохой оценки ситуации вокруг автомобиля приводят к дорожно-транспортным происшествиям, которые часто заканчиваются очень трагически. Водитель с двумя промилле алкоголя в крови видит примерно одну треть поля зрения трезвого человека.
Так называемое «нулевое промилле» в Российской Федерации отменено, и некоторые думают, что, выпив «чуть-чуть», можно садиться за руль. Это самообман. В нормативных документах МВД определены признаки, по которым оценивается состояние водителя: запах спиртного, проблемы с речью, покраснение лица, шаткость позы; поведение, не соответствующее ситуации.
Вождение в нетрезвом виде — одно из самых злостных нарушений ПДД. За управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения наказание вполне справедливое — лишение прав и крупный денежный штраф.
За управление транспортным средством в нетрезвом виде в первый раз нарушителя привлекают к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ (часть 1) — штрафу в 30 тысяч рублей и лишению прав на полтора-два года. При повторном нарушении наступает уголовная ответственность по статье 264.1 УК РФ.
Пьянство за рулем — это серьезная проблема, которая должна искореняться. Поэтому сотрудники ОВ ДПС ГИБДД Отдела МВД России по Усть-Лабинскому району регулярно проводят массовые проверки, выявляя водителей в состоянии алкогольного опьянения.
Пьяные за рулем представляют большую опасность для всех участников движения и чаще всего являются виновниками ДТП. Поэтому ни в коем случае не садитесь за руль в состоянии алкогольного опьянения!
Логика: практикум (стр. 13 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 |
«В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Иван Москвитин достиг Охотского моря и первым из европейцев увидел с востока Тихий океан. В 1648 г. Семен Дежнев вместе с Поповым проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в XVI—XVII вв. прокладывали морские пути, обследовали и осваивали далекие северные просторы».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«Исследуя условные рефлексы, академик установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты — собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга — центр образования зрительного рефлекса».
Тема 4. Аргументация и доказательство
а) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Если Прихватов невиновен, то его оправдают».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«Любой вид сложных суждений строится на основе соединения нескольких простых суждений логическими связками».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«Скорее всего это лекарство не будет вызывать у больных побочных явлений».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Любви все возрасты покорны» (Пушкин).
b) «Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен совершить преступление».
b) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«В некоторых государствах существует монархическая форма правления».
«В некоторых государствах нет монархической формы правления».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Ни одно правонарушение не является общественноопасным».
«Всякое правонарушение является общественноопасным».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«Семенов — слушатель заочной формы обучения, ведь он сдает экзамены».
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
а) «Преподаватель»; b) «Законность»; в) «Безрассудность».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
а) «Привычки бывают полезные или вредные».
b) «Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим».
с) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:
а) «Халатность — должностное преступление, состоящее в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностных обязанностей».
b) «Наказание — мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление».
6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:
а) «Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами».
b) «Под лежачий камень вода не течет».
с) «Никто не застрахован от ошибок».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) «Если юридическое лицо является коммерческой организацией, то оно должно иметь лицензию на право заниматься соответствующей деятельностью».
b) «Банкротом юридическое лицо становиться в силу признания его таковым, по решению суда, либо по объявлению им о своем банкротстве, на основании совместно принятого решения».
с) «Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной ответственностью не вправе выпускать акции».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.
а) «В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе».
с) «Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:
а) «Возможно именно в этом направлении должны расследоваться все обстоятельства совершенного преступления».
b) «Неверно, что преступление было совершено в состоянии невменяемости».
в) «Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения».
Тема 3. Умозаключение
а) Непосредственные умозаключения
10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:
а) «Все преступления осуждаются общественностью».
b) «Некоторые правонарушители — несовершеннолетние».
с) «Никто не должен быть повторно осужден за одно и то же преступление».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения
а) «Некоторые газы инертны, значит, некоторые газы не являются инертными».
b) «Ни один умный человек не сделает этого, а раз так, то сделавший это не является умным человеком».
b) Простой категорический силлогизм
12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
«Клевета – тоже умышленное искажение истины».
б) «Некоторые юристы — следователи».
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:
«В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста, гражданин, не достигший восемнадцати лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак, приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Закон обеспечивает равное положение несовершеннолетних супругов с совершеннолетними в решении вопросов жизни семьи, воспитания детей».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
«Если суд признает гражданина недееспособным, над ним устанавливается опека».
«Суд не признал гражданина недееспособным».
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
«Основаниями освобождения осужденного от отбывания наказания являются или отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда или в силу акта амнистии, или ввиду помилования, или в следствии отмены приговора с заменой наказания условным осуждением, или снижением наказания до пределов отбытого осуждения».
«И. освобожден от наказания не в силу амнистии, и не по отбытию срока наказания, и не по помилованию».
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:
«Профессиональный риск признается оправданным, если совершенное действие соответствует научно-техническим знаниям и опыту, а последствия, для которых необходимо достижение цели, не могли быть достигнуты не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда предохраняемым интересам. Профессиональный риск не признается оправданным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы, угрозой здоровью или жизни людей».
«Но профессиональный риск или признается, или не признается оправданным».
d) Индуктивные умозаключения
17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«В портовом городе ограбили спортивную базу. Следственными органами часть спортивного инвентаря была обнаружена у граждан Р., Н. и Ж. Во время следствия была установлена причастность к ограблению всех троих. Однако следователя волновало одно обстоятельство: в помещении склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стеной в подвальном окне склада, но ни Р., ни Н., ни Ж. по своему росту и размерам тела никак этого сделать не могли. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как было затем установлено, им оказался К.».
Тема 4. Аргументация и доказательство
а) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Суждение «Обвиняемый имеет право на защиту» является общим»».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«В процессе расследования по делу ограбления музея выяснилось, что у задержанных на месте преступления Ручкина и Чижова должен быть сообщник».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«Отношения между молодыми членами этой семьи должны быть добрыми».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Подсудимый Петров виновен».
b) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
b) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«При обсуждении вопроса проявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Организатором ограбления кассы был ».
«Организатором ограбления кассы был ».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Преступник не может не оставить следов».
«Преступник может не оставить следов».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, т. к. он вызван в качестве свидетеля».
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
а) «Административное правонарушение»; b) «Беззаконие»; в) «Истец».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
с) «Политическая организация общества», «Государство», «Политические партии», «Правоохранительная служба», «Правозащитная служба»;
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
а) «Политика бывает прогрессивной, консервативной, реакционной».
b) «Год делится на 12 месяцев».
с) «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, работы и услуги».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:
а) «Подстрекателем является соучастник преступного деяния».
b) «Правоспособность — способность иметь права».
6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:
а) «Подрядчик несет ответственность за недостатки построенного объекта».
b) «Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля».
с) «Р. находился на месте происшествия одновременно с М.».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (Конституция РФ)».
b) «Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна, (преобразовать в импликативное суждение)».
с) «Быть счастливым или несчастным — во многом зависит от самого человека, его целеустремленности».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.
а) «Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение».
b) «Если в течение определенного судом срока наниматель не устранит допущенных нарушений или не примет всех необходимых мер для их устранения, суд по повторному обращению наймодателя принимает решение о расторжении договора найма жилого помещения или может отсрочить исполнение решения на срок не более года».
с) «Если проезд не оплачен, то пассажир не подвергается штрафу лишь в том случае, если он имеет право на безбилетный проезд».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:
а) «Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которое обладало доверенностью, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность».
b) «Неверно, что преступление было совершено в состоянии вменяемости».
в) «Политическая нестабильность в обществе может привести к обострению международных отношений».
Тема 3. Умозаключение
а) Непосредственные умозаключения
10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:
а) «Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами».
b) «Дееспособность является важнейшим элементом правосубъектности граждан».
с) «Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения
а) «Все кенгуру прыгают на 2 ногах, значит, неверно, что некоторые кенгуру этого не делают».
b) «Обвиняемые имеют право на защиту, значит все люди имеющие право на защиту — обвиняемые».
с) «Некоторые студенты предпочитают сдавать экзамен не со своей группой, значит, некоторые студенты предпочитают сдавать экзамен со своей группой».
b) Простой категорический силлогизм
12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
а) «Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее».
«Иванов изучал логику».
«Некоторые из адвокатов являются руководителями частных фирм».
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:
«В случае явки гражданина признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим, это решение является основанием для прекращения действия договора о доверительном управлении имуществом».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
«Если следственным экспериментом устанавливается лишь возможность течения события определенным образом, вывозы из этого эксперимента будут только вероятными».
«Проведенный эксперимент установил лишь возможность течения события определенным образом».
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
«Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда назначается в исправительно-трудовых колониях — поселениях, колониях общего, усиленного, строгого и особого режима или в тюрьме, а также в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима».
«Отбывание наказания назначено в тюрьме».
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:
«Сообщения, предусмотренные ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они предоставлены государством-участником, сделавшим заявление о принятии для себя компетенции комитета по правам человека. Комитет по правам человека не принимает никаких сообщений, если они касаются государственной политики участника, не сдавшего такого заявления».
«Но комитет принимает и рассматривает сообщения государства-участника или не принимает его».
d) Индуктивные умозаключения
17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения».
Тема 4. Аргументация и доказательство
а) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Некоторые русские писатели — лауреаты Нобелевской премии».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«Многие герои античной мифологии — боги».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«Вполне вероятно, что свидетель Челноков, проходящий по делу Широкова, даст ложные показания».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым».
b) «Человек желает счастья».
b) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, достояние, добро)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Большая часть машин находилась в парке».
«В парке не было ни одной машины».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права».
«Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать».
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
а) «Король», b) «Монархическое государство»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) «Гражданин», «Человек», «Юрист»;
b) «Исполнительный», «Неисполнительный»;
с) «Преступление», «Преступление с отягчающими вину обстоятельствами», «Преступление со смягчающими вину обстоятельствами».
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
а) «Республики разделяются на парламентарные, президентские, унитарные».
b) «Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно».
с) «К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся: чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:
а) «Административное правонарушение (проступок)
это посягательство на государственный или общественный порядок».
b) «Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимися и предприятием».
6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:
а) «В некоторых отраслях промышленности есть нерентабельные предприятия».
b) «Некоторые умеющие читать люди нигде не учились».
с) «Никто без аттестата о среднем образовании не может быть принят в высшее учебное заведение».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию».
b) «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации».
с) «Неверно, что Иванов — преступник».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.
а) «Если увеличивается семья нанимателя, то это ведет к изменению условий договора найма жилого помещения; если же семья нанимателя уменьшается, это также ведет к изменению условий договора найма жилого помещения».
b) «Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер».
с) «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:
а) «Производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться на основе строгого соблюдения законности»;
b) «Для некоторой группы населения стало возможным получение второго образования»;
с) «Граждане обязаны платить налоги
Тема 3. Умозаключение
а) Непосредственные умозаключения
10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:
а) «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления».
b) «Никто не может быть принужден к вступлению в какие-либо объединения».
с) «Мчатся самолеты выше облаков, мчатся чуть похожие на больших орлов».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения
а) «Не все газы легко воспламеняются, значит, неверно, что некоторые газы легко воспламеняются».
b) «Совершеннолетние имеют право голоса, значит, некоторые не имеющие право голоса не являются совершеннолетними».
с) «Ни один прокурор не выступает в качестве защитника, значит, все защитники не являются прокурорами».
b) Простой категорический силлогизм
12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
а) «Все люди с повышенной температурой — больные».
«Этот человек не имеет повышенной температуры».
б) «Все растения вырабатывают при дыхании кислород».
«Все вырабатывающие при дыхании кислород организмы полезны».
с) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:
«В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим».
«На основании решения суда отменяется управление имуществом».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
«Если выявлены случаи использования полномочий, предоставленных на основании учредительного договора отдельным учредителем, в ущерб интересам товарищества или другим участникам, то в судебном порядке эти полномочия можно прекратить».
«Суд имел серьезные основания для прекращения таких полномочий».
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
«Общество с ограниченной ответственностью преобразовываться в акционерное общество, или в производственный кооператив. Данное общество с ограниченной ответственностью преобразовано в производственный кооператив».
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:
«Если исполнительный орган общества — коллегиальный (правление, дирекция), высшим органом, управляющим им, является общее собрание акционеров, и если исполнительный орган общества — единоличный, то он подчинен общему собранию акционеров».
«Но исполнительный орган должен быть коллегиальным или исполнительным.
d) Индуктивные умозаключения
17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
«В день, когда было обнаружено повреждение средств сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром К. На основании этих фактов Р. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении средств сигнализации».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«Сравнивая свидетельство о болезни П. и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что, хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены явно одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «м», «б», «к», «т» и цифр «7», «8», «9». В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр. Следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.».
Тема 4. Аргументация и доказательство
а) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Это государство не является ни федерацией, ни конфедерацией».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«Ряд модусов умозаключений из сложных суждений не дают достоверных выводов».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«Новая пьеса молодого автора должна иметь успех».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Подсудимый Иванов невиновен».
b) «Вор проник в квартиру через балконную дверь».
b) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«Преступник был задержан (арестован, взят)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Не всякие данные могут быть судебными доказательствами».
«Некоторые данные могут быть судебными доказательствами».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, является обстоятельством, отягчающим ответственность».
«Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, не является обстоятельством, отягчающим ответственность».