Новое авто без дополнительного оборудования
Названы способы приобретения автомобиля без накруток дилеров
Самым простым способом обезопасить себя от переплаты за дополнительное оборудование, которое устанавливают дилеры, является прямая покупка машины у автопроизводителя. И сейчас это возможно через специальные сервисы онлайн-продаж — их запустили компании Hyundai, Renault, Kia, Volkswagen, Lada и УАЗ.
При онлайн-покупке клиент самостоятельно из доступных опций выбирает те, которые считает нужными. При этом цена, указанная при оформлении заказа, останется неизменной, подчеркивают в автокомпаниях. По словам официального представителя Volkswagen в России Андрея Гордасевича, в такой ситуации дилер не вправе настаивать при выдаче автомобиля на каких-либо доплатах,
поскольку покупка через сайт — это публичная оферта.
Интернет-продажи автомобилей постоянно растут. Как сообщили «Газете.Ru» в российском офисе Renault, если в 2016 году (когда компания запустила онлайн-шоурум) их доля составляла 0,6% от общего количества реализованных в России машин, то сейчас она выросла до 9,2%.
В неофициальных беседах представители автомобильных брендов признают, что не могут заставить дилерские центры продавать машины без дополнительного оборудования. Они советуют покупателям использовать все имеющееся варианты компромиссов с дилером, в том числе автокредит и «трейд-ин».
Пойти к китайцам
И если автодилеры европейских, американских, корейских и даже отечественных марок злоупотребляют своим текущим положением, то
торговые сети китайских брендов максимально замотивированы дистрибьюторами набирать новых клиентов.
Выгодные предложения готовы сделать, в частности, марки Haval и Geely. В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» менеджеры автосалонов этих компаний заявили, что купить авто без допоборудования — возможно.
Путешествие за машиной
Еще одним способом приобрести автомобиль без переплаты (или с небольшой наценкой) эксперты считают покупку машины у региональных дилеров. Около 10-15% покупателей новых автомобилей готовы отправиться за машиной в другой регион, рассказал «Газете.Ru» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, из-за дефицита автомобилей на рынке и навязывания дилерами дополнительного оборудования доля таких людей в перспективе будет только расти.
«Определенная часть потенциальных покупателей активно сравнивает предложения дилеров не только в своем городе, но и в других регионах», — отметил он.
По словам эксперта, нередко расходы на билеты и перегон автомобиля перекрывают разницу между стоимостью машины, например, в Москве и Казани.
С ним согласен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Если раньше покупатели из регионов ехали за машинами в Москву, Санкт-Петербург и другие мегаполисы, то теперь наблюдается обратный процесс, считает он.
«В регионах по сравнению с крупными городами заметно ниже покупательская способность, поэтому дилеры там не так сильно задирают цены на дополнительное оборудование»,
В регионах нередко получается найти машину в той комплектации, которой, к примеру, нет в Москве или другом крупном городе, отметил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт по подбору автомобилей Алексей Вербицкий. Однако в этом случае нужно четко понимать, что машина не будет ждать клиента, добавил он. Есть риск, что автомобиль уже продали, а другого такого за эти деньги в автосалоне просто нет, предупредил автоподборщик.
Ситуация с принудительной установкой на машину дополнительного оборудования фактически является навязанной услугой, соглашаются юристы. Несмотря на это заставить дилера продать машину без них, крайне сложно,
«Необходимо будет доказать, что именно в тот момент, когда клиенту отказали в продаже машины без допов, на складе дилера были варианты в заводской комплектации. На практике это сделать практически нереально», — отметил юрист Сергей Смирнов.
Поведение дилеров в среднесрочной перспективе сыграет против них самих же, уверены эксперты.
«Люди понимают, что могут купить те же коврики или сигнализацию в соседнем магазине в десять раз дешевле, чем в автосалоне, — отметил вице-президент НАС Антон Шапарин. — В обозримом будущем примерно четверть новых автомобилей в нашей стране будет продаваться минуя дилера через Интернет».
Покупаем автомобиль без допов: остались ли на рынке честные дилеры с хорошими машинами?
Как всем известно, купить сегодня машину без навязанного дилерами дополнительного оборудования на сотни тысяч рублей практически невозможно. Вроде бы с этим все смирились, но письмо в редакцию от Евгении затронуло нас за живое. В нём было столько боли, что мы решили проверить: неужели дилеры всех производителей потеряли остатки совести и пользуются дефицитом чипов совсем нагло? И мы с Евгенией поехали искать машину без допов. Но начнём с начала – с письма.
«Неужели никто?»
Полностью приводить текст письма не стану: есть там некоторое количество упрёков в адрес дилеров, желающих стать сверхбогатыми путём продажи вместе с машинами ковриков за восемь тысяч рублей и сеточки перед радиатором за пять. Не будем тыкать пальцем в конкретные компании, но многие из вас знают, что с дополнительным оборудованием сейчас творится настоящее мракобесие. Цены на машины растут сами по себе, так ещё и купить без допов их практически невозможно.
Евгения как раз с этой проблемой и столкнулась. Как человек разумный и не желающий удовлетворять аппетиты бесстыдно взалкавших дилеров, она обратилась к нам. Может быть, мы можем как-то повлиять на дилеров или найти какой-то другой путь покупки автомобиля? Увы, если бы мы могли влиять на дилеров, мы бы давно повлияли. Так что пусть остаётся один: выяснять, все ли они продали душу дьяволу за защиту картера или остались ещё на нашем рынке честные продавцы.
Дело осложняется тем, что бюджет покупки должен быть не самым большим (самый край – два миллиона, но лучше всё-таки полтора), а требования к машине достаточно серьёзные. Это обязательно должен быть кроссовер, у него должны быть подогревы сидений, руля, зеркал. Обязательно – две педали и максимально достойная динамика в этом бюджете. И, конечно же, есть свои довольно высокие требования к гарантии. Мда, придётся искать.
Наиболее популярные кроссоверы сразу из поиска выпали. Даже в базовой комплектации они стремятся перешагнуть рамку нашего бюджета, а учитывая навязанные дилерами опции, цены перешагивают рамку не только бюджета, но и приличия.
Довольно быстро выяснилось, что без «допов» можно купить машину у дилеров Chery. По крайней мере по телефону нам обещали ничего не навязывать, а что получилось на самом деле – расскажу чуть позже. Но сначала посмотрим, что за машину можно купить за эти деньги.
В наш бюджет отлично вписался Tiggo 4. «Ха-ха», – скажут некоторые. – «Это же «китаец»! Зачем он нужен?». Ну давайте попробуем обойтись без стереотипного мышления. Сейчас считать китайский автомобиль безусловным злом может только тот, кто до сих пор верит в то, что Гагарина забрали инопланетяне, Пресли с Джексоном отдыхают на острове в Тихом океане, а Кеннеди убили сотрудники кровавого КГБ. Прошли те времена, когда Амулет аннигилировал в первую зиму, а Солано после покупки надо было доработать молотком. К тому же мы ради интереса как-то смотрели, как сохранился Tiggo 5 при пробеге за сто тысяч километров, и ничего плохого там не увидели.
С тех пор прошло много времени, и автомобили Chery стали ещё лучше. В плане комфорта и качества сборки они ничем не уступают многим другим, а в плане количества опций и дизайна они, по-моему, вообще впереди планеты всей. Впрочем, что касается дизайна, это вопрос к Евгении. Чувство прекрасного у неё развито очень сильно, так что оставим оценить этот параметр ей. А ей Tiggo 4 понравился. Стереотипными мышлением Евгения не страдает, так что никаких безосновательных страхов относительно Chery у неё нет. В общем, можно съездить в автосалон и посмотреть, продадут ли нам эту машину без «допов» и какую комплектацию мы можем себе позволить.
Муки выбора
Итак, какие варианты у нас есть? У Tiggo 4 есть несколько исполнений, так как выбор моторов и коробов и вариантов их сочетаний неожиданно богатый. Будем в нём разбираться.
Самая простая комплектация называется незамысловато – Base. Под капотом у неё стоит 1,5-литровый атмосферный мотор SQRE4G15B мощностью 113 л.с., коробка передач – пятиступенчатая механика. Перейдём сразу к начинке, которая для базы здесь очень даже приятная. Весь список выкладывать не будем (он очень длинный, и кому интересно, может посмотреть на сайте Chery), но некоторые «вкусняшки» назвать стоит. Тут есть 16-дюймовые литые диски, рейлинги на крыше, электрозеркала с подогревом, светодиодные ДХО, задний парктроник, система контроля давления в шинах, обогрев передних сидений, складная спинка сиденья второго ряда (60/40), рулевая колонка с регулировкой по высоте в двух направлениях, кондиционер, передние и задние электростеклоподъемники, 3,5-дюймовый монохромный экран с бортовым компьютером в панели приборов, USB-разъем и очень много электронных ассистентов, начиная от ABS и ESP и заканчивая системами помощи при экстренном торможении, помощи при старте в гору и даже системой снижения вероятности опрокидывания. Ну а самое главное – за всё это надо заплатить всего 1 139 900 рублей. А это, между прочим, дешевле, чем некоторые отечественные автомобили с механической коробкой (обещал никого не называть – и не буду: наверное, сами догадаетесь, о ком идёт речь). Заманчиво, но вернёмся с пожеланиям Евгении: побольше «лошадей» и обязательно – две педали.
Дилеры не продают авто за наличку и требуют оплачивать допы — что с этим делать в 2021 году?
На российском автомобильном рынке сложилась не вполне нормальная ситуация, когда дилеры диктуют покупателям условия покупки авто. Многим это напоминает советскую систему продажи автомобилей, весьма далекую от рыночной. Впрочем, сегодняшнее положение вполне соответствует правилам рынка — просто условия сложились так, что из рынка покупателя сегмент продажи авто стал рынком продавца. Рано или поздно это закончится, но в данный момент остается либо брать паузу в желании купить авто (с риском дождаться до нового витка повышения цен). Либо пытаться найти какой-то выход и придумать правильный способ поведения прямо сейчас. Разбираемся, как купить новый автомобиль у дилера в 2021 году, по возможности избежав покупки излишнего допоборудования и переплаты по навязанным кредитам.
Фото: bankiclub.ru
Что происходит на автомобильном рынке в России
На самом деле, российская ситуация не уникальна — авторынок лихорадит на глобальном уровне. И основной причиной принято считать пандемию.
Ограничения 2020-2021 года в азиатских странах были и часто остаются куда жестче самых жестких российских мер. Азия при этом — основной производитель полупроводников в мире. Полный цикл производства микросхем занимает минимум полгода — иногда дольше. Азиатские локдауны нарушили этот цикл, что и вызвало глобальный дефицит микроэлектроники. Восстановление из-за длительности цикла не будет быстрым.
Страдает от дефицита не только автомобильный рынок. Откладываются презентации новых моделей смартфонов, ухудшаются характеристики новых поколений игровых приставок и т.д.
Дефицит чипов затрагивает даже самые простые модели российской Лады. АвтоВАЗ вынужден, например, выпускать авто без обязательной ЭРА-ГЛОНАСС — ставя покупателям условие, что те приедут к дилерам позже и установят эту систему в рамках программы отзыва. Что говорить про топовые мировые модели авто, давно превратившиеся в гаджеты на колесах.
Из-за нехватки чипов возникает дефицит автомобилей. Цены на авто растут, но спрос при этом не особенно снижается — россияне, которые планируют покупку нового авто, стараются сделать это как можно скорее, пока цены не стали совершенно космическими. Итог закономерен — автомобильный рынок стал типичным рынком продавца, который сегодня диктует условия. Дилеры зарабатывают не на количестве проданных авто, а на “качестве” каждого отдельного экземпляра — более или менее реально сегодня купить авто или в максимальной комплектации, или с навешенными самим дилером “допами” (второе происходит гораздо чаще).
Стоимость допоборудования легко доходит до одного миллиона рублей. Минимум — около 200 тысяч. Все зависит от модели. Условная Hyundai Santafe в минимальной комплектации на сайте производителя стоит 2,6 млн рублей, а в салонах продается за 3,6 млн. Дилер не слишком убедительно объясняет разницу установкой такого допоборудования, как защита картера, резиновые коврики и антигравийная пленка. Такой пример — совершенно типичный.
Почему автомобиль почти невозможно купить за наличку?
Отдельная российская специфика — дилеры фактически не продают автомобили за наличку. Только в кредит. Почему так? Все объясняется просто — кредитование является для них дополнительным способом заработка.
Интернет-издание Frank Media приводит такие цифры заработка дилера на оформлении кредитов и страховок:
Вознаграждение со стороны банков за оформление автокредитования дилерами растет — в целом рынок сжимается, и кредитным организациям приходится сильнее конкурировать друг с другом. В 2021 году они готовы активнее делиться прибылью от выдачи автокредитов.
Очевидно, что при той ситуации дефицита, которую мы описали выше, сам дилер может выбирать, кому продать авто. Если на транспортное средство претендует человек, готовый купить его только за наличные и без допов, а также кто-то, кто согласен оформить кредит на обвешанный допоборудованием авто, выбор падет на второго.
Справедливости ради, при оформлении автокредита дилеры часто готовы предложить максимальную скидку, которая заложена салоном в стоимость авто. Если при покупке самого дешевого нового авто на рынке — Лады Гранты — за наличные можно договориться о скидке максимум в 10-20 тысяч рублей, то при оформлении кредита салон будет готов скинуть до 50-80 тысяч.
Правда, и здесь кроется небольшой подвох. Дилеры очень часто обусловливают величину скидки невозможностью отказаться от полученного кредита или страховки. Напрямую запретить досрочную выплату кредита и отказ от страховки салоны, конечно, не могут — это было бы грубым нарушением законодательства. Поэтому дополнительный договор просто обязывает покупателя вернуть всю величину скидки, если тот решит пойти на небольшую хитрость при покупке автомобиля.
Как купить авто за наличные в 2021 году, по возможности отказавшись от допов?
С отказом от допоборудования сложнее всего. Пытаясь договориться с дилером о покупке автомобиля в простой комплектации без дополнительных опций от завода или самого салона вы услышите, что ждать такой автомобиль придется полгода и дольше. А его окончательная стоимость неизвестна, поскольку авто еще даже не произведен.
Существует вариант онлайн-покупки — некоторые автопроизводители запустили шоурумы в интернете. Теоретически там можно выбрать авто любой комплектации и купить его по указанной стоимости. Подобный шоурум есть, например, у Renault.
Проблема в том, что не все покупатели знают, как устроен весь процесс онлайн-покупки. Забронировав понравившийся авто, люди получают звонок от дилера, который предлагает приехать и подписать договор. Договор этот, на самом деле, не входит в цикл покупки автомобиля в интернете. Подписывая его, покупатель фактически прерывает задуманную производителем цепочку и попадает в руки дилера. Который уже будет навязывать дополнительные опции, кредитование и т.д.
На самом деле, после оформления заказа онлайн нужно было дождаться электронного письма от Renault со ссылкой на индивидуальную страницу бронирования. Но не все об этом знают.
В большинстве ситуаций эксперты предлагают не зацикливаться на одном автосалоне и даже на одной конкретной марке. Нужно понимать, что все описанное выше — самостоятельная деятельность самих дилеров. Каждый действует так, как ему заблагорассудится, и насколько позволяет ситуация.
Если в одном салоне допы стоят миллион рублей, в соседнем они могут обойтись в 500 тысяч. Обзвонить, а лучше объехать лично, стоит максимум мест. Возможно, имеет смысл обратить внимание и на соседние регионы. При поиске самого выгодного варианта не стесняйтесь торговаться.
Какие-то допы купить придется в любом случае, стоит считать это неизбежной платой за приобретение авто в сегодняшней обстановке. Важно, чтобы плата эта была минимальной.
Что касается автокредита, то оформлять его чаще всего придется. Даже если вы готовы купить автомобиль за наличные, большинство дилеров просто вам откажет под разными предлогами.
Однако никто не обязывает вас в действительности пользоваться кредитом. Вернуть его можно сразу после покупки авто. Закон о потребительском кредитовании позволяет погасить автокредит досрочно без предварительного уведомления банка — на это отводится 30 дней. Проценты нужно будет внести только за те дни, которые вы фактически пользовались кредитными средствами.
Навязанные страховки по закону можно вернуть в течение периода охлаждения — это минимум 14 дней (если в договоре не прописан более длительный срок). Если страховой случай не произошел, вам компенсируют полную стоимость страхования.
Да, это может привести к тому, что дилер потребует вернуть скидку на авто — если такой договор был подписан. К этому стоит готовиться заранее, тем более что общие расходы на выплату кредита и страхование в любом случае сильно превысят величину скидки от салона.
Условия по автокредитам в российских банках
Посмотрим, на каких условиях можно получить автокредит сегодня. Изучим тарифы четырех крупных российских банков, кредиты которых можно оформить в большинстве регионов России.
Банк | Сумма | Ставка | Срок |
Газпромбанк | от 300 000 руб. до 5 000 000 руб. | от 3,9% до 15,9% годовых | от 13 месяцев до 5 лет |
Тинькофф Банк | от 100 00 руб. до 3 000 000 руб. | от 6,9% до 21,9% годовых | от 1 года до 5 лет |
ВТБ | от 300 000 до 7 000 000 руб. | от 0,7% до 16,7% годовых | от 1 года до 7 лет |
Альфа-Банк | от 50 000 руб. до 7 500 000 руб. | от 6,5% до 20,99% годовых | от 1 года до 5 лет |
Газпромбанк
В Газпромбанке предлагают универсальный автокредит, который подходит для приобретения авто на вторичном рынке или у дилера. Диапазон доступных сумм соответствующий — от 300 тысяч до 5 миллионов рублей.
Важное преимущество автокредита в этом банке — наличие или отсутствие КАСКО не влияет на процентную ставку. Оформить страховку можно для собственного спокойствия, а можно этого не делать и сэкономить.
Первоначальный взнос также не требуется — можно взять автокредит сразу на всю сумму, которую требуется отдать за выбранный авто.
Хотя справка о доходах входит в число обязательных документов при оформлении автокредита в Газпромбанке, при сумме займа менее 2 млн рублей она нужна не всегда. Хотя банк может запросить такой документ на свое усмотрение.
На сайте Газпромбанка можно найти понятную таблицу, которая исчерпывающе объясняет, от чего зависит процентная ставка по автокредиту (сумма, согласие клиента на личное страхование, согласие передать документы на авто в залог). Это — большой плюс Газпромбанка.
Тинькофф Банк
Автокредит Тинькофф Банка тоже универсальный — с его помощью можно приобрести как новый автомобиль в салоне, так и подержанный на вторичном рынке. Условия будут абсолютно одинаковыми. Для перечисления денег используется дебетовая карта банка. Если у клиента ее нет, карту привозит курьер.
Тинькофф — один из немногих банков, который не требует вносить первоначальный взнос за автомобиль. Оформить кредит можно всего по двум документам — паспорту и водительскому удостоверению. Автомобиль нужно будет приобретать собственными силами, без участия банка в сделке (хотя если клиенту потребуется проверка найденного авто по базам — в банке с этим помогут).
Единственное, что потребуется, чтобы выполнить условия финансовой организации — после совершения сделки предоставить копии договора купли-продажа и ПТС. По этим документам будет оформлен залог автомобиля на период кредитования.
Банк ВТБ, в отличие от предыдущих финансовых учреждений нашей подборки, предлагает несколько программ кредитования. Нас интересуют условия кредитов на покупку нового авто.
Минимально заявленная ставка — 0,7% годовых. Выглядит это слишком хорошо, чтобы быть правдой. И действительно, клиент должен выполнить несколько условий, чтобы претендовать на такой процент. Скидка от базовой ставки по этому автокредиту (11% годовых) полагается за покупку дополнительных продуктов:
Соглашаться или нет на оформление дополнительных продуктов — дело заемщика. Но очевидно, что фактически расходы на обслуживание кредита окажутся гораздо выше 0,7% в год.
Подтверждение дохода для оформления автокредита в ВТБ требуется не всегда — справку попросят только при покупке дорогого автомобиля с небольшим первоначальным взносом. Но кроме паспорта во всех случаях нужен второй документ в виде копии загранпаспорта, военного билета, водительского удостоверения или служебного удостоверения сотрудника силовых органов.
Альфа-Банк
Автокредит от Альфа-Банка отличается несколькими преимуществами:
Выводы
Автомобильный рынок в России переживает не лучшие времена. Это — следствие как объективных внешних факторов в виде дефицита полупроводников, так и субъективных в лице желающих заработать максимум автомобильных дилеров. Собираясь покупать автомобиль в салоне, нужно понимать, что вы как покупатель вступаете на рынок продавца, диктующего условия. Помимо общего роста цен на новые авто нужно помнить и о дополнительной плате за удовольствие приобретения транспортного средства — необходимости переплачивать за “допы” и соглашаться на оформление автокредита.
При желании вы можете воспользоваться своим законным правом вернуть кредит сразу после его получения. Это может привести к некоторым расходам (компенсация скидки дилеру), но в любом случае будет приемлемым вариантом для тех, кто готов приобрести автомобиль за наличные.
Тем же, кто не готов сразу оплатить подорожавший новый автомобиль, кредит становится единственным вариантом. И изучать условия банков в этом случае нужно особенно тщательно и придирчиво.
Я купил новую БМВ по схеме с кредитом и потерял скидку в 500 000 ₽
Ох уж эти страховки и карты помощи на дорогах
В начале 2021 года я запереживал, что если не куплю сейчас новый автомобиль, то в ближайшие три года так и буду ездить на старом.
У меня были основания для тревоги: с начала пандемии цены постоянно растут — причем это касается и новых, и б/у авто. В итоге я решил купить новую БМВ и даже договорился о скидке в полмиллиона рублей — но получить эту скидку мне не удалось.
Как я купил машину
Я заехал к официальному дилеру и решил прокатиться на БМВ X3. Мне все понравилось, и менеджер отдела продаж предложил забронировать автомобиль. Я тогда не сомневался в репутации дилера — в интернете было полно хороших отзывов — и понимал, что залог в случае чего мне вернут без проблем.
Но вместе со скидкой дилер выдвинул свои условия. Мне предложили оформить автокредит, который я смогу погасить досрочно, и дополнительные услуги:
Схему описывали так: я беру автомобиль в кредит и с допуслугами, за что получаю хорошую скидку. При этом я заключаю допсоглашение с дилером, по которому не могу досрочно гасить кредит и расторгать договоры в течение полутора месяцев. Через полтора месяца я досрочно гашу кредит и расторгаю договоры по дополнительным услугам — и мне возвращают сумму по нему за неиспользованный период. Если погасить кредит и расторгнуть договоры раньше чем через полтора месяца, придется возвращать сумму скидки от дилера.
Итого по такой схеме расчет был следующий:
Из этой суммы около 450 тысяч должны были мне вернуться при расторжении договоров на допуслуги. Итоговая выгода по сравнению с покупкой за наличные — порядка 510 тысяч рублей плюс комплект летней резины на дисках.
При покупке за наличные дилер отказывался давать какие-либо скидки и диски с колесами. Менеджер заверил меня, что с этой схемой не будет никаких проблем.
Условия, на которых мне предложили купить БМВ X3
Товар или услуга | За наличные — 3 859 000 Р | В кредит — 3 796 682 Р | Цена, на которую я рассчитывал, — 3 344 722 Р |
---|---|---|---|
BMW X3 20d M Sport | 3 760 000 Р | 3 130 000 Р | 3 130 000 Р |
Страхование жизни | — | 400 602 Р | 10 015 Р |
Страховка GAP | — | 50 080 Р | 26 250 Р |
Карта помощи на дорогах на 3 года | — | 90 000 Р | 52 457 Р |
Каско | 90 000 Р | 90 000 Р | 90 000 Р |
ОСАГО | 9000 Р | 9000 Р | 9000 Р |
Проценты за полтора месяца кредита | — | 27 000 Р | 27 000 Р |
Каско я собирался брать в любом случае. Тем более удалось выторговать рыночную цену: сначала дилер предлагал каско за 162 000 Р с тем же набором опций.
За полторы недели ежедневного общения у нас с менеджером отдела продаж дилера сложились практически дружеские и доверительные отношения — по крайней мере я так думал. Но он не мог ответить на все мои вопросы, поэтому мне приходилось обращаться к специалистам отдела кредитования и страхования.
Курс о больших делах
Как я оформлял сделку
Не обошлось без проблем: условия кредита и цену автомобиля все время меняли, а сделку постоянно переносили. Я написал жалобу руководителю отдела продаж дилера через «Вотсап» и получил дежурные менеджерские отписки. До сих пор не понимаю, почему я не отказался от дальнейшего оформления сделки.
В конце концов сделку назначили — на вечер того же дня. Менеджер отдела продаж объяснил это постоянным потоком клиентов и ажиотажным спросом на автомобили. У меня был ровно час на все процедуры, в том числе на ознакомление с документами. Потом салон закрывался.
Мне показали договор купли-продажи и дополнительное соглашение о предоставлении скидки. В соглашении о скидке не было никакой информации о допуслугах. В бумагах просто написали, что цена меняется с 3,76 млн на 3,13 млн рублей.
Под рукой у меня была распечатка расчета стоимости автомобиля по условиям дилера. По ней можно было сверять оговоренные с продавцом условия и цены.
На официальном сайте БМВ я заглянул в раздел финансовых сервисов, ознакомился с правилами страхования жизни. Убедился, что в соответствии с п. 11.4 этих правил я имею право расторгнуть страховой договор, если погашу кредит досрочно. А потом получить часть страховой премии за неиспользованный период.
Сотрудники автосалона попросили меня не волноваться, заверили в солидности дилера и предложили помощь, если что-то пойдет не так.
В 22:00 все засобирались домой. Кредитный менеджер и менеджер отдела продаж продолжали работать — и замотали меня настолько, что у меня было только два варианта:
Я выбрал второе и подписал все, что просили менеджеры. Позднее в личном кабинете на сайте страховой в разделе сведений о договоре № 5630453425 обнаружил, что выгодоприобретатель по нему — ООО «БМВ банк», а дилер — агент. Хотя в бумажной версии документа выгодоприобретателем был я и мои наследники.
На следующий день я заключил договор потребительского кредита. Еще через пару дней я выехал из салона на новой БМВ.
Как я пытался вернуть деньги за страхование жизни
Я решил подстраховаться и направил дилеру запрос. В нем я попросил прислать мне документ, в соответствии с которым ко мне не будет никаких претензий, если я досрочно расторгну договор страхования жизни. Чтобы сэкономить время, я отправил заказное письмо с помощью официального сервиса Почты России.
Ответ я получил через два дня. Судя по письму, расторгнуть можно было все, кроме договора о карте помощи на дорогах. Главное, чтобы это было не раньше чем через полтора месяца после покупки автомобиля: автодилеру важно получить свою комиссию, а дальше я волен делать что угодно.
Прошло полтора месяца, я полностью закрыл кредит, а затем через личный кабинет обратился в страховую, чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги за неиспользованный период.
Через несколько дней мне позвонили из страховой компании и сказали, что договор они расторгли, но никаких денег мне не должны. Страховка не зависела от кредита, а в договоре черным по белому написано, что при расторжении договора страховая премия не возвращается. Я подумал, что произошло какое-то недоразумение, и написал официальную претензию в страховую.
На мою претензию ответили, что страхование, которое я оформил, никак не связано с кредитом — это отдельный продукт. А поэтому мне ничего не должны. Если я хотел вернуть деньги, то должен был сделать это в период охлаждения — в течение 14 дней после оформления договора.
Официально связь страховки и кредита называется «страхование в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита». В п. 2.4 ст. 7 федерального закона «О потребительском кредите (займе)» указаны условия, при которых страховка считается связанной с кредитом:
По документам, которые я подписал, действительно не было связи между заключением страховки и условиями кредита. Но в личном кабинете страховой компании как раз было написано, что выгодоприобретатель при страховом случае не я или наследники, а банк. Я решил зацепиться за это, но представитель страховой просто ответил, что неправильно указал выгодоприобретателя в личном кабинете, и извинился за ошибку. Справедливости ради, по договору, который я подписал, выгодоприобретателем действительно был я и наследники.
Как я пытался вернуть деньги через дилера и представительство БМВ в России
Я написал официальное письмо дилеру с просьбой добровольно урегулировать ситуацию, но ответа так и не получил.
Менеджер дилера больше не отвечал мне в «Вотсапе», поэтому я решил обратиться в официальные представительства БМВ в России и Германии, Банк России, Роспотребнадзор и к финансовому омбудсмену.
Представительство БМВ, как и государственные органы, смотрели на формальную сторону дела: я принял условия, подписал договор. Если меня что-то не устраивает, то я могу идти в суд.
Энергия возмущения сделала меня одержимым этой проблемой: я читал законы, судебную практику, специализированные юридические и финансовые форумы. Даже обратился к двум адвокатам по страховым делам, чтобы сравнить их подходы и выбрать того, кто покажется мне наиболее убедительным. Но судебная практика показала, что ввязываться в суды нет смысла.
На сайте Мосгорсуда за последние два года я нашел 666 судебных дел, где ответчиком была моя страховая.
До сентября 2020 года страхование жизни и кредит были связаны по умолчанию, поэтому суд вставал на сторону потерпевших и деньги возвращали.
А потом вступили в силу изменения в ст. 7 и 9 закона № 353-ФЗ. Там уточнили формулировки и подробно расписали, что такое страхование в целях обеспечения кредита: я привел эти критерии выше. Теперь страхование жизни может быть отдельной услугой — и это мой случай. И с сентября 2020 по подобным делам суд все время принимает сторону банка, деньги таким образом не вернуть.
Моя страховая еще до вступления в силу ФЗ № 483-ФЗ от 27.12.2019 так поспешно меняла правила страхования, что нарушила нумерацию пунктов. Они просто удалили пункт 7.4 правил. Название страховки не изменилось: «Страхование жизни и здоровья заемщиков потребительского кредита».
Сложившуюся практику поддержал Верховный суд. Неважно, как называется договор: главное, что в его содержании.
Как я возвращал деньги за карту помощи на дорогах
Оказывается, есть официальная программа помощи на дорогах — и ее дают абсолютно бесплатно, как минимум покупателям БМВ и Фольксвагенов. Если такая программа есть, а вам все равно предлагают купить какую-то карту помощи — это нарушение закона.
Законодательство не допускает злоупотреблений правом, а также подразумевает добросовестность всех участников сделки. Продавец несет ответственность, если не сообщил покупателю то, о чем знал и не мог не знать. В моем случае официальный дилер БМВ не мог не знать о существовании официальной бесплатной программы помощи на дорогах. За деньги такое лучше не покупать. Если деваться некуда и нужно что-то взять, лучше выбрать дополнительный год гарантии на автомобиль. Если это возможно, конечно.
GAP вернуть не получилось: эта услуга действует, пока работает каско. Еще деньги можно вернуть, если машина продана или утрачена: например, ее угнали, сожгли или она пострадала в ДТП и страховая признала ее неремонтопригодной. Но это, слава богу, не мой случай.
Итого я заплатил за БМВ 3 768 782 Р
BMW X3 20d M Sport | 3 130 000 Р |
Страхование жизни | 400 602 Р |
Страховка GAP | 50 080 Р |
Карта помощи на дорогах на 3 года | 62 100 Р |
Каско | 90 000 Р |
ОСАГО | 9000 Р |
Проценты за полтора месяца кредита | 27 000 Р |
Что делать, чтобы не переплатить за допуслуги
Внимательно читайте договоры. Постарайтесь заранее получить все документы в электронном виде: договор купли-продажи с дополнительным соглашением о скидке и договоры на все допуслуги. Все это необходимо прочитать, проанализировать и просчитать. Обратите внимание не только на цену машины и размер скидки, но и на проценты по кредиту. Не соглашайтесь на оформление сделки в последний час работы дилерского центра: этого времени вам не хватит, чтобы разобраться в бумагах.
Посмотрите отзывы. Определитесь с автомобилем и прочитайте отзывы о дилере, у которого собираетесь его покупать. Начните с плохих отзывов. Может показаться, что там только эмоции, но это не так.
Сначала читать, потом подписывать
Поищите альтернативу дилеру, если в документах будет все плохо и не получится договориться о каких-то изменениях в типовом договоре. Автомобили одной и той же марки продают разные юридические лица. Одни могут вести дела добросовестно, а другие так, словно завтра потоп и нет никаких причин переживать за свою репутацию.
Поищите альтернативу интересующему вас автомобилю, если покажется, что все дилеры нужной марки ведут себя одинаково. Не исключено, что при покупке, например, Ауди Q5 никто не заставит вас страховать жизнь или покупать карту помощи на дорогах. И не прикрепит к официальной цене лишние 500 000 Р просто потому, что ажиотаж и 2021 год.
Если альтернативы — это не вариант, придется соглашаться на страхование жизни и карту помощи. Есть возможность сделать так, чтобы страховки спустя какое-то время получилось вернуть.
Обеспечьте возможность возврата средств за страхование жизни. Тут два варианта: заключение страховки должно влиять на процентную ставку кредита или выгодоприобретателем по такому договору должен быть банк. Если одно из двух условий выполнено, проблем с возвратом быть не должно.
Разберитесь с каско. Прежде чем разговаривать с менеджером, посчитайте стоимость полисов с помощью калькулятора каско на сайтах разных страховщиков и выпишите цены. Так вы сможете доказать менеджеру, что его цена завышена.
Включите в каско опцию «Без амортизации». Если наступит страховой случай, вам выплатят 100% страховой суммы. Эта опция повысит стоимость полиса, но позволит отказаться от страховки GAP: в ней не будет никакого смысла. Или хотя бы сравните стоимость опции и страховки GAP.
Выберите альтернативу помощи на дорогах, если у вашего дилера это возможно: например, дополнительный год гарантии. Уточните, не положена ли вам такая карта в соответствии с правилами автопроизводителя.
Alex, все правильно. Рано или поздно придём к этому, а пока легальный отъем денег у населения работает на полную катушку. «Ренессанс Жизнь» в моем случае партнерится с автодилером и отжимают деньги на законных основаниях.
Вот если бы они все машины продавали приоритетно на сайте, а остатки отправляли дилерам на реализацию или сделали очередь на сайте с возможность заказа и получения автомобиля в разумные сроки, было бы о чем говорить. Но тогда взвоют дилеры, как, собственно, уже и было, когда они запускали онлайн-продажи. А пока от корейцев больше разговоров, чем дел.
Alex, только в реале ничего не купить по такой онлайн-продаже..
Alex, делает?)) Ну-ну, такой же развод +400 тыс. за допы к РРЦ.
Андрей, там действительно много вопросов, но это пока только первый шаг. И классно, что кто-то из брендов его наконец сделал.
Эх, когда у меня уже будут страхи, что, если я не куплю новую бмв, то буду ездить на старом автомобиле 🙁
У меня сейчас страх, что придётся второй год ездить на старой машине вместо новой проходного года.