О лобовое стекло движущегося автомобиля ударилась муха
Муха не разбивается о лобовое стекло, а её разрывает изнутри давлением. Так ли это на самом деле?
Каждый из нас много раз видел лобовые стекла с кучей разбитых об него мух, мошек, бабочек и комаров. Так вот, некоторые в интернете утверждают, что мухи вовсе не разбиваются о стекло, как считает большинство, а муху разрывает изнутри давлением.
Дело в том, что увеличение скорости потока воздуха, отклоняемого над капотом и стеклом при движении машины на высокой скорости вызывает резкое уменьшение давления в нём. Давление же внутри насекомых (в том числе и мух) равно атмосферному. Поэтому при резком уменьшением внешнего давления, насекомое просто разрывает изнутри.
Вроде бы звучит убедительно и это все действительно имеет место быть. Однако у людей, которые ездят на мотоциклах, возникает резонный вопрос — у них нет никаких капотов, но мухи и комары все равно разлетаются в пыль. И об боковые зеркала тоже мухи бьются.
Более того, расчеты показывают, что столкновение насекомого с лобовым стеклом среднестатистического автомобиля равносильно падению на насекомое молотка весом 400 грамм с высоты 10 см. Как думаете, достаточно этого, чтобы расплющить муху?
Если вспомнить про сжимаемость, то в данном случае она почти не играет роль. При небольших скоростях (грубо говоря, дозвуковых) газ можно считать несжимаемым, как и жидкость. Так что дополнительным уплотнением воздуха перед решеткой радиатора и лобовым стеклом можно пренебречь.
Что вы думаете по этому поводу? Уверен, что меня читают умные люди и в комментариях будет масса обоснованных версий и взглядов на происходящее. И, как всегда, не забывайте заходить на мой Ютуб-канал.
Ну и напоследок задача из ЕГЭ на эту же тему, про мух и столкновения.
О лобовое стекло движущегося автомобиля ударилась муха. Сила, действующая на автомобиль со стороны мухи,
1. больше, чем сила, действующая на муху со стороны автомобиля
2. меньше, чем сила, действующая на муху со стороны автомобиля
3. равна силе, действующей на муху со стороны автомобиля
Как думаете, какой ответ правильный?
Надеюсь, тут трудностей ни у кого не возникло. По третьему закону Ньютона действие равно противодействию. То есть муха действует на автомобиль с той же силой, что и автомобиль на муху. То есть правильный ответ — 3.
Вот только у некоторых детей возникает вопрос: почему тогда муха вдребезги, а стекло и автомобиль не разбиваются? Тут все дело в массе и импульсе.
Контрольная работа № 2 «Основы динамики и законы сохранения в механике»
Контрольная работа № 2 «Основы динамики и законы сохранения в механике»
1.Система отсчета, связанная с автомобилем, является инерциальной если автомобиль
А)движется равномерно по прямолинейному участку шоссе
Б)разгоняестя по прямолинейному участку шоссе
В)движется равномерно по извилистой дороге
Г)по инерции вкатывается на гору
2. При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения
А)увеличивается в 3 раза
Б)уменьшается в 3 раза
В)увеличивается 9 раз
Г)уменьшается в 9 раз
3. Найдите импульс грузового автомобиля массой 5 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
А)54 кг. м/с В)180000 кг. м/с
Б)180 кг. м/с Г)50000 кг. м/с
4. О лобовое стекло движущегося автомобиля ударилась муха. Сила, действующая на автомобиль со стороны мухи,
А) больше, чем сила, действующая на муху со стороны автомобиля
Б) меньше, чем сила, действующая на муху со стороны автомобиля
В) равна силе, действующей на муху со стороны автомобиля
5. Какие из величин: скорость, равнодействующая сила, ускорение, перемещение при механическом движении тела — всегда совпадают по направлению?
А ) ускорение и перемещение
Б) ускорение и скорость
Г) сила и ускорении
6. На рис. А показаны направления скорости v и ускорения тела a в определённый момент времени в некоей инерциальной системе отсчёта. Какая из стрелок (1-4) на рис. Б соответствует направлению равнодействующей всех сил, действующих на тело в этот момент времени?
7. Установите соответствие между видами движения и их основными свойствами.
А) Свободное падение
Б) Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
в)Реактивное движение
1) Происходит за счет отделения от тела с некоторой какой либо его части
2) Движение под действием только силы тяжести
3)Движение, при котором ускорение в любой момент времени направлено к центру окружности
4) Движение происходит в двух взаимно противоположных направлениях
5) Движение с постоянной скоростью
8. Радиус планеты Марс составляет 0,53 радиуса Земли, а масса-0,11 массы Земли. Зная ускорение свободного падения на Земле=10 м/с2, найти ускорение свободного падения на Марсе(окр. до десятых)
Прочитайте текст и выполните задания 9-10
Установление Ньютоном закона всемирного тяготения явилось важнейшим событием в истории физики. Его значение определяется, прежде всего, универсальностью гравитационного взаимодействия. На законе всемирного тяготения основывается один из центральных разделов астрономии — небесная механика. Мы ощущаем силу притяжения к Земле, однако притяжение малых тел друг к другу неощутимо. Требовалось экспериментально доказать справедливость закона всемирного тяготения и для обычных тел. Именно это и сделал Г. Кавендиш, попутно определив среднюю плотность Земли.
В 1798 г., через 71 год после смерти Ньютона, Генри Кавендиш впервые осуществил достаточно точное экспериментальное измерение гравитационной постоянной G = 6,7·10-11Н/(кг2·м2). Первоначально эксперимент был предложен Джоном Митчеллом. Именно он сконструировал главную деталь в экспериментальной установке — крутильные весы, однако умер в 1793, так и не поставив опыта. После его смерти экспериментальная установка перешла к Генри Кавендишу. Кавендиш модифицировал установку, провёл опыты и описал их в Philosophical Transactionsв 1798.
1651085725 Он использовал устройство, получившее название крутильных весов (см. рис.). Маленькие свинцовые шары, укреплённые на концах лёгкого стержня, были подвешены на тонкой нити из посеребрённой меди длиной 1 м. К шарам подносили шары большего размера массой 159 кг, сделанные также из свинца. Большие шары можно было подносить к лёгким шарам с двух сторон, так что возникающие между парами больших и малых шаров силы притяжения приводили к повороту стержня и закручиванию нити. Предварительно было установлено соответствие между углом закручивания нити и малыми силами, которые нужно приложить к концам стержня, чтобы закрутить нить на определённый угол. Для более точного измерения угла закручивания нити Кавендиш использовал световой луч, отражающийся от зеркальца, расположенного в середине стержня. Зная упругие свойства нити, а также угол поворота стержня, можно вычислить гравитационную постоянную. Для предотвращения конвекционных потоков установка была заключена в ветрозащитную камеру.
Поскольку Ньютон к тому времени доказал, что Земля и яблоко притягиваются друг к другу так же, как Луна и Земля, то есть закон тяготения является законом всемирного тяготения, то можно было, сравнивая силу тяжести яблока mg с силой его взаимодействия с землёй GmM3/R32, установить массу Земли, так как радиус Земли был к тому времени уже измерен R3=6400 км. авендиша называют человеком, впервые взвесившим Землю.
А вывод Кавендиша о том, что средняя плотность планеты 5,5 г/см3 больше поверхностной
2 г/см3, подтвердил, что в глубинах сосредоточены тяжелые вещества.
9.Для определения гравитационной постоянной Кавендиш использовал:
А. крутильные весы
Б. пружинные весы
В. лазерный гравиметр
Г. Акселерометр
10. Генри Кавендиш использовал свинцовые шары, потому что у свинца
А. большая плотность
Б. большая пластичность
В. малое электрическое сопротивление
Г. малая теплоёмкость
11. На брусок массой 500 г, лежащий на шероховатом горизонтальном столе, начали действовать горизонтально направленной силой 1,5 Н, в результате чего брусок приобрёл ускорение 0,5 м/с2. Чему равен коэффициент трения бруска о стол?
12. Мальчик массой 50 кг находится на тележке массой 100 кг, движущейся по гладкой горизонтальной дороге со скоростью 1 м/с. Каким станет модуль скорости тележки, если мальчик прыгнет с неё со скоростью 3 м/с относительно дороги в направлении, противоположном первоначальному направлению движения тележки?
Контрольная работа № 2 «Основы динамики и законы сохранения в механике»
1.Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на неё не действуют другие тела или воздействие на неё других тел взаимно уравновешено,
А) верно при любых условиях
Б) верно в инерциальных системах отсчёта
В) верно для неинерциальных систем отсчёта
Г) неверно ни в каких системах отсчёта
2.Как нужно изменить массу каждой из двух одинаковых материальных точек, чтобы сила гравитационного взаимодействия между ними увеличилась в 4 раза?
А) Увеличить в 2 раза
Б) Увеличить в 4 раза
В) Уменьшить в 2 раза
Г) Уменьшить в 4 раза
3. Чему равен импульс тела массой 400 г при скорости 14,4 км/ч?
А) 1,6 кг · м/с
Б) 0,8 кг · м/с
В) 32 кг· м/с
Г) 64 кг· м/с
4. Столкнулись грузовой автомобиль массой 3 т и легковой автомобиль массой 1 т. Сила удара, которую испытал легковой автомобиль, равна F. При этом грузовой автомобиль испытал силу удара
5. Система отсчёта связана с лифтом. Эту систему можно считать инерциальной в случае, когда лифт движется
А) ускоренно вверх
Б) замедленно вверх
В) равномерно вверх
Г) замедленно вниз
6. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Вектор импульса тела в точке А сонаправлен вектору
7. Точечное тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 20 м/с. Определите, как изменяются следующие физические величины за вторую секунду полёта тела: потенциальная энергия тела относительно поверхности Земли; кинетическая энергия тела; модуль импульса тела.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
A) потенциальная энергия тела относительно поверхности Земли
Б) кинетическая энергия тела
B) модуль импульса тела
8. Масса Луны в 80 раз меньше массы Земли, а радиус её в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Определите ускорение свободного падения на Луне. Ускорение свободного падения на Земле считайте 10 м/с2.округлить до десятых.
Прочитайте текст и выполните задания 9-10
А) в том же направлении со скоростью v
Б) в том же направлении со скоростью 2v
В) в противоположном направлении со скоростью v
Г) в противоположном направлении со скоростью 2v
10. Шар, летящий со скоростью 3 м/с относительно земли, сталкивается с таким же шаром, летящим навстречу ему относительно земли со скоростью 1 м/с. С какой скоростью летят эти шары навстречу друг другу относительно тела, относительно которого их столкновение выглядит лобовым столкновением с одинаковой скоростью?
11. Подъемный кран поднимает плиту массой m = 1000 кг вертикально вверх с ускорением а = 0,2 м/с2. Определить силу натяжения каната, удерживающего плиту.
7 задание-2 б(если верный 1,2 ответа-то 1 б),записать в виде последовательности цифр без запятых
11,12-по 3 балла, оформляются с развернутым ответом, критерий-запись условия, необходимые формулы и преобразования, указаны единицы измерения.
Когда скорость автомобиля составляет 120 км/ч, почему муха в автомобиле не попадает в заднее стекло: математическое объяснение
Почему скорость мухи внутри машины равна скорости автомобиля?
Вы наверняка не раз сталкивались с ситуацией, когда к вам в машину залетала муха, овод, комар или оса. К сожалению, не всегда так легко выгнать насекомых из салона автомобиля. В итоге очень часто подобные пассажиры путешествуют в машине вместе с нами. Но вы когда-нибудь задумывались, почему, например, муха летает внутри салона и не попадает в заднее стекло, когда машина движется на скорости 120 км/час? То есть насекомые в машине ведут себя точно так же, как будто автомобиль стоит на месте. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить школьную физику.
В мире науки есть такая поговорка: «Стационарность относительна, а движение абсолютно». В физике изменение положения объекта называется движением. Движение – это универсальный закон объекта. Вся Вселенная движется абсолютно. Стационарному объекту нужен объект в качестве эталона. Таким образом, движение и неподвижность являются понятием относительным.
Представьте, что, садясь в машину, вы увидели в салоне муху. Когда автомобиль начинает двигаться, сила (толчок) инерции заставляет вас двигаться вместе с автомобилем. Это будет происходить только во время ускорения автомобиля. Как только автомобиль разовьет постоянную скорость, сила инерции больше не будет сильно воздействовать на вас, вдавливая вас в сиденье.
Если вы бросите мяч прямо внутри машины, которая развила постоянную скорость, мячик поднимется и опустится точно так же, как если бы автомобиль стоял на месте. Почему так происходит? Все дело в том, что в машине в момент разгона все было разогнано (ускорено) до одинаковой скорости – вы, мяч, воздух и насекомое.
Попробуйте провести эксперимент: сделайте небольшой маятник (привяжите к веревке груз) и подвесьте за веревку в машине. Далее при разгоне вы увидите, что пока автомобиль ускоряется, веревка будет отклоняться и висеть под углом. Веревка будет тянуть объект (груз) вперед, чтобы разогнать его до той же скорости, с которой движется автомобиль.
Но как только автомобиль будет ехать с постоянной скоростью, веревка с грузом будет висеть вертикально вниз. То есть точно так же, как если бы автомобиль стоял на месте. При постоянной скорости веревка не будет тянуть объект вперед.
Теперь вернемся к мухе или любому насекомому, которое залетело в машину. Представьте, что насекомое влетело в салон и село на сиденье рядом с вами. Когда автомобиль начнет разгоняться, муху будет прижимать к сиденью точно так же, как и вас.
Как только автомобиль разгонится и начнет двигаться с постоянной скоростью, муху перестанет тянуть вперед. В этот момент муха не будет знать, движется автомобиль или стоит на месте. Муха сможет летать в салоне автомобиля, находящегося в движении, точно так же, как если бы находилась в комнате квартиры или дома. То есть при постоянной скорости машины мухе не нужно лететь вперед, чтобы не отставать от машины.
Точно так же ведет себя и маятник, подвешенный в машине. При постоянной скорости машины веревке не нужно тянуть груз вперед.
А как будет, если муха, залетев в стоящую машину, не сядет на сиденье, а останется летать, когда автомобиль начнет ускорение? В этом случае мухе придется немного лететь вперед, чтобы ускориться вместе с автомобилем. Это будет необходимо, пока машина будет разгоняться. Кстати, на самом деле мухе не нужно сильно лететь вперед. То есть не так сильно, как если бы муха пыталась снаружи не отставать от машины.
Все дело в том, что насекомые очень легкие и воздух в салоне оказывает на нашу муху большое влияние. Когда машина начала разгоняться, внутри нее все начало разгоняться с той же скоростью. В том числе и воздух в салоне. Воздух в машине, разгоняясь вместе с ней, толкает вперед и насекомое.
Поэтому чтобы поспевать за ускорением машины, мухе нужно мало энергии, чтобы двигаться вместе с автомобилем.
Простой эксперимент, объясняющий как ведут себя объекты в автомобиле, который разгоняетсяТак что если муха хочет оставаться внутри машины прямо перед вашим носом, она должна лететь немного вперед, когда машина набирает скорость. Но когда машина движется с постоянной скоростью, ей нужно лишь зависнуть на месте.
Что говорят физики? Муха, которая находится внутри машины, имеет нулевую скорость относительно машины. Если машина движется со скоростью 120 км/час, с точки зрения наблюдателей, которые стоят на обочине дороги, автомобиль, вы и муха в салоне движетесь со скоростью 120 км/час (относительно стоящих на дороге наблюдателей). По отношению к любому, кто сидит с вами в машине, вы просто сидите в машине, не двигаясь ни с какой скоростью.
По той же причине когда вы едете в поезде, который движется со скоростью 120 км/ч, вы можете самостоятельно идти по проходу, не бегая со скоростью 120 км/час. В этом случае вы идете по полу, который движется со скоростью 120 км/час.
Один из первых, кто заметил это явление, был Галилей. Он прекрасно описывает это явление в своем главном сочинении «Диалог о двух системах мира»:
«Уединитесь с кем-либо из друзей в просторное помещение под палубой какого-нибудь корабля, запаситесь мухами, бабочками и другими подобными мелкими летающими насекомыми; пусть будет у вас там также большой сосуд с водой и плавающими в нем маленькими рыбками; подвесьте, далее, наверху ведерко, из которого вода будет падать капля за каплей в другой сосуд с узким горлышком, подставленный внизу.
Пока корабль стоит неподвижно, наблюдайте прилежно, как мелкие летающие животные с одной и той же скоростью движутся во все стороны помещения; рыбы, как вы увидите, будут плавать безразлично во всех направлениях; все падающие капли попадут в подставленный сосуд, и вам, бросая какой-нибудь предмет, не придется бросать его с большей силой в одну сторону, чем в другую, если расстояния будут одни и те же; и если вы будете прыгать сразу двумя ногами, то сделаете прыжок на одинаковое расстояние в любом направлении. Прилежно наблюдайте все это, хотя у нас не возникает никакого сомнения в том, что пока корабль стоит неподвижно, все должно происходить именно так. Заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью и тогда (если только движение будет равномерным и без качки в ту и другую сторону) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения и ни по одному из них не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно.
Прыгая, вы переместитесь по полу на то же расстояние, что и раньше, и не будете делать больших прыжков в сторону кормы, чем в сторону носа, на том основании, что корабль быстро движется, хотя за то время, как вы будете в воздухе, пол под вами будет двигаться в сторону, противоположную вашему прыжку, и, бросая какую-нибудь вещь товарищу, вы не должны будете бросать ее с большой силой, когда он будет находиться на носу, а вы на корме, чем когда ваше взаимное положение будет обратным; капли, как и ранее, будут падать в нижний сосуд, и ни одна не упадет ближе к корме, хотя, пока капля находится в воздухе, корабль пройдет много пядей; рыбы в воде не с большим усилием будут плыть к передней, чем к задней части сосуда; настолько же проворно они бросятся к пище, положенной в какой угодно части сосуда; наконец, бабочки и мухи по-прежнему будут летать во всех направлениях, и никогда не случится того, чтобы они собрались у стенки, обращенной к корме, как если бы устали, следуя за быстрым движением корабля, от которого они были совершенно обособлены, держась долгое время в воздухе; и если от капли зажженного ладана образуется немного дыма, то видно будет, как он восходит вверх и держится наподобие облачка, двигаясь безразлично, в одну сторону не более, чем в другую.
И причина согласованности всех этих явлений заключается в том, что движение корабля обще всем находящимся на нем предметам, так же как и воздуху; поэтому-то я и сказал, что вы должны находиться под палубой, так как если бы вы были на ней, т. е. на открытом воздухе, не следующем за бегом корабля, то должны были бы видеть более или менее заметные различия в некоторых из названных явлений: дым, несомненно, стал бы отставать вместе с воздухом, мухи и бабочки вследствие сопротивления воздуха равным образом не могли бы следовать за движением корабля в тех случаях, когда они отделились бы от него на довольно заметное расстояние; если же они будут держаться вблизи, то, поскольку сам корабль представляет собой сооружение неправильной формы и захватывает с собой ближайшие к нему части воздуха, они без особого усилия будут следовать за кораблем; подобным же образом мы видим при езде на почтовых, как надоедливые мухи и слепни следуют за лошадьми, подлетая то к одной, то к другой части их тела; в падающих же каплях различие будет незначительным, а в прыжках или брошенных телах — совершенно неощутимым.»
Это наблюдение привело Галилея к утверждению, что законы механики инвариантны при изменении инерциальных систем отсчета. В настоящее время считается, что не только законы механики, но и законы физики должны быть инвариантны при изменении любой системы отсчета. фундаментальный принцип физики, называемый принципом относительности.
Ограничивая себя механикой, это означает, что нет никакого механического эксперимента, способного обнаружить абсолютное движение инерциальной системы отсчета. Это правило на самом деле содержится в первом законе Ньютона (который принадлежит Галилею). Когда муха попадает в машину, движущуюся на скорости 120 км/ч, ее скорость по отношению к земле становится также 120 км/час.
Когда муха поднимается вверх, как утверждает этот первый закон Ньютона, скорость мухи должна сохраниться на уровне 120 км/час, так как нет силы, толкающей или тянущей муху в горизонтальном направлении. В итоге муха может лететь в машине со скоростью 5 м/сек, несмотря на то что автомобиль едет на скорости 120 км/час. То есть точно так же, как если бы муха находилась на улице, летя над поверхностью земли.
Травма водителя и пассажиров автомобиля от столкновений движущихся автомобилей
Наиболее полно травма внутри кабины автомобиля изучена А.А. Солохиным (1968). Столкновение автомобилей, сопровождающееся травмированием человека, может происходить передними поверхностями (фронтальное), центральным и нецентральным, прямым и косым (встречное), передней поверхностью одного автомобиля с боковой поверхностью другого с причинением удара в переднюю, среднюю и заднюю часть (перекрестно-боковое), передней поверхностью одного автомобиля с задней поверхностью другого (заднее) В этом виде происшествий могут участвовать автомобили как одноименных, так и разноименных марок и моделей, имеющих различную компоновку кабины, салона, деталей управления, что существенно влияет на характер и локализацию повреждений.
Фронтальное столкновение
В этом варианте травмы в зависимости от направления движения и угла удара различают следующие подварианты.
Центральное прямое столкновение автомобилей .
Иногда его называют лобовым Место первичного удара автомобилей находится вблизи сагиттальных осей Такое столкновение наблюдается, когда водители не уступают дороги друг другу.
На дороге следов торможения, как правило, не бывает Иногда выявляется след торможения одного автомобиля и изредка — обоих В месте столкновения — осыпь краски, грязи, осколков стекол осветительных приборов и лобового стекла Автомобили с одинаковой массой и скоростью остаются стоять на месте происшествия Если же масса и скорость одного из них превышают перечисленные характеристики другого, то автомобиль с большей массой и скоростью отбрасывает на некоторое расстояние другой по направлению своего движения, волочит или разворачивает его в направлении своего движения, если водитель манипулирует рулевым колесом.
Передние поверхности автомобилей вогнуты, краска в месте удара отсутствует, фары, подфарники и лобовое стекло разрушены, рулевое колесо иногда согнуто, на панели управления или приборном щитке имеются вдавления.
Пострадавший чаще находится на своем месте Иногда он может быть сдавлен деталями автомобиля или выброшен из автомобиля Обычно из автомобиля выбрасываются нефиксированные пассажиры переднего сиденья.
В первую фазу от удара о руль и педали управления образуются повреждения как в месте контакта, так и на удалении. Если водитель крепко удерживает руль выпрямленными руками, то возникают разрывы первых межпальцевых промежутков, переломы и вывихи костей пястья, вколоченные переломы в лучезапястных и локтевых суставах, перелом локтевого отростка, задний вывих предплечья, которые А.А. Матышев (1985) считает характерными для травмы водителя. Кроме того, в таком функциональном положении конечностей наблюдаются разрывные переломы клювовидного отростка лопатки, переломы ключиц, вызванные изгибом, разрывы груди-но-ключичных сочленений. Наличие таких повреждений свидетельствует о готовности водителя уменьшить тяжесть травмы.
Удар согнутыми в суставах руками образует переломы костей предплечий, возникающие вследствие деформации изгиба. Тяжесть повреждений головы и туловища будет большей, чем в случаях, когда водитель удерживал руль выпрямленными руками.
Удар стопами, находящимися на педалях управления, причиняет их отпечатки на подошвах обуви, свидетельствующие об очень большой скорости транспорта в момент удара. Резкое нажатие на педаль носком, сопровождающееся перемещением стопы вперед, вызывает разрыв ранта обуви или верхнего шва и разрыв ахиллова сухожилия. При упоре каблука в нижний конец педали образуется отрыв каблука Глубокими разрезами мягких тканей подошвенной поверхности стопы выявляются кровоподтечность, переломы костей плюсны, линейные или оскольчатые переломы таранной или пяточной костей. В случаях удара о педаль стопой выпрямленной ноги образуются разрывы обуви по швам и вколоченные переломы в области голеностопных суставов.
Удар фиксированными кистями и стопами о детали транспорта вызывает сотрясение внутренних органов, проявляющееся характерными для этого вида травматического воздействия повреждениями, а также повреждения позвоночника вследствие сгибания в шейном и верхнегрудном отделах Резкое сгибание вызывает разрывы межостных связок и иногда надрывы сосудов шеи.
Переломы берцовых костей в верхней трети характерны для травмы водителя, манипулирующего педалями управления ногой, согнутой под тупым углом в коленном суставе. Переломы коленной чашечки причиняются ударом областью коленного сустава ноги, согнутой в коленном суставе под прямым углом и опирающейся о пол. Переломы нижней трети бедра образуются ударом ноги, согнутой в коленном суставе под острым углом во время нахождения стоп у края сиденья для уменьшения силы удара. Кроме того, у водителя возможны разрывы крестовидных связок коленного сустава.
Удар отведенным бедром причиняет горизонтальный перелом вертлужной впадины, сочетающийся с переломом лонной и седалищной костей, а иногда и с обширными переломами тазового кольца.
В случаях столкновений на малой скорости, а также фиксации правильно подогнанными ремнями безопасности катапультирования не возникает и водитель, обычно низкого роста, ударяется о рулевое колесо передней поверхностью тела в промежутке живот — лицо.
Удар грудью или животом ниже пупка оставляет отпечатки конструкции рулевого колеса, уплощение туловища в переднезаднем направлении, кровоподтечность мягких тканей передней поверхности туловища, переломы грудины и ребер по боковым анатомическим линиям. Внутренние органы повреждаются ударно-сотрясающим воздействием. Среди повреждений типичными для травмы водителей являются разрывы сердца и циркулярные разрывы аорты.
Если водитель, предвидя столкновение, закрывал лицо руками, то на тыльной поверхности кистей располагаются раны, нанесенные осколками стекол.
В фазе отбрасывания вследствие переразгибания травмируется позвоночник, в фазе удара о спинку кресла — мягкие ткани спины, в фазе скольжения по спинке сиденья — ссадины. Лица высокого роста, проконтактировав с крышей салона, сразу усаживаются на сиденье, причиняя себе травму мышц ягодиц.
Деформирующаяся кабина автотранспорта сдавливает тело человека между деталями автомобиля.
Применение ремней безопасности изменило морфологическую картину травмы. Правильное использование ремней безопасности при относительно невысоких скоростях движения (до 60 км/ч) почти полностью исключает возникновение смертельных повреждений и снижает тяжесть травмы наполовину в случаях фронтальных столкновений. Ремни безопасности препятствуют перемещению человека вверх и вперед, в связи с чем они не достигают крыши, руля, передней панели и лобового стекла У таких пострадавших тяжелая черепно-мозговая травма отсутствует, чаще выявляются челюстно-лицевая травма и травмы мягких тканей конечностей Неправильно подогнанные ремни безопасности не только не уменьшают тяжесть травмы, но и подчас утяжеляют ее. Ветви ремней безопасности соответственно их ходу у водителя и пассажира переднего сиденья причиняют полосчатые кровоподтеки, состоящие из внутрикожных точечных кровоизлияний, ссадины, кровоподтечность мягких тканей, переломы ребер, ключиц, разрывы грудино-ключичных сочленений. В случаях столкновений на большой скорости тело человека испытывает значительную перегрузку, вызванную торможением ремнем безопасности. Вследствие этого образуются разрывы аорты, сердца, отрыв сердца от сосудов.
Удар о лобовое стекло вызывает множественные разнообразные повреждения, ушибленные раны и ссадины разрушающимся лобовым стеклом. Осколки стекол на волосистой части головы, лице, шее, а в случаях защиты лица руками — и на тыльной поверхности кистей, оставляют раны типа резаных и колото-резаных
В случаях подсовывания ног под переднее сиденье в момент катапультирования образуются переломы обеих голеней, вызванные деформацией изги ба в местах контакта с сиденьем (рис. 211). Пострадавшие обычно не ударяются головой о крышу салона, а контактируют либо со спинками передних сидений, либо с водителем и пассажиром переднего сиденья, причиняя себе относительно не тяжелую травму головы и туловища.
Место первичного контакта ударяемого автомобиля локализуется у сагиттальной оси, а ударяющего — вблизи одного из краев передней поверхности Такое столкновение происходит при объезде препятствий на дороге с выездом на встречную полосу движения
Следы торможения на дороге наблюдаются относительно редко, но всегда имеют место следы юза ударяемого автомобиля. На дороге лежат осыпавшаяся краска, грязь, стекла фары и подфарника обоих автомобилей, пластмасса ударяющего автомобиля, иногда осколки лобовых стекол и передней двери ударяемого автомобиля. Автомобили передними поверхностями обращены в сторону движения ударяющего автомобиля. Передняя поверхность ударяемого автомобиля вогнута, иногда следы скользящего удара, переходящие в разрыв металла и осыпавшаяся, растрескавшаяся краска. На ударяющем автомобиле изогнут передний бампер, разбиты фары, подфарник (у автомобилей с вагонной компоновкой кузова повреждено ребро, соединяющее переднюю и боковые поверхности кузова, у легковых — пластмассовые накладки). На обоих автомобилях имеются следы скольжения с наложениями краски. В кабине или салоне ударяемого автомобиля на передней панели — вдавление, расположенное правее или левее рулевой колонки, разбиты стекла вблизи передней стойки и лобовое стекло на некотором удалении от нее, что обусловлено направлением удара, наличием водителя и пассажира. Пострадавший обычно находится на своем месте.
В случаях столкновений под очень острым углом фаза продвижения вперед отсутствует и водитель травмируется от трения во время вращения вокруг вертикальной оси.
Повреждений на одежде и обуви, характерных для действия тупых предметов в данном подварианте травмы, как правило, не встречается. Изредка наблюдаются повреждения разрушившимися стеклами.
Травма пассажира переднего сиденья отличается большей площадью повреждений и более значительной тяжестью, что объясняется худшей фиксацией. Травме подвержены те же области тела, что и у водителей, но только с противоположной стороны.
Травма пассажира заднего сиденья справа отличается от травмы водителя и пассажира переднего сидения справа отсутствием повреждений, вызванных контактом с рулем, передней панелью, лобовым стеклом, меньшей глубиной, большей площадью и локализацией повреждений на передней поверхности гела
Травма пассажира заднего сиденья слева зеркально отображает травму пассажира заднего сиденья справа
Данное происшествие происходит во время обгона с выездом на полосу встречного д вижения. Место первичного контакта находится между сагиттальной осью и свободным краем боковой поверхности автомобилей
На дороге имеются следы торможения одного или обоих транспортных средств, осыпь грязи, краски, осколки стекол фар, подфарников, иногда лобовых стекол, чаще в случаях столкновений транспортных средств с вагонной компоновкой кузова. Изредка наблюдается след волочения транспорта меньшей массы, двигавшегося с меньшей скоростью Автомобили обращены друг к другу передними поверхностями и стоят несколько наискось к осевой, что объясняется смещением центров масс в момент удара и возникновением вращательного момента
В месте контакта автомобилей передние поверхности вогнуты краска потрескавшаяся местами осыпавшаяся, передние бамперы или вдавлены или изогнуты, фары, подфарники и лобовые стекла разбиты, возможен разрыв передней облицовки, рулевое колесо деформировано, на передней панели вблизи концов имеются следы вдавлення. Каждый из участников находится на своем месте.
Повреждения на теле, одежде и обуви во многом напоминают таковые при центральном прямом столкновении, но смещены в сторону от вертикальной оси. Иногда встречаются характерные переломы ребер, вызванные деформацией кручения, свидетельствующие о вращении водителем рулевого колеса и попытке предотвратить столкновение
Травма пассажира заднего сиденья слева зеркально отображает травму пассажира заднего сиденья справа.
Таким образом, наибольший объем повреждений у пассажира переднего сиденья, меньший — у водителя, еще меньший — у пассажира заднего сиденья справа и наименьший у пассажира заднего сиденья слева от удара слева. При ударе справа минимальный объем повреждений у пассажира заднего сиденья справа, что объясняется плечом своеобразного рычага, вызывающего вращение.
Место первичного контакта локализуется вдали от сагиттальной оси, чаще вблизи одного из краев транспорта.
На дороге наблюдаются следы бокового скольжения ударяемого автомобиля, осыпь краски, стекол фары, подфарника, лобового стекла, стекла двери, грязи. Автомобили передними поверхностями обращены в сторону движения ударяющего автомобиля. На ударяемом автомобиле имеются следы скользящего удара, переходящие иногда в разрыв металла. Стекла фар, подфарников, лобовые стекла и стекла двери разрушены На ударяющем автомобиле разбиты стекла фары, подфарников В месте контакта — следы трения и наложения краски ударяемого автомобиля Дверь ударяемого автомобиля может быть вдавлена.
Характер, локализация и высота расположения повреждений на теле, одежде и обуви участников такие же, как и в случаях центральных косых столкновений под очень острым углом.