Описание лаков для авто
Выбор автомобильного лака
Лак – одна из важнейших частей многослойного лакокрасочного покрытия. Как верхний слой ЛКП, в первую очередь, он призван сохранять первоначальные свойства эмали, выдерживая воздействие окружающей среды: мелких частиц песка, пыли и грязи, воды, химически активных веществ, ультрафиолетового излучения, перепадов температур и других внешних факторов. Именно от качества лака во многом зависит долговечность покрытия, а также его эстетические свойства, которые, благодаря лаку, могут значительно изменяться. Различные лаки способны придать ЛКП особый блеск, матовость или создать специальные текстуры.
На сегодняшний день наиболее подходящими для покраски автомобилей во всем мире признаны лаки на акриловой и акрил-уретановой (акрил-полиуретановой) основе, создающие экономически и технологически оптимальное защитно-декоративное покрытие на кузовных деталях. Такие лаки удобны для нанесения, быстро сохнут и придают автомобилю эффектный внешний вид.
Большинство автомобильных лаков относятся к двухкомпонентным, то есть нуждаются в приготовлении перед началом работ – смешении полимерной смолы с отвердителем в заданной пропорции. Полученный таким образом состав наносится на поверхность с помощью краскопультов различной конструкции. Однокомпонентные лаки применяются значительно реже и в основном для проведения локальных ремонтных работ, поэтому часто поставляются в аэрозольной упаковке.
Виды автомобильных лаков
Технологические свойства лака, такие, как вязкость и связанная с ней способность равномерно распределяться по поверхности в процессе напыления определяются в первую очередь процентным содержанием в его составе основного вещества или сухого остатка. Материалы с содержанием остатка до 45% относят к составам «средней жесткости» – MS. Более «жесткие», с сухим остатком от 50 до 70% имеют обозначение HS. Еще большее содержание основного вещества у лаков UHS. Оставшаяся часть содержимого приходится на вещество-отвердитель и разбавитель (растворитель), испаряющийся в процессе сушки. Добавляя его в ЛКМ можно изменять вязкость материала, приспосабливая под решение конкретной задачи. Тем самым можно подстраивать показатель «жесткости», фактически, переводя исходный состав из одной категории в другую.
С ростом «жесткости» повышается вязкость материала. Более густые лаки HS при напылении образуют относительно толстый слой, равномерно покрывая поверхность, и позволяют формировать шагрень различной фактуры. Они менее склонны к усадке, образованию подтеков. Для покрытия обычно бывает достаточно не более двух слоев такого материала, причем первый из них – тонкий, предварительный, наносимый «припыльно» для лучшей адгезии с базой.
Лаки MS более текучи. При их нанесении требуется постоянно контролировать толщину напыляемого слоя. Излишек материала приводит к подтекам. Два-три полноценных слоя образуют качественное покрытие. Лаки MS наносят, желая получить наиболее ровную, глянцевую поверхность.
Самые густые лаки UHS надежно покрывают поверхность. Для их нанесения достаточно одного слоя. Но они более требовательны к условиям напыления и состоянию воздушной среды, окружающей рабочую зону. Их относят к составам профессионального уровня, рассчитанным на применение в окрасочных камерах.
Составы MS и HS наиболее часто используются при покраске машины в авторемонтных предприятиях и автосервисе, поэтому лаки этого типа преобладают в ассортименте поставщиков и продавцов ЛКМ.
Нанесение лака
Оптимальным считается нанесение лака в ходе единого технологического цикла окраски – после сушки базового слоя эмали и необходимой выдержки. Если в процессе окраски произошел временной разрыв, и лак наносится через сутки или более, поверхность под его напыление необходимо заматировать и покрыть еще одним слоем базы.
Во избежание ошибок при покраске необходимо следовать указаниям, приведенным в инструкции по применению лака, однако они могут корректироваться в соответствии с условиями и возможностями оборудования и рабочего места в каждом конкретном случае.
Как правило, к этим указаниям относятся:
Кроме того, при нанесении любых автомобильных лаков необходимо применение работниками средств индивидуальной защиты кожи и дыхательных путей, вред которым может быть нанесен мелкодисперсными каплями и парами лака и растворителя. В качестве малярных СИЗ обычно применяются защитные костюмы с капюшоном, перчатки и респираторы (маски, полумаски), предназначенные для защиты от вредных испарений.
Советы по выбору лака
Подбирая лак для ремонта или полной покраски кузова, необходимо в первую очередь ориентироваться на опыт профессионалов, которые, как правило, отдают предпочтение материалам от известных проверенных производителей, таких как MaxMeyer, Quikline или JetaPro. При этом важно заметить, что оптимальным является использование всей системы окраски (грунт, эмаль, лак и их компоненты) от одного бренда с соблюдением предложенных производителем указаний по применению составов. В сочетании с отработанной им технологией все это гарантирует наилучшую совместимость материалов покрытия.
При покупке лака также необходимо обратить внимание на дату изготовления изделия, а также на условия, в которых оно хранится. Необходимые условия указываются в инструкции производителя. Просроченные и неправильно хранящиеся ЛКМ использовать недопустимо.
В этом видео речь пойдет о фонарях Scangrip общего пользования. Даже если вы не имеете отношения к кузовному ремонту, вам это видео точно окажется полезным.
Каждый колорист и автомаляр в курсе, что правильное освещение — важная составляющая успешной покраски и попадания в цвет. Фонари для детейлинга отличаются от всех остальных тем, что могут выдавать широкий диапазон цветовых температур и быть максимально приближенными к естественному свету — индекс цветопередачи у них составляет более 95 CRI.
Мы постоянно рассказываем о разных технологиях окрасочного ремонта кузова автомобиля, но в этот раз мы решили пустить свою энергию на другого участника дорожного движения. Велосипед — равноправное транспортное средство и тоже нуждается в качественной окраске.
Выбираем лак для автомобиля среди огромного ассортимента
После того, как произвели покраску автомобиля, необходимо покрыть его лаком, который защитит в дальнейшем машину от ржавчины, а также придаст блеск автомобилю и улучшит его внешний вид. В производстве лаков для автомобилей используются синтетические смолы. Чтобы не прогадать с лаком и автомобиль выглядел как новый, необходимо правильно выбрать автомобильный лак.
Широкий ассортимент лаков для авто
История появления автомобильных лаков началась в 19-м веке, тогда появилась потребность в качественных и быстровысыхающих материалах.
В наше время автомобильный лак, который предназначен для покраски машины в большинстве случаев – 2-х составный. Двухсоставный лак очень устойчив к воздействию окружающей среди, обладает отличным блеском.
Перед покраской автомобиля можно заметить, что лак фасуется с определенным цветом. Также бывают варианты, когда мастер по покраске автомобиля выбирает определенный лак для определенной краски, чтобы в итоге получить желаемый цвет автомобиля.
На сегодняшний день бывают такие лаки для автомобилей:
Целлюлозный лак
Самый первый лак, который появился на рынке. Для производства этого лака используется нитроцеллюлоза. Чем хорош данный лак, так это тем, что у него маленькое время сушки. Недостатки тоже есть:
На сегодняшний день целлюлозный лак почти не продается, его даже нет в каталогах серьезных лакокрасочных производителей.
Глифталевый лак
В основу глифталевого лака входят синтетические смолы. Глифталевый лак пришел на смену целлюлозного начиная с 1930 года. Данный лак обладает отличными свойствами, которые облегчают процесс покраски автомобиля:
Недостатки тоже есть у этого лака:
Для ускорения процесса сушки, сегодня глифталевые лаки смешивают с отвердителем. Но если глифталевый лак сравнивать с акриловым или полиуретановым, то первый явно отстает по характеристикам и стойкость покрытия у него явно слабее.
Чтобы лак лег красиво, необходимо пройти следующие этапы:
Также бывает еще и горячий способ нанесения глифталевого лака, который подходит лишь для однокомпонентных красок, поэтому применяется крайне редко, потому что требует увеличивать температуру и смеси, и поверхности для покраски.
Металлизированный лак
Появился примерно в 1960 году, в его составе находится металлический краситель и блестки из алюминия или бронзы, размер которых составляет примерно 1 мкм. На сегодняшний день, многие красочные составы делают на основе акрилового лака. Свойства данного лака очень похожи на свойства акриловых красок, поэтому данный лак лучше наносить на акриловые краски.
Акриловый лак
Данный лак получается при переработке нефтепродуктов, впервые этот лак появился в 1958 году. Этот лак особенно часто используют при ремонте или при покраске автомобилей. При сушке растворитель испаряется, а это отличное свойство для лака.
Особенности акрилового лака
Акрилполиуретановый лак
Производится на основе полиуретановых смесей и акриловых смол. Если добавить отвердитель, то скорость высыхания лака будет гораздо выше. Бывает в продаже акрилполиуретановый матовый автомобильный лак, а также лак с металлическими частицами.
Применяется данный лак для создания непрозрачного покрытия. Перед работой, примерно за 15 минут готовится смесь из краски, отвердителя и разбавителя.
Полиуретановый лак
Полиуретановый лак является лидером продаж, его используют автолюбители и автопроизводители. Данный лак считается двухкомпонентным составом, он отлично подходит для покраски почти всех марок автомобилей. Для получения отличного состава необходимо смешать смолу, отвердитель и разбавитель.
Технология нанесения полиуретанового лака примерно такая же, как и при работе с акрилполиуретановым лаком:
Чтобы нанести лак на автомобиль своими руками, необходимо:
Но важно знать, что если нанести лак на поверхность толстым слоем, то он будет выделяться по сравнению с другими частями автомобиля, которые были залакированы тонким слоем.
Нанесение лака на автомобиль – это то дело, в котором спешить нельзя. Поэтому если есть возможность, то лучше этот процесс поручить профессионалам. Но если предстоит не очень объемная покраска, то можно и самому все полакировать, главное, по технологии подобрать, размешать и нанести лак на окрашиваемую поверхность.
Далее быстрый урок про нанесение лака:
Типы лакокрасочных покрытий автомобиля
Рассмотрим основные популярные типы лакокрасочных покрытий автомобиля, охватим их техническую сторону и научимся различать между собой.
Как известно, превосходный внешний вид и цвет автомобиля обеспечивает его лакокрасочное покрытие, сокращенно его называют ЛКП. Каждый специалист по кузовному ремонту хорошо знает, что лакокрасочные покрытия бывают разных типов, но не все автолюбители это знают и сегодня мы, продолжая небольшой «ликбез» в своем блоге, рассмотрим самые популярные покрытия автомобиля. Итак, на сегодняшний день самыми распространенными среди всех ЛКП автомобилей (именно те, с которыми повседневно сталкивается в жизни автолюбитель) будут следующие варианты:
Причем, стоит учесть, что доля ЛКП в виде базовой автоэмали, покрытой лаком постоянно растет, а акриловые и алкидные автоэмали все больше вытесняются с производством новых автомобилей, в том числе в сторону спецтехники и коммерческого транспорта. Поэтому вероятнее всего, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад, то он будет иметь покрытие именно типа: база + лак. Отметим, что среди всех покрытий, именно вариант база + лак будет иметь самый лучший эстетический, нарядный и глянцевый вид. Далее мы рассмотрим то, как устроены эти покрытия и как происходит процесс окраски для каждого типа. Но для начала рассмотрим еще такой вопрос, как деление всех лакокрасочных материалов на два основных вида по химическим свойствам.
Базовая автоэмаль, покрытая акриловым лаком
Базовые автоэмали могут выпускаться в виде готовых к использованию красок, но преимущественно их получают подбором цвета, когда они колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета, например, такие как Dynacoat или Challenger.
Автомобильный лак для базовой краски
Акриловая автоэмаль
Выпускаться акриловые автоэмали могут в виде готовых к использованию красок, а также могут быть колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета.
Алкидная автоэмаль
Алкидные автоэмали, как правило, выпускаются на рынке в виде готовых к использованию банок с определенными цветами.
Алкидные и акриловые автоэмали менее дорогие и поэтому чаще всего используются на коммерческом транспорте и спецтехнике, а также классических моделях ВАЗ. На современных же автомобилях практически везде используются базовые краски с металлик-эффектом под лаком, при этом некоторые дорогие комплектации моделей автомобилей используют и более дорогие перламутровые краски.
Совместимость покрытий при ремонте
При ремонте ЛКП правильнее всего использовать покрытия одного типа и максимально избегать сочетаний, особенно с алкидными эмалями. Но если доступ к материалам ограничен, то необходимо соблюдать следующие правила.
Общие правила для автоэмалей
Стоит учесть, что для всех видов лакокрасочных материалов (с отвердителями и без них) время высыхания во многом зависит от влажности воздуха и температуры окружающей среды. Поэтому все лакокрасочные материалы имеют описание и инструкции по применению от производителя (окружающая температура, кол-во слоев, пропорции смешивания, размер дюзы для нанесения, условия сушки и т.п.), которые необходимо обязательно соблюдать.
Соблюдая все эти правила Вы непременно получите требуемый качественный результат при ремонте автомобильного ЛКП.
Автомобильный лак, типы, характеристики
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
В этой статье мы подробно разберёмся, что такое автомобильный лак, какие типы лаков бывают, какие имеют характеристики.
Система заводского защитного покрытия автомобиля состоит из нескольких слоёв. Первым идёт первичный антикоррозионный грунт, который наносится электростатическим способом. Далее идёт грунт, сглаживающий все мелкие неровности. Потом идёт финишное покрытие, состоящее из базового пигментного слоя, за которым следует прозрачный слой лака. Он обеспечивает защиту базы, долговечность, устойчивость к царапинам. Этот слой защищает краску от выцветания, вызываемого ультрафиолетовыми лучами солнца, придаёт ей блеск и глубину.
Содержание статьи:
Что такое автомобильный лак?
Автомобильные лаки были впервые разработаны в конце 1970‑х годов, когда систему окраски разделили на две части: пигментный базовый слой и бесцветный прозрачный слой. К 1980‑м годам система окраски с использованием прозрачного слоя стала популярной.
Устойчивость к коррозии обеспечивает не только прозрачное покрытие, а все слои ЛКП, включая специальный грунт.
Основные требования к автомобильному лаку: хорошая адгезия к базовому слою, блеск, ровное растекание по поверхности, защита от внешних воздействий, отсутствие пожелтения, эластичность даже при ‑20°C.
Лак обычно дешевле, чем многие краски, поэтому увеличивает толщину ЛКП, не добавляя много к общей стоимости.
Грубо говоря, лак — это краска без пигмента. Он состоит из нескольких химических компонентов:
На всех ли машинах есть лак?
Не на всех автомобилях имеется лаковый слой. Финишное не лакированное покрытие называется однослойной краской. Лакированное покрытие называется двухслойной краской или ЛКП. Сейчас 95% продаваемых машин покрыты лакированной краской.
Есть машины, не имеющие верхнего прозрачного слоя. Это некоторые цвета без эффекта «металлик» и «перламутр». К примеру, белый — один из самых последних цветов, которые стали лакировать. Это, как правило, делается для экономии средств, а также из-за прощающего характера белой краски. Она дешёвая, на ней не видны мелкие дефекты, а процесс старения менее заметен, по сравнению с любыми другими цветами. Как правило, белый цвет без прозрачного слоя можно встретить на грузо-пассажирских машинах. Конечно же, такой цвет, как «белый перламутр» к этому не относится. Он лакируется, как все «металлики» и «перламутры».
Толщина плёнки автомобильного лака
Формирование прозрачной плёнки достаточной толщины важно для обеспечения долговечности финишного слоя. Слишком тонкая плёнка может привести к преждевременному её разрушению, отслоению, общему ухудшению внешнего вида. Слишком толстая плёнка может привести к дефектам при окрашивании (к примеру, всплытию растворителя), худшей эластичности. Опять же всё зависит от типа и качества автомобильного лака, его состава, объёма твёрдых компонентов. Эти показатели мы рассмотрим ниже.
Толщина прозрачного слоя может сильно варьироваться в зависимости от панели и производителя авто. Чаще всего рекомендуется наносить автомобильный лак общей толщиной в диапазоне от 30 до 80 микрон. Он должен иметь достаточную толщину для защиты, а также как запас для дальнейших абразивных полировок. При полировке важно следить за тем, какое количество прозрачного слоя удаляется. Для этого можно применять толщиномер (см. статью “использование толщиномера перед полировкой”). Каждый раз при абразивной полировке удаляется примерно 2–3 микрона лакового слоя. В слишком тонкой плёнке остаётся недостаточно ультрафиолетовых поглотителей, чтобы блокировать УФ-лучи, что снижает долговечность ЛКП. Если удалить слишком много лака, это может привести к постепенному обесцвечиванию ниже расположенного пигментного слоя, отслоению, разрушению лакокрасочного покрытия.
Твёрдость автомобильного лака, уровень блеска
Твёрдость автомобильного лакокрасочного покрытия может зависеть от ряда факторов: от состава продукта, количества используемого отвердителя, способа нанесения, влажности воздуха во время отвердевания, от типа сушки, от того, производилась ли абразивная полировка сразу после отвердевания.
Уровень блеска
В большинстве случаев при покраске кузова применяются глянцевые автомобильные лаки. Однако, как альтернативный вариант, существует матовый автолак. Его можно наносить как есть или смешивать с обычным, получая различный уровень блеска.
Lexus с матовым лаком
Уровень блеска у разных автомобильных лаков может отличаться. В основном, он определяется соотношением смолы, затвердевающей после высыхания.
Типы автомобильных лаков по способу нанесения и отверждения
При нанесении автолак должен быть совместим с базовым слоем, на который он наносится, не должен его растворять. Качественные автолаки известных производителей удовлетворяют этим требованиям. Дешёвые марки, разбавленные не специальным разбавителем, могут влиять на базовый слой, вызывая различные дефекты.
Сначала рассмотрим автомобильные лаки по способу нанесения и отверждения, не касаясь подробностей хим. состава, а уже ниже рассмотрим классификацию автолаков по химическому составу.
Типы автомобильных лаков по химическому составу
Химикаты автомобильных лаков несколько отличаются в зависимости от различных потребностей рынка. Почти все системы основаны на акриловых смолах.
По поводу состава и химической структуры автомобильных лаков существует много неясностей. Более подробно о том, что такое полиуретановый, акрил-уретановый и акриловый автолаки, чем они отличаются, мы разберёмся в конце этой статьи.
Содержание твёрдых компонентов в лаке (сухой остаток после отвердевания)
С 2004 года директива ЕС ограничила содержание летучих органических соединений VOC в лакокрасочной продукции. Производители стали изготавливать свои продукты в соответствии с требованиями экологических норм. Так появились лакокрасочные материалы с более низким содержанием растворителей и высоким содержанием твёрдых веществ. Можно выделить три категории лакокрасочной продукции по содержанию в них твёрдых компонентов. Не существует официальных принципов, предписывающих отличать одну категорию от другой, однако, общеизвестное правило выглядит следующим образом:
Допустим, мы используем автомобильный качественный лак зарекомендовавшего себя бренда. Давайте разберёмся, что представляют собой различные лаки с разной концентрацией твёрдых компонентов, как они наносятся, какую плёнку дают после отвердевания.
Как отличаются лаки с разным содержанием твёрдых компонентов при нанесении?
Автомобильные лаки содержат смолу, добавки, растворитель, отвердитель. Объём твёрдых частиц — это объем лака после испарения растворителя и затвердевания.
Коэффициент смешивания лаков
Двухкомпонентные автомобильные лаки требуют смешивания двух компонентов перед их распылением. Это сам лак и отвердитель. Также обычно на упаковке можно найти рекомендации для добавления разбавителя.
Если Вы покупаете лак в магазине, где производится подбор цвета красок, то там обычно могут налить нужное Вам количество лака и дать отдельно нужное количество отвердителя с разбавителем.
Соотношение смеси для двухкомпонентной системы — это соотношение количества смолы и катализатора, необходимых для получения полного отверждения системы. Эти соотношения определяются хим. веществами, входящими, как в состав смолы, так и в состав катализатора, должны соблюдаться, иначе могут возникнуть трудности с отверждением.
Если лак смешать с большим количеством отвердителя, то это может привести к повышению его твёрдости, но также к увеличению хрупкости, снижению ударопрочности. Мало отвердителя приведёт к снижению отверждения и общей прочности. Оба фактора влияют на долговечность лакокрасочного слоя и при нарушении пропорций снижаются эксплуатационные характеристики.
Коэффициент смешивания может выражаться по весу (by weight), объему (by volume). Из-за различий в плотности смолы и катализаторов соотношение по массе и по объему во многих случаях будет разным. Наиболее часто коэффициент смешивания выражается по весу. Тогда правильное количество компонентов измеряется на весах, потом смешивается вместе.
Ассортимент отвердителей и разбавителей позволяет осуществлять процессы от точечного ремонта до полной перекраски при широком диапазоне температур и условий в кузовных мастерских.
Чем отличаются лаки с разным коэффициентом смешивания?
У разных лаков могут быть различные коэффициенты смешивания (10:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1).
Как уже упоминалось выше, это пропорция смешивания, к примеру, 4:1 означает 4 части смолы на 1 часть отвердителя.
В зависимости от рецептуры продукта требуется определённое количество активатора, чтобы образовались полимерные связи.
Для полиуретана обычно требуется много изоцианата, для активации, поэтому коэффициент смешивания у него обычно с большой долей активатора относительно смолы, чем у других систем: 3:1, 2:1 или 1:1.
Результат распыления у продуктов с разными коэффициентами смешивания может быть похожим. Поэтому, как правило, нужно изучать характеристики самого автолака.
Керамолак
В начале 2000‑х компания Мерседес решила создать лак с улучшенной устойчивостью к царапинам для своих автомобилей представительского класса. После изучения различных разработок, было принято решение использовать технологию лака, которая компания PPG применяла для лакирования деревянных полов. Хороший блеск, повышенная абразивная стойкость этого покрытия были получены введением наночастиц диоксида кремния (SiO2). Эти знания легли в основу разработок нового автомобильного керамолака CeramiClear.
Во время работы над новым автолаком решались задачи улучшения долговечности, прозрачности, повышения адгезии, возможности полировки нанесённого керамолака.
Компания PPG обладает 22 патентами на технологии, использованные при создании автомобильного керамолака CeramiClear, которые в основном состоят из трёх изобретений:
Спецразработка компании PPG керамолак CERAMICLEAR для компании Mercedes ‑Benz — это своего рода модефицированный полиуретановый лак. Он очень прочный, при этом эластичный, что не делает его хрупким, обеспечивая лучшую защиту от сколов. Он устойчив к появлению царапин, обладает способностью самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин в процессе последующего нагрева поверхности. Впервые керамолак анонсировали в 2003 году. В следующем году появилась усовершенствованная версия CeramiClear для использования с системой Global Refinish System, получившая впоследствии Золотую награду на Международном Гран-при за технические инновации в автомобильном сегменте Европы.
В этой системе используются наночастицы диоксида кремния. Микроскопические частицы свободно плавают сначала в жидком прозрачном слое, а затем во время сушки внутри специальной камеры при температуре около 140 градусов Цельсия поднимаются на поверхность. Частицы соединяются друг с другом таким образом, что создаётся чрезвычайно плотная и гладко структурированная сеть, значительно более устойчивая к царапинам, чем обычное ЛКП. Твёрдые наночастицы распределены по всему слою, но по большей части сконцентрированы в верхней части CeramiClear.
По словам представителей Мерседес, наночастицы в три раза повышают устойчивость к царапинам, обеспечивают заметно улучшенный блеск на длительный период времени.
Машины с CeramiClear гораздо легче мыть из-за более высокого поверхностного натяжения. Большую часть грязи легче смывать. Остаётся меньше мелких царапин после мойки.
Был также разработан керамолак для ремонта автомобилей, покрытых CeramiClear, обеспечивающий примерно такой же уровень защиты, как и заводской керамолак. Керамолак можно распылить на уже нанесённое обычное ЛКП. После распыления керамолака есть «окно» 12–24 часа, после чего происходит полное затвердевание. Внутри этого «окна» можно отшлифовать ЛКП на мокрую, потом отполировать. В этот промежуток между нанесением и полным затвердеванием керамолак ведёт себя как обычное лакокрасочное покрытие. Рекомендуется полировать через 2–3 часа после покраски.
Технология лаков устойчивых к царапинам
Керамолак компании PPG не единственный стойкий к царапинам лак. Существуют лакокрасочные покрытия, не содержащие наночастиц диоксида кремния, но также способные противостоять царапинам и самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин. Устойчивость к царапинам связана с перекрестно сшитой плотной полимерной матрицей, а также за счёт высокотемпературной сушки для дальнейшего повышения твёрдости.
По сути, простой полиуретановый лак также устойчив к царапинам. Все новые технологии лаков с повышенной стойкостью к царапинам являются его модификациями. Его главное преимущество заключается в том, что при высокой прочности, он остаётся эластичным, не хрупким. Простая полиуретановая плёнка для защиты кузова (см. статью о защите кузова плёнкой) также очень износостойкая, способная восстанавливаться от поверхностных царапин при нагреве. Более подробно лаки с разной химической структурой и их сравнение мы разберём в этой статье ниже.
УФ-отверждение лаков для лучшей устойчивости к царапинам
У стандартных лаков 1K и 2K плотность сшивания полимерной матрицы 8–12 МПа. С ультрафиолетовым отверждением можно получить гораздо большую плотность поперечных сшивок. Однако плотность выше 30 МПа уже не приводит к улучшению устойчивости к царапинам.
Ограничением ультрафиолетового отверждения является нулевое затвердевание в теневых зонах кузова. Сложные трехмерные формы кузова содержат области не попадающие под воздействие ультрафиолетового света. Это соображение привело к разработке лака двойного отверждения с использованием механизма сшивания изоцианатного полиола в дополнение к реакции полимеризации, инициированной ультрафиолетовым излучением. В то время как внешние видимые окрашенные области автомобиля достигают полного отвердевания с помощью двух механизмов, внутренние теневые зоны твердеют за счёт обычного процесса, без применения УФ-лучей.
Акрил, Акрил-уретан и Полиуретан
Акрил используется в самых разнообразных лакокрасочных материалах либо в качестве первичной смолы, либо в качестве сополимера с другими смолами.
Большинство традиционных автомобильных лаков состоят из акриловых и меламиновых смол. Акриловый полимер даёт твёрдость и хим. активность. Чтобы придать хорошие свойства текучести и распыляемости, растекаемости, выравнивания после распыления, для этого часто акриловые полимеры смешивают с разными мономерами.
Уретан в названии лаков не используется в качестве обозначения химиката.
Химический “уретан” не является точным описанием типа смол, используемых в красках. Он также известен как этилкарбамат, очень токсичное хим. вещество, когда-то использовавшееся в фармацевтике, но от него давно отказались из-за его токсичных характеристик. То, что можно обнаружить во многих плёнках красок, является “уретановой связью”. Это ключевой строительный блок, встречающийся в некоторых полимерах, и определяющий эксплуатационные свойства.
В целом лакокрасочные материалы, содержащие “уретановые связи”, обладают большей прочностью и долговечностью.
Акрил-уретановые лаки – отличный продукт, они сохнут быстрее, более прочные и служат дольше акриловых. Они являются промышленным стандартом для автомобильных ЛКП, и за последние два десятилетия во многом заменили акриловые материалы. Это предпочтительный выбор многих автопроизводителей. Акрил-уретановые покрытия прочные и меньше подвержены сколам, чем акриловые. Некоторые ЛКП из акрил-уретанов конкурируют или даже приравниваются к своим конкурентам из полиуретана, но в целом полиуретановые материалы имеют репутацию самых прочных.
Термин “полиуретан” ( PU ) появился давно в прошлом, потому что доминирующей химической группой, присутствующей в полимере, была уретановая группа.
Если придираться к терминам, акрил-уретан также можно назвать полиуретаном (из-за множества уретановых связей), однако настоящий полиуретан и акрил-уретан — это 2 разные системы окраски. Акрил-уретан не настолько эластичен как полиуретан и больше подвержен появлению царапин и сколов. Акрил-уретан не имеет столь же сильной защиты от УФ-излучения, из-за чего к нему часто добавляются УФ-протекторы.
Базовая структура полиуретанового лака отличается мягким сегментом на основе полиола, что придаёт ему гибкость и эластичность. Также имеется твёрдый сегмент с высокой плотностью уретановых сшивок, что придаёт покрытию твёрдость. Таким образом, полиуретаны сочетают в себе прочность и гибкость. При соответствующей рецептуре не существует другого класса продуктов, имеющих лучший баланс адгезии, устойчивости к УФ-излучению, износостойкости и эластичности.
Свойства, которые делают двухкомпонентный полиуретан уникальным, включают в себя следующие:
Пример настоящих полиуретановых лакокрасочных материалов – продукция Imron компании Dupont. В течение последних почти 40 лет они используются преимущественно на грузовом автотранспорте, самолетах и т.п., как наиболее износостойкие. PU-материалы и Imron в частности — самые опасные для здоровья. Большая концентрация изоционатов, входящих в состав активаторов, впитывается в организм человека через кожу и глаза. Как только изоционаты попадают в организм, они не выводятся, а накапливаются в крови, костях, печени, лёгких.. (см. статью “вред здоровью кузовщиков и автомаляров”) При распылении таких материалов важно использовать специальный респиратор, перчатки и защиту для глаз.
Какой лак выбрать?
Наиболее доступным по цене является акриловый лак. В магазинах с продукцией для кузовного ремонта на прилавках чаще всего находится именно он. Выбрав этот продукт проверенного бренда можно получить хорошие результаты при окрашивании кузова. Особенно, если весь процесс подготовки, окрашивания и последующей полировки сделать правильно.
Полиуретановый лак специфичен, наиболее прочный и эластичный. Его можно купить не везде и лучше применять, если автомобиль требует особенно прочного долговременного покрытия.
Акрил-уретановые лаки можно назвать золотой серединой. Они дороже акриловых, продаются у представителей известных производителей лакокрасочной продукции и на порядок лучше акриловых лаков.
В целом сосредоточьтесь на характеристиках лаков и рекомендациях коллег. Обращайте внимание на эксплуатационные данные и объективные обзоры автолака, чтобы убедиться, что вы получаете то, что ожидаете. Кроме того, не используйте цену как показатель качества. Для большинства марок автомобильных лаков и красок цена на сырье и производственные накладные расходы составляют лишь очень небольшую часть от общей стоимости. Большая часть затрат приходится на непомерные маркетинговые бюджеты.
Также читайте статью “покрытие лаком автомобиля” о правильном нанесении автолака.