Никто даже лучшие специалисты не могли отремонтировать эту машину
Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину?
Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину.
Какая в этом предложении грамматическая ошибка?
Оно не согласовано.
Никто, даже лучшие специалисты, не мог отремонтировать эту машину.
Найти грамматическую основу предложения : «Тогда никто не придал этому значения «?
Найти грамматическую основу предложения : «Тогда никто не придал этому значения «.
В чём состоитГрубая грамматическая ошибка в предложении : я так соскучился за тобой?
В чём состоитГрубая грамматическая ошибка в предложении : я так соскучился за тобой.
Выпишите грамматическую основу предложения?
Выпишите грамматическую основу предложения.
И разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем.
Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы ) 1) навстречу колонне машин, везущей продовольствие, выехал милицейский патруль?
Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы ) 1) навстречу колонне машин, везущей продовольствие, выехал милицейский патруль.
Выпишите грамматическую основу предложения : Никто так не обидет старую, больную женщину?
Выпишите грамматическую основу предложения : Никто так не обидет старую, больную женщину.
Никто не верил в его идею, но « разочарования и неудачи не могли сломить его»?
Никто не верил в его идею, но « разочарования и неудачи не могли сломить его».
Является ли «никто» подлежащим».
Выпишите грамматическую основа предложения «но он ведь был твоим лучшим другом?
Выпишите грамматическую основа предложения «но он ведь был твоим лучшим другом.
Найти грамматические ошибки, запишите исправленные предложения?
Найти грамматические ошибки, запишите исправленные предложения.
Выпишите грамматическую основу предложения?
Выпишите грамматическую основу предложения.
Но он ведь был твоим лучшим другом!
Найдите в предложениях лексические ошибки?
Найдите в предложениях лексические ошибки.
1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены.
3. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей.
4. Давать комплименты женщине необходимо.
5. Раньше черная окраска машин была самой дешевой.
6. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале.
7. Маяковский стоял у источников новой поэзии.
Конечный эффект будет.
Конечный результат будет
Мне кажется, что прежние организационные структуры лишнее.
4. Возможно не давать, а делать.
Или дарить, не знаю.
Как разбирать по членам предложения : самые мягкие и трогательные стихи книги и картины написали русские поэты и художники об осени?
Как разбирать по членам предложения : самые мягкие и трогательные стихи книги и картины написали русские поэты и художники об осени.
Добрый день?
Помогите разобрать предложение(синтаксический разбор), пожалуйста!
Молодой специалист, горевший желанием скорее добраться до основного места службы, в ту же осень спешно выезжает из столицы.
В каком предложении допущена ошибка?
В каком предложении допущена ошибка?
— Вы тоже будете отмечать рождество в Будапеште?
Старые и молодые также сражались не только за свои жизни, но и за великое будущее.
Они решили провести лето также, как в прошлом году.
Поддерживая свою команду, фанаты тоже громко кричали, стараясь подбодрить футболистов.
Каждый день повторялся так же, как и предыдущий.
Лексический разбор слов»старый»и «друг»из предложения «Старый друг лучше новых двух»?
Лексический разбор слов»старый»и «друг»из предложения «Старый друг лучше новых двух».
Укажите предложение с грамматической ошибкой : 1) Учителя уделяют немало внимания правилам орфографии и пунктуации?
Укажите предложение с грамматической ошибкой : 1) Учителя уделяют немало внимания правилам орфографии и пунктуации.
2)В журнале опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
3)Выяснить о том, как попасть на площадь, мне не удалось.
4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на возы с домашней утвар * ью.
Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину?
Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину.
Какая в этом предложении грамматическая ошибка?
Помогите с русским?
Помогите с русским!
Объясните первую запятую в предложении : у них в комнате стояла ёлка, и скорее всего это означает, что скоро новый год.
Помогите с русским?
Помогите с русским!
Объясните первую запятую в предложении : у них в комнате стояла ёлка, и скорее всего это означает, что скоро новый год.
Какое грамматическое значение имеют слова новый старый молодой кислый сладкий белый черный?
Какое грамматическое значение имеют слова новый старый молодой кислый сладкий белый черный.
Помогите с русским?
Помогите с русским!
Объясните запятую в предложении : у них в комнате стояла ёлка, и скорей всего это означает, что скоро новый год.
Вариант 4 Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. это совсем не так. Потому что настоящий читатель отдает книге все свои душевные способности.
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Читать — значит искать. Читать — значит находить.
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. И тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, и есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает. И каждый человек есть то, что он читает. (По И. Ильину)
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
3) Использование такого стилистического приёма, как синтаксический параллелизм (Читать — значит искать. Читать — значит находить.) позволяет передать авторскую оценку описываемым явлениям.
4) В тексте читатель наблюдает антитезу. В качестве антитезы противопоставлены варианты качества одного явления, в данном случае выраженном отглагольным существительным чтение (чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер … чтение разлагающее и обессиливающее)
5) Порядок слов предложения в официально-деловом стиле отличается строгостью и консерватизмом. В простых предложениях обычным является прямой порядок слов (инверсия недопустима).
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьемпредложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.
2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
чЕрпать прОживший прожОрлива сирОты тОрты
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.
Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.
Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.
В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
устные выговора тысяча девятьсот пятьдесят пятым годом чистейший снег
талантливых песен клади на парту
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нарушение в построении предложения с косвенной речью | 1) Все, кто посетил вернисаж, были поражены картиной молодого художника. |
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 2) В этом романе содержится критика сословных предрассудков, господствующая на родине писателя в прошлом веке. |
В) нарушение в построении предложения с однородными членами | 3) Гавриил Николаевич призывает нас к тому, чтобы мы берегли лес, наслаждались и любили природу. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Вопреки правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 5) Никто, даже лучшие специалисты, не могли отремонтировать эту машину. |
6) Осеннею свежестью, листвою и плодами благоухает сад. | |
7) По окончанию фильма зрители начали выходить из зала. | |
8) Сонечка возразила, что я не согласна убегать от трудностей. | |
9) Все посылки, отправляемые в страны Европы, проходят строгий эпидемиологический контроль. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) корзина, неиссякаемый, очертить 4) выгореть, принимать, наклониться
2) реалистично, управляющий, примириться 5) блистать, росточек, скачок
3) напрягаться, умиротворённый, водокачка
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..дейный, супер..гра, меж…нститутский 4) меж..языковой, об..ём, под…езд
2)и..коверкать, бе..жизненный, во…кликнуть 5)пр..рекание, пр..ближённый, пр…беречь
3)пр…бывать (в городе), пр..лестная, пр..образовать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)неряшл..вый, больш..нство 3) миндал..вый,насла..вать 5) хитр..нький, настойч..вый
2) сводч..тый (потолок), издавн.. 4) распечат..вать, пародир..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) рокоч..щий шум, помощники держ..т 4) полощ..щая бельё, слова много знач..т
2) хохоч..щий клоун, (учителя) цен..т 5) (друзья) дел..тся (всем), корм..тся (белки)
3) каж..щийся успех, охотники ищ..т
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Глупому сыну и родной отец ума (не)пришьёт.
(Не)доброе слово больней огня жжёт.
(Не)допустив меня ближе, лисица бросилась в воду.
Люди, (не)бывавшие на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.
Мне (не)(о)ком было даже пожалеть в этот день.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Печорин (ПО) ВСЮДУ ищет действия и (ПО) ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, разрушает их мирное существование.
Князь Василий (НА) ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА) ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.
В начале девятнадцатого века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ (ЖЕ ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК (ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе.
(ПО) ЭТОМУ старому переходу можно ТАК(ЖЕ ) быстро перейти на противоположную сторону улицы, как и по новому, только что открытому.
Мой друг ТО (ЖЕ) долго думал, ЧТО (БЫ) предпринять.
15. Укажите все цифры (-у), на месте которых(-ой) пишется НН.
Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) То ли от радости то ли от неожиданности лицо его запылало румянцем.
2) Настоящим бедствием деревянной Москвы в средние века были пожары и поэтому наиболее верными и долговременными ориентирами в городе оставались каменные храмы.
3) По сугробу волчица взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу.
4) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Увидев пингвина(1) стоящего в стороне от стаи(2) вы тут же представите себе пожилого человека во фраке(3) погружённого в глубокое раздумье.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Старик (1) я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой (2) монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно (3) ты хотел (4) старик (5)
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, —
Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) то им придётся возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Деревня была где-то за лесом. (2)Если идти в нее по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. (3)Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4)Лес шумит, успокаивает. (5)В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6)Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны. (7)Кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
Грамматика из ЕГЭ
Грамматика. Русский язык для нас
Грамматика из ЕГЭ ⇐ Грамматика
Модератор: Селена
Сообщение vladislav131 » 16 дек 2013, 21:15
Добрые вечер уважаемые ценители русского языка. Первый раз зашел на ваш форум. В дальнейшем хочу задавать вам(С маленькой, потому что обращаюсь ко всем участникам, а не к кому-то конкретно. Если не прав, то поправьте) свои глупые и не глупые иногда возникающие вопросы. Т.к. я человек школьного происхождения, на мне скапливается негатив нынешнего образования. Но ничего с этим пока поделать нельзя. Сталкиваюсь с этим заданием второй раз и специально допускаю ошибку, чтобы вспомнить его и обсудить.
Вопрос звучит так:
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.
2) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне.
3) Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что «он знает, что ничего не знает».
4) Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других.
Правильный ответ 2. Согласен, но почему не первый? В каком-то из сборников я читал о том, что глагол может зависеть от уточняющего предложения «даже лучшие специалисты»(как оно правильно называется?). С другой стороны, если мы скажем «не могут», то сказуемое не будет согласоваться с подлежащим. Что такого можно почитать на эту нему. Только прошу, не надо многотомных книг и статей.
Заранее благодарен.
Сообщение Марго » 17 дек 2013, 09:15
vladislav131, даже лучшие специалисты — это не «уточняющее предложение», а присоединительная конструкция. Предложение без нее выглядит так: Никто не мог вначале поставить правильный диагноз. Так что сомнений в том, что глагол «мог» должен быть в ед. ч., нет.
Методический материал «Подготовка к ЕГЭ. Задание 7»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №52»
по выполнению задания 7
(ЕГЭ-2016. Русский язык)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с УИОП №52»
Симонова Ирина Александровна
В заданиях КИМ ЕГЭ по русскому языку 2016 года произошли некоторые изменения. Ряд теоретических заданий, представляющих особые трудности для выпускников, убраны, количество заданий уменьшилось. Однако появились новые формулировки, которые вызывают вопросы не только у учеников, но и у педагогов, готовящих детей к выпускному экзамену. Наибольшие затруднения вызывает задание 7, при выполнении которого нужно соотнести ошибочно сформулированные предложения с видами грамматических ошибок. Примечательно то, что школьники знают, как исправить предложение, но соотнести эти два столбика бывают не в состоянии.
В пособии предоставлены теоретические материалы, которые помогут классифицировать грамматические ошибки, и практические задания, направленные на закрепление изученного. Буду рада, если смогу помочь Вам и Вашим выпускникам в выполнении этого задания.
Раздел II . Теоретические материалы
неправильное употребление падежной формы существительного (местоимения) с предлогом ;
нарушение связи между подлежащим и сказуемым ;
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением ;
ошибка в построении предложения с однородными членами ;
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом ;
нарушение в построении предложения с причастным оборотом ;
неправильное построение предложения с косвенной речью ;
ошибка в употреблении имени числительного ;
ошибка в построении сложного предложения ;
Примеры с ошибками
Правила и правильные варианты
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез
Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной.
Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в д.п. (кому? чему?) Правильный вариант: Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу погода была прекрасной.
2. Ошибка в употреблении предлога по
По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Регистрация была завершена по прибытиЮ участников симпозиума в аэропорт.
Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по завершениИ=после завершения; по приездЕ=после приезда, по истечениИ= после истечения, по прибытиИ= после прибытия) и др.
> ЗАПОМНИТЬ! Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством, вследствие управляют р.п. (кого? чего?). В меру (кого? чего?) сил, в течение (кого? чего?) урока, в продолжение (кого? чего?) фильма (НЕ ПУТАТЬ: В продолжениЕ фильма я несколько раз плакал = во время оного. В продолжениИ фильма герои поженятся = во второй части), в силу (кого? чего?) сложившихся обстоятельств, в заключение (кого? чего?) речи, в виде (кого? чего?) шара, по причине (кого? чего?) болезни, наподобие (кого? чего?) стрелы, посредством (кого? чего?) управления, вследствие (кого? чего?) наводнения.
>ВАЖНО! Запоминание этих предлогов поможет и выполнении задания 13, и в написании сочинения
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между словами вставлено определение
> ВНИМАНИЕ! Особую сложность вызывает такая формулировка предложения, где предлог находится в дистантном положении по отношению к «своему» существительному, то есть в том случае, когда между словами вставлено определение
Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез сорвавшегося табуна
Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез (кому? чему?) сорвавшемуся табуну (какому?)
3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции
Установить о причинах аварии, не касаться к этим вопросам
Установить (кого? что?) причины аварии;
не касаться (кого? чего?) этих вопросов
4. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания
Характерная им особенность
Характерная (для кого?) для них особенность
5. Неправильный выбор предлога
Партнер в игре в теннис
Партнер (по чему?) по игре в теннис
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзных слов КТО, НИКТО
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной
Союзные слова КТО, НИКТО употребляются с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной
2. Ошибки в предложениях с интерпозицией придаточного, по причине которой подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении
Те, кто никогда не бывал в пустыне, представляет её в виде большого необитаемого пространства.
Начинать работу с такими конструкциями необходимо с определения границ предложений. Правильный вариант: 1) Те, 2) (кто никогда не бывал в пустыне), 1) представляЮт её в виде большого необитаемого пространства.
3. Ошибки в предложениях с приложением во множественном числе, поясняющем подлежащее, по причине которого подлежащее и сказуемое находятся в дистантном положении
Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз.
Запомнить, что сказуемое сочетается с подлежащим, а не с приложением! Правильный вариант: Никто, /даже лучшие специалисты/, не мог поставить правильный диагноз.
4. Подлежащее выражено синтаксически не делимой конструкцией:
*Подлежащее выражено сочетанием местоимения НИКТО с существительным в родительном падеже множественного числа с предлогом ИЗ
Никто из друзей не могли даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям
Местоимение НИКТО употребляется с глаголами только в форме ед. числа. Правильный вариант: Никто из друзей не мог даже предположить, что невинная, как казалось сначала, шалость приведет к таким последствиям.
* Подлежащее выражено собирательным существительным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа
1) Большинство студентов хорошо сдало экзамен
2) Ряд новых домов стояли в конце деревни.
1) Сказуемое нужно употреблять во множественном числе, когда речь идет о предметах одушевлённых или подчёркивается активность. Правильный вариант: Большинство студентов хорошо сдали экзамен.
2) Сказуемое нужно употреблять в единственном числе, когда подлежащее обозначает предметы неодушевлённые. Правильный вариант: Ряд новых домов стоял в конце деревни.
* Подлежащее выражено так называемым счётным оборотом, сочетанием количественного числительного или другого счётного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа.
Десять бойцов бросилось в атаку. Засеяны сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходило взад и вперёд. (Л.)
Сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим-собирательным существительным. Правильный вариант: Десять бойцов бросились в атаку. Засеяно сто двадцать гектаров. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд. (Л.)
* Подлежащее выражено числительными два, три, четыре с существительным в родительном падеже множественного числа.
Три книги лежит на столе. Четыре ученика вошло в класс. Позади их щёлкнуло два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышало одним духом. (Шол.)
Сказуемое обычно ставится во множественном числе. Правильный вариант: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади их щёлкнули два выстрела, просвистели две пули. (Л. Т.) Тридцать два человека дышали одним духом. (Шол.)
* Подлежащее выражено конструкцией с составными числительными, оканчивающимися на один
Сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. Правильный вариант: Институт окончил триста один студент.
* Подлежащее выражено конструкцией со словами тысяча, миллион, миллиард.
Получены тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущено миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидело тысяча Андреев. (А. Н. Т.)
Сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде с числительным. Правильный вариант: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей па благоустройство поселка. Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев. (А. Н. Т.)
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным лет, месяцев, дней, часов и т.п.
Прошли две недели (П.) Пробили десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошли.
Сказуемое обычно ставится в единственном числе. Правильный вариант:
Прошло две недели (П.) Пробило десять часов. (Т.) Пятнадцать лет так прошло.
* В подлежащем со счётным оборотом имеются слова все, эти, а также слова всего, только, лишь
1) Сказуемое ставится только во множественном числе. Правильный вариант: Все три всадника ехали молча. (Г.)
2) Напротив, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе. Правильный вариант: Гостей пришло только трое. (П.)
* Подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-.
2) Полгода, проведенные в деревне, восстановило здоровье больного.
2) Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе:
Правильный вариант: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.
* С состав подлежащего входит имя существи-тельное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т.п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.)
За моею тележкою четверка быков тащили другую. (Л.) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катились по узкому мосту.
Сказуемое ставится в единственном числе.
Правильный вариант: За моею тележкою четверка быков тащила другую. (Л.) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
* Подлежащее выражено конструкцией со словами много, мало, немного, немало, сколько
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидели в ветвях. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей туманом проносятся. (Пр.)
Сказуемое обычно ставится в единст-венном числе. Правильный вариант:
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, сидело в ветвях. Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится. (Пр.)
* Подлежащее выражено конструкцией с существительным мужского рода, обозначающим профессию, должность, звание и т.д.
Сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию.
* При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.д.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже
Сказуемое согласуется со словом или словами в именительном падеже. Правильный вариант: « Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым.
Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны А.С. Пушкиным, поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т.д.), с которым и согласуется сказуемое. Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана Л.Н. Толстым.
* При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода
Библиотека -музей отремонтирован, песня- романс стал весьма популярен, витрина- стенд помещён в вестибюле, часы -будильник остановился, книга -справочник весьма полезен, таблица- плакат висел на стене.
Сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета.
Правильный вариант: библиотека -музей отремонтирована, песня- романс стала весьма популярной, витрина- стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машина -фургон, часы -будильник остановились, концерт- загадка прошёл с большим успехом, книга -справочник весьма полезна, таблица- плакат висела на стене, раскладное кресло- кровать стояло в углу и т.п.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В качестве несогласованных приложений чаще всего употребляются имена собственные в сочетании с нарицательными. Мы должны придерживаться нескольких основных правил при использовании таких конструкций.
1. Ошибки в употреблении имен собственных
Об этом писали в газете «Аргументах и фактах.
В «Аргументы и факты» много новостей.
В сочетании с именем нарицательным имя собственное остается в начальной форме, а изменяется только нарицатель-ное. Если же имя собственное употреб-ляется без нарицательного, то изменяется оно. Правильный вариант: В кинофильме «Война и мир»…или В «ВойнЕ и мирЕ»… Об этом писали в газете «Аргументы и факты.В «Аргументах и фактах» много новостей.
2. Ошибки в употреблении географических названий
Я живу в городе Курск. Мы отдыхали на реке Волга. У деревни Ивантеевка строится новый свинокомплекс. На полуострове Таймыре расположилась исследовательская группа. В озере Байкале очень чистая вода.
Названия городов, рек, сел, деревень СКЛОНЯЮТСЯ! Правильный вариант: Я живу в городе Курске. Мы отдыхали на реке Волге. У деревни Ивантеевки строится новый свинокомплекс.
Все остальные географические названия ( озер, мысов, заливов, островов, полуостровов, гор, горных хребтов, станций и др.) НЕ СКЛОНЯЮТСЯ! Правильный вариант: На полуострове Таймыр расположилась исследовательская группа. В озере Байкал очень чистая вода.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
1. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и; если…, то; более(менее)…, чем и др.
Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
Нельзя нарушать парность двойных союзов. Правильный вариант: Хорошо отвечали как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой при второй. Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
2. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах
Во время войны народ надеялся и верил в победу.
Если однородные сказуемые имеют дно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: Глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся на кого? на что?), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: Во время войны народ надеялся на победу и верил в неё.
3. Пропуск предлога при однородных членах
На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!
Перед словом воздухе необходимо добавить предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: На земле, в воде и воздухе – всюду мы защищены!
4. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которыми они связаны по смыслу: нельзя «внести замечания». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много высказано критических замечаний.
5. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов.
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.
Все однородные члены должны стоять в одном падеже. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
6. Нарушение однородности понятий
Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу.
7. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
8. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.
Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома.
9. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.
10. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
> ВНИМАНИЕ! Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия (Белка и на ветке сидела, и орехи грызла). То есть, увидев деепричастный оборот, ученик, чтобы выполнить задание, должен сначала найти грамматическую основу предложения! Однако деепричастный оборот может употребляться и в односоставных определённо-личных предложениях, где подлежащее легко восстанавливается: Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст. (Исполнитель отсутствует, но легко восстанавливается при помощи местоимения «вы», которое явно подразумевается). А также употребление деепричастного оборота возможно в некоторых безличных предложениях, где сказуемое выражено конструкцией со словами категории состояния можно, необходимо, нужно, нельзя не + инфинитив и имеет ярко выраженный повелительный характер: Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, необходимо внимательно, вдумчиво прочитать исходный текст.
1. Добавочное действие (деепричастный оборот) и основное действие (сказуемое) имеют разного исполнителя
Окончив с отличием политехнический институт, мне предстояла успешная карьера.
Подлежащее «карьера» выполняет действие-сказуемое «предстояла», но оно не может «окончить политехнический институт». Правильный вариант: Окончив с отличием политехнический институт, выпускник рассчитывал на успешную карьеру (выпускник и институт окончил, и на карьеру рассчитывал)
2. Деепричастный оборот употреблен в безличном предложении, где исполнителя нет и быть не может
Гуляя вечером, мне нездоровилось.
Употреблять деепричастный оборот в безличном предложении нельзя, так как в нём исполнителя нет и быть не может. Правильный вариант: Гуляя вечером, я почувствовал недомогание.
Но в некоторых случаях (см. выше) деепричастный оборот может быть уместен. Правильный вариант: Гуляя вечером, можно простудиться.
3. Сказуемое выражено конструкцией со страдательным причастием.
Доставив необходимые медикаменты, самолёт МЧС будет осмотрен техниками.
Исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (медикаменты доставил самолёт, а осматривать его будут техники).
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
Причастие и определяемое слово должны согласоваться (окончание в вопросе должно соответствовать окончанию причастия) Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, (какими?) победившими английскую команду.
2. Разрыв причастного оборота определяемым словом.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Определяемое слово не может разрывать причастный оборот, оно может только перед ним или после него. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. // Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
3. Неверное определение определяемого слова, создающее неоднозначность восприятия
Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
Кто крадёт дрова: леса или всё-таки крестьяне Троекурова? Правильный вариант: Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова.
4. Замена страдательных причастий действительными и наоборот
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Водитель – это лицо, управляемое автомобилем.
Действительное причастие на –ся следует, где это возможно, заменять страдательными. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Водитель – это лицо, управляющее автомобилем.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
В отличие от прямой речи косвенная речь передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях косвенная речь может приближаться к дословному воспроизведению чужой речи). Вследствие чего косвенная речь подразумевает употребление местоимений только в 3-м лице, тогда как 1-е категорически запрещено
1. Смешение прямой и косвенной речи
Студент грустно сказал, что я еще не готов отвечать.
Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимения 1 и 2 лица.
Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать.
8. Ошибка в употреблении имени числительного
Особые проблемы в конструировании предложений с именами числительными вызывает употребление собирательных числительных. На них я и хочу остановиться более подробно.
Собирательные числительные употребляются только:
1. С лицами мужского и общего рода: трое мальчиков, двое сирот
Трое девчонок весело смеялись, разглядывая картину.
Правильный вариант: Три девчонки весело смеялись, разглядывая картину.
2. С существительными, имеющими форму только мн. числа: двое суток, пятеро ножниц
Мы отсутствовали двадцать двое суток.
Правильный вариант: Мы отсутствовали двадцать два дня.
3. С существительными ребята, люди, дети, лицо (в знач. «человек»): пятеро подозрительных лиц, двое ребят
Правильный вариант: Пятеро людей вышли из дому.
4. С личными место-имениями МЫ, ВЫ, ОНИ: их трое, вас семеро
Правильный вариант: Нас было четверо. Вам двоим необходимо сдать документы.
5. С названиями парных предметов: двое носков, пятеро брюк
Мне было необходимо купить пять новых носков.
Правильный вариант: Мне было необходимо купить пятеро новых носков.
6. С детенышами животных: трое котят, малышей
У моих соседей трое красивых кошек.
Правильный вариант: У моих соседей три красивые кошки. // У моих соседей трое красивых котят.
7. С прилагательными и причастиями в значении существительных (субстантивированными существительными)
В госпитальной палате теснились шесть раненых.
Правильный вариант: В госпитальной палате теснились шестеро раненых.
8. Склонение имен числительных оба-обе
Правильный вариант: Вымой обе ладони. Обеим бабушкам уступили место.
9. Ошибки в построении сложного предложения
1. Замена придаточного изъяснительного придаточным местоименно-определительным предложением и наоборот
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Мы благодарны им, что живем под мирным небом.
Правильный вариант: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Мы благодарны им за то, что живем под мирным небом.
2. Неуместное употреб-ление двойных союзов вместо одиночного
Когда тяжелый бой уже закончился, то кое-где еще были слышны выстрелы.
Правильный вариант: Когда тяжелый бой уже закончился, кое-где еще были слышны выстрелы.
3. Дублирование частицы ли, употребленной в качестве союза в придаточном изъяснитель-ном предложении
Учитель поинтересовался, что успеем ли мы закончить работу к концу урока.
Правильный вариант: Учитель поинтересовался, успеем ли мы закончить работу к концу урока.
4. Неоправданная инвер-сия.
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха.
Правильный вариант: Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черемуха, когда наступит весна.
10. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
1. Глагольные формы, употребленные в одном контексте, должны совпадать во временнОм значении
Статья показывает пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
Замирает на мгновение сердце и застучит вновь.
Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнес: «Хорошо-то как!»
Правильный вариант: Статья показала пороки, современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
Кто-то сядет на лавочку, поднимет глаза на высокое небо и блаженно произнесёт: «Хорошо-то как!»
1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 608 с.
Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 413, [3] с. (Серия «ЕГЭ. Задачник»)