Новодвинская крепость как добраться на машине летом
Поездка на севера 2019. Новодвинская крепость.
Перекусив, едем в сторону предполагаемого парома, т.к. на остров Линский Прилук, где крепость, моста нет.
Новодви́нская крепость — первая каменная бастионная крепость в России, комплекс фортификационных сооружений в дельте реки Северная Двина. Находится в 20 км к северу от центра Архангельска, на северо-западной оконечности острова Линский Прилук, на северной окраине посёлка Конвейер. Административно относится к Маймаксанскому округу Архангельска.
Крепость была заложена в 1701 году по личному указанию царя Петра I для защиты Архангельского фарватера в связи с ожидаемым нападением шведов. (Северная война 1700—1721 годов) Автор проекта — немецкий инженер Георг-Эрнест Резе (с середины 90-х годов XVII века на русской службе). Считалась одной из лучших крепостей в России.
Крепостные сооружения включали в себя квадратную в плане четырёхбастионную цитадель и ряд так называемых внешних укреплений: фоссебрею, ров, равелин, прикрытый путь, частокол и гласис. Внутри цитадели были отстроены 2 кирпичных (надвратных) здания для размещения коменданта и старших офицеров, 4 пороховых погреба, казармы, склады военной амуниции, башня с флагштоком для поднятия крепостного флага.
Основные строительные работы на крепости были завершены в 1705 году. Упразднена в 1863 году. С 1864 года — в ведении Архангельской епархии.
В советское время на территории крепости сначала находилась детская колония-коммуна, позже — исправительно-трудовое учреждение, просуществовавшее до 2006 года. В декабре 2007 года Новодвинская крепость была передана Архангельскому областному краеведческому музею, получила статус памятника федерального значения. С 2008 года на территории крепости ведутся противоаварийные работы. В настоящее время в относительно хорошем состоянии находятся южная и западная части цитадели с комплексами двух главных ворот; остальные фортификационные сооружения сохранились фрагментарно.
Объект культурного наследия «Новодвинская крепость» поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», является федеральным имуществом и занесен в реестр федерального имущества под № В12310000497 от 27.12.2007 г. dostoyanieplaneti.ru/5038-ovodvinskaya-krepost
Не буду копипостить пол-инета, но погуглите про крепость — там интересные истории.
По Соломбальским островам доезжаем до причала Лесозавод № 22, на берег реки Маймакса. Спросила у редких прохожих — да, паром ходит. По чётным, кажется, часам. Для машин и людей — разные. Приехавши туда, надо, оказывается, сразу занимать очередь.
В ожидании парома смотрели на проплывающие мимо судна.
Всё про Новодвинскую крепость в Архангельской области
Островная цитадель под Архангельском, сыгравшая значительную роль в Северной войне Петра Великого, относится к труднодоступным достопримечательностям российского Севера. Добраться до остатков первых каменных бастионов в России нелегко, дорога потребует нескольких пересадок. В кратком обзоре мы расскажем любителям отечественной истории, на каком острове находится Новодвинская крепость, когда лучше ехать в Архангельск для осмотра достопримечательности.
История Новодвинской крепости
Проектирование и строительство Новодвинской цитадели прямо связано с ходом Северной войны между Россией и Швецией. Потерпев поражение под Нарвой, Петр I отдал приказы укреплять Псков, Новгород, Архангельск. Приказ, по которому была построена Новодвинская крепость в Архангельске, был отдан в начале 1701 года, архитектором был назначен немец Егор Резен (Георг-Эрнест Резе).
Большинство информационных материалов пишут, что построена Новодвинская крепость на острове Бревенник, но это не совсем точно. Остров Бревенник отделен от соседних земель многочисленными протоками дельты Северной Двины. Такая протока отделяет его и от соседнего острова Линский Прилук. На северо-западной оконечности этого острова Егор Резен и выбрал место для строительства цитадели. Для военных действий место укрепления было выгодно из таких соображений:
Военная история Новодвинской крепости включает только один реальный бой с противниками. Архангельские поморы Дмитрий Попов и Иван Рябов, захваченные в плен шведами, посадили на мель перед еще не законченной Новодвинской крепостью авангард шведского флота — фрегат и яхту. После десятичасового артиллерийского боя шведы покинули суда, шведская эскадра ушла от Архангельска. В память об этой победе возле Двинских ворот выставлен старинный якорь.
После революции укрепление служило сначала детским исправительным лагерем, позже — колонией НКВД.
Архитектура Новодвинской крепости
В проекте Новодвинской крепости Егор Резен воплотил все достижения фортификации того времени. В состав укрепления входили:
Из крепостных сооружений не подлежат восстановлению только деревянные казармы гарнизона и деревянная церковь, чертежи которых не сохранились.
Новодвинская крепость в 2021 году
С 2007 года сохранность и реставрация исторического памятника курируется Архангельским краеведческим музеем. Поэтому официальный сайт Новодвинской крепости ведется этим музеем. За тринадцать лет деятельности по защите и реставрации Новодвинской крепости сотрудники музея успели провести противоаварийные работы (расчистить аварийные кладки), начать реставрацию конструкций крыш.
В сентябре 2020 года власти области заявили о расширении реставрационных работ, но средства для них пока выделяются ограниченно. На последних фото Новодвинской крепости видны результаты реставрационных работ:
Несмотря на немалые объемы работ, проведенных краеведческим музеем, до полного восстановления исторического памятника еще далеко. Сотрудники музея регулярно выезжают на остров, контролируют работу реставраторов. Весь проект курирует археолог А. Беличенко.
ВАЖНО! В музее открыт зал с экспозицией, посвященной Новодвинской крепости, где выставлены макеты бастионов, старинных кораблей, коллекция пушек того времени. Но организованных экскурсий по острову, береговому укреплению музей не проводит.
Когда можно посетить Новодвинскую крепость
Остатки стен и равелинов Новодвинской крепости открыты для бесплатного посещения. До поселка Конвейер проложено шоссе, далее к укреплению ведет дорога из бетонных плит, построенная ранее для снабжения исправительной колонии.
На остров могут переправиться и автотуристы, к поселку 23-го лесозавода ходит грузовой паром. Зимой работает ледовая или понтонная переправа. Но зимнее посещение исторической достопримечательности проблематично, дорога до укрепления не расчищается, на острове лежат полуметровые сугробы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Вряд ли есть смысл переправляться на острова с машиной, чтобы проехать 18 километров (до Новодвинской крепости и обратно). Кроме цитадели, на острове есть только один исторический памятник, Морские ворота, на их осмотр у вас уйдет не более 30 минут. Ехать с машиной на остров Линский Прилук нужно, если вы в конце лета решили остановиться на побережье в палатках, половить рыбу в Северной Двине.
Лучшее время для посещения исторической достопримечательности — лето и начало осени. В этот период длинный световой день позволит вам не только осмотреть все укрепления, но и погулять по берегу острова, полюбоваться видами Северной Двины. Туристам интереснее всего приехать к исторической достопримечательности 12 июля. В эту дату краеведческий музей ежегодно проводит возле цитадели «День Новодвинской крепости». На поляне перед Двинскими воротами собираются местные жители, приезжают туристы, краеведы Архангельской области. По укреплению проводят расширенные экскурсии, на лужайке идут ролевые игры.
Как добраться до крепости самостоятельно
Доехать до северо-западной оконечности острова Линский Прилук довольно сложно. Поэтому планируя, как добраться до Новодвинской крепости, отведите на поездку полный световой день. Попасть на острова Бревенник, Линский Прилук можно только через переправу на острове Соломбала у поселка 22-го лесозавода. К причалу можно доехать на автобусах № 69 (от железнодорожного вокзала), № 9, № 65 (от площади Ленина в центре Архангельска). Выйти из автобуса нужно на остановке «Развилка лесозавода 14». Непосредственно к причалу (конечная остановка) ходит автобус № 44, проходящий через весь город от Нового поселка. Но этот автобус ходит гораздо реже, чем другие маршруты.
От причала каждый час (первый рейс в 6:20, последний — в 23:00) отправляется пассажирский теплоход. Взрослый билет на него стоит 33 ₽, за ребенка платят 17 рублей. Переправа на остров длится около 10 минут, лучше всего выбрать рейс в 9:30. В этом случае вы успеваете на автобус 18, который делает по островам 5 рейсов в день. На автобусе туристы едут до конца около получаса. От конечной остановки «Конвейер» до исторической достопримечательности можно дойти пешком за 10 минут, вы дойдете до Двинских ворот.
После осмотра укрепления нужно успеть на последний рейс автобуса № 18, который уходит от поселка Конвейер в 15:00.
Автомобилистам нужно ехать в Архангельск по автотрассе М-8. Заехав в город в районе Нового поселка, проехать до переправы можно по улице Гагарина, Маймаксанскому шоссе. От причала лесозавода 22 на острова каждые 2 часа уходит грузопассажирский паром, на котором можно перевезти машину. После переправы нужно ехать все время по главной дороге через поселки лесозаводов 19, 24, Бочага. В поселке Конвейер вы окажетесь на Т-образном перекрестке, на котором нужно повернуть направо, на бетонную дорогу.
Новодвинская крепость
Новодвинская крепость — оборонительное сооружение с трехсотлетней историей, единственное бастионное укрепление Русского Севера. Крепости, построенной по указу Петра I, довелось сыграть решающую роль в истории Северной войны.
Объект имеет статус памятника федерального значения. Находится в поселке Конвейер на острове Линский прилук в дельте реки Северная Двина. Административно фортификационное сооружение относится к Маймаксанскому округу. От г. Архангельска нужно преодолеть расстояние в 20 км.
Сегодня Новодвинская крепость фактически является объектом Краеведческого музея Архангельска. Она представляет собой полуразрушенное укрепление, которое, тем не менее, привлекает любителей истории и прогулок по знаковым местам. Потрясающие виды на окрестности открываются со стен крепости. Сотрудники музея организуют регулярные экскурсии для детей и взрослых с мая по сентябрь с выездом из Архангельска. Записаться на экскурсию можно по телефону или в музее.
История Новодвинской крепости
В XVIII в. единственным торговым и морским портом России был Архангельск. Петр I распорядился сделать здесь верфи, где строили и торговые, и военные корабли. Так город постепенно стал центром судостроения, его стратегическое значение возрастало. Шла Северная война, и царь понимал, что нападение шведов на такой важный объект просто неминуемо.
Чтобы подготовиться к встрече с врагом, Петр I приказал построить укрепление, которое бы вмещало тысячу человек. Инженер-фортификатор Иоган Адлер первым попытался составить план строительства, однако тот не понравился Петру. Другой военный инженер Егор Резен приступил к работе в апреле 1701 г.
На тот момент это была самая масштабная стройка во всем государстве. Возводили из камня и леса. Основную часть камня добывали в Орлецах и отправляли к крепости на баржах. В дело были вовлечены почти три тысячи крестьян из ближних деревень, учредили даже специальный орган для управления работами — так называемую Семиградскую ратушу. Место было выбрано максимально недоступное для неприятеля. С востока и запада крепость защищена водными преградами, на севере — болотистый берег, и только с юга был возможен подход вражеских войск.
Сражение со шведами
Строительство происходило очень быстро: в мае 1701 г. уже был готов план и расчищена территория, в июне заложили крепость. И сразу же новому оборонительному сооружению, еще в начале строительства, пришлось принять бой. Шведские войска попытались пойти в атаку на Архангельск, прислав в устье Двины военные корабли.
Одно из судов село на мель у самой крепости, другие были обстреляны из пушек береговой батареи, а два даже захвачены в плен вместе с орудиями и амуницией. Так Новодвинская крепость получила первые трофеи. Бой длился 13 часов и закончился тем, что враг отступил. Это стало первой победой русских войск и переломным моментом в истории Северной войны.
Завершение строительства
В 1702 г. Петр сам приехал в Архангельск, чтобы руководить строительством. Для царя возвели деревянный дом на острове, где он жил полных два месяца. Работали и над возведением храма святых покровителей Петра и Павла. Крепостная церковь из бруса была закончена и освещена в августе 1702 г., в ее освещении принял участие царь.
Достроили крепость в 1705 г., но еще почти 10 лет длилось формирование и комплектация фортификационного комплекса. На вооружение поставили 180 пушек. В 1731 г. включили Новодвинскую крепость в штатный реестр.
Панорама стены укрепления
Крымская война
Во время Крымской войны крепость спасла Архангельск только тем, что наводила страх на противника. В 1854 г. было объявлено об осадном положении крепости, тут же ее дополнительно вооружили и укрепили, оборудовали артиллерийские точки. Англо-французская эскадра не решилась зайти в устье Северной Двины, боялись погибнуть под огнем крепостных орудий.
Судьба строения после войны
В 1864 г. военный порт в Архангельске закрыли. Отпала и необходимость в оборонительном сооружении, поэтому бастион передали в ведение Архангельской епархии. Сначала сановники обдумывали вариант создания на этой территории епархиального училища для женщин, однако скоро отказались от идеи. В Новодвинской крепости в итоге устроили склад строительных материалов и другой хозяйственной утвари, а часть камней из оборонительных стен и вовсе распродали. Известно, что до сегодняшнего дня в постройках Северной железной дороги можно увидеть белые глыбы — это блоки, взятые со стен крепости. К концу XIX в. в ситуацию даже вынужден был вмешаться губернатор, который остановил уничтожение бастиона.
В 1911—1913 гг. известный русский реставратор изучал крепость и предложил внести строение в список достопримечательностей России. Но начало Первой мировой войны, а затем и приход советской власти помешали реализации этих планов.
При СССР крепость отдали под детскую колонию, а в 1930 г. переориентировали учреждение под содержание совершеннолетних преступников. Трудовая колония достраивалась и расширялась, поэтому часть бастиона разрушалась. Так был уничтожена облицовка из камня, практически все внутренние постройки, разобраны северные и восточные куртины, многие части цитадели просто обрушились от времени. Внутри крепости находились цеха колонии, а жили заключенные в поселке.
В 90-х годах XX в. начался длительный процесс выселения колонии из Новодвинской крепости. Только в 2007 г. она была передана в ведение Краеведческого музея. В 2008 г. начались работы по реставрации. Однако на сегодняшний день частично приведены в порядок только южная и западная части памятника истории и архитектуры, процесс восстановления продолжается.
Архитектура
Новодвинское укрепление каменно-земляное, ориентировано по сторонам света. По форме — квадрат с вытянутыми бастионами по углам. У каждого бастиона есть свое название: Рогаточный, Морской, Могильный, Флажный. Это первая в России так называемая звездчатая крепость, построенная по голландскому проекту. Именно по ее примеру позднее возвели знаменитую Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге.
Укрепленные стены протяженностью 1500 м рассчитаны на оборону и артиллерийский бой. Толщина каменной кладки от 2,5 до 3,5 м, а основание земляных валов достигает 20 м в ширину на некоторых участках. Южная куртина была самой укрепленной, оснащенной караульными башнями. С северной стороны вход в бастион прикрывал равелин, который был разобран и до наших дней не сохранился.
Попасть внутрь можно через одни из трех ворот. Южные (также назывались Летними или Полуденными) находятся в центре южной куртины. Именно к ним выходит турист, приехавший по современной дороге, чтобы осмотреть крепость. Вход был оформлен в стиле античной арки, ворота защищены подъемными решетками. Также выглядели и Двинские ворота (главные), выходившие на берег реки. Третьи ворота называются Равелинными, находятся с северной стороны. Историки утверждают, что в крепость вели тайные подземные ходы.
Во дворе располагались казармы — кирпичные двухэтажные здания. Имелись оружейные склады, многочисленные хозяйственные помещения и дом коменданта крепости. В центре двора находился небольшой деревянный храм. За долгую историю крепости ее ни разу принципиально не перестраивали, поэтому стены по сей день сохранили свои изначальные черты, правда, уже в довольно разрушенном виде. Из внутренних построек почти ничего не уцелело, только офицерский дом.
День Новодвинской крепости
Ежегодно стараниями сотрудников музея 12 июля отмечается День Новодвинской крепости. Он совпадает с праздником апостолов Петра и Павла — святых покровителей северного форпоста. В этот день организуют познавательные экскурсии (исторические, археологические и ботанические), массовые гуляния со средневековыми танцами, игротеку для детей и взрослых. Гости могут узнать больше об истории бастиона, увидеть постановочные бои и исторические реконструкции, создать своими руками корабли на мастер-классе и сделать памятные фото в стилизованных фотозонах.
Как добраться самостоятельно
Если поездка с организованной экскурсионной группой вас не привлекает, то добираться в Новодвинскую крепость можно самостоятельно.
На общественном транспорте
Из Архангельска на городском транспорте:
Общественный транспорт приходит сюда с интервалом в 10–15 минут. Переправляйтесь на остров Бревенник: летом это можно сделать на теплоходе, зимой действует ледовая переправа. Теплоход ходит раз в час, а сам путь по воде занимает не более 5 минут. На другом берегу будет поселок с названием 23 лесозавод. На этом ваш путь не заканчивается.
У причала вы увидите вымощенную досками дорожку для пешеходов. Двигайтесь по ней и попадете на остановку автобуса, который идет в поселок с названием Конвейер. Здесь стоит хорошо рассчитать время, так как автобусы ходят редко, есть рейс в 10 утра, а потом только в 3 часа дня. Ехать нужно до конечной остановки, это займет примерно 20 минут. Если не хотите терять время на ожидание автобуса, можно пройти пешком, расстояние до цели — 8,5 км.
На нужной остановке несложно сориентироваться: найдите указатель с надписью «Крепость», через 5–7 минут неспешного шага вы окажетесь у Южных ворот Новодвинской крепости. Рассчитывайте время прогулки так, чтобы успеть на обратный автобус до переправы, который уходит около 15:00.
На автомобиле
Сначала двигайтесь на север от Архангельска по Маймаксанскому шоссе. Так вы доберетесь до переправы «Причал лесозавода № 22». Дождитесь парома (ходит раз в 2 часа) и отправляйтесь на остров Бревенник, 23 лесозавод. От переправы выезжайте на дорогу, вымощенную бетонными плитами, и двигайтесь в сторону поселка Конвейер. По этой дороге ходят и автобусы. Скоро вы увидите столб с указателем «Крепость».
Видео о Новодвинской крепости
Новодвинская крепость в Архангельске. Фото, история, где на карте, как добраться, экскурсии
На побережье Белого моря, где расположена Архангельская область, сохранилось много исторических сооружений. Вспомним Соловки, как говорят в народе, или Соловецкий монастырь, Архангельский Гостиный двор, историю которых знает практически каждый. В этот список можно включить не менее интересный, с богатой историей архитектурный памятник – Новодвинскую крепость.
Она от Архангельска всего в 20 км, но по ряду причин профессиональные исследователи ещё не изучили ее по-настоящему. Крепость имеет непосредственное отношение к значимым событиям нашего Отечества. Является уникальным образцом искусства возведения оборонительных сооружений далекой истории. Она по праву занимает свое место среди уникальных памятников Беломорского Севера.
Архитектура Новодвинской крепости
Новодвинская крепость (Архангельск) представляет собой масштабный объект строительства, самый крупный на севере у Белого моря, возведённый в начале XVIII столетия. Комплекс оборонительных сооружений северо-западной части Линского Прилука — острова, находящегося на перешейке между берегами протоки Муткурьи и северодвинского судоходного рукава.
Крепостное расположение оказалось очень удобным и выгодным. Мореходный рукав соединял море с городом. С запада расположен полноводный фарватер Двины. С востока протянулось двадцать метров береговой линии протоки Муткурья. С севера защищали болота. Южная сторона, прикрываемая природным рельефом, смотрела в направлении Архангельска. Отсюда меньше всего ждали нападения.
Спустя время проект Новодвинской крепости (Архангельск) послужит основой при разработке архитектурного плана Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Основное строительство было завершено только спустя пятилетку, хотя ещё 10 лет потребовалось для завершения разного рода недоделок. Поэтому годом окончательной готовности является 1715. В этот год закончено возведение равелина — северной ограды треугольной формы со стрелковыми казематами между бастионами.
Новодвинская крепость (Архангельск), по масштабам возведения, стала на Беломорском Севере крупнейшим строительным объектом эпохи Петра Великого. Почти все строительные работы велись поморами, иной год их работало до 3000 человек одновременно. Финансирование строительства осуществлялось за счёт дополнительного налогообложения.
История Новодвинской крепости
Новодвинская крепость (Архангельск) – гордость русских воинов Петровского времени – стала единственным оборонительным сооружением бастионного типа. Строительство началось по императорскому Указу от 17.12.1700 года, в период подготовки к сражениям Северной 20-летней войны. За крепостью числилось 180 пушек. Она считалась самым мощным оборонительным укреплением в России.
Георг Эрнест Резе
Сам царь Пётр следил за ходом строительства, которое проходило под руководством голландца с техническим образованием Егора Резена, как значилось в царской грамоте. Георг Резе приехал на замену немца Ягана Адлера. По мнению Петра, тот не справился с масштабным проектом и архитектурным описанием бастиона.
Поход на Азов, окончившийся неудачей, вынудил Пётра I просить европейские державы прислать ему для прохождения воинской службы грамотных специалистов. Так в конце XVII века Россия получила Г. Э. Резе. Военный инженер, участвовал во 2 — ой осаде, принимал участие в боях, занимался ремонтом и строительством оборонительных сооружений.
Для русских эта осада была успешной, но в списке победителей инженер не значился. Раненым его отправили в Москву ещё до исхода сражения. В апреле, 18 числа 1701 года Георг Эрнест, после месяца тяжелой дороги, прибыл в северный город. Не мешкая, он занялся исполнением императорского указа о строительстве Новодвинской крепости (Архангельск).
Несколько суток ушло на поиски подходящего для строительства участка земли, проверку документов. «Семиградская ратуша», которую Пётр утвердил как особый орган управления строительством, занималась наймом работников и заготовкой необходимых материалов. Ратуша заполняла всевозможную документацию и расчёты.
Возглавил её дьяк Фёдор Гусев, имевший опыт ведения строительных работ. Прибывший немного позднее, стольник Сильвестр Петрович Иевлев был назначен ответственным за финансовую часть и осуществлял контроль за ходом работ на острове.
Начало грандиозного строительства
К концу апреля зима еще не собиралась отступать, поэтому рабочим приходилось очень тяжело. Сначала они расчищали остров от сугробов метровой толщины, потом рубили деревья и корчевали пни на всем участке. 14.05.1701 года в столицу отправили сообщение, что место под застройку крепости между Белым морем и Архангельском уже расчищено и готово.
Меньше месяца потребовалось инженеру, чтобы подготовить проектную документацию, разработать план и начать строительство. Оно шло очень быстрыми темпами. По ещё крепкому льду везли строительные материалы, рыли рвы для закладки фундамента. После двинского ледохода наметили судоходный фарватер, по которому к строящейся крепости шли караваны с белым камнем на барках.
Его добывали по берегам рек. Заготовкой и доставкой занимались крестьяне. Их костяк составляли местные жители – кеврольцы и мезенцы, издревле жившие в этих краях. Голландец Корнелий де Бруин, пишущий картины и путешествующий по миру, побывав в этом краю, восхищался работой камнетёсов, превращавших огромную глыбу в аккуратный блок — прямоугольник.
В строительных работах принимали участие монастыри Севера. Они тоже доставляли камень, брёвна, кирпич, извёстку и работников. Активистом местного духовенства, исполняющим волю Петра, был епископ Холмогорский и Важский Афанасий.
Он много раз посещал крепостной остров и давал отчеты в первопрестольную об итогах работ. Сохранившаяся переписка переносит нас на 300 лет назад, и даёт возможность посмотреть как всё это происходило.
Закладка первого камня
1701 год 12 июня – торжественное мероприятие по поводу дня закладки первого камня. Представители духовенства, военные и именитые люди приглашались обязательно. Желающие посмотреть на действо приезжали самостоятельно. В назначенный час суда в праздничном убранстве приблизились к острову. Церемония началась с богослужения и освящения.
Церковные обряды завершились всеобщим угощением. На берег были доставлены съестные припасы, винные и пивные бочки. Разбиты шатры для почётных гостей, сколочены столы. Гуляли за казённый счёт. По устоявшемуся обычаю, первые здравницы и тосты за здоровье царя — батюшки. В честь него был произведён салют из пушек, специально привезённых на место строительства.
Только успел рассеяться дым от салюта, как небо заволокло тучами. Одна пришла с юга, другая с противоположной стороны. Более получаса небо пронизывали ломаные линии молний и слышались мощные удары грома, но потом снова выглянуло солнышко. Это событие истолковали, как победный исход Северной войны. Толкование «шутки» природы Севера оценил царь Петр.
Боевое крещение
Шла война и поэтому Пётр Алексеевич уполномочил архиепископа Афанасия принять оборонительные меры по защите Беломорья от нападения шведской армии. Летом, когда строительные работы ещё только начинались, разведка шведской эскадры, неудачно севшая на мель напротив, была отброшена и уничтожена крепостным огнём береговой батареи.
Этому способствовали пленённые шведами Иван Рябов (Седунов) и Дмитрий Попов. Поморов вынудили провести вражеский флот. Но они умело обманули капитана передового корабля и заманили шведов прямиком на мель. Крепостные орудия не заставили себя долго ждать. Шведы бежали, оставив два корабля с полным боекомплектом.
Также русским, в качестве военного трофея, досталось несколько знамён противника.
Так была сорвана попытка уничтожение и разграбления вражескими войсками стратегического объекта — города Архангельск. Даже на этом этапе строительства крепость смогла дать отпор, приняв первое боевое крещение. Защитники земли русской всегда славились отвагой и стойкостью.
Объединённая эскадра англичан и французов, во время Крымской войны середины XIX века, отменила захват Архангельска. Путь преграждала Новодвинская цитадель, а выход на линию орудийного огня грозил противнику уничтожением.
После упразднения в 1864 году, крепость передана в ведение Архангельской епархии. Местное духовенство думало открыть в крепости училище для женщин. Но этому проекту не суждено было реализоваться. Церковь потихоньку разбирала внутренние крепостные сооружения для других целей. Страсть наживы сыграла свою отрицательную роль, превратив цитадель в настоящие каменоломни.
Белокаменные блоки крепостных стен выламывали и продавали строителям, прокладывающим Северную железную дорогу. Уничтожение крепостных стен велось в таких масштабах, что губернатор Энгельгардт А.П. в 1898 году назначил комиссию. Выводы её были плачевными. Крепость превратилась в развалины и стала небезопасна для пребывания.
В начале второго десятилетия XX века крепость около Белого моря посетила группа реставраторов архитектурных памятников во главе с Покрышкиным П.П., основателем школы научной реставрации памятников архитектуры. Специалисты успели определить степень изношенности оборонительного сооружения.
Их экспедиции собрали ценнейший материал и сделали десятки фотоснимков памятника времен Петра I, от которого уже мало что осталось. Но их работе помешали военные действия Первой Мировой войны.
В эпоху социализма в сохранившихся постройках Новодвинской крепости (Архангельск) разместилась исправительная колония для несовершеннолетних. Спустя какой-то период её стали использовать как ИТ — учреждение для взрослого контингента. В данном статусе оно работало до 2006 года. За это время никто не беспокоился о сохранности военно-инженерного сооружения.
Строения Новодвинской крепости
Крепость — это квадрат, по углам которого находятся бастионы, а необходимые службы внутри стен толщиной до 3,5 м, в высоту они поднимаются на 5 м, а общая длина их составляет 300 м. От одного бастиона до другого насчитывают 120 м.
Крепостные ворота:
Бастионы:
Внутренние постройки:
С внешней стороны цитадель окружали оборонительные укрепления, частокол и земляная насыпь перед рвом, маскировавшая и защищавшая укрепления. Памятник федерального значения — этот статус Новодвинская крепость (Архангельск) получает в 2007 году, после передачи музею краеведения. С 2008 года начинаются работы по устранению аварийных участков цитадели.
В наши дни на территории острова практически всё разрушено. Но ещё можно увидеть перестроенный пороховой погреб, непонятно как уцелевший. Он находится в районе бастиона, что на северо-западе. Практически уничтожены казематы, другие внутренние постройки разрушены до основания.
В хорошем состоянии, если можно так сказать, находятся крепостные ограды с юга и запада, крохотный участок фоссебреи на двинском берегу. От других сооружений остались только фрагменты.
Выставки и проекты сохранения
В июне 2006 года уникальный для РФ и Русского Севера памятник отмечал свое трёхсот пятилетие закладки первого камня. К этой дате приурочена и морская победа петровской армии — знаменитое Новодвинское сражение Северной войны.
Краеведческий музей Архангельска и ”Военно-исторический фонд Русского Севера”, занимающийся благотворительностью, к этой дате организовали выставку, которая прошла в музейных залах комплекса ”Гостиный двор”. Одной из целей выставки был рассказ об истории и сегодняшних проблемах Новодвинской крепости. На основе собранных материалов и источников решено было опубликовать сборник.
Всё это должно было привлечь внимание к состоянию крепости и не дать ей окончательно погибнуть. Авторы предложили проект ”Новодвинская крепость. Возрождая крепость, возрождаем душу”.
Есть надежда, что он поможет:
Этот проект помог в реализации программы по духовной реабилитации осужденных вольного поселения УГ-7, находящегося на земле крепости до 2006 года.
Три выставочных зала краеведческого музея рассказали историю крепости с петровских времён до сегодняшних дней. Некоторые подготовленные материалы впервые экспонировались на выставке. В создании выставки участвовали музеи, архивы, институты истории Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также областное УФ службы исполнения наказания.
Благодаря музейным работникам идёт возрождение утраченного. На месте сгоревшей церкви апостолов Петра и Павла в 2012 году поставили памятный крест. В канун дня святых Новодвинская крепость теперь празднует свой день рождения.
Первая российская крепость из камня бастионного типа – это место, где раскопки ведутся археологами, а восстановительные работы реставраторами. Туристический маршрут военно-исторического направления, действующий в летнее время, каждый год старается открыть новые экспозиции для посетителей.
Экскурсионные туры
Краеведческий музей Архангельска создал экскурсию в 3D изображении. Виртуальный тур по территории Архангельской Новодвинской крепости можно увидеть в музее и на его сайте. В летние месяцы экскурсионные агентства города Архангельск организуют поездки на территорию Новодвинской крепости. Экскурсии отправляются от причала Соломбале. Стоимость таких экскурсий зависит от количества желающих.
Экскурсия (час) | Количество человек | Стоимость |
Речная прогулка и экскурсия (6 часов) | 20 | до 52 000 руб. |
Посещение смотровой площадки с экскурсоводом (6 часов) | 1 – 3 27 500 р. | |
Проезд автобус, теплоход и экскурсовод (6 час.) | 1 | 2 100 р. |
Экскурсия без предоставления транспорта (Краеведческий музей) | до 5 6 000 р. | |
Посещение музея | Взрослые Дети,пенсионеры | 300 р. Для самостоятельного посещения вход на территорию крепости бесплатный. Как добраться до крепостиНоводвинская крепость (Архангельск) доступна для самостоятельного посещения только в летнее время. Фактический крепостной адрес: г. Архангельск, ул. Ивана Рябова, д. 1. Из Архангельска по Маймаксанскому шоссе до переправы на остров Бревенник. Паром ходит каждые два часа. От островного посёлка 23 — его лесозавода до крепости идёт дорога, по которой ходит рейсовый автобус. Расстояние небольшое, но автобус ходит редко. Конечной будет остановка ”Конвейер”. Там еще немного пешего пути до ворот крепости. Следует приготовиться к нелегкому походу, самостоятельно придется преодолевать труднодоступную местность. Войдя в уже расчищенные ворота, можно увидеть частично восстановленный дом коменданта и равелины. Построена смотровая площадка, с которой открывается вид на территорию укреплений и речную панораму. Войдя в ворота крепости, турист словно попадает в XVIII век. Новодвинскую крепость уже начали восстанавливать и реставрировать, но для этого требуется ещё немало средств и сил. Каждый следующий реставрационный год понемногу открывает для экскурсантов и посетителей всё новые объекты. Новодвинская крепость (Архангельск) прослужила более 150 лет, за эти годы крепостные орудия произвели только один выстрел по неприятелю. Это оборонительное сооружение, благодаря своему расположению и строительству, исходя из всех тонкостей и правил искусства военной инженерии, обеспечивало безопасность Архангельска и всей Российской империи. Оформление статьи: Лозинский Олег Видео о Новодвинской крепостиНоводвинская крепость. Архангельск, съемка в 4к:
|