Обнимательная машина тэмпл грандин
Как женщина-аутист изобрела «обнимательную» машинку и стала профессором
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Роль семьи в развитии особенного ребёнка
Она появилась на свет в августе 1947 года в довольно богатой семье. Мама Анна Эстакия Пурвес (ныне Катлер) была актрисой и певицей, отец Ричард Маккерди Грандин служил риелтором и являлся наследником Grandin Farms, корпоративного пшеничного бизнеса. Когда девочке исполнилось 15 лет, её родители расстались, а в 1993 году отец девочки скончался.
Мама вскоре после развода с Ричардом вышла замуж во второй раз за известного саксофониста Бена Катлера. Помимо Мэри Темпл в семье было ещё трое детей, две сестры и брат. Брат впоследствии стал банкиром, обе сестры посвятили себя искусству: одна стала художником, вторая – скульптором.
Так как в доме Грандин работала девушка по имени Мэри, новорождённая была названа Мэри Темпл, чтобы исключить путаницу.
Мама девочки, заметив, что малышка Мэри отличается от других её детей, стала прилагать максимальные усилия для её лечения и социализации. Она обращалась к ведущим специалистам, работающих над исследованиями детей с особыми потребностями. При этом воспитывалась Мэри Темпл дома. Для неё специально наняли няню, которая играла с девочкой в развивающие игры. Для дочери был нанят логопед, а когда пришло время идти в школу, мать лично искала для девочки частные школы с благожелательным персоналом. Ей было важно, чтобы к потребностям Мэри Темпл относились с подобающим тактом и пониманием.
Становление
Позже сама Мэри Темпл Грандин признавалась: несмотря на то, что у неё в детстве были прекрасные наставники, школа осталась самым неприятным воспоминанием в её жизни. Ровесники насмехались над необычной одноклассницей, а она сама не всегда могла дать отпор обидчикам. Ей даже дали прозвище Диктофон из-за её привычки неоднократно повторять слова. Мэри Темпл Грандин очень болезненно реагировала на насмешки соучеников, однако бросать учёбу не собиралась.
В 15-летнем возрасте Мэри Темпл провела целое лето на ранчо родственницы и получила первый опыт общения с животными, который сыграл свою роль в её дальнейшей карьере.
В 1966 году девушка окончила школу Маунтин-кантри, а уже через четыре года получила степень бакалавра психологии в колледже Франклина Пирса. Ещё через пять лет Мэри Темпл Грандин окончила университет в штате Аризона, получив степень магистра зоологии, а в 1989 году стала доктором наук в области зоологии.
Всю жизнь Мэри Темпл Грандин увлекается верховой ездой, чтением научной фантастики, любит смотреть фильмы и занимается биохимией.
Удивительно, но официальное подтверждение своему диагнозу «аутизм» Мэри Темпл получила лишь после исследований в Университете штата Юта, когда ей было уже 64 года.
Путь в науке
Она сама является автором книг, а в своих автобиографических произведениях утверждает: аутизм оказывает влияние на все сферы её жизни. Мэри Темпл строго следит за своим гардеробом, так как малейшее неудобство может привести к сенсорному расстройству, а свой быт она организовала таким образом, чтобы её ничто не раздражало. Женщина вынуждена постоянно принимать антидепрессанты, однако смогла отказаться от созданной ней самой «обнимательной» машинки для аутистов.
Как и все аутисты, Мэри Темпл не желала объятий людей, одновременно имея в них потребность. Поэтому она придумала и собрала специальный аппарат, который создает эффект сжимания в объятиях, одновременно исключая присутствие рядом людей.
В 2008 году её личная «обнимательная» машинка сломалась и, по словам Грандин, починить её она не смогла. Впрочем, теперь в этом не было никакой необходимости, она просто полюбила обнимать людей.
Основные достижения Мэри Темпл Грандин в научной сфере связаны с животноводством. Она посвятила много времени и сил, чтобы облегчить страдания животных, которых ведут на убой. Животновод спроектировала специальные адаптированные загоны для уменьшения стресса и паники в стаде, ведомом на бойню. На обвинения зоозащитников в том, что нельзя строить карьеру на смерти животных, Грандин отвечает: она не может изменить факт наличия мяса в рационе людей, однако готова использовать свои знания для обеспечения менее стрессовой смерти животных.
Мэри Темпл Грандин стала одной из первых, кто не постеснялся признаться в своем аутизме. Она же стала автором множества книг по данной проблеме, открыла секрет своего мышления, которое состоит не из слов, а из картинок, а потому мыслит совсем иначе, чем обычные люди. Она же высказала предположение, что даже люди со сходными диагнозами мыслят по-разному, она визуал и думает в картинках, также есть музыкально-математические мыслители, они думают по определенным образцам и могут достичь успехов в математике, шахматах и программировании. Словесные мыслители-аутисты могут стать великолепными историками.
На счету Мэри Темпл Грандин более 60 научных работ, множество наград и почётных степеней, она является владельцем патента США № 5906540 за создание уникальной системы забоя, которая массово применяется теперь в пищевой промышленности.
Искренность и смелость женщины, сумевшей стать великим учёным с диагнозом аутизм, её беспримерная тяга к знаниям и желание сделать этот мир лучше вызывают уважение и восхищение.
У всех детей, независимо от того, если у них проблемы со здоровьем или нет, есть свои мечты и желания, и то, как они воплощают свои мечты, определяет их как людей. Как родители, мы должны предоставить им всё необходимое пространство, чтобы они могли выразить себя, оказать им поддержку в своих небольших движениях и показать им, что нет никаких ограничений для них. И мечты их непременно сбудутся, нужно лишь приложить к этому немного усилий.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Темпл Грандин, великая женщина с аутизмом, которая рассказала о нём изнутри
Расстройства аутистического спектра — одна из самых обсуждаемых тем последних двадцати пяти лет. Во-первых, их стали лучше диагностировать, во-вторых, их количество, предположительно, в целом увеличилось (трудно сказать, насколько, ведь совсем недавно многие симптомы списывали на личные особенности характера или шизофрению). В-третьих, общество ушло от идеи, что детей с аутизмом надо навеки куда-то запирать, и пришло к тому, что надо разрабатывать методы их развития, обучения и включения в общество.
Профессор университета Колорадо Темпл Грандин ещё до развития интернета до сети, буквально доступной домохозяйкам, писала книги, которые давали бы понять, что такое аутизм, как живут и глядят на мир люди с аутистическим расстройством — но последние двадцать пять лет она получила мощный запрос на свою просветительскую работу и действительно сильно повлияла на восприятие аутизма в целом и носителей синдрома Аспергера в частности. Она также дала создать карту своего мозга и его работы с помощью новейших технологий.
О ней писал Оливер Сакс, знаменитый нейропсихолог и популяризатор неврологии, в своей книге «Антрополог на Марсе». О ней сняли телефильм, взявший семь статуэток «Эмми». В 2010 году Грандин вошла в сто самых влиятельных людей мира по версии американского журнала «Тайм» – к тому времени она уже рассказывала об аутизме, наверное, тысячи раз. А в 2015 году она получила награду Мировой организации здоровья животных.
Повреждение мозга?
В сорок седьмом году, когда родилась Грандин, об аутизме не говорили — хотя за три года до того психиатр Ганс Аспергер описал некоторые проявления спектра, а перед тем в Германии вышла статья советской психиатра Груни Сухаревой, описывающей аналогичные особенности развития у некоторых её маленьких пациентов. Темпл была странной, очевидно и явно странной, и уже в два года её показали врачу. «Вероятно, повреждение мозга, какая-нибудь травма в родах», сказал врач, не особенно вникая. Травма в родах — вещь, в сороковых понятная всем.
Темпл родилась в очень богатой семье — её отец был зажиточным фермером, который женился на певице, так что всех специалистов, которых Темпл могли нанять, нанимали. После посещения врача она стала заниматься со специалистом по речи; ей подыскали няню — играть в «развивающие игры». Когда Грандин пошла в местный детский сад, в группе сделали всё, чтобы она могла пребывать там спокойно и оказалась включена в общую жизнь более или менее — такой садик стоил денег. И в садике, и в младших классах Грандин в результате чувствовала себя очень комфортно.
Но в средних и старших классах проблемы становились всё более очевидными, они нарастали, как снежный ком. Мать Темпл металась, пытаясь найти и причину, и решение, пока ей не попался на глаза тест на аутизм. Заполнив его данными пятнадцатилетней Темпл, мама поняла: у её дочери — синдром Аспергера. Возможно, именно с этим открытием связано, что примерно тогда же Грандины развелись. Очень часто диагноз ребёнка готова принять не вся семья. Этот диагноз позже, в наше время, подтвердили неврологи, специализирующиеся на аутизме, но Грандин до того много лет пришлось жить с тем, что она знает, что с ней, но никто вокруг не может этого понять.
Думать, как корова
Выросшая на ферме, Темпл увлеклась коровами. Они были куда понятнее людей и не задавали лишних вопросов. Темпл интересовало всё в том, как за ними ухаживают и как они себя ведут, что им приятно и что неприятно. Она, пожалуй, даже научилась «думать, как корова», то есть быстро представлять и понимать, как ту или иную ситуацию может воспринимать животное.
Грандин не только получила докторскую степень по животноводству, но и стала преобразовывать эту область сельского хозяйства. Она изучала, что может сделать животное спокойнее, а что будет её мучить, и сделала ряд новаторских предложений по содержанию и забою скота, которые строятся на принципе отказа от бессмысленной жестокости. Закон говорит, что животные — наша собственность, напоминает Грандин, но, в отличие от предметов, животные могут испытывать мучения. Зачем их доставлять? Правда, эта позиция жёстко критикуется вегетарианцами, которые уверены, что и убивать животных незачем.
Надо сказать, Грандин так и не обрела того, что обычно называют «личной жизнью» или «романтическими отношениями». Она с трудом понимает эмоциональные посылы людей, у неё есть тысяча проблем с нагрузкой на физиологические системы восприятия, и всё вместе это очень сильно мешает даже попытаться ставить какие-либо эксперименты. Коровы Грандин куда понятнее. Впрочем, иногда она обнимает живых людей. Она этому научилась, так что, когда сломалась её машина для объятий, она не стала её чинить.
У Темпл полно интересов в жизни, которые заставляют её забыть обо всём на свете — например, она любит ездить верхом и смотреть научно-фантастические фильмы. Преподавательская деятельность даёт Грандин даже больше общения, чем ей было бы комфортно (хотя она умеет с этим справляться). Ну и, конечно, она с интересом следит за тем, как меняется осознанность общества в отношении людей с аутизмом и делает всё для того, чтобы оно становилось гуманным — потому что, вопреки мифам, для детей с аутизмом имеет значение отношение к ним. Так что и смысла жизни Грандин хватает.
Несколько откровений от Грандин об аутизме
Многие люди с расстройством аутистического спектра думают скорее картинками, образами. Темпл — одна из них.
Мэри Темпл Грандин: как женщина-аутист стала профессором и изобрела «обнимательную» машинку
Роль семьи в развитии особенного ребёнка
Она появилась на свет в августе 1947 года в довольно богатой семье. Мама Анна Эстакия Пурвес (ныне Катлер) была актрисой и певицей, отец Ричард Маккерди Грандин служил риелтором и являлся наследником Grandin Farms, корпоративного пшеничного бизнеса. Когда девочке исполнилось 15 лет, её родители расстались, а в 1993 году отец девочки скончался.
Мама вскоре после развода с Ричардом вышла замуж во второй раз за известного саксофониста Бена Катлера. Помимо Мэри Темпл в семье было ещё трое детей, две сестры и брат. Брат впоследствии стал банкиром, обе сестры посвятили себя искусству: одна стала художником, вторая – скульптором.
Так как в доме Грандин работала девушка по имени Мэри, новорождённая была названа Мэри Темпл, чтобы исключить путаницу.
Мама девочки, заметив, что малышка Мэри отличается от других её детей, стала прилагать максимальные усилия для её лечения и социализации. Она обращалась к ведущим специалистам, работающих над исследованиями детей с особыми потребностями. При этом воспитывалась Мэри Темпл дома. Для неё специально наняли няню, которая играла с девочкой в развивающие игры. Для дочери был нанят логопед, а когда пришло время идти в школу, мать лично искала для девочки частные школы с благожелательным персоналом. Ей было важно, чтобы к потребностям Мэри Темпл относились с подобающим тактом и пониманием.
Становление
Позже сама Мэри Темпл Грандин признавалась: несмотря на то, что у неё в детстве были прекрасные наставники, школа осталась самым неприятным воспоминанием в её жизни. Ровесники насмехались над необычной одноклассницей, а она сама не всегда могла дать отпор обидчикам. Ей даже дали прозвище Диктофон из-за её привычки неоднократно повторять слова. Мэри Темпл Грандин очень болезненно реагировала на насмешки соучеников, однако бросать учёбу не собиралась.
В 15-летнем возрасте Мэри Темпл провела целое лето на ранчо родственницы и получила первый опыт общения с животными, который сыграл свою роль в её дальнейшей карьере.
В 1966 году девушка окончила школу Маунтин-кантри, а уже через четыре года получила степень бакалавра психологии в колледже Франклина Пирса. Ещё через пять лет Мэри Темпл Грандин окончила университет в штате Аризона, получив степень магистра зоологии, а в 1989 году стала доктором наук в области зоологии.
Всю жизнь Мэри Темпл Грандин увлекается верховой ездой, чтением научной фантастики, любит смотреть фильмы и занимается биохимией.
Удивительно, но официальное подтверждение своему диагнозу «аутизм» Мэри Темпл получила лишь после исследований в Университете штата Юта, когда ей было уже 64 года.
Путь в науке
Она сама является автором книг, а в своих автобиографических произведениях утверждает: аутизм оказывает влияние на все сферы её жизни. Мэри Темпл строго следит за своим гардеробом, так как малейшее неудобство может привести к сенсорному расстройству, а свой быт она организовала таким образом, чтобы её ничто не раздражало. Женщина вынуждена постоянно принимать антидепрессанты, однако смогла отказаться от созданной ней самой «обнимательной» машинки для аутистов.
Как и все аутисты, Мэри Темпл не желала объятий людей, одновременно имея в них потребность. Поэтому она придумала и собрала специальный аппарат, который создает эффект сжимания в объятиях, одновременно исключая присутствие рядом людей.
В 2008 году её личная «обнимательная» машинка сломалась и, по словам Грандин, починить её она не смогла. Впрочем, теперь в этом не было никакой необходимости, она просто полюбила обнимать людей.
Основные достижения Мэри Темпл Грандин в научной сфере связаны с животноводством. Она посвятила много времени и сил, чтобы облегчить страдания животных, которых ведут на убой. Животновод спроектировала специальные адаптированные загоны для уменьшения стресса и паники в стаде, ведомом на бойню. На обвинения зоозащитников в том, что нельзя строить карьеру на смерти животных, Грандин отвечает: она не может изменить факт наличия мяса в рационе людей, однако готова использовать свои знания для обеспечения менее стрессовой смерти животных.
Мэри Темпл Грандин стала одной из первых, кто не постеснялся признаться в своем аутизме. Она же стала автором множества книг по данной проблеме, открыла секрет своего мышления, которое состоит не из слов, а из картинок, а потому мыслит совсем иначе, чем обычные люди. Она же высказала предположение, что даже люди со сходными диагнозами мыслят по-разному, она визуал и думает в картинках, также есть музыкально-математические мыслители, они думают по определенным образцам и могут достичь успехов в математике, шахматах и программировании. Словесные мыслители-аутисты могут стать великолепными историками.
На счету Мэри Темпл Грандин более 60 научных работ, множество наград и почётных степеней, она является владельцем патента США № 5906540 за создание уникальной системы забоя, которая массово применяется теперь в пищевой промышленности.
Искренность и смелость женщины, сумевшей стать великим учёным с диагнозом аутизм, её беспримерная тяга к знаниям и желание сделать этот мир лучше вызывают уважение и восхищение.
Обнимательная машина тэмпл грандин
КОРОЛЕВИЧ ЧИТАЕТ запись закреплена
Рита Кадацкая «ОБНИМАТЕЛЬНАЯ МАШИНА»
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ, в котором Поля узнаёт, что она корова, и на свет появляется обнимательная машина.
1.
В машине Папа, Мама, Поля.
Мама. Мы ничего не забыли? Айфон, айпад, айпод, аэроподсы, аааа, ааа…
Папа. Аптечка.
Мама. Точно! Аптечка.
Папа. Теперь на Б.
Мама. Костя, это не смешно.
Папа. Бигль. Барбос. Бульдог. Бультерьер.
Мама. Костя! Это надоело уже.
Папа. Ты обещала.
Мама. Обсудим это в следующем полугодии.
Папа. Опять.
Мама. Костя.
Поля. Всё на месте. Я хочу уточнить, наши планы так и не поменялись?
Мама. Ну ты же помнишь, психологически зрелая личность характеризуется способностью делать выбор и дальше следовать ему несмотря ни на что.
Папа. Ага, я вот так женился.
Мама. Да, папа – это пример психологически зрелой личности.
Папа. Пока да.
Мама. Вообще не смешно.
Поля. Неужели правило действует всегда? И неукоснительно даже совсем?
Мама. Всегда и неукоснительно. Воспринимай всё происходящее как ретрит.
Поля. Что такое ретрит?
Мама. Ну это как…отдых такой. Перезагрузка. Мы тебя раз, и перезагрузим. Как ноутбук. Потом расскажешь Марине Сергеевне о своих ощущениях.
Поля. Да, я пишу видео. Она даже будет его смотреть! Каждый день! Она даже обещала!
Мама. Ну вот видишь, ты не успеешь по ней соскучится.
Папа. Какие-нибудь ощущения уже появились?
Поля. Смутная тревога и небольшое волнение. Хотя я не уверена в трактовке.
Мама. Вот, и отлично. Запишешь в дневник под номером 1. Дом Туты в плане новых положительных впечатлений очень ресурсное место.
Поля. А она нам кто?
Мама. Какая-то папина тётя. Двоюродная.
Папа. Троюродная.
Мама. Да, какая-то очень далёкая. Но очень хорошая. Очень ресурсная.
Поля. А вы не считаете, что приобщение меня к новым ощущениям носит слегка даже совсем насильственный характер?
Мама. Поля, Марина Сергеевна, психолог со стажем. Она плохого не посоветует.
Папа, Мама и Поля подъезжают к дому, где стоит Тута.
Тута бежит навстречу.
Тута. Приехали, приехали! А я всё тут…Приехали! Думала всё утро…приехали.
Мама. Здравствуйте, дорогая Тута.
Папа. Привет, тётя Тута.
Тута. Приехали!
Мама. А это наша Поля.
Тута. Приехала!
Тута хочет обнять Полю. Поля отшатывается.
Мама. Э, Тута, не надо, у нас Полина так не воспитана. Вообще, она ориентирована на соблюдение личных границ.
Тута. Ну, хорошо…Хорошо, что приехала! Целых две недели. Вот и ко мне счастье пришло. Поля, ты рада, что будешь у меня гостить?
Поля. Не особо, если честно вот даже. Но я – психологически зрелая личность. Подписалась, так подписалась.
Папа. Это точно. Ничего не поможет. Когда подпишешь.
Мама. Костя! Это не смешно!
.
***
С удовольствием прочитал эту пьесу. Живая, непосредственная, настоящая, как эта Поля, как этот Стас, как эта тётя Тута, как этот подросток по имени Луша, который корова, которая любит себя и любит поесть. Отдельные моменты так вообще чудесные.
Честный разговор с ребёнком о ребёнке, причём на равных. Редкость. И подозреваю, что редкость во все времена. Тем ценнее такая пьеса.
Ну, и традиционно для пьес из этой лаборатории очень интересно посмотреть эскиз по ней, тем более, что знаком с режиссёром – в Челябинской Драме идёт его спектакль «Алексей Каренин» по Василию Сигареву, к слову, очень хороший спектакль.
Upd. да, эскиз тоже оказался отличным; необычным, очень необычным, и по совсем небольшому отрывку пьесы, но это круто, моё большое уважение режиссёру.
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемНастя Михайлова
Похожие презентации
6 Затем ее на время помещают в интернат для людей с особыми потребностями. Там Тэмпл знаукомится с преподавателем естественных наук, доктором Карлоком, которому сразу становится ясно, что перед ним девушка с невероятным образным мышлением, которое очень важно развивать дальше. Именно Карлок помогает ей представить, что каждое новое испытание в ее жизни – это всего лишь еще одна дверь, которая открывает вход в новый мир. Тэмпл заканчивает колледж, но не останавливается на этом. Она знает, что аутизм помогает ей понимать животных лучше, чем другие люди и решает написать дипломную работу магистра на тему мычания коров. Фильм заканчивается тем, что все ее работы, статьи публикуют в газетах, а по ее разработкам и чертежам совершенствуют фермы для коров.
11 Здесь Тэмпл Грандин со своим преподавателем естественных наук, доктором Карлоком
14 Фильм мне очень понравился. Лента очень необычная тем, что рассказывает о нестандартном человеке, о девушке больной аутизмом. В этом фильме нет особо жалостливых сцен, которые выбили бы слезу, зрителю пытаются рассказать о ином видении мира, о том как живет и, что чувствует человек, страдающий аутизмом. Фильм очень спокойный, ровный, но сюжет развивается, главная героиня поражает зрителя своими необычными способностями и нестандартным подходом к делу. Самое интересное, что фильм основан на реальной судьбе одного человека. Середина семидесятых, главная героиня Тэмпл Грандин учится в школе. Ей не просто там было освоиться, ей вообще не просто было по жизни, но ей интересно жить, ей интересны многие вещи, но больше всего естественные науки. Мать Тэмпл заслуживает отдельной награды за то, сколько сил, терпения и стараний она приложила, чтобы вырастить свою дочь и научить её вполне обычным вещам, например разговаривать.
16 Фильм вселяет надежду, что какой бы ни был человек у него всегда есть шанс оставить значимый след в этой жизни, главное чтобы он сам этого захотел. Если человек болен, это не значит что его надо сразу списывать со счетов и ставить на нем крест, болезнь это еще не приговор, это испытание. Фильм заставляет задуматься и о том, какую большую роль могут сыграть учителя в жизни человека. Люди, не ленивые душой, которые вкладывают в своих учеников всю душу. Если такие попадаются на пути, они могут просто спасти человека, казалось бы, обреченного на инвалидность и жалкое существование.